Язык как объект языкознания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Языкознание – наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях.

Языкознание – одна из древнейших отраслей знаний.

Возникло с появлением школ ок. 3 тыс. до н.э.

Возникновение первых словарей, грамматик.

Подлинной наукой становится в 19 в.

Первый метод изучения языка.

Доказательство родства языков, системность языка, законы развития и т.д.

Лингвистика в настоящее время – высокоразвитая наука.

Язык – один из существеннейших признаков человека.

Основной объект изучения – язык.

Язык – 1. Знание о языке вообще, как универсальная характеристика человека, способность общаться.

2. Знание о конкретном языке. Различные коммуникативные системы.

Лингвистика (языкознание) – Наука о естественном человеческом языке вообще, и обо всех языках мира, как индивидуальных его представителях.

Языкознание делится на 2 основных раздела:

Общее языкознание – рассматривает свойства, присущие любому языку. Изучает проблемы происхождения языка, язык и мышление, язык и общество, строение языка, классификации языков мира.

Частное языкознание – обращается к изучению отдельных языков и групп родственных языков. Может быть описательным (факты языка в конкретный исторический момент) и историческим (Развитие языка в течение времени).

Фонетика, морфология, синтаксис, лексикология, словообразование, пунктуация – так же разделы языкознания.

В языкознании имеются 2 аспекта – фундаментальный и прикладной.

Фундаментальные исследования направлены на получение нового знания о языке. Теория лингвистики. Разрабатываются методы и приемы исследования.

Прикладная лингвистика решает конкретные практические задачи – перевод, обучение письму и чтению, культура речи, создание искусственных языков, разработка терминологии, расшифровка древних текстов, лингвистическая экспертиза текстов, идентификация личности по почерку и т.д.

Оба аспекта находятся в постоянном взаимодействии.

Направления, родившиеся на стыке наук:

Когнитивная лингвистика (язык и процесс познания мира),

Ознакомиться с учебниками по введению в языкознание.

Язык, как объект лингвистики.

Сущность, природа языка.

Объект – область изучения.

Человеческий язык – объект изучения в лингвистике.

Предмет исследования – одна из сторон изучаемого объекта.

Вопрос о том, что такое язык – вопрос о его сущности. До конца этот вопрос не решен.

Язык – природное явление, так как человек не влияет на язык.

По мнению Шлейхера, среди языков так же существует эволюция и естественный отбор. Ученый лингвист – естествоиспытатель. Языкознание должно быть основано на точном наблюдении.

Терминология зародилась именно в этот период.

Язык – явление психологическое, так как является достоянием человека.

Тогда это одна из способностей, психики человека, функция мозга. Возникает с развитием сознания человека. Законы языка – законы психики.

Язык – явление социальное, так как существует в обществе, коллективе.

Данная точка зрения возникала еще в 17 веке, но обоснована с научной точки зрения была только в конце 19 – начале 20 века в связи с развитием социологии.

Язык – необходимое условие существования самого общества.

Язык относится к системам связи.

Все средства связи имеют знаковый характер (Жесты, свет, звуковой сигнал, цвет).

Знак – носитель информации.

Слова – языковые знаки.

Язык – одна из знаковых систем, обслуживающих общество.

Язык содержит в себе и биологические, и психологические и социальные аспекты.

ЯЗЫК – естественно возникшая и закономерно развивающаяся знаковая система. Ее основное свойство – социальная предназначенность.

Возможные темы доклада:

Август Шлейхер: натурализм в языкознании.

Вильгельм фон Гумбальдт – Язык народа – это его дух.

Жан Вандриес – язык есть явление социальное.

Язык, как знаковая система.

29-31 октября – первый рубежный контроль.

Тема семинара № 2: для чего возник язык.

Язык человека и язык животных.

Вопрос о возникновении языка остается до конца не решенным.

Как появился язык? Когда и где он возник?

На эти вопросы невозможно ответить стопроцентно точно.

Имеется несколько гипотез по этому вопросу:

1. На ранней стадии развития человечества существовала Логосическая (от лат. Logos) теория. В основе зарождения мира лежало духовное начало. Слово – творящая сила, создавшая мир и человека в этом мире. Гердер, Лессинг, Платон эту идею поддерживали. Далее Бог преподнес дар слова человеку.

2. Теория природного происхождения языка. Она близка идее Логосической теории. Эту гипотезу высказывал Гераклит. Он говорил, что язык появился в природе. Т.н. теория Фюсель. Слова выражают сущность обозначаемых предметов, их суть, идею. Название и вещь неразрывно связаны между собой. Накладывание табу на определенные слова, чтобы не навлечь гнев богов, судьбы.

3. Язык начинает рассматриваться как продукт деятельности человека. Возникает теория Общественного (социального) договора. Эту гипотезу развивал Демокрит и его сторонники. Теория Тесей. Связь между названиями и предметами условна. Для каждой вещи создается символические обозначения для каждой вещи, и пользуются ими. Эта теория была популярна до 18 века.

4. Междометная теория. Первые слова произошли от непроизвольных выкриков древних людей. Постепенно они образовали полноценные слова. Впервые эту мысль высказал Эпикур. Дарвин считал эту теорию вполне достоверной. Гумбольдт так же поддерживал ее. Потебня – туда же. Чувственное восприятие мира.

5. Звукоподражательная теория. Первые имена возникли в результате подражания звукам природы. Арестотель высказывал такую точку зрения. Во всех языках существуют такие словах.

7. Жестовая теория. Язык древних людей был безмолвный язык жестов. Теорию развивал Овсяников-Куликовский. Он считал, что на протяжении многих тысяч лет люди общались исключительно жестами. Есть мнение, что звуки так же были частью языка, но не были первичными. Позже жесты ушли на второй план. Современные психолингвисты придерживаются этой теории.

8. Лепетная теория. В 19 веке полагали, что язык возник из детского лепета (мама-папа).

10. Трудовая концепция развития языка. В 19 веке было обращено внимание на связь между возникновением речи и началом его трудовой деятельности. Теория трудовых команд и выкриков. Спонтанные звуки превращались в символы для обозначения видов деятельности. Изначально эти крики были инстинктивными. Первыми словами были глаголы. По названию орудий труда можно восстановить историю человечества. Трудовая теория Энгельса предполагала так же связь труда в эволюции человека и возникновении языка. Язык является продуктом совместного труда людей. Язык сразу возникает, как средство общения. В советской лингвистике эта теория долгое время была основной.

Происхождение языка – явление многофакторное, и решить эту проблему только при помощи лингвистики невозможно.

Язык, как изменяющееся явление.

С момента возникновения, язык не перестает развиваться, он – исторически развивающееся явление. Развитие его неограниченно, подобно живому существу.

Методик реконструкции первобытной речи нет.

По своему звучанию, речь первобытного человека была негармоничной – высокие писки, визги, хрипы. Это связано с тем, что форма ротовой полости была другой. Звуков было мало. Полагают, что древняя речь была слоговой – взрывной согласный + гласный звук. Частей речи, как таковых, не было. Единицами общения были нерасчлененные комплексы – слова-предложения. Их сравнивают с детской речью. Их было мало (предположительно, от 500 до 1000). Речь сопровождалась речью, мимикой, телодвижениями.

Появился ли один язык, или несколько.

Теория полигенеза – существовало множество племенных языков, диалектов. Первичная языковая непрерывность.

Теория моногенеза – на данном этапе эта теория более популярна. Язык возник из одного источника. Далее, по причине расселения людей, он видоизменился.

Готфрид Вильгельм Лейбниц.

Слова – метки и знаки.

Опыт о происхождении человеческих знаний.

Иоганн фон Гердер (18 в.).

Так же подвергает сомнению божественное явление. Предполагает, что изначально природа языка человека сходна с природой языка животных. Первыми словами были глаголы – слова действия, которые позже породили существительные. Изначально язык – выражение чувств, эмоций. Человек невозможен без языка.

Предложил эволюционную теорию языка.

Язык животных сугубо функционален, инстинктивен. Он не является показателем интеллекта. Знаковые системы животных закрытии и не развиваются.

Глоттогенез – теория происхождения языка.

Жестовые языки и речевые жесты.

Жестовые языки имеют два аспекта – мануальный и немануальный.

В первую очередь, жестовый язык – язык для общения с глухонемыми. Нет точной информации, создан он самими глухонемыми или человеком слышащим и знающим звуковой язык.

Жест должен быть конкретным, чтобы передать его смысл. Он так же должен быть образным – изображать обозначаемый объект.

Языкознание (языковедение, лингвистика) представляет собой одну из гуманитарных наук (наук о человеке и обществе). Языкознание изучает человеческий язык как общественное явление. Оно может быть общим и частным.

Общее языкознание изучает человеческий язык вообще, его сущность, функции, закономерности устройства и функционирования, проблему происхождения языка, рассматривает связи языка со смежными явлениями (культурой, историей народа, мышлением, психикой и др.); оно вырабатывает общие принципы и методы, которые могут быть применены к изучению любого человеческого языка, тем самым оно является методологической базой для частных языкознаний (частных лингвистик). Таким образом, предмет общего языкознания – общая теория языка и методология лингвистики.

Частные языкознания (англистика, германистика, русистика, славистика, индоевропеистика и т. п.) занимаются изучением конкретных языков, как отдельных языков (напр., русского, китайского), так и их групп, семей и др. объединений; оно поставляет общему языкознанию материал для теоретических обобщений.

Таким образом, связь общего языкознания с частным проявляется в том, что: 1) общее языкознание дает частным лингвистикам принципы и методы, которыми они руководствуются при исследовании конкретных языков; 2) частные лингвистики дают общему языкознанию материал для обобщений и выводов о сущности и общих свойствах человеческого языка; 3) в частных лингвистиках происходит верификация (т. е. проверка достоверности, надежности) тех методов, которые вырабатываются общей лингвистикой.

Создается впечатление, что общее языкознание возникает в рамках философии и тем самым предшествует частному. Однако все свои рассуждения о происхождении и сущности языка греческие философы, при всей абстрактности, умозрительности этих рассуждений, строили на базе греческого языка. Выдвигая различные гипотезы происхождения языка (звукоподражательную, междометную), они обращались к конкретным словам, пытаясь установить (пусть наивно) их этимологию. С другой стороны, как уже было сказано, александрийская грамматическая школа, изучая строй греческого языка, дала мировому языкознанию всю основную грамматическую терминологию и общие принципы исследования языка. Следовательно, уже на начальном этапе общие рассуждения о языке шли рука об руку с конкретными изысканиями в области греческого языка. И подобная ситуация повторялась впоследствии на всех этапах развития лингвистики.

Лекция 1

ЯЗЫК КАК ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

План

1.Минимальное определение языка.

2.Знаковый характер языка.

3.Язык и мышление.

5. Функции языка.

Язык – это важнейшее средство человеческого общения.

Рассмотрим предложенное определение по частям.

3) Язык – важнейшее средство человеческого общения. Наряду с языком существуют другие средства общения – различные вспомогательные знаковые системы, с помощью которых, как и с помощью языка, можно передавать различную информацию (напр., язык жестов, мимика, сигналы светофора, флажки на корабле и другие сигнальные системы). В отличие от всех этих вспомогательных систем, язык – универсальное средство общения, с помощью языка можно передать любую информацию, тогда как сфера действия других средств общения (других знаковых систем) ограниченна.

§2.Знаковый характер языка.Из сказанного следует, что язык можно определить как универсальную знаковую систему, важнейшую из всех знаковых систем, используемых людьми. При таком понимании необходимо определить термин знак. Знаком приято считать любой материальный (чувственно воспринимаемый) объект, способный нести информацию, т. е. использоваться как средство общения, средство передачи информации. Языковой знак – это один из видов знаков. Языковой знак, как и любой знак, имеет две стороны: материальную форму (= означающее, план выражения) и значение (= означаемое, план содержания).

§3.Язык и мышление. Из сказанного ясно, что коммуникативисты и менталисты по-разному решают вопрос о соотношении языка и мышления.

1.Точка зрения коммуникативистов

2.Точка зрения менталистов

3.Точка зрения А. А. Потебни

§4.Язык и речь.Проблема языка и речи является одной из самых запутанных и спорных в языкознании. Основной вопрос, который был и остается камнем преткновения: язык и речь – это разные явления, или это разные стороны одного явления? Разные ученые отвечают на него по-разному: язык и речь либо противопоставляются как разные явления, либо не разграничиваются вообще, либо рассматриваются как разные стороны одного явления.

1.История вопроса

Другое дело, что в дососсюровском языкознании этому разграничению не придавали столь принципиального и абсолютного значения, которое ему придал Соссюр. С именем Соссюра следует связывать только идею противопоставления языка и речи как разных объектов, и даже объектов разных наук. Язык существует идеально в сознании (в головах людей), речь существует материально в виде текстов. Отсюда и противопоставление двух лингвистик – лингвистики языка и лингвистики речи. Однако эта идея – как раз наиболее уязвимая часть учения Соссюра. В отечественном языкознании ХХ в. проблема языка и речи более глубоко, чем у Соссюра, была разработана в статьях Л. В. Щербы, А. И. Смирницкого, Г. О. Винокура, Т. П. Ломтева и др. [5].

2.Понятие о речи

3.Речевая деятельность

4.Диалектическое единство языка и речи

Из сказанного ясно, что речь непосредственно связана с языком; поэтому следует рассмотреть, по каким основаниям язык и речь противопоставляются друг другу и в чем их единство.

1) Язык и речь противопоставляются как общее и единичное. Речь – это конкретные тексты, созданные на данном языке; каждый такой текст единичен, индивидуален. Язык – то общее, что имеется во всех текстах, на нем созданных; благодаря этому общему мы и понимаем тексты (в разных текстах, созданных на одном и том же языке, встречаются одинаковые слова и грамматические формы, применяются общие правила их использования; если бы это было не так и каждый текст представлял бы собой только индивидуальное явление, то взаимопонимание между носителями одного языка было бы невозможно).

2) Язык и речь противопоставляются как код и текст. Что такое текст, мы уже определили: это отдельное речевое произведение; а код – это система знаков, комбинируя которые можно создать текст. В этом смысле процесс порождения текста иногда называют кодированием, а процесс его восприятия, понимания – декодированием.

3) Язык и речь противопоставляются как сущность и явление. Явление – это то, что явлено, явно, наяву; это вещь, объект, доступный непосредственному наблюдению. Сущность – это внутренняя сторона явления; это закон, которому подчиняется данное явление. Речь – это явление языка, то, в чем непосредственно проявляется язык, что мы непосредственно наблюдаем: слышим (если речь устная), видим (если речь письменная). Язык – сущность речи; он не дан нам в непосредственном наблюдении; однако только благодаря языку (знанию языка) возможно понимание речи и порождение речи (создание новых текстов). В этом смысле речь невозможна без языка. Однако и язык не существует где-то сам по себе, в отрыве от речи: он как бы растворен в речи, в конкретных текстах. В наших головах язык существует как обобщение конкретных текстов, как результат абстрагирующей работы сознания. В этом смысле язык невозможен без речи.

Таким образом, язык и речь, с одной стороны, противостоят друг другу, с другой стороны – образуют неразрывное единство (их невозможно оторвать друг от друга, представить одно без другого). Такое единство противоположностей в философии приято называть диалектическим единством (противоречивым единством). По справедливому мнению советского исследователя Т. П. Ломтева, язык и речь – не разные явления, а разные стороны одного явления [5, с.90].

5.Предмет и объект языкознания

Применительно к языкознанию можно сказать, что объектом языкознания являются все тексты, устные и письменные, созданные на том или ином языке (или на всех вообще известных языках), т. е. речь, а предметом языкознания является язык, т. е. некая общая сущность, извлекаемая нами из этих текстов. Благодаря знанию языка (кода) мы понимаем тексты, созданные на данном языке, и сами можем создавать тексты. Само же знание языка и сам язык мы извлекаем из текстов. Ребенок научается языку, слушая речь взрослых (устные тексты), точно так же, через тексты, мы изучаем иностранные языки, и точно так же, через тексты, языковед исследует тот или иной язык.

§5.Функции языка.Понимание функций языка в разных направлениях языкознания различно. Под функцией языка обычно имеют в виду назначение языка в целом; говорят также о функциях языка и функциях речи, о функциях отдельных языковых единиц. Ниже речь будет идти о функциях языка в целом.

2.Апеллятивная функция(лат. appello – обращаюсь, призываю) – функция воздействия, побуждения к действию; эту функцию называют также регулятивной, волюнтативной (лат. voluntas – воля, желание, хотение), конативной (англ. conation – способность к волевому движению).

3.Экспрессивная функция (лат. expressio – выразительность) – функция выражения эмоций, чувств и эмоционального воздействия на собеседника;

4.Магическая (заклинательная) функция– частный случай апеллятивной и экспрессивной функций, с той разницей, что в случае словесной магии адресат речи – не человек, а высшие силы.

6.Эстетическая (художественная) функция– функция эстетического воздействия на слушателя или читателя, т. е. воздействия красотой слова. Эстетическая функция заметнее всего проявляется в художественных текстах, однако область ее проявления гораздо шире: она возможна и в обычной разговорной речи, в дружеских письмах, в ораторской речи, в публицистике, в научно-популярной речи – всегда, когда для говорящего или пишущего речь перестает быть только формой, только оболочкой содержания, но получает самостоятельную эстетическую ценность.

7.Аккумулятивная функция(лат. accumulatio – накопление) – способность языка накапливать и хранить знания, информацию.

8.Метаязыковая функция(греч. meta – вслед за, после, пере-) – функция истолкования языковых фактов средствами того же языка (напр., объяснение непонятного слова); реализацией метаязыковой функции можно считать тексты всех лингвистических работ, всех устных или письменных высказываний о языке, напр., лекции по языкознанию, т. к. в них язык используется для объяснения языка. В прошлом метаязыковую функцию часто выполнял другой язык; напр., многие грамматики европейских языков были написаны на латыни.

9.Этноидентифицирующая функция(греч. ethnos – народ) функция индикатора (показателя) этнической принадлежности носителя языка, т. е. его принадлежности к определенной этнической группе (нации, народности, племени); частью (или разновидностью) ее является и социоиндентифицирующая – функция индикатора социально-классовой или профессиональной принадлежности носителя языка.

Язык - это социальный продукт речевой способности, с другой стороны - совокупность необходимых условий, усвоенных общественным коллективом для осуществления этой способности у отдельных лиц. ( Фердинанд де Соссюр )

Язык - с истема фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Будучи неразрывно связан в своем возникновении и развитии с данным человеческим коллективом, язык представляет собой явление социальное. Язык образует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не существует. ( Розенталь Д. Э. )

  1. экспрессивная
  2. апеллятивная
  3. репрезентативная
  1. коммуникативная (референтная)
  2. эмотивная (экспрессивная)
  3. фатическая (контакто-устанавливающая)
  4. метаязыковая
  5. поэтическая
  6. конативная
  1. коммуникативная
  2. познавательная
  3. воспитательная (идеологическая)
  4. фатическая
  5. эмоциональная (экспрессивная)
  6. мыслеобразующая
  7. номинативная
  8. метаязыковая
  9. эстетическая
  10. аппелятивная
  11. денотативная (референтная)
  12. эвристическая (объясняет что-то новое)
  13. аксиологическая

Язык как предмет языкознания

Основные положения Соссюра сводятся к следующему:

Итак, для Соссюра соотнесены три понятия: речевая деятельность ( langage ), язык ( langue ) и речь ( parole ).

1) Соссюр прав в том, что надо отличать язык как явление социальное, общественное, как достояние коллектива, от иных явлений, связанных с языковой деятельностью.

2) Прав он и в том, что определяет язык прежде всего как систему знаков, так как без знаковой системы не может осуществляться человеческое общение, явление второй сигнальной системы по И. П. Павлову.

3) Не прав Соссюр в том, что считает это социальное явление – язык – психичным; хотя явления языка, наряду с явлениями искусства, а также бытового творчества (утварь, одежда, жилище, оружие) и техники, проходят через психику людей, но сами слова, правила склонения и спряжения, стихи и романы, сонаты, симфонии и песни, картины и этюды, памятники и здания, равно как и ложки, скамейки, седла, пещеры, башни и дворцы, самострелы и пулеметы, – не психические факты. Для языка в целом и для языкового знака в частности необходима их материальность (звуки, буквы и их комбинации). Мы уже установили, что вне реальной материальности и способности быть чувственно воспринимаемым любой знак, и прежде всего языковой, перестает быть знаком и тогда кончается язык.

4) Не прав он также в том, что объединяет понятие речевого акта – всегда индивидуального (даже в случае хоровой декламации!) и речи как системы навыков общения посредством языка, где главное тоже социально и речевые навыки тоже достояние известных частей коллектива (по признакам: классовым, сословным, профессиональным, возрастным, половым и т. д.).

5) Не прав Соссюр и в том, что понятия речи и речевого акта у него не расчленены, потому что понятие языковой деятельности он недостаточно разъяснил.

6) Несмотря на отмеченные выше ошибки Соссюра, то, что сказано им о языке и речи, послужило ориентиром для выяснения самых важных вопросов в этой области на 50 лет вперед.

Основным понятием надо считать язык . Это действительно важнейшее средство человеческого общения. Тем самым язык – это достояние коллектива и предмет истории. Язык объединяет в срезе данного времени все разнообразие говоров и диалектов, разнообразия классовой, сословной и профессиональной речи, разновидности устной и письменной формы речи. Нет языка индивида, и язык не может быть достоянием индивида, потому что он объединяет индивидов и разные группировки индивидов, которые могут очень по-разному использовать общий язык в случае отбора и понимания слов, грамматических конструкций и даже произношения. Поэтому существуют реально в современности и истории такие языки, как русский, английский, французский, китайский, арабский и др., и можно говорить о современном русском языке и о древнерусском, и даже об общеславянском.

Языкознание как наука. Объект и предмет. Основные этапы развития
Языкознание как наука о языке

Языкознание – наука, изучающая языки. Как и многие науки, языкознание возникло в связи с практическими потребностями. Постепенно языкознание превратилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера.

Теоретическое языкознание разделяется на частное и общее.

Частное языкознание изучает особенности строения, функционирования, свойства одного конкретного языка или группы родственных языков. Частное языкознание может быть синхроническим или диахроническим.

Общее языкознание – это наука о языке, его происхождении, свойствах, функциях, а также об общих законах строения и развития всех знаков мира. Общее и, в частности, типологическое языкознание выявляет и формулирует языковые универсалии.

Прикладное языкознание решает как частные задачи, касающиеся одного языка, так и задачи, прилагаемые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, иностранному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации.

Предмет, объект и задачи языкознания

Языкознание — наука о человеческом языке как средстве общения, общих законах строения и функционирования языка и обо всех языках мира.

С точки зрения аспектов изучения языка условно выделяются внутренняя и внешняя лингвистика. К внутренней лингвистике относятся: общее языкознание, сравнительно-историческое и сопоставительное языкознание, области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы: фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология.

Внешняя лингвистика изучает аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. К ней относятся также диалектология и лингвистическая география, изучающие территориальное варьирование языка. Особую область языкознания составляет интерлингвистика, изучающая международные языки как средство межъязыкового общения.

Объектом языкознания является язык во всем объеме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие.

Современное языкознание разделяется на общее и частное. Общее языкознание изучает наиболее общие свойства языка и методы его исследования, а также связи языкознания с другими областями знания. Частное языкознание изучает какую-либо сторону языка или отдельный язык (группы языков). Например, русистика, японистика и т.д. Языкознание может быть синхроническим или диахроническим.

Задачи языкознания

  • Установление природы и сущности языка
  • Изучение структуры языка
  • Изучение языка как целостной системы
  • Изучение вопроса развития языка
  • Изучение вопроса возникновения и развития письма
  • Классификация языков
  • Выбор методов исследования: сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, квантитативный
  • Изучение связи языкознания с другими науками

История языкознания

Языкознание начало развиваться на Древнем Востоке – в Месопотамии, Сирии, Малой Азии и Египте, а также в Древней Индии (Панини, 5-4 вв. до н. э.), Др. Греции и Риме (Аристотель).

Научное языкознание зародилось в начале 19 века в форме общего (В. Гумбольдт и др.) и сравнительно-исторического (Ф. Бопп, Я. Гримм, А. Х. Востоков и др.) языкознания.

Основные направления в истории языкознания : логическое (сер. 19 в.), психологическое, младограмматическое (2-я пол. 19 в.), социологическое (кон. 19 — нач. 20 вв.), структурная лингвистика (1-я пол. 20 в.).

ЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в языкознании — совокупность течений и отдельных концепций, изучающих язык в его отношеини к мышлению и знанию и ориентированных на те или другие школы в логике и философии.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (лингвистический психологизм) в языкознании — совокупность течений, школ и отдельных концепций, рассматривающих язык как феномен психологического состояния и деятельности человека или народа. В разные периоды истории лингвистики представители психологического направления по-разному трактовали исходные понятия, предмет и задачи исследования. Существенно изменялась система взглядов на психологическую природу языка. Поэтому можно говорить о ряде психологических направлений, школ и концепций, объединенных характерными чертами: 1) общей оппозицией логическим (см. Логическое направление) и формальным школам в языкознании; 2) ориентацией на психологию как методологическую базу; 3) стремлением исследовать язык в его реальном функционировании и употреблении.

Читайте также: