За что судьба сурово наказала стильтона кратко

Обновлено: 05.07.2024

Класс

Класс

Сколько раз Андрею Соколову пришлось делать нравственный выбор? Как в этих ситуациях проявился его характер?

За что капитан Мюллер оставил Соколова живым? Можно ли этот эпизод считать счастливым случаем в судьбе героя? Обоснуйте свою точку зрения.

природа —эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Класс

К стихотворениям Ф.И.Тютчева

Подчеркни карандашом, что в тексте говорится об особенностях поэзии Тютчева. Теперь попробуй доказать, что все четыре стихотворения, помещенный в этом разделе, принадлежат именно Тютчеву.

Какие чувства вызывает у тебя эта картина природы? Постарайся описать свое состояние как можно более подробно. Из прочитанных стихотворений выбери те, которые можно было бы проиллюстрировать с помощью приведенных иллюстраций.

Класс

Попробуй сформулировать главную идею стихотворения.

Класс

Перед чтением текста вспомните, в каких известных вам стихотворениях М.Ю. Лермонтова изображена природа. Какие именно картины природы создает поэт? Какое настроение они отражают?

Найдите в прочитанном тексте ответ на вопрос: чем объясняется мастерство Лермонтова в изображении картин природы.

Как в поэзии Лермонтова соотносятся изображение природы и выражение патриотического чувства?

Класс

Лирика С.А. Есенина

Класс

Объясните значение картин природы в этом стихотворении? Как соотносится описание природы с главной философской идеей стихотворения?

Охарактеризуйте роль эпитетов, метафор, сравнений в этом стихотворении.

человечество —мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

Класс

Проанализируй перевод этого стихотворения, сделанный другим русским поэтом, Валерием Брюсовым. Какие отличия от перевода Лермонтова ты заметил?

Класс

Творчество Дж. Байрона

Назови русских поэтов – современников Байрона?

Какие человеческие качества Байрон особенно ценил и изображал в своих произведениях?

Класс

Каким изображен Матео Фальконе в этой новелле? Каково отношение автора к герою? Как вы относитесь к этому персонажу?

Можно ли утверждать, что Фортунато совершил предательство из трусости? Обоснуйте свою позицию, опираясь на текст новеллы.

Почему Матео убил сына? Мог ли он отказаться от своего намерения?

Класс

Класс

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:

Поэзия Катулла в русской литературе (переводы А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, В.Брюсова).

Античные традиции в лирике А.С.Пушкина.

Жанр элегии: зарождение жанра в античной литературе и его эволюция в литературе нового времени.

Олимпийские боги в русской и зарубежной лирике Нового времени.

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов (подробно раскрыто при характеристике реализации в УМК концепции духовно-нравственного развития);

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Примеры заданий по классам:

Класс

Найди в энциклопедии, интернете или спроси у старших, кто такой В.И. Даль. Чем он известен?

Класс

Перед чтением текста вспомни из курса истории древнего мира (прочитай в энциклопедии или Интернете), какими временными рамками определяется существование Древней Греции. Какие древнегреческие мифы тебе известны? Кто из героев этих мифов особенно запомнился?

Класс

Класс

Расскажите, что вам известно о традиции вручения Нобелевской премии (при подготовке ответа обратитесь к энциклопедиям или Интернету). Кто из русских писателей, кроме Пастернака, был удостоен этой награды?

Класс

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

Примеры заданий по классам:

Класс

Класс

Докажи, что прочитанный тобой текст – это русская народная песня. Отвечая на этот вопрос, назови все известные тебе признаки фольклорной песни и укажи примеры их использования в тексте.

Класс

Класс

Размышляя над высказыванием, найдите в материалах раздела ответы на вопросы:

· Как соотносятся реальные биографические факты и лирические ситуации представленных в этом разделе стихотворений? Можно ли понять и прочувствовать эти стихотворения, не зная предыстории их создания? Обоснуйте свою точку зрения.

· Каков лирический герой стихотворений Пушкина, представленных в этом разделе? Отметьте особенности лирического героя в каждом стихотворении.

· Какими поэтическими средствами создается предельная искренность в выражении чувств и переживаний лирического героя? Свои мысли подтвердите анализом текста.

Класс

В ходе изучения материалов раздела отберите аргументы, которые помогут вам принять участие в интернет-форуме (дискуссии). Вы вправе выразить любую точку зрения. Главное – суметь ее доказать. Подводя итог изучению раздела, организуйте подобную дискуссию в классе.

Нормальный человек не видит причины продираться через архаичное многословие, многочисленные повторы, романскую тяжесть и готическую вычурность текста, который и как художественное произведение-то сегодня воспринимается через силу.

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Примеры заданий по классам:

Класс

Проверь себя. Знаешь ли ты, что означают эти слова? В случае затруднения обратись к словарю. Передай содержание текста, опираясь на выделенные слова.

Класс

После текста

Проверь себя. Знаешь ли ты, что означают эти слова? В случае затруднения обратись к словарю. фантастическое произведение, автопортрет, грань, многомерный образ, оттенок.

Класс

Сопоставьте ваши предварительные наблюдения над ритмом стихотворения с тем, как характеризуется и объясняется ритмическое своеобразие стихотворения в прочитанном тексте. Какие дополнения ваших собственных выводов вы сделали?

Можно ли считать это стихотворение философским? Обоснуйте свою точку зрения.

Класс

Прочитайте фрагмент статьи известного филолога Ю.М.Лотмана и составьте его конспект, пользуясь вопросным планом, приведенным после текста.

Записывая ответы на вопросы, можно использовать цитаты из статьи, формулировать ответ своими словами, опираясь на прочитанный текст, а также комбинировать оба эти способа.

Какие наблюдения исследователя показались вам наиболее интересными? Чем именно? Объясните свою точку зрения.

Класс

Проанализируйте результаты выполнения заданий 1 -- 9:

- Какая общая цель объединяет эти вопросы и задания?

- Сколько заданий вам удалось выполнить правильно?

- Вы справились с заданиями самостоятельно? Обращались за помощью? К каким источникам? Чем был обусловлен их выбор?

- Какие вопросы вызвали затруднения? Почему?

- Какие вопросы показались слишком легкими? Почему?

- Какие вопросы с к прочитанному стихотворению могли бы задать вы?

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Примеры заданий по классам:

Класс

Класс

· Какие образы природы чаще всего встречаются в поэзии Есенина? Почему именно они?

· Какие цвета Есенин использует чаще всего для изображения картин природы? Почему именно эти цвета?

При выполнении задания опирайся на прочитанные в классе стихотворения, а также используй другие стихотворения Есенина, дополнительную литературу, сведения из энциклопедий и Интернета.

Класс

Класс

1. Выбрав тему исследования, внимательно прочитайте ее формулировку. Убедитесь в том, что вы понимаете предложенную вам познавательную проблему. Помните, что главным требованием к научно–исследовательской работе является глубина понимания проблемы.

3. Подберите необходимую литературу для работы: тексты художественных произведений и литературоведческие работы по теме исследования (см. список рекомендованной литературы в приложении II).

5. Проведите реферирование выбранных вами литературоведческих работ. Реферирование – это отбор, извлечение и переработка информации, содержащейся в тексте.

Класс

Перед чтением раздела вспомните:

· главные события в истории России первой половины XIX века. Какие из них и каким образом повлияли на развитие литературы?

· по каким признакам вы определяете произведения, относящиеся к жанрам элегии, баллады, басни? Приведите известные вам примеры таких произведений.

К каким источникам вы обращались, отвечая на данные вопросы? Чем обусловлен ваш выбор?

III.Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

Примеры заданий по классам:

Класс

Какие еще сказки о животных ты читал и слышал? Какой изображена лиса в этих сказках? Во всех ли сказках она одинакова? Почему?

Класс

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Цели урока: создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А. Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека; воспитание в подростках желания насыщенной, плодотворной жизни, полной риска, мужества, цели; развитие критического мышления и творческих способностей учащихся; развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Оборудование урока: портреты А. Грина разных авторов, выставка книг писателя, рисунки – иллюстрации к рассказам Грина.

Эпиграф к уроку: “Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д. Гранин).

Технологическая карта урока:

1) стадия вызова: мозговой штурм, ассоциации, синквейн;

2) стадия осмысления: чтение с остановками, ромашка Блума, дерево предсказаний;

3) стадия рефлексии: сравнительная таблица, синквейн, эссе.

Работа над стихотворением В. Саянова:

Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.

- О ком, на ваш взгляд, написаны эти строки? Аргументируйте свой выбор ответа!

(Странный сказочник – это А. Грин; берег туманный, море, бриг, отзвук морей, солёная кровь- всё это так трепетно берёг в своей душе А. Грин, именно такие ассоциации вызывает его фамилия.)

- Почему же Грина поэт называет сказочником?

- О какой стране говорится в стихотворении?

(Гринландия – так называется эта загадочная страна.)

- Кто населяет эту сказочную Гринландию?

(Люди, у которых в бунтующей крови, в великой злобе и в великой любви извечно живёт страстная мечта о добре.)

- Почему же Грин назван “сказочником странным”?

(Он не только уводит читателя в оригинальный мир моря и солнца, любви и веры, но и тревожит, заставляет страстно желать исполнения мечты, до каких бы сказочных высот она ни поднималась.)

- Сегодня перед нами новый рассказ Александра Грина – “Зелёная лампа”. Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание?

(Дом, свет, уют, семья, чтение, книга, учение, ночь, зелёная трава, зелёный свет светофора, литературное общество А. Пушкина, весна…)

- Почему именно так называется произведение?

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

- Сформулируйте свои догадки письменно, записав пять-шесть предложений о сюжете.

- Составьте синквейн “Зелёная лампа”.

Светит, привечает, помогает.

Зелёная лампа дарует жизнь.

  • Чтение первого отрывка (до слов “… а Стильтон при одобрении толпы и при помощи полисмена усадил беспризорного человека в кэб”).
  • Вопросы учителя классу (“Ромашка Блума”).

1) Простые вопросы:

- Где происходят события, описанные в рассказе?

- Когда происходят описанные события?

- Назовите действующих лиц.

- В какой момент жизни они описаны?

- Что настоятельно подчёркивает автор в двух героях, вышедших из ресторана?

(Хорошо одетые, дорогой ресторан.)

- Что произошло с человеком лет двадцати пяти?

- Как его описал автор?

(Лежащий без движения, плохо одетый)

2) Уточняющие вопросы:

- Что мы можем сказать о позиции автора?

(Автор осуждает богатых за их презрение к бедному.)

- А в чём это выражено?

(В авторских ремарках: брезгливо сказал толстый джентльмен, пробормотал несчастный.)

- Проследите, какие синонимы к слову “человек” использует автор?

(Богачи – двое людей, толстый джентльмен, сказал приятелю; бедняк – человек, лежащий, падаль, несчастный, лежащий, человек.)

- Чем вы объясните такой выбор автора?

(Слово “человек” употребляется автором только в отношении бедного, лежащего на улице.)

- Какая стилистическая фигура помогает в этом автору?

3) Интерпретационные вопросы:

- Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь?

(Скорее, им было скучно.)

- Только ли скука привела их сюда?

(Возможно, и любопытство, ведь здесь собралась толпа.)

- А почему вы не допускаете, что они из жалости могли остановиться?

(Тогда бы они не называли его падалью, пьяным, не смотрели бы на него брезгливо.)

- А толпа по какой причине могла собраться?

- Почему автор так бегло описывает эту сцену?

(Это краткая экспозиция, в которой представлены все герои и обрисовано их социальное положение.)

4) Оценочные вопросы:

- Какие слова вы считаете ключевыми в этой части? Прочитайте их.

(“Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки”.)

- Почему вы их считаете ключевыми?

5) Творческие вопросы:

- Как вы думаете, какой “интересный замысел” задумал Стильтон? Что это может быть?

(Дети высказывают свои предположения относительно планов Стильтона.)

6) Практические вопросы:

  • Чтение второго отрывка рассказа(от слов “Экипаж направился к одному из трактиров … до конца первой части).
  • Беседа по вопросам:

- Какое чувство у вас вызвал этот отрывок и почему?

- Насколько он не соответствует вашим предположениям?

- Изменилось ли ваше отношение к героям? Почему? Чем вы можете это объяснить?

- О ком из героев ваше мнение не изменилось? Что вас в этом убеждает?

- Как приём антитезы помогает нам в восприятии содержания?

(Автор детальнее знакомит нас с прошлым героев, подчёркивая трудные условия жизни, постоянную борьбу за выживание Джона Ива и праздную жизнь холостого миллионера Стильтона, не знающего забот о ночлеге и пище)

- Прав ли Стильтон, считая себя “человеком большого воображения и хитрой фантазии”?

(Нет, играть с человеческой судьбой никому не позволено.)

- А какие его решения, поступки позволили бы именно так назвать его?

- Почему у Стильтона нет семьи, детей?

(Его жизнь – это шутки над людьми, лишённые доброты и смысла)

- Почему Ив был изумлён предложением Стильтона и назвал происходящее “благоденствием”?

(Все прежние попытки Ива найти работу были безуспешны, поэтому такой поступок богача был для него настоящим спасением)

- “Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом”, - пишет А. Грин. Чем же доволен Стильтон?

(Он приобрёл живую игрушку – “дурака”, который живёт по его правилам; “игрушка из живого человека – самое сладкое кушанье”)

- Почему именно такую судьбу предсказывает Стильтон Иву?

- Почему Реймер назвал своего давнего друга Стильтона “дураком”? Что заставило его поступить так?

(Реймеру чужды циничные игры с людьми, обещание неосуществимого; он не приемлет таких забав.)

- Почему Реймер не остановил Стильтона, не потребовал от него других решений судьбы Ива или не предложил Иву собственную помощь?

Приём “Дерево предсказаний”.

- Как дальше будут разворачиваться события?

- Свои предположения о дальнейшем развитии сюжета оформите в виде “Дерева предсказаний”. Первый вариант – предскажите дальнейшее развитие судьбы Джона Ива, второй вариант – судьбы богача Стильтона.

“Дерево предсказаний”

(Учащиеся записывают свои версии предстоящих событий, на “стрелочках” дают объяснение, аргументируют свою точку зрения, связывая свои предположения с данными текста рассказа.)

- Выскажите свои предположения и аргументируйте их.

- Какую судьбу Джону Иву вы предсказываете?

- Какую судьбу Стильтону приготовили?

Чтение третьего отрывка (вторая часть рассказа).

Беседа с классом:

- Какие ваши предсказания подтвердились? Почему именно так произошло? Аргументируйте.

- Какие версии не нашли своего отражения? Почему?

- Какую развязку предложил нам автор? Что же произошло с героями?

(Герои практически поменялись местами: богатый Стильтон стал несчастным бродягой, голодным, грязным, истощённым, а прежде несчастный Ив превратился в образованного хирурга, помогающего всем, без исключения, людям.)

- Почему же прежде уверенный в себе, надменный Стильтон вдруг “стал ничем”?

(Пресыщенность, праздность прежней жизни не научили его преодолевать трудности, а привели к тому, что он стал пассивным её потребителем, который не только пожинал плоды чужого труда, но и не строил никаких планов на будущее. Первая же в его жизни неудача (проигрыш - разорение) сломала его, и он превратился в “ничто”. Он не знал, как жить своим трудом, не имел ни цели, ни смыла жизни, даже позавидовал “дураку” Иву, что у того есть надежда”.)

- Как оценивает своё нынешнее состояние Стильтон?

(Он понял, что его прежняя шутка была жестока и глупа по отношению к человеку, поэтому просит его простить.)

- За что наказан Стильтон?

(За противоестественное стремление позабавиться судьбой человека, превратить его в игрушку.)

- Почему Джон Ив смог добиться многого?

( Жизнь была жестока с ним с самого начала: он сирота, голодный и бездомный, познал трудности, и поэтому полагался только на себя; шутку Стильтона принял как благоденствие, но и тут положился на себя, став усиленно готовиться к профессии врача.)

- Почему Джон Ив после не ударил прежде жестоко пошутившего над ним Стильтона, когда тот, уже разорившийся, назвал его “дураком”, хотя и завидовал ему?

(Он был благодарен ему за эту “глупую шутку”, которая помогла ему стать образованным человеком.)

- Где же момент истины? В чём его суть?

(Джон Ив не только стал образованным врачом, но и сохранил своё человеческое достоинство: не спился, не сошёл с ума, а поставил цель, к которой усиленно стремился и которую достиг. Он и сейчас благородно поступает: узнаёт своего прежнего “хозяина”, признаёт в нищем бродяге человека, не подвергает его такой же издевательской шутке (зуб за зуб), а поступает великодушно - предлагает Стильтону работу в своей амбулатории.)

3. Стадия рефлексии.

Работа над сопоставительной таблицей “Две судьбы” (работа в группах).

- Проследите динамику судьбы Джона Ива и Стильтона.

Джон Ив Стильтон
Хорошо одетый человек среднего возраста плохо одетый человек лет двадцати пяти
-Я голоден … и я жив, - пробормотал несчастный Хорошо шутить…делать из людей игрушки
Сирота, не получил образования, изголодался, истощал… Изведал всё, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище…
Страшно изумлённый предложением Очень гордился своей выдумкой
Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом.
доктор, серьёзный, высокий человек с грустным взглядом Кричал от страшной боли только что привезённый старик, грязный, скверно одетый, с истощённым лицом
Я несколько лет зажигал лампу…а потом уже с увлечением начал читать всё, что мне попадалось под руку…я оказался способным человеком Я разорился…несколько крупных проигрышей…паника на бирже…вот уже три года, как я стал ничем
Я дам вам работу в нашей амбулатории… Простите меня.

Презентация таблиц. Защита. Аргументация.

- В чём особенность композиции рассказа?

(Рассказ построен на контрасте: вторая часть противопоставлена первой, один герой противопоставлен другому. В первой части источник света — лампа, во второй — Ив советует Стильтону осветить себе дорогу хотя бы спичкой.)

- Какое значение для выражения авторской позиции имеет зеркальная композиция?

Работа с цитатами.

- Выразите своё мнение относительно содержания следующих строк. Какие морально-философские суждения автора содержатся в них?

“Если желание сильно, то исполнение не замедлит”;

“А спускаясь по тёмной лестнице, зажигайте … хотя бы спичку”.

(Учащиеся рассуждают, аргументируя своё мнение.)

- Чем была зелёная лампа для Стильтона и чем стала для Джона Ива?

(Для Стильтона – это возможность проявить своё превосходство, преимущество, подчеркнуть презрение к людям; для Джона – это надежда, вера в осуществление мечты. Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. Именно это и произошло с Ивом, проявившим жизненную стойкость и целеустремленность. Зеленая лампа, которая должна была, по мысли Стильтона, превратиться в символ никчемности жизни одураченного человека, стала источником света, осветила ему путь в будущее.)

- Какова тема рассказа?

(Удивительная судьба бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненное падение богача Стильтона, превратившегося в жалкого, больного нищего)

(Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы.)

- Каковы жанровые особенности рассказа А. Грина?

(Это рассказ-притча. В нём есть все присущие этому жанру особенности: исключительное заострение главной мысли, морально-философское суждение писателя, элементы фантастики, условности и гротеска.)

- Вернёмся к названию рассказа. В чём его особенность?

(Название имеет метафорический смысл. “Зелёная лампа” - это символ веры в безграничные возможности человека, в оправданность его стремления к осуществлению мечты, символ надежды, символ света и добра.)

Возвращение к синквейну.

  • Лампа
  • Зелёная, настоящая.
  • Светит, греет, обнадёживает.
  • Лампа, озаряющая темноту ночи!
  • Маяк!

4. Домашнее задание.

Написать эссе на тему: ““Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д. Гранин).

сейчас всё решает интернет. а раньше всё решало библиотека и ум человека. сейчас учителя берут взятки. а раньше они хотели научить детей. сейчас родители не авторитет. а раньше были самыми главными. сейчас каждый ездит на машине и портит воздух. а раньше можно было дышать свежим воздухом. сейчас я вижу как все берут с чего-то выгоду. а раньше все были дружны.

на праве закладывать собственных крестьян, то есть получать ссуду под залог крепостных душ, и построена вся афера чичикова с покупкой мертвых душ.

ну это значит, что все люди были из одной деревни. я так думаю.

волшебные народные герои

для пастернака всегда окружающий мир главнее,первее,больше,значительнее,интереснее ,чем сам человек.не я,а мир.не я,жизнь во всей её многообразии.поэтому для пастернака вполне естественно что поэззия является самой порождением жизни.мир,жизнь неотвратимо втягивают в творчество.на первый взгляд в стихотворении выражены сугубо субъективные желания людей.желания поэта,лир.героя. однако в есть перечень,того,что хотел бы выразить поэт,пребывающий в процессе творчества.а выразил он в результате целый мир,жизнь т.е. нечто объективное,самостоятельное,бесконечно разнообразное.

Другие вопросы по Литературе

1. кто из писателей xix века называл своё детство "золотым"? а) чехов б) толстой в) некрасов г) тургенев 2. как долго готовили алёшу арсеньева к экзаменам? 3. как прошла юность а.

"зелёная шляпа"- творческая. ее участники могут обсудить название рассказа. почему именно "бабушкин пряник" стал главным "действующим лицом" если что название рассказа конь с розов.

Читайте также: