Я исследователь в детском саду почему мыло выскальзывает из рук

Обновлено: 05.07.2024

- формировать знания о мыле, его различных видах и свойствах;

- развивать умения анализировать, делать выводы;

- воспитывать желание и стремление активно участвовать в экспериментальной деятельности.

  1. Цель : исследовать мыло и попробовать его изготовить.

Гипотеза : мыло полезное и его можно изготовить самому.

Методы исследования:

  1. как появилось мыло – поиск информации в ресурсах интернета;
  2. Полезные свойства мыла – опрос сотрудников и воспитанников детского сада;
  3. Каким бывает мыло – рассматривание мыла в магазине;
  4. Изготовление мыла с разным составом – практическая деятельность.

Однажды после прогулки в детском саду я мыла руки. Закачала рукава, капнула на руки мыло – и задумалась. А что же такое мыло? Каким оно бывает? Чем оно полезно? А можно ли самому сделать мыло?

Как появилось мыло

Сначала я спросила у мамы как появилось мыло. Много интересного мы узнали из интернета. Оказывается мыло изготовили давным давно!


Мыло получило своё название от древнеримской горы Сапо. Когда-то на этой горе древние римляне совершали свои жертвоприношения. Саму же гору можно считать местом производства натурального мыла. Происходило это следующим образом. На горе после сжигания жертвы скапливался жир животных, который смешивался с золой от костра. Дождь смывал эту массу в реку – место стирки белья. Со временем жители заметили, что при помощи жира и золы бельё лучше отстирывалось.


Так появилось мыло!

Полезные свойства мыла

Про полезные свойства мыла я решила узнать у сотрудников и воспитанников детского сада.

Сначала я пошла к медсестре. Она точно будет знать что полезно и что нет!


Ирина Сергеевна мне рассказала, что мыло убивает микробы. И если чаще мыть руки, особенно после улицы, то и болеть мы будем меньше.

Потом я пошла к нашей прачке. У Светланы Алексеевны я спросила каким мыло она пользуется и почему. Светлана Алексеевна сказала, что пользуется хозяйственным мылом, потому что оно не пахнет и очень хорошо отстирывает грязь.


А ещё я спросила у детей из нашей группы. Они сказали, что любят мыть руки жидким мылом, потому что очень удобно, быстро и оно вкусно пахнет


Значит, мыло очень полезное – оно убивает микробы, хорошо отстирывает одежду и вкусно пахнет!

Какое бывает мыло

Чтоб узнать какое мыло бывает, мы сходили в магазин и посмотрели.



Там мне показали мыло туалетное, крем-мыло, жидкое мыло, хозяйственной мыло. А ещё оно разноцветное, разное по форме и по запаху!

Изготовление мыла с разным составом

И так, про мыло я узнала всё. Осталось его сделать самому.

  1. Сначала мы приготовили все ингредиенты, которые нам понадобятся для варки мыла.



  1. Потом натёрли детское мыло без запаха на мелкой тёрке



  1. В молоко добавили мёд и вскипятили его на плите




  1. Влили в неё кипячёное молоко с мёдом. Аккуратно всё перемешали, чтобы получилась однородная масса.






  1. Готовое мыло мы разлили по формочкам и оставили застывать.


В результате я смогла сделать красивое и ароматное мыло с разными наполнителями и запахами.

Заключение:

В результате исследовательской деятельности я:

1. Познакомилась с историей возникновения мыла.

2. Рассмотрела виды мыла и выяснила, какими свойствами обладает мыло.

4. Самостоятельно изготовила мыло с различным составом в домашних условиях.




Все микробы и бациллы
Как огня боятся мыла.
Нужно ручки с мылом мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Знают дети все вокруг:
Мыло – наш надёжный друг!

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к исследованию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

ВложениеРазмер
исследование твёрдого и жидкого мыла 23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема, на решение которой направлено исследование.

Известно, что мыло может быть твёрдым и жидким и при мытье убивает микробы вредные для здоровья человека. В течение дня мы прикасаемся руками к различным предметам, после каждого прикосновения на руках остаются миллионы микробов. Если вовремя не удалить микробы, существует вероятность, что они попадут внутрь организма, начнут размножаться и вызовут заболевание. Как работает мыло? Из чего оно состоит? Как самому сделать мыло? Какое мыло лучше жидкое или твердое? Как снизить риск попадания микробов в наш организм при помощи мыла? Поиск путей решения проблемы использование какого мыла более эффективно для удаления микробов и грязи определяет актуальность данного исследования.

Объектом исследования является изучение свойств жидкого и твёрдого мыла.

Предмет исследования – мыло жидкое и твёрдое.

Гипотеза нашего исследования – большее доверие вызывает жидкое мыло, имеет лучшие качества использования, чем твёрдое.

Основные этапы работы, организация:

1 Сбор информации по вопросам истории возникновения мыла и мыловарения, ознакомление с энциклопедическим материалом по данной теме, поиск материала в сети Интернет;

2 Подбор опытов и экспериментов;

3 Изготовление в домашних условиях вместе с родителями мыло;

Цель: исследовать свойства жидкого и твёрдого мыла и способы применения.

Методы исследования: наблюдения, изучение литературы, интернет ресурсы, анализ и синтез, сравнение, обобщение.

Новизна. С помощью взрослых я узнала о разных свойствах твердого и жидкого мыла и как его можно приготовить в домашних условиях.

Практическая значимость работы . Возможно полученные результаты, помогут в более расширенном изучении темы.

Мыло является неотъемлемой частью нашей гигиены. Это средство, которое используют люди, когда принимают ванну, или моются под душем, чтобы тело было чистым, приятно пахло свежестью. Вряд ли найдётся дом, где не будет ни одного кусочка мыла!

В нашем мире существует много разновидностей твердого мыла.

Например: хозяйственное, детское, туалетное, косметическое и др. Кроме твердого мыла еще бывает мыло в жидкой форме.

И мне захотелось узнать про мыло побольше. Как его варят, чем пользовались люди до изобретения мыла и, какой у него состав. Чтобы узнать, как появилось мыло, я обратилась за помощью к моему воспитателю Снежане Александровне. Она помогла найти всю информацию об истории возникновения мыла. Сейчас я попробую рассказать вам об этом.

История мыла насчитывает около 6 тысяч лет. До изобретения мыла жир и грязь удаляли золой и мелким речным песком. Также для мытья рук и тела использовали различные растения, например, мыльнянку, кору дуба.

Открытие мыла, приписывают знаменитому античному врачу Галену. В своих записях он оставил заметки о мыле, о его составе и свойствах. Так он писал, что мыло получают из раствора золы и извести с добавлением жира. Кроме того, Гален отметил, что полученным веществом можно было не только очищать и смягчать кожу, но и избавляться от загрязнений на одежде. На протяжении веков люди налаживали процесс изготовления мыла. В России производство мыла наладил царь Петр I. В то время мылом пользовались только богатые люди, а бедные крестьяне мылись золой. Но со временем фабрик, где изготавливали мыло, стало очень много и мыло стало доступно всем.

Мыло - это чистящее средство, которым мы пользуемся каждый день.

Мыло бывает разных форм и размеров, к нему добавляют разные ароматизаторы и красители. Самым главным в мыле является очищающее свойства, оно хорошо пенится, потому что в его состав входят жирные кислоты.

Мне не терпелось начать исследование. Вместе с мамой в интернете мы нашли статью как действует мыло и я узнала, что строение мыла таково, что молекулы его могут одновременно захватывать и молекулы воды, и молекулы жира, работая своеобразной сцепкой. Это свойство мыла называется поверхостной активностью. Таким образом, когда мы наносим мыло на поверхность кожи, оно удаляет частички жира вместе с водой, которую мы наносим вместе с мылом. Соответственно, чем дольше вы моете руки, тем меньше жира и микробов на них остаётся.

То же самое происходит, когда мы моем грязные и жирные руки. Молекулы мыла окружают частицы грязи и жира, растворяют их в воде. А вода уносит грязь в канализацию. Кстати, мыло удаляет не только видимую грязь, но и невидимые бактерии и микробы.

Как же получить мыло в домашних условиях?

И вот у меня получилось самодельное мыло.

Как мы уже знаем, мыло бывает твердым и жидким.

Какому мылу доверять больше? Жидкому или твердому?

Все мы знаем, что без мыла нам не обойтись. Оказывается, что мыло не такое уж и безобидное. Давайте попробуем разобраться.

Твердое мыло - его достоинства:

-оно быстро смывается, значит, его можно использовать в любых ситуациях.

Твердое мыло - его недостатки:

-оно быстро сохнет.

-оставляет после себя налет.

-на нем могут остаться микробы.

Теперь возьмем жидкое мыло:

-оно не сушит кожу.

-есть дозатор, значит оно более гигиеничное.

-не выскальзывает из рук - быстро пенится.

-имеет стойкий аромат

-стоит оно дороже

-требуется много воды, чтобы смыть его.

Это исследование дало мне много интересных и новых знаний! Конечно, по своему составу твердое и жидкое мыло мало отличаются, но у жидкого мыла больше преимуществ. Поэтому наша гипотеза, что жидкое мыло лучше - подтвердилось.

Работая над этим исследованием, все поставленные задачи я выполнила. Я узнала много интересного и определила значение мыла в нашей жизни, показала детям в группе, вам, как можно изготовить мыло в домашних условиях.

В современном мире на прилавках магазина предоставлено много разновидностей мыла. Мы можем выбрать нужный аромат, форму, состав. Но мыло сделанное своими руками приятнее получить в подарок. Такое мыло принесет человеку радостные и приятные моменты.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида с.Наумовка

муниципального района Стерлитамакский район

hello_html_m3a71826d.jpg

Подготовили и провели:

Воспитанник: Горелкина Ирина

Воспитатель: Орлова Елена Витальевна

Автор проекта: Горелкина Ирина, под руководством воспитателя

Продолжительность проекта: краткосрочный

Тип проекта: исследовательский

Участники проекта: ребенок подготовительной группы, родители,

Цель: изучить волшебные свойства мыла и его использование в быту.

1. Изучить историю возникновения мыла

2. Провести опыты, чтобы узнать волшебное свойство мыла

3. Узнать как человек использует свойства мыла.

И у меня возникла Гипотеза: предположим, что экспериментальным путем можно узнать волшебные свойства мыла.

Теоретическая часть

Я выбрала эту тему, потому что и дома и в детском саду от взрослых постоянно слышим, что руки надо мыть с мылом. Но почему надо умываться с мылом и зачем? Кто придумал это душистое и пенистое мыло? Какое волшебное свойство имеет мыло?

Мне стало интересно, и я обратилась в своей воспитательнице. Мы с Еленой Витальевной начали изучать материалы про мыло.

Мыло является неотъемлемой частью нашей гигиены. Это средство, которое используют люди, когда принимают ванну, или моются под душем. Вряд ли найдётся дом, где не будет ни одного кусочка мыла!

В нашем мире существует много разновидностей твердого мыла: хозяйственное, детское, туалетное, специальное. Кроме твердого мыла еще бывает мыло в жидкой форме.

Чтобы узнать волшебное свойство мыла, мы с Еленой Витальевной решили провести опыты. Неужели мыло может творить чудеса. Оказывается, может. Сейчас я вам покажу опыты, и вы, увидите, какими волшебными свойствами обладает мыло.

Практическая часть

Опыт № 1. Рисование с мылом.

Вывод : мылом можно рисовать по ткани.

hello_html_295b7.jpg

Еще я узнала, что мыло может помогать при застегивание замков. Для этого я взяла кусок мыла и молнию, смазала им молнию. Молния, которая тяжело застегивалась, после смазывания мылом стала свободно перемещаться.

В ывод: Когда мыло намокло, между тарелкой и куском мыла образовалась мыльная пена, которая при высыхании приклеила мыло к тарелке.

Этим свойством мыльной пены пользовались раньше для того чтобы утеплять окна и заклеивать щели полосками бумаги.

hello_html_m6f0a7375.jpg

Опыт № 4 Вулкан с жидким мылом.

Мне стало очень интересно когда я узнала что используя жидкое мыло можно сделать вулкан. И я решила это проверить. Для этого нам нужна бутылка, сода, краска, вода, лимонная кислота и жидкое мыло. Внутрь бутылки насыпала одну столовую ложку соды, 1 столовую ложку жидкого мыла, 1 чайную ложку краски. Все это перемешала. В другой посуде перемешала лимонную кислоту и воду. Потом все это налила в бутылку. Получился вулкан.

Вывод: мыльная смесь при соединении с кислым раствором начинает пенится.

Я еще узнала из источника интернета, что мыла может изменить свойства воды. Что же для этого нужно? Я взяла тазик с водой, положила лодочку (треугольник из картона) в угол тазика, острым углом по направлению к центру. В начале попробовала обмакнуть палец без мыла. Лодочка с места не тронулась. Потом поменяла лодочку, потому что она уже промокла, обмакнула палец в жидкое мыло и опустила палец в воду за лодочкой. В результате лодочка мгновенно начала двигаться к другому краю тазика.

Вывод: мыло может изменить свойства воды.

Опыт № 6. Вода сквозь пузырь

Летом, когда я ходила на представление фокусников мне было очень интересно и любопытно посмотреть номер с мыльными пузырями. Об этом я рассказала Елене Витальевне и она предложила провести опыты с помощью мыльного пузыря. Мы решила проверить может ли вода протекать сквозь мыльный пузырь. Для этого взяла готовую мыльную смесь, получила мыльную пленку, через пленку стала лить воду. Удивительно!

Вывод: Вода проходит сквозь пленку, и она не рвется.

hello_html_35de7eb6.jpg
hello_html_m448abe6e.jpg

Когда мы изучали тему я увидела какие красивые рисунки могут получаться, если при рисовании использовать жидкое мыло.

Для этого нужно с мешать краску с мылом, образовав густую мыльную пену, и нанести на твердую поверхность. Я использовала два цвета и нарисовала дерево. Подождать пока краска высохнет, положить сверху бумагу. Прижать потом быстрым движением руки снять отпечаток. И получилось

hello_html_32739276.jpg

В результате работы над проектом, я пришла к выводу, что на самом деле мыло имеет волшебные свойства - можно рисовать на ткани, поднимает тарелки, меняет свойства воды. Это исследование дало мне много интересных и новых знаний: я узнала значение мыла, историю происхождения мыла.

Список литературы

Проблема: меня заинтересовало, что такое мыло, какие бывают разновидности мыла и как его изготавливают. Я задумалась, а можно ли сделать мыло в домашних условиях.

Поэтому я решила выяснить, как появилось мыло, какова его история, из чего его делают. Какое мыло безопаснее для детских рук, и какое мыло лучше отстирает белье. Также я хочу рассказать, как я изготовила мыло в домашних условиях.

Гипотеза: я предполагаю, что в домашних условиях можно изготовить своё душистое мыло.

Цель работы: самостоятельно изготовить мыло в домашних условиях.

изучить историю появления мыла;

узнать, какие бывают виды мыла;

узнать состав и полезные свойства мыла;

создать продукт собственного изготовления.

Методы исследования – изучение литературы, интернет, знакомство с предметом исследования, его историей и свойствами.

Объект исследования :

моющее средство – мыло.

1. Что такое мыло?

Мыло - это чистящее средство, которое используют для очищения кожи и ухода за ней.

Говоря о правилах личной гигиены, я вспомнила сказочного героя К. И. Чуковского - Мойдодыра, который помогает своими советами поддерживать чистоту кожи и волос.

Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое!

На чём основаны его советы? Действительно ли прав Мойдодыр? Или это просто сказка?

Мыло начали варить еще много лет назад, это совсем не то мыло, которым пользуются люди сейчас. До появления мыла, человек пользовался самыми разными средствами. В Греции это был песок, в Египте пчелиный воск, растворённый в воде, а ещё пользовались древесной золой.

Одни учёные говорили, что мыло придумали племена галлов. Другие учёные говорили, что мыло изобрели римляне.

И лишь в XIII веке мыло начали производить в Англии и Франции. Если бы люди знали раньше, что с помощью мыла можно уничтожить большинство бактерий. То, многих эпидемией бы не было. Но такие свойства мыла были открыты только в XIX веке во Франции великим ученым Пастером. Именно - это открытие стало основанием для налаживания массового производства мыла.

Современный процесс получения мыла в промышленности состоит из трех этапов:

1. Омыление жиров и масел едкой щелочью

2. Очищенное мыло с помощью температурной обработки формируются в небольшие шарики.

3. Мыльные шарики смешиваются с отдушками, красителями, химическими добавками, которые определяют свойства и аромат мыла.

Сейчас заводы по изготовлению мыла находятся в Москве, Воронеже, Санкт- Петербурге.

В состав мыла входят растворимые соли, жирные кислоты, а также различные ароматизаторы и красители.

Мыльная пена имеет свойство легко вбирать в себя пыль, грязь и жир с грязненой поверхности. А с также легко смываться водой, делая поверхность чистой.

У мыла есть интересное свойство – оно может создавать мыльные пузыри. Мыльный пузырь – это тонкая пленка мыльной воды, которая переливается. Мыльный пузырь существует лишь

несколько секунд, а затем лопается.

Классификация моющих средств.

Моющие средство, т. е мыло, делят на хозяйственное, туалетное.

Мыло бывает твердое (кусковое, порошковое) и жидкое.

Туалетное мыло отличается от хозяйственного наличием добавок: красителей, ароматизаторов.

Чтобы выяснить, какое мыло для детей безопасное жидкое или твердое мыло. Мной было предложено ребятам, моей группы, дома провести опыт и вместе с родителями ответить на вопросы.

В анкету для родителей были включены вопросы о том, как часто ребята моют руки, знают ли они о том, чем лучше мыть руки, а так же какое мыло им понравилось больше: твердое или жидкое?

Вывод: У детей чувствительная кожа, поэтому им подходит только жидкое мыло. Кроме того, жидкое мыло более гигиенично, так как оно находится внутри флакона с дозатором, а на кусковом мыле остаются бактерии.

Далее я решила сравнить свойства туалетного и хозяйственного мыла.

Я взяла носки после занятия по физкультуре и постирала их в теплой воде.

Один носок я постирала обычным туалетным мылом.

А другой носок я стирала хозяйственным мылом.

Вывод: эксперимент, что носок, постиранный хозяйственным мылом, стал чище. Значит, элементы, входящие в состав хозяйственного мыла помогают достичь лучшего результата.

Мне захотелось попробовать изготовить мыло в домашних условиях.

Красители: синий, красный, желтый.

Нарезала мыло на маленькие кусочки, чтобы быстрее растопилось.

Ёмкость поставила в микроволновую печь и растопила.

В растопленное мыло добавляем ароматизаторы и красители. Все тщательно перемешиваем.

Затем добавила глицерин.

Опрыскала формы спиртом.

Залила мыло в формы.

Мыло застывало 3 часа на подоконнике в формочках. Потом достала мыло из формочек.

С помощью разных красок я сделала разноцветное мыло.

Вывод: Изготовление мыла в домашних условиях возможно. Мы изготовили косметическое мыло, ароматное, разного цвета. Процесс изготовления мыла в домашних условиях был интересен, и результат порадовал, потому что оно сделано с любовью и своими руками.

На 1 см кожи здорового человека находится от 100 тыс. до 3 млн. микроорганизмов.

В обычных условиях достаточно мыть тело 1-2 раза в неделю горячей водой с мылом и мочалкой, а руки – несколько раз в день и обязательно перед едой. Во время мытья с кожи удаляется до 1,5 млн. микробов.

Таким образом, самый простой способ очистки кожи и волос – мытье водой и мылом.

Мне было интересно работать над этой темой. Я много узнала из истории мыла.

В результате практической работы я узнала, какое мыло

безопаснее для детской кожи, какое мыло лучше отстирывает, изготовила мыло в домашних условиях.

Прикреплённые файлы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжительность: кратковременный ( 2 месяца)

Цель: Создать условия для ознакомления детей со свойствами мыла и его разновидностями.

1. Формировать представления детей о здоровом образе жизни.

2. Познакомить детей со свойствами и качествами разных видов мыла.

3. Развивать речь, обогащать словарный запас воспитанников.

4. Развивать познавательный интерес, исследовательские способности дошкольников.

Актуальность:

В последнее время приоритетной задачей воспитания и обучения детей дошкольного возраста становится развитие их личностных качеств, умения адаптироваться в социуме. Усилия педагогов направлены на то, чтобы современные дошкольники проявляли элементы творчества, самостоятельно искали ответы на интересующие вопросы. Вместе с тем, немаловажное значение имеет сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит воспитанию его гигиенических навыков, как неотъемлемой части культурного поведения.

Стратегия реализации проекта:

1. Специально – организованная деятельность

3. Дидактические игры по данному направлению.

4. Презентация выставки мыла.

Предполагаемый результат:

-Освоила метод проектов;

-Разработала и реализовала совместно с детьми и родителями мини – проект.

-Познакомились со свойствами и значением мыла в жизни человека;

-Активно участвуют в опытах и экспериментах;

-Способны к самостоятельной и коллективной поисковой деятельности.

- Активно включились в совместную проектную деятельность.

Содержание приложения:

1. Конспект специально – организованной образовательной деятельности

2. Примеры дидактических игр.

3. Конспект специально – организованной образовательной деятельности

4. Рецепты изготовления мыла, собранные семьями воспитанников.

6. Художественное слово о мыле.

7. Фотоматериалы.

Конспект специально – организованной образовательной деятельности

1. Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями;

2. Поощрять поисковую деятельность детей;

3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки дошкольников.

Оборудование: Кусочки туалетного мыла по количеству детей; коробочка; мыло туалетное, хозяйственное, банное, жидкое; для опытов: таз, вода, стружки мыла, мыльные пузыри; сказка К. Чуковского “Мойдодыр”.

Ход занятия:

Сюрпризный момент

Ребята, нам принесли посылку, и мы пока не знаем, что в ней. Чтобы узнать, надо отгадать загадку:

Ускользает как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.

– Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть, что в посылке.

– Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите в руки по кусочку и скажите: какое мыло, что можно о нём сказать? (ответы детей)

– Мыло имеет цвет, запах, форму.

– Какое мыло нравится вам?

– А для чего нужно мыло? Разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой?

– Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. Мыло, которым моют руки, называется туалетным.

Игровая ситуация с использованием слайдов

–Сейчас я приглашаю на экскурсию в магазин, где продаётся мыло. (слайд1)

Как может называться этот магазин? (ответы детей).

Воспитатель рассказывает о разных видах мыла (туалетное, хозяйственное, детское, дегтярное, жидкое), где и как оно применяется.

- Ребята, а вы знаете, что с мылом можно поиграть?

Воспитатель вместе с детьми проводит опыт:

– В таз с чистой водой насыпать стружки мыла, понаблюдать, как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится.

Художественное слово
Круговые движения
И водички волнения.
Поболтаем мы руками
И удивимся сами.
Мыло растворяется,
Пена появляется.

Вывод: Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

Вниманию детей предлагается слайд, на котором изображены различные предметы: мочалка, испачканы руки, лицо, предметы одежды и др. Дети находят и называют среди них те, для которых можно использовать мыло.

Мыло нам нужно для того, чтобы… (ответы детей)

Когда мыло попадает в воду, то оно…(ответы детей)

У мыла есть друзья, это… (ответы детей)

- Ребята, чаще мылом умывайтесь бодрости и сил набирайтесь, а у меня для вас сюрприз – мыльные пузыри!

Игры детей с мыльными пузырями.

Приложение№2

Примеры дидактических игр

Перемешанные картинки

Цель. Воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие фразовой речи детей.

Пособия: Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.

Ход игры. Воспитатель показывает детям демонстрационную картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает предметные картинки, на которых нарисованы предметы личной гигиены. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитателю, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”, или: “Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась”.

Чистоплотные дети

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассказать о том, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми.

Педагог произносит поочередно слова: руки, волосы и т. д. Дети: для каждого слова называют ассоциативный ряд. Например, руки - мыло, щетка, полотенце; волосы - расческа, ножницы, шампунь, мыло; купание - ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.

Приложение№3


Конспект специально – организованной образовательной деятельности

1. Развивать познавательную активность и поисковую деятельность дошкольников;

2. Обогащать и активизировать словарь, методом словоизменения (мыло, мыльница, обмылок, намыливать).

3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки детей;

4. Воспитывать у детей чувство эмпатии.

Предварительная работа:

Оборудование:

Ход занятия:

Ребята, у нас сегодня нет нашего помощника воспитателя. Что же случилось? Может ей позвонить?

Педагог звонит по телефону.

-Вера Александровна, что случилось? Что, вы заболели, болит живот? Ну, хорошо, выздоравливайте, мы вас ждем!

- Ребята, а почему может заболеть живот? Что нужно делать, чтобы не болеть? (Ответы детей.)

- Я с вами согласна, очень важно заботиться о чистоте наших рук. Ведь на руках могут жить множество микробов. Чтобы они не попали к нам в организм, надо чаще мыть руки с мылом.

- Ребята, как надо правильно мыть руки?

Составление рассказа по схемам.

Дети рассматривают предложенное педагогом схематическое изображение процесса мытья рук.

- намочить руки под краном;

- взять мыло, намылить ладони до пены;

- пеной тщательно потереть руки со всех сторон;

- помыть руки под краном;

- насухо вытереть руки полотенцем.

Поисково-исследовательская деятельность.

- Посмотрите на мыло, - какое оно по форме? (прямоугольное, разноцветное, овальное…)

- А какое мыло на ощупь? (шершавое, гладкое, скользкое)

- А если понюхать мыло, какое оно? (ароматное, пахучее)

- Что напоминает запах твоего мыла? А твоего?

- Как вы думаете мыло твердое или мягкое? Как узнать?

(вначале дети сжимают мыло, стучат им и т. д., а затем я предлагаю поцарапать по мылу разными предложенными предметами)

Осторожно пузыри!
Ой, какие, ой смотри!
Раздуваются! Блестят!
Отрываются! Летят!
Тот со сливу! Тот с орех!
Тот не лопнул дольше всех!

А вы знаете, что мылом можно не только мыть, но и рисовать!

Детям предлагаются обмылки и на бархатной бумаге они рисуют по замыслу.

Рецепты мыльных пузырей, собранные семьями воспитанников:

Семья Шуленбайевых
- 0,5 чашки посудного мыла или детского шампуня, 1,5 чашки воды, 2 ч л. сахара капелька пищевого красителя.

Семья Калиевых

- Настругайте хозяйственное мыло в воду, можно даже вскипятить при помешивании, чтобы быстрее стружки растворились. Только осторожно, густой горячий мыльный раствор - то же самое, что горячий кисель - можно сильно обжечься. Выдувают пузырь так: окунув трубочку в раствор и держа ее отвесно, так чтобы на конце образовалась пленка жидкости, осторожно дуют в нее. Так как пузырь наполняется при этом теплым воздухом наших легких, который легче окружающего комнатного воздуха, то выдутый пузырь тотчас же поднимается вверх. Если удастся сразу выдуть пузырь в 10 см диаметром, то раствор годен; в противном случае прибавляют в жидкость еще мыло, до тех пор, пока можно будет выдувать пузыри указанного размера. Но этого испытания мало. Выдув пузырь, обмакивают палец в мыльный раствор и стараются пузырь проткнуть; если он не лопнет, можно приступить к опытам; если же пузырь не выдержит, надо прибавить еще немного мыла.

Семья Шидловских

Занимательные опыты с пузырями.

В тарелку или на поднос наливают мыльного раствора настолько, чтобы дно тарелки было покрыто слоем в 2-3 мм; в середину кладут цветок или вазочку и накрывают стеклянной воронкой. Затем, медленно поднимая воронку, дуют в ее узкую трубочку - образуется мыльный пузырь; когда же этот пузырь достигнет достаточных размеров, наклоняют воронку, как показано на рис., высвобождая из-под нее пузырь. Тогда цветок окажется лежащим под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной пленки, переливающейся всеми цветами радуга. Вместо цветка можно взять статуэтку, увенчав ее голову мыльным пузырьком. Для этого необходимо предварительно капнуть на голову статуэтки немного раствора; а затем, когда большой пузырь уже выдут, проткнуть его и выдуть внутри его маленький.

Из воронки, употребленной для описанного выше опыта, выдувают большой мыльный пузырь. Затем погружают соломинку в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее, который придется взять в рот, остался сухим, и просовывают ее осторожно через стену первого пузыря до центра; медленно вытягивая затем соломинку обратно, не довода ее, однако, до края, выдувают второй пузырь, заключенный в левом,, в нем - третий, четвертый и т. д.

Для проведения опыта вам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.
1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.
2. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой.
3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.

Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, изоляционная лента, стакан и бутылка, воронка.
1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.
2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.
3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.
Вывод: Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.


Опыт 3. Лимон запускает ракету в космос

Для проведения опыта вам понадобятся: бутылка (стекло), пробка от винной бутылки, цветная бумага, клей, 3 ст. л лимонного сока, 1 ч. л. пищевой соды, кусочек туалетной бумаги.
1. Вырезаем из цветной бумаги и приклеиваем с обеих сторон винной пробки полоски бумаги так, чтобы получился макет ракеты. Примеряем "ракету" на бутылку так, чтобы пробка входила в горлышко бутылки без усилий.
2. Наливаем и смешиваем в бутылке воду и лимонный сок.
3. Заворачиваем пищевую соду в кусочек туалетной бумаги так, чтобы можно было просунуть в горлышко бутылки и обматываем нитками.
4. Опускаем пакетик с содой в бутылку и затыкаем её пробкой-ракетой, но не слишком плотно.
5. Ставим бутылку на плоскость и отходим на безопасное расстояние. Наша ракета с громким хлопком взлетит вверх. Только не ставьте её под люстрой!

Опыт 4: Разбегающиеся зубочистки

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада, жидкость для мытья посуды.
1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.
2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыльный раствор, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

Художественное слово о мыле.


Мыла мышка мылом нос
Мыла уши, мыла хвост.
Мыла так, что стала белой
И от счастья мыло съела.

Мыло серо, да моет бело.

Кирпичик розовый, душистый,
Потри его – сам станешь чистый.

Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое – скорей догадайтесь!
И знайте – большая была бы беда,
Когда бы не я, да вода!

Мыльные пузыри
Тихо шепчется с ветлой
Старая берёза.
Ходит по двору с метлой
Дедушка Серёжа.
-Дед Серёжа, посмотри,
Мы пускаем пузыри!
Видишь, в каждом пузыре -
По малиновой заре,
По берёзе, по ветле,
По Серёже, по метле.
Ты смотри, смотри, смотри:
Полетели пузыри -
Красный, жёлтый, голубой-
Выбирай себе любой!
Е. Благинина

Тётушка Фло
Когда у старушки,
У тётушки Фло,
Бывает порой
На душе тяжело,
Когда поясница
Болит у неё,
Цветы засыхают,
Не сохнет бельё,
Когда на дворе
Моросит без конца,
Когда расшатались
Ступеньки крыльца,
И лопнул на полке
С мукою пакет,
И моль обглодала
Приличный жакет,
И клумбу попортил
Соседский петух,
И нету всё лето
Спасенья от мух,
В духовке опять
Пригорает пирог
И письма от внуков
Приходят не в срок.
Когда заплатить
За квартиру пора,
Когда на чулке
Появилась дыра,
Когда просто так
Нападает
Хандра -
На кухню уныло
Уходит она,
И в мисочке мыло
Разводит она,
И дует, собрав свой
Ослабленный дух.
И первый пузырь,
Невесомый, как пух,
И радужный, будто
Цветное стекло,
Растёт на соломинке
Тётушки Фло.
Летят и летят
Пузырьки к потолку,
С собою уносят
Хандру и тоску,
Парят, и танцуют,
И вьются вокруг;
И тётушка вскочит,
Закружится вдруг
И, вспомнив,
Что дел ещё
Невпроворот,
Вприпрыжку помчится
Полоть огород!
Джеймс Ривз

Мыльный пузырь
Мыльный пузырь
Оторвался от трубки,
Вот он поплыл,
Наподобие шлюпки,
Влево, налево, левее. потом
Через балкон-
И пропал за углом.
Я запустил
Этот шарик недаром-
Вырастет он,
Станет радужным шаром.
Я прикреплю к нему
Снизу гондолу
И полечу
Потихонечку в школу.
Роман Сэф

Фотоматериалы

Презентация выставки мыла

Список литературы

2. , , Щетинина рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. . – 2-е изд. испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с. (Ребенок в мире поиска).

5. Зубкова и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. / Автор – составитель: – СПб.: Речь, 2006. – 64 с.

Читайте также: