Язык как инстинкт стивен пинкер краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

Основные положения

Пинкер опровергает некоторые распространённые суждения относительно языка: о необходимости обучения детей родному языку, о скудности грамматических знаний большинства людей, о постоянном снижении качества языка, о значительном влиянии языка на образ мышления, о том, что животных возможно научить языку. Автор утверждает, что все эти представления ошибочны. Он предлагает рассматривать язык как исключительную способность людей, возникшую в ходе эволюции для решения специфических проблем коммуникации в первобытных обществах охотников и собирателей. Язык сравним с другими вариантами адаптации живых существ — пауки плетут паутину, бобры строят плотины, также повинуясь инстинкту.

Пинкер пытается проследить суть языка как инстинкта, ссылаясь на собственные исследования процесса усвоения языка детьми, на труды других лингвистов и психологов, а также опираясь на многочисленные примеры из области культуры. К примеру, он отмечает, что некоторые повреждения мозга приводят к специфическим нарушениям речи — афазии Брока, афазии Вернике — когда затруднено понимание некоторых грамматических конструкций. В этом случае в детстве у человека возникает критический для развития речи период, равно как возникает критический период для развития зрения у котят. Многие положения книги основаны на теории Хомского об универсальной грамматике, принципы которой характерны для всех человеческих языков. Пинкер объясняет, что универсальная грамматика основана на способности некоторых структур человеческого мозга к распознаванию общих законов речи других людей: ставится ли в языке определение до или после определяемого слова и других. Это обусловливает процесс стремительного усвоения языка, для которого не существует объяснения с позиции логики. Такая способность к усвоению существует только в определённом детском возрасте, затем она утрачивается, освобождая ресурсы мозга по причине его высокой энергоёмкости.

Развитие идей Пинкера об инстинктивности языка

Стивен Пинкер — нейропсихолог и лингвист из Канады, автор нескольких научно-популярных книг о связи языка и мышления, о роли просвещения в развитии гуманистического общества. Человечество может и должно использовать знания для улучшения условий жизни — такова одна из главных идей Пинкера. За книги в жанре нон-фикшн ученый дважды награжден Пулитцеровской премией. Его открытия с области психолингвистики отмечены впечатляющим списком наград, а сам Стивен Пинкер является почетным доктором в восьми ведущих университетах Северной Америки.

Центральная идея: существуют некие универсальные принципы грамматики, а врожденная способность к языку есть у каждого человека и не зависит от окружения или воспитания.

Утверждение, что язык — это инстинкт, автор подкрепляет свою позицию следующими аргументами.

Краткое содержание: Книга довольно сложна для чтения, хотя и является научно-популярной. Без знаний в структурной лингвистике читать её было бы ещё сложнее. В самом начале автор вводит читателя в теорию формальных грамматик Н. Хомского. Потом он приводит многочисленные примеры экспериментов, которые показывали, что дети воспринимают синтаксические структуры на врождённом уровне. В книге при этом много примеров на английском языке, и англоязычному читателю было бы всё это воспринимать намного легче, так как примеры основаны на всяких тонкостях именно английского языка, и при переводе на русский эти тонкости часто терялись. Тем не менее, примеры довольно интересны. В конце довольно толстой книги автор даёт своё видение такой когнитивной архитектуры человеческого мозга, которая может формировать лингвистическую реальность. Как минимум, это стоит изучить при проектировании AGI-систем.

Стивен Пинкер - Язык как инстинкт

Есть у вас мечта нематериального свойства? В смысле, не яхта, Ferrari, отель в Дубае в собственность - не то, для чего нужны, главным образом, деньги. Я мечтала понимать сказанное-написанное на чужих языках и всегда думала, что это нереально, нужно с детства воспитываться в двуязычии и/или окончить языковую спецшколу, и/или долго жить в чужой стране с возможностью глубокого погружения. А без того, оставь надежду, всяк.

Пока однажды не взяла себя в руки, хорошенько пнув собственную лень и неуверенность, и занялась, наконец, языками. Многими, за тот период прошла в общей сложности четырнадцать языковых курсов, в том числе такие не самые…

6 февраля 2021 г. 15:10

3.5 Люди знают, как говорить, приблизительно в том же смысле, в каком пауки знают, как плести паутину

Книга оставила неоднозначное впечатление. Интересно, но местами откровенно скучно, порой достаточно спорно. Возможно, не совсем то, что я надеялась найти. Мои ожидания не оправдались в полной мере, к сожалению. Но это личные впечатления…Что касается самой книги, то это довольно объемное исследование, на мой взгляд, своеобразный сборник статей.

Язык как сложная система, структура рассматривается с разных точек зрения, на разных уровнях, с любопытными примерами. Главная идея, которую транслирует автор, заключается в том, что язык является частью человеческой сущности (природы), инстинктом, биологической адаптацией. Присущ человеку с рождения, имеет единые грамматические принципы.

С. Пинкер развеивает множество мифов касательно языка. Углубляется в весьма интересные темы. Связь языка и…

8 января 2019 г. 21:58

Первая прочитанная в переводе и третья вообще у Пинкера. Промежуточный вывод - очень уж любит повторяться) Нужно делать большой зазор между книгами, если будет желание читать их все. Тем не менее, больше всего пересечений и повторений с "Words and rules", а ее у нас вроде как не переводили, так что для читающих в переводе это вроде бы единственная "языковая" книга Пинкера. Книга довольно зубодробительна для не-лингвистов. Мне кажется, у автора в принципе фишка - самое тяжелое дать в начале, а со второй половины становится обычно легче. Но здесь полегчало только ближе к последней четверти) Общий итог, о чем книга - об универсальной грамматике и языке, и о том, как мы им овладеваем. О том, что не бывает примитивных языков или диалектов - все до одного исключительно сложны и имеют…

31 мая 2017 г. 12:18

Бросать, даже дойдя до середины, скучные романы я уже научилась. С научпопом это гораздо сложнее: все думаешь, что тебе не хватает эрудиции, ты чего-то не догоняешь, нужно прочитать еще главу, еще парочку - и поймешь, и проникнешься. Тем более жаль бросать книгу, в которой тебе обещают доказать, что мы приобрели язык в ходе эволюции, как летучие мыши трансформировали свои руки в крылья (к этой аналогии Пинкер обращается неоднократно, вот и я не удержалась), что существует некая комбинация генов, в которой зашиты грамматика, лексика и фонетика одновременно - если я правильно поняла используемый автором термин "мыслекод". Ради этого пришлось вытерпеть схематический пересказ принципов генеративной грамматики, основы фонологии, маловразумительные объяснения, "почему языков так много".…

29 августа 2014 г. 15:12

К сожалению, при всём моём уважении к Пинкеру и к его столь многостороннему исследованию, книга мне не очень понравилась. Может быть, я ожидал чего-то другого, в духе Харфорда (Hurford) - вот у него действительно всё разложено по полочкам, обратите внимание. Открываю текст с начала, читаю предисловие. ба, какие всё знакомые и приятные фамилии %) настрой был очень положительным. Однако после прочтения у меня осталось впечатление, что вопросы были поставлены разумно, но ответы были неточными; автор как бы "растекашеся мысию по древу", набросав в книгу много хороших фактов и явно борясь за свою позицию в кругу подобных себе учёных, но оставив читателю самому вывести заключение из посылок. Много полемики с Хомским, да, - очевидно, для тех, кто слышал о Х, но не стал особо вникать. Много…

LinaHappyMushroom

16 июня 2014 г. 14:22

Лингвисты - страшные люди. Нет, серьёзно. Я не знаю больше ни одной науки, где бы так издевались над детьми. "Вот, например, давайте мы поставим эксперимент над трехлетними и пятилетними" - сказали Стивен Крейн и Минехара Накаяма. И таки поставили. Благородной целью было что: зафиксировать, будет ли выдана детьми при составлении вопроса аграмматичная цепочка слов. -Ask Jabba if the boy who is unhappy is watching Mickey Mouse (Спроси Джаббу, смотрит ли мальчик, который печален, Микки Мауса). Да. Джабба. Джабба Хатт. Тот самый, из Звездных Войн. Чертова кукла Джаббы, которая отвечала детям. Самое то для трехлетних. Я честно не понимаю, как можно было до этого додуматься. Я еще не достигла того уровня лингвистического просветления. Но я стремлюсь.

Это только одно из упоминаний всех…

14 июля 2014 г. 22:38

7 ноября 2012 г. 12:48

Стивен Пинкер пишет задорно. Он предполагает, что человеческое сознание состоит из системы модулей, своего рода программного обеспечения, специфических для обработки и продуцирования информации о разных объектах. Например, существует отдельный модуль для биологических объектов, объектов неживой природы, человеческого поведения, языка и пр. Язык по Пикеру - это врожденная способность Homo Sapiens, счастливо приобретенная в процессе эволюции. У каждого представителя человеческого рода существуют врожденные структуры, так называемая ментальная грамматика, которая в процессе обучения разворачивается в овладение каким бы то ни было языком. Согласно автору, данная ментальная грамматика универсальна для всех людей, несмотря на то, что языки могут отличаться (при это Пинкер замечает, что…

artem_ivolgin artem_ivolgin написал рецензию

29 апреля 2012 г. 10:44

Главный тезис такой: мозг человека приспособлен к изучению языка. И я не понимаю, какие есть альтернативы этой теории.

Эволюционно язык понятно зачем нужен, об этом классно писал Дэниэл Деннет - язык позволяет в голове моделировать реальность; быстрый рост сложности языка - из-за острой внутривидовой конкуренции (красноречивые получают самых симпатичных девушек, это же очевидно).

Осталось непонятным, почему все языки говорят о субъектах, действиях, отношениях и состояниях. Возможны ли альтернативы? Непонятно, сколько раз и где возник язык. Наконец, хотелось бы увидеть этим самые языковые шестеренки в мозге.

Книга написана дотошно, с массой примеров из английского языка и не слишком интересно, по крайней мере для недоучившегося филолога. Что клево - много места уделяется мифам языкознания…

Читайте также: