Как устроена организация христиан кратко

Обновлено: 03.07.2024

Одновременно с развитием христианства формировалась и церковная организация . Все люди теперь делились на две группы:

Жители нескольких деревень или кварталов в городе образовывали прихо́д . Всей духовной жизнью здесь руководил свяще́нник . Он проводил религиозные обряды и богослужения, организовывал помощь нуждающимся. Священнику помогал дья́кон .

Приходы одной территории (примерно как у нас область) образовывали епи́скопство . Епископ управлял всеми приходами. Епископами на территории одной страны руководил а́рхиепископ .

Наконец, главой всей западной христианской церкви был па́па римский . Его избирали из числа архиепископов пожизненно. Папа считался наместником Бога на Земле и обладал огромной властью.

На какие же средства содержалась эта организация? Всё очень просто. Каждый прихожанин платил специальный налог — церковную десяти́ну (десятую часть от дохода). Из этих денег немного оставалось на содержание приходской церкви и местного священника. Остальные деньги также делились на части и отправлялись епископу, архиепископу и папе.

Без организации нет общества. Церковь есть христианское общество; поэтому она должна иметь ту или другую организацию. Без хорошо налаженной организации общество не может правильно и успешно развиваться. В виду этого мы считаем вопрос об организации первым вопросом в изложении истории известного общества.

Ведь странно же думать, что мирянам позволено то, что не позволено священникам. Разве мы — миряне не священники? Но это пишет Тертуллиан — летописец. Когда же он был в лоне Церкви, то сам порицал еретиков, главным образом гностиков за тот беспорядок, который у них наблюдается в смешении священных и церковных должностей (о прескрипциях, с. 41).

ОТ ОБЩИНЫ К ЦЕРКВИ (О формировании христианской церкви)

ОТ ОБЩИНЫ К ЦЕРКВИ (О формировании христианской церкви) Предисловие Предлагаемая читателю книга посвящена лишь одному из аспектов истории раннего христианства, а именно становлению христианской церковной организации на протяжении первых веков распространения новой

1. Внутренние условия жизни Рима и быта римлян. — Три класса народа. — Воинская организация. — exercitus romanus. — Организация цехов (scholae). — Всеобщность цехового устройства. — Корпорации (scholae) чужестранцев: иудеев, греков, саксов, франков, лангобардов и фризов

1. Внутренние условия жизни Рима и быта римлян. — Три класса народа. — Воинская организация. — exercitus romanus. — Организация цехов (scholae). — Всеобщность цехового устройства. — Корпорации (scholae) чужестранцев: иудеев, греков, саксов, франков, лангобардов и фризов В этой главе мы

2. Григорий X едет в Лион. — Гвельфы и гибеллины во Флоренции. — Собор в Лионе. — Григорий X издает закон о конклаве. — Жалованная грамота Рудольфа в пользу церкви. — Взгляд Григория X на отношения церкви к империи. — Грамота, данная Лозанне. — Григорий X во Флоренции. — Его смерть. — Иннокентий V.

2. Григорий X едет в Лион. — Гвельфы и гибеллины во Флоренции. — Собор в Лионе. — Григорий X издает закон о конклаве. — Жалованная грамота Рудольфа в пользу церкви. — Взгляд Григория X на отношения церкви к империи. — Грамота, данная Лозанне. — Григорий X во Флоренции. — Его

V. Организация христианской церкви

Организация ранней русской церкви

Организация ранней русской церкви Вопрос об организации ранней русской церкви является одним из наиболее спорных и вместе с тем наиболее важных, поскольку формы организации тесно связывались с характером самого вероучения.Для большинства историков XIX века казалось

в. Положение и организация церкви

в. Положение и организация церкви Во время крещения Литовское государство уже оказалось способно создать организационную структуру епископств и приходов. Поэтому Католическая церковь в Литве сразу стала реально действующим институтом. Однако невысокий уровень

3.6. Астрономическая датировка 1785 или 1843 годами заставляет подозревать, что все даты XV–XVI веков, указанные на стенах церкви Санта Марии дель Пополо, подложны Заведомо подложна числовая дата 1516 года на самом зодиаке Не вызывает сомнений лишь дата 1823 года на внешней стене церкви

3.6. Астрономическая датировка 1785 или 1843 годами заставляет подозревать, что все даты XV–XVI веков, указанные на стенах церкви Санта Марии дель Пополо, подложны Заведомо подложна числовая дата 1516 года на самом зодиаке Не вызывает сомнений лишь дата 1823 года на внешней стене

в) Организация рабочих и организация революционеров

Во второй половине I в. в отдельных районах Римской империи возникают пока еще малочисленные объединения христиан.

Община жила по своим законам, чаще всего, уйдя в свой внутренний мир и “бойкотируя внешний”.

Социальный состав первых общин мы можем определить лишь приблизительно. В основном это были рабы и бедняки, но были и зажиточные люди, по тем или иным причинам отвергнутые окружающим обществом (калеки, блудницы…). Члены этих обществ сходились на молитву и общую беседу, обыкновенно вечером, в память Тайной вечери Христовой. Происходила братская трапеза, во время которой причащались. Потом стали переносить причащение на следующее за трапезой утро.

Трапезы составлялись на общие взносы, к своему взносу многие прибавляли дары в пользу бедных, милостыней и благотворительным делом они хотели очистить душу свою. Бедных называли "драгоценными сокровищами церкви". Святым делом считалось у христиан освобождение раба. "Раба выкупить - значит душу спасти". Христианский епископ Киприан учил: "В плененных братьях вы должны видеть Христа и выкупать Того, Кто нас выкупил от смерти, вы должны вырвать из рук варваров Того, кто нас вырвал у Диавола".

Между христианами были люди строгого обычая, которые считали невозможным входить в какое-либо общение с поклонниками богов. Они говорили, что надо избегать театра и игр, потому что это - дело дьявола, пышность идолослужения. Христианин не должен быть скульптором, потому что ему придется изображать богов, не должен держать школы, потому что придется объяснять мифы о богах. Ему нельзя быть солдатом, потому что знамена освящены нечестивыми обрядами. Нельзя занимать какую-либо должность, потому что иначе пришлось бы совершать перед народом жертву, присягать перед статуей императора и т.д.

Ранние христианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком.

В христианской общине можно было заметить различие между особыми ревнителями веры, "совершенными" христианами, и множеством непосвященных. От "совершенных" христиан требовалось много стойкости, они не должны были впадать в тяжкий грех, поэтому их называли святыми и священниками. Они были окрещены, им были открыты главные тайны веры. Крещение считалось равным большому покаянию, душевному просветлению и давалось лишь после долгой подготовки.

Большинство состояло из оглашенных,т.е. готовящихся к крещению. Если посвященный впадал в грех, его "отлучали" от общины и принимали вновь, лишь после долгого покаяния. Когда общины стали велики и христиане стали собираться в больших церквах, различие между "совершенными" и всеми остальными было ясно видно в богослужении. Для оглашенных и касающихся отводили особое большое место в передней части церкви. Они слушали только часть службы: считалось, что пастве нельзя с ними молиться, чтобы не осквернить себя.

В первые годы существования общины освобождение от всего земного вылилось в форму отказа от имущества, от всякой собственности, когда члены общины продавали все, что имели и приносили деньги к ногам апостолов.

В Евангелии Иисус говорит: “Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие” И в этом случае богатый осужден за свое богатство, а не за грехи. Видно, что быть богатым и наслаждаться своим богатством составляет преступление, которое требует самого мучительного наказания.




Рост христианских общин, увеличение их богатств с изменением их классового характера потребовали исполнения целого ряда функций: по организации трапезы и обслуживанию ее участников, по закупке и хранению запасов, по распоряжению денежными средствами общины и т.д. Всем этим штатом должностных лиц нужно было управлять. Так возникает институт епископов, власть которых постепенно возрастала; сама должность стала пожизненной.

Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изменением социального состава ранних христианских общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Если раньше проповедовать мог любой из общины, то по мере вытеснения апостолов и пророков, епископ становится центральной фигурой пропагандистской деятельности. Состоятельная часть христиан постепенно сосредотачивает в своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют пророков и сосредотачивают в своих руках всю полноту власти. Дальнейшее развитие иерархии привело к возникновению католической церкви, к полному отказу от суверенности общин, существовавшей раньше, к установлению старой внутри церковной дисциплины.

Христианство затронуло струну, которая должна была найти отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение в сознании греховности каждого отдельного человека;в то же время в жертвенной смерти своего основателя. Христианство создало легко понятную форму внутреннего спасения от испорченности

мира, утешения в сознании, к чему все так страстно стремились.

Христианство учило любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не его достоинства, а его душу. Это было поистине новая, если не революционная в той исторической ситуации идея: в том мире личность имела значение только как часть рода, государства. Христианство очистило душу от всего случайного и показало ее бесконечную красоту и ценность. Это - одна из причин популярности христианства. Отчаявшись в материальном мире любой человек, будь он раб или свободный, мог рассчитывать на обретение свободы духовной, на особое духовное состояние.

Христианство учило, что все дурное в жизни - есть производное греха, глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личность отступает от божественного закона. Тайна ценности каждой личности заключается в том, что “мы теперь дети божьи”. Это учение о причастности человека к божеству, бывшее еще у Платона, в христианстве стало жизнью и подняло самосознание человека на небывалую высоту, открыв ему, светлые перспективы будущего заповедью: будьте совершенны, как совершенен Отец ваш.

Но, будучи радостной вестью, для каждого отдельного человека, учение Христа говорило о спасении и всего мира. Спасение не только в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том что спасается каждая тварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия и отношений в Евангелии носит название Царствия Божьего или Царствия небесного.

Царствие Небесное, идеальный, божественный мир, но человек может, если хочет, войти в него, употребив для этого личные усилия; еще при жизни он может соединиться в своей душе с объективным Царством Божьим, приняв его в себя, в то время как в других людях, во всем мире Царство еще не осуществилось. Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениями о праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной жизни.Это - основные идеи христианства. Совершенно естественно, что они были созвучны с мечтами рабов и неимущих свободных граждан.

Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению с

государственными властями, порождало многочисленные преследования и гонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической оппозиции, рассматривалась как определенная угроза государственной структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии. По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие масштабы.

Во второй половине I в. в отдельных районах Римской империи возникают пока еще малочисленные объединения христиан.

Община жила по своим законам, чаще всего, уйдя в свой внутренний мир и “бойкотируя внешний”.

Социальный состав первых общин мы можем определить лишь приблизительно. В основном это были рабы и бедняки, но были и зажиточные люди, по тем или иным причинам отвергнутые окружающим обществом (калеки, блудницы…). Члены этих обществ сходились на молитву и общую беседу, обыкновенно вечером, в память Тайной вечери Христовой. Происходила братская трапеза, во время которой причащались. Потом стали переносить причащение на следующее за трапезой утро.

Трапезы составлялись на общие взносы, к своему взносу многие прибавляли дары в пользу бедных, милостыней и благотворительным делом они хотели очистить душу свою. Бедных называли "драгоценными сокровищами церкви". Святым делом считалось у христиан освобождение раба. "Раба выкупить - значит душу спасти". Христианский епископ Киприан учил: "В плененных братьях вы должны видеть Христа и выкупать Того, Кто нас выкупил от смерти, вы должны вырвать из рук варваров Того, кто нас вырвал у Диавола".

Между христианами были люди строгого обычая, которые считали невозможным входить в какое-либо общение с поклонниками богов. Они говорили, что надо избегать театра и игр, потому что это - дело дьявола, пышность идолослужения. Христианин не должен быть скульптором, потому что ему придется изображать богов, не должен держать школы, потому что придется объяснять мифы о богах. Ему нельзя быть солдатом, потому что знамена освящены нечестивыми обрядами. Нельзя занимать какую-либо должность, потому что иначе пришлось бы совершать перед народом жертву, присягать перед статуей императора и т.д.

Ранние христианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком.

В христианской общине можно было заметить различие между особыми ревнителями веры, "совершенными" христианами, и множеством непосвященных. От "совершенных" христиан требовалось много стойкости, они не должны были впадать в тяжкий грех, поэтому их называли святыми и священниками. Они были окрещены, им были открыты главные тайны веры. Крещение считалось равным большому покаянию, душевному просветлению и давалось лишь после долгой подготовки.

Большинство состояло из оглашенных,т.е. готовящихся к крещению. Если посвященный впадал в грех, его "отлучали" от общины и принимали вновь, лишь после долгого покаяния. Когда общины стали велики и христиане стали собираться в больших церквах, различие между "совершенными" и всеми остальными было ясно видно в богослужении. Для оглашенных и касающихся отводили особое большое место в передней части церкви. Они слушали только часть службы: считалось, что пастве нельзя с ними молиться, чтобы не осквернить себя.

В первые годы существования общины освобождение от всего земного вылилось в форму отказа от имущества, от всякой собственности, когда члены общины продавали все, что имели и приносили деньги к ногам апостолов.

В Евангелии Иисус говорит: “Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие” И в этом случае богатый осужден за свое богатство, а не за грехи. Видно, что быть богатым и наслаждаться своим богатством составляет преступление, которое требует самого мучительного наказания.

Рост христианских общин, увеличение их богатств с изменением их классового характера потребовали исполнения целого ряда функций: по организации трапезы и обслуживанию ее участников, по закупке и хранению запасов, по распоряжению денежными средствами общины и т.д. Всем этим штатом должностных лиц нужно было управлять. Так возникает институт епископов, власть которых постепенно возрастала; сама должность стала пожизненной.

Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изменением социального состава ранних христианских общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Если раньше проповедовать мог любой из общины, то по мере вытеснения апостолов и пророков, епископ становится центральной фигурой пропагандистской деятельности. Состоятельная часть христиан постепенно сосредотачивает в своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют пророков и сосредотачивают в своих руках всю полноту власти. Дальнейшее развитие иерархии привело к возникновению католической церкви, к полному отказу от суверенности общин, существовавшей раньше, к установлению старой внутри церковной дисциплины.

Христианство затронуло струну, которая должна была найти отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение в сознании греховности каждого отдельного человека;в то же время в жертвенной смерти своего основателя. Христианство создало легко понятную форму внутреннего спасения от испорченности

мира, утешения в сознании, к чему все так страстно стремились.

Христианство учило любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не его достоинства, а его душу. Это было поистине новая, если не революционная в той исторической ситуации идея: в том мире личность имела значение только как часть рода, государства. Христианство очистило душу от всего случайного и показало ее бесконечную красоту и ценность. Это - одна из причин популярности христианства. Отчаявшись в материальном мире любой человек, будь он раб или свободный, мог рассчитывать на обретение свободы духовной, на особое духовное состояние.

Христианство учило, что все дурное в жизни - есть производное греха, глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личность отступает от божественного закона. Тайна ценности каждой личности заключается в том, что “мы теперь дети божьи”. Это учение о причастности человека к божеству, бывшее еще у Платона, в христианстве стало жизнью и подняло самосознание человека на небывалую высоту, открыв ему, светлые перспективы будущего заповедью: будьте совершенны, как совершенен Отец ваш.

Но, будучи радостной вестью, для каждого отдельного человека, учение Христа говорило о спасении и всего мира. Спасение не только в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том что спасается каждая тварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия и отношений в Евангелии носит название Царствия Божьего или Царствия небесного.

Царствие Небесное, идеальный, божественный мир, но человек может, если хочет, войти в него, употребив для этого личные усилия; еще при жизни он может соединиться в своей душе с объективным Царством Божьим, приняв его в себя, в то время как в других людях, во всем мире Царство еще не осуществилось. Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениями о праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной жизни.Это - основные идеи христианства. Совершенно естественно, что они были созвучны с мечтами рабов и неимущих свободных граждан.

Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению с

государственными властями, порождало многочисленные преследования и гонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической оппозиции, рассматривалась как определенная угроза государственной структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии. По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие масштабы.

1. РИМСКАЯ ОБЩИНА
Для понимания христианства весьма важны реалии, в которых оно зарождалось. Рассмотрим общественно-политическую и религиозно-культурную обстановку Древнего Рима.

Древний Рим являлся городом-полисом. Городом-государством и одновременно гражданской общиной. Полис предоставляет гражданину общее право, укрывает его своими стенами от врагов. Только в рамках полиса личность самостоятельна, свободна отстаивать свои интересы при помощи закона. Здесь люди верны долгу перед богами своей религии, родиной и согражданами, что является моральной гарантией исполнения закона. Для гражданина позорно льстить, лгать, скрывать свои мысли.

Согласно римским представлениям только государство может вступать в договорные отношения с богами. Жрецы – помощники магистрата в отправлении культа. Всякий культ того или иного божества должен служить политике государства. В Риме полагали, что главная задача религии – сплочение народа и укрепление преданности к государству.

Со временем выделяются главные боги, упорядочивается культ. Единообразное приветствуется. Древний Рим периода республики и расцвета полиса не нуждался в вере о бессмертии души, ибо связывал все свое существование с полисом. В Риме не было идеи судьбы, идеи бесконечного времени и пространства. В основе мировоззрения римлян лежал год, а не век. Идеи о веке пришли из Греции. С их приходом появляются мысли об определенной предназначенности Города, формируется вера в предопределенную Риму великую судьбу.

Вместе с тем, непрестанный рост владений Рима разрушает идею полиса. Приходится включать в общину чуждые ей элементы, усыновлять, адаптировать. Вместе с приходом чуждых элементов уходит прежнее единство.

2. ИДЕЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Для сохранения империи нужна общая идея. Мононациональному государству такая идея не нужна. Зачем такая идея, к примеру, современным полякам? Они просто живут в своем польском государстве, всегда имея для себя возможность припомнить из богатого прошлого какие-либо воодушевляющие исторические подробности. Чехи и словаки, не найдя общую идею проживания в одном государстве, мирно размежевались. Идея нужна империям, удерживающим разноообразные неорганические части. Римскому полису тоже не нужна была идея, идея понадобилась, когда Рим стал империей.

Между тем, имперская идеология не может быть стабильной. Это ее основной недостаток. Она неспособна ставить долгосрочные коллективные цели. В сущности, такой идеей может быть только одна: подчинить себе весь мир. Но тогда империя неизбежно заканчивает свое существование, рушась под бременем включения слишком разнородных элементов. Это случилось с Римом к концу II века, когда большая часть известного мира была завоевана. Намеченные цели были достигнуты, и стал разрушаться комплекс идеологического воздействия.

Дальнейшие социальные потрясения делают невозможным придерживаться безмятежного эпикурейства. Человек уже не может укрыться от государства. Вместе с упадком эпикурейства приходит вера в фатум, рок. Разумеется, с прежней позиции гражданина такая вера была бы несовместима. Подданные соперничают друг с другом за милости правителей, лицемерят. Отсутствие ясных целей в жизни, сознание неизменности и неизбежности всего существующего обесценивает этику, сформировавшуюся на почве римской гражданской общины и санкционировавшуюся римским мифом. Одобрение и осуждение коллектива граждан утрачивает смысл, поскольку коллектив перестал существовать.

Римская имперская идеология отражает постоянные сознательные попытки верховной власти сплотить различные социальные круги общей идеей. Власть формирует представление об императоре как завершителе римской миссии, изначально избранном богами. Император – восстановитель человеческого рода, принесший человечеству золотой век мира и спокойствия. Империя проводит единую религиозную политику, предписывая, каким богам молиться, способствует созиданию единой общеимперской религии. Пропаганда утверждает, что Рим владеет миром, потому что он чтит всех богов, религиозность римлян дала им власть. Позже император Тиберий (14-37 гг.) возобновляет закон об оскорблении величия римского народа. Житель империи обязан участвовать в официальных культах. Подчинение миропорядку равно подчинению законам империи.

Вместе с тем, все более распространяются учения о бессмертии души, о Боге – личном Спасителе. Вера в бессмертие души становится общим мнением. В воздухе носится идея апофеоза героев, их посмертного приобщения к богам. В то время еще считалось нечестивым выдавать себя за бога. Человек мог быть лишь его помощником, орудием. С ростом напряженности к концу II века, когда мир перестал казаться разумным, люди вновь пытаются определить свое место в мире. Распад семейных и общественных связей также способствует тому, что люди ищут возможность установить личные контакты с Высшей силой. В это время распространяются неофициальные религиозные союзы, почитающие Некое божество, единое и всемогущее.

Императорский культ так и не смог стать догмой, которая бы на основе религии сплотила население империи. Религия все более становится делом частных лиц. Продолжают распространять свое влияние восточные культы.

Итак, прежние религии не удовлетворяют. Существовавшие религиозные системы слишком сложны, а мистерии и откровения предназначаются только для избранных. Поиск подходящего материала для имперской религии сужается.

3. КОЛЛЕГИИ
Существует психологическая тенденция, заставляющая людей сплачиваться в микроколлективы. Такие группы, как правило, вырабатывают собственное самосознание: мы – единое целое, противостоим окружающему миру. В римские коллегии (добровольные коллективы, общины) люди объединялись по разным причинам, но главной было стремление обрести человеческое общение и взаимоподдержку в трудные времена.

Деятельность коллегий строго регламентировалась законом. Разрешение выдавалось сенатом или цезарем. Разрешалось принимать вступительные и ежегодные взносы и собирать добровольные пожертвования на общие нужды, устраивать ежемесячные (не чаще) совместные трапезы, устраивать погребения, отравлять признанные государством культов. Коллегии, осуществлявшие свою деятельность без разрешения, сурово наказывались, их деятельность приравнивалась к вооруженному захвату общественного здания.

Во времена становления империи власти Рима опасались коллегий, видя в них возможность организации противодействия государственной власти. Власть по самой своей природе борется против частных объединений людей по своим интересам. Она прекрасно понимает, что люди легко могут воспринимать себя как оппозицию всему государственному. Напомним, что христиане в периоды гонений на них собирались под видом похоронных или компитальных коллегий (в которых чествовали духов данной местности – ларов). Некоторые христиане продолжали оставаться членами иных коллегий.

Постепенно общественная жизнь перетекает в коллегии. Что особенного происходит во время собраний? Ничего особенного. Люди едят обычную еду, разговаривают. и оказывается, что для человека это самое главное. Официальные же формы общественного самовыражения становились парадными, а значит пустыми. Никто не удовлетворялся ими, не мог выразить себя в них. Действительно, какое удовлетворение может дать ощущение себя винтиком машины? Гораздо привлекательнее идея, выражаемая коллегиями – идея свободно избранных отношений между друзьями, единомышленниками.

Плиний Младший (61-114) пишет, что христиане собирались до рассвета, воспевали Христа как Бога. Расходились, приходили опять для принятия пищи. В богослужении первых христиан центральное место принадлежало проповеди. В отличие от коллегий, имевших свои четкие уставы и списки членов, экклесия была устроена проще и доступнее. Экклесия была открыта для всех, исповедовавших веру во Христа. Собрания проводили в таких местах, где не было соприкосновения с языческим миром. Ничего не скрывая, христиане все же отделялись, чтобы им не мешали. Правда, стоит напомнить, что Риме публичность и открытость были частью представлений о добропорядочности.

5. ДВА ПУТИ
Христос предложил христианам два метода действий. Первый метод: противопоставление себя всему остальному миру. Народ Божий должен прорасти сквозь существующее государство, и в конце концов заменить его. Прорасти, как прорастает горчичное семя. Второй путь: христиане воздействуют на этот мир, взаимодействуют с ним. Сотрудничество преобразует государство и общество, подобно тому как закваска заквашивает муку. Эти два метода отражены в притчах Иисуса. Между методами нет противоречия, и они прекрасно дополняют друг друга. Царство Божие на земле (под чем подразумевается народ Божий, или Церковь) должно было изменить окружающее геополитическое пространство: либо вырасти в самостоятельное государство, которое должно было стать больше всех (идея горчичного дерева), либо преобразовать существующие (идея закваски), что привело бы Царство к той же самой цели – к победе.

В организационной деятельности христиане должны были сделать ставку на общины, которые со временем заменили бы собой формы управления римской государственности. Идея весьма перспективная и продуктивная. Христиане собирали к себе, в свои общины, весь недовольный современным положением люд. Противостояние шло не столько под флагом борьбы с Римом, сколько борьбы с самой античной цивилизацией. Еще Татиан отмечал эту возможность, нападая на все и вся. Идея народа Божиего, или христианских общин, успешно конкурировала с идеями, выраженными в других религиях. Народ Божий, собирающийся в определенных общинах… Народ живет особым образом, имеет определенные цели и средства их достижения. Разумеется, и такая идея имела конкурентов в лице других религий, но совокупность всех воззрений, сама христианская система мысли и организация жизни, давала христианству неоспоримое преимущество, без всякого, заметим, содействия сверху. Общины других религий проигрывали, поскольку не были так идеологически экипированы для преодоления препятствий, Кроме того, христиане могли предложить государству внятную программу действий.

6. ХРИСТИАНСКАЯ ОБЩИНА
Существуют две полярные точки зрения об апостольских планах в отношении устроения общины. Одна утверждает, что Христос все подробно рассказал апостолам: как устроить Церковь, как проводить служения, как петь и т.д. Сторонники этой точки зрения уверяют, что у них есть тайно врученные им Христом чертежи, по которым они возводят церковное здание. Другое мнение таково: апостолы, ожидая конца света, ничего не создавали, разве что собирали по воскресеньям верующих.

Писание, действительно, показывает, что Христос не занимается организационным оформлением Церкви. Христос вообще говорит более о Царстве, нежели об экклесии. И даже Дух Святой, сошедший на апостолов в день Пятидесятницы, содействовал не столько делу устроения общины, сколько проповеди Евангелия. Апостолам еще только предстояло выработать внутреннее устроение христианской экклесии. Вот собрались люди. Что им делать дальше? В первые дни после Пятидесятницы апостолы вообще не отделяли себя от Израиля, иудеев. Посещали храмовое служение.

Христианская община, если оставить в стороне духовную сторону вопроса, подчиняется законам существования коллектива, как и всякая другая организация, функционирует по тем же самым законам, по которым функционировали синагога или римская коллегия. Апостолам не было нужды изобретать что-либо новое. Вот почему и Христос не предписывает своему народу никаких особенных форм.

2) В общине всегда существует ядро наиболее активных членов, делающих основную часть работы. Это свойственно любому микроколлективу, собранному на основах добровольности.

3) Молодые общины растут быстро.

5) Унифицированные требования для всех христиан: Крещение, Причастие, дела и жизнь общины, пожертвования, молитва, изучение Библии, соблюдение Воскресного Дня.

6) Духовные связи могут замещать кровно-родственные. Но духовная близость подразумевает постоянную связь и общение, поддержка связи на значительном расстоянии малоэффективна.

* * *
Община, как и всякое человеческое сообщество, нуждается в руководстве. Но как именно должна управляться христианская община? Обратим внимание на неизбежное влияние исторических прецедентов управления – полисного, имперского, управления в коллегиях, иудейской организации общин и синагоги. Различия церкви и синагоги существуют, но в общем-то незначительны. Впрочем, иные христианские апологеты склонны признавать лишь поверхностное сходство.

Небезынтересно отметить, что каждая еврейская сельская община управлялась советом пресвитеров из семи человек. Неудивительно, что апостолы предложили избрать именно такую семерку, когда встала нужда заниматься повседневными делами управления, администрирования, суда. Избранные менее всего себя видели так называемыми диаконами. Стефан и Филипп вовсе не походят на диаконов. По крайней мере, странные это диаконы.

Община избирает пресвитеров – старейшин, уважаемых людей, духовно-авторитетных братьев. В каждой общине – совет пресвитеров. Поставление на служение служителя общины означает удостоверение церковью, что этот человек действительно признан ею в качестве служителя. На случай посвящения служителя все христиане становились пресвитерами (принцип царственного священства). Выбор происходил в самой общине (Деян. 1:23-26).

Пресвитеры должны были действовать коллегиально (Деян.15:4, 6, 22; 16:4; 20:17; Иак.5:14), выносить коллективные суждения. Служителям не должно было отрываться от общины. В 1Кор.5:5; 2Кор.2:6 показано, что Церковь решает вопросы совместно. Прием в члены общины, исключение из нее, восстановление отдается на суд всей Церкви (Мф.18:17). Павел призывает Церковь все делать по порядку (1Кор.14:40), т.е. налицо принцип самоуправления, каждая община управлялась самостоятельно. В Деяниях (15:1-29) показано, как свободные общины посылают своих делегатов на Иерусалимский Собор.

К сожалению, с развитием иерархической системы в Церкви общины неизбежно превратились в приходы. Реформация XVI века вновь поставила вопрос об общине. Пожалуй, это одно из главных достижений Реформации, до сих пор обойденное вниманием исследователей. Догматические вопросы стали рассматриваться сквозь призму учения об общине.

7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ГИБЕЛЬ ОБЩИН.
Эта глава переработана в отдельную статью под тем же названием, см. на моей странице на Проза.ру

Говорят, что христианство вступает в фазу упадка или старения с присущими геронтологическими проблемами, наконец, что оно просто неотвратимо погибает. Невооруженным глазом видно, что христианство подвергается нападкам с двух сторон. С одной стороны его теснит ислам, почуявший для себя новые возможности, с другой – возродившаяся гуманистическая религия, агрессивная и враждебная христианству. Делай все, что хочешь, только не мешай другим – вот ее принцип. Посредством музыки, кино, техники гуманизм крадет наших детей. Христианство во многих местах на земле уступило свои позиции. Учение об общине оказалось дискредитированным. Само слово община, по крайней мере, для наших соотечественников, ассоциируется с чем-то принудительным, крестьянски темным, затхлым.

Неудивительно, что успех новых религий объясняется как раз смертью христианской общины. Исчезло братство верующих. Повторим для дидактики: интерес к новым религиям в немалой степени обусловлен поиском братства, которого они не находят среди христиан.

* * *
Выход один: христианам надо объединяться в общины, любить их и заботиться об их процветании. Наивные люди полагают, что в общине все должно быть идеально. Тот, кто находится внутри общины, понимает, что идеального быть не может. Не надо и поучений именитых старцев, чтобы понять такую простую вещь. И, тем не менее, надо пребывать в общине, жить ее интересами.

Община – это естественная организация жизни народа Божиего. Сама эта жизнь становится сильнейшей аргументацией в пользу наших религиозных воззрений. Только община сможет воспитать людей безусловно чтящих Закон. Община дает учение, помогает увидеть себя единым народом Завета, позволяет реально ощутить дарованные Христом спасение и победу.

Читайте также: