За что афина наказала арахну кратко

Обновлено: 05.07.2024

Чем прогневила Афину ткачиха и вышивальщица Арахна и как была за это наказана?

Гордясь своим мастерством, искусная ткачиха и вышивальщица Арахна осмелилась бросить вызов самой богине Афине, покровительнице этого ремесла. Афина приняла вызов, однако вначале явилась в образе старухи и предупредила Арахну о необходимости смирения перед богами.

Арахна не вняла предупреждению и не отказалась от своего намерения даже тогда, когда богиня явилась перед ней во всем своем величии. Афина в назидание дерзкой сопернице выткала на полотне изображение наказаний, которым боги подвергают забывших о смирении перед ними смертных. Арахна же выткала картины скандальных любовных похождений олимпийцев. Не отыскав ни малейшего изъяна в работе Арахны, Афина в гневе разорвала полотно искусной соперницы на части и ударила ее челноком. Арахна от горя повесилась, но Афина оживила ее и превратила в паука, который неустанно ткет паутину и вечно висит на ней.

а. Это была церковь в учении

а. Это была церковь в учении И они постоянно пребывали в учении Апостолов, что явилось первым доказательством присутствия Духа Божьего в Церкви. Можно сказать, что в день Пятидесятницы Святой Дух открыл в Иерусалиме школу; ее учителями стали Апостолы, которых назначил

в. Это была поклоняющаяся церковь

в. Это была поклоняющаяся церковь И они постоянно пребывали… в преломлении хлеба и в молитвах (42). То есть, их общение выражалось не только в заботе друг о друге, но и в совместном богослужении. Более того, определенный артикль, использованный в оригинале в обоих случаях

г. Это была евангельская церковь

г. Это была евангельская церковь До сих пор мы говорили об учении, общении и богослужении в Иерусалимской церкви. Однако это все аспекты внутренней жизни церкви. Они ничего нам не говорят об их сострадательном порыве к внешнему миру. Только по тексту Деяний 2:42 были

Плащаница была спасена

Плащаница была спасена Но слухи о гибели священной реликвии уже поползли по миру. Слухи волновали умы и не утихали. Вскоре они достигли таких масшта­бов, что для расследования обстоятельств дела к герцогам Савойским отправилась папская комиссия. Только через полтора

Какой была клиентела вначале и как была преобразована

Какой была клиентела вначале и как была преобразована Это еще один переворот. Мы не знаем, когда он произошел, но он, безусловно, изменил строй семьи и самого общества. В древней семье под властью единого главы находились два неравных класса: младших членов семьи, то есть

Почему богиню Афину именуют иногда Палладой?

Почему богиню Афину именуют иногда Палладой? Относительно происхождения второго имени Афины – Паллада – существует несколько версий. По одной из них, Паллада была подругой детства Афины, дочерью Тритона. Однажды подруги поссорились, и Паллада метнула в богиню копье,

Арахна (Арахнея)

ГДЕ БЫЛА ЦЕРКОВЬ?

ГДЕ БЫЛА ЦЕРКОВЬ? Сегодня многие евреи не верят в Бога, и это — последствия Холокоста. Если есть Бог, рассуждают они, то Он не смог бы оставаться в стороне, не прекратив жестокую несправедливость. К сожалению, церковь, по большей части, не приходила на помощь тем, кто

Это была революция?

Это была революция? Вдруг Вы приходите и приводите еще 30 молодых людей – и тут начинается… революция.По моей просьбе РАБАШ стал печатать еженедельные статьи. Хотя и раньше он писал пояснения – в плане внутренней работы – к Зоар и другим источникам каббалы.Почему он

124. Она была его учителем

124. Она была его учителем Один богатый человек владел рисовой мельницей. От пандита он слышал, что раздача пищи беднякам – это служение, которое Господь ценит больше всего. И он решил накормить бедняков в своей деревне. Однако он не собирался использовать для этого

4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. Жизнь, которая была в Логосе, — это жизнь в самом обширном значении этого слова (почему в греч. Тексте стоит слово . = жизнь без артикля). Все области бытия почерпали в Логосе силы,

31. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. 32. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. 33. Но, придя к Иисусу, как увидели Е

31. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. 32. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. 33. Но, придя к

16. У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль. 17. Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем

16. У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль. 17. Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем Красота Рахили (евр. Rachel — овца) состояла, кроме общей красоты стана, в особой прелести и живости глаз — главный признак красивой

31. Господь (Бог) узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна

31. Господь (Бог) узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна Иаков по сравнению со страстно любимой Рахилью почти не замечал, не ценил Лии ("amorem sequentis priorui praetulit", Vulg.). Всевышний, милостиво призирающий на всех несчастных и обиженных (Быт. 14:7 и сл. 21:17 и

На мой взгляд, именно этот миф открывает нам сущность богини Афины, покровительницы войн и мудрости, с неожиданной стороны. Я бы даже сказала, в несколько отрицательном ракурсе. Какими силами владела греческая богиня? Чем не угодила ей простая смертная девушка по имени Арахна? И чем закончилась эта история?

Питер Пауль Рубенс. Паллада и Арахна

Питер Пауль Рубенс. Паллада и Арахна

В Древней Греции Афина была одним из главных божеств пантеона. Конечно, первенство она уступала своему царственному отцу Зевсу, но и сама пользовалась не меньшим уважением у греков. Воплощение мудрости и войны – как это возможно совместить?

А вот вторая разновидность войн предполагала справедливую битву во имя защиты родины или наказания зарвавшегося противника. В таких случаях греки молились Афине, которая с высоты свое божественной мудрости могла рассудить воюющих и послать долгожданную победу.

Талантливая сирота Арахна

Хочу отметить, что нрав у Афины был вполне мирный, но – не всегда. История об Арахне как раз подтверждает такое исключение. Арахна была обыкновенной девушкой, рождённой в семье смертных.

Матери она не помнила, поскольку та умерла вскоре после рождения дочери. Отец, красильщик тканей Идмон, также не задержался в мире живых, оставив сиротку Арахну одну на всём свете.

Как же могла выжить бедняжка, лишённая родительской поддержки? Арахна была не просто смышлёной, но и талантливой девушкой. Ещё в детстве видела она, как отец обрабатывает ткани, а сама потихоньку училась ткать и вышивать.

Этим ремеслом и стала она зарабатывать на жизнь. Опыт в сочетании со способностями Арахны дал превосходный результат. Вскоре о мастерице стали говорить по всей Лидии, а знатные дамы хотели заказать вышитые наряды и тонкие ткани именно у Арахны.

С каждым днём слава Арахны распространялась всё дальше. Овидий рассказывает, что даже нимфы с берегов Пактола приплывали к девушке, чтобы полюбоваться её новыми творениями.

Арахна - самая талантливая ткачиха Греции

Арахна – самая талантливая ткачиха Греции

Дерзость и гордость

Как думаете, могла ли богиня спокойно слышать столь дерзкие слова? Нет, а потому решила навестить мастерицу, постараться образумить её. Красавица Афина приняла облик седой и сгорбленной старухи, что подошла к дому Арахны.

Женщина попросила воды, а когда девушка поднесла ей кувшин. постаралась воззвать к мудрости мастерицы. Говорила старушка, что опыт её ценнее умений Арахны, а он говорит ей о дерзости сказанных слов. Она уговаривал девушку признать свою ошибку и попросить прощения у Афины за вспыльчивые речи.

Увидев Афину, гордая Арахна даже не склонила своей головы. Яростно сверкали глаза Афины. Да, она пыталась образумить ткачиху, но та не стала даже слушать её слов. Теперь же Арахна должна была поплатиться за свою заносчивость.

И вот началось состязание. Каждая из мастериц создавала свой рисунок на полотне. Когда же работа была окончена, на ткани Афины была создана целая картина о жизни богов.

Величественно сияли дворцы на Олимпе, гордо восседал на троне Зевс, окружённый двенадцатью главными божествами. Арахна избрала подобный сюжет, вот только сами боги значительно отличались. Девушка решила показать их грешными и низменными, словно самые порочные люди. В её работе было заметно презрение к бессмертным.

Увидев работу Афины, поняла Арахна свою ошибку в отношении к могущественным и грозным божествам. Поняла она, что теперь никогда ей не вернуть свою прежнюю славу. В отчаянии Арахна хотела повеситься на толстой верёвке, однако Афина не позволила этого.

За свою гордость Арахна была жестоко наказана

За свою гордость Арахна была жестоко наказана

Истории, подобные мифу об Афине и Арахне, были очень популярны в Древней Греции, а позднее и Древнем Риме. Они напоминали людям об огромных силах и власти богов, о ничтожестве смертных, которые должны повиноваться высшим силам. В наше время эта история интересна мифологическим объяснением происхождения самого знаменитого земного ткача – паука.


Терракотовый лекитос с женщинами, делающими шерстяную ткань, приписываемый художнику Амасису, ок. 550-530 до н. э. \ Фото: ar.wikipedia.org.

Прядение и ткачество были основными общественными занятиями, предназначенными для женщин как в Древней Греции, так и в Риме. В мире, где подавляющее большинство женщин были исключены из общественной жизни, ткачество было творческой деятельностью, которая позволяла им собираться и общаться.

Примечательно, что текстильное производство было исключительно женским и важным видом деятельности. Хорошие навыки ткачества считались преимуществом для женщин как низших, так и высших классов. Что касается рабынь, то они должны были ткать и прясть. Во многих случаях в этой работе принимали участие и рабы-мужчины.

Прядильщики, или басня об Арахне, Диего Веласкес, 1657 год. \ Фото: revistagq.com.

Арахна, Филипс Галле, 1574 год. \ Фото: britishmuseum.org.

Минерва, Густав Климт, 1898 год. \ Фото: pinterest.ca.

Род Арахны не был королевским. Овидий отмечает, что она была скромного происхождения. Её отцом был Идмон из Колофона, пурпурный красильщик. Её мать происходила из простой семьи, в которой не было ничего особенного. Несмотря на столь скромное начало, Арахна сумела прославиться на всю Лидию своим ткацким мастерством. Она была настолько хороша, что местные нимфы часто покидали свои дома, чтобы увидеть работы юной ткачихи.

Арахна тут же отвергла идею просить прощения у Афины. Вместо этого она заявила, что не сделала ничего плохого. Её искусство принадлежало ей и только ей. Никто другой не должен был присваивать эту заслугу себе, даже если это была Афина.

Разгневанная Афина и Арахна. \ Фото: storonaslov.ru.

И не сдержавшись, Арахна бросила вызов богине, глядя на старуху и недоумевая, почему Афина не приходит, чтобы сразиться с ней. Уверенная, что Арахна не желает просить прощения, Афина открылась. При виде её нимфы и фригийские женщины в мастерской Арахны начали поклоняться богине.

Только Арахна оставалась неподвижной. Несмотря на свой испуг, она была достаточно упряма, чтобы оставаться верной своему слову. Через несколько мгновений она была готова к соревнованию ткачей, хотя и понимала, что ничего хорошего из этого для неё не выйдет.

Арахна и Паллада, Питер Пауль Рубенс, 1636-1637 гг. \ Фото: epodreczniki.pl.

Афина принялась ткать свой гобелен. В центре она сплела историю своего соперничества с Посейдоном (Нептуном) за Афины. Конкурс, который она выиграла, назвав город в свою честь. На гобелене Афина представила могучее изображение себя в доспехах со шлемом, держащей копьё и щит. Она также изобразила двенадцать олимпийских богов с Зевсом (Юпитером) в центре, восхищающимся её победой над Посейдоном.

Триумф Минервы, Франческо дель Косса, 1467-70 гг. \ Фото:

Общим для всех этих мифов было то, что они рассказывали историю смертных, которые не уважали богов и, в конце концов, были наказаны тем, что были превращены во что-то богами. Родопу и Гемуса превратили в горы, Пигму - в журавля и заставили воевать с её народом, Антигону - в аиста, а дочерей Цинира превратили в ступени храма после того, как он заявил, что они прекраснее богов. Этими четырьмя мифами Афина ясно предупредила Арахну о том, что её ждёт.

Арахна усвоило это и поняла, что от этого зависит её жизнь. Её работы представляли собой совершенно противоположный образ Афины. В то время как на гобелене богини боги казались добродетельными и всемогущими, на гобелене Арахны они были представлены как ребяческие, оскорбительные, несправедливые и неэтичные.

Статуя императора Августа из Прима Порта, 1 век нашей эры. \ Фото: google.com.

Арахна соткала восемнадцать примеров, показывающих, как боги трансформируются, чтобы обмануть смертных и воспользоваться их преимуществами. В основном это были истории о смертных женщинах, изнасилованных богами, в основном Зевсом и Посейдоном. Наиболее примечательные примеры включают изнасилование Европы, Прозерпины, Леды, Антиопы, Данаи, Медузы и Мнемозины.

Работа Арахны была прямым вызовом Афине. Она представляла собой совершенно иную реальность, чем та, что изображена на гобелене Афины, где боги обманывают и оскорбляют смертных без всякого повода.

Минерва и Арахна, Рене-Антуан Уасс, 1706 год. \ Фото: tech.everyeye.it.

После того как Арахна закончила ткать, Афина тщательно осмотрела её работу в поисках недостатков. Однако гобелен был настолько совершенен, что не на что было указать. На самом деле, казалось, что Арахна действительно превзошла Афину. Богиня не могла с этим смириться. В гневе она уничтожила гобелен Арахны, разорвав его собственными руками. Затем она ударила Арахну челноком ткацкого станка по лбу. Арахна не могла этого вынести, поэтому побежала и повесилась. Но для разгневанной богини и этого оказалось мало.

Перед уходом Афина посыпала Арахну ядовитыми травами Гекаты, превратив её в паука. Афина сохранила жизнь своему противнику, но ценой своей человечности. По иронии судьбы, Арахна была осуждена на пожизненное ткачество.

Картина Германа Постумия, изображающая Афину, открывающую себя Арахне и толпе. \ Фото: owlcation.com.

Афина была покровительницей искусств и ремесёл, главным образом прядения и ткачества, и часто изображалась с прялкой в руке. Её культ был также тесно связан с ткачеством, и, согласно греческой и римской мифологии, она была источником художественного мастерства, связанного с этим искусством. Кроме того, в древности было распространено убеждение, что художественные таланты - это дары богов.

В результате чего становится ясно, почему Афина была расстроена после того, как Арахна отвергла богиню как источник её ткацких навыков. На первый взгляд, миф Арахны - это классическая история о смертном, переступившем границы божественного закона и получившем наказание. Однако ближе к концу остаётся всё та же неясность.

Картина Франческо дель Косса: Толпа собирается вокруг ткацкого станка Арахны. \ Фото: zenysro.cz.

Да, Арахна оскорбила Афину, но действительно ли она оскорбила богов? Её гобелен был настолько совершенен, что даже Афина не могла найти на нём ни малейшей ошибки. Афина, уничтожившая его, а затем наказавшая Арахну таким жестоким способом, со временем начинает сомневаться в своём поступке.

То, что начиналось как обычная история о смертном, оскорбляющем богов, заканчивается как история о высокомерии богов, неоправданной ярости и отсутствии милосердия. Такое ощущение, что переступить границы дозволенного может только Афина. К концу всё-таки становится понятно, что эта история об иррациональности божественного наказания.

Триумф добродетелей, Андреа Мантенья, 1502 год. \ Фото: el.m.wikipedia.org.

Можно интерпретировать миф об Арахне как историю цензуры. В данном случае Овидий проводит параллель между цензурой искусства при императоре Августе. На самом деле можно утверждать, что Овидий проводит параллель между собой и Арахной. Эта идея подкрепляется тем фактом, что ткачество было распространенной метафорой поэзии в Риме. Овидий, изгнанный из Рима в 8 году н. э., очень похож на Арахну. Он видел, как его работа была уничтожена начальством, а его талант подавлен. Его справедливая критика власти несправедливо наказана, и ему отказано в общении с миром.

Миф об Арахне и Афине. \ Фото: twitter.com.

Хотя это и не было первоначальным намерением Овидия, нетрудно прочесть миф Арахны с феминистской точки зрения. Достаточно одного взгляда на описание Овидием её гобелена. Её работа, сосредоточенная вокруг историй об изнасилованиях, является пламенной критикой установленного порядка и мощным голосом против несправедливости власти. Кроме того, это настоящий вызов Афине, покровительнице девственности.

Турнир между Афиной и Арахной. \ Фото: google.com.

В этом чтении Арахна представляет талантливую, умелую женщину, которая готова судить и, наконец, преодолеть традицию, чтобы открыть то, что лежит за её пределами. Афина - полная противоположность. Она олицетворяет гнетущую патриархальную традицию. Она - женщина, воплощающая мужские черты (воительница-дева) и, в то же время, идеальная добродетельная женщина (покровительница ткачества) и торжество общественной морали над природой (почитаемая за то, что вечно остаётся девственницей). Афина - десексуализированная женщина, которая боготворит установленную иерархию, представленную в её гобелене, и не терпит никаких иных мнений и противоречий в свой адрес…

Широко известно, что все боги древней Греции были феноменальными и обладали сверхчеловеческими способностями во многих отношениях. Но иногда и простые смертные могли подняться до их высот, и конкурировать с божественными умениями. Однако боги греческого пантеона были ревнивы к славе и почету, и гордились своими сверхъестественными способностями. И очень редко простой смертный, осмелившийся конкурировать с богами, избегал расплаты за свою самонадеянность и нахальство.

две афинские ткачихи картина

Кто такая Арахна?

Очень мало известно о ее личной жизни, кроме того факта, что она была искусной ткачихой. Иногда ее называют жительницей Вавилона, а также дочерью красавицы Гипепы и Идмона. Ткачество действительно было единственной вещью, которое Арахну на самом деле привлекало. Ее полотна пользовались большим спросом у древнегреческой знати, и если бы не одно роковое событие, девушка могла бы построить неплохую карьеру на этом поприще.

По некоторым данным, у Арахны также был сын по имени Клостер, но о нем известно очень немногое. Есть версия, что Арахнея родила мальчика от связи со своим родным братом Фалангом. За инцест с сестрой Фаланг был также превращен богами в паука – фалангу. К слову, Клостеру (сыну ткачихи) приписывают изобретение веретена.

И, конечно, все пауки в мире сегодня являются потомками Арахнеи.

Художественное представление

Арахну часто изображают как обычную женщину, сидящую за ткацким станком или вращающейся прялкой. Художники показывают ее как успешную, но гордую ремесленницу, которая разгневала саму Афину умением создавать шедевральные полотна.

Среди художественных произведений также много изображений превращения Арахны в паука, который позволяет живописцам воссоздать ситуацию, опираясь на свое воображение. Мы мало знаем о деталях трансформации, и каждый художник изображает процесс превращения девушки так, как он это себе представляет. Некоторые показывают ее как необычного паука-кентавра с человеческой верхней частью тела. Другие изображают Арахнею в виде гигантской паучихи.

Несколько версий

Мастерица хвасталась, что ее навыки ткачества были гораздо лучше, чем у Афины. Она повсюду рассказывала о своем таланте, и, в конце концов, слухи о ней дошли до богини. Арахна зашла так далеко, что даже вызвала на состязание Афину. Богиня не была зла на смертную. Она приняла облик старушки, и в этом обличье пришла к ткачихе, чтобы переубедить ее и оставить мысли о состязании. Однако Арахна не послушала старую женщину и настояла на своем. Гордыня переполняла мастерицу, она не раскаивалась. И за это впоследствии поплатилась.

После того, как Арахна бросила вызов, богиня приняла его и показалась ей в своем настоящем виде. Состязание состоялось. Согласно мифам, Афина выткала сцену своей победы над Посейдоном. Арахнея изобразила похождения бога Зевса. Несмотря на то, что богиня признала мастерство простой смертной, она в ярости уничтожила ее работу. Но не из-за ревности, а из-за непокорности и вольнодумия Арахны. Ведь полотно ткачихи нанесло богу Зевсу оскорбление! Кроме того, богиня ударила мастерицу в лоб челноком.

паучиха Арахна

Но богиня мудрости не только уничтожила гобелен, но и превратила саму Арахну в ядовитого паука, повелев ей вечно плести паутину. Афина прокляла и саму женщину, и ее потомков на веки вечные.

В некоторых историях Арахна побеждает в состязании, но затем совершает самоубийство из-за чувства вины, которое она испытывает из-за своевольного поступка. То есть вину она почувствовала после того, как Афина наделила ее мудростью, чтобы смертная смогла увидеть свою ошибку и осознала позор. В итоге Арахна повесилась на веревке, которую сплела сама. Богиня Афина воскресила ее в образе гигантского паука. Она произнесла:

– Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоём потомстве. (Википедия)

Хотя в этих разных историях есть важные детали, которые не совпадают, все они имеют несколько общих элементов, в частности, то, что Арахна оказывается пауком. Что еще более важно, она – первый в мире паук, и все пауки сегодня – ее дети. Некоторые источники рассматривают Арахну как богиню пауков.

Факты об Арахне

Паукообразные существа, в число которых входят пауки и скорпионы, названы так из-за истории об Арахне.

В наше время персонажи, вдохновленные некоторыми аспектами истории или персонажа Арахны, появляются в фильмах, комиксах или видеоиграх. Например, в игре Final Fantasy IV есть монстр по имени Арахна, с которым игрок должен сражаться.

Известно, что женщина-паук в комической вселенной Marvel также использовала имя Arachne.

Даже сегодня история ткачихи служит классической демонстрацией опасности гордыни и самолюбования. Легенда учит, что каждый человек, независимо от своего умения и талантов, должен быть скромен и учтив, и не высовываться вперед перед богами.

Читайте также: