Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка

Обновлено: 18.05.2024

Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие “музыкальность”. Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей “творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.” развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.

В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности: ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие; музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии; чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Итак, у всякого нормального человек, есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать, - это вопрос о том, насколько музыкален тот или иной ребенок, и вопрос о том какова его музыкальность и каковы должны быть пути её развития.

Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для

последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть уже и формирует его вкусы и предпочтения. Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) необходимо развивать в детях все самое лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности.

Приобретая на занятиях в ДОУ, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально - эстетическое сознание это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Дети дошкольного возраста имеют небольшой опыт представления о чувствах человека, существующих в реальной жизни, а музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления.

Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.

Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общения. Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу для полноценного развития ребенка. Все семьи имеют разный уровень социальной культуры. В одних с уважением относятся к музыке, стараются дать детям музыкальное образование, развить их способности. В других семьях музыкальное воспитание ставят на задний план.

Если ребенок ходит в детский сад, полезно закреплять полученные впечатления, расспрашивая о пребывании в детском саду, предлагать спеть песню, станцевать или нарисовать особенно запомнившееся.

Родителям надо помнить, что там, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка. Как можно чаще устраивать совместные дуэты с мамой, папой, бабушкой, что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению. В современных условиях особую роль играют технические средства: радио, телевидение, аудиозаписи, диски, караоке. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используют как собственные записи, так и те, которые предоставляет в распоряжение музыкальный руководитель. Кроме того, мы организовываем для родителей приобретение билетов для посещения концертов.

Коллектив детского сада сотрудничает со специалистами музыкальной школы.

Важной задачей, стоящей перед ДОУ и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого провожу консультации для родителей, знакомлю их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети принимают участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях.

При взаимодействии с родителями очень важно научить их общаться со своим ребенком по поводу полученных детьми музыкальных впечатлений.

В семье необходим благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности, как бы наивна она не была. Ребенок должен чувствовать себя членом маленького, но близкого коллектива, где получает полную поддержку в своих начинаниях.

Родителям должны быть понятны основные цели и задачи, которые ставлю перед собой, осуществляя музыкальное воспитание детей.

Целью моей работы по взаимодействию с семьёй является выявление особенностей организации взаимодействия детского сада и семьи и направление развития музыкальных способностей дошкольников.

  1. Изучить и определить закономерности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
  2. Выявить педагогические условия развития музыкальных способностей дошкольников.
  3. Определить наиболее эффективные формы сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме развития музыкальных
    способностей детей.
  4. Изучить особенности взаимодействие ДОУ и семьи направленные на развитие музыкальных способностей детей.
  • проявление активности и инициативы со стороны родителей;
  • осуществление регулярной и систематической работы по просвещению родителей в области музыкального воспитания.

Предлагаю вашему вниманию один из семейных праздников, который сплачивает не только детей, но и родителей. И вызывает у них потребность в содержательном досуге, и быть ближе к своим детям.

План проведения:

1. Домашнее задание. Приветствие команд (песня, стихотворение, частушки, проза)

2. Конкурс “Угадай мелодию” Музыкальный номер.

3. Конкурс танцев (вальс, полька, плясовая) Игры со зрителями

4. Конкурс “Угадай, на чем играю”

2. “Как у наших у ворот”

3. “Во поле береза”

Музыкальный номер: Детский оркестр “Калинка”

5. Творческое задание “Музыкальный клип”

(инсценировать песню в костюмах)

Ответное слово жюри: поздравление, награждение.

1 — “Музыкальная семейка”

2 — “Веселая семейка”

3 — “Приз зрительских симпатий”

Приготовить: эмблемы, Костюмы, оформить зал (музыкальной символикой, музыкальными инструментами, семейными фотографиями) ПРИЗЫ.

Конкурс “Музыкальная семейка”

Ведущая: Добрый день, дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки и дети! Все вы сегодня полноправные хозяева своего семейного праздника. Ведь отдых всей семьей, игры развлечения - это всегда здорово. Я думаю, все кто здесь собрались, любят музыку. Поэтому наш семейный конкурс называется “Музыкальная семейка”.

Вы будете соревноваться в умении петь, танцевать, и преображаться в
сказочных героев, отличать музыкальные инструменты играть на них.
Итак, я приглашаю команды занять свои места:

“Скрипичный ключ”, “Домисолька”, “Волшебная скрипка”.

Прошу, дорогие друзья поприветствовать их аплодисментами.

А поскольку это конкурс, и нам не обойтись без жюри. Сегодня у нас присутствуют

(представление жюри - 3 чел.)

Дорогие друзья! А помогать мне вести наш конкурс будет принцесса МИНОТКА!

(Забегает принцесса МИНОТКА)

Минотка: Добрый вечер друзья! Очень рада видеть вас.

Ведущая: Ну вот, все музыкальные семейки в сборе, жюри на месте, можно начинать наше веселое состязание.

Минотка: Но сначала, неплохо было бы, познакомится, И я объявляю первый конкурс “Приветствие”, где команды должны поприветствовать друг друга и рассказать немного о себе. (Домашнее задание)

1. “ПРИВЕТСТВИЕ” (выступление команд)

Ведущая: Прошу жюри оценить конкурс. А мы продолжаем, следующий конкурс “Угадай мелодию”. В этом конкурсе команды должны угадать пять мелодий, сказать как они называются, за правильный ответ - 1 бал

2. “УГАДАЙ МЕЛОДИЮ”

2. “В траве сидел кузнечик”

3.”Кабы, не было зимы”

5. “Песенка львенка и черепахи”

7. “Два веселых гуся”

Ведущая: А сейчас жюри прошу подсчитать очки, а зрителям предлагаю послушать песню "УЛЫБКА" (ИЛИ ЛЮБОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР)

ЖЮРИ: По итогам, 1 и 2 конкурса

Минотка: Здорово, молодцы! аплодисменты командам. Мы продолжаем, следующий конкурс “СЕМЕЙНЫЙ ТАНЕЦ” жюри прошу внимательно следить за исполнением этого конкурса

(Команды сами выбирают танец по карточкам)

ВАЛЬС, ПОЛЬКА, ПЛЯСОВАЯ

Ведущая: Молодцы! Думаю, все команды справились с заданием отлично. Пока наши музыкальные семейки отдыхают, а жюри подводит итог, мы проведем конкурс со зрителями.

МИНОТКА загадывает музыкальные загадки (приз - конфета)

Минотка: Ну что, устали, ребятки, отгадывать мои загадки, а сейчас мы отдохнем дружно танцевать пойдем.

МАССОВЫЕ ТАНЦЫ : “ЛАВАТА”, “БУГИ-ВУГИ”, “ТАНЕЦ -СИДЯ”

Ведущая: Всем спасибо, можете занимать свои места, а жюри прошу огласить общий итог конкурса. (Выступление жюри)

Минотка: А мы продолжаем наш конкурс, следующее задание “СЕМЕЙНЫЙ ОРКЕСТР”, нашим командам нужно самим выбрать себе инструменты, но для этого они должны их угадать. (за ширмой инструменты Минотка на них играет - команда угадывает инструмент и забирает его)

Ведущая: Теперь инструменты у вас в руках и вам нужно выбрать мелодию, которую вы будете исполнять. Вам предлагается три стрелочки - подходите, выбирайте.

Дети выбирают (на стрелочках - “Ах вы, сени”, “Как у наших у ворот”, “Во поле березка стояла”) Команды исполняют мелодии

Минотка: Спасибо, команды! Вы просто удивили нас всех! А сейчас послушайте выступление ансамбля русских народных инструментов!

Оркестр детей исполняет р.н.п. “Калинка”

Ведущая: Предоставим слово жюри.

Ведущая: А теперь заключительный конкурс нашего вечера! Музыкальный клип!

Наши участники должны за короткое время придумать клип на песню, переодевшись в сказочных героев, т.е. изобразить жестами и мимикой сюжет своей песни.

Конкурс “Музыкальный клип”

(клипы: “Антошка”, “Два веселых гуся”, “Чунга-чанга”)

Ведущая: Пока жюри подводит общий итог, мы все дружно исполним с вами песню: “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”

Ведущая: Ну что, друзья мои наступает торжественный момент - закончился наш конкурс и я представляю слово жюри, объявить общий итог и назвать победителей.

Ведущая: Дорогие друзья! Я благодарю семьи за участие в конкурсе, а жюри за объективные оценки, желаю вам, чтобы после нашей встречи вы стали еще дружнее и музыкальнее, не теряйте чувство юмора, счастья вам, здоровья и всех благ. До свидания, до новых встреч.

Минотка: А я дарю вам сладкий пирог - “Семь нот” и приглашаю пить чай.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Музыка развивает ребенка и умственно. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни. Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения. Действия детей на музыкальных занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы. Музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Не нужно доказывать, что самые наилучшие условия для развития вашего ребенка, в том числе и музыкального, создает семья. Обычно дома ребенок проводит больше времени, чем в другом месте.

Даже если вы еще не готовы заниматься музыкой с ребенком, посещая музыкальные занятия, то нужно с самого малого возраста заняться целенаправленным созданием музыкальной среды для ребенка. Причем чем раньше, тем лучше. Можно начинать уже тогда, когда вы узнали, что ожидаете малыша. Думаете рано? Отнюдь, нет! А если ваш ребенок уже начал заниматься музыкой, то создание музыкальной среды просто необходимо для успешного продвижения и развития.

Грамотные родители должны быть вооружены приемами, методами и формами организации такой музыкальной развивающей среды для детей. Необходимо, чтобы родители не забывали повышать и свой культурно-музыкальный уровень.

Не секрет, что каждая семья имеет разную степень музыкальной культуры, как части общей культуры в семье. В одних слушают классическую или народную музыку, часто посещают концерты и музыкальные представления, в доме звучит музыка хорошего вкуса в качественном профессиональном исполнении, как серьезная, так и легкая. В других семьях не беспокоятся о музыкальным развитием ребенка и слушают музыкальный материал только одного направления или сомнительного содержания, а зачастую и вовсе совсем не слушают музыки. Организация музыкальной среды для детей дома

Ниже изложены несколько пунктов, которые помогут создать дома музыкальную среду :

1. Подготовить фонотеку зарекомендовавшей себя музыки в удобном формате (CD, DVD, плейлисты на компьютере или на облачных музыкальных сервисах). Такая коллекция должны быть разнообразной. Не ограничивайте ребенка! Полезно показать малышу лучшие образцы классической, народной и легкой музыки, различные жанры современной музыки, а также обязательно детскую тематику.

2. Организовать регулярное прослушивание музыки дома ребенком или всей семьей. Такое прослушивание должно чередовать активное и пассивное слушание. Активное слушание – это танец или пение под музыку, выполнение импровизированных или продуманных движений под музыку, игры под музыку, вопросы, которые может задать родитель. Один из великолепных способов приобщения к музыке – прослушивание детьми музыки, которую исполняют родители! Также полезно пассивное слушание – отдых под музыку или просто музыка на фоне обыденных занятий. И, конечно, посещение концертов и спектаклей, с "живым" музыкальным исполнением.

3. Петь песни с теми членами семьи, кто умеет интонировать или. у кого душа поет). Подпевать исполнителям, использовать караоке (или фонограммы).

4. Читать книги о музыке и о музыкантах, об истории и звучании музыкальных инструментов, о музыкальном обучении.

5. Смотреть музыкальные мультфильмы, фильмы, мюзиклы и различного рода представления. YouTube к вашим услугам!

6. Приобрести музыкальные игрушки, шумовые и акустические музыкальные инструменты (при наличии дома тех, кто может исполнять музыку на них). Конечно, мы рекомендуем не стеснятся и играть на всем, что звучит, если душа просит музыки! Подойдут кастрюли, ведра, ложки, карандаши, бутылки, даже газетыНе забывайте, что тело тоже может быть вашим музыкальным инструментом, который всегда "под рукой". Щелчки, хлопки, шлепки и притопы всегда можно использовать как музыкальное сопровождение.) Создавайте музыку вместе – это очень весело!

7. Организация домашних концертов или музыкальных спектаклей, как длинных, так и небольших, как шутливых, так и серьезных. Вы можете одеваться в костюмы, продумать музыкальное сопровождение, продумать репертуар – примерить для себя роль и режиссера, и звукорежиссера, и даже продюссера, пригласив друзей или соседей на такое важное и необычное домашнее событие. Его можно приурочить к знаменательным датам или праздникам. Фантазия не знает границ! Помощь в создании музыкальной среды для ребенка

Покажите ребенку, что музыка важна для вас, что вы увлечены ей серьезно, что вы знаете о ней много интересного. Неважно, любите ли вы танцевать, играть, петь или просто слушать – вы станете примером для детей. Они поверят, что к вашим советам можно прислушиваться и начнут искать свой путь в музыке. Замечательно, если вы станете вместе учиться на музыкальному исполнительству!

В музыке содержится опыт и чувства людей. Не лишайте ребенка возможности познакомиться с ней с раннего возраста. Музыку нельзя постичь принуждением: надо сделать ее частью вашей жизни. И в скором времени вы будете удивлены, как ваша жизнь вдруг наполнится новыми красками, звуками и возрадуетесь, как музыка объединит вашу семью, внесет в нее позитив и ежедневную радость!

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Изменения, происходящие.

Взаимодействие семьи и детского сада как условие поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Одним из важных звеньев поликультурного воспитания дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников. Семья выступает источником.

Развитие связной речи ребенка через взаимодействие детского сада и семьи Актуальность данной темы объясняется тем, что процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это.

Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач общества. Обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка на охрану.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для родителей:

« Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития

Музыка как средство развития ребенка.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Музыка развивает ребенка и умственно. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни. Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения. Действия детей на музыкальных занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы. Музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Не нужно доказывать, что самые наилучшие условия для развития вашего ребенка, в том числе и музыкального, создает семья. Обычно дома ребенок проводит больше времени, чем в другом месте.

Даже если вы еще не готовы заниматься музыкой с ребенком, посещая музыкальные занятия, то нужно с самого малого возраста заняться целенаправленным созданием музыкальной среды для ребенка. Причем чем раньше, тем лучше. Можно начинать уже тогда, когда вы узнали, что ожидаете малыша. Думаете рано? Отнюдь, нет! А если ваш ребенок уже начал заниматься музыкой, то создание музыкальной среды просто необходимо для успешного продвижения и развития.

Грамотные родители должны быть вооружены приемами, методами и формами организации такой музыкальной развивающей среды для детей. Необходимо, чтобы родители не забывали повышать и свой культурно-музыкальный уровень.

Не секрет, что каждая семья имеет разную степень музыкальной культуры, как части общей культуры в семье. В одних слушают классическую или народную музыку, часто посещают концерты и музыкальные представления, в доме звучит музыка хорошего вкуса в качественном профессиональном исполнении, как серьезная, так и легкая. В других семьях не беспокоятся о музыкальным развитием ребенка и слушают музыкальный материал только одного направления или сомнительного содержания, а зачастую и вовсе совсем не слушают музыки. Организация музыкальной среды для детей дома

Ниже изложены несколько пунктов, которые помогут создать дома музыкальную среду:

1. Подготовить фонотеку зарекомендовавшей себя музыки в удобном формате (CD, DVD, плейлисты на компьютере или на облачных музыкальных сервисах). Такая коллекция должны быть разнообразной. Не ограничивайте ребенка! Полезно показать малышу лучшие образцы классической, народной и легкой музыки, различные жанры современной музыки, а также обязательно детскую тематику.

2. Организовать регулярное прослушивание музыки дома ребенком или всей семьей. Такое прослушивание должно чередовать активное и пассивное слушание. Активное слушание – это танец или пение под музыку, выполнение импровизированных или продуманных движений под музыку, игры под музыку, вопросы, которые может задать родитель. Один из великолепных способов приобщения к музыке – прослушивание детьми музыки, которую исполняют родители! Также полезно пассивное слушание – отдых под музыку или просто музыка на фоне обыденных занятий. И, конечно, посещение концертов и спектаклей, с "живым" музыкальным исполнением.

3. Петь песни с теми членами семьи, кто умеет интонировать или. у кого душа поет!). Подпевать исполнителям, использовать караоке (или фонограммы).

4. Читать книги о музыке и о музыкантах, об истории и звучании музыкальных инструментов, о музыкальном обучении.

5. Смотреть музыкальные мультфильмы, фильмы, мюзиклы и различного рода представления. YouTube к вашим услугам!

6. Приобрести музыкальные игрушки, шумовые и акустические музыкальные инструменты (при наличии дома тех, кто может исполнять музыку на них). Конечно, мы рекомендуем не стеснятся и играть на всем, что звучит, если душа просит музыки! Подойдут кастрюли, ведра, ложки, карандаши, бутылки, даже газеты. Не забывайте, что тело тоже может быть вашим музыкальным инструментом, который всегда "под рукой". Щелчки, хлопки, шлепки и притопы всегда можно использовать как музыкальное сопровождение. Создавайте музыку вместе – это очень весело!

7. Организация домашних концертов или музыкальных спектаклей, как длинных, так и небольших, как шутливых, так и серьезных. Вы можете одеваться в костюмы, продумать музыкальное сопровождение, продумать репертуар – примерить для себя роль и режиссера, и звукорежиссера, и даже продюссера, пригласив друзей или соседей на такое важное и необычное домашнее событие. Его можно приурочить к знаменательным датам или праздникам. Фантазия не знает границ! Помощь в создании музыкальной среды для ребенка

Покажите ребенку, что музыка важна для вас, что вы увлечены ей серьезно, что вы знаете о ней много интересного. Неважно, любите ли вы танцевать, играть, петь или просто слушать – вы станете примером для детей. Они поверят, что к вашим советам можно прислушиваться и начнут искать свой путь в музыке. Замечательно, если вы станете вместе учиться на музыкальному исполнительству!

В музыке содержится опыт и чувства людей. Не лишайте ребенка возможности познакомиться с ней с раннего возраста. Музыку нельзя постичь принуждением: надо сделать ее частью вашей жизни. И в скором времени вы будете удивлены, как ваша жизнь вдруг наполнится новыми красками, звуками и возрадуетесь, как музыка объединит вашу семью, внесет в нее позитив и ежедневную радость!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка позволяет научить ребенка выражать чувства, переживания.

Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие “музыкальность”. Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей “творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.” развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.

В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности: ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие; музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии; чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Итак, у всякого нормального человек, есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать, - это вопрос о том, насколько музыкален тот или иной ребенок, и вопрос о том какова его музыкальность и каковы должны быть пути её развития.

Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для

последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть уже и формирует его вкусы и предпочтения. Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) необходимо развивать в детях все самое лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности.

Приобретая на занятиях в ДОУ, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально - эстетическое сознание это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Дети дошкольного возраста имеют небольшой опыт представления о чувствах человека, существующих в реальной жизни, а музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления.

Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.

Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общения. Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу для полноценного развития ребенка. Все семьи имеют разный уровень социальной культуры. В одних с уважением относятся к музыке, стараются дать детям музыкальное образование, развить их способности. В других семьях музыкальное воспитание ставят на задний план.

Если ребенок ходит в детский сад, полезно закреплять полученные впечатления, расспрашивая о пребывании в детском саду, предлагать спеть песню, станцевать или нарисовать особенно запомнившееся.

Родителям надо помнить, что там, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка. Как можно чаще устраивать совместные дуэты с мамой, папой, бабушкой, что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению. В современных условиях особую роль играют технические средства: радио, телевидение, аудиозаписи, диски, караоке. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используют как собственные записи, так и те, которые предоставляет в распоряжение музыкальный руководитель. Кроме того, мы организовываем для родителей приобретение билетов для посещения концертов.

Коллектив детского сада сотрудничает со специалистами музыкальной школы.

Важной задачей, стоящей перед ДОУ и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого провожу консультации для родителей, знакомлю их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети принимают участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях.

При взаимодействии с родителями очень важно научить их общаться со своим ребенком по поводу полученных детьми музыкальных впечатлений.

В семье необходим благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности, как бы наивна она не была. Ребенок должен чувствовать себя членом маленького, но близкого коллектива, где получает полную поддержку в своих начинаниях.

Родителям должны быть понятны основные цели и задачи, которые ставлю перед собой, осуществляя музыкальное воспитание детей.

Целью моей работы по взаимодействию с семьёй является выявление особенностей организации взаимодействия детского сада и семьи и направление развития музыкальных способностей дошкольников.

Задачи:

Изучить и определить закономерности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Выявить педагогические условия развития музыкальных способностей дошкольников.

Определить наиболее эффективные формы сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме развития музыкальных
способностей детей.

Изучить особенности взаимодействие ДОУ и семьи направленные на развитие музыкальных способностей детей.

Эффективность работы по развитию музыкальных способностей у дошкольников будет зависеть от организации взаимодействия ДОУ и семьи, построенного с учетом следующих условий:

проявление активности и инициативы со стороны родителей;

осуществление регулярной и систематической работы по просвещению родителей в области музыкального воспитания.

Читайте также: