Чем объясняется обилие случайных персонажей в пьесе а п чехова вишневый сад кратко

Обновлено: 08.07.2024

В пьесе "Вишневый сад" много персонажей второго плана, которые участвуют в действии наравне с главными героями, но при этом внешне не влияют на развитие событий. Интересно, что помимо главных и второстепенных действующих лиц на равных правах принимают участие в действии лица, не появляющиеся на сцене: ярославская тетушка, парижский любовник, дочь Пищика Дашенька. Даже эти эфемерные персонажи задают тон в пьесе.

Второстепенные персонажи часто повторяют, и тем самым запечатлевают в памяти мысли основных героев или говорят то, что осталось невысказанным, в их уста иногда вкладываются важные для понимания пьесы фразы.

Второстепенные персонажи помнят свое место, в то же время никуда не исчезая, крутясь вокруг Гаева, Раневской, Лопахина, Трофимова, Вари, Ани, невольно шаржируя поведение главных героев, особенно лее первых двух. Несмотря на то, что о не слишком значимых персоналках сказано мало или почти ничего, их характеры явно проступают в тех немногих репликах, которыми их наделяет автор.

Вот Симеонов-Пищик — суматошный бодрячок, ни на шаг не отступающий от этого своего амплуа. Каждый раз, появляясь на сцене, он неизменен, — просит денег и рассказывает о Дашеньке. Пищик — фигура комическая без всяких оговорок, смешна далее его сокращенная фамилия. Он, как клоун, который, выходя на сцену, должен обязательно показать новый номер. В первом действии Пищик зачем-то глотает пилюли Любови Андреевны, серьезно констатируя: "Все пилюли принял", в третьем — восхищается Шарлоттой, при этом не утруждая себя изысканными фразами, все его похвалы сводятся к словам "Вы подумайте!" Но он и деликатен (уводит Лопахина от Раневской после известия о продаже вишневого сада), и честен (отдает долги Лопахину и Раневской), и чувствителен (плачет, узнав об отъезде семейства). Клоун клоуном, но ведь душевный, добрый человек, в целом так похожий на Гаева, который над Пищиком смеется.

Еще одно комичное лицо Епиходов, растяпа, "двадцать два несчастья". Ему принадлежит гениальная фраза: "Никак не могу понять. чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться. но тем не менее я всегда ношу, при себе револьвер". И это говорит человек, которому отведена в пьесе роль самая что ни па есть комическая! Подобные речи напоминают патетические изречения Гаева. Между прочим, "двадцать два несчастья" принял от прежних владельцев Лопахип примечательный, если вдуматься, штрих.

Наконец, существуют еще и слуги. Фирса вряд ли можно назвать второстепенным действующим лицом. Он, появляясь сравнительно редко, играет в пьесе немалую роль, финальный монолог Чехов доверяет именно ему. Так что, при всей бедности его реплик, ,Фирс является чуть ли не самым значащим персонажем. Гораздо меньшие роли отводятся Дуняше и Яше, двум слугам, которые пытаются подражать хозяевам и тем самым неосознанно передразнивают их, в преувеличенном виде представляя характерные черты Раневской и Гаева. Речь слуг — часто неумелое подражание светской беседе. Разве не напоминает Дуняша Раневскую, когда в волнении произносит: "Я сейчас упаду. Ах, упаду!" или когда показывает Яше, какой она была маленькой, когда он уезжал (Любовь Андреевна тоже любит вспомнить свое детство), или когда рассказывает всем и каждому о предложении Епиходова: "Он меня любит, так любит!"? А вечно зевающий Яша, небрежно закуривающий сигарету — узнаваемая пародия на Гаева. "Вы образованный, можете обо всем рассуждать" — знак высшей похвалы со стороны Дуняши, хотя Яша, в общем-то, не умен. Зато он нагл и развязен, позволяет себе смеяться при каждом подходящем и неподходящем случае, даже в лицо Гаеву.

Оба они, и Дуняша, и Яша, крайне смешны в своем желании во всем походить на господ. Дуняша, вечно пудрящаяся, с ее заявлениями о том, что она "девушка деликатная", и с нелепыми признаниями в любви к Яше, Яша, пьющий шампанское и применяющий ко всем лишь одно определение — "невежество", — по сути дела, лишь вывернутые наизнанку, доведенные до гротеска образы господ.

Все второстепенные персонажи в своей клоунской нелепости представляют довольно грустную пантомиму. Они не могут переспорить закономерность, не могут отсрочить неизбежное, зато они не унижают себя унынием. Они должны уйти со сцены, однако, это не повод для печали. Их уход обставлен как карнавальное представление. Главные герои не умеют бороться со своим горем, зато второстепенные (а ведь они испытывают такие же чувства) отпугивают горе смехом. Недаром Чехов представил нам "Вишневый сад" именно как комедию, более того — местами она превращается в откровенный фарс, что, впрочем, лишь усугубляет драматичность пьесы.

У Чехова в пьесе нет второстепенных персонажей после прочтения мы понимаем, что каждый герой наделён своими особенными характеристиками. Каждому даже самому не значительному персонажу отведена особая роль. Которая подчёркивает то или иное действие главного героя.

Взять главную героиню Любовь Раневскую, она персона избалованная и легкомысленная. Яша её лакей, точно подражая хозяйке заносчив самолюбив, думает только о своём благополучии. Своим поведением, он только усиливает отрицательные черты главной героини Любви. Показывая остальным своё превосходство.

Дуняша горничная главной героини наоборот подчёркивает все положительные качества Раневской. Ведь несмотря на много отрицательных качеств которые сложились у Раневской из-за того, что её семья разорена, она где-то в глубине души остаётся доброй мягкосердечной, и ранимой. В точности как сама Дуняша.

Дуняша, которая своей добротой и наивностью влюбляет в себя похотливого дворянина Епиходова. Но при этом понимает, что человек этот только интересуется деньгами, не отвечает ему взаимностью. А на оборот влюбляется в Яшу, которому нет до неё дела.

Чехов в пьесе второстепенных героев упоминает очень скупо, так как они должны быть отражением главных героев. Но при прочтении мы невольно начинаем сравнивать главных героев с их слугами, и только в конце понимаем, что пьеса написана оригинально и практически каждый герой невольно становиться главным.

Если отсутствовали в пьесе второстепенные герои с такими яркими чертами, мы не смогли бы раскрыть для себя полный образ Любви, не узнали многогранность её характера. С помощью Дуняши мы раскрываем Раневскую как, наивную, добрую, легкомысленную простушку которая иногда витает в своих мечтах доже оставшись без поместья.

С подачи характера Яши мы узнаем, что Любовь может быть эгоистична, не предсказуема в своих решениях, может опуститься до сплетен и лукавства, которое сыграет ей на руку.

Так же второстепенные герои помогаем нам понять, что помещик Епиходов всего лишь играет роль неотёсанного не грамотного, слегка неуклюжего и зажравшегося помещика. На самом деле человек с израненной душой переживший предательство.

Ещё один герой появляющийся крайне редко старый Фирс. В пьесе мы о нём почти не чего не знаем, но именно ему достаются главные слова. Он наводит на размышления.

Как скоротечно время, и как порой тяжело даются перемены. Трагизм всей пьесы заключается именно в этом как бы не хотела Любовь, но её придётся смириться с новыми обстоятельствами своей жизни.

2 вариант

Дополнением к образу Раневской является Яша – лакей, привезенный ею из Парижа. Он избалован и высокомерен, имеет противный характер. Несмотря на это, хозяйка продолжает платить ему немалое жалование, возит с собой за границу. Яша – полная противоположность старого лакея Фирса, который был уже членом семьи, помогал хозяевам по простоте душевной.

Епиходов – человек высокомерный и самовлюбленный. Благодаря образу неуклюжего и неловкого дворянина, создается комичность и трагизм произведения. Несмотря на малообразованность и тугое мышления, он считает, что земля вертится вокруг него. Очень любит высказываться англицизмами, хоть зачастую это не к месту – простым людям непонятно, хоть и звучит красиво.

Веру в хорошее и надежду на будущее олицетворяет образ Пищика – это мужчина, жизнь которого наполнена активностью и вечным поиском денег (пытается одолжить даже у разорившейся Раневской и ее семьи).

Также читают:

Картинка к сочинению Роль второстепенных персонажей в пьесе Вишневый сад

Популярные сегодня темы

Я начала заниматься футболом, когда мне было десять лет. Возможно, для девочки это странное увлечение, но я ничего не могла с собой поделать. Мама долго уговаривала меня заняться танцами или музыкой, но мне всегда был интересен только футбол.

Левий Матвей стал одним из самых необычных героев второстепенного плана, через него автор показывает зачатки не самых лучших событий

В арсенале произведений великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина, не мало произведений, в которых отразилось свободолюбие, патриотизм, мудрость вперемешку со вспыльчивостью и дерзостью характера

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Лакей Яша, привезенный из Парижа Любовью Раневской, дополняет образ своей хозяйки. Мужчина вконец избалован. Он высокомерен, самоуверен и очень хорошо устроился в жизни. Не смотря, на не самые лучшие времена, Раневская продолжает ему прилично платить, разъезжать с ним по загранице, и даже привозит лакея в поместье.

Яша безответственен, у него скудная речь и отвратительный характер. Он избалован роскошной жизнью хозяйки и когда случается беда и поместье уходит на торгах, мужчина жалобно просит забрать его с собой в Париж. Доброта Раневской принимается Яшей за слабость.

Яша является полной противоположностью Фирса. Даже возраст у героев разный. Яша, молодой, полный сил и равнодушия к хозяевам. Его интересует только финансовая сторона и собственный комфорт. Фирс же наоборот, старик, которому больше восьмидесяти лет.

Фирс очень ответственен, педантичен, но между тем, открыт душой. Он буквально страдает от новых законов, а главное, не понимает, что его ждет в будущем. Когда старика в спешке и суете попросту забывают в имении, он преданно ложится на лавочку и ждет, когда за ним вернутся.

Дуняша так же прислуживает в поместье. Она, является отражением самой Раневской. Девушка очень эмоциональна, ранима и чувствительна. В Дуняшу без памяти влюблен Епиходов. Но она легкомысленно отдает предпочтение Яше. Девушка тянется к интеллигентному, как ей показалось образу заграничного лакея. Она вскоре сильно разочаруется в своем неправильном поспешном выборе, так как для Яши, Дуняша – пустое место. Епиходов же останется присматривать за поместьем, когда Лопахин выиграет торги.

Образ Бориса Семеона-Пищика так же не случайный в пьесе. Мужчина очень оживлен, так как его жизнь полна разных событий. Он находится в постоянном поиске денег. Мужчина, пытаясь занять их даже у разоренных Гаева и Раневской.

Пищик оптимист по жизни. Он считает, что даже из самой сложной ситуации, можно найти выход. Его вера в хорошее моделирует ситуации, после которых он хоть и частично, но погашает все свои долги.

Чехов Антон Павлович

Год написания и публикации — В 1903 году автор написал пьесу. Он начал работать над ней еще в 1901 году, о чем сообщал в письме к своей жене. В 1904 году она была поставлена в столичном театре.
История создания — История, описанная в пьесе, носит, в некотором смысле, автобиографический характер. Семья Чехова была достаточно обеспеченной. У них был свой дом, а его отец имел собственную лавку, но у семьи появились долги, она обеднела. Были проданы и дом, и лавка. Чехов тяжело перенес это событие, которое частично отражено в пьесе.
Жанр — Чехов относился к пьесе, как к комедии. В нем не было сочувствия к своим персонажам. Он считал их беспомощными людьми, неспособными к глубокому чувствованию. Многие исследователи творчества Чехова, включая Станиславского, считают пьесу трагедией.
Направление — Реализм.
Основная идея — Чехов пишет об изменениях, происходящих в России. Крепостничество, со своим жестким распределением ролей, отменено. На смену старому миру приходит новый. Решительные люди, стремящиеся нажить капитал, приходят на смену аристократам, не знающим цену деньгам и не умеющим работать.
Тема — Размышления о судьбе России.
Проблема — Вырождение дворянства. Главенствующее положение в обществе занимают решительные, предприимчивые люди с деловой хваткой.
Выставлено на аукцион родовое имение дворян – подобная ситуация стала обыденностью для России начала 20 века. Помещики, сформировавшиеся при крепостничестве, становятся нежизнеспособными в новых условиях. На смену Раневской, Гаеву, Пищику, прозябающих в долгах, приходят люди типа Лопахина – умные, решительные, умеющие трудиться.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Жизнь дворянства после отмены крепостного права.

Дворяне, подобно Гаеву и Раневской, уходят в прошлое. Они выросли при крепостничестве, жили в полном достатке, на полном обеспечении. Это поколение дворян беспомощно, они теряют свое имущество, проживают деньги, которые не в состоянии зарабатывать. Люди такого типа не в состоянии приспособиться к требованиям новой эпохи. Пищик, хоть и сидит в долгах и не умеет зарабатывать, но он находит способ наладить свое положение - сдает в аренду свою землю.

Лопахин – человек нового времени, жизнеспособный, соответствующий требованиям данного периода жизни. Ему не хватает образования, ощущение чувства прекрасного, но он сможет хорошо жить в новых условиях, умело решает вопросы. У Лопахина, потомка крепостных, было нелегкое детство, что наложило свой отпечаток. О том, как он мыслит и действует приятно читать.

2. Тема: Бытовая жизнь людей, их характеры.

Проблема: За обыденными разговорами и ситуациями показана внутренняя борьба персонажей, их мысли, чувства, мечты, отношение друг к другу.

Внешне жизнь главных героев выглядит обыденно и прозаично. Персонажи пьесы гуляют, танцуют, обедают, и как будто бы ничего особого не происходит, но по отдельным фразам, жестам, ситуациям можно угадать, что творится внутри каждого из них. К примеру, Лопатин, общаясь с Раневской, дает согласие объясниться с Варей. Девушка тут же входит, но прячет свое ликование за обыденными фразами. Она говорит, что ищет какие-то вещи. Лопатин тоже делает вид, что ничего не происходит, хотя минуту назад собирался сделать серьезный поступок – предложить руку и сердце. Они вместе лишь приходят к единому мнению, что все закончено в этом доме, подразумевая и конец их собственных отношений.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Чехов эмоционально, пафосно, с теплотой описывает купца Лопахина. И действительно, нужны новые доминирующие люди, приспособленные к существующей действительности.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

У каждого персонажа в пьесе свой образ и своя правда. Здесь нет ярко выраженных отрицательных и положительных героев, как и в жизни.

Основное противопоставление в пьесе – это контраст между образами дворян: Раневской, Гаева, Пищика и купца Лопатина. Пищик занимает промежуточное положение. Он, хоть и просит без конца деньги в долг, но умеет приспосабливаться. Помещик сдает землю в аренду, что частично помогает ему решить свой вопрос. Раневская и Гаев беспомощны, безынициативны, они, как страусы, прячут голову в песок, как малые дети уходят в мир фантазий. Я думаю, что каждому из этой системы образов недостает того, что имеет их противоположность. Дворянам не хватает предприимчивости, расчетливости, умения зарабатывать, поддерживать свое имущество. Все эти качества есть у Лопатина, но и ему не хватает образованности и умения чувствовать прекрасное, что присуще дворянам. Я считаю, что эти образы, в своем противостоянии, дополняют друг друга.

п.4. Литературные приёмы

События, описанные в пьесе, усилены символами, помогающими ощущать конкретные чувства по поводу прочитанного.

Важная символическая фигура - это старый Фирс, который умирает на сцене под стук топора. Он всю жизнь преданно служил дворянской семье, но господа разорены, и он никому не нужен. И Раневская, и Аня интересуются его судьбой, выясняют, отвезли ли его к врачу, но больной Фирс остается один-одинешенек. Старый слуга не понимает, куда ушла его жизнь. Он говорит, что и не жил-то вовсе. Все это происходит оттого, что жил он для кого-то, а не для себя. Вместе с этим человеком, всем сердцем преданного идеалам крепостничества, умирает старый строй. Отживают и те дворяне, такие, как Гаев и Раневская, которые при выросли и были воспитаны в те времена.

п.5. Конфликт произведения

Конфликт между фантазией, мечтой и реальностью, внутренний конфликт дворян, неспособных к решительным действиям, не умеющих обеспечивать себя. Все, что они делают – это уходят от реальности в иллюзорный мир, но это дает лишь временное облегчение. В итоге человек оказывается не в состоянии решить свой вопрос.

Читайте также: