Как с началом новой династии изменился состав боярской думы история 7 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Боярская дума была высшим советом при князе, а с 1547 г. — при царе. Конкретной даты учреждения Боярской думы нет, однако первые упоминания о ней датируются 10-м в. — с начала образования Древнерусского государства. Боярская дума, как и Земский собор, являлась совещательным органом. Ее функции были неотделимы от функций правителя. Она олицетворяла собой высшую исполнительную и судебную власть.

В состав Боярской думы входили не только бояре, но и окольничьи. В Киевской Руси 9-11-го вв. Боярская дума была совещанием между князьями и дружинниками, иногда присутствовали бояре и местная родоплеменная знать, а в 11-м в. уже полностью состояла из бояр. В 12-13-м вв. политическое значение Боярской думы сильно выросло из-за роста землевладения бояр, их привилегий, распада Древнерусского государства и уменьшения значения княжеской власти в некоторых княжествах.

В.И. Ленин полагал, что отличительной чертой государственного устройства России в 17-м в. было наличие самодержавия боярской аристократии с Боярской думой. С момента начала правления Петра 1-го состав Боярской думы потихоньку уменьшается, важные дела стали решаться на ином совете, состоявшем из сановников, выбранных Петром 1-м лично. Заседания Боярской думы практически прекратились, в 1700 г. царь принял решение упразднить Боярскую думу, вместо нее в 1711 г. появился Сенат.

Боярская дума (Боярскую думу современники называли "Синклит" -- греч. созванный совет):
1) в Древнерусском государстве совет при князе членов старшей дружины, близких родственников и разных сановников;
2) в период раздробленности совет знатных земледельцев при князе;
3) в Российском централизованном государстве конца 15 - нач. 18 в. ---постоянный сословно-представительный орган княжеского-боярской аристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера, обсуждавший вопросы внутренней и внешней политики (в 1711 г. Боярскую думу заменил Сенат--высш. орган государственного управления в России).

Высшее собрание Древней Руси, в состав которого включались представители феодальной знати, называлось Боярской думой. Совет представлял собой продолжение княжеского парламента Московского царства в конце XVI века. Дума действовала не самостоятельно, но вместе с царем составляла единственное верховное правление. Государь по всем вопросам издавал указы, а бояре приговаривали их к исполнению.

Права Боярской думы в Древней Руси

Общее понятие

Боярская дума в Древней Руси — это политическое учреждение для формирования общественного порядка в государстве и координирования выполнения. Аристократизм образования подтверждался тем, что большинство членов являлись представителями высокородных фамилий и получали назначение от царя по системе местнического главенства.

В основе значения и структуры Думы лежало правило, в соответствии с которым царь назначал в управление людей по определенному иерархическому порядку. Такой обычай подкреплялся историей Московской империи. Дума как учреждение в начале своего формирования не имела:

  • канцелярии;
  • порядка ведения дел;
  • штата дворян;
  • архивных записей.

Канцелярии в Древней Руси

Государь своим решением назначал одних думцев воеводами, послами за границу, другим поручал управление отдельной отраслью хозяйства. Чин в Думе служил не показателем служебных отличий, а говорил об уровне человека в среде власть имущих кругов.

Боярское сословие занимало главенствующую позицию в государстве. Государь призывал дворян по личному усмотрению в различные чины, в соответствии с традициями. Ведомству отводилось важное место и основополагающее значение. Участники Думы распределялись с учетом имеющегося чина или родословной.

В 1681 году группа под предводительством князя Голицына представила требование о ликвидации местничества, а в следующем году Дума приняла такое решение. Ликвидация местнической системы привела к усилению влияния новой силы — дворянства. Упразднение Боярской думы произошло в конце XVII века, когда вместо думского собрания был учрежден сенат.

Состав участников

В Думу царь назначал бояр, которые имели древние родовые корни и были свободными владельцами земельных наделов. После появления служилого долга по исполнению военных и административных обязанностей произошло разделение сословия:

Состав Боярской думы

  • высший класс введенных бояр — те, кто назначен государем в дворцовую службу с целью регулярного решения управленческих вопросов;
  • низшая категория путных бояр — дворцовые слуги, получившие работу в виде заведования и приказов.

Князья являлись вторым элементом в составе Думы, они становились советниками в соответствии со своим званием. Титул не требовал обязательного присвоения боярского чина, так как звание князя было выше. Аристократическая интеллигенция могла появиться в составе думского совета до конца XVI века, пока государь не ужесточил правила отбора князей. Многочисленность сословия привела к тому, что царь стал проводить в Думу аристократов только после получения боярского чина.

Боярская дума

В структуре предусматривалось несколько должностных лиц, например, окольничий. Это звание впоследствии было превращено в придворный чин, второй после боярина. Окольничие руководили приказами, военными полками, работали в составе дипломатических миссий.

В начале XVI века в Думу стали призывать худородных людей из простого дворянского сословия. Их именовали думными дворянами, затем такое звание превратилось в постоянный чин. Думские лица назначались на должности дворецких, казначеев, конюших, участвовали в переговорах, выносили решения по части местнических споров.

Чины в Думу раздавались от царского имени, формально государь ничем не ограничивался в назначении должностей. Но по обычаю требовалось, чтобы высшее управление назначалось из аристократов. Представителя знатного рода не назначали окольничим или думным участником, так как последовал бы отказ принять низший чин. Но у царя была возможность не пускать в Думу неугодного дворянина, даже если тот имел большие заслуги.

Появление канцелярии

Канцелярии на Руси

Канцелярия возникла в качестве органа, необходимого для оформления делопроизводства. Некоторые вопросы, которыми не занималась Дума в полной мере, перепоручались думным дьякам, работающим одновременно в качестве должности и чина. К ним относились наместные, посольские, разрядные дела, чиновники-дьяки участвовали в составлении и выполнении проектов Думы, вели делопроизводство. Из их состава назначались деятели на видные государственные посты и дипломаты.

Вначале думных дьяков было 4 и они не выполняли секретарских обязанностей из-за малого числа. Представители работали министрами в определенном ведомстве и могли голосовать на думских заседаниях, хотя не считались членами собрания. Алексей Михайлович из Романовской династии увеличил количество дьяков в высшем совете, а при правлении Федора Алексеевича их уже стало 14. Этим чинам поручалось ведение канцелярских записей.

Число членов совета стало более определенным и появились требования к количественному составу отдельных элементов.

При этом со времен князя Василия Иоанновича составлялись перечни членов собрания:

  • сыну Иоанна III перешла канцелярская структура в виде окольничих — 6 чел, 1 дворецкого чина, 1 казначея;
  • во время правления Ивана Грозного количество бояр снизилось и увеличился состав неродовой части совета. В него входили 10 простых бояр, 1 кравчий, 1 окольничий, 8 думных дьяков.

Роль боярского совета постепенно уменьшался, что служило признаком усиления монархии. Вместе с Думой при государе произошло создание Тайной или Ближней думы, представленной узким кругом доверенных советников. Для решения судебных вопросов была отделена часть Думы и переименована в Расправную палату. В нее входило по несколько делегатов от каждого думского чина.

Порядок деятельности

Права Боярской думы

Бояре делили с императором все обыденные дела жизненного уклада, посещали церковные заведения, обедали. А заседания Думы назначались только по понедельникам, средам и пятницам. Собрания в другие дни проводились только при возникновении неотложных и важных вопросов. Соборные правила предусматривали, что все дела думские сотрудники делали вместе, что являлось косвенным подтверждением единогласного мнения при принятии решений.

Дума относилась к категории органов суда, если она судила членов своего состава в качестве первой инстанции. Она рассматривала действия членов совета, работу правителей и судей в дворцовых приказах и выносила приговоры по местничеству. В административной области собрание совместно с государем назначало региональных и центральных правителей. Дела военной и поместной отрасли контролировались и координировались думскими советниками, ими же регулировалась деятельность самих приказов.

Полномочия по закону

Закон не определял, какими правами обладала Боярская дума, ее полномочия держались в форме бытового факта и основывались на обычном праве. Боярская дума в своей работе никак не отделялась от власти царя. Вся история законодательства в Московии доказывает нераздельное правление государя и думского совета.

Иногда в законодательном значении Думы отсутствовало положение о новом деле. Тогда рассмотрение происходило по решению царя и приговору бояр, а в судебнике прописывался пример и становился законным основанием для вынесения подобных вердиктов.

Законодательными документами признавались царские указы и приговоры думского собрания. Из таких правил управления были исключения, когда государевы указы претворялись в действие без приговора бояр. Аналогично существовали законы в форме боярского приговора, не требующие царского распоряжения. Эти случаи обособленных вынесений приговора по делам не являлись показателем раздельности думских и царских мнений по управлению страной.

Боярская дума на Руси

Причины неординарных решений:

  • Государевы указы без одобрения аристократии объяснялись усилением борьбы с властью дворян (при правлении Грозного) или тем, что решаемые обстоятельства не заслуживали пристального внимания со стороны правящей особы. Иногда коллегиальное одобрение не требовалось из-за срочности вынесения заключения или отмены прежнего приговора.
  • Функции Боярской думы о приеме решения без указа царя объяснялись особыми полномочиями думского высшего класса. В некоторых случаях император отсутствовал или решения принимались во время междуцарствия.

Во внешней политике отмечалось взаимодействие государя и думского совета при вынесении решений, при этом к делу подключался Земский собор. Для участия в иностранных делах Дума учреждала Ответную палату.

Посольские приказчики самостоятельно не вели переговоров с послами иностранных государств, в делегации присутствовали двое окольничих и 1−2 думных дьяка из посольского отдела.

Решение о проведении военных действий или объявлении вооруженного конфликта выносилось совместно царем и полным думским собранием. Только в период правления царя Михаила Федоровича Дума получила право решать международные дела от собственного имени.

Исторические вехи

Главные моменты в становлении и существовании Думы соотносятся с правящей верховной властью. Совпадение деятельности собрания с действием княжеского владычества основывается на общности интересов. Возвышение княжеского правления ведет к увеличению могущества и боярского сословия. Успехи державы объясняются содействием бояр, помимо помощи духовенства.

Дмитрий Иоанн III

После смерти Дмитрия Иоанн III все государственные решения принимал после согласования с боярским собранием. Самодержавие собрало аристократию из всех княжеств в Москву, а местное боярство получило в свои ряды большую массу служилых людей, которые ранее были лишены земельных участков. После уничтожения права бояр на наделы люди становились обязанными выполнять военную и административную повинность и лишались права на переход в Думу. Царь больше не нуждался в их поддержке для установления своей власти.

При правлении Грозного власть бояр значительно укрепилась и аристократы стали злоупотреблять таким положением. Иоанн стал сознательно бороться с дворянской партией разумными методами, затем подписал законы об ограничении участия бояр, впоследствии применил гонения и казни. Такие действия были вызваны не мнимым непослушанием людей, а сознательным стремлением не держать при себе умных советников.

Борьба предполагала деление государства на земщину и опричнину. Земскими делами заведовали бояре, а ратные вопросы решал государь после совета с аристократами. В опричнине царь видел новый идеал правления, но проявил непрактичность. Он отделил государство от верховной власти и первое отдал на откуп боярам.

Сжигание мостов Грозным дало результат в форме отделения интересов дворян от стремлений царя и привело к усилению монархии. В 1700 году Петр I упразднил Боярскую думу, но продолжал совещательную политику с дворянами в форме Ближней канцелярии. Это учреждение представляло личное делопроизводство государя и действовало вплоть до создания сената. Политический орган являлся совокупностью нескольких доверенных лиц и не был сравним по значимости с боярским советом.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§18. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

Какие изменения произошли в XVII в. в государственном устройстве России? Какие слои населения были опорой царской власти в это время?

1. Первые Романовы

Вспомните, в каких европейских государствах в XIV—XVI вв. менялись правившие династии.


Михаил Фёдорович. Миниатюра XVII в.

Первым российским государем новой династии стал Михаил Фёдорович Романов (1613—1645).

Вспомните, кто являлся родоначальником правившей в России династии Рюриковичей.


Алексей Михайлович. Портрет XVII в.

После смерти Михаила новым царём стал его сын Алексей (1645—1676), вступивший на престол в том же возрасте, что и его отец, — в 16 лет. К царствованию Алексея готовили заранее: в пять лет стали учить читать, а в семь — писать. В зрелые годы он не только сам писал многие документы, но и сочинял небольшие литературные произведения. Обучением Алексея ведал боярин Борис Иванович Морозов, который со временем стал оказывать большое влияние на царя. Алексей Михайлович был человеком набожным, привечал богомольцев, нищих и обездоленных. Многие современники отмечали его доброту и благожелательность, а порой и слабость характера. В народе царя прозвали Тишайшим. Всё это не мешало ему, однако, в случае необходимости проявлять решимость и волю, а порой и жёсткость.

От первого брака (с Марией Ильиничной Милославской) у Алексея Михайловича родилось 13 детей, в том числе сыновья Фёдор и Иван, а также дочь Софья. После смерти первой жены государь женился второй раз на Наталии Кирилловне Нарышкиной. В этом браке у царя появился сын Пётр (будущий Пётр Великий). Именно между детьми от первого и второго брака разгорелась борьба за власть после смерти Алексея Михайловича и кратковременного правления его старшего сына Фёдора (1676—1682).

Уже при первых царях династии Романовых произошло значительное укрепление царской власти. При этом уменьшилась роль сословнопредставительных органов власти.


Фёдор Алексеевич. Парсуна 1686 г.

2. Земские соборы

Фёдоровича происходил рост представительства на Земских соборах низших сословий. Избранные на собор депутаты получали от своих избирателей наказы, которые они должны были отстаивать перед царём. При первых Романовых, в отличие от времён правления Ивана IV и Бориса Годунова, в Земских соборах главную роль играли представители дворян и посадского населения. При Михаиле Фёдоровиче Земские соборы созывались довольно часто. Однако по мере укрепления царской власти они созывались всё реже.

Земские соборы стали созываться лишь для утверждения уже подготовленных царём проектов, а не для обсуждения планов развития страны, как прежде. А с усилением крепостного права представительство низших слоёв населения в Земских соборах стало незначительным.

Когда был созван первый Земский собор? С какой целью?

Последний Земский собор был созван в 1684 г. С тех пор самодержавная власть опиралась не на представителей сословий, а лишь на чиновников и армию.

3. Боярская дума

Постепенно утрачивала свою прежнюю роль и Боярская дума. Поначалу Михаил Фёдорович расширил состав Думы — так он отблагодарил тех, кто поддержал его воцарение. Если прежде в состав Боярской думы входило не более двух десятков бояр, то к концу правления Алексея Михайловича их численность выросла до 100 человек. Причём в состав Думы входила теперь не только родовая знать, но и представители менее знатных родов.

Дума по-прежнему была призвана решать наиболее важные вопросы — войны и мира, утверждения законов, введения новых налогов и т. д. Руководил её работой либо сам царь, либо назначенный им боярин.


Боярская дума при Михаиле Романове. Художник А. П. Рябушкин

4, Приказы

Увеличение территории страны и развитие экономики привели к значительному росту числа приказов. В разное время в стране существовало около 100 приказов.

Вопросами внешней политики ведал Посольский приказ. Он же отвечал за освобождение военнопленных за выкуп. Дворцовым хозяйством и имуществом царя ведал Приказ Большого дворца. Казённый приказ отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи. Конюшенный приказ распоряжался многочисленными царскими конюшнями и снаряжением для царских выездов. Разрядный приказ занимался распределением дворян и бояр на царскую службу (от него зависело, на какую службу попадёт человек — при дворе, в армии или органах управления). Земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин ведал Поместный приказ. Ямской приказ отвечал за почтовую связь. С ростом каменного строительства в столице и крупных городах возник Приказ каменных дел.

Важное место в государственном управлении занимал Челобитный приказ, рассматривавший прошения и жалобы царских подданных и потому стоявший как бы над всеми другими. При Алексее Михайловиче был создан также Приказ тайных дел, который контролировал деятельность всех государственных учреждений и ведал хозяйством царской семьи. В него не входили даже думные бояре. Всё это вело к превращению власти царя в абсолютную, не ограниченную другими органами управления.

Однако численный рост приказов отрицательно влиял на систему управления, запутывал и без того довольно нечёткие обязанности их служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением.

Порой разные приказы ведали решением одних и тех же или близких по характеру задач. Так, судебные вопросы решали Разбойный, Земский и другие приказы. Военными делами ведали Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский, Иноземский, Рейтарский, Казачий приказы. Всё это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, её упрощения.


Здания приказов в Москве. Гравюра XVII в.

5. Местное управление

Какие административно-территориальные единицы возникли в России в начале XVI в.?

В XVII в. главными административными единицами оставались уезды. Их численность к концу века превышала 250. Уезды, в свою очередь, делились на более мелкие звенья — станы и волости.

С самого начала XVII в. во главе уездов и ряда приграничных городов царь ставил воевод, не только возглавлявших местные военные отряды, но и наделённых административной и судебной властью. Они отвечали перед государем за сбор налогов и выполнение повинностей населением. В течение XVII столетия практика назначения воевод во главе местного управления стала повсеместной. Введение воеводской власти на местах означало значительное ограничение полномочий органов местного самоуправления (земских и губных изб), введённых в ходе реформ Избранной рады в середине XVI в.

Со второй половины XVII в. царь начинает формировать новые, более крупные военно-административные единицы—разряды, объединявшие несколько уездов, а также группы городов-крепостей в пограничных районах страны для обороны от возможных нападений. Введение этой единицы означало появление промежуточного звена между центральной и уездной властью.

6. Реформа армии

Вновь полки иноземного строя были сформированы во время русско-польской войны 1654—1667 гг. Они состояли в основном из даточных людей, служивших пожизненно. Рейтарами становились мелкопоместные или беспоместные дворяне, которые за свою службу получали денежное жалованье или поместье. Офицерами в полках нового строя служили как иностранные, так и российские дворяне.

В мирное время часть этих полков расформировывали. Однако численность таких полков всё время увеличивалась. В начале 1680-х гг. существовало уже более 60 солдатских, драгунских и рейтарских полков. В конце XVII в. полки нового строя составляли уже половину всей русской армии.


Солдат полка нового (иноземного) строя. Современный рисунок

По рисунку опишите вооружение воина.

7. Законы. Соборное уложение 1649 г.


Разработка Соборного уложения. Художник Н. Ф. Некрасов

Соборное уложение 1649 г.

Преодоление последствий Смуты привело к быстрому росту числа принятых законов. Как и прежде, их проекты готовились по поручению приближённых царя и обретали силу после согласия Боярской думы и государя. В тех случаях, когда законопроект был особенно важен, его утверждал Земский собор.

Появление новых законов в первой половине XVII в., а также применение законов более раннего времени потребовали их упорядочения, сведения в единый документ — свод законов. Составление такого свода было поручено приближённым царя Алексея Михайловича во главе с князем Никитой Одоевским. При составлении Соборного уложения, принятого Земским собором в 1649 г., в качестве образца использовались и зарубежные (византийские, литовские) законы. В разработке свода законов участвовал и сам молодой царь Алексей Михайлович.

Уложение впервые утвердило полное право феодала на землю и зависимых (крепостных) крестьян. Был установлен бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов.


ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В течение XVII в. усиливалась самодержавная власть царя, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию; произошло окончательное оформление крепостничества; значительно выросли права и привилегии дворянства — социальной опоры царского самодержавия. Начала формироваться регулярная армия, построенная по европейскому образцу.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

4. XVII век называют временем расцвета приказной волокиты в России. На чём основывается данная оценка? Как была устроена при Алексее Михайловиче приказная система? 5. Каковы были причины и задачи принятия Соборного уложения? В чём состоит его историческое значение? 6. В Соборном уложении 1649 г. за изготовление фальшивых денег предусматривалась смертная казнь: в горло виновному заливали расплавленный металл. Как вы думаете, почему фальшивомонетчиков наказывали так жестоко?

Изучаем документ

ИЗ СОБОРНОГО УЛОЖЕНИЯ

Которые государевы дворцовых сёл и чёрных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сёл и чёрных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной в иные приказы… и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые сёла и в чёрные волости, на старые их жеребьи [земельные участки. — Прим, авт.] по писцовым книгам з жёнами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

1. Какие категории владельцев крестьян перечисляются в документе? 2. Как вы оцениваете введение бессрочного сыска беглых крестьян?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Сопоставьте систему управления Россией в XVII в. с системой управления европейским государством (по вашему выбору) в аналогичный период. Сделайте выводы о причинах имеющихся различий.

2. Сравните биографии Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Что является общим в судьбе обоих монархов? С чем это связано?

3. Сформулируйте наиболее спорные, на ваш взгляд, моменты, связанные с политическим развитием России в XVII в.

4. Сравните деятельность приказов в период царствования Ивана IV и во времена правления Алексея Михайловича.

Запоминаем новые слова

Бюрократия — организация профессиональных государственных служащих, предназначенная для квалифицированного и эффективного управления государством; чиновники.

Воевода — должностное лицо, возглавлявшее в XVII в. военное и гражданское управление в уездах и городах.

Даточные люди — пожизненно военнообязанные, выставлявшиеся городским и сельским населением.

Драгуны — вид кавалерии, предназначенный для действий как в конном, так и в пешем строю.

Полки нового (иноземного) строя — воинские части, сформированные в XVII в. в России по образцу западноевропейских армий.

Рейтары — тяжёлая кавалерия.

Соборное уложение — свод законов Российского государства, одобренный Земским собором.

Социальная опора — категории населения, на которые опирался царь в управлении государством.

§18. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

Читайте также: