Взаимосвязь игровой и конструктивной деятельности в доу

Обновлено: 04.07.2024

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ. В настоящее время в образовании наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В дошкольных образовательных учреждениях ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование. Конструирование – это средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС ДО. Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. От обычных кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы. Поэтому современный педагог, должен знать не только методику обучения детей конструированию и как заинтересовать их этой деятельностью, но и сам умел использовать в своей деятельности разнообразные виды конструкторов, эффективные методы и приёмы.

Главная цель конструирования : развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении через конструирование из разных материалов.

Конструированию отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для развития детей.

Конструктивная деятельность - это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Это эффективное средство эстетического воспитания. У детей развивается художественный вкус. Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе: умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.); работать дружно, не мешая друг другу. Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Типы конструирования

Выделяют два типа конструирования : техническое и художественное.

К техническому относятся:

-конструирование из строительного материала (детали которого имеют геометрические формы);

-конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;

-конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, придумывают поделки по ассоциации образов из сказок, мультфильмов.

К художественному конструированию относятся :

-конструирование из бумаги (бумагопластика)

-конструирование из природного и бросового материала.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, формой.

А сейчас рассмотрим известные формы организации обучения детскому конструированию.

Первый и наиболее элементарный вид конструирования это конструирование по образцу. Взрослый предлагает ребенку поставить кубики так, как они стоят у него, в той же последовательности (цвет и форма, т. е. используется подражательная модель, когда дети повторяют все этапы конструирования за воспитателем. Сперва воспитатель демонстрирует в медленном темпе и с подробными объяснениями всю последовательность работ, начиная от изготовления деталей конструкции и до финального готового образца. Затем к работе приступают дети, выполняя конструирование самостоятельно и с поправками воспитателя.

Конструирование по модели - это более сложный вид конструирования. Обычно этот вид применяется уже после конструирования по образцу. Детям демонстрируется готовое изделие, но не сам способ изготовления. Предлагаются инструменты, материалы и творческая задача изготовить нечто подобное самостоятельно. Например, можно предложить воспитанникам самостоятельно сделать модель машинки из бумаги.

Конструирование по условиям. При этой форме работы детям описываются некие характеристики объекта, но наглядная модель не приводится. Например, дошкольники построили домик из строительного конструктора, и воспитатель предлагает построить теперь гараж по соседству с этим домиком. Задаются условия: подъездная дорожка, большие ворота, площадь для размещения игрушечной машинки. Дети могут решить самостоятельно, как будет выглядеть объект, но они должны обязательно выполнить заданные воспитателем требования к строению.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, шаблонам.

В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями воспитателя. Эта форма приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.). В процессе работы с большой вероятностью могут возникнуть затруднения, связанные с пространственным ориентированием и сложностью этой формы конструирования, поэтому начинать следует с простых схем, заранее подготовленных несложных шаблонов, попутно разъясняя детям новые геометрические понятия и взаимосвязи.

Конструирование по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка. Этого типа конструирования обычно требует игра. Дети стремятся сделать такую постройку, чтобы она соответствовала замыслу игры. Эта форма требует понимания абстрактных понятий, свойств и функционального назначения объектов. На этапе работы с этой формой конструирования дети переходят на уровень самостоятельного моделирования объектов. Перед ними стоит задача: не повторить показанный объект, а задумать иной и воплотить свой замысел. Например, самостоятельно придумать объект любого назначения и выполнить его из доступных материалов.

Конструирование по теме представляет собой разновидность конструирования по замыслу, в которой задаётся конкретная тема для конструирования.

Каркасное или модульное конструирование. Эта сложная форма конструирования очень требовательна к рабочим материалам. Специальный материал должен позволить ребёнку работать отдельно с каркасом и иными деталями конструкции, определяющими её внешний облик или иные свойства. Таким материалом может быть строительный конструктор, позволяющий выстроить сначала форму здания (несущие конструкции, а потом модифицировать одну и ту же форму в здания разного назначения (жилое, офисное, производственное). Для работы подойдёт также автомобильный конструктор, сперва дающий возможность построить ходовую часть (несущую раму с колёсами, а потом с использованием ряда произвольных элементов (кузов, кабина) менять назначение автомобиля.

Модульное конструирование позволяет понять принципы разделения объекта на составные части конструкции с разным функциональным назначением, разными ограничениями и возможностями, разным влиянием на прочность и внешний вид.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

Конструирование из строительного материала

II. Источником замыслов детей является окружающая жизнь, поэтому следует обеспечить детям богатство впечатлений. Экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, видеофильмов и т. д.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРОВ

Богатые возможности для развития пространственных представлений, навыков работы со схемами, чертежами.

В настоящее время широкое распространение получили цветные мягкие объемные и плоскостные крупногабаритные модули.

Конструкции из них отличаются тщательной дизайнерской проработкой, предусматривающей их прочность, удобство, красота, т. к. конструируют их для себя, для своих игр и спортивных соревнований. Старшим дошкольникам можно предложить сделать предварительные карандашные схематические наброски. Это способствует развитию пространственных представлений, проектного мышления, воображения и творчества.

Основные приемы обучения конструированию по возрастам

Младшая группа: сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и последовательности, совместная деятельность с педагогом.

Средняя группа: показ сооружения постройки, самостоятельная работа ребенка по образцу воспитателя, предоставление возможности выбора материала, его количества, дополнительных материалов.

Старшая группа: образец воспитателя примерный, ставятся несложные конструкторские задачи. Показываются отдельные приемы и постройка не завершается.

Подготовительная к школе группа: опора на опыт ребенка. Даются тема и условие. Конструирование по фото, по схеме.

Опорная схема анализа построек

КАРКАСНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

Предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его части, характер их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции.

В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатсявыделять особенности конструкции, исходя из каркаса.

В конструировании такого типа ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали.

В соответствии с этим каркасное конструирование может стать эффективным средством формирования воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления.

Однако, организация такой формы конструирования требует специального конструкторского материала, позволяющего детям составлять разные каркасы — основы будущих конструкций, соответствующих их замыслам, — и затем достраивать их, чтобы создать целостные объекты.

ОСНАЩЕНИЕ ЗОН КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РУКОДЕЛИЯ :

материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном;

материалы и оборудование для работы с использованным /бросовым/ материалом;

оборудование для шитья и вязания – в старшей и подготовительной группах;

тематические альбомы по архитектурным сооружениям;

тематические альбомы с занимательными играми и упражнениями по конструированию;

мелкий /настольный/ и крупный /напольный/ строительный материал на подгруппу детей;

конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей;

различные игрушки, сомасштабные постройкам;

плоскостные конструкторы и головоломки;

мобильные платформы для конструирования;

сонометрические /объемные/ чертежи

место для экспонирования детских работ.

Мобильная платформа для конструирования учитывает особенности игр мальчиков и девочек. Мальчики на ней могут строить, девочки играть с кукольным домиком. Конструируя на платформе, которую можно еще и передвигать, дети развертывают богатый и содержательный сюжет, используя мелкие игрушки, бросовый материал и т. д. Дети, не разбирая созданную конструкцию, могут придумывать варианты, как дополнить постройку, чтобы, придя утром, продолжить игру. Благодаря свободному подходу к мобильной платформе и ее доступности дети меньше конфликтуют, создаются условия для сотрудничества.

А теперь разберем основные задачи педагогической работы с детьми по конструктивно-модельной деятельности.

2 младшая группа

Подводить детей к простейшему анализу созданных построек.

Совершенствовать конструктивные умения.

Закреплять умения различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, трехгранные призмы, пластины, цилиндры, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание).

Учить располагать кирпичики, пластины вертикально, ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии.

Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину.

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу; продолжать учить детей обыгрывать постройки.

Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.

Таким образом, в младшей группе появляется более устойчивое стремление к самостоятельности. Основной материал для конструирования - строительный. Наборы его пополняются новой деталью - бруском. Дети знакомятся с ним, выясняется при этом его отличие от других деталей (кубика, кирпичика, пластины, в каком положении он наиболее устойчив. Воспитатель постепенно усложняет задание. Появляются первые постройки по собственному замыслу.

Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок, учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.

Развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части и различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - перекрытие, крыша; в автомобиле - кабина, кузов и т. д.).

Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета.

Обучать конструированию из бумаги : сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка, приклеивать к основной форме детали (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу — спинку).

Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Использовать для закрепления частей клей, пластилин. Применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

Таким образом, в средней группе дети приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Появляется конструирование поделок из бумаги, природного и бросового материала. Начиная со средней группы, для конструирования используют разнообразные семена, листья, ветки, траву, солому, желуди, шишки и др.

Продолжать развивать умение устанавливать связи между создаваемыми постройками и объектами окружающего мира.

Закреплять умения выделять основные части и характерные детали конструкций.

Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами. Закреплять умение заменять одни детали другими.

Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

Закреплять умение строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.

Таким образом, в старшей группе формируются умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. Учим строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Продолжаем развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Подготовительная к школе группа

Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры, дворцы, фермы и другие). Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.

Учить видеть конструкцию предмета и анализировать ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться.

Учить детей на основе анализа сооружений, предметов, самостоятельно находить отдельные конструктивные решения.

Закреплять навыки коллективной работы - умение распределять обязанности, планировать процесс изготовления предмета, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с разными условиями их использования (мост для пешеходов, мост для транспорта, определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать, продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки.

Продолжать учить сооружать постройки, объединенные одним содержанием (улица, машины, дома).

Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу. В подготовительной группе учим создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).

Создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

Именно в этом возрасте происходит знакомство с разнообразными пластмассовыми конструкторами, с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Создание объемных игрушек в технике оригами и из природного и бросового материала.

Фотоотчёт о конструктивно-модельной деятельности из природного материала

Фотоотчёт о конструктивно-модельной деятельности из природного материала Ребята подготовительной к школе группы на занятиях по конструктивно – модельной деятельности мастерили из природного материала – жёлудей.

Автор: СтрельниковаОксана Викторовна

Организация: МБДОУ № 479

Населенный пункт: г. Челябинск

Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего. Можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке, по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

В педагогическом процессе игра находится в тесном взаимодействии с другими видами детской деятельности, и прежде всего с трудом, обучением на занятиях.

В игре часто возникает необходимость создания игрушки, того или иного приспособления. На занятиях лепкой, конструированием дети под руководством воспитателя изготовляют игрушки, пособия, которые используются в играх. Навыки самостоятельности, приобретаемые в труде, переносятся в игру.

В разных группах детского сада взаимосвязь игры и труда имеет различный характер.

В младших группах многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с вещами, усваиваются в значительной мере в играх с куклами; двигательные навыки, способность ориентировки в пространстве - в подвижных играх. Для детей старшего возраста труд становится самостоятельной деятельностью. Однако взаимосвязь игры и труда в какой-то мере сохраняется. Так, дети изготовляют игрушки-самоделки на занятиях ручным трудом, а используют их, причем очень охотно, в играх.

Педагогика не противопоставляет игру обучению на занятиях, а широко использует их взаимосвязь в процессе воспитательного воздействия на детей. С введением в детском саду обучения значительно расширилась тематика и углубилось содержание игр. На занятиях дети получают широкий круг знаний и представлений о предметах и явлениях, об окружающей жизни, которые используются в игре. Сам процесс обучения организует познавательную деятельность детей, что, несомненно, повышает и культуру игры.

Содержание занятий не переносится в игру прямо, а своеобразно преломляется через опыт, замысел игры, отношение детей к отображаемым в игре явлениям.

Вместе с тем и игра оказывает влияние на познавательное развитие детей, вызывает необходимость расширения знаний. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах.

Взаимосвязь между игрой и обучением не остается неизменной на протяжении дошкольного детства. В младших группах игра является основной формой обучения. В старших, особенно в подготовительной, значительно увеличивается роль самого процесса обучения на занятиях. Перспектива обучения в школе становится желанной для детей. Им хочется стать школьниками.

Однако игра не утрачивает для них своей привлекательности, изменяется лишь ее содержание, характер. Детей интересуют игры более сложные, требующие интеллектуальной активности. Привлекают их также игры спортивного характера, в которых содержится элемент соревнования.

Игра тесно связана с конструированием. Включение игры в процесс занятий по конструированию и ручному труду не случайно. Начиная играть, ребенок всегда сначала что-то придумывает, а потом решает, как собрать недостающую ему игрушку. Играя, он всегда что-то сооружает: мост или речной порт, один дом или целый город, конструирует вертолет или самолет и т.д. У ребенка, создавшего на занятии постройку или поделку, обязательно возникает потребность поиграть с ней.

Наблюдения за детьми показали, что создание игровой мотивации на занятиях по конструированию и ручному труду должно осуществляться по- разному.

На занятиях по конструированию игровая мотивация открывает перспективу на интересную игру, провоцирует детей к созданию игровой обстановки. Благодаря заданной игровой мотивации происходит и непосредственное объединение детей для игры. Дошкольники учатся развивать новый сюжет, занятие приобретает для них особую значимость.

В основе каждого занятия лежит не только игровая мотивация. Занятие целиком построено на игровых методах и приемах, оно обязательно перерастает в увлекательную игру. Организация и проведение игры требуют большого профессионального мастерства и такта, настоящего творческого поиска.

Анализ свободной деятельности дошкольников показывает двоякий характер взаимодействия игры и конструирования и позволяет принципиально отличить их: либо мы имеем дело с ролевой игрой, в которой используются элементы конструирования (например, играя в космонавтов, ребята строят ракету несколько примитивной конструкции, носящей символический характер, и основное свое внимание направляют на выполнение ролей космонавтов, техников, пожарных и др.), либо с полноценной конструктивной деятельностью, где присутствуют элементы игры, положительно влияющие на процесс конструирования (например, дети строят сторожевое судно: воплощают замысел в соответствии с назначением объекта, отбирают материал, ищут способы технического решения и т.п., а затем обыгрывают готовую постройку). Такое разделение игры и конструирования поможет воспитателям в каждом случае использовать правильные методы организации и руководства.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.

Детское конструирование, и особенно техническое (конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупных модулей), тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Создание постройки занимает в данном случае значительную часть времени (30--35 мин.). Дети сооружают постройку достаточно сложной конструкции, воспроизводят основные ее части в соответствии с их практическим назначением. При этом они отбирают материал, ищут правильные способы конструирования, своевременно контролируют свою деятельность и т.п. Такая деятельность имеет все черты, присущие конструированию.

И тут необходимо сказать о выявленной нами динамике взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей; и к старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само порой приобретает сюжетный характер (создается несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).

Учет особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при определении педагогом форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Например, требования воспитателя к качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность -- значит существенно обеднять развитие детей.

Вывод. Творчество в широком смысле слова -- это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта -- художественного произведения, картины, механического прибора. Результатом творчества может явиться и научная идея, которая высказывается впервые и получает статус научного открытия.

Детское экспериментирование необходимо развивать. Во-первых, нужно постоянно расширять арсенал объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью. Во-вторых, давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, рисовании, конструировании и др.), побуждая к дальнейшему их изучению.

Учет особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при определении педагогом форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Например, требования воспитателя к качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность -- значит существенно обеднять развитие детей.

Консультация для педагогов Специфика взаимосвязи игры и конструирования

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение. Детское конструирование, и особенно техническое (конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупных модулей), тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Читайте также: