За что критикует кант религию кратко

Обновлено: 08.07.2024

Немецкий философ И. Кант (1724-1804) новаторски подошел к постановке и решению многих проблем, в том числе и в области исследования религии. Он одним из первых в рамках философии выделил специальный раздел, посвященный рассмотрению религии и тем самым дал импульс формированию и развитию философии религии как части религиоведения. Кант обращался к анализу религии в учениях о познании, морали, суждении в работах “Критика чистого разума”, “Критика практического разума”, “Критика способности суждения” и других произведениях. Рассмотрению религии Кант посвятил ряд специальных работ — прежде всего это “Религия в пределах только разума” — и истолковывал ее в соответствии с основными принципами философской системы в целом

Иммануил Кант не даром сравнивал силу своих идей, произведших переворот в философии, с открытием Коперника, разрушившего прежде господствовавшую картину мироздания. Кант заставил весь мир быть зависимым от человеческого разума, выступавшего в качестве чистого рассудка, свободного от всяких эстетических, чувственных, пластических, художественных и музыкальных образов.

Кант разделял объективно существующие, но непознаваемые науками “вещи-в-себе” и находящиеся в сознании познаваемые “явления”, возникающие в результате воздействия предметов и вещей извне

Кант справедливо полагал, что в жизни человека есть сферы, где наука бессильна

В мире явлений, по Канту, места для Бога нет; здесь действуют законы природы. Его место – только в мире вещей в себе . Однако этот мир недоступен знанию. Это – область веры.

Но Кант не был атеистом, т.е. он не отрицал Божественное бытие. За Богом он оставил сферу морали. Бог, согласно Канту, совершенно не нужен для объяснения природных явлений, но для обоснования нравственного мира идея Бога просто необходима

Рассматривая содержание “рациональной теологии” философ подчеркивал, что идея Бога — это “идеал всереальнейший сущности”, “идеал чистого разума”. Согласно Канту, идеал является заблуждением, видимостью, иллюзией разума. Для обоснования этой мысли философ подвергал критике доказательства бытия Бога — онтологическое, космологическое и физико-теологическое, однако ввел нравственное доказательство: высшее благо в мире возможно, лишь поскольку признают высшую причину природы, а высшая причина природы есть Бог. Мы должны признать моральную причину мира (Творца мира), т. е. предположить, что Бог есть. Однако, замечал Кант, этот моральный аргумент вовсе не имеет в виду дать объективно значимое доказательство бытия Бога; это аргумент субъективно достаточный для моральных существ.

Итак, счастье состоит в том, что теоретический разум не может достигнуть своей цели. Обоснование его ограниченности приводит нас сначала к доказательству первенства нравственного над теоретическим, а затем к религии, которая, по Канту, есть познание всех обязанностей как Божественных заповедей или «неотъемлемых законов каждой свободной воли самой по себе

авторитаризма, в основе которого лежит абсолютизация фактора воли, составляющей ядро всего духовного или сверхчувственного.

Истинная религия, по Канту, как и естественные науки, должна всячески сторониться духовного, часто переходит в чудесное и сверхъестественное, допустимое в искусстве, но не в реальной жизни.

Кант полагал, что Богу ничто не может быть угодным, кроме доброго образа жизни. Все же остальные виды богослужения есть только религиозная иллюзия.

Согласно Канту, на помощь сверхъестественных сил надеяться непозволительно. Не существует чудес, выходящих за пределы опыта. Вера в Бога – это надежда на собственную нравственную силу.

Однако Кант был внутренне религиозным человеком. У индивида он не отнимал надежды на посмертное воздаяние. Он призывал поступать так, как если бы в потустороннем мире нас ждала награда. Её, по Канту, может и не быть, но всё равно надо поступать нравственно.

Мораль не нуждается в религии, благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама себе. Но из морали возникает представление о конечной цели всех вещей, и этим создается объективная практическая реальность для сочетания целесообразности свободы с целесообразностью природы. Мораль неизбежно ведет к религии.

Для Канта очень важным является то обстоятельство, что несмотря на все рациональные споры о Боге, Бог есть для того человека, который в него верит . Поскольку существуют верующие, верования, различные религии, институты, в этом заинтересованные, поскольку есть и те, кто искренне верит в Бога, постольку мир веры занимает своё особое место.

Сочинение Канта “Религия в пределах только разума” специально посвящено философскому исследованию религии, Философ выявлял сущность религии и находил ее в моральном образе мыслей, скрытом внутри, но выражающемся в соответствующем образе жизни. Он писал: “Религия (рассматриваемая субъективно) есть познание всех наших обязанностей как божественных заповедейРелигия ничем не отличается от морали по своему содержанию, т. е. объекту, ибо она касается долга вообще; ее отличие от морали лишь формальное, т.е. религия есть законодательство разума, призванное придавать морали влияние на человеческую волю для исполнения человеком каждого его долга при помощи созданной самим разумом идеи Бога”. Философ утверждал, что есть только одна истинная религия и нет различных, но могут быть различные виды веры.

Мы имеем дело с тонкой подменой: под видом христианства Кант проповедует другую религию, им самим изобретенную, причем основными положениями этой религии являются лишь доведенные до логического конца принципы протестантского вероучения, предстающие в гротескном виде.


В своих работах Кант приходит к выводу, что сущность вещей в принципе не познаваема человеческим разумом. Познать можно лишь явления — то, что возникает в результате взаимодействия мира реального и познавательной способности человека. Из этого делается вывод, что ноумены в принципе не познаваемы, а значит Бог и душа тоже не подлежат познанию.

Тем не менее в критике практического разума Кант утверждает необходимость существования Бога для того, чтобы нравственный закон внутри каждого из нас был приведен в исполнение. Также при наличии Бога и души возможно достижение высшего нравственного идеала, стремление к которому заложено в природе человека.

Кант считает, что Бог есть нравственный законодатель, а религия — это признание и исполнение человеком всех своих нравственных обязанностей как заповедей Бога. Из этого Кант делает вывод, что религия и мораль равны друг другу и их отличия — лишь формальность.

В итоге Кант выводит формулу, согласно которой религия является совокупностью определенных нравственных обязанностей. Человеку же достаточно быть хорошим в своей обыденной жизни, а все догматы ритуалы и подобные им явления являются ненужными атрибутами, коими можно пренебречь.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Кант сложен и для понимания и для изложения. Излагать его хотелось бы так, чтобы было понятно, но не упрощённо, о главном, но не многословно. И надо снять с Канта заезженные ярлыки, такие как "идеалист" (он у него "трансцендентальный") "агностик" ( мир действительно нам доступен как феномен, а не как ноумен, который есть "вещь-в-себе", но и то, приняв физику Ньютона Кант верил в пространство как пустое вместилище и время абсолютную длительность и на этой основе рассуждал о том, "как возможна метафизика в качестве науки" и синтетические суждения априори). Эти проблемы были рассмотрены мною в предыдущих статьях при рассмотрении "Критики чистого разума".

Юм и Кант отразили принципиальные изменения которые произошли в философии Эпохи просвещения. Произошел отход от примитивного субъект-объектного мышления, в котором субъект прозрачен, а объект ему противостоит. Многие современные философские направления имеют в своих истоках кантианство.

Философия морали Канта.

Философия политики Канта.

Кант считал, что не только в отношениях между людьми, но и в отношениях между народами должен выполняться категорический императив. Политика не может быть вне норм общечеловеческой морали. Он видел, что различные государства зачастую имеют противоположные интересы и конфликты между ними по разным поводам неизбежны. Это приводит к войнам, людским потерям и разрушениям, что совершенно аморально, разорительно и бессмысленно. Следовательно, необходимо обеспечить всеобщий мир на планете, международное сотрудничество и торговлю. Но этому мешает политическая и экономическая разнородность и разобщённость интересов правителей и народов разных стран. Чтобы её преодолеть нужна мощная международная организация, решающая разногласия путём переговоров, правовых решений и соответствующих договоров. О создании международных вооруженных сил Кант не говорил, но по-сути выступил за создание международной организации намного эффективнее чем была в своё время Лига Наций или сегодняшняя полупарализованная ООН. Но до сих пор мечты о реальном согласованном единстве мировых решений остаются недостижимыми.

Философия религии Канта.

1. Самое древнее - космологическое (поскольку мир не может быть понят из самого себя то должно быть высшее начало как его первопричина).

2. Онтологическое (поскольку существуют разные степени совершенства то должно существовать и высшее совершенство как Абсолют),

3. Телеологическое ( поскольку в природе всё совершается целесообразно то и конечная цель мироздания должна принадлежать разумному Творцу).

Церковники Канта возненавидели, некоторые даже называли своих собак его именем, а современным верующим прихожанам Кант вообще неизвестен, как и философия вообще. Но всё же образованный и грамотный клир, тем более церковные иерархи вполне резонно перестали ставить вопрос о доказательствах бытия бога, так как само требование подобных доказательств являются свидетельством сомнения и грехом гордыни. Они, умные люди, поняли, что требовать от науки доказательств бытия Бога означает демонстрацию невежества, как научного так и религиозного, ведь если бы даже такое доказательство свершилось, то сакральный образ Бога превратился бы в профанный предмет научного исследования и религии места просто бы не осталось.

Последний период жизни Канта

Каюсь, что ничего не написал о строгом распорядке дня Канта, о том что обыватели Кенигсберга проверяли часы по его выходу на прогулку после обеда с друзьями, о его доблестном слуге Лампе, начавшего под конец малость приворовывать, о отношении Канта к женщинам… И даже о том, что он никогда не женился, а на вопросы отшучивался: Когда мне нужна была женщина - я не мог её содержать. А к когда я смог её содержать она была мне уже не нужна.

Как соотносятся разум, мораль и религия? В этой части узнаем, как на этот вопрос отвечал Кант и поговорим о его религиозной философии.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.


Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике


🙏🏻 Формально Кант был протестантом. Основное отличие протестантской веры от католической заключается в том, что протестантам не нужны посредники для общения между человеком и Богом: для них любое помещение, в котором есть распятие и библия, может считаться церковью, а любой человек, который открывает библию и читает ее, может исполнять функции священника. Для протестантизма главное — это прямое отношение человека к Богу, а не обряды и ритуалы. Отсюда проистекают главные интуиции Канта по поводу Бога. Например, он спрашивает: нормально ли торговать индульгенциями?

❓ Возможна ли мораль без религии? Кант отвечает на этот больной вопрос следующим образом: религия без морали невозможна. Любая религия какую-то мораль все равно человеку предлагает. Но возможна ли мораль, например, для атеистов? Мораль для нерелигиозного человека? Возможна. Религия в пределах только разума означает, что моральным человеком может оказаться и верующий, и атеист. Чтобы быть моральным не обязательно быть верующим. Любой моральный человек находит внутри себя понятие бога, но не Бога, описанного в Библии, а бога как условие морального долга.

В своих рассуждениях о религии Иммануил Кант опровергает доказательство существования Бога, предложенное католическим богословом и средневековым философом Ансельмом Кентерберийским (1033–1109).

⚡️ Критика аргумента. Кант нанес сильный удар по этому аргументу. Он разработал концепцию, согласно которой, существование не является предикатом. Предикат, в переводе с латыни — сказуемое, то есть это свойство, которое можно приписать какому-то предмету. Когда мы описываем предметы, мы задаем их понятия при помощи предикатов.

Существование — это не свойство, не предикат, который можно приписать. Для доказательства Кант приводит следующий мысленный эксперимент👇

Представим себе сто талеров у человека в кармане. Они золотые, тяжелые, можно представить отчетливо чеканку на обеих сторонах этих монет, когда мы представляем себе 100 талеров, мы приписываем им все возможные предикаты. На эти воображаемые, но очень хорошо описанные 100 талеров можно что-то купить? Нет, потому что они не существуют, они всего лишь воображение. Если бы в наших силах было добавить к перечню признаков этих 100 талеров существование, тогда можно было бы просто помыслить 100 талеров существующими и от этого они начинали бы существовать и на них можно было бы что-то купить. 100 талеров можно помыслить золотыми или серебряными. Можно помыслить тяжелыми или легкими, металлическими или бумажными, но помыслить их существующими не значит, что они станут существующими.

➡️ Существование к понятию вещи не добавляется. Существование — это переход от понятия к реальности. Кант ставит четкий запрет на возможные рациональные доказательства бытия бога, он показывает, что не существует никакого разумного способа доказать его существование.

Читайте также: