Задача психолого педагогического сопровождения на этапе начальной школы

Обновлено: 02.07.2024

Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Учится воспитывается человек не только в начальных классах, но и в средних ,и в старших, и всю жизнь. Но в начальных классах закладывается, то что будет развиваться и укрепляться с возрастом.

Младший школьник - еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. А моя задача состоит в том, чтобы помочь учителям, родителям, обеспечить их необходимой информацией об особенностях психических процессов и психологических свойств учащихся для успешного овладения ими способами учебной деятельности, составить индивидуальный план работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, а также помочь самим ребятам овладеть способами учебного труда.

Поэтому основными направлениями в моей работе как педагога-психолога начальной школы является диагностико-аналитическая и коррекционно-развивающая деятельность.

Работа ведется по трем основным блокам (все три блока взаимосвязаны между собой).

Работа с педагогами осуществляется через проведение психолого-педагогических семинаров-практикумов, где я даю не только теоретический материал, но и больше подкрепляю практическим, который педагоги могут применить в своей работе.

Провожу индивидуальные и групповые консультации по подготовке к МППК по переходу учащихся из начальной школы в основную, по адаптации первоклассников, обеспечиваю необходимым материалом для его подготовки, т.е. что должны подготовить педагоги к МППК (в том числе это заполнение специальных бланков психолого-педагогического статуса учащихся, а также какую характеристику и в какой форме они должны предоставить).

Провожу консультации по учебной деятельности и воспитанию детей, и как правильно выстраивать работу с учащимися и их родителями.

Работа с учащимися

В начале года я провожу психологическое обследование учащихся с целью выявления уровня их актуального развития, выявляю детей, нуждающихся в коррекционно-развивающих занятиях, в основном это дети группы риска (если требуется, то провожу углубленную индивидуальную диагностику). Коррекционная работа направлена на развитие познавательной, эмоциональной, социально-волевой сфер личности ребенка. В конце года провожу повторную диагностику, готовлю МППК, оказываю консультативную помощь учащимся.

В связи с переходом на гимназическое образование одним из требований к выпускникам начальной школы является развитие личности в целом. С учетом этого, одно из направлений учителей начальной школы- это формирование ключевых компетентностей младших школьников. В этом направлении, совместно с педагогами, ведется целенаправленная работа.

Большое внимание уделяется мониторингу личностного развития учащихся

Работа с родителями.

В начале года провожу плановые родительские собрания по теме: “Психологические особенности учащихся младших классов”

(по параллелям), а также по данным психологических исследований, где даю рекомендации по обучению и воспитанию детей данного школьного возраста, в течение года провожу индивидуальные и групповые консультации с родителями учащихся группы риска, совместно выстраиваем программу действий работы с ребенком (если необходимо- провожу совместные консультации: родители + дети).

В конце года я провожу традиционные родительские собрания для выпускников начальной школы по теме: “Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено”.Родительские собрания проходят в нетрадиционной форме- это круглые столы, родительские лектории и другие формы работы.

Основной формой работы в преемственности всех служб начальной и основной школ- является МППК. На консилиуме мы рассматриваем актуальное состояние ребенка, его проблемы, разрабатываем программу его дальнейшего развития. Данные об ученике заносятся в психолого-педагогическую карту развития и ее я передаю психологу основной школы.

Психологическое сопровождение детей при переходе из начальной школы в основную, адаптация первоклассников осуществляется по следующим параметрам:

1 параметр- это мотивационная сфера

2 параметр- это познавательная сфера

3 параметр - это рефлексия (как новообразование)

4 параметр- это уровень развития ученического коллектива (социометрия)

5 параметр - это развитие произвольности

6 параметр - это эмоциональная сфера (тревожность)

7 параметр - это самооценка, “Я – концепция”

Осуществление психологического мониторинга в данном объеме, с моей точки зрения, информационно обеспечивает педагогическое прогнозирование- “ специально организованный комплекс научных исследований, направленных на получение достоверной опережающей информации о развитии соответствующих педагогических объектов с целью оптимизаций содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности”

Согласно результатов исследований наблюдается положительная динамика в личностном развитии младших школьников, а это подтверждает эффективность обучения детей по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения, любой образовательной системы. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связывается с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение. Современные тенденции модернизации образования, проявляющие себя, в том числе, в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе. Психолого-педагогическая помощь представляет собой ответ науки и практики на требования общества гарантировать сопровождение и поддержку любому ребенку, в том числе, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью.

В современной социальной ситуации констатируется необходимость в психолого-педагогическом сопровождении учащихся, которое призвано гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.

Психолого-педагогическое сопровождение – это система совместной деятельности педагога и психолога, предполагающая разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, индивидуальное развитие через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика.

1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе. Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка, а не искусственно задает ему цели и задачи. Таким образом, главным приоритетом становится безусловная ценность внутреннего мира каждого ученика, его потребностей, целей, и ценностей его развития.

2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. Однако учитель не должен делать выбор за ребенка, тем самым, снимая с него ответственность за принятое решение. В процессе сопровождения учитель, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических) побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.

3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

В идее сопровождения последовательно осуществляется принцип вторичности его форм и содержания по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое учителем, не ставит своей целью активное направленное воздействие на те социальные условия, в которых живет ребенок и ту систему воспитания, которую выбрали для него родители.

Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального в конкретной ситуации личностного развития и обучения.

Концептуальные следствия идеи сопровождения.

Сопровождение рассматривается как процесс, как целостная деятельность учителя и психолога, в рамках которой могут быть выделены два компонента:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьного обучения при помощи психолого-педагогической диагностики.

С первых минут нахождения ребенка в школе начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом учитель имеет четкие представления о том, что именно он должен знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено. Он учитывает также, что в процессе сбора и использования такой психолого-педагогической информации возникает множество серьезных этических вопросов.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся, их успешного обучения и воспитания.

На основе данных психодиагностики заполняются индивидуальные карты развития ребенка, определяются условия его успешного обучения и воспитания. Реализация данного пункта предполагает, что подходы и требования к детям со стороны учителя не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями. Особое внимание уделяется тем детям, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых норм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии.

Основные направления деятельности:

Направление 1: Психолого-педагогическая диагностика

Цель: информационное обеспечение процесса сопровождения.

Диагностические данные необходимы:

- для составления индивидуальной траектории развития каждого учащегося (на основе карты психолого-педагогического сопровождения);

- для выбора средств и форм организации учебной деятельности школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения;

- для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии.

Направление 2: Психолого-педагогическая коррекционная и развивающая работа

Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка, учитывая результаты диагностирования. Необходимо работать со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных проявлений.

Направление 3: Консультирование и просвещение родителей.

Цель: создание социально-психологических условий для привлечения семьи и сопровождение ребенка в процессе школьного обучения; создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

В процессе обучения учащихся выстраивается индивидуальная траектория развития каждого ребенка, по которой осуществляется его психолого-педагогическое сопровождение.

Траектория развития ребенка отслеживается на трех этапах:

I этап – начальный (подготовка к школе и 1 класс)

II этап – основной (2-3 классы)

III этап – заключительный (4 класс)

На каждом из этих этапов проводятся мониторинги:

- учебных достижений по дисциплинам учебного плана;

- уровня развития общеучебных интеллектуальных умений и навыков;

- уровня развития психических процессов;

- уровня учебной мотивации;

I этап сопровождения - начальный

Сопровождение на этапе подготовки к школе

Цель: повышение уровня готовности детей к школе .

1. Осуществление плана предшкольной подготовки.

2. Формирование мотивации к обучению.

3. Формирование адекватной самооценки.

4. Развитие познавательных процессов.

5. Формирование произвольной сферы.

6. Развитие тонкой моторики пальцев рук.

1. Осуществление плана предшкольной подготовки.

Предшкольная подготовка организуется в рамках образовательного учреждения. Занятия направлены на повышение уровня готовности и облегчение процесса адаптации к школе. Кроме обучающих занятий, обязательно планируем и проводим занятия, развивающие навыки общения со сверстниками и взрослыми, совершенствующие игровые умения, способствующие воспитанию организованности, нравственности, трудолюбия и дружелюбия, что позволяет детям более успешно осваивать свой новый статус и новую деятельность. Также проводим консультации родителей по проблемам развития детей и психологической готовности к школе. Рекомендации родителям оформляем в виде памяток.

2. Формирование мотивации к обучению.

Уже на этапе подготовке к школе начинаю формировать мотивацию к обучению (внутреннюю позицию школьника). Проводятся разъяснительные беседы с родителями, направленные на повышение мотивации будущего школьника.

3. Формирование адекватной самооценки.

Большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и поведение ребенка в целом оказывают самооценка и уровень притязаний. Под уровнем притязаний понимается степень трудностей целей, которые человек ставит перед собой. Самооценка и уровень притязаний могут быть адекватными и неадекватными (завышенными и заниженными). Если самооценка ребенка адекватная – он будет рассчитывать на то, что все в жизни ему будет отлично удаваться; зная свои недостатки, он сможет их учесть, а уверенность в себе поможет ему реализовать свои способности. Родителям предлагается заполнить анкету для определения уровня самооценки своего ребёнка. Для повышения самооценки разработаны памятки для родителей .

4. Развитие познавательных процессов.

Следующий этап – формирование и развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения). Это самая длительная и объемная работа. Она начинается на этапе подготовки к школе и длится на протяжении всех четырех лет обучения. Все вышеперечисленные познавательные процессы развиваются в результате упражнений. Такие упражнения я стараюсь проводить на каждом занятии, а потом и на уроках.

5. Формирование произвольной сферы.

Приходя в школу, ребенок сталкивается с различными школьными правилами и требованиями. Каждое такое правило требует, чтобы ребенок подчинял ему свои действия, мысли, желания, умел сдерживаться и контролировать свое поведение. Если ребенок отличается повышенной двигательной активностью, если он непоседлив, импульсивен, и рассеян, на эту сторону психического развития следует обратить особое внимание. Сформированность произвольной сферы ребенка поможет ему быстрее и легче адаптироваться к школе. Для развития произвольной сферы использую различные упражнения .

6. Развитие тонкой моторики пальцев рук.

Тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму. Упражнения на развитие тонкой моторики провожу на каждом занятии по подготовке к школе и впоследствии на уроках и во время физминуток. Детям с низким уровнем развития мелкой моторики составляю комплекс индивидуальных упражнений, которые они проводят дома вместе с родителями.

В сентябре, когда дети приходят в первый класс, проводится стартовая диагностика, включающая:

а) Общую экспресс-диагностику, позволяющую судить об уровне психологической готовности и сформированности учебных навыков на основе изучения: показателя самооценки, особенностей общения, мотивации обучения, уровня сформированности умения учиться, личностных качеств

б) Диагностический тур, направленный на выявление причин низких результатов.

Все данные, полученные с помощью диагностики, заношу в индивидуальные карты развития. Такие карты заводятся на каждого ребенка при поступлении его в школу. С помощью этих карт прослеживается и выстраивается индивидуальная траектория развития каждого ребенка.

Сопровождение адаптационного периода

Цель: создание необходимых условий для быстрого и безболезненного вхождения ребенка в школьную жизнь.

1. Помочь ребенку принять позицию школьника.

2. Помочь осознать появление нового сообщества – класса; ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии.

3. Обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

4. Адаптировать учебный процесс к индивидуальным возможностям каждого ученика.

Для успешной адаптации необходимо выполнение следующих этапов её реализации:

1 этап: создание программы деятельности в адаптационный период с учётом специфики класса и особенностей родительского коллектива.

2 этап: выполнение адаптационной программы.

- Проведение консультативной и просветительской работы, направленной на ознакомление родителей с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям, результатами диагностики.

- Построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями учащихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдения .

- Организация педагогической и психологической поддержки учащихся во внеурочное время: групповые и индивидуальные консультации, тренинг, классные часы, беседы. Подобные мероприятия помогают настроиться на предъявленную школой систему требований, снять чрезмерное психологическое напряжение.

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1класса и предполагает следующее:

- Выявление характера и природы синдрома дезадаптации в каждом конкретном случае, определение путей оказания помощи этим учащимся.

- Оказание родителям данных учащихся психолого-педагогической помощи в форме индивидуальных консультаций (по их просьбе).

- Привлечение специалистов разных профилей (медики, невропатолог, логопед и др.)

- Организация педагогической помощи учащимся, испытывающим различные трудности в обучении с учетом результатов их психодиагностики; методическая работа учителя, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, провоцирующие различные трудности.

- Проведение с учащимися, испытывающими особые трудности в адаптации, социально-психологических и педагогических тренингов.

Основными способами получения информации на третьем этапе являются:

а) экспертные опросы родителей;

б) наблюдение за учащимися во время уроков и внеурочных занятий;

в) диагностика неадаптированных учащихся;

г) анализ материалов предыдущих обследований.

4 этап: Проведение итогового психолого-педагогического консилиума с целью осмысления результатов адаптационного периода и выработки дальнейшей стратегии обучения и воспитания.

Предложенная организация процесса адаптации детей обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности; каждый ребенок имеет возможность адаптироваться в своем индивидуальном темпе.

Повышение адаптивности учащихся вызывает повышение адаптивности родителей, которые активно включаются в процесс организации адаптации ребенка и закономерно приобретают определенные знания и умения в области адаптации.

II этап сопровождения – основной

Адаптирование учебного процесса к личностным особенностям каждого ребенка путем введения в учебно-познавательный процесс элементов новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения новых знаний, умений, навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для раскрытия творческого потенциала и развития личности учащихся.

Цель : выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.

Разрабатывая содержание учебных занятий руководствуюсь следующими принципами :

- Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности.

- При разработке содержания занятий нужно проектировать учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону своего актуального развития, а выполнение работы переводило бы его в зону ближайшего развития (зона актуального развития – это область наличных возможностей ребёнка, зона ближайшего развития – зона потенциальных возможностей, перспектив).

- Оценивается не конечный результат, а процесс его получения, причём, учащегося необходимо сравнивать не с другим, а с самим собой, но вчерашним.

Также на этом этапе продолжаю проводить групповую и индивидуальную развивающую работу с детьми, высокого и среднего уровня развития (различные творческие задания, интеллектуальные игры, участие в конкурсах). С детьми низкого уровня проводится групповая и индивидуальная коррекционная работа. Коррекционная работа направлена на развитие познавательной, эмоциональной, социально-волевой сфер личности ребенка.

На данном этапе диагностический комплекс включает:

1. Изучение скорости реакции (темп, работоспособность)

2. Изучение темперамента

3. Тест Филипса (изучение уровня школьной тревожности)

4. Социометрия (изучение межличностных отношений в классе)

5. Изучение доминирования полушарий мозга

6. Изучение ведущего канала восприятия (диагностика Лурия)

7. Изучение развития мелкой моторики

8. Развитие психических процессов

9. Сформированность приемов учебной деятельности (интеллектуальных, коммуникативных, организационных)

10. Изучение уровня мотивации

III этап – заключительный

Цель: Подготовка учащихся к переходу в среднее звено школы.

1. Выявить изменения в умственном и психическом развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития.

2. Спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе.

3. Определить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного и психического развития, провести работу над повышением интеллектуального уровня учащихся в ходе развивающих занятий.

4. Выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена.

5. Дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения.

Большое внимание уделяется мониторингу личностного развития учащихся.

Диагностика проводится с целью определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене.

Диагностический комплекс включает:

1. Изучение скорости реакции (темп, работоспособность)

2. Тест Филипса (изучение уровня школьной тревожности)

3. Социометрия (изучение межличностных отношений в классе)

4. Развитие психических процессов

5.Сформированность приемов учебной деятельности (интеллектуальных, коммуникативных, организационных)

6. Изучение уровня мотивации

7. Изучение уровня агрессии

Работая над идеей психолого-педагогического сопровождения, делаю вывод:

каждый учитель должен хорошо знать возрастные особенности детей и уметь определять личностные особенности и способности каждого своего ученика, обязан подбирать методы и приемы работы с учетом этих особенностей. Необходимо включение и сотрудничество всех взрослых, окружающих ребенка в процессе обучения и воспитания (учителя, школьного психолога, родителей). Только тогда учебно-воспитательный процесс может быть эффективным.

Анализ результатов диагностик показывает эффективность психолого-педагогического сопровождения:


В статье рассматривается исследование периода адаптации младших школьников в рамках программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации. Цель исследований: обосновать, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе.

Одной из основных задач, остро стоящих перед школой в современных условиях, является повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся. Наиболее значим этот вопрос на начальных ступенях образования, поскольку именно там закладываются познавательные способности личности, познавательные процессы приобретают произвольность и осмысленность, присваивается учебная деятельность.

Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности включает — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

В связи с требованиям ФГОС начального общего образования переходит от традиционного воспитания на формирование таких качества личности, которые необходимы для жизни в современных условиях мобильного общества.

Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Массовое внедрение Федерального государственного образовательного стандарта, основанного на системно–деятельностном подходе.

Психолого-педагогическое сопровождение как особый вид помощи (или поддержки) ребенку обеспечивает его полноценное развитие как субъекта образования на всех ступенях школьной жизни.

Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является значимой, как для педагогики, так и психологии образования. Поскольку от того как пройдет адаптация в школе и успешно пройдет первый год в образовательном учреждение, зависит успешность обучения ребенка, взаимоотношения с педагогом и сверстниками и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение ребенка, родителя и педагога в период адаптации к школе играет наиболее важную роль.

Существенный вклад в развитие содержания проблемы психолого-педагогического сопровождения раскрыли в своих исследованиях отечественные ученые: Э. М. Александровская, М. Р. Битянова, Б. С. Братусь, Е. В. Бурмистрова, О. С. Газман, И. В. Дубровина, Е. И. Исаев, Е.И и другие.

Актуальность данной проблемы связана еще и с тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает создания благоприятных условий для младших школьников в период адаптации к школе в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Цель исследования: обосновать, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе.

Объект исследования: адаптация младших школьников

Предмет исследования: программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе.

Гипотезой исследования является предположение о том, что в процесс психолого-педагогического сопровождения младших школьников позволит повысить уровень общей и эмоциональной адаптации и будет способствовать улучшению отношений с учителем и одноклассниками.

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические особенности процесса адаптации младших школьников к обучению в школе.

2. Изучить теоретические особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников к обучению в школе.

3. Составить программу эмпирического исследования особенностей адаптации младшего школьного возраста.

4. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста в период адаптации к обучению в школе.

Методологическими основаниями исследования выступают:

- подходы к изучению особенностей адаптации и дезадаптации в процессе обучения в школе (А. Л. Венгер; В. Н. Гуров; Т. В. Дорожевец; В. Н. Дружинина; В. П. Зинченко; В. Е. Коган; Петровский М.Г и др.)

- подходы к пониманию психологической готовности к школьному обучению (Л. И. Божович; Н. И. Гуткина; Г. Г. Кравцова; Р. Овчарова;

- подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников (Э. Александровская; М. Битянова; Б. С. Братусь; И. В. Дубровина; Е. И. Исаева и др.)

Методы исследования:

- теоретические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение научных сведений по проблемам изучения а

- методы количественного анализа: критерий математической статистики Вилкоксона.

Таким образом, в результате эмпирического исследования были получены следующие результаты. Большинство 74 % (37 детей) имеют достаточный уровень общей адаптации, положительный уровень эмоциональной адаптации и низкий уровень тревожности. 14 % (7 детей) имеют частичный уровень общей адаптации, амбивальный уровень эмоциональной адаптации и средний уровень тревожности. 12 % (6 детей) имеют недостаточный уровень общей адаптации, негативный уровень эмоциональной адаптации и высокий уровень тревожности.

Исходя из полученных результатов, только 13 детей нуждаются в применение программы психолого-педагогического сопровождения, а остальные 37 детей имеют высокий уровень адаптации и низкий уровень тревожности, поэтому не нуждаются во включении в коррекционную группу.

По результатом теоретического и эмпирического исследования нами была составлена программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к процессу обучения в школе.

Программа составлена на основании закона об образовании и Федерального государственного общеобразовательного стандарта.

Цель программы психологического — педагогического сопровождения: создание благоприятных условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы и повышение уровня адаптации учащихся к особенностям образовательной среды школы, сохранение психологического и физического здоровья школьников.

Задачи:

2. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

Программа была реализована в период с октября 2014 по апрель 2015 года. Занятия с младшими школьниками проводились два раза в неделю по 30–40 минут каждое. В программе приняли участие младшие школьники со средним (20 %) и низким (10 %) уровнем адаптации, всего 15 человек

Программа содержит упражнения, направленные на повышение коммуникативной культуры в детской тренинговой группе; развитие эмоциональной сферы, формирование устойчивой учебной мотивации и самооценки, а также на снижение уровня тревожности.

Ожидаемые результаты:

1. Успешная социально — психологическая адаптация к новым социальным условиям.

2. Повышение интереса к школьной жизни у обучающихся первого класса.

Полное содержание занятий можно посмотреть в приложении 6.

После реализации программы, в апреле 2015 года, нами была проведана повторная диагностика с использование того же диагностического инструментария, целью повторной диагностики было проанализировать успешность психолого-педагогического сопровождения для подтверждения или опровержения гипотезы, для проверки гипотезы мы использовали метод математико-статистического анализа, по критерию Вилкоксона.

Таким образом, по результатам повторной диагностики можно сказать, что программа — психолого-педагогического исследования прошла успешна, это подтверждается результатами повторной диагностики, исходя из которых мы видим положительную динамику: снижение уровня тревожности, в результате чего повышается уровень эмоциональной адаптации, повышение уровня внимания и работоспособности, в результате этого повышается уровень освоения школьной программы все это положительно сказывается на общем уровне адаптации.

Первый год обучения в школе — интересный и сложный период в жизни школьника. В первом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, одноклассники.

Новые условия для ребенка, требуют изменения поведения. Чем быстрее младший школьник включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразует, переосмыслит для себя действительность, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации. Быстро включиться в учебно-воспитательный процесс ребятам мешает ряд психологических проблем.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что одним из показателей успешной адаптации является готовность к школьному обучению — совокупность физиологических и психологических особенностей ребенка, уровень развития его познавательных процессов (мышления, памяти, речи, воображения).

После проведенного исследования, можно сказать, что программа — психолого-педагогического исследования прошла успешно, это подтверждается результатами повторной диагностики, исходя из которых мы видим положительную динамику: снижение уровня тревожности, в результате чего повышается уровень эмоциональной адаптации, повышение. Мы можем сказать, что в процессе проведенного исследования все задачи были решены, поставленная цель была достигнута и гипотеза подтверждена.

Литература:

1. Александровская Э. М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников. Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002.

2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. Москва, Изд-во Совершенство, 2007.

3. Божович Л. И. личность и ее формирование в детском возрасте.

5. Венгер А. Л., Восприятие и обучение.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

7. Глазунов Д. А., Психологич. Развивающие занятия для 1 класса. М.: Глобус 2008

8. Гуткина Н. И., Психологическая готовность к школе.

9. Дорожевец, Т. В. Диагностика школьной дезадаптации,- Витебск,2005.

10. Дружинина В. Н. Современная психология.

11. Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапия и психокоррекции. //Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 2013.

12. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения.

13. Лозгачева О. В. Психолого-педагогическая программ развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста/ УрГПУ — Екатеринбург,2013

14. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет. — М.: Педагогика 2010

17. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).2013

19. Федоренко Е. Ю. Психологические механизмы отчуждения ребенка от учебного процесса: Дис. канд. психол. наук, Красноярск, 2000.

20. Фоминова А. Н. Причины эмоционального дискомфорта учащихся младших классов и условия его преодоления: Дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическое сопровождение, период адаптации, эмоциональная адаптация, повторная диагностика, программа, школа, школьник, проективный тест, ребенок, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период. Автор: Гайнанова Елена Анатольевна.

В период адаптации первичная диагностика проходит по трем направлениям: — характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ.

За основу процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения взята модель организации адаптационного периода детей.

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников.

После введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов существенно изменилась и образовательная ситуация в школе. Одно из важнейших мест в образовательном процессе стало занимать психическое здоровье учеников и.

Организация и содержание психолого-педагогического.

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи образования детей.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи.

Помощь родителям во взаимодействии с детьми в период.

школа, ребенок, родитель, период адаптации, уровень адаптации, адаптация ребенка, классный руководитель, психолого-педагогическая помощь, Проективный рисунок, школьная жизнь.

Социально-психологическая адаптация первоклассников.

Поэтому данные факторы следует учитывать при наблюдении за здоровьем детей в период их адаптации к школьному обучению.

Педагогические условия социально-педагогического.

Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы является главным инструментом в деятельности современной образовательной организации в период адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение детей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период. Автор: Гайнанова Елена Анатольевна.

В период адаптации первичная диагностика проходит по трем направлениям: — характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ.

За основу процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения взята модель организации адаптационного периода детей.

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников.

После введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов существенно изменилась и образовательная ситуация в школе. Одно из важнейших мест в образовательном процессе стало занимать психическое здоровье учеников и.

Организация и содержание психолого-педагогического.

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи образования детей.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи.

Помощь родителям во взаимодействии с детьми в период.

школа, ребенок, родитель, период адаптации, уровень адаптации, адаптация ребенка, классный руководитель, психолого-педагогическая помощь, Проективный рисунок, школьная жизнь.

Социально-психологическая адаптация первоклассников.

Поэтому данные факторы следует учитывать при наблюдении за здоровьем детей в период их адаптации к школьному обучению.

Педагогические условия социально-педагогического.

Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы является главным инструментом в деятельности современной образовательной организации в период адаптации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит планы по психолого-педагогическому сопровождения обучающихся 1-4 классов.

Ростовская область, Миллеровский район, х. Хмызов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

и рекомендована к утверждению

МБОУ Марьевской СОШ

Протокол №1 от 23.08.2019г

приказом по МБОУ Марьевской СОШ

от 23.08.2019г. № 181

психолого-педагогического сопровождения

обучающихся 1-4 классов

на 2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит педагогам осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УДД) как собственно психологической составляющей ядра образования.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД) можно выделить четыре блока :

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Представим названные блоки УУД более подробно.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятия, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений,

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Цель программы – создание социально-психологических условий для развития личности учащихся 1-4 классов и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

Разработка критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций учащихся 1-4 классов;

Систематическое отслеживание психолого-педагогических компетентностей ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;

Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Методы работы: пошаговое обучение (информирование), обучение через погружение.

Формы работы: психолого-педагогическая диагностика, развивающие занятия, лекции и семинары, родительские собрания, консультации.

Контингент: все участники образовательного процесса 1-4 классов.

Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС

Участие в разработке и реализации системы оценки УДД

участие в разработке системы оценивания УДД;

диагностика развития личностных качеств на основе принципа безопасности;

помощь педагогам в анализе и интерпретации результатов

Создание развивающей среды

просветительская и консультативная работа с родителями;

развивающая психологическая работа с педагогами

Развивающие и коррекционные мероприятия с детьми

групповая развивающая работа;

коррекционно-развивающая работа (индивидуальная или подгрупповая);

участие в работе консилиумов

Основные направления деятельности школьной психологической службы

1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.


2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.


3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.


4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.


5. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.


6. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.


7. Психологическое просвещение и образование детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Все обозначенные выше направления работы в рамках психолого-педагогического сопровождения ФГОС отражены в следующих этапах деятельности педагога-психолога.

Этапы реализации программы.

I этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение психологической диагностики УДД в рамках изучения процесса адаптации первоклассников.

2. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

3. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.

4. Включение психолога в методическую работу педагогов, направленную на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

5. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Система групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и целого года 2-го класса и предполагает следующее:

Проведение индивидуальной психолого-педагогической диагностики в отношении школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. Взаимодействие с ПМПК по вопросам определения образовательного маршрута для детей, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.

Организация подгрупповой коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.

Организация групповой развивающей работы с учащимися по развитию УУД.

Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

Просвещение и консультирование педагога по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Участие психолога в методической работе педагогов с целью оптимизации учебного процесса, стиля педагогического общения.

Ш этап (3 класс) – промежуточная диагностика и корректировка дальнейшей работы. Данный этап предполагает следующее:

Проведение промежуточной групповой диагностики во 2 четверти 3 класса (изучение личностных, коммуникативных, познавательных УДД).

Аналитическая деятельность по анализу результативности внедрения ФГОС.

Развивающая – развивающие групповые занятия.

Просветительская работа с педагогами и родителями.

Индивидуальная консультативная работа со всеми участникам образовательного процесса

IV этап - (4 класс) итоговая диагностика, подготовка учащихся к переходу в 5 класс, осмысление результатов проведенной работы в начальной школе

Проведение диагностики психолого-педагогического статуса учащихся, выявление детей испытывающих трудности в учебной деятельности и межличностном взаимодействии.

Организация групповой психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей в 5 классе.

Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики, по вопросам обучения и воспитания детей.

Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся

Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной работы в начальной школе.

Ожидаемые результаты:

Наличие системы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС в начальной школе через разработку эффективных механизмов совместной деятельности участников учебно-воспитательного процесса школы

Наличие системы оценивания УУД с учетом возрастных особенностей учащихся.

Мониторинг отслеживания сформированности УУД и динамики психологического развития учащихся

Информированность всех субъектов образовательного процесса о психолого-педагогических аспектах формирования УУД

Сформированность положительного отношения к школе и навыков коммуникативной культуры у большинства выпускников начальной школы через развивающие занятия

Наличие системы коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих проблемы в психологическом развитии и обучении.

Содержание работы по основным направлениям.

Организационно - методическое направление.

Данное направление включает следующие виды деятельности:

Анализ документации, методических рекомендаций, психолого-педагогической литературы по требованиям внедрения ФГОС в начальной школе.

Участие в ШМО начальной школы по разработке инструментария оценки УДД.

Совместный анализ мониторинга УДД в начальной школе.

Участие в оформлении документации классов по результатам осуществления ФГОС.

Совместный анализ процесса и результатов формирования УУД у школьников.

Диагностическое направление

I этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе.

Диагностические методики

2. Рукавички (Г.А.Цукерман)

II этап – (1 класс) Диагностика по плану адаптации

Диагностические методики

2. Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (мод А.М.Прихожан)

Ноябрь-декабрь 1-й класс

1. Рукавички (Г.А.Цукерман)

1. Восьмицветный тест М.Люшера (модификация Вольнефера)

2. Тест простых поручений (ТПП) (2-й класс)

1 Методика определения уровня развития словесно – логического мышления у первоклассников (Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров).

Во 2-м классе проводиться коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности в адаптации по итогам диагностики 1-го класса

III этап Выявление уровня сформированности УУД у учащихся 3 класса

Читайте также: