План работы с детьми с особыми образовательными потребностями в доу

Обновлено: 30.06.2024

Индивидуальное планирование – это технология, которая предполагает сотрудничество членов команды учебного заведения, для удовлетворения индивидуальных потребностей ребенка с особенностями в системе инклюзивного образования. Цель данной технологии заключается в том, чтобы помочь учащемуся (воспитаннику) приобретать знания, умения и навыки, которые для него являются следующим шагом вперед по сравнению с текущими показателями развития и успешности.
Команда поддержки изучает индивидуальные особенности развития ребенка, выявляет его учебные потребности, разрабатывает индивидуальную программу развития, при необходимости индивидуальный учебный план и индивидуальную учебную программу, реализует и оценивает ее эффективность. Технология планирования предоставляет возможность построить систематическую работу с ребенком с особыми потребностями с учетом его индивидуальных особенностей развития и потребностей.

Оценить 2644 0

Индивидуальное планирование

Индивидуальное планирование – это технология, которая предполагает сотрудничество членов команды учебного заведения, для удовлетворения индивидуальных потребностей ребенка с особенностями в системе инклюзивного образования. Цель данной технологии заключается в том, чтобы помочь учащемуся (воспитаннику) приобретать знания, умения и навыки, которые для него являются следующим шагом вперед по сравнению с текущими показателями развития и успешности.

Команда поддержки изучает индивидуальные особенности развития ребенка, выявляет его учебные потребности, разрабатывает индивидуальную программу развития, при необходимости индивидуальный учебный план и индивидуальную учебную программу, реализует и оценивает ее эффективность. Технология планирования предоставляет возможность построить систематическую работу с ребенком с особыми потребностями с учетом его индивидуальных особенностей развития и потребностей.

Технология индивидуального планирования и разработка индивидуальной программы развития максимально эффективна, когда:

работа построена на принципах сотрудничества всех членов команды, учитываются мнения и предложения каждого;

все члены команды принимают участие в процессе обмена информацией, оценки слабых и сильных сторон ребенка во всех сферах развития;

планирование образовательной программы осуществляется на основе данных, полученных в процессе получения текущей информации каждого члена команды;

все предложения и решения об образовательной программе выходят из текущей информации оценки слабых и сильных сторон, а также успешности ребенка;

все предложения и решения об образовательной программе постоянно учитываются в повседневном учебно-воспитательном процессе;

обязанности и документация каждого члена команды четко определены;

ведется непрерывный мониторинг достижений и прогресса ребенка;

в программу ребенка вносятся коррективы в соответствии с динамикой учебных и других показателей.

Индивидуальное планирование учебно-воспитательного процесса включает:

разработку комплексной программы развития ребенка с особыми потребностями, которая поможет педагогическому коллективу учебного заведения приспособить среду к потребностям учащегося (воспитанника);

предоставление дополнительных услуг и форм поддержки в процессе обучения;

организацию наблюдения за динамикой развития учащегося (воспитанника).

Индивидуальная программа развития

Индивидуальная программа развития – документ, который отображает процесс планирования учебно-воспитательного процесса для отдельно взятого учащегося (воспитанника). Этот документ выполняет функцию планирования, фиксирования и коммуникации. Индивидуальная программа развития – это документ, который разрабатывается и реализовывается командой учебного заведения и, который содержит план мероприятий для удовлетворения учебных потребностей учащегося (воспитанника). Индивидуальная программа развития разрабатывается на один учебный год. Для внесения изменений документ дважды в год пересматривается, при необходимости чаще.

Технология индивидуального планирования применяется для работы с учащимися (воспитанниками), которые отличаются друг от друга своими сильными и слабыми сторонами, потребностями. Каждая индивидуальная программа развития является специфической для ребенка, для которого она разработана. Формат, количество страниц и содержание документа определяется потребностями ребенка. Как правило, для учащихся (воспитанников), которые обучаются по общеобразовательной программе, индивидуальная программа развития занимает 2-3 страницы. Для учащихся (воспитанников), которые имеют интеллектуальные нарушения, а также со сложными нарушениями в психофизическом развитии (нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата в соединении с умственной отсталостью, задержкой психического развития) необходимо разрабатывать более детализированную и комплексную индивидуальную программу развития, которая включает в себя индивидуальный учебный план и индивидуальную учебную программу. Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе рабочего учебного плана школы с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации и на основе Типовых учебных планов специальных общеобразовательных учебных заведений для детей, которые требуют коррекции физического и (или) умственного развития.

Индивидуальная учебная программа ребенка с особыми потребностями в классе с инклюзивным обучением разрабатывается на основе типовых учебных программ общеобразовательных учебных заведений, в том числе специальных, с соответствующей их адаптацией.

Грамотно разработанная индивидуальная программа развития и ее систематическое выполнение предоставляет больше возможностей достигнуть ребенком ожидаемых результатов и реализовать свой потенциал в обучении.

Базовая команда

Планирование обучения детей с особыми потребностями осуществляется силами базовой команды, в состав которой входят сам ученик (воспитанник), его родители (лица, которые их заменяют) и классный руководитель (воспитатель). Такая деятельность должна иметь характер сотрудничества, когда члены команды определяют соответствующие ожидаемые результаты для ученика (воспитанника) и способы их достижения.

Обучение – это интерактивная деятельность, во время которой учащейся (воспитанник) осмысливает новую информацию и переносит ее в площадь уже приобретенных знаний. Глубокое владение содержанием учебной программы и использование различных методик текущего оценивания дает возможность педагогу выявить начальный уровень знаний, умений и навыков. Оттолкнувшись от этого, он начинает изучение нового материала, отслеживает уровень его понимания и развития навыков каждого ребенка. Если педагог видит некоторые отличия в особенностях усвоения учебного материала и (или) поведения конкретного ученика (воспитанника), то проводится сфокусированное наблюдение и оценивание непосредственно во время учебного процесса. Затем, в зависимости от полученных результатов, он изменяет формы, методы, приемы преподавания, чтобы создать условия для ребенка достичь больше возможностей в обучении.

Индивидуальная программа развития

Ожидаемые результаты обучения

Базовая команда

Классный руководитель (воспитатель)

Оценивание Обучение

На материале Дифференцированный индивидуальной программы подход

Команда учебного заведения

В процессе обучения, воспитания и развития ребенка с особыми потребностями в учебном заведении не всегда можно обойтись только силами базовой команды. Некоторые дети сталкиваются с трудностями в усвоении программы, несмотря на квалифицированную работу педагога и использования им передовых форм и методов работы. В такой ситуации базовая команда, которая работает с учащимся (воспитанником), его родителями (лицами, которые их заменяют) и учителями, могут принять решение, что только их работы недостаточно, необходимо привлечение и других специалистов учебного заведения и формирование команды учебного заведения. Ее состав зависит от индивидуальных особенностей и потребностей конкретного ученика (воспитанника), а также наличия кадрового ресурса учебного заведения. В команду учебного заведения могут входить директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, практический психолог, социальный педагог, ассистент учителя (воспитателя), учитель-дефектолог (по специальности) и другие. Участники такой команды продолжают взаимодействовать друг с другом и собирать данные о ребенке. Исходя из полученной информации, составляют общую характеристику учащегося (воспитанника), которая отображает различные аспекты его индивидуального развития. В отдельных случаях также проводятся сфокусированные наблюдения и (или) дополнительное оценивание. В дальнейшем общая характеристика ребенка является основой для выбора дальнейшей стратегии психолого-педагогического сопровождения и ее реализации в учебно-воспитательном процессе. Команда учебного заведения играет решающую роль в принятии решений во время планирования и реализации индивидуальной программы развития конкретного ученика (воспитанника).

- Составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок у детей.

- Изучение мед. карт вновь поступивших детей для определения направлений индивидуальной работы.

*Создание условий для полноценного эмоциональ-го развития детей

- Развитие коммуникативных способностей у детей с ОВЗ.

- Социальная адаптация ребенка с ОВЗ в обществе.

- Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости

*Просветительская работа педагогов в психологических особенностях детей и использование этих знаний в интересах ребенка

2. Психодиагностическая работа

*Диагностика познавательных процессов у детей

1. Обследование развития мышления, внимания, восприятия, памяти.

2. Обследование развития логического мышления и функций обобщения у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

3. Обследование сформированности психоречевого развития у детей с ОВЗ

*Диагностика психомоторного развития и эмоциональной сферы у детей

1. Обследование координаций движений и скоординированных движений рук и ног.

2. Обследование развития мелкой моторики руки.

3. Изучение эмоциональной сферы детей.

4. Изучение межличностных отношений детей с ОВЗ.

*Психолого-педагогическое изучение личности ребёнка с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормам, создания программ индивидуальной работы.

1. Обследование при поступлении в детский сад.

2. Изучение психофизиологических особенностей детей с ОВЗ.

3. Подбор детей для занятий в подгруппах.

4. Выработка рекомендаций для родителей и педагогов.

5. Проведение индивидуальных занятий.

3. Развивающая, сопровождающая и коррекционная работа

*Активное развитие и коррекция познавательных процессов у детей.

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий

*Изучение индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ

1. Наблюдение за детьми в различных видах деятельности.

2. Изучение и анализ детской продуктивной деятельности с целью выработки рекомендаций и проведению индивидуальных занятий.

3. Наблюдение за эмоциональными проявлениями ребенка с ОВЗ в различных ситуациях.

* Активное воздействие на развитие личности и индивидуальности ребенка с ОВЗ

1. Оказание психологической помощи детям с ОВЗ и их родителям находящихся в сложных ситуациях.

2. Разработка и внедрение индивидуальных программ сопровождения, направленных на развития детей с ОВЗ.

3. Предупреждение дисгармоничного развития эмоциональной сферы детей.

* Развитие коммуникативных способностей детей с ОВЗ

1. Проведение занятий направленных на развитие межличностного общение детей.

*Психомоторное развитие детей

1. Проведение занятий направленных на развитие координации движений и скоординированных движений рук и ног.

2. Проведение занятий по развитию мелкой моторики руки, подготовку руки к письму у детей старших групп.

4. Консультативная и методическая работа

* Консультирование педагогов и родителей

1. Участие в родительских собраниях.

2. Проведение консультаций родителей имеющих детей с ОВЗ.

3. Проведение индивидуальных консультаций родителей и педагогов по запросу.

* Совместная работа с администрацией

1. Участие и выступление на педсоветах.

2. Участие в формировании групп детей.

3. Анализ псих. службы в МДОУ (отчет о проделанной работе) .

1. Обследование детей с особенностями в развитии.

Реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ

1. Повышение квалификации педагогического персонала в ДОУ по введению ФГОС

* Организационно – информационное обеспечение

1. Анализ обеспечения МБДОУ необходимым учебным и справочным материалом для реализации работы в рамках пилотной площадки.

2. Комплектование дошкольного учреждения базовыми документами и дополнительным материалом для организации работы сдетьми с ОВЗ.

3. Организационно – методическое обеспечение Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических работников дошкольного учреждения в рамках инновационной деятельности

4. Проведение практических мероприятий во взаимодействии с родителями воспитанников

* Координация деятельности педагогического коллектива по направлению:

- Разработка методических рекомендаций к созданию социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным и психофизическим особенностям детей

- Консультирование педагогов по организации работы с детьми с ОВЗ

Проведение практических мероприятий во взаимодействии с родителями воспитанников:

-Организация групповых собраний

-Встречи родителей с педагогом-психологом

Перспективный план коррекционно-развивающей работы с детьми Сентябрь 1. Изучение психомоторного развития, эмоционального состояния детей. 2. Знакомство 3. Снятие эмоционального напряжения, создание.

Перспективный план работы по ПДД с детьми в старшей группе месяц тема цель вид деятельности СЕНТЯБРЬ 1. Прогулка по городу. 1. Уточнять и расширять знания детей о транспорте. Развивать умение находить.

Перспективный план работы по профилактике жесткого обращения с детьми Представляю вашему вниманию перспективный план работы по профилактике жестокого обращения с детьми. Мероприятия с детьми. СентябрьБеседа.

Перспективный план работы по экспериментированию с детьми 3–5 лет на ноябрь Ноябрь. I неделя. СОД 1. Опыт "Таинственный невидимка" Цель: обнаружение воздуха. Дети средней группы объясняют происходящие процессы на.

План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению с детьми ОВЗ 1. Формирование правильного звукопроизношения. - развивать подвижность артикуляционного аппарата. -постановка и коррекция звуков: группа.

Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие дошкольные и образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию. Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения которые включают:

- во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе воспитания и обучения;

- во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности детей и их успешного обучения;

- в-третьих, создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.


Цель программы:

Сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

Задачи:

- Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне психолого-педагогического консилиума);

- Комплексное сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ;

-Составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной);

- Психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, создание условий для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности;

- Формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей;

- Оценка эффективности обучения и сопровождения обучающихся с ОВЗ по программе, рекомендованной ПМПК.

Участники программы:

- Старший воспитатель;

- Специалисты по работе с детьми;

- Дети с ограниченными возможностями здоровья.

Формы взаимодействия участников сопровождения:

- Совместное обследование воспитанников;

- Педагогические советы, заседания круглых столов, творческих групп, конференции;

- Выступления на родительских собраниях;

- Проведение индивидуальных консультаций, бесед;

- Взаимопосещение и анализ занятий;

- Обзоры специальной литературы;

Этапы и сроки реализации программы:

Промежуточные результаты:

1. Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты реабилитации обучающегося, социального паспорта семьи, медицинской карты).

2. Разработка индивидуальной программы сопровождения.

3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.

4. Повышение качества комплексных мероприятий.

5. Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Этап основной. Обеспечение дифференцированных условий (посещение кружков и секций) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение углубленного медицинского осмотра. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям. Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями.

Промежуточные результаты:

1. Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума.

2. Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях.

3. Повышение уровня родительской компетентности через консультирование.

4. Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников, мероприятий, в работу родительского комитета.

3. Этап аналитико-обобщающий. Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития детей на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего сопровождения обучающихся.

Формы работы специалистов сопровождения:

- Профилактические и просветительские беседы;

- Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры;

- Консультирование участников образовательного процесса;

- Наблюдение за детьми;

- Оформление тематических стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов;

- Оформление информационных страничек на сайте.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

1. Психологический блок;

2. Логопедический блок;

3. Воспитательно — образовательный блок;

4. Лечебно-оздоровительный блок.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Цель: Создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (в детском саду, в школе, в семье).

Ответственный: Педагог-психолог.

Направления деятельности

Диагностическое

Ранняя диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации.

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.

Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся.

Изучение условий семейного воспитания ребёнка.

Изучение уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Системный разносторонний контроль над уровнем и динамикой развития ребёнка.

Коррекционное

Разработка индивидуальной программы сопровождения. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.

Развивающее

Развитие моторики, графо-моторных навыков, тактильно-двигательного восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

Развитие универсальных учебных действий.

Консультационное

Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися для всех участников образовательного процесса.

Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися.

Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Просветительское

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы)

Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа на сайте.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ БЛОК

Цель: Организация эффективного комплексного сопровождения обучающихся с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно-деятельностного подхода.

Ответственный: Логопед.

Направления деятельности

Диагностическое

Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями.

Определение структуры и степени выраженности речевых нарушений.

Диагностика работ дошкольников.

Коррекционное

Разработка индивидуальной программы сопровождения. Планирование соответствующей коррекционной работы.

Создание условий (использование речевой картотеки и игротеки), благоприятных для коррекции речи детей.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям, коррекция дисграфии и дислексии; коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи).

Консультационное

Проведение с участниками образовательного процесса целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции, фиксированию речевых и неречевых реакций, анализу характера взаимодействий.

Систематические консультации для родителей. Оказание действенной консультативной помощи педагогам по обучению логопатов.

Просветительское

Обеспечение логопедического кабинета инновационно-коррекционной методической литературой.

Создание методического уголка для педагогов и родителей по вопросам развития и коррекции речи.

Оформление стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов.

Работа на сайте.

Профилактическое

Профилактика нарушений устной речи у детей дошкольного возраста, нарушений письменной речи. Организация пропедевтических занятий.

Логопедическая работа по профилактике нарушений чтения и письма у учащихся ОВЗ на фонетическом уровне дислексии и дисграфии.

Развивающее

Совершенствование движений сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кистей пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, пространственных представлений ориентаций, представлений о времени, фонетико-фонематических представлений. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Развитие формирования звукового анализа.

Развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления.

Развитие речи: фонематических процессов; артикуляционной моторики, речевого дыхания; постановка и автоматизация дефектных звуков. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания, монологической и диалогической речи.

ВОСПИТАТЕЛЬНО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Цель: Организация обучения детей с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Ответственные: Воспитатели, специалисты — предметники.

Формы деятельности воспитателя

Изучение индивидуальных особенностей детей и их учет при организации учебной деятельности.

Контроль за функциональным состоянием детей во время кружковых занятий в динамике учебного дня, недели, четверти, года в целях предупреждения возникающего переутомления.

Изучение и использование в работе рекомендаций специалистов.

Изучение жилищно — бытовых условий воспитанников детского сада.

Обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно- оздоровительных и иных досуговых мероприятиях, проводимых в детском саду и городе.

Совместная деятельность воспитателя с специалистами – предметниками.

Беседы с родителями.

Создание условий, способствующих развитию индивидуальности детей.

Формы деятельности учителя – предметника

Организация и проведение физминуток на каждом занятии с целью снятия усталости.

Создание специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (использование специальных методов, приемов, средств обучения, специальных образовательных программ).

Дифференцированное и индивидуализированное обучение детей с учетом специфики нарушения развития.

Осуществление общефизической подготовки, удовлетворение потребности ребенка в двигательной активности.

Наблюдение за детьми во время и его общения со сверстниками.

Вовлечение детей с ОВЗ с согласия медицинских работников и родителей в спортивные мероприятия и секции согласно их потребностям и возможностям.

ЛЕЧЕБНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Цель: Создание здоровье сберегающей среды для формирования эффективной системы психолого — педагогического и медико — социального сопровождения детей с ОВЗ.

Ответственный: медицинский работник.

Форма деятельности

Соблюдение теплового режима, нормативов освещенности в помещениях.

Поддержание чистоты, уютной и комфортной обстановки.

Контроль за организацией здорового, витаминизированного, разнообразного питания.

Соблюдение санитарно – эпидемиологического режима в детском саду.

Проведение углубленного медицинского осмотра.

Проведение специфической профилактики (профилактические прививки).

Согласно национальному календарю

Обучение родителей, педагогов основам социально-медицинских знаний.

Проведение индивидуальных лечебно-профилактических действий, в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию).

Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984.

Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. – №6 – с.25-29.

Елфимова Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.

Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция. Антистрессовый тренинг для детей и подростков: методическое пособие. – СПб., 2000.

Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.

Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н. Токарева. – М.: МГУ, 1989. – 97 с.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 336 с.

Индивидуальное планирование – это технология, которая предполагает сотрудничество членов команды учебного заведения, для удовлетворения индивидуальных потребностей ребенка с особенностями в системе инклюзивного образования. Цель данной технологии заключается в том, чтобы помочь учащемуся (воспитаннику) приобретать знания, умения и навыки, которые для него являются следующим шагом вперед по сравнению с текущими показателями развития и успешности.
Команда поддержки изучает индивидуальные особенности развития ребенка, выявляет его учебные потребности, разрабатывает индивидуальную программу развития, при необходимости индивидуальный учебный план и индивидуальную учебную программу, реализует и оценивает ее эффективность. Технология планирования предоставляет возможность построить систематическую работу с ребенком с особыми потребностями с учетом его индивидуальных особенностей развития и потребностей.

Оценить 2643 0

Индивидуальное планирование

Индивидуальное планирование – это технология, которая предполагает сотрудничество членов команды учебного заведения, для удовлетворения индивидуальных потребностей ребенка с особенностями в системе инклюзивного образования. Цель данной технологии заключается в том, чтобы помочь учащемуся (воспитаннику) приобретать знания, умения и навыки, которые для него являются следующим шагом вперед по сравнению с текущими показателями развития и успешности.

Команда поддержки изучает индивидуальные особенности развития ребенка, выявляет его учебные потребности, разрабатывает индивидуальную программу развития, при необходимости индивидуальный учебный план и индивидуальную учебную программу, реализует и оценивает ее эффективность. Технология планирования предоставляет возможность построить систематическую работу с ребенком с особыми потребностями с учетом его индивидуальных особенностей развития и потребностей.

Технология индивидуального планирования и разработка индивидуальной программы развития максимально эффективна, когда:

работа построена на принципах сотрудничества всех членов команды, учитываются мнения и предложения каждого;

все члены команды принимают участие в процессе обмена информацией, оценки слабых и сильных сторон ребенка во всех сферах развития;

планирование образовательной программы осуществляется на основе данных, полученных в процессе получения текущей информации каждого члена команды;

все предложения и решения об образовательной программе выходят из текущей информации оценки слабых и сильных сторон, а также успешности ребенка;

все предложения и решения об образовательной программе постоянно учитываются в повседневном учебно-воспитательном процессе;

обязанности и документация каждого члена команды четко определены;

ведется непрерывный мониторинг достижений и прогресса ребенка;

в программу ребенка вносятся коррективы в соответствии с динамикой учебных и других показателей.

Индивидуальное планирование учебно-воспитательного процесса включает:

разработку комплексной программы развития ребенка с особыми потребностями, которая поможет педагогическому коллективу учебного заведения приспособить среду к потребностям учащегося (воспитанника);

предоставление дополнительных услуг и форм поддержки в процессе обучения;

организацию наблюдения за динамикой развития учащегося (воспитанника).

Индивидуальная программа развития

Индивидуальная программа развития – документ, который отображает процесс планирования учебно-воспитательного процесса для отдельно взятого учащегося (воспитанника). Этот документ выполняет функцию планирования, фиксирования и коммуникации. Индивидуальная программа развития – это документ, который разрабатывается и реализовывается командой учебного заведения и, который содержит план мероприятий для удовлетворения учебных потребностей учащегося (воспитанника). Индивидуальная программа развития разрабатывается на один учебный год. Для внесения изменений документ дважды в год пересматривается, при необходимости чаще.

Технология индивидуального планирования применяется для работы с учащимися (воспитанниками), которые отличаются друг от друга своими сильными и слабыми сторонами, потребностями. Каждая индивидуальная программа развития является специфической для ребенка, для которого она разработана. Формат, количество страниц и содержание документа определяется потребностями ребенка. Как правило, для учащихся (воспитанников), которые обучаются по общеобразовательной программе, индивидуальная программа развития занимает 2-3 страницы. Для учащихся (воспитанников), которые имеют интеллектуальные нарушения, а также со сложными нарушениями в психофизическом развитии (нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата в соединении с умственной отсталостью, задержкой психического развития) необходимо разрабатывать более детализированную и комплексную индивидуальную программу развития, которая включает в себя индивидуальный учебный план и индивидуальную учебную программу. Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе рабочего учебного плана школы с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации и на основе Типовых учебных планов специальных общеобразовательных учебных заведений для детей, которые требуют коррекции физического и (или) умственного развития.

Индивидуальная учебная программа ребенка с особыми потребностями в классе с инклюзивным обучением разрабатывается на основе типовых учебных программ общеобразовательных учебных заведений, в том числе специальных, с соответствующей их адаптацией.

Грамотно разработанная индивидуальная программа развития и ее систематическое выполнение предоставляет больше возможностей достигнуть ребенком ожидаемых результатов и реализовать свой потенциал в обучении.

Базовая команда

Планирование обучения детей с особыми потребностями осуществляется силами базовой команды, в состав которой входят сам ученик (воспитанник), его родители (лица, которые их заменяют) и классный руководитель (воспитатель). Такая деятельность должна иметь характер сотрудничества, когда члены команды определяют соответствующие ожидаемые результаты для ученика (воспитанника) и способы их достижения.

Обучение – это интерактивная деятельность, во время которой учащейся (воспитанник) осмысливает новую информацию и переносит ее в площадь уже приобретенных знаний. Глубокое владение содержанием учебной программы и использование различных методик текущего оценивания дает возможность педагогу выявить начальный уровень знаний, умений и навыков. Оттолкнувшись от этого, он начинает изучение нового материала, отслеживает уровень его понимания и развития навыков каждого ребенка. Если педагог видит некоторые отличия в особенностях усвоения учебного материала и (или) поведения конкретного ученика (воспитанника), то проводится сфокусированное наблюдение и оценивание непосредственно во время учебного процесса. Затем, в зависимости от полученных результатов, он изменяет формы, методы, приемы преподавания, чтобы создать условия для ребенка достичь больше возможностей в обучении.

Индивидуальная программа развития

Ожидаемые результаты обучения

Базовая команда

Классный руководитель (воспитатель)

Оценивание Обучение

На материале Дифференцированный индивидуальной программы подход

Команда учебного заведения

В процессе обучения, воспитания и развития ребенка с особыми потребностями в учебном заведении не всегда можно обойтись только силами базовой команды. Некоторые дети сталкиваются с трудностями в усвоении программы, несмотря на квалифицированную работу педагога и использования им передовых форм и методов работы. В такой ситуации базовая команда, которая работает с учащимся (воспитанником), его родителями (лицами, которые их заменяют) и учителями, могут принять решение, что только их работы недостаточно, необходимо привлечение и других специалистов учебного заведения и формирование команды учебного заведения. Ее состав зависит от индивидуальных особенностей и потребностей конкретного ученика (воспитанника), а также наличия кадрового ресурса учебного заведения. В команду учебного заведения могут входить директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, практический психолог, социальный педагог, ассистент учителя (воспитателя), учитель-дефектолог (по специальности) и другие. Участники такой команды продолжают взаимодействовать друг с другом и собирать данные о ребенке. Исходя из полученной информации, составляют общую характеристику учащегося (воспитанника), которая отображает различные аспекты его индивидуального развития. В отдельных случаях также проводятся сфокусированные наблюдения и (или) дополнительное оценивание. В дальнейшем общая характеристика ребенка является основой для выбора дальнейшей стратегии психолого-педагогического сопровождения и ее реализации в учебно-воспитательном процессе. Команда учебного заведения играет решающую роль в принятии решений во время планирования и реализации индивидуальной программы развития конкретного ученика (воспитанника).

Читайте также: