Задачи рекомендательной библиографии в деятельности школьной библиотеки

Обновлено: 03.07.2024

Цель исследования – рассмотреть теоретические и практические вопросы, связанные с созданием и использованием рекомендательных библиографических пособий для детей.
Задачи исследования:
Выявить издания и публикации, посвящённые данной теме.
Определить теоретический и прикладной аспект рассматриваемого вопроса.
Установить круг проблем системы рекомендательных библиографических пособий на современном этапе.
Систематизировать полученные данные в виде текста и приложений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 2
Система рекомендательных библиографических пособий для детей в России…………………………………………………………….………. 4
Определение основных теоретических понятий………..………. 4
Информационно-библиографические пособия: виды, формы.…..6
Библиографические ресурсы и Интернет-ресурсы по
детской литературе…………………………………………. ……17
Библиографические игрушки для детей в системе пособий рекомендательной библиографии…………………………….…..22
Потребители рекомендательной библиографической
информации о книгах для детей…………………………………………32
Потребители библиографической информации для
детей: теоретический аспект………………………………………32
Потребители рекомендательной библиографической информации: по итогам социологического исследования……..34
Заключение…………………………………………………………………. …..43
Список использованных источников……

На данный момент появилась необходимость в отработке механизма взаимодействия детских библиотек со школьными в определении точек соприкосновения и разрешения споров, связанных с выбором профессиональных приоритетов. При разработке алгоритма совместных действий следует учесть традиционную общую методологию библиотечного дела, не упустить из внимания роль частных факторов: региональных (мегаполис, город, село), типологических (тип библиотеки, гимназия, лицей, школа), объективных (социум), субъективных (сотрудники детской библиотеки, педагоги, родители, учащиеся), содержательных (профиль общеобразовательного учреждения), ресурсных (МТБ, кадры) – и при этом обратить внимание на авторские педагогические и библиотечные программы. При условии развития рекомендательной библиографии приоритетная линия должна быть выбрана в пользу библиографической деятельности.

Библиографы заинтересованы выпускать рекомендательную продукцию, поскольку это еще и банальный отчет об использовании рабочего времени, хотя и сделанный грамотно и с душой, одним словом, профессионально. Потребность в таких издательских формах как библиографический указатель, библиографическое пособие и т. д. не развита в юном читателе, то есть в образовательном пространстве эта продукция не востребована. Остается работать по заказу. А будет ли заказ у детских библиотек?

Формированием заказа как раз и целесообразно заниматься конкретному общеобразовательному учреждению. Схема проста: библиотека изготавливает – школа реализует. При таком подходе решается проблема недостатка кадровых и материальных ресурсов. Одним словом, создается корпорация с единой целью, задачами, функциями, результатом. Рекомендательная библиография, на мой взгляд, должна стать действенной.

Содружество библиотек направлено, прежде всего, на развитие интереса у учащихся, который проявляется в потребности и затем формулируется в запросе. В результате совместных действий объединяется потенциал двух творческих и профессиональных коллективов (библиотеки и школы), тем самым программируется позитивный эффект в общении, в чтении, в образовании.

На данный момент инициатива по созданию рекомендательной библиографии исходит прежде всего от единичных культурных учреждение регионального значения, о чем сказано выше.

Возрождение рекомендательной библиографии – возрождение традиций чтения в стране.

Рекомендовать, руководить, учить, помогать, передавать опыт, сохранять традиции. Где же свобода выбора? Миссия старшего поколения (библиотекарей, педагогов, родителей) – сориентировать юных (показать координаты личности в духовном пространстве и материальном мире) и довести до камня размежевания путей (помните, русские народные сказки?), то есть научить определять себя в свободе, свободу в себе.

Выбираем, определяем, осмысливаем, двигаемся. Движение – жизнь. Вектор эволюции знаний – в единстве всех образовательных методов, одним из которых и является рекомендательная библиография.

1. Ивашина М.В. Весенние странствия // БШ. – № 12. – 2005.

2. Диомидова Г.Н. Библиографоведение. – СПб. : Профессия. – 2002.

3. Иванова Е. Режиссер, сценарист, критик – и все за одно лето // БШ. – № 1. – 2003.

Читатель формируется в детстве. Корень многих сегодняшних проблем массового чтения / нечтения надо искать именно здесь. Утверждения о том, что дети не читают, мало читают, читают не то, – не сходят со страниц печати. Все они лишь фиксируют суть проблемы, но нисколько не продвигают к ее решению. В связи с этим видится актуальным обратить самое пристальное внимание на возрождение рекомендательной библиографии как одного из путей активизации чтения и формирования личности в нашем обществе.

Действительно, библиография, может помочь любому человеку – школьнику, студенту и ученому. Потому, что она, как средство интеллектуального доступа к источникам информации выполняла и продолжает выполнять важную социальную миссию – повышение информационного, образовательного и культурного уровня личности и общества.

Рекомендательная библиографическая информация особенно важна для юных читателей и руководителей их чтения. Она помогает им ориентироваться в современном книжном потоке, содействует обучению и самовоспитанию, самообразованию, формированию биб­лиографического мышления, читательской культуры и в целом развитию творческого потенциала личности.

Для работников детских библиотек, как ни для кого другого, ясна необходимость использования воспитательного потенциала лучших детских книг в работе с детьми.

Рекомендательная библиография литературы для детей и юношества возникла во 2-й половине XIXв.

Первые библиографические пособия по детскому чтению создавались разными обществами, комиссиями и персонально библиографами. Назовем несколько известных библиографов конца XIX–начала XXв.:

Надо сказать, что Ф. Г. Толль старался вводить в детско-юношеское чтение книги многих жанров, но особое внимание уделял религиозно-нравственной литературе, что отражало его личные убеждения. Несмотря на то, что его указатель носил ярко выраженный рекомендательный характер, в 60-х гг. это было единственное библиографическое пособие, позволяющее иметь представление о книгоиздании детской литературы. До выхода указателя Толля детская литература учитывалась в общих библиографических указателях, издательских и книготорговых каталогах.

В области рекомендательной библиографии литературы для детей и юношества в начале XX века были широко известны имена А. И. Лебедева, Н. А. Малиновского, А. Е. Королькова, Н. В. Чехова и др. Все они внесли вклад в развитие критериев оценки и отбора литературы для детей.

В первые годы советской власти рекомендательная библиография имела ярко выраженный педагогический характер.

Перечислим некоторые замечательные библиографические работы того времени.

Серия рекомендательных библиографических бесед о книгах "За страницами вашего учебника", адресованная подросткам, состоит из трех циклов: 1) многоотраслевые рекомендательные пособия; 2) отраслевые пособия, рекомендующие литературу по определенной учебной дисциплине, отрасли знания (история, литература, география и т. д.); 3) проблемно-тематические рекомендательные пособия.

В 1992 году отдел рекомендательной библиографии РГДБ переиздал весь первый цикл пособий серии "За страницами вашего учебника".

По прошествии десятилетия профессионалы убедились, что наряду с идеологической составляющей, библиотеки отказались от двух важнейших функций, без которых просветительство невозможно. Речь идет об отборе и оценке изданий.

Как обстоят дела с рекомендательной библиографией детской литературы сейчас?

Потребность в информации у наших пользователей за последнее десятилетие выросла многократно. Есть и желание читать. Но нет навыков в подборе информации. Ориентиром при выборе все чаще становится реклама или просто яркая обложка. Но, как отмечал еще Белинский, чем читать плохие книги, лучше не читать совсем.

Чтение детей и подростков перемещается в Сеть. Интернет стал занимать очень большую долю, значительно потеснив печатные источники.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что веблиография уже стала одним из важных направлений работы библиотеки. Создание веблиографических указателей - дело интересное и нужное, потому что навигация в ресурсах Интернет очень важна, особенно для читателей детских библиотек.

Анализируя рекомендательную библиографию детской литературы в Интернете считаем возможным констатировать:

· сегодня рекомендательная библиография стала более видимой и доступной миллионам читателей;

· развитие рекомендательной библиографии в электронной форме - это отражение профессионального мастерства и творчества библиотекарей/библиографов библиотек для детей, которые первыми приступили к информатизации своей деятельности; в решении сложной задачи социализации ребенка, воспитания читательской культуры с юных лет ее роль и место в жизни растущего человека -- удаленного пользователя трудно переоценить;

· эффективность рекомендательной библиографии как средства ориентации в детско-юношеских литературных потоках и массивах благодаря интернет-технологиям будет возрастать;

Рекомендательная библиография детской литературы на сайтах библиотек должна быть разнообразной, занимательной, а самое главное -- интересной, причем не только детям, но и взрослым.

Отметим Интернет-ресурсы, которые могут быть полезны ребенку в выборе литературы для чтения, ресурсы, ориентированные на свободное, радостное, развивающее чтение:

Сегодня один из самых крупных центров рекомендательной библиографии детской литературы – это Российская государственная детская библиотека (РГДБ), выпускающая значительную часть всех пособий для детей и организаторов детского чтения.

Главная цель сайта – регулярное информирование о современной литературе для детей и профессиональные рекомендации руководителям чтения.

Он представляет собой ежеквартальный аннотированный каталог современной детской литературы.

Цель каталога – помогать библиотекарям страны ориентироваться в потоке детской литературы, издающейся на русском языке, и комплектовать фонды своих библиотек интересными и качественными современными изданиями.

Каталог носит рекомендательный характер. В него входят не все книги, увидевшие свет в течение трёх месяцев, а от 90 до 100 изданий ежеквартально.

ВебЛандия предлагает 14 рубрик. Каждая рубрика, в свою очередь, включает подрубрики, количество которых гораздо больше – их 75.

Кроме библиотекарей, материал сюда может прислать любой пользователь, если предложенный им сайт соответствует критериям.

Здесь собрано более полутора сотен произведений: сказки народов мира, авторские сказки, детские повести и рассказы на любой вкус.

Практически все областные библиотеки имеют свои сайты, каждый их которых интересен по своему.

Наполнение сайта самое разнообразное, от создания одного или нескольких информационных проектов (полнотекстовая БД), до организации виртуальных выставок и молодежных форумов.

Эффективность рекомендательной библиографии как средства ориентации в детско-юношеских литературных потоках и массивах благодаря интернет-технологиям будет возрастать.

В последнее время большое значение приобрела издательская деятельность библиотек, как одно из направлений информирования пользователей, продвижения книги и чтения.

Библиотеки выпускают широкий круг библиографической продукции для разных категорий пользователей, ориентируясь на их читательские запросы и потребности, учитывая возрастные особенности.

Оформлено несколько разделов каталога, куда отобрана лучшая новая и ранее изданная литература по теме.

Рекомендательная библиография детской литературы прошла интересный путь становления и развития.

А есть ли у рекомендательной библиографии будущее? Думается, что рекомендательная библиография, конечно, будет развиваться и приобретать новые формы вместе с идущими вперед информационными технологиями.

Форма библиографического пособия может быть любая - книжная или электронная, а конечный результат и качество информации зависят от уровня профессионализма библиографа, его понимания и знания особенностей психологического восприятия информации детьми разного возраста.

Тенденции современного развития рекомендательной библиографии

Размышляя на страницах профессиональной прессы о современном состоянии российской рекомендательной библиографии, наши коллеги выделяют несколько новых тенденций.

В настоящее время активно развивается Интернет-библиография. Ее главными качествами должны быть доступность и качественное аннотирование материала, грамотное оформление.

Книга, традиционная печатная продукция становятся не единственной профессиональной ценностью библиотекаря, рядом с ними формируется новый блок носителей информации.

Библиографические пособия-игрушки – не новая, но по-прежнему актуальная форма библиографического пособия для детей.

Создаются мультимедийные диски по тем или иным актуальным темам.

В создании системы рекомендательных библиографических пособий по детской и юношеской литературе в перспективе все более будет возрастать доля участия не только государственных библиотек, но и муниципальных, универсальных, отраслевых детских и юношеских библиотек новых коммерческих структур, связанных с проблемами воспитания подрастающих поколений. Подводя итог выше изложенному можно констатировать следующее: Очевидными становятся такие направления и задачи рекомендательной библиотеки литературы для детей и юношества как:

  • создание круга чтения для каждой возрастной группы юных читателей в целях содействия обучению учащихся и гуманизации лич­ности, ее самореализации, развитию творческих способностей;
  • разработка критериев системы рекомендательных библиографических пособий для читателей — детей, подростков, юношества и руководителей их чтения;
  • определение с помощью маркетинга приоритетных проблем, тем, вопросов, по которым необходима рекомендательная библио­графическая информация читателям – школьникам разных возрастных групп и руководителям их чтения;
  • развитие педагогических функций рекомендательной библиографии литературы для детей и юношества;
  • изучение библиографических потребностей читателей – учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, образовательных учреждений нового типа: школ-лицеев, гимназий, колледжей, православных гимназий, воскресных школ, крупных частных образовательных учреждений и т. д.;
  • координация научно-исследовательской работы и практической рекомендательно-библиографической деятельности в области детской и юношеской литературы.
  • оснащение всех процессов рекомендательно-библиографической деятельности детских и юношеских библиотек автоматизированными технологиями.

Древняя эмблема библиографии – золотой ключ. Как говорил один знаменитый писатель, спокойствие и отдохновение, прилив сил и счастье отыщет в библиотеке всякий, кто обладает этим ключом, отворяющим таинственную дверь в мир информации. В наш век, когда публикации и книги выходят тысячами, когда появился еще один кладезь всевозможных сведений – компьютер, распределить мощный информационный поток, осуществлять библиографическую деятельность стало жизненно необходимо.

Актуальность. В последние годы в Российском обществе всё чаще поднимается вопрос об отсутствии интереса к чтению. Причём не только у подрастающего поколения, но и у взрослых людей.
Чтение по своей сути было и остаётся единственной интеллектуальной технологией освоения накопленного человеческого знания. Уровень интеллекта нации, стабильность её развития и процветания, конкурентоспособность страны непосредственно определяется именно уровнем и качеством чтения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Рекомендательная библиография в России: основные характеристики………………………………………………………………….9
Рекомендательная библиография: сущность, цели, задачи,
функции………………………………………………………………. 9
История становления рекомендательной библиографии … 11
Глава 2. Основные проблемы и тенденции развития рекомендательной библиографии на современном этапе………………………………………..19
2.1. Рекомендательная библиография в просвещении и образовании:
современное состояние………………………………………………19
2.2 Роль рекомендательной библиографии в чтении и детей и
юношества…………………………………………………………….21
2.3 Перспективы развития рекомендательной библиографии……24

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

Четвёртый комплекс составляют проблемы обоснования и разработки типологии пособий рекомендательной библиографии, структурирования кругов чтения как основополагающей формы развития рекомендательной библиографии., выявления аксиологической ценности библиографируемых объектов, учёта параметров восприятия текста, стимулирования читательской активности (М. Г. Вохрышева, А. М. Горбунов, С. И. Коровицына, А. П. Куликова, С. А. Трубников, Ю. М. Тугов и др.) [5, с. 27].

Чтение в России к кон. 20 в. оказалось под влиянием, с одной стороны, реформы системы образования, с другой – вторжения аудиовизуальной информации в структуру свободного времени. Произошла резкая поляризация читательских предпочтений: прагматические цели на одном полюсе и развлекательные – на другом. Самообразовательные цели чтения, реализацию которых в основном обеспечивала рекомендательная библиография, стали занимать более скромное место. Н. Е. Добрынина выделила основные взаимопроникающие функции рекомендательной библиографии: информационная, просветительская, образовательная, воспитательная. Все они направлены на развитие духовного мира человека и обеспечение его потребностей. Просветительство продолжает оставаться для рекомендательной библиографии главной функцией [12, с. 856].

Глава 2. Основные направления и перспективы развития рекомендательной библиографии на современном этапе

2.1. Рекомендательная библиография в просвещении и образовании: современное состояние

К настоящему времени в нашей стране организационно сложилась система рекомендательной библиографии, включающая российские библиотеки: российскую государственную библиотеку (РГБ), Государственную юношескую библиотеку (ГРЮБ) и ГПНТБ России. Второй уровень составляют библиотеки субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей. В своей совокупности на этих двух уровнях создаются рекомендательные библиографические пособия универсального, комплексного, отраслевого и тематического содержания в помощь общему (политическому, политехническому, эстетическому) образованию и самообразованию и т.д.

И наконец, третий уровень, который представляют различные органы ГСНТИ (в том числе и библиотеки), создающие пособия рекомендательной библиографии в помощь профессиональному образованию и самообразованию рабочих массовых профессий, служащих, повышению квалификации специалистов.

Главным центром в области теории и практики рекомендательной библиографии является по прежнему РГБ, основные направления деятельности которой составляют: подготовка рекомендательных пособий, организационно-методическая работа, научно-исследовательская работа. Она создает рекомендательные библиографические пособия универсального содержания. Специфическую роль играет в системе рекомендательной библиографии РНБ, основное внимание, уделяя проблемам обслуживания массовых профессий работников промышленности и сельского хозяйства. ГПНТБ России является головным центром рекомендательной библиографии по отношению к научно-техническим и специальным библиотекам различных ведомств, входящим в ГСНТИ [5, с.27].

К сожалению, современные крупные библиотеки на сегодняшний день не имеют возможности передачи подготовленных пособий в библиотеки всех уровней, так как подготовка рекомендательного пособия это дело трудоёмкое и долговременное конечный продукт то есть пособие имеет довольно высокую цену. Покупать пособия могут себе позволить далеко не все библиотеки в первую очередь из-за отсутствия должного финансирования [31, с. 99].

Таким образом, рекомендательная библиография в нашей стране не утратила своей функции, хотя несколько видоизменилась, уйдя от назидательности, пропаганды и руководства.

2.2 Роль рекомендательной библиографии в чтении и детей и юношества

Чтение и воспитание будущих граждан – важнейший стратегический ресурс российского общества, от состояния которого зависит будущее страны, вот почему вопрос о том, что читать детям, становится сегодня особенно актуальным, а информационная деятельность, связанная с поиском и отбором информации для работы с детьми, формированием информационной культуры, приобретает государственное значение [29, с. 30].

Не случайно рекомендательная библиография литературы для детей и юношества возникла, как область педагогическая. Важнейшей общественной функцией этого вида библиографии является педагогическая, которая в пособиях для самих читателей-детей проявляется непосредственно в методике библиографирования литературы, а в рекомендательных пособиях для руководителей детского чтения действует опосредованно [25, с.67].

Воздействую (непосредственно или опосредованно) на круг чтения ребёнка, способствуя его читательскому развитию, рекомендательная библиография литературы для детей и юношества решает педагогические задачи по формированию личности юного читателя, его социализации.

Важнейшей особенностью рекомендательных библиографических изданий для детей и юношества является то, что они одновременно адресуются как читателям – учащимся разных возрастных групп, так и организаторам (учителям, библиотекарям, родителям) детского и юношеского чтения. И те и другие нуждаются в надёжном руководстве и помощи: взрослые в систематической информации о литературе, в отборе книг для чтения детей и в методических рекомендациях по работе с книгой, дети так же в доступной и понятной им информации о книгах, в советах по организации и углублению чтения, овладению знаниями, умениями и навыками в области информационной культуры [13, с. 50].

На сегодняшний день в нашей стране благодаря реформе в области образования появилось многообразие форм общеобразовательных учреждений (традиционные школы, лицеи, гимназии и пр.), широкий выбор вариантов учебных программ, большей частью авторских, видеокурсы, введение в активный оборот произведений русского зарубежья, религиозных текстов, материалов на иностранных языках, первоисточников по философии, праву, введение в учебные планы новых дисциплин – политологии, социологии, экономики, маркетинга и менеджмента, экологии и т.п. – всё это формирует новые потребности учителей и обучающихся. В связи с этим возникает необходимость в подготовке рекомендательных пособий способных помочь юному читателю сориентироваться в потоке литературы предназначенной в помощь учебному процессу.

Так же появилась необходимость в создании рекомендательных библиографических пособий по отдельным предметам, которые предоставляли бы возможность выбора материалов учащимися (для выбора дополнительной литературы к классным занятиям по изучаемым предметам).

Исследование, проведённое PISA в 2006 году, показало, что в России чтение научно-популярной литературы находится на очень низком уровне. Это и не удивительно современная наука продвигается, что называется семимильными шагами, а на полках многих библиотек отраслевая литература пополняется новинками только в читальных залах, а на витринах большинства книжных магазинов представлена в основном художественная литература [29, с.33].

Таким образом, перед современней рекомендательной библиографией остро стоит ещё один вопрос, вопрос просвещения подрастающего поколения. Функцию издания рекомендательных пособий просветительского характера взяли на себя библиотеки государственные, областные, краевые, центральные городские.

Таким образом, проблемы молодёжного чтения в России сегодня выходят на первый план, приобретают государственное значение. Чтобы помочь молодым людям в получении дополнительной информации в образовании, самообразовании и просвещении библиотеками активно используются приёмы рекомендательной библиографии. Рекомендательная библиография литературы для детей и юношества сегодня развивается параллельно, как на бумажных, так и на электронных носителях. Широкое использование новейших информационных технологий профессионалами и всё более увеличивающаяся аудитория пользователей – важнейшие условия информирования читателей о лучшей издательской продукции, в том числе и в образовании и просвещении.

2.3 Перспективы развития рекомендательной библиографии

За последние 10 лет значительно расширились рамки рекомендательной библиографии, пособия включают в себя не только общеизвестную и общедоступную информацию, но и отражают ранее закрытые, спорные темы, предоставляют новые источники. И, наконец, меняется ситуация в плане жанрового и тематического разнообразия рекомендательных пособий, появляются календари-альманахи, иллюстрированные календари, хроники, летописи, дайджесты, пресс-дайджесты, путеводители, каталоги и т.д. Все чаще в подобных изданиях присутствует поясняющий, сопроводительный текст, знакомство с проблемой.

В связи с активным внедрением в практику работы библиотек всех уровней компьютерных технологий у библиотек появилась возможность, сохраняя и развивая традиционные методы отбора и систематизации информации, кардинально изменить и расширить возможности продвижения интеллектуально чтения. Идя в ногу со временем, рекомендательная библиография получает свою вторую жизнь, потому что продолжает оставаться навигатором в потоке информации.

Уровень компьютеризации современных библиотек позволяет сегодня изобретать и осуществлять на практике инновационные методы донесения библиографической информации до читателей.

Рекомендательная библиография в сети имеет ряд достоинств. Из технических и технологических решений можно выделить, например достоинства для детей:

Читайте также: