Я вас любил даргомыжский анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Используются метафоры. Можно сказать, что автор отпускает чувство, которое так и не нашло подобающего отклика в сердце красавицы. Стихотворение наполнено грустной иронией человека, который столкнулся с неразделенной любовью. Однако он не собирается прятаться и будет говорить о своей любви.

Главная героиня не оценила чувств своего обожателя. Он вынужден обращаться к ней в письменной форме и выражает свою точку зрения относительно отношений, в очередной раз признается в любви. Причем сам факт подобного послания вовсе не отрицает того, что жестокосердная женщина могла не прочитать признания, а просто сжечь письмо в огне камина.

Композиция целостна, однако с помощью рефрена, стихотворение словно разделено на три части. Можно сказать, что первая часть совпадает с первыми четырьмя строками, где поэт признается в любви, говорит о том, что любовь еще живет. Но он обещает не докучать женщине своими глупыми воздыханиями.

Третьей частью можно назвать пожелание счастья. Ведь оно достаточно метафоричное, символическое. Автор словно невольно насмехается над возлюбленной, упрекает ее, что она не поняла его порывов.

Имеет место инверсия. Она придает напевности, проникновенности. Такое впечатление, что поэт предугадал ситуацию и был уверен в том, что спустя годы эти строки станут текстом очень красивого романса.

Пребывая в одиночестве, наедине со своими мыслями, поклонник заглядывает в самые сокровенные уголки своего сознания. Пушкин очень поэтично подмечает это состояние. Уходящая любовь у него подобна тлеющему костру.

Новая страница повествования открывается благодаря интонационному возвышению и необычным сравнениям: любовь была так искренна и нежна, что может быть примером для другого. Она, как солнце, высветила все лучшее, что находится в душе. В понимании Пушкина влюбленному свойственна самоотверженность, нежность и проникновенность.

Первая метафора указывает на то, что несмотря на отсутствие внимания и взаимности, высокое чувство все равно не умерло и поклонник будет лелеять его в сердце, даже находясь в одиночестве. А вторая говорит о том, какое эмоциональное состояние испытывал герой все это время, когда страдал от неразделенной любви.

Эгоизма в произведении нет. Видно, что автор не только безмерно любит, но и возвышает свою возлюбленную. Для него она подобна божеству, к которому ему никогда не будет суждено прикоснуться. Впрочем, он согласен с таким положением вещей. Воздыхатель лишь искренне желает женщине счастья и надеется, что ее будущий избранник станет любить ее так же сильно, самоотверженно, отчаянно. Но в последнем возникают сомнения. Ведь любить так, как это делают поэты, способны далеко не все мужчины.

Однако именно подобные повторения делают работу музыкальной. Эти строки словно мантра, гимн любви, которые вдохновленный женской красотой, стихотворец произносит шепотом, вновь и вновь, как молитву, дающую жизненные силы.

Можно сказать, что в данной работе Пушкин открывает всего себя не только своей возлюбленной, которой оказались не нужны его трепетные порывы, но и читателю. Даже, казалось бы, по простым для восприятия строкам, можно увидеть насколько глубока была душа и натура этого, без сомнения, гениального человека.

Одни литературоведы полагают, что стихотворение адресовано блестящей светской красавице Каролине Собаньской, другие сходятся во мнении, что оно посвящено Анне Олениной, в которую Пушкин был влюблён.

Не всегда важно анализировать стихотворение, опираясь на биографию автора, потому что в любовной лирике создается условный поэтический образ лирического героя. Не всегда его можно отождествлять с автором, но лирический герой является носителем его взглядов, отношения к людям, к жизни.

Жанр стихотворения — обращение. Это разговор лирического героя с любимой.

Тема стихотворения — любовь. Любовь неразделённая и безответная, поражающая нас своим благородством.

Такой композиционный приём называется анафорой.

Любить по-настоящему — значит желать счастья любимому человеку. Пусть даже с другим. Это и есть основная мысль стихотворения.

Поэт использует приём аллитерации, которая усиливает эмоциональную окраску поэтических строк. В первой части стихотворения повторяется согласный звук Л, передающий нежность и печаль:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем …

Стихотворение написано разностопным ямбом. Рифмовка — перекрестная. На эти стихи в XIX веке композиторы А. С. Даргомыжский и Б. С. Шереметев написали замечательные романсы.

Жанр: послание (любовное).

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Одни исследователи считают, что стихотворение адресовано Анне Олениной, другие — Каролине Сабаньской, С обеими дамами поэта связывала неразделённая любовь.
1-я строфа
Лирический герой — человек благородный, самоотверженный, готовый оставить любимую женщину. Поэтому стихотворение пронизано огромной любовью в прошлом и сдержанным, бережным отношением к любимой в настоящем. Сначала описываются былые чувства и их отголосок в настоящем:
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем …

2-я строфа
Поэт испытывает искренние чувства, забота о любимой женщине выражается в том, что он не хочет тревожить её своими признаниями, желает, чтобы любовь к ней её будущего избранника была такой же искренней и нежной, как и его любовь:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: чистая, бескорыстная любовь.
⦁ Идея: истинная любовь лишена эгоизм она чиста и бескорыстна, оберегает чувства любимого.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Инверсии: быть может, в душе моей, печалить вас, любимой быть.

⦁ Метафора: я вас любил безмолвно, безнадежно, то робостью, то ревностью томим.

Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — пейзажная).

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

1-я строфа
Поэт восхищается солнечным морозным утром:
Мороз и солнце; день чудесный
Ещё ты дремлешь, друг прелестный

2-З-я строфы
Настроение поэта меняется, он вспоминает хмурый и ненастный вчерашний вечер:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась …

Поэтому лирический герой восхищён замечательной погодой в утренние часы:
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

4-я строфа
После описания погожего утра поэт возвращает читателя в тёплую комнату, радуется домашнему уюту:
Вся комната янтрным блеском
Озарена.

5-я строфа
Последняя часть произведения вновь приглашает читателя полюбоваться зимними пейзажами, совершив прогулку в санях:

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня…

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: природа.
⦁ Идея: поэт передаёт в стихотворении ощущение полноты жизни и радости проживания прекрасного зимнего дня.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Эпитеты: друг прелестный, великолепными коврами, прозрачный лес, янтарным блеском, на мутном небе, тучи моечные.
⦁ Олицетворения: вьюга злилась, мгла носилась.
⦁ Сравнение: луна, как бледное пятно.


В центре сюжета – лирический герой, вспоминающий о своей безответной любви. Несмотря на то, что чувства оказались неразделенными, он с трепетной нежностью обращается в послании к своей возлюбленной. В искренности его слов не возникает сомнения, поскольку только тот, кому дано любить по-настоящему, способен отпустить любимого человека и пожелать ему счастья в других отношениях.

Анализ

История создания

В этом прекрасном стихотворении, написанном в 1829 году, загадкой остается имя той, кому адресовано данное откровение. Автор не оставил ни единой зацепки для разгадки этого женского образа. Одна из версий гласит, что стихотворение посвящено польской красавице Каролине Собаньской.

С этой женщиной поэт познакомился в 1821 году, во время южной ссылки. Пушкина покорила красота и гордость польской княжны. Свою любовь к ней он сохранил на протяжении последующего десятилетия, свидетельством этому служат письма, датированные 1830 годом. Не надеясь на ответное чувство, в них поэт просит у Собаньской разрешения быть, хотя бы, ее другом.

Второй предполагаемой возлюбленной поэта могла быть Анна Оленина, покорившая его не столько внешней красотой, сколько умением виртуозно парировать его остроты. Дом Олениных являлся своеобразным интеллектуальным салоном Петербурга и собирал под своими сводами самых образованных людей города.

На вечера, которые устраивались хозяевами, были вхожи служители искусства, просветители, музыканты, поэты. Последние соревновались в написании стихов для красавицы Анны, не отставал от них и Пушкин. Увлечение его девушкой было столь сильным, что он решился на предложение. Предположительно, после ее отказа и появилось в его записях это стихотворное послание.

Персонажи

В стихотворении два персонажа – реальный мужчина и незримая для читателя женщина, но для автора она – вполне конкретное лицо. В отличие от мужского, женский персонаж пассивен, к тому же, от читателя скрыто все – и имя, и характер, и сама личность. Тем более, не представляется возможным узнать реакцию возлюбленной на это письмо. Единственное, в чем не приходится сомневаться, что мужской образ – это сам Александр Сергеевич Пушкин.

Композиция

В композиционном плане стихотворение формально поделено на три части. В первой из них звучит признание автора о не угаснувшей до конца любви и обещание больше никогда не тревожить возлюбленную. Вторая условная часть – воспоминания о былых переживаниях, в которых было место и ревности, и робости, и еще целой гамме чувств. Тема расставания звучит в третьей части. Автор искренне желает девушке встретить того, кто будет любить ее так же сильно, как когда-то любил он.

В стихотворении отсутствуют композиционные точки, то есть, нет ни завязки, ни кульминации, ни развязки. Это классическая любовная лирика, лишенная внятного сюжета.

Стихотворение принадлежит к литературному направлению романтизм. Так как поэт обращается в нем к определенному лицу, то по жанру его можно считать элегическим посланием.

Размер и средства художественной выразительности

Проблематика и основная идея произведения

Проблематика стихотворения – искренняя, но неразделенная любовь, – болезненная тема для многих людей, не получивших ответа на свое чувство. Трогательно выглядит само прощание. Герой освобождается от терзающего его чувства, одновременно надеясь, что его возлюбленную искренне полюбит какой-нибудь счастливец, которому она ответит взаимностью.

Такое самопожертвование характерно почти для всей любовной лирики Пушкина. Однако, эта жертвенность не вызывает жалости, ведь герой, несмотря на поражение, настроен позитивно. Теперь они оба свободны, и он уходит, искренне желая ей счастья и взаимной любви.

История создания

  1. Посвящено Каролине Собаньской. Девушка была известной светской львицей, и познакомились они с Пушкиной, когда он отбывал южную ссылку. Поэт был еще совсем молод, поэтому элегантная и уверенная в себе женщина буквально заворожила его, он написал ей стихи и в течение долгого времени писал письма, которые она, увы, оставляла без ответа.
  2. Адресовано Анне Олениной, в которую Пушкин был влюблен. Александр сватался к девушке, но получил отказ. Родители рассчитывали на более богатого жениха. Есть предположение, что именно это и послужило поводом к написанию произведения.

Несмотря на неизвестность, в одном критики уверены точно – стихотворение олицетворяет отречение от прошлых чувств. Автор будто перевернул эту страницу своей жизни, ведь в 1830 Пушкин сделал предложение своей будущей жене — Наталье Гончаровой.

Жанр, направление, размер, композиция

  • Стихотворение относится к жанру любовной лирики, это послание об искренних и нежных чувствах.
  • Направление — романтизм, лирический герой будто проживает две жизни одновременно: одна — линия прошлого, где чувства живы, другая — линия будущего, где он отрекся от прежних чувств, а его любимая уже принадлежит другому. Жертвенное отречение от идеала и томление по нему — признак романтизма.
  • Размер произведения пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Стих представляет собой одночастную композицию. Весь текст произведения — это описание поэтом своих чувств и переживаний. Пушкин будто выплеснул все свои эмоции на бумагу.

Образы и символы

  1. Основную роль в произведении играет образ лирического героя. Свою избранницу он ни к чему не обязывает, ему больно, но он нашел в себе силы понять ее и простить. Его любовь к ней настолько велика, что даже не требует взаимности, ему хочется, чтобы она была счастлива даже ценой его страдания.
  2. Образ лирической героини призрачен. Все, что мы можем о ней сказать — это то, что она красива, своенравна и достаточно прямолинейна. Она не утаивает от героя своих истинных чувств, откровенно дает понять, что он ее не интересует. Неспроста он был томим ревностью: его дама сердца любила другого.

Темы, настроение и проблемы

Основная идея

Посвящая это стихотворение любимой женщине, Пушкин знал, что оно не сильно огорчит ее. Произведение не трагично, герой начинает новую жизнь, желая счастья своей возлюбленной. Смысл стихотворения в том, чтобы продемонстрировать читателю истинную любовь, ту, которая не требует ничего взамен, в которой нет места злости и эгоизму.

Средства художественной выразительности

Также в стихотворении встречается прием аллитерации, для усиления эффекта. Есть и метафоры: “любовь в душе угасла не совсем”, “то робостью, то ревностью томим”.
Примечательно, что в тексте почти отсутствуют эпитеты. Пушкин посчитал, что описание его жертвы должно быть лаконично, ею и так много сказано.

Автор: Анастасия Антонова

Автор: Самый Зелёный · Published 24.08.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 28.08.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 13.02.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTYnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS02IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNiIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS02IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTYiLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Читайте также: