За что можно уволить помощника воспитателя в доу

Обновлено: 06.07.2024

Помощник воспитателя
Должностные обязанности. Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня. Организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников. Обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, прав ребенка, теории и методики воспитательной работы; правила по охране жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми; санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“

Должностная инструкция в учреждении — практически всегда обязательный документ. Она знакомит персонал с его обязанностями на рабочем месте, устанавливает права и ответственность. Инструкция может быть как приложением к трудовому договору, так и отдельным документом. Обязанность составлять ее в законодательстве не закреплена, однако практика использования данной бумаги широко распространена, в том числе и в детских образовательных учреждениях. Рассмотрим, как составить должностную инструкцию помощника воспитателя.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции помощника воспитателя

1. Общие положения

  1. Сотрудник, принятый на должность помощника воспитателя, включается в разряд работников младшего обслуживающего персонала.
  2. Помощника воспитателя принимает на работу и увольняет с нее заведующий детским садом.
  3. Работник находится в подчинении заведующего детским садом, заведующего хозяйством учреждения и воспитателя группы.
  4. На эту позицию должны быть приняты совершеннолетние лица, имеющие среднее или среднее специальное образование.
  5. Работник, принятый на данную работу, должен владеть такими знаниями:
    • положений трудового законодательства;
    • требований и норм охраны труда и пожарной безопасности в учреждении;
    • правил охраны жизни и здоровья детей;
    • санитарных норм и правил;
    • правил внутреннего трудового распорядка.
  6. Работник при осуществлении своей деятельности ориентируется на:
    • Устав учреждения;
    • санитарно-гигиенические нормы и правила;
    • правила внутреннего трудового распорядка;
    • распоряжения руководства;
    • данный документ.
  7. График работы помощника воспитателя формируется и утверждается заведующим детским садом, длительность трудового времени составляет 40 часов в неделю.
  8. Помощник воспитателя проходит медицинский осмотр каждый квартал года.
  9. Главная функция работника — соблюдение санитарных требований и норм по уборке группы и других помещений, обслуживание детей, помощь воспитателю.

2. Должностные обязанности

Сотрудник на своем рабочем месте выполняет такие функции:

  1. Осуществляет влажную уборку группы, раздевалки, спальни и других помещений дважды в день.
  2. Проветривает группу и спальню в соответствии с установленным графиком, соблюдает режим дезинфекции помещений при карантине.
  3. Помогает воспитателю переодевать детей на тихий час, прогулку, физкультуру и праздничные мероприятия.
  4. Под руководством воспитателя проводит работу по привитию детям культурно-гигиенических навыков, по воспитанию детей, уборке игровой зоны, кровати.
  5. Вместе с воспитателями готовит материал для занятий с детьми, делает после них уборку, помогает отводить детей на кружки, занятия и другие мероприятия.
  6. Контролирует чистоту детского постельного белья, полотенец, в соответствии с графиком осуществляет их замену.
  7. Следит за сохранностью объектов имущества группы и детского сада.
  8. Своевременно делает заявки, если выявлены неисправности мебели или сантехнического оборудования.
  9. Используя спецодежду, получает питание для детей, приносит его только в закрытой посуде.
  10. Не оставляет пищу, бытовую химию в доступных ребенку местах.
  11. Проводит мытье окон в группе и спальне дважды в год.
  12. Проводит санобработку ковров согласно графику.
  13. При отсутствии кухонного работника может привлекаться к помощи на кухне.
  14. При отсутствии воспитателя может привлекаться к выполнению его обязанностей.
  15. Находится с детьми в тихий час во время отсутствия воспитателя (при производственной необходимости, при проведении совещаний).
  16. Занимается уборкой детских постелей.
  17. Принимает участие в благоустройстве и озеленении участка для прогулок.
  18. В летний период осуществляет уборку веранды, песочницы, участка.
  19. Помогает в подготовке утренников и различных мероприятий.
  20. Следит за внешним видом детей и своим собственным.

3. Права

Помощник воспитателя имеет следующие права:

  1. На гарантии, закрепленные трудовым законодательством РФ.
  2. Вносить предложения по совершенствованию деятельности учреждения, воспитательной работы.
  3. Требовать совершенствования условий работы.
  4. На обеспечение инвентарем и специальной одеждой.
  5. Принимать участие в работе органов самоуправления.
  6. Знакомиться с проектами решений начальства, относящихся к своей непосредственной деятельности.

4. Ответственность

Данный работник несет ответственность за:

  • жизнь и здоровье воспитанников детсада, нарушение их прав и свобод — в пределах законодательства РФ;
  • недобросовестное выполнение или невыполнение своих должностных функций, установленных данным документом, — в рамках актуального трудового законодательства РФ;
  • любое правонарушение на рабочем месте — в рамках, установленных актуальным административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
  • нанесение материального ущерба — в рамках актуального трудового и гражданского законодательства РФ.

Разделы должностной инструкции

Рассмотрим базовые разделы документа.

Как оформить документ

Должностную инструкцию составляют на бумаге формата А4, на фирменном бланке учреждения, с реквизитами. Оформляют ее следующим образом:

  1. Первым делом располагаются наименование дошкольного учреждения и его реквизиты (адрес, контактный телефон и др.)
  2. Далее справа следует отметка об утверждении документа заведующим детским садом.
  3. Затем должны располагаться название документа и его текст.
  4. В конце ставят свои подписи непосредственный руководитель помощника воспитателя и сам принимаемый работник. Также могут стоять подписи сотрудников, согласующих должностную инструкцию.

Важно! Документ формируют в двух экземплярах. Один остается у администрации дошкольного учреждения, а второй выдается принятому на должность работнику.

1.1. Помощник воспитателя (младший воспитатель) относятся к категории работников младшего обслуживающего персонала, принимаются на работу и увольняется заведующим Д.С.

1.2. Младший воспитатель подчиняется заведующему Д.С., завхозу и воспитателю группы.

1.3. Основной задачей младшего воспитателя является строгое соблюдение санитарных правил по уборке помещения групповых и по обслуживанию детей.

1.4. Младший воспитатель осуществляет свою работу на основании:

  • Устава и Правил внутреннего трудового распорядка Д.С.
  • Указаний заведующего Д.С., медицинской сестры, завхоза.
  • Санитарно-гигиенических норм и требований
  • Трудовой договор и настоящей должностной инструкции.

1.5. На должность младшего воспитателя назначаются лица, достигшие совершеннолетия со средним и средним специальным образованием.

1.6. Продолжительность рабочего времени младшего воспитателя-40 часов в неделю.

1.7. График работы младшего воспитателя составляет завхоз и утверждает заведующий Д.С.

1.8. Младший воспитатель должен знать:

  • Правила охраны жизни и укрепления здоровья детей;
  • Санитарные правила;
  • Положения законодательства о труде;
  • Правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности;
  • Правила внутреннего трудового распорядка.

1.9. Младший воспитатель Д.С. должен обладать следующими личными качествами:

  • Способностью контактировать с детьми;
  • Доброжелательностью;
  • Вежливостью;
  • Аккуратностью;
  • Ответственностью за порученное дело;
  • Исполнительностью;
  • Способность принимать решения.

2. Обязанности.

Младший воспитатель является активным помощником воспитателя.

а) Несет ответственность вместе с воспитателем за сохранность всего имущества в группе.

  • Проводит уборку всех закрепленных за ним помещений, соблюдая санитарно-гигиенический режим и технику безопасности;
  • Соблюдает график проведения;
  • Чистит и дезинфицирует унитазы, раковины и другое сантехническое оборудование;
  • Приносит с кухни пищу в столовую, раздает ее детям;
  • Убирает и производит санитарную обработку посуды, столов моющими средствами в соответствии с требованиями СЭС.
  • Организует сервировку столов, организует дежурство детей и учит их сервировке и уборке столов.
    • Оказывает помощь воспитателю в подготовке и проведении всех режимных моментов в работе с детьми.
    • Помогает воспитателю одевать и раздевать детей для прогулок, подготовки ко сну.
    • Осуществляет гигиенический уход за детьми, принимает активное участие в проведении закаливающих мероприятий.
    • Убирает детские постели.
    • Готовит воду для питья и полоскания рта.
    • Два раза в день производит влажную уборку помещения и мебели.

    а) Следит за чистотой и сохранностью мягкого инвентаря в группе и проводит замену постельного белья и полотенец по мере загрязнения (по графику).

    б) Следит в группе за состоянием посуды, сантехники и другого имущества и инвентаря и сообщает о всех неисправностях завхозу.

    в) Выполняет все указания администрации Д.С. и медицинских работников.

    г) Один раз в месяц проводит генеральную уборку всех помещений в группе.

    д) При отсутствии воспитателя во время производственных мероприятий и в тихий час находится с детьми.

    е) Следит за своим внешним видом, является образцом для детей, их родителей.

    ж) Подготавливает группу к работе в зимний период.

    з) Участвует в подготовке и проведении утренников, оказывает помощь в изготовлении пособий для занятий с детьми.

    и) Участвует в благоустройстве и озеленении участка.

    к) В летний период подготавливает веранды (моет) и песочницы к приходу детей.

    3. Права.

    3.1. Младший воспитатель имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня, а также пользуется правами, предусмотренными ТК РФ и другими законодательными актами.

    3.2. Младший воспитатель имеет право вносить предложения по:

    • Улучшению воспитательной работы;
    • Устранению причин заболеваемости детей.

    4. Ответственность.

    Младший воспитатель несет ответственность за:

    4.1. Сохранность жизни и здоровья каждого ребенка своей группы;

    4.2. Ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей;

    4.3. Низкую культуру по содержанию закрепленного помещения;

    4.4. Несоблюдение санитарных правил;

    4.5.Непроизводительное использование рабочего времени;

    4.6.За неисполнение всех обязанностей младший воспитатель несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

    5. Показатели эффективности работы младшего воспитателя.

    5.1. Отсутствие замечаний и претензий со стороны администрации Д.С. и СЭС.

    5.2. Отсутствие замечаний и претензий со стороны родителей по охране жизни и здоровья детей.

    5.3. Отсутствие замечаний по хранению и учету материальных ценностей: посуды, белья и т.д.


    Взаимосвязь воспитателя и помощника воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей.

    Педагог – это звучит гордо!

    Немного из истории.

    История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции. В те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал его от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а в последствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитателя. Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века.

    Профессия современности.

    Постоянное общение с ребёнком – важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учётом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдёт подход к каждому ребёнку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми.

    Перед воспитателем стоит нелёгкая задача – будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность.

    Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей – это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься.

    Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия.

    Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и помощника воспитателя. Взаимоотношения детей и взрослых выступают в качестве важнейшего условия психического развития детей. В процессе этой связи взрослый передаёт ребёнку способы использования предметов, организует соответствующим образом его действия, осуществляет контроль и коррекцию психического развития. Вот почему характер взаимодействия детей со взрослыми имеет особое значение. В. А. Сухомлинский писал, что от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его ум и сердце с окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

    Говоря о роли взрослых в дошкольной жизни детей, чаще всего мы имеем в виду родителей и воспитателей, забываем про помощника воспитателя, которая непосредственно или косвенно воздействует на развитие личности ребёнка. Круг её обязанностей в детском дошкольном учреждении раньше сводился в основном к санитарной уборке посещения, получение и раздачи пищи, выполнение режима дня, гигиенического ухода детей (умывание, переодевание, кормление и т. д.) .

    Когда изменилось название профессии и няня стала называться помощником воспитателя, должностные обязанности начали носить некоторую педагогическую направленность.

    Характеристики помощника воспитателя.

    1. Помощник воспитателя работает под руководством и в тесном контакте с воспитателем группы.

    2. Под руководством воспитателя участвует в организации воспитательно – образовательной работы с детьми и в режимных процессах:

    *понимает, признаёт и принимает личность ребёнка, это значит, умеет становиться на позицию ребёнка, считаться с его точкой зрения и не игнорировать его чувства и эмоции;

    *поддерживает натуральную эмоционально – стабильную обстановку в группе в течении дня;

    *наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, по мере необходимости участвует в руководстве игровой, трудовой, самостоятельной их деятельностью;

    *участвует в подготовке и организации занятий;

    *формирует у детей культурно – гигиенические навыки, самостоятельность;

    *сопровождает детей на целевых прогулках, экскурсиях, в пеших походах;

    *раздевает и одевает детей;

    *кормит и укладывает спать.

    3. Осуществляет санитарно – гигиенический досмотр детей.

    4. Обеспечивает санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.

    5. Получает и раздаёт еду.

    6. Принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятий, которые направлены на укрепление здоровья детей.

    Помощник воспитателя должен знать.

    1. Правила внутреннего трудового распорядка.

    2. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, педагогические методы и приёмы организации их деятельности, руководство детьми и воздействие на них.

    3. Правила присмотра детей.

    4. Распорядок дня.

    5. Санитарно – гигиенические нормы поддерживания помещений, оборудования, инвентаря.

    6. Правила санитарии и гигиены.

    В образовательном процессе детского сада большое внимание уделяется организации быта детей. Основная особенность бытовой деятельности заключается в том, что она – постоянная сфера воспитательного влияния. Быт создаёт самые разнообразные условия для систематического упражнения детей в нравственных поступках, воспитания у них культурно-гигиенических навыков, пробуждения их интересов, выявления способностей и их совершенствования.

    Важнейшие условия для организации быта детей:

    *точное соблюдение режима дня;

    *рациональное распределение обязанностей воспитателя и помощника воспитателя.

    Координация действий воспитателя и помощника воспитателя.

    I. Организация утреннего приёма детей

    Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

    Общие правила приёма: необходимо, чтобы посещение детского сада было привлекательным, радостным, а расставание с родными не приносило детям огорчения

    1. Готовит групповое помещение к приёму детей: проветривает, следит за температурным режимом воздуха, создаёт уютную обстановку.

    1. Проводит влажную уборку помещения.

    2. Создаёт тёплую, дружескую атмосферу для встречи с каждым ребёнком.

    2. Поддерживает тёплую, дружескую атмосферу в группе.

    3. Осуществляет приём детей.

    3. Помогает воспитателю осуществлять приём детей: присматривает за детьми, которые играют, занимается с прибывшим ребёнком, в то время когда воспитатель принимает других детей.

    4. Проводит индивидуальные беседы с родителями, короткие консультации. Осуществляет гигиенический уход за детьми.

    5. Проводит индивидуальную работу с детьми:

    *Формирует у детей культуру поведения, знакомит их с правилами общения, с формами вежливого обращения друг с другом;

    *Проводит работу по закреплению знаний и умений детей, развитию их психических процессов;

    *Регулирует двигательную активность каждого ребёнка.

    5. Под руководством воспитателя принимает участие в работе с родителями: беседует с ними о состоянии здоровья, сна, аппетита, одежды детей в группе.

    6. Организует и руководит трудовой деятельностью детей. Совместно с воспитателем и под его руководством регулирует двигательную активность каждого дошкольника.

    7. По мере необходимости организует, в ненавязчивой форме руководит самостоятельной и игровой деятельностью детей, регулирует внутри коллективные отношения дошкольников.

    7. Под руководством воспитателя по мере необходимости в ненавязчивой форме руководит самостоятельной, игровой и трудовой деятельностью детей; регулирует внутри коллективные отношения дошкольников.

    II. Подготовка и организация прогулки

    Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

    1. Оказывает детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевания по её окончании

    1. Оказывает детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевания по её окончании

    2. Воспитывает у детей самостоятельность, чувства взаимопомощи, формирует навыки личной гигиены

    2. В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством воспитывает у детей самостоятельность, чувство взаимопомощи, формирует навыки личной гигиены

    3. Планирует содержание деятельности детей на прогулке с учётом поры года, погоды, предыдущих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей детей

    3. Помогает воспитателю вывести детей на прогулку

    4. Организует и проводит на прогулке наблюдения, экскурсии, занятия, игры, трудовую деятельность и индивидуальную работу с детьми

    4. Участвует в организации продолжительных целевых экскурсий, пеших походов

    5. Организует рациональную двигательную активность; содействует развитию физических качеств детей. Следит за равномерным распределением физической нагрузки

    5. Совместно с воспитателем проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны)

    6. Создаёт условия для организации самостоятельной деятельности детей

    6. По окончании прогулки по мере необходимости просушивает одежду детей

    7. Наблюдает за самостоятельной деятельностью детей на участке, а в случае необходимости осуществляет ненавязчивое руководство этой деятельностью

    8. Организует и проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны)

    III. Подготовка и организация кормления, сна, закаливания детей

    Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

    1. Осуществляет подготовку, создаёт благоприятную обстановку перед приёмом пищи, сном детей

    1. Осуществляет санитарно – гигиенический уход за детьми (следит за чистотой одежды, лица, рук)

    2. Следит за правильной сервировкой столов, организацией дежурства по столовой, распределяет трудовые поручения

    2. Совместно с воспитателем воспитывает у детей самостоятельность, формирует навыки культуры приёма пищи, культурно – гигиенические навыки

    3. Воспитывает самостоятельность, навыки культурного приёма еды, культурно – гигиенические навыки

    3. Получает и раздаёт пищу

    4. По мере необходимости докармливает детей

    4. Сервирует столы, совместно с воспитателем руководит дежурством детей по столовой

    5. Помогает детям подготовиться ко сну, укладывает детей спать

    5. Поддерживает благоприятную, спокойную обстановку во время приёма пищи и сна

    6. Следит за температурным режимом в спальне и игровой комнате, создаёт спокойную обстановку во время сна детей, наблюдает за их сном

    6. Совместно с воспитателем организует и проводит закаливающие мероприятия

    7. Осуществляет постепенный подъём детей после сна

    8. Организует и проводит закаливающие мероприятия с учётом индивидуальных особенностей детей

    IV. Игровая деятельность

    Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

    1. Наблюдает, организует, в ненавязчивой форме руководит игрой детей

    1. Наблюдает за игрой детей, которые находятся вне поля зрения воспитателя. По мере необходимости в ненавязчивой форме руководит игрой

    2. Создаёт игровое пространство, подбирает необходимый материал согласно возрастным и индивидуальным особенностям детей

    2. Поддерживает созданное воспитателем и детьми игровое пространство (игровую ситуацию)

    3. Создаёт эмоционально-стабильную обстановку во время игры

    3. Поддерживает эмоционально-стабильную обстановку во время игры детей

    4. Содействует формированию игрового коллектива (игровых групп) и становлению в этом коллективе личности каждого ребёнка

    4. Оказывает воспитателю помощь в санитарно-гигиенической обработке оборудования для игры и игрушек

    5. Вызывает интерес к тому или иному событию жизни, влияет на воображение и чувства детей в процессе руководства игрой

    6. Расширяет игровые умения и навыки, обогащает содержание игр, используя разнообразные истоки, формы, методы и приёмы

    7. Повышает культуру поведения, формирует устойчивый интерес к игре

    8. Через игру углубляет и закрепляет интерес детей к разнообразным профессиям, воспитывает уважение к труду

    9. Осуществляет связь игры с другими видами деятельности

    10. Изготавливает по мере необходимости материал для игр, проводит совместно с родителями и помощником воспитателя мелкий ремонт игрушек

    V. Изобразительная деятельность

    Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

    1. Формирует у детей интерес к изобразительной деятельности

    1. Оказывает воспитателю помощь в подготовке необходимого для занятий оборудования и материала, помогает убирать его по окончании занятия

    2. Развивать наблюдательность детей, целенаправленно, путём специальных наблюдений формирует у детей знания и представления об окружающей действительности. Постепенно и последовательно развивает восприятие и воображение детей

    2. Во время индивидуальной работы воспитателя с детьми, наблюдает за самостоятельной деятельностью детей, по мере необходимости в ненавязчивой форме, руководит этой деятельностью

    3. Создаёт эмоционально-стабильную атмосферу во время наблюдений и в процессе изобразительной деятельности

    3. Оказывает воспитателю помощь в организации выставок детских работ

    4. Знакомит детей с произведениями изобразительного искусства

    5. Руководит и целенаправленно обучает детей способам изображения, технике рисования, лепки, аппликации

    6. Содействует развитию творческих способностей и инициативе детей

    7. Создаёт условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей

    VI. Трудовая деятельность

    Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

    1. Добиваться формирования необходимых предпосылок трудовой деятельности. Формирование, необходимые для данного возраста, трудовых навыков, положительного отношения к труду

    1. Совместно с воспитателем и под его руководством формирует необходимые для данного возраста трудовые навыки, положительное отношение к труду

    2. Формирует у детей знания о труде взрослых

    2. В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством осуществляет контроль и руководит дежурством детей по столовой

    3. Организует труд дошкольников, учитывая потребности и возможности каждого ребёнка

    3. Учитывая личные нужды и возможности каждого ребёнка, поручает трудовые поручения, привлекает детей к совместному хозяйственно-бытовому труду (убрать посуду, вытереть пыль с полок и т. д.)

    4. Осуществляет контроль и руководит трудовой деятельностью детей

    5. Подбирает необходимое оборудование для труда, расставляет его с учётом педагогической целенаправленности

    6. Содействует созданию в группе трудовой атмосферы

    VII. Учебная деятельность

    Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

    1. Организует педагогически целенаправленные условия воспитания и обучения детей

    1. В процессе проведения воспитателем индивидуальных занятий, занятий по подгруппам, диагностических исследований наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников

    2. Проводит диагностические исследования, направленные на изучение индивидуальных особенностей детей (познавательных процессов, личных качеств, положение детей в системе межличностных отношений)

    2. По мере необходимости оказывает воспитателю помощь в подготовке оборудования и материала к занятиям, убирание их после занятий

    3. Содействует установлению натурального стиля отношений с детьми и детей один до одного в процессе учебной деятельности и повседневной жизни

    3. По мере необходимости участвует в организации и проведении занятий

    4. Формирует интерес к приобретению знаний, к учебной деятельности

    5. Формирует у детей навыки учебной деятельности, обеспечивает своим руководством своевременный переход детей на более высокий уровень развития и обучения

    6. Воспитывает у детей умение наблюдать за действиями других детей, слушать один одного

    7. Развивать интерес к народному творчеству, национальной культуре

    8. Осуществляет подготовку к занятиям, организует и проводит их

    9. Подготавливает пособия к занятиям

    VIII. Самостоятельная деятельность

    Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

    1. Подбирает и изготавливает необходимый материал для самостоятельной деятельности дошкольников, с педагогической целенаправленностью располагает его

    1. В сотрудничестве с воспитателем поддерживает натуральную эмоционально-стабильную атмосферу в группе

    2. Создаёт натуральную атмосферу с целью сохранения психологического здоровья детей, культуры отношений. Регулирует внутриколлективные отношения

    2. Наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, которые находятся вне поля зрения воспитателя. В случае необходимости, регулирует внутриколлективные отношения

    3. Осуществляет ненавязчивое руководство при организации самостоятельной деятельности

    Таким образом, мы видим, для того, чтобы добиться желаемого результата во всех видах деятельности и режимных моментах, необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание воспитателя и помощника воспитателя. Реализация программы дошкольного образования не возможна без взаимодействия всех работников дошкольного учреждения. Грамотный подход к планированию и организации работы воспитателя и помощника воспитателя позволит реализовать новые методики обучения детей дошкольного возраста. Их слаженные действия существенно снимут нагрузку на каждого из участников образовательного процесса и предоставят простор для творческой деятельности, учитывая интерес конкретного ребёнка и конкретной группы.


    Педагоги

    Помощник воспитателя детского сада – это младший педагогический персонал, по-другому – няня. Организовывать игры, трудовую и воспитательную деятельность, помогать с едой, следить за порядком, соблюдением режима и расписания, поддерживать чистоту, сопровождать на прогулках, обеспечивать комфортное пребывание детей в саду – вот задачи такого сотрудника. Далее в статье мы расскажем все о том, что входит в обязанности такого работника, а также опишем другие трудовые нюансы.

    Должностная инструкция

    О том, что должен делать помощник воспитателя, пишется в должной инструкции. Она существует для того, чтобы каждый работник четко понимал свои задачи, меру ответственности, а родитель мог бы проверить соответствие няни требованиям.

    Каждое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) адаптирует типовую инструкцию под свои нужды (руководствуясь «Правилами и порядком составления должностной инструкции в ДОУ”). В этом документе должны быть прописаны:

    На заметку родителям и педагогам. Что входит в обязанности помощника воспитателя в детском саду?

    1. Общие положения. Здесь указывается, что инструкция разработана по требованиям ФГОС дошкольного образования. В этом пункте прописывают, кто назначает и снимает с должности няню; какие требования предъявляются к образованию сотрудника; кому он подчиняется; в соответствие с какими законами действует.
    2. Должностные обязанности. Это пункт посвящен непосредственно тем задачам, которые входят в круг помощника воспитателя.
    3. Права работника. Здесь прописывают гражданские и профессиональные права, например, что няня может потребовать положенный интвентарь или форменную одежду, может сообщать о необходимости ремонта оборудования и пр.
    4. Ответственность. Указывается, за что конкретно отвечает помощник воспитателя, какое наказание понесет в случае неисполнения, за что может быть оштрафован или уволен.
    5. Взаимоотношения. Связи с другими работниками. Этот пункт описывает регламент трудового дня и отдыха работника, разъясняет – с кем и по каким вопросам няня может взаимодействовать, о чем должна информировать начальство и родителей.
    6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции. Здесь указывается, когда и кто может изменять должностную инструкцию, а также, в какой момент она начинает действовать.

    Экземпляры заверяются заведующим дошкольного образовательного учреждения с одной стороны и помощником воспитателя – с другой, каждая сторона хранит подписанный документ у себя.

    Основные требования, квалификация

    На заметку родителям и педагогам. Что входит в обязанности помощника воспитателя в детском саду?

    • Хорошие организационные навыки.
    • Умение работать с детьми, организовывать их учебную и досуговую деятельность.
    • Навыки регулировки конфликтов.
    • Умение наладить взаимопонимание с детьми и их родителями.

    Няня должна обладать такими качествами, как:

    1. Вежливость.
    2. Чистоплотность.
    3. Аккуратность.
    4. Исполнительность.
    5. Терпеливость, покладистость.

    Что входит в функции помощника воспитателя в детском садике?

    Главная задача няни – оказать помощь старшему воспитателю:

    • В процессе воспитания детей.
    • В создании благоприятного эмоционального климата в коллективе.
    • Во время самых разных занятий: физических, трудовых, умственных.

    Няня также занимается следующим:

    1. Сервирует столы в младших группах.
    2. Помогает при раздаче еды, а детям – во время приема пищи, убирает и моет посуду.
    3. Готовит детям воду для умывания.
    4. Маленьких детей подмывает при необходимости, меняет им одежду, помогает раздеться и одеться.
    5. Сопровождает воспитанников на прогулке.
    6. Проверяет игровые снаряды.
    7. Планирует и организует ежедневную работу в группах.
    8. Следит за порядком и за тем, как соблюдается распорядок.
    9. Следит за чистотой, за тем, чтобы все СНИПы соблюдались, чтобы в помещении было чисто и уютно.
    10. Контролирует чистоту полотенец, готовит кипяченую воду для питья.
    11. Подчиняется требованиям заведующего, врача, завхоза – сотрудников, связанных с педагогической деятельностью и охраной жизни и здоровья детей.
    12. Устраивает уборку в комнатах – чистит ковры, столы, убирает санузлы.
    13. Следит за чистотой постельного белья и меняет его.
    14. Следит за детьми во время дневного сна.

    Общие положения

    Согласно общим положениям должностной инструкции, заведующий детским садом назначает няню, ему и подчиняется помощник воспитателя. Няня обязана выполнять требования инструкции, а также требования заведующего хозяйственной частью и воспитателя.

    Рабочий день

    Рабочий день у няни – полный, по 6 часов 5 дней в неделю. Это входит в нормы графика, утвержденного с учетом 40-часовой рабочей недели. Его согласовывает администрация дошкольного учреждения. Также няня обязана участвовать в тех мероприятиях (обязательных и входящих в план ДОУ), на которые не установлены нормы выработки.

    Права

    1. Вносить предложения по улучшению воспитательного и образовательного процессов.
    2. Требовать от администрации создания тех условий, которые нужны, чтобы исполнять должностные обязанности.
    3. Вносить предложения о том, как лучше поощрять сотрудников – деньгами или морально.
    4. Отстаивать свою профессиональную честь и человеческое достоинство, знакомиться с возможными жалобами, давать по ним объяснения.
    5. Требовать наличия инвентаря и спецодежды.
    6. Давать информацию администрации о необходимости закупа оборудования, материалов, о ремонте игрушек и пр.

    Ответственность

    На заметку родителям и педагогам. Что входит в обязанности помощника воспитателя в детском саду?

    • Няня несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей, за нарушение их прав и свобод в полной мере в рамках законодательства РФ. За несоблюдение правил должностной инструкции предусмотрена ответственность трудовым законодательством Российской Федерации.
    • Если няня совершает какие-то противоправные действия во время работы, то будет отвечать по всей строгости уголовного и гражданского законодательства РФ. Эти же документы предписывают помощнику воспитателя материальную ответственность. За не вовремя пройденный медосмотр также предусмотрена ответственность.
    • Если няня нарушает устав детского сада или должностную инструкцию, к ней предъявляют дисциплинарное взыскание по статье 192 ТК РФ.
    • Если хотя бы раз помощник воспитателя применил к детям силу или методы психологического насилия (а также любые другие аморальные поступки), его можно освободить от занимаемой должности (согласно трудовому законодательству и ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).

    Может ли нянечка подменять воспитателя?

    Няня помогает воспитателю во всех задачах, которые непосредственно связаны с воспитанием детей и с организационными вопросами. Она может подменять воспитателя, когда его нет. Но поскольку от помощника по должностной инструкции не требуется педагогического образования, няня не может взять на себя полноценную роль воспитателя, а именно – вести образовательную деятельность.

    Это возможно в тех случаях, когда у няни есть определенная профессиональная квалификация, подтвержденная документами.

    Что должен знать этот сотрудник детского сада?

    На заметку родителям и педагогам. Что входит в обязанности помощника воспитателя в детском саду?

    1. Няня должна соблюдать “Конвенцию о правах ребенка”, уметь налаживать контакт с детьми и родителями; разбираться в основах педагогики и психологии, теории и методики воспитательной деятельности.
    2. Нужно также знать законы РФ, законодательные акты и законы, в которых прописаны образовательные нормы.
    3. Няня обязана верно действовать во время чрезвычайных ситуаций и помогать воспитанникам, должна знать, как действовать, чтобы не причинить вред жизни и здоровью ребенка.
    4. В ее круг знаний должны входить правила пожарной безопасности, трудовые нормативы.

    Какие претензии часто предъявляют родители?

    В 2013 году Госинспекция Министерства образования составил топ-жалоб от родителей на помощников воспитателей. В тройке самых распространенных претензий оказались:

    1. Няня ругается.
    2. Приходит в сад больной.
    3. Курит.

    Также родители очень часто жалуются на грубость со стороны помощников воспитателей по отношению к детям, на недосмотр за посудой и бельем, на придирчивость к конкретному ребенку.

    Пожаловаться на няню заведующей детского сада или в вышестоящие органы можно в случаях, если:

    • Помощник воспитателя постоянно нарушает профессиональные обязанности.
    • Проявляет халатность в отношении к воспитанникам.
    • Применяет угрозы или физическую силу к детям.

    Подробнее о педагогах в ДОУ, в том числе о личностных и профессиональных качествах воспитателя, о его правах и обязанностях подробно рассказано на нашем сайте.

    Какие функции нянечка не обязана выполнять?

    Няня не обязана выполнять те функции, которые не прописаны в должностной инструкции. Например, она не должна вести образовательные занятия, лично ремонтировать игрушки и оборудование, проводить собрания с родителями.

    Как быть, если сотрудник не выполняет свои обязанности?

    Если помощник воспитателя плохо или совсем не выполняет свои профессиональные обязанности, можно написать личную или коллективную жалобу на имя заведующего детского сада, если изменений не произошло, обратиться письменно в Управление образования, Министерство образования, в Роспотребнадзор.

    Прежде, чем писать жалобу, рекомендуется понаблюдать за работой няни, чтобы удостовериться в верности полученных от ребенка или родителей сведений, в систематичности нарушений. Затем переговорить с ней наедине.

    В некоторых детских садах помощники воспитателя выполняют также функции уборщиц и дворников. Они обязаны это делать только на основании трудового договора, должностных инструкций и внутренних правил. Основная же обязанность няни – всеобъемлющая помощь воспитателю, воспитательная, но не образовательная деятельность.

    Читайте также: