За что булгаков казнил берлиоза кратко

Обновлено: 08.07.2024

Характеристика

Для Берлиоза важно его положение в обществе. Он делает все, чтобы показать свое подчинение власти. Идеология для героя – все. Партийные указания превыше всего. Ведь таким образом он получает многое. К примеру, Берлиоз за заслуги в литературе имеет дачу в Перелыгине.

Душа, внутренние качества человека не важны для Берлиоза. Этот образ бесчувственен, для него важны только материальные блага.

Председатель МАССОЛИТа

Писатель показывает, что Берлиоз, который был непосредственным представителем МАССОЛИТа, живет так, как это было необходимо власти. Он не руководствовался своими взглядами и убеждениями, он говорит то, что было принято в обществе того времени.

И именно такие люди были в центре внимания. Берлиоз был довольно важным человеком в литературных кругах. И хотя его постоянно путают с композитором Берлиозом (который существовал в реальности), имя его было постоянно на слуху. Берлиоз определял литературную политику в Москве. А значит, там царили бездарные писатели и поэты. Литераторы, подобные Мастеру, были непригодны для власти. Задачей Берлиоза становится подчинить всю литературу новой власти. Именно поэтому с Мастером шла ожесточенная борьба, его произведения имели антипартийный характер.

Берлиоз, самостоятельно не занимаясь писательством, учит молодых литераторов, как правильно писать произведения. Именно в такой момент, когда Берлиоз критикует произведение Ивана Бездомного о Христе, персонаж встречается с Воландом. И знакомство с ним для Берлиоза было определяющим и трагичным.

Причины смерти

Берлиоз является некой переходной стадией между прошлым и настоящим. Он не принадлежит ни той эпохе, ни этой. Поэтому смерть его была необходима в повествовании.

Согласно роману, Воланд наказывает Берлиоза за то, что он не верит в существование в Бога. Однако не только это становится причиной гибели героя.

При разговоре с Воландом не только Берлиоз отмечает, что он атеист, но и Иван Бездомный. Почему же только Берлиоз был наказан смертью?

Связано это с положением Берлиоза в обществе. Он был председателем МАССОЛИТа, организации, которую высмеивает М. А. Булгаков. Берлиоз – довольно умный и образованный человек, однако не пользуется своим умом в повседневной жизни. Он занимается не тем, он занимается продвижением совершенно бездарной литературы, которая была выгодна для власти. Это стереотипное и шаблонное мышление, которое навязывалось со стороны государства, также послужило причиной смерти Берлиоза.

Гибель героя была не случайностью, а преднамеренным действием, которое меняет мировоззрение многих героев, в частности Ивана Бездомного, который из ученика Берлиоза превращается в историка, бросив писать никчемные стихи.

В романе М. Булгакова, по крайней мере в его сатирической, живописующей современность части, персонажей – и это отметила наша критика – постигала вполне заслуженная ими кара. Дьявол, несмотря на осязаемую реальность созданного автором образа, а может быть, и благодаря ей, есть олицетворение объективной логики вещей, которая вершит свой кровавый, но не лишенный справедливости суд. Так за что же поплатился головой добрейший председатель Массолита? Конечно, за прохиндейство. Но почему так велика мера понесенного им наказания? Даже критик Латунский, чьи литературные наветы довели Мастера до сумасшедшего дома, отделался всего лишь погромом своей квартиры.

Справедливость Воланда – справедливость дьявольская, страдание невинного и ненаказуемость злодея предусмотрены правилами той игры, которую ведет с человеком нечистая сила. Но Берлиоза дьявольщина преследует с какой-то особой пристрастностью. Мало того что он погиб так нелепо и безобразно, даже над покойником слуги дьявола глумились и украли у него голову накануне похорон. И украли с определенной целью. Диалог, начатый на первых страницах романа, завершается в одной из его последних глав многозначительной, хотя и несколько загадочной, речью, обращенной Воландом к поднесенной ему ожившей голове несчастного литератора…

1

К сведению читателей: пропиской советских граждан в г. Москве Лифшиц никогда не заведовал. И собственную квартиру он, благодаря хлопотам А. Твардовского, получил только в 60-е годы, обитая до того в бывшей кладовой при Третьяковской галерее. И большим начальником тоже никогда ему не довелось быть. А вот безработным или пробавляющимся случайными заработками Лифшиц оказывался частенько. Но насчет образованности А. Гулыга прав: редко можно встретить человека такой всесторонней и глубокой учености, каким был Мих. Лифшиц. Однако монополии из своего образования, полученного, кстати, не благодаря наследственным привилегиям (их у Лифшица не было), а исключительно благодаря своему труду и таланту, Лифшиц не делал и щедро делился своими обширными познаниями со всеми, кто нуждался в этом.

Гибель Берлиоза - это первое наказание Воланда. Она олицетворяет в романе очень важдый вопрос: человек хочет свободы, а что будет, если он ее получит? Умеет ли он ею пользоваться?

И таким образом смерть Берлиоза играет большую роль в раскрытии всей идеи романа. Человек всегда внутренне свободен, он всегда в силах поступать так, как хочет, как считает нужным. А вот когда его действия посягают на свободу других, когда его своода превращается в ограничение свободы для кого-то еще, в процесс извлечение собственной эгоистичной выгоды, тогда приходят внешние силы и наказывают его.

Берлиоз является одним из важнейших персонажей романа, раскрывающим представления целой эпохи об искусстве и морали.

Михаил — литературный критик, председатель МАССОЛИТа и убеждённый атеист. Он уважаем в определенных кругах, однако даже его фамилия насмехается над ним, ведь означает она "подобный Богу". С Михаилом мы знакомимся еще в самом начале произведения: он критикует творчество своего подопечного-писателя Ивана Бездомного. Михаил отрицает рождение Иисуса, выборочно ссылаясь на старые труды и ловко нарекая "поздней поддельной вставкой" то, что было неудобным для доказательства его убеждений.

Когда Воланд вступил в дискуссию, Берлиоз и Бездомный стали старательно навешивать на него ярлыки: поляк, англичанин, француз и так далее. На мой взгляд этот момент важен, поскольку демонстрирует, что они лишены широты мышления.

Литератор был убежден, что человек сам управляет своей жизнью, в чем разубедился раз и навсегда несколькими минутами позднее, погибнув по предсказанию Воланда.

Я считаю, что Берлиоз был наказан вовсе не за атеизм, вопреки мнению многих, а за конформизм.

Можно отнести литератора к категории маленьких людей. Положение Берлиоза было весьма удобным: за труды по безжалостному устранению беспартийных писателей он получил дачу, путевку в Кисловодск, престиж и уважение в среде литераторов. Михаил сам не был писателем, он был политической фигурой, которая подгоняла творчество под идеологический стандарт. Нельзя не отметить, что причина "казни" этого персонажа отчасти состоит в личном отношении Булгакова, который пострадал от рук "берлиозов". Многие произведения Михаила Афанасьевича были запрещены в Советском Союзе. В письме к правительству он признался: "Запрещение писать равносильно погребению заживо". "Мастер и Маргарита" после публикации также подверглась жесткой цензуре. Цензоры СССР погубили талант многих творцов, за что Булгаков казнил их в лице своего персонажа.

После смерти Берлиозу было дано по его вере. Свою жизнь он прожил, как призрак, следуя чужим инструкциям, говоря по чужим шаблонам, убивая индивидуальность и свою, и других людей. При высоте своего положения в обществе он не оставил после себя никакой идеи. В итоге Воланд подарил ему равноценную судьбу: Берлиоз превратился в кубок, потому как человек, который не жил, не может и умереть.

Таким образом, Берлиоз, будучи персонажем собирательным, действует и говорит в книге от имени целого общества. Глупого, жестокого и беспринципного.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: