Какой должна быть современная школа

Обновлено: 30.06.2024

Современное общество и все его институты находятся в процессе непрерывных преобразований.

На сегодняшний день все возрастающие требования к качеству и результатам учебной работы, а также нарастающие изменения в самом обществе ведут к тому, что трансформация традиционной модели образовательной работы становятся неизбежной.

Современная школа должна измениться – стать школой сотрудничества и отвечать социальным и экономическим потребностям XXI века.

Перед современной школой встает непростая задача: подготовить новых граждан к жизни.

Школа должна обеспечивать своих выпускников фундаментальными знаниями, которые позволят им успешно жить и работать в условиях экономики, основанной на способности применять знания и умения, успешно действовать в рамках практического опыта при решении конкретных задач, успешно сотрудничать, работать в коллективе и владеть навыками высокого уровня.

Стать компетентными в изучаемой области, учащиеся должны обладать одновременно глубокими, основательными фактическими знаниями и ясной понятийной рамкой.

Главные особенности работы – индивидуальный подход к каждому учащемуся, использование вариативных учебных материалов и программ, которые предоставляют возможность каждому ученику раскрыть свои уникальные способности, приобрести опыт самостоятельного решения реальных проблем коллективной исследовательской деятельности, самообучения.

Для решения этих задач необходима новая образовательная среда, которая во многом определяет их успешность.

Информатизация – ведущее направление работы по построению школы сегодня.

Мультимедиапроекторы, цифровые доски и другое новейшее оборудование необходимы для совершенствования учебного процесса.

Участие педагогов в сетевых сообществах, где собираются профессионалы, имеющие возможность апробировать нововведения на практике и совместно оценивать их результативность дает вдвое больший эффект, чем участие в семинарах по распространению передового опыта.

Раскрытие творческого потенциала учащегося, соответствующего его склонностям и способностям может происходить через разветвленную систему факультативов, специальных курсов и предметов, семинаров и творческих лабораторий.

Анализируя мнения ряда отечественных ученых (В. П.Беспалько, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.А. Пинский, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций.

Во - первых, реально назрела необходимость перехода в системе школьного образования рассмотрения его содержания и результата не через призму традиционных и в определенной степени устаревших ЗУН (знаний, умений и навыков), а через ключевые компетенции.

Во – вторых, для рассмотрения оптимального процесса формирования содержания школьного образования в качестве наиболее актуальных могут быть выделены следующие ключевые компетенции.

1.Универсальная или общекультурная (элементарная, математическая, языковая, естественнонаучная), которая обеспечивается всем комплексом образования и лежит в основе практически любой социальной роли.

5. Экономическая – (ориентация в современной рыночной экономике) и участие в ней не только в качестве объекта – потребителя, но и субъекта – предпринимателя, менеджера и т.д..

7. Семейная (знание основ и норм семейной жизни, семейного хозяйственно – бытового уклада), готовящая школьника к выполнению социальных ролей, связанных, с его семейной жизнью.

В – третьих, формированию нового содержательного наполнения образования, должны стать: оптимизация и рационализация объема и содержания образования; использование продуктивных технологий обучения; совершенствование методической компетентности самих педагогов.

Переход к компетентностному подходу в системе школьного образования объективно ставит проблему рассмотрения на этой основе содержания и результата профессиональной подготовки (переподготовки) управленческих и педагогических кадров современной школы, в частности, такого ее аспекта, как формирование ключевых компетенций учащихся во взаимосвязи с развитием методической компетентности педагогов, а также применительно к системе внутришкольного контроля. Например, при анализе его деятельности по результатам контроля, могут быть определены критерии оценки педагога:

1.Профессиональная компетентность: базовая подготовка по комплексу психолого – педагогических наук, позволяющих изучать основной объект работы – личность ребенка; предметно – профессиональная подготовка ( уровень базового образования, предметно – профессиональная компетентность, переподготовка, повышение квалификации, курсы, методические семинары и т.д.); методическая компетентность ( традиционные для педагога технологии преподавания, владение современными педагогическими технологиями; качество уроков и вариативность их форм, дидактических средств и т.д.); стремление к профессиональному росту, резервы.

2. Продуктивно- педагогической деятельности

2.1. Качественный уровень: оценка развития личности учащегося (интеллектуальный, нравственный, физический уровень, резервы развития); уровень владения ключевыми учебными компетенциями (общеобразовательной, коммуникативной, гражданско – правовой, семейной, социально – экономической, профессиональной и др.) ; самоорганизация учащихся.

2.2. Количественный уровень (по традиционным методикам и критериям оценки): показатели качества знаний и уровня обученности, уровня воспитанности.

3. Коммуникативная и исполнительская компетентность педагога: уровень организации педагогического процесса, педагогического общения; уровень коммуникативной культуры; речевая культура ; исполнительская дисциплина.

Итак, наметившаяся в современном отечественном образовании тенденция перехода к компетентностному подходу обуславливает сегодня изменение требований к целям, содержанию, технологиям и результатам педагогической и управленческой деятельности, критериям подготовки учителя и руководителя школы.

Список литературы

1. Ладыгин М.Б. Что ждет современную школу?//Образование в современной школе.-2009.-№ 8.- С.4-9.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное школьное образование - это не просто пассивное получение знаний, это активный поиск, исследование, осмысление материала. Это умение находить, анализировать, систематизировать и, самое главное, грамотно излагать полученную информацию.

Современная школа – школа доверия, толерантности, поддержки индивидуального развития детей, школа формирования здорового безопасного образа жизни.

Школа – начальная ступенька в образовательном процессе и в становлении личности. Основная ее задача – дать школьнику тот минимум знаний и умений, которые позволят ему начать самостоятельную жизнь. Сегодняшний мир стремительно меняется, поэтому к современной школе общество предъявляет повышенные требования.

Современная школа должна стать местом, где ученики овладевают универсальными знаниями и умениями. Чтобы быть полноправным членом общества и добиться успеха в быстро меняющемся мире, сегодня недостаточно владеть элементарными навыками счета, чтения и письма.

Сегодня сложно представить школу без серьезной материально-технической базы. Умение работать с компьютерной техникой, пользоваться интернетом, владеть основами поиска нужной информации должны закладываться именно здесь.

Современная школа – высокотехнологичный учебный комплекс, в котором технические средства обучения сочетаются с новыми технологиями преподавания учебных дисциплин.

Сегодняшнее среднее образование остро нуждается в талантливых педагогах, умеющих эффективно работать с ученическим и педагогическим коллективами. Педагог в школе остается центральной фигурой, от которой зависит качество обучения.

Школа должна давать ребенку навыки активных самостоятельных действий. Школьные занятия формируют независимую личность, способную принимать решения и нести за них ответственность. Без развития таких навыков общество получит людей рассчитывающих исключительно на помощь со стороны государства и других людей. Главная задача современной школы – привить детям навыки творчества. Старая школа была нацелена на то, чтобы человек механически усвоил готовые знания. В старой школе ученик считался успешно состоявшемся, если хорошо запоминал учебную информацию, которую до него доносил учитель. Задачей современной школы является умение школьников работать с готовой информацией, применяя знания к действительности. Но высший пилотаж, к которому должна стремиться школа, – дать человеку возможность самостоятельно создавать нечто новое, оригинальное и неповторимое.

Образовательная деятельность в современной школе должна быть направлена на то, чтобы учеба была не только полезной, но и интересной, больше времени должно уделяться внеклассной работе: предметные кружки, спортивные секции, творческие объединения и т.д. Это позволит учащимся определиться с профессиональной ориентацией, расширяют кругозор и формируют разносторонне развитую личность.

Самое главное – это оборудование школ всеми необходимыми для учебного процесса современными атрибутами, такими, например, как Интернет. У нас сейчас не во всех красноярских общеобразовательных учреждениях есть доступ ко Всемирной паутине, я уже не говорю про сельские школы. Второй вопрос – это доступность образования. Не родители должны приобретать учебники. Это обязанность государства – дать достойное и, самое главное, бесплатное образование нашим детям.

Учиться – такая же естественная потребность человек, как и процесс потребления пищи. Поэтому, вне всякого сомнения, профессия учителя всегда будет самой востребованной, следовательно и школа должна постоянно развиваться и совершенствоваться.


О том, какой должна быть идеальная школа, говорят и пишут много. Новый список — от нашего блогера Александры Яновской. Она не только рассказала о современных трендах в образовании, но и описала форматы обучения, которые можно использовать уже сейчас, чтобы сделать школу чуть лучше.

Хотим мы этого или нет, образование уже никогда не будет прежним. Теперь цель обучения не дать ребёнку как можно больше знаний, а сделать его гармоничной личностью, научить приспосабливаться к жизни вне класса. Что для этого должен знать и уметь современный ученик?

Я хочу поделиться современными трендами в образовании 2021 года, которые помогут все эти навыки в ребёнке воспитать. А вы проверите, соответствует ли им ваша школа.

  1. Ученик сам выбирает, какие предметы изучать углубленно.
  2. Ориентация на получение профессиональных навыков в старшей школе. Старшая школа готова давать профессию и стать аналогом колледжа.
  3. Много привязанных к жизни предметов (ПДД, домоведение, сексуальное образование и пр.).
  4. Нет госстандартов в обучающих программах. Школа создает их сама.
  5. Преподаватель становится наставником, другом, а не просто учителем по определенному предмету.
  6. Много внимания уделяется ментальному здоровью ребенка.
  7. Гарантируется результат. Например, поступление в вуз.
  8. Обучение происходит через сообщества. Работа с учениками не замыкается в пределах одной территории. В процессе обучения предусмотрены возможности для исследования всех доступных локаций города: музеев, библиотек, парков и пр.
  9. Рутинные задачи автоматизированы (например, проверка домашних заданий) с помощью электронных технологий.
  10. Адаптация части контента обучающей программы под мобильные устройства.

Методики обучения

В современном образовании смещается фокус с предметной (чему мы учим) и методологической составляющей программы (как мы учим) в сторону развития дополнительных навыков и компетенций, выходящих за рамки предметных областей.

Важны не метод, не технология и не набор предметов, а то будущее, в которое ведет образование. Образовательные учреждения по всему миру уделяют все больше внимания не только финальной точке в обучении, но и скорости и эффективности достижения планируемого результата. И немаловажным становиться мотивация ребёнка и его удовлетворенность учебой.

Каким вы видите своего ребенка после окончания школы? Каким он сам видит себя? Как выбранная вами школа помогает ему в осознании и материализации этого образа?

Школа – начальная ступенька в образовательном процессе и в становлении личности. Основная ее задача – дать школьнику тот минимум знаний и умений, которые позволят ему начать самостоятельную жизнь. Сегодняшний мир стремительно меняется, поэтому к современной школе общество предъявляет повышенные требования.

Какой должна быть современная школа

  • Какой должна быть современная школа
  • Свежий взгляд на современную систему образования
  • Каким будет школьное образование в будущем

Современная школа должна стать местом, где ученики овладевают универсальными знаниями и умениями. Чтобы быть полноправным членом общества и добиться успеха в быстро меняющемся мире, сегодня недостаточно владеть элементарными навыками счета, чтения и письма. Для продолжения образования молодому человеку требуется получить широкие базовые знания в тех областях, которые наиболее востребованы в обществе.

Сегодня сложно представить школу без серьезной материально-технической базы. Умение работать с компьютерной техникой, пользоваться интернетом, владеть основами поиска нужной информации должны закладываться именно здесь. Современная школа – высокотехнологичный учебный комплекс, в котором технические средства обучения сочетаются с новыми технологиями преподавания учебных дисциплин.

Каким бы совершенным ни было техническое оснащение школы, основную нагрузку по обучению и воспитанию детей несут на своих плечах учителя. Сегодняшнее среднее образование остро нуждается в талантливых педагогах, в которых профессиональная грамотность и глубокие знания по предмету сочетаются с владением психологией и умением эффективно работать с ученическим коллективом. Компетентный педагог в школе остается центральной фигурой, от которой зависит качество обучения.

Школа в современном ее понимании – это не место пассивного восприятия знаний. Она должна давать ребенку навыки активных самостоятельных действий. Занятия, которые построены так, чтобы всячески развивать детскую инициативу, формируют независимую личность, способную принимать решения и нести за них ответственность. Без развития таких навыков общество получит серую массу бездумных исполнителей, рассчитывающих исключительно на помощь со стороны государства и других людей.

Одна из основных задач современной школы – привить детям навыки творчества. Старая школа была нацелена на то, чтобы человек механически усвоил готовые знания. Чем лучше ученик запоминал информацию, тем более успешным он считался. Более эффективный подход – научить школьников правильно работать с готовой информацией, применяя знания к действительности. Но высший пилотаж, к которому должна стремиться школа, – дать человеку возможность самостоятельно создавать нечто новое, оригинальное и неповторимое.

Учеба в современной школе должна быть не только полезной, но и интересной. Поэтому очень важно, чтобы учебные планы были дополнены внеклассной работой. Речь идет о предметных кружках, спортивных секциях, творческих объединениях школьников. Такие формы позволяют развить и закрепить интерес ребят к основным учебным дисциплинам, помогают определиться с профессиональным выбором, расширяют кругозор и формируют разносторонне развитую личность.

Читайте также: