Зачем нужен план воспитательной работы в школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Гребнева Светлана Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДТ "Вектор"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Раздел: дополнительное образование

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ декабрь 2015г. педагог дополнительного образования МБУ ДО ДТ "Вектор" Гребнева С.С.

ПЛАНИРОВАНИЕ

воспитательной работы.
Вопрос: Зачем нужен план? Планирование позволяет педагогу: -четко осознать цели, стратегические и тактические задачи воспитания; -предварительно изучить коллектив учащихся, отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательного процесса в объединении, окружающие условия; -целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы воспитательной работы; -проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и личности каждого учащегося; -и что не мало важно, видеть перспективы своего собственного самосовершенствования, общечеловеческого и педагогического.
Наиболее распространенные ошибки при планировании:
-отсутствие четкого определенной цели, определенных стратегических задач воспитания; -традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, конкретных разработок "мероприятий" свыше и как следствие - безынициативных; -примитивизм планирования (план - отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел); -не умение (а порой - не видение необходимости) привлечения детей к планированию; -не конкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к не заинтересованности, как детей, так и педагога (типа: "провести диспут", "работать над нравственным воспитанием детей", "устроить "Огонек", или "поход по местам боевой Славы" и т.п.).
Что предшествует планированию воспитательной работы?
1. Определение цели и задач на основе возраста детей, уровня развития коллектива, условий воспитания (возможностей района, специфики МБУ ДО ЦДО "Вектор", возможности педагогического коллектива МБУ ДО ЦДО "Вектор" и близлежащих учебно-воспитательных учреждений), от личностного потенциала самого педагога дополнительного образования;
2. На основании цели - определенная группа стратегических задач и тактических задач (план воспитательной работы); 3. Планированию воспитательной работы предшествует: -изучение детей и коллектива объединения (их понятий и представлений, интересов, склонностей-потребностей, уровня развития, связей отношений и т.д.); -привлечение детей к планированию; -изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года (выбор наиболее интересных и полезных для воспитания учащихся дат); -выявление необходимых мероприятий для углубленного изучения избранного вида деятельности. Из всего этого и составляется перечень основных дел на год. Они - то и будут положены в основу перспективного плана. В практике известны два основных плана: 1. Перспективный; 2. Календарный.
Как составить перспективный план на год?
1. Краткая характеристика группы, отдельных учащихся; 2. Цели и задачи воспитательной работы; 3. Перечень основных дел по направлениям воспитания: -организационная работа; -учебно-воспитательная; -оздоровительная; -спортивно-массовая; -работа со школой; -работа с родителями; -трудовое воспитание; -методическая работа. (указаны сроки, ответственные участники дел).

Как составить календарный план сетку?
В тетради педагога дополнительного образования отвести специальный раздел "Планирование воспитательной работы", в котором есть специальные странички:  цели воспитательной работы с объединением на год, стратегические и тактические задачи;  результаты изучения коллектива воспитанников и отдельных учащихся (обработанные анкеты, тесты, различные опросники, ролевые игры, фиксация детей в пределах объединения и дома творчества, интересы и склонности, занятия вне МБУ ДО ЦДО "Вектор", предложение по плану работы и т.д.);  главный раздел - это сам ПЛАН, который имеет такой вид: Содержание Календарные сроки планирования проведения дел Сентябрь 1 недел я 2 недел я 3 неделя 4 неде ля 1 2 3 4 5 6 1. Организационная работа 1.Воспитательно- организационные задачи 2. Содержание "пятнадцати минуток" в начале недели. 2. Организация коллективной деятельности учащихся (содержания воспитания) 1. Оздоровительная; 2. Спортивно-массовая; 3. Работа со школой; 4. Работа с родителями; 5. Трудовое воспитание; 6. Общественно-полезная; 7. Деятельность свободного общения; 8. Деятельность по профилю обучения. 3. Методическая работа. 1. изучение учащихся, коллектива, хода учебно- воспитательного процесса; 2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся; 3.Работа с родителями; 4. Взаимодействия с педагогическим коллективом.

Методические основы работы с конспективно-календарным планом.
-На план отводится 10 страниц - по количеству месяцев учебного года (подрезанные страницы, параметры планирования пишутся один раз). - Все дела, запланированные педагогом дополнительного образования вписываются в перспективный календарь-сетку. Причем отдаленные во времени дела можно записывать карандашом (возможность перенесения, или не проведения). Дела, которые являются прерогативой детского актива, выделяются цветом, таким образом видна деятельность детей и методическая работа учителя. -В работе с таким планом отпадает необходимость составления и написания отчета (экономия времени педагога!): в самом плане другим цветом отмечается выполнение дел, не выполненные дела либо переносятся, либо зачеркиваются, если их проведение в дальнейшем нецелесообразно. В конце года проводится педагогический анализ. Таким образом, достоинство перспективно-календарного планирования можно выразить очень кратко: сочетание идей и достоинств перспективного и календарного плана, динамизм и изменчивость, возможность творчества педагога и детей, план потребность, а не план - "отписка" , наглядность хода учебно-воспитательного процесса, значительная экономия времени педагога дополнительного образования. Воспитание при этом становится процессом легким, приятным и управляемым. ЛИТЕРАТУРА: Л.И. Маленкова "Воспитание в современной школе", Москва 1999 год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование воспитательной работы – это педагогическое моделирование деятельности классного руководителя. Планирование воспитательной работы - процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.

Для чего нужно планирование? Целесообразное планирование позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий , а также упорядочить протекание воспитательного процесса .

Для чего нужно планирование?

Целесообразное планирование позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий , а также упорядочить протекание воспитательного процесса .

Функции педагогического планирования (Т.В. Ильина): направляющая , связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов; прогнозирующая , заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития; координирующая (организаторская), позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и что должен делать; контрольная , предоставляющая педагогическому коллективу или отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели; репродуктивная (воспроизводящая), предполагающая то, что через небольшой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

Функции педагогического планирования (Т.В. Ильина):

  • направляющая , связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;
  • прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития;
  • координирующая (организаторская), позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и что должен делать;
  • контрольная , предоставляющая педагогическому коллективу или
  • отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели;
  • репродуктивная (воспроизводящая), предполагающая то, что через небольшой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

План ВР предполагает:

  • порядок,
  • последовательность,
  • сроки выполнения мероприятий,
  • ответственных,

что позволяет:

Цель деятельности классного руководителя

Задачи деятельности классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

Виды планов:

Основные требования к плану воспитательной работы:

  • Целенаправленность плана – планируемое содержание и формы работы предусматривает реализацию конкретных целей и задач.
  • Ориентированность плана на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений учащихся и их родителей при планировании, изучение их ценностных ориентаций.
  • Связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей.
  • Комплексный характер плана: разнообразие содержания и форм работы; развитие многообразных интересов и способностей детей; включение детей в разные виды деятельности.
  • Соответствие возрастным особенностям

Методические рекомендации по планированию воспитательной работы классного руководителя (1 вариант)

Примерная структура плана воспитательной работы классного руководителя: Анализ воспитательной деятельности за прошедший учебный год (если с классом работали ранее). Воспитательные цели и задачи на предстоящий период работы, основанные на анализе воспитательной деятельности и диагностики классного коллектива на начало учебного года. Характеристика классного коллектива совместно с социальным паспортом класса. Жизнедеятельность классного коллектива. Работа с родителями учащихся. Совместная деятельность с общественностью. Индивидуальная работа с учащимися (индивидуальная карта ученика, портфолио) Работа с учащимися из “группы риска”. Взаимодействие с учителями – предметниками. Педагогические наблюдения. Литература для проводимых мероприятий.

Примерная структура плана воспитательной работы классного руководителя:

Анализируя воспитательную деятельность за прошедший период, педагог выясняет, что сделано с классом:

  • А) количество проведённых мероприятий, формы и методы проводимых мероприятий, их результативность, влияние на классный коллектив, в общем, и в частности на отдельных воспитанников, которые находятся у педагога на контроле;
  • Б) работа с органами самоуправления – активность общая и отмечаются отдельные активисты по классу и школе;
  • В) работа с родителями – формы работы, их эффективность, результаты совместных КТД, активные родители, на которых опирается в работе педагог;
  • Г) работа с общественностью – какие структуры были задействованы, насколько эффективно сработано это взаимодействие, формы работы;
  • Д) итоговые выводы по анализу воспитательной деятельности с классом – какие задачи в процессе работы решены и что не удалось выполнить полностью и почему.

Сделав вывод, классный руководитель видит: над, чем необходимо ему работать в этом году, какие цели и задачи поставить на будущее.

Целеполагание Целеполагание – важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы деятельности педагога. Классный руководитель может поставить перед собой, детьми, родителями и учителями разнообразные цели: глобальные и частные, ближайшие, средние и далёкие, стратегические и тактические. Необходимо при целеполагании опираться на пожелания учащихся и учитывать следующие требования: реальность – выдвижение и обоснование целей, с учётом возможностей конкретной ситуации; преемственность – осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности; согласованность и непротиворечивость – включение в процесс целеполагания всех участников деятельности; конкретность – направленность на достижение результата, который можно “измерить”; диагностичность – выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса.

  • Целеполагание – важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы деятельности педагога.
  • Классный руководитель может поставить перед собой, детьми, родителями и учителями разнообразные цели: глобальные и частные, ближайшие, средние и далёкие, стратегические и тактические.
  • Необходимо при целеполагании опираться на пожелания учащихся и учитывать следующие требования:
  • реальность – выдвижение и обоснование целей, с учётом возможностей конкретной ситуации;
  • преемственность – осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности;
  • согласованность и непротиворечивость – включение в процесс целеполагания всех участников деятельности;
  • конкретность – направленность на достижение результата, который можно “измерить”;
  • диагностичность – выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса.

Жизнедеятельность классного коллектива

  • Жизнедеятельность классного коллектива строится по типу линейно - хронологического плана, где содержится перечень мероприятий, расположенных понедельно.
  • Определяются приоритетные направления воспитательной деятельности, исходя из цели работы школы.
  • Общекультурное направление – эстетическое развитие, культура здоровья, экология
  • Общеинтеллектуальное направление – работа на уроке и внеурочная деятельность через внеклассные предметные мероприятия
  • Социально-нравственное направление – самоуправление, профессиональная подготовка.

Работа с семьей

Связь с общественностью

  • Мероприятия планируются исходя из социального заказа родителей, пожеланий учащихся и потребностей современного времени.
  • Педагог ведёт страницу “Педагогические наблюдения”, где фиксирует результативность проводимых мероприятий, эффективность выбранных форм и методов, участие детей, родителей и общественности в реализации запланированных дел .
  • Но при этом важно не перегружать план. В месяц разумно проводить два классных часа (время классного руководителя для работы с классом в любой форме – организационный и тематический) и одно коллективное дело. Остальное время отводится на индивидуальную работу, встречи с родителями, учителями и текущие дела по заполнению документации классного руководителя.
  • Проводимые воспитательные мероприятия, классный руководитель накапливает в своей методической копилке – это конспекты бесед по различным тематикам, планы КТД, сценарии и т.д..

Индивидуальная работа с учащимися

  • необходима для отслеживания развития личности каждого воспитанника.
  • “ Индивидуальная карта ученика”, где фиксируются его психо-физиологическое, интеллектуальное и нравственное развитие
  • “ Портфолио ученика” - это, как правило, отдельная папка, в которую ученик вносит свои достижения по разделам:

-Мои учебные успехи

-Научно-исследовательская и другая внеурочная деятельность

-Сундук регалий – грамоты, дипломы, медали, благодарности и др.

Работа с учащимися из “группы риска” Педагог внимательно следит за развитием такого ребёнка, намечая индивидуальный план работы с ним, записывая встречи и беседы с таким учеником, давая необходимые советы воспитаннику и его родителям, подводя итоги такой индивидуальной работы.

Работа с учащимися из “группы риска”

Работа с учителями – предметниками

  • строится не только на консультации о слабо и хорошо успевающих учениках, но и отслеживании учащихся “зоны повышенного внимания”, т.е. ребят, к которым необходим индивидуальный подход в связи с их психо-физиологическими особенностями, ребят, которым необходима индивидуальная консультация по тому или иному предмету.

Методические рекомендации по планированию воспитательной работы классного руководителя (2 вариант)

Одной из обязанностей классного руководителя является формирование плана воспитательной работы. Какова структура документа, основные этапы формирования и требования к его содержанию?

Обязанности классного руководителя

По В. Вороному – автору учебных пособий, освещающих планирование, классному руководителю необходимо иметь специфические знания и умения. Требования к деятельности такого преподавателя определяются целями и мерами воспитания в современной школе.

Обязанности классного руководителя можно отнести к трем группам: воспитательные, организационно-административные и координирующие.

для классного руководителя план воспитательной работы

Воспитательные функции выражаются в педагогическом руководстве развитием и формированием как классного коллектива в общем, так и индивидуальности каждого отдельного ученика. Организационно-административные обязанности включают в себя руководство коллективом как организационной единицей в составе образовательного учреждения, ведение личных дел учеников, составление отчетности и других необходимых бумаг, ведение документации. Координационная функция классного руководителя заключается в обеспечении взаимодействия между учащимися, преподавателями-предметниками и другими представителями педагогического состава образовательного учреждения, родителями или законными представителями учеников.

Планирование воспитательной работы в классе относится к категории организационно-административных обязанностей. Реализация же составленного плана на практике уже входит в воспитательные функции педагогического работника (с элементами координирующих в моментах, где планируется взаимодействие с участниками образовательного процесса).

Основные виды планов работы с учащимися

Планирование имеет исключительное значение в работе не только руководителя классного коллектива, но и образовательного учреждения в целом. Педагоги, как правило, в процессе профессиональной деятельности занимаются составлением двух видов планов: календарного и перспективного. Выделяют также смешанный перспективно-календарный план.

Перспективный план воспитательной работы классного руководителя формируется на длительный период, то есть на учебный год или полугодие. Календарное планирование отражает перечень работ на меньший временной отрезок: день, неделю, месяц, четверть. Такой вид плана воспитательной работы классного руководителя является более обширным, включает в себя конкретные действия, а не общие направления деятельности. Перспективно-календарный план отличается одновременно и широким временным охватом и конкретикой.

Отдельно составляется общешкольный план воспитательной работы. Классному руководителю при разработке документа для класса рекомендуется придерживаться общего плана.

планирование воспитательной работы в классе

В плане воспитательной работы указываются ориентиры деятельности, содержание и сроки выполнения воспитательных работ, ориентиры работы классного руководителя. Документ обеспечивает систематическую, целенаправленную организацию работы педагогов в образовательном учреждении. Кроме того, планирование деятельности в классе, реализация воспитательного плана и последующий анализ способствуют профессиональному развитию учителя.

Планирование работы с классом

Приступая к планированию работы в классе, руководителю необходимо должным образом подготовиться к составлению документа. Так, следует:

  1. Ознакомиться с нормативно-правовыми актами, законодательством, определяющим задачи общеобразовательных учреждений на современном этапе. К таковым относятся положение о классном руководстве, Конституция РФ, Закон об образовании, Конвенция прав ребенка, устав образовательного учреждения.
  2. Изучить специальную (методическую) литературу, в которой содержится информация о планировании различных видов воспитательной работы.
  3. Просмотреть общешкольный план воспитательной работы. Классному руководителю следует обратить внимание на мероприятия, в которых ученики должны принять участие.
  4. Собрать и проанализировать предложения по планированию работы на учебный год со стороны учителей-предметников, актива класса, других учащихся и родителей.
  5. Изучить опыт других классных руководителей в образовательном учреждении, прислушаться к рекомендациям коллег и руководства.
  6. Провести анализ работы за прошедший учебный год (если таковая с классом проводилась и сохранилась документация).

планирование классному руководителю

На этом предварительная подготовка к планированию заканчивается. Далее руководителю коллектива необходимо приступать непосредственно к разработке и оформлению плана воспитательной работы. Осуществлять действия необходимо шаг за шагом – только в таком случае преподавателю удастся разработать оптимальный и обоснованный с научной точки зрения план воспитательной работы.

Основные этапы формирования плана

План воспитательной работы классного руководителя должен быть тщательно продуман и обоснован. Разработка документа включает в себя такие пункты:

  1. Анализ прошлогоднего плана работы. Необходимо определить, что было сделано, каковы результаты деятельности, над чем следует продолжить работу в текущем учебном году. Следует провести социальный мониторинг, составить характеристику по таким параметрам, как общий уровень знаний, умений и навыков, сплоченность коллектива, актив класса. Не лишней будет и психологическая характеристика коллектива.
  2. Определение задач на учебный год, направлений, форм и методов работы, сроков.

К последнему пункту необходимы расширенные пояснения. К задачам воспитательной работы, например, могут относиться формирование дружного коллектива, ориентация учащихся на успехи в учебной деятельности, воспитание хороших манер, формирование жизненной позиции, развитие гражданственности и патриотизма и так далее.

Что касается форм и методов работы с классом, то тут можно выделить:

  • проведение классных часов;
  • индивидуальное общение;
  • открытые уроки;
  • экскурсии;
  • подготовка и участие в классных и общешкольных мероприятиях;
  • творческие мастерские;
  • проведение спортивных мероприятий;
  • встречи с интересными личностями;
  • игры.

К направлениям деятельности, которые необходимо также отразить в плане воспитательной работы классного руководителя, относятся:

план воспитательной работы классного руководителя

Цели и задачи воспитательной работы

Образование призвано создать условия для становления ответственного, высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. Основные направления планирования воспитательной работы классному руководителю заключаются в патриотическом воспитании учащихся, формировании у подрастающего поколения навыков ЗОЖ, создании благоприятных условий для формирования ученического самоуправления, социализации учеников в обществе, профориентации, а также профилактике правонарушений и преступлений.

В процессе формирования целей воспитательной работы классному руководителю следует учесть необходимость:

  • обеспечения должного интеллектуального развития учеников;
  • гражданского и патриотического воспитания (приобщение молодого поколения к традициям и истории малой родины, государства, семьи и школы);
  • культурно-нравственного развития (повышение уровня культуры и реализация творческого потенциала);
  • эстетического развития;
  • социальной адаптации учеников (формирование системы ценностей, предотвращение и помощь в решении социальных проблем, в том числе в семье);
  • организации ученического самоуправления (включение учащихся в работу класса в качестве организационной единицы в составе школы); учащихся (проведение профориентационной работы с учащимися и родителями);
  • совместной деятельности с родителями и общественными организациями.

Основные направления и содержание работы с учащимися

Для классного руководителя план воспитательной работы является ориентиром и позволяет не упустить ни одного важного момента. После формирования списка задач необходимо спланировать мероприятия, проведение которых позволит достичь поставленных целей.

примерный план воспитательной работы классного руководителя

После составления списка обязательных мероприятий необходимо дополнить примерный план воспитательной работы классного руководителя видами деятельности, направленными на достижение целей (интеллектуальное развитие, патриотическое воспитание, социальная адаптация, профориентация, работа с родителями и далее по списку). Например, равномерно следует распределить в течение года такие мероприятия:

  • беседы о вреде курения и употребления алкоголя, наркотической зависимости, ранней половой жизни, предохранения от ЗППП и нежелательной беременности;
  • туристические походы, пикники, участие в спортивных соревнованиях, тренировочные эвакуации;
  • участие в субботниках, генеральная уборка класса;
  • уроки мужества, беседы о патриотизме, толерантности;
  • беседы о культуре поведения, организация помощи пенсионерам и ветеранам, выпуск школьных стенгазет;
  • контроль посещаемости (ежедневно);
  • учебная работа: работа с личными делами, проверка дневников, формирование актива класса, участие класса в олимпиадах, внеучебной деятельности и так далее.

Взаимодействие классного руководителя с родителями

Работа руководителя коллектива с родительским комитетом, опекунами и родителями учеников заключается в организации и проведении родительских собраний: общешкольных и тематических в классе (организационные вопросы в начале учебного года, анкетирование, подведение итогов четвертей, организационное собрание касательно окончания учебного года).

план воспитательной работы классному руководителю

Индивидуальная работа с отдельными категориями учащихся

Требования к содержанию плана

Существует ряд требований к плану воспитательной работы, которые включают в себя:

  • целенаправленность плана;
  • реальность;
  • применение различных форм работы;
  • творческий подход классного руководителя;
  • систематичность;
  • учет возрастных особенностей и интересов учащихся.

планирование воспитательной работы классным руководителем

Правильно составленный план позволит организовать воспитательную деятельность, создать оптимальные условия для развития как коллектива в целом, так и учащихся.


Мы привыкли, что основная задача школы - подготовить к выпускным экзаменам, чтобы дети могли поступить на следующую образовательную ступень. Однако работает ли это в мире сегодня?

Далеко не все выпускники выбирают поступление в вузы, кто-то уходит после девятого класса в колледжи, а кто-то начинает еще в школе свои бизнес-проекты. Даже те, кто после выпуска поступили в высшее учебное заведение, не всегда в нем остаются до конца: более 30% поступивших отчисляются в период 2-3 курсов.

Почему это происходит?

Мир изменился. Больше нет жесткой структуры жизни, как, например, в Советском Союзе: школа-вуз-работа. Сегодня выпускники могут поступать, а могут - нет, и это не разрушит их жизнь или не лишит каких-то социальных привилегий. Сегодня каждый может открыть свой собственный бизнес, может уехать заграницу и продолжить учиться там. Мир заполонили возможности, о которых раньше не приходилось даже мечтать. А всему этому поспособствовал… Интернет.

Наши социальные коммуникации, структура общества как таковая изменились в первую очередь. Вы больше не ждете писем по несколько недель, вы получаете ответ за долю мгновения. Вам больше не надо мучить библиотекаря в поисках нужного тома, вы просто гуглите книгу. Если для вас это изменения в жизни, к которым пришлось адаптироваться, то нынешние школьники в этом родились. Это их жизнь, их мир и их “море”, в котором они плавают без спасательного круга.

Вот почему старые схемы и задачи перед школой работают плохо, — они больше не актуальны. А что тогда актуально? Какая сегодня стоит задача перед школой?

Недаром мы привели аналогию о море: чтобы в нем выжить, нужно уметь плавать. И не просто барахтаться, а уверенно грести.

Детям сегодня мало нужны знания, как фактические, — у них есть гугл. Тогда что им нужно? - Уметь разбираться в знаниях, уметь с ними работать. Работа с информацией требует огромного количества навыков: анализ, умение задать правильный вопрос, сбор и структурирование данных, знание, как их и где применить. Однако все эти навыки завершаются одним действием - принятием решения. Вот, что по-настоящему нужно современным школьникам от школы: чтобы детей научили принимать решения, делать выбор.



Посмотрите на портрет выпускника, разработанный на основе ФГОС в МОУ “Киришский лицей” Ленинградской области. Такие качества, как критическое мышление, уверенность в себе, работа в команде и готовность быть лидером, готовность к непредвиденным обстоятельствам, уважение окружающих и бережное отношение к их взглядам, широкий кругозор, — все это качества, необходимые людям сегодня, чтобы найти свое место в жизни и социуме. Важно: не просто выпустить ученика, сдавшего ЕГЭ на высокий балл, а выпустить подготовленную к жизни личность, полноценную, сильную. Вот задача, стоящая перед школами сегодня.

Как же к этому прийти?

Поговорим сначала о регламентирующей документации.



Это схема разработки документов, обеспечивающих возможность реализовать по нормам ФГОС процесс воспитания и развития личности

После муниципального уровня, уже в самой школе нужно разработать рабочую программу воспитания для эффективной реализации образовательного процесса.


Это пошаговая инструкция, что нужно сделать и в каком порядке для разработки основной образовательной программы среднего общего образования.

Важно уточнить, что рабочая программа воспитания - не самостоятельный документ, а лишь часть образовательного ООП. Потому для внедрения нужно пересмотреть эффективность всего образовательного процесса, кадровых служб и руководящего состава. Воспитание и обучение - это единый процесс, через который проходит ребенок в школе. Потому так важно кооперироваться с родителями, ведь 70% воспитания происходит именно в семье. Потому так важно создать компетентную управленческую команду для грамотной оценки ситуаций и принятия результативных решений.


Как же выглядит структура самого воспитательного процесса?
Эта схема наглядно показывает, какое важное влияние оказывает цифровая среда на формирование личности и насколько необходимо ее внедрение для реализации рабочей программы воспитания - подготовленного к жизни в современных условиях выпускника.

Однако в такие моменты встает вопрос: как же оценить результат? Как понять, делаем мы все правильно, что работает, а что - нет?


Реализовать процесс воспитания и развития личности обучающихся - сложно и энергоемко, ведь требует должной подготовки и знания темы. Учителя и директорат тратят немеренное количество времени и сил на разработку РПВ.

Есть ли способ облегчить задачу?

Да! Коллектив МЭО уже неоднократно помогал школам разрабатывать портрет выпускника и на ее основе РПВ, учитывая их особенности и потребности. Мы слышали множество благодарностей за грамотное выполнение работы на конференциях, где педагоги школ представляли свои портреты выпускников и РПВ.

Если вам и вашему школьному коллективу нужна помощь, приглашаем вас повысить квалификацию по программе
“Организация инновационного образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС СОО”.

Программа зарекомендовала себя - участники программы успешно прошли региональные проверки на соответствие ФГОС СОО. Программа позволяет привести основную образовательную программу и базу локальных нормативно-правовых актов в соответствие с требованиями законодательства. Участники получают специально разработанную и аккредитованную в Рособрнадзоре ООП, на основании которой управленческие команды разрабатывают ООП школы с учетом портрета выпускника.

Вдобавок, у нас есть методические пособия по разработке портрета выпускника, функциональной грамотности, поддержке одаренных детей и тд. Они разработаны коллективом экспертов в сфере образования. Методические пособия МЭО не имеют аналогов в России

Используя схемы внедрения ФГОС по воспитательной программе, схемы оценивания результатов и план по внедрению программ на уровне школы, вы сможете больше времени сэкономить на разработке документаций и оставить время на главное - воспитание настоящей, полноценной, счастливой личности, которая будет помнить вас с благодарностью до конца своей жизни.

Читайте также: