Выступление на педсовете проектная деятельность в школе

Обновлено: 02.07.2024

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. В начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы новых умений.

1. Универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, навыки решения творческих задач и навыки поиска и анализа информации.

2. Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в условия, требующие думать, рассуждать, правильно излагать свои мысли, уметь применять имеющиеся у них знания на практике.

В настоящее время образовательный процесс связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию творческих способностей. Это необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой в виде творческой продукции. А это влечет за собой поиск новых форм и методов обучения. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий и исследовательской деятельности в обучении младших школьников.

Проектная деятельность учащихся – это сфера, где нужен союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает дружеское сотрудничество. Что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Проект хорош тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.

В настоящее время детям поступает большое количество информации. Необходимо научить младших школьников отбирать нужное, находить связи, структурировать информацию, выделять главное.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

· Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников

· Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач

· Приобретают коммуникативные умения, работая в группах

· Развивают у себя исследовательские умения

· Развивают системное мышление.

Основные требования к проектной деятельности:

· Наличие главной в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения

· Проблема в проекте должна быть оригинальной, если нет, то оригинальным должно быть ее решение

· В основе деятельности должна быть самостоятельная работа учащихся, а также групповая или парная.

· Использование исследовательских методов.

· Выполненная работа должна соответствовать установленным формальным критериям, наличие творческих достижений.

Этапы проекта:

1. Знакомство класса с темой

2. Выбор подтем ( областей знаний )

3. Сбор информации

4. Выбор проектов

5. Работа над проектами

6. Презентация проектов.

Для ученика проект – это возможность раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:

1. Проявить себя

2. Попробовать свои силы

3. Приложить свои знания

4. Принести пользу

5. Показать публично достигнутый результат.

Правила, по которым нужно строить свою работу в проектной деятельности:

1. Подходить творчески к любому проекту ученика

2. Поощрять инициативу детей

3. Развивать самостоятельность в поиске информации для проекта

4. Избегать прямых инструкций

5. Обучать учеников умениям анализировать свою деятельность

6. Сотрудничать с родителями.

Памятка для защиты проектов:

1. Я подготовил проект на тему…

2. В ходе работы над проектом я решил следующие задачи…

3. В ходе проекта я решил проблему…

4. Для своего проекта отобрал материал…

5. Использовал литературу…

6. Продукт моего проекта…

7. Я хочу рассказать…

8. На … изображено…

9. Я использовал эти фотографии или рисунки, потому что…

10. Мне понравилось работать над проектом, т.к я узнал…

11. Мой продукт можно использовать…

12. Актуальность моего проекта заключается в том, что…

После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в проект.

Проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая цель: распространение опыта работы по внедрению технологии проектной деятельности учащихся как одного из средств реализации требований ФГОС.

изучение теоретических основ метода проектов;

развитие практических умений и навыков по созданию и оцениванию проектов;

обмен опытом работы.

ориентация деятельности педагогического коллектива школы на повышение качества знаний обучающихся через использование проектно-исследовательской технологии в обучении.

Материально – техническое обеспечение педагогического совета:

мультимедийный проектор, экран;

презентация-сопровождение педагогического совета.

Повестка педагогического совета:

Вводное слово - Лобазова И.А;

Рассмотрение теоретических вопросов:

1.Проектная деятельность в школе. Огурцова Н.Б.

3.Из опыта работы учителей:

1) в 9 классе - Огурцова Н.Б.

2) в начальной школе – Сосновская Н.А.,Уварова Е.М.

3) в среднем звене- Калинкина Г.В.,Солдатенкова В.А.,Смирнова Л.Н, Сидоренкова Т.А.,Тимофеева Т.Ю.;

Принятие решения педсовета;

Источники информации:

Н.Ю.Пахомова. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.- М.,2008

Проектный урок.Сборник статей – МИОО, М., 2006.

Педагогические технологии и учебное проектирование. Сборник статей.- МИОО, М., 2006.

Учебное проектирование в учебно-воспитательном процессе школы. Сборник статей – МИОО, М., 2006.

Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне –

- эти вечные слова великого Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разра-

ботками американских педагогов еще в начале 20 века, когда умы философов были

направлены на то, чтобы найти способы развития активного самостоятельного мыш-

ления ребенка. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была

организована группа сотрудников, активно применявшая проектные методы в прак-

тике преподавания. При советской власти эти идеи стали активно внедряться в школу,

однако в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в

России больше не предпринималось серьезных попыток возродить его в практике

[Полат и др., 2004, с. 73].

Сегодня уже всем понятно, что простое заучивание фактов и правил ушло на

второй план, отдав лидирующие позиции умению применить эти знания на практике,

в повседневной жизни. Проектная деятельность предполагает использование широко-

го спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на

реальный практический результат, значимый для каждого участника проекта [Бори-

Работа над проектом – это многоуровневый подход, всегда предполагающий ре-

шение какой-то проблемы. Проектная деятельность способствует развитию активного

самостоятельного, критического мышления учащихся, умению работать с информа-

цией, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обос-

нованные выводы и ориентировать их на совместную исследовательскую работу.

[Попов, 2001, с. 34]

Для ученика проект представляет возможность раскрыть творческий потенциал,

попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично

достигнутый результат, который носит практический характер и значим для самих

Немаловажную роль при выполнении проектов отводится учителю, при чем эта

роль изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Педагог консультиру-

ет, мотивирует, провоцирует, а так же наблюдает, то есть не передает знания, а обес-

печивает деятельность школьника. Ведь для учителя учебный проект представляет

собой в первую очередь интегративное дидактическое средство развития, обучения и

воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и

навыки проектирования [Пахомова, 2003, с. 24].

В научной литературе рассматривается множество классификаций проектов, ко-

торые основываются на различных подходах и принципах. Так например, М.Е. Брей-

гина классифицирует проекты по следующим группам: монопроекты, коллективные,

устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты [Брейгина, 2004, с. 40].

тельские проекты; проекты- интервью; проект- производство; проекты -ролевые игры

и драматические представления.

По типологии, представленной Е.С. Полат. Она выделила

типы проектов в соответствии с признаком доминирующего в проекте метода:

1 Исследовательские проекты, характеризуются продуманной структурой,

обоснования актуальности предмета исследования для всех участников.

2 Творческие проекты, предполагающие соответствующее оформление резуль-

татов, но, как правило, не имеющие детально проработанной структуры совместной

3 Ролево-игровые проекты, структура которых также только намечается и оста-

ется открытой до окончания проекта, доминирующим видом деятельности здесь явля-

4 Информационные проекты, направленные на сбор информации о каком-либо

объекте, явлении; которую в последующем анализируют и обобщают участники про-

5 Практико-ориентированные проекты отличаются четко обозначенным с са-

мого начала результатом деятельности участников проекта, который обязательно

ориентирован на социальные интересы самих участников.

6 Монопроекты, проводимые в рамках одного учебного предмета по наиболее

7 Межпредметные проекты, выполняемые во внеурочное время. Это могут

быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объ-

емные и продолжительные [Полат, 2000, с. 5].

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей:

1 Проблема: наличие проблемы является основой любого проекта, т.к именно

она должна мотивировать автора на поиски решения;

2 Цель: проект должен обладать ясной и реальной для достижения целью, во-

площением которой станет проектный продукт;

3 Планирование работы: весь путь от исходной проблемы до реализации цели

проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами

для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы;

4 Литература: осуществление плана работы над проектом не может обойтись

без изучения литературы и других источников информации, возможно, с проведением

различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с проведе-

нием анализа и обобщения полученных сведений; с формулированием выводов по те-

5 Письменная часть: проект не может быть представлен голословно, он должен

представлять собой отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы,

принимавшиеся решения; все возникшие проблемы и способы их преодоления; ана-

лизируются собранная информация; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются

6 Защита: является обязательным условием проекта и представляет собой пре-

зентацию результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о хо-

де работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и

опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность [Джонсонс, 1986, с. 79].

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно, инте-

рес к такой работе появляется в начальной школе, а в основной школе ученики уже

обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской деятельности, навыка-

ми использования компьютера, а также необходимыми волевыми качествами, кото-

рые помогают преодолевать возникающие трудности. Проектная деятельность помо-

гает удовлетворить важные потребности подростков и минимизировать отрицатель-

ные проявления подросткового возраста, ведь именно работа над проектом предлага-

ет подростку реализацию чувства взрослости, нехватка которой может проявиться

рискованным поведением. Проектная деятельность не только удовлетворяет склон-

ность подростка к фантазированию и творчеству, что не находит места для оценки в

ходе учебы, но и дает возможность экспериментировать, что позволяет избежать экс-

периментов с внешностью и психическими веществами.

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в

обучении, но то что это она является эффективным средством от однообразия и ску-

ки, а также способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы,

расширению языковых знаний – это неоспоримый факт. Я считаю, что в перспективе

необходимо расширять опыт проектной деятельности, в связи с чем необходимо

скорректировать поурочное планирование, ведь если составлять тематические планы,

учитывая метод проектов, то появится больше времени для их обдумывания.

Решения педагогического совета:

1. Отметить положительный опыт учителей по применению метода проектов в учебном процессе.

2. Продолжить формирование активной позиции педагогов и обучающихся по применению проектно-исследовательской деятельности в ОУ.

3. Рекомендовать всем учителям-предметникам использовать методы проектной и исследовательской технологий в целях повышения качества знаний обучающихся.

4. Организовать методическую копилку для педагогов с целью обмена передовым педагогическим опытом по реализации проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

( Выступление на педсовете.)

МОУ Кременкульская СОШ

учитель начальных классов

Шелехова О.М.

Организация проектной деятельности в начальной школе

Одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции.

Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? Где это? Зачем это? Какое это? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Эти вопросы очень актуальны для современной школы.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

умение вести диалог;

координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

Какие именно универсальные учебные действия формируются в проектной деятельности?

Коммуникативные умения:

Регулятивные умения:

Поисковые (исследовательские) умения:

Презентационные умения и навыки:

Рефлексивные умения:

В учебном процессе можно использовать различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально-значимые.

Исследовательские проекты совпадают со структурой научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, вывод.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ее анализ, обобщение и представление для широкой аудитории. Выход такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете.

Особое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат четко обозначенные результаты учащихся, ориентированные на социальные запросы участников.

Классификация по числу участников:

По продолжительности проекты могут быть:

краткосрочные (1 урок, максимум 3-6);

среднесрочные (1-2 месяца);

долговременные (до года).

При работе над проектом используются следующие этапы:

Погружение в проект.

На данном этапе выбирается и формируется проблема, которая будет решена в ходе проектной деятельности учащимися. Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. Педагог должен показать практическое применение знаний, полученных в ходе проекта. Первоначально темы предлагаются учителем. В дальнейшем тематика проектов может выбираться детьми.

Организационный этап.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы. Главная цель - дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговаривается поиск информации (в каких источниках), распределяются роли: главный редактор, авторы статей, художники.

Информационно-операционный этап.

Это реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Примером деятельности учащихся на данном этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Этот этап самый трудоемкий. Ученики теряются в море информации. Но они активно работают, анализируют и обобщают полученный материал. Желательно, чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. Во время консультаций учитель помогает систематизировать собранную информацию.

Рефлексивно-оценочный этап.

На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы докладчику, обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Данный этап проекта очень важен, поскольку он решает следующие задачи: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.

Подготовительный продукт должен быть представлен заказчику или представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект это “пять П”;

Проблема–Проектирование (планирование)–Поиск информации–Продукт–Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики. Дневные планы и отчеты и т.д

Успешное осуществление проектной деятельности в начальных классах, по - моему мнению, возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей. Каждая из участвующих сторон играет определенную роль в совместной работе.

Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.

2 этап: Организация деятельности:
Учитель распределяет учеников на группы.
Каждая группа получает номер планеты (по удаленности от солнца) о которой собирает все сведения и вписывает в таблицу. Также на отдельном листке дети рисуют придуманного жителя этой планеты, с его отличительными чертами, по которым можно определить с какой он планеты.

После заполнения таблицы, приготовиться к выступлению.

В каждой группе дети распределяют роли сами: кто рисует, кто записывает, кто выступает.

3 этап: Осуществление деятельности.
Учащиеся работают самостоятельно: каждый в соответствии со своим заданием. По необходимости консультируются с учителем. Добывают недостающие знания из учебника и приготовленной дополнительной литературы. Подготавливаются к выступлению.
Учитель контролирует процесс. По необходимости помогает.
Выполнив самостоятельную работу, дети выходят к доске, выступают по своей теме. Каждая группа вывешивает свою таблицу со сведениями о планетах на одной стороне доски, а картинку с жителем планеты и его названием с другой стороны.


Современное общество требует от образования ускоренного развития, при котором на первый план выдвигается развитие личности, а материал предмета рассматривается как средство для его достижения. При этом проектная и исследовательская деятельность является мощной образовательной технологией. В выступлении приведены способы и результаты работы учителя по данному направлению.

Описание разработки

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. На первый план выдвигаются цели развития личности, при этом предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения. Стандарт образования при этом – не цель, а средство, определяющее направления и границы использования предметного материала как основы личностного развития.

В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве главных результатов не предметные компетенции, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия:

«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные.

Личностный результат обучения физике - это убежденность в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, проявление интереса к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

При обучении физики, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление об ощущении результатов. В конечном итоге говорят об усвоении экспериментального метода познания физических явлений.

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д).

  • анализ - выделение элементов, расчленение целого на части;
  • синтез - составление целого из частей;
  • сравнение данных с целью выделения тождеств, различия, определения общих признаков и составление;
  • сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию;
  • классификация - отношение предмета к группе на основе заданного признака;
  • доказательство - установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
  • установление аналогий

Сегодня к школе не только предъявляются новые требования, но и предоставляются некоторые инструменты для решения этих задач. Образовательные технологии – это комплекс методов и форм обучения, основанный на использовании технических средств и достижений научно - технического прогресса.

Современные образовательные технологии в рамках внедрения ФГОС ООО:

  • Проблемное обучение.
  • Проектная и исследовательская деятельность
  • Информационно - коммуникационные технологии
  • Дискуссия
  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо
  • Уровневая дифференциация
  • Кейс - технология

Проектная и исследовательская деятельность

Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.

Цель проектной деятельности - создать условия, при которых обучающиеся:

- самостоятельно приобретают недостающие знания из источников

- учатся использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения)

- развивают системное мышление.

Это представляется возможным через внедрение в образовательный процесс ученических работ – проектов, решающих конкретную проблему.

Основные требования к проекту

Наличие значимой исследовательской проблемы.

Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.

Структурирование содержательной части проекта.

Практическая, теоретическая значимость

Оформление конечных результатов.

Критерии оценивания

самостоятельность работы над проектом;

актуальность и значимость темы;

полнота раскрытия темы;

оригинальность решения проблемы;

качество презентации проекта;

использование средств наглядности;

артистизм и выразительность выступления;

ответы на вопросы.

Классификация проектов

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

- Конкурс исследовательских краеведческих работ, посвящённый 60 - летию образования Липецкой области: призер, рук. Замолоцких Л. М.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Ивакина Елена Васильевна

Учитель физики МБОУ СОШ №3

г. Усмани Липецкой области

Проектная деятельность как одно из средств повышения качества знаний

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. На первый план выдвигаются цели развития личности, при этом предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения. Стандарт образования при этом – не цель, а средство, определяющее направления и границы использования предметного материала как основы личностного развития.

В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве главных результатов не предметные компетенции, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия:

«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные.

Личностный результат обучения физике - это убежденность в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, проявление интереса к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

При обучении физики, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление об ощущении результатов. В конечном итоге говорят об усвоении экспериментального метода познания физических явлений.

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д).

анализ - выделение элементов, расчленение целого на части;

синтез - составление целого из частей;

сравнение данных с целью выделения тождеств, различия, определения общих признаков и составление;

сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию;

классификация - отношение предмета к группе на основе заданного признака;

доказательство - установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений;

Сегодня к школе не только предъявляются новые требования, но и предоставляются некоторые инструменты для решения этих задач. Образовательные технологии – это комплекс методов и форм обучения, основанный на использовании технических средств и достижений научно-технического прогресса.

Современные образовательные технологии в рамках внедрения ФГОС ООО:

Проектная и исследовательская деятельность

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Проектная и исследовательская деятельность

Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.

Цель проектной деятельности - создать условия, при которых обучающиеся:
- самостоятельно приобретают недостающие знания из источников
- учатся использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения)
- развивают системное мышление.
Это представляется возможным через внедрение в образовательный процесс ученических работ – проектов, решающих конкретную проблему.

Основные требования к проекту

Наличие значимой исследовательской проблемы.

Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.

Структурирование содержательной части проекта.

Практическая, теоретическая значимость

Оформление конечных результатов.

самостоятельность работы над проектом;

актуальность и значимость темы;

полнота раскрытия темы;

оригинальность решения проблемы;

качество презентации проекта;

использование средств наглядности;

артистизм и выразительность выступления;

ответы на вопросы.

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

исследовательские

- Конкурс исследовательских краеведческих работ, посвящённый 60-летию образования Липецкой области: призер, рук. Замолоцких Л.М.

творческие

игровые

информационные

- Радиационное загрязнение окружающей среды

- Адронный коллайдр – путь к катастрофе или открытиям

- Термоядерный синтез: перспективы и проблемы осуществления

практико-ориентированные (прикладные)

- Областной этап Всероссийского конкурса юных изобретателей и рационализаторов: 2 призера, рук. Марусин В.С.

Декорирование фоторамки в технике «Квиллинг

2. По признаку предметно-содержательной области:

3.По характеру контактов:

4. По количеству участников проекта:

5. По продолжительности проекта:

6. По результатам:

доклад, альбом, сборник, буклет, каталог (антология летательных аппаратов), рисунок, сочинение

- Областной творческий конкурс рисунков и сочинений, посвящённый 100-летию начала Первой мировой войны: 4 победителя, руководитель Захарова Т.П.

- Электронный задачник по физике

макет, действующая модель, схема, план-карта;

видеофильм Виноградова Л.И.; выставка (рисунков или действующих моделей на предметной неделе или посвященная определенной теме) и др.

Сами учащиеся отмечают, что работа над проектами учит их

доделывать всё до конца и достигать поставленной цели, анализировать собственные действия,

распределять правильно время,

презентовать результаты своего труда.

Они выступают на заседаниях ШНО, участвуют и побеждают в конкурсах.

Есть и над чем работать.

Требования к оформлению работ.

В условиях ФГОС учитель должен уметь организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы создавались условия для формирования как УУД, так и самих предметных и метапредметных компетенций обучающихся. Я уверенна, что использование учителями перечисленных выше методов должно развить в школьниках самостоятельность, свободное общение, умение высказывать свою точку зрения, интерес к предмету, умение осознано воспринимать информацию. Современный учитель должен понимать, что лучшее усвоение знаний обучающимися происходит только в процессе их собственной мыслительной деятельности и самостоятельности.


-75%

Читайте также: