Является ли венчание в церкви официальным закреплением семейных отношений в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

В наше время молодожены стремятся не только узаконить свой брак в государственных органах, но и, отдавая дань традициям предков, обвенчаться.

Что такое церковный брак?

Церковный брак или венчание – это обряд (иначе его еще называют священное таинство), который производится служителем церкви в храме. Это духовный момент единения влюблённых. Венчание позволяет закрепить отношения на небесах перед богом и получить его одобрение на рождение детей.

В прошлом ситуация была иной. До 1900-х годов церковный брак в России был единственно законным и имел все юридические последствия брака в нашем понимании. Так как венчание — очень ответственный момент, с духовной точки зрения равноценный государственной регистрации брака, решение должно быть хорошо продуманным и обоюдным. Дня за три до самого процесса невеста и жених должны начать поститься, затем причаститься и исповедоваться. После обряда выдается свидетельство о венчании.

Возможно ли венчание без регистрации брака?

возможно ли венчание без регистрации брака в органах загса

Теперь рассмотрим вопрос возможности вступления в церковный брак без государственной регистрации. Русская Православная Церковь (РПЦ), согласно современным правилам, чтит и соблюдает законы государства. Именно поэтому отправной точкой в создания семьи любой священнослужитель будет считать союз, заключенный в ЗАГСе.

Известны многие случаи, когда люди уже состоящие в браке, но не имеющие печати в паспорте, приходили венчаться с ненастоящими супругами. А так как православие не допускает многоженства, церковный брак был невозможен.

В связи с этим, если вы решились на обряд венчания, будьте готовы предъявить священнику свидетельство о регистрации брака. Если же хотите совершить эти два действия в один день, и время венчания назначено на более раннее время чем, государственная регистрация, то это также возможно. Главное — не забыть сообщить в церкви об этом факте при записи на церемонию.

Есть также редкие исключения из правил. Так, если священник хорошо знает обоих молодоженов, (например, они являются его прихожанами), то он может пойти на такой шаг. Яркий пример этого – венчание без росписи в ЗАГСе артистов Антона Макарского и Вики Морозовой.

Юридические последствия

В соответствии с законодательством Российской Федерации церковный брак не имеет никакой юридической силы. Но, в исключительных случаях, он может иметь правовые последствия для доказательства существования фактических брачных отношений (гражданский брак). Это касается проблем имущественного и наследственного характера, а также прав детей.

Но рассмотренный случай является редким исключением из правил, в основе своей венчание юридических последствий не имеет, равно как и правового статуса в законодательной базе РФ.

На что влияет свидетельство о таком союзе?

Свидетельство о венчании, которое выдается в церкви после совершения обряда, не имеет никакой юридической силы. В отличии от свидетельства о регистрации брака, выданного государственными органами. Оно лишь подтверждает для самих духовных молодоженов то, что они заключили союз перед богом на небесах, за исключением отдельных случаев (один из которых описан выше).

В следующем видео священнослужитель рассказывает о возможности вступления в церковный брак без официальной регистрации:

Самые важные и ответственные моменты жизни христианина неразрывно связаны с храмом. Здесь в таинстве крещения христианин рождается духовно. Здесь каждый раз обновляется в таинстве покаяния и причащения. Однажды он приходит сюда рука об руку с человеком, с которым хочет разделить жизнь. Приходит с надеждой на то, что в таинстве венчания Господь соединит две индивидуальности в нерасторжимое целое и соделает семьей. Семья — это малая Церковь, где два человека соединяются, для того чтобы вместе идти ко спасению, родить и воспитать детей для службы Богу. Церковь подает в таинстве брака особую благодать, помогающую семье жить свято.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

О происхождении брака и возникновении чина венчания

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

Позднее знаком благословения брачного союза стало считаться присутствие на брачном пире священнослужителя. Есть свидетельства того, что во времена св. Иоанна Златоуста священнослужители читали молитву на благословение брака. Брачная же церемония и тогда еще была неким гражданским актом и проводилась по традиции того общества, в котором жили супруги-христиане.

Мирские развлечения на свадьбе не всегда оказывались совместимыми с требованиями христианского благочестия, однако, даже при заключении брака между христианами, не все и не всегда могли от них отказаться. Поэтому возникла нужда разграничить мирскую часть торжества бракосочетания и церковную, при этом последней отдавалось явное предпочтение. Для благословения супруги стали приходить в церковь, и церковная церемония окончательно отделилась от светской, став в IV–VI веке чином венчания.

Над кем совершается таинство

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

Что необходимо для совершения брака

Первое и самое важное условие — добрая воля, чистая совесть и искренние намерения жениха и невесты, их обещание взаимного уважения и доверия. Вторым важным условием является благословение: каждой из сторон следует заручиться благословением на вступление в брак от своего духовного отца и от своих родителей (или старших в семье). В прошедшие времена благословение родителей часто бывало определяющим в вопросах выбора супруга и вступления в брак.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

В любом случае, серьезным фундаментом христианского брака должны быть добрые христианские качества обоих супругов; все эмоциональное и чувственное — ненадежно и преходяще, и потому оно отодвигается на второй план.

Будущие муж и жена не должны быть родственниками — церковные правила подробно регламентируют допустимые степени родства.

Таинство, как правило, совершает священник, являющийся духовным отцом жениха и невесты. Если же это по каким-то причинам невозможно, обвенчать молодую пару может любой священник. Однако благословение духовного отца на брак является непременным условием.

Брак обычно совершается в присутствии свидетелей.

Минимальный возрастной порог для вступающих в брак девушек — 14 лет, для юношей — 16. Если до 45 лет мужчина сохранил целомудрие и не создал семью, Церковь призывает его к дальнейшему воздержанию. Максимально допустимой разницей между супругами считается 13 лет, если мужчина при этом старше женщины.

Иногда жених и невеста приходят к венчанию, имея на руках гражданское свидетельство о браке. Бывает, что свидетельство из ЗАГСа и штамп в паспорте супруги получают уже после того, как состоится их венчание в церкви.

Время совершения венчания

Христианин прибегает к таинствам после соответствующей духовной подготовки в то время, когда это потребно для него. Существуют обычаи прибегать к исповеди и причастию во время поста, потому что пост располагает к покаянию и приготовляет душу и тело к принятию Тела и Крови Христовой. Сегодня, как и в древности, в некоторых приходах взрослые принимают крещение по завершении Великого поста перед Пасхой Христовой. Однако в случае необходимости исповедь, причастие, крещение и другие таинства совершаются вне зависимости от постов и праздников. Таинство брака при этом является исключением. Начало семейной жизни несовместимо с постом и великими церковными торжествами, когда Церковь призывает отвлечься от всего плотского и земных попечений и погрузиться в молитву.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

Дни, в которые не совершается таинство брака

(даты даны по старому стилю)

— Святки — с 25 декабря по 6 января включительно.

— По вторникам, четвергам и субботам (т.е. накануне среды, пятницы и воскресения в течение всего года).

— Накануне двунадесятых, храмовых и великобденных праздников.

— В Неделю мясопустную и седмицу сыропустную.

— Во все посты и в загoвения на пoсты.

— На Светлой (Пасхальной) седмице.

— В праздник Усекновения главы св. Иоанна Предотечи (29 августа).

— В праздник Воздвижения Честна́го и Животворящаго Креста Господня (14 сентября).

— Накануне уставных дней всеобщего поминовения усопших (в пятницы родительских седмиц):

17 февраля (ст. ст.) — Вселенская (Мясопустная) родительская суббота.

24 апреля (от обычая) — вторник Фоминой седмицы (Радоница).

2 июня — Вселенская (Троицкая) родительская суббота.

20 октября — Димитриевская родительская суббота.

Последовательность и символизм действий чина венчания

День венчания в любом случае остается в памяти на всю жизнь. Но чтобы глубже понять и прочувствовать его значимость и торжественность, необходимо подготовиться к нему заранее. Чин венчания содержит множество глубоких по содержанию молитв и мудрых наставлений. В последовательности действий священника и новобрачных заложен глубокий смысл, поэтому, прежде чем прибегнуть к таинству, хорошо было бы разобраться в смысле произносимых молитв и значении совершаемых действий. Ниже мы приведем общую последовательность и кратко расскажем о значении каждого из действий священника.

По благочестивой традиции, заключению брака предшествует недельный пост супругов, а накануне таинства жених и невеста приходят в храм на исповедь, чтобы с чистым сердцем начать новую страницу в своей жизни. Венчание совершается после литургии. Хорошо, если жениху с невестой удается попасть на литургию в храм, чтобы помолиться перед столь значимым для них событием. Как и в прошлом, сегодня некоторые благочестивые христиане стараются не просто полностью помолиться службу, но за литургией причаститься Святых Христовых Таин. После службы, пока молящиеся расходятся из церкви и священник готовится к совершению Чина венчания, у молодых будет достаточно времени, чтобы облачиться в праздничные одежды и подготовить все необходимое.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

Перед началом венчания новобрачные приносят и отдают священнику кольца, свечи, повойник, подножие, чашу (рюмку) для вина, небольшой платочек для того, чтоб накрыть соединенные руки новобрачных.

По обычаю, шествие в храм бывает с пением в преднесении икон. Иконы, обычно это иконы Спасителя и Богородицы, полагаются на чистый плат — рушник — и вручаются кому-либо из благочестивых людей, чаще юноше и девушке или детям. Несущие иконы идут впереди, следом за ними — жених с невестой и гости. Ради торжественного события жених и невеста одеваются в праздничные одежды. Жених — в косоворотку или кафтан, невеста — в сарафан, чаще красный или белый. Как и на прочих богослужениях, в руках у них лестовка, постоянный спутник христианина в молитве.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

Жених и невеста с пением молитв вводятся в храм. Жених при этом поставляется по правую, а невеста по левую сторону. Такой порядок соблюдается в храме во время любой службы, сохраняется он и при венчании: муж — как поставленный Господом глава жены и в порядке стояния первенствует пред женой и потому стоит справа.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

В алтаре на престоле священник полагает два кольца. Прикосновение к престолу, на котором совершается божественная литургия, освящает кольца, а также свидетельствует о том, что жених и невеста обручаются не только по своему изволению, но испрашивают благословения Божия на свой союз. Кольца (или, как их именуют в молитвах, перстни) подтверждают согласие жениха и невесты впредь вместе идти по жизни. Перстень, по древнему обыкновению, служит символом подтверждения некого договора — отныне новобрачные вверяют друг другу свои права, честь и спокойствие. И как неразрывен и не имеет конца круг кольца, так неразрывным и вечным будет союз этих двух людей. Священник от престола износит кольца, благословляет ими жениха и невесту и надевает кольца им на безымянный палец правой руки, затем он молится, чтобы Христос, от язык предобручивый Себе Церковь деву чисту, благословил и это состоявшееся обручение и сохранил обручающихся в мире и единомыслии.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

В прошлом был распространен обычай отделять обручение от собственно венчания. В таком случае — если венчание решено совершать позже и отдельно — священнодействия и молитвы Чина обручения на этом заканчиваются. Но сегодня случаи, когда жених с невестой сначала обручаются, а венчаются спустя какое-то время, единичны, и обручение, как правило, переходит в венчание.

Если же сразу за обручением следует и венчание, то невесте прямо здесь, в притворе, надевается повойник (полотняная шапочка), а поверх повойника платок. Так невеста благословляется впредь всегда покрывать голову: в храме молиться в платке с повойником, а на людях быть в платке или ином приличном головном уборе.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

Начинается венчание. Священник проводит пару в центр храма и поставляет их перед Святым Евангелием. Закон, оставленный Христом и записанный в Евангелии, это путеводитель для будущих супругов и руководство во всех их совместных действиях и отношении друг к другу и ближним.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

В назидание новобрачным читаются послание апостола Павла к Ефесянам о совершенной любви в браке и Евангелие о первом чуде Христа, совершённом на брачном пире в Кане Галилейской. В молитвах священник просит Бога помочь супругам во всяком благом деле, сохранить целомудрие и чистоту, даровать им детей.

Устами священника в трогательных молитвах Чина венчания Святая Церковь воспоминает благословленные Самим Богом браки св. праотцев наших и призывает на брачующихся то же благословение Господне, коего сподобились они, молит Всевышнего сохранить вступающих в брак, как сохранены были Ной в ковчеге, Иона во чреве китове и три отрока в пещи вавилонской, даровать супругам единомыслие душ и телес, долгоденствие, венец неувядаемый на небесах, даровать от росы небесныя свыше и от тука земного, исполнить их домы пшеницы, вина и елея и всякие благостыни, дабы они могли, всякое самодовольство имуще, преподавать и требующим. Вместе с тем пастырь Церкви умоляет Господа помянуть и родителей жениха и невесты, ибо молитвы родителей утверждают основание домов.

Взяв в алтаре с престола венец, священник выносит его, благословляет им мужа и налагает венец на главу его, моля Господа славою и честию венчать жениха. Так же износится венец для невесты. Муж и жена становятся как бы царями дома, всего будущего потомства, обязуясь пользоваться этой властью разумно и во благо для всех. В древности венцами украшались главы победителей, возложение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградой за их целомудренную жизнь до брака и предвестием той награды, которую Господь уготовал супругам, честно прожившим свою жизнь.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

Затем иерей, также от престола, выносит чашу с вином и трижды подает пить жениху и невесте в знамение единения в Боге. Отныне во все время последующей супружеской жизни все у них должно быть общее: одни желания и намерения, — и все они должны делить между собой пополам, — и счастье, и несчастье, и радости, и скорби, и труды, и покой, и подвиги, и венцы за подвиги. Чаша эта здесь же, в храме, разбивается, дабы никто никогда не пил из нее.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

Затем священник разворачивает молодых лицом к людям и читает наставление о благочестивой супружеской жизни. Потом священник снова разворачивает их к алтарю и снимает венцы с головы жениха и невесты. Затем провозглашается многолетие новобрачным, после чего они прикладываются ко кресту (если жених с невестой пришли в храм с иконами, то прикладываются к этим иконам).

После этого новобрачные вместе со всеми присутствующими совершают исходные поклоны, и первым поздравляет новобрачных священник, совершавший венчание. Затем они сами поздравляют друг друга и, обратившись к людям (на запад), принимают поздравления от гостей.


Роль церковного брака и отношение к нему государства в разных странах и обществах может заметно различаться. Так, в дореволюционной России законным союзом мужчины и женщины считался только брак, заключенный под эгидой церкви. Однако, времена изменились и сегодня брак, совершенный по религиозному обряду, не влечет юридических последствий.

Церковный брак в России: краткий экскурс в историю

На протяжении многих лет в Российском государстве для признании брака официальным требовалось обязательное венчание мужчины и женщины в церкви. Собственно говоря, православная церковь в этом смысле выполняла тогда функции современных ЗАГСов, ведая вопросами регистрации браков. Союз мужчины и женщины без венчания в те времена был большой редкостью.

Такое положение вещей сохранилось в России до настоящего времени.

Что касается современного мирового опыта, то в некоторых странах мира, в том числе светских и демократических, религиозный брак имеет юридическую силу.

Имеет ли церковный брак юридическую силу?


При этом, государство не запрещает венчание в храме, однако, не признает за этой процедурой никаких правовых последствий.

Соответственно, такой союз не влечет возникновения каких-либо прав и обязанностей, предусмотренных Семейным кодексом РФ и другими законами нашей страны, независимо от того, что предусматривают местные или национальные обычаи

Однако, из этого правила есть исключения. Но об этом читайте в следующей главе.

Есть ли основания для признания церковного брака законным?

Семейный кодекс России вообще не содержит в себе такого понятия, как церковный брак, однако, упоминает о браках, совершенных по религиозным обрядам.

Речь об этом идет в статье 169 СК РФ, где говорится о том, что официальным может быть признан брак граждан России, совершенный по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период ВОВ 1941-1945 годов, до момента восстановления на этих территориях органов ЗАГСа

При этом, следует иметь в виду, что церковные браки, совершенные в тех районах СССР, которые не находились под оккупацией, не могут быть признаны официальными.

Кроме того, российское семейное законодательство признает действительным брак, заключенный в иностранном государстве, при условии соблюдения законодательства страны, на территории которой этот брак был заключен.

Епископ Савва (Тутунов) поделился частным мнением о возможности признания таинства венчания официальным браком. С одной стороны, законодательно есть такая возможность, считает священнослужитель. С другой, нужно ли это Церкви?

Российское законодательство вполне может начать признавать браки, заключённые в Церкви, на официальном уровне. Подобным частным мнением поделился заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Савва (Тутунов). Однако нужно понимать, что последуют и бюрократические издержки. И подобное бремя Церковь, вероятно, не захочет брать на себя.

Священнослужитель указывает на нормы действующего в России законодательства. С одной стороны, браком не считается венчание, совершённое без предварительной официальной записи в загсе. С другой стороны, статья 169.7 Семейного кодекса России предполагает, что требование не распространяется на браки граждан страны, совершённые "по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны", пишет священнослужитель в личном телеграм-канале. Дело в том, что подобные религиозные браки признавались официальными до создания на указанных территориях загсов. То есть, де-факто и де-юре возможность признать венчание официально есть.

Если "признать за венчанием силу законного с точки зрения государства брака", то в качестве официальных документом можно будет использовать и приходские метрики, полагает заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Савва (Тутунов). В завершение епископ Савва отмечает, что, при всей возможности признания венчания официальным браком, он не нашёл ответа на вопрос: нужно ли это Церкви?

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также: