Игра как средство формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сюжетно-ролевая игра оказывает значительное влияние на формирование коммуникативной деятельности средних дошкольников. Ребенок начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. [24] По мнению Эльконина Д.Б., содержанием ролевой игры являются не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами; не человек — предмет, а человек — человек. А так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений происходит через роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок, то именно роль и органически связанные с ней действия и являются единицей игры. [59] Результаты исследований Жуковской Р.И. (1963), Марковой Т.А. (1951) показывают, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере человеческой деятельности, труда и отношений между людьми и что, следовательно, основным содержанием роли, которую берет на себя ребенок, является воспроизведение именно этой стороны действительности. [59]

Следует отметить, что в психолого-педагогических исследованиях значительные аспекты формирования коммуникативных умений остаются недостаточно разработанными. Так, по мнению С. В. Проняевой, «… существует противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и неразработанностью педагогической технологии и методического инструментария формирования данных умений, в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования. [47]
Это противоречие способствовало формулированию проблемы исследования: как сделать более успешным процесс формирования взаимоотношений воспитанников дошкольного образовательного учреждения? Возможно ли эффективное формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры?

Цель работы – изучение влияния сюжетно-ролевых игр на формирование взаимоотоношений детей среднего дошкольного возраста.

С учетом цели дипломной работы определились следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить особенности формирования коммуникативных навыков в дошкольном возрасте.
  3. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру как педагогический ресурс.
  4. Определить роль сюжетно-ролевых игр в формировании взаимоотоношений детей среднего дошкольного возраста.
  5. Провести опытно-практическое исследование формирования взаимоотоношений детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры и описать его результаты.

Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – сюжетно-ролевые игры, направленные на формирование взаимоотоношений детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование взаимоотоношений детей среднего дошкольного возраста будет идти успешнее, если в образовательном процессе ДОУ целенаправленно и комплексно использовать развивающие ресурсы сюжетно-ролевой игры.

Теоретическая основа исследования – труды современных отечественных педагогов и психологов, посвященные развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста (А.Г.Арушанова, О.А.Бизикова, М.И.Лисина, В.И.Яшина, М.М.Алексеева и др.) и фундаментальные положения отечественной психологии и педагогики о необходимости игровой деятельности для детей дошкольного возраста (JI.C. Выготский, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин).

Методическая база исследования – методические разработки Д.Н.Дубининой, З.А.Гриценко, Л.Д.Коротковой, В.А.Красновой, Л.Б.Фесюковой.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, включающий 22 источника, и приложение.

Методы исследования:

  • теоретические: научное описание, анализ, синтез, обобщение, классификация и сравнение;
  • эмпирические: психолого-педагогическое тестирование;
  • статистические: обработка результатов, построение таблиц и диаграмм.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

1.1 Формирование коммуникативной сферы детей дошкольного возраста.

Фундаментальная значимость проблемы формирования взаимоотношений у детей привлекала внимание многих психологов и педагогов. Этой теме посвящены экспериментальные и теоретические исследования В.К.Корытко, Я.Л.Коломинского, Т.А.Репиной, В.Дамон, К.Рубинштейн и других.

В нашей стране первоначально (в 60 - 70-х годах) проблема взаимоотношений у дошкольников рассматривалась преимущественно в рамках социально-психологических исследований, где основным предметом была структура и возрастные изменения детского коллектива (Я.Л.Коломинский, Т.А.Репина, В.Р.Кисловская и другие).

В этих исследованиях взаимоотношения рассматривались как избирательные предпочтения одних детей перед другими, а сверстник выступал как предмет эмоциональной или деловой оценки. [19,14]

Взаимоотношения формируются уже в детском саду. Такие отношения в группе сверстников существенно отражаются на развитии личности ребенка. В детском саду отношения и связи представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок занимает определенное место. В группе детского сада выделяют три вида взаимоотношений:
1) взаимоотношения, которые можно выявить, анализируя объективные связи детей, устанавливающиеся при взаимодействии в совместной деятельности и общении;
2) взаимоотношения, выявляемые при рассмотрении избирательных отношений, существующих в группе;
3) вид отношений, которые проявляются в системе существующих в группе взаимных оценок детьми друг друга. [13, 27]

Выделяется четыре формы общения ребенка со взрослым в первые 5 лет его жизни:

К концу первого полугодия жизни возникает ситуативно-деловая форма общения со взрослым.

2. Ситуативно-деловая форма общения. Проявляется в онтогенезе второй и существует у детей от 6 мес. до 3 лет. Основной потребностью выступает потребность в сотрудничестве в рамках основной ведущей деятельности периода раннего возраста - предметно-орудийной деятельности. Главные поводы для контакта детей со взрослыми связаны теперь с их общим делом - практическим сотрудничеством, и потому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Постепенно предметная деятельность преобразуется. Ребенок овладевает речью.

3. Внеситуативно-познавательная форма общения. Существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Это общение побуждается познавательными мотивами, помогает детям расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений, узнать о существовании причинно-следственных отношений между предметами и явлениями. Их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере.

К концу дошкольного возраста у детей появляется высшая для этого периода форма общения внеситуативно-личностная.

4. Внеситуативно-личностная форма общения возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. Ведущий мотив общения - личностный. Как отмечает М.И.Лисина, эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности взаимоотношений, те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе родителей и т.д. Ребенок учится ориентироваться в группе, устанавливает многообразные отношения с окружающими людьми. Он усваивает правила общения, понятия о своих правах и обязанностях. Ребенок приобщается к моральным и нравственным ценностям общества, в котором живет.

Как известно, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко, психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А.Аркин и А.С.Заслужный. Дальше, начиная с 50-х годов, в советской психологии появилось много работ по проблеме изучения взаимо отношений. Среди них пока, к сожалению, были единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я.Л.Коломинского, Л.В.Артемовой и др.

Изучение ценностных ориентаций детей-дошкольников, особенностей их взаимных оценок и самооценок проводилось в исследованиях Репиной, Горяйновой, Стеркиной. В исследовании А.Ф.Горяйновой с помощью специально разработанных математических приемов изучалась степень единодушия в оценках сверстников у детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также основные нравственные понятия. Р.Б.Стеркиной была проведена работа по изучению самооценки детей дошкольного возраста.

Важным направлением в научных исследованиях лаборатории является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и Л.П.Бухтиарова. [13, 119]

Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. У многих педагогов, воспитателей детских садов имеется дефицит знаний о развитии взаимоотношений в группах дошкольников.

1.2 Сюжетно-ролевая игра как педагогический ресурс

Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой. То есть вид человеческой деятельности (дошкольника), направленной на отражение окружающей действительности, в частности трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений (С.А.Козлова). Эти игры имеют свою специфику, которые отражают самобытность, самостоятельность, творчество ее участников. Главной отличительной чертой сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети. [8, 283]

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим в игровой обстановке (Л.С.Выготский).

Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой. То есть вид человеческой деятельности (дошкольника), направленной на отражение окружающей действительности, в частности трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений. Эти игры имеют свою специфику, которые отражают самобытность, самостоятельность, творчество ее участников. Главной отличительной чертой сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети.

Сюжетно-ролевая игра имеет несколько разновидностей:

  • игры, отражающие профессиональную деятельность людей (моряков, строителей, космонавтов и т.п.);
  • игры в семью;
  • игры, навеянные литературно-художественными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). [16, 89]

Исходя из этого, необходимо помнить о том, что сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько этапов, последовательно сменяющих друг друга:

Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность ребенка весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета - игрушки и потому перерастает в ориентированные действия - операции.

Второй этап игровой деятельности получил название отобразительной игры, в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий, наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

В игре ребенка этого возраста всегда происходит развитие какого-либо сюжета, как, например, в театре. Независимо от того, что делает ребенок: строит замок из песка или мчится на палочке-коне, в его сознании разворачивается некое действие, имеющее определенную историю и предполагаемое будущее. И ребенок в настоящий момент — часть этого сюжета. В этом и заключается сюжетность игры.

Т.А.Куликова в сюжетно-ролевой игре выделяет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые действия.

Сюжет игры представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

Одним из основных средств реализации сюжета являются игровые действия. В.И.Логинова и П.Г.Саморукова выделяют два вида игровых действий: оперативные и изобразительные.

Основным содержанием сюжетно-ролевых игр является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях: действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда и т.д.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре обозначает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени.

Психолого-педагогические исследования детской игры показывают, что сюжетная игра, как любая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже владеют ею. [8, 285]

Правила организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ:

Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает роль умеющего хорошо и интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.

Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двойной характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры. [12, 14]

Собственно, игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. И взрослые тоже играют. Но игра, где рождается сюжет и роль, есть только в период дошкольного детства. В данном виде деятельности, дети тесно общаются между собой, тем самым формируются взаимоотношения. Именно в этом и заключается колоссальное значение сюжетно-ролевой игры.


Проблема становления межличностных отношений детей дошкольного возраста является актуальной и привлекает внимание многих специалистов, поскольку своеобразие их развития отражается на социальном самочувствии дошкольников и сказывается на процессе социальной адаптации.

Дошкольный возраст выступает как период жизни, в ходе которого интенсивно формируются детские взаимоотношения. У детей появляется устойчивый интерес к совместной деятельности; повышается активность и самостоятельность — важные предпосылки организованного поведения. Взаимоотношения дошкольников формируются в игровой деятельности, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

В тоже время в среднем дошкольном возрасте у детей наблюдается наряду с повышением интереса к сверстнику, выраженное неумение поддерживать общение, учитывать интересы, на фоне чего часто возникают конфликты.

В среднем дошкольном возрасте происходит глубокая качественная перестройка отношения ребёнка к сверстнику, другой ребёнок уже становится предметом постоянного сравнения и в процессе этого сравнения ищутся не черты сходства, а происходит противопоставление себя и другого. Этот механизм оказывает большое влияние на формирование самосознания ребёнка, через сравнение со сверстником ребёнок оценивает и утверждает себя как обладателя определённых достоинств, которые важны не сами по себе, а в глазах другого человека. Именно поэтому средний дошкольный возраст характеризуется повышенной конфликтностью детей с учётом того, что они ещё далеко не всегда умеют их разрешать. Это обуславливает необходимость организации педагогической работы по формированию межличностных отношений, одним из средств которой может выступать игра.

Л. С. Выготский обращает внимание на неповторимую специфику дошкольной игры, которая состоит в том, что с одной стороны в игре ребенок обладает свободой и самостоятельностью. С другой стороны отмечается строгое подчинение правилам. Такое подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязаны извне взрослым, а вытекают из содержания игры, ее задач и когда их выполнение представляет для ребенка интерес и он готов выполнять и соблюдать эти правила, поскольку от них зависит ход игры и ее особенности [2].

Д. В. Менжерицкая считает, что в сюжетно-ролевой игре создаются благоприятные условия для развития межличностных взаимоотношений детей. Поскольку игра позволяет детям самостоятельно использовать разные формы общения, в игре имеющиеся у детей симпатии постепенно углубляются, перерастая во взаимную привязанность [4].

В межличностных отношениях происходит развитие навыков самопознания, самооценки для ребенка. Он начинает глубже понимать себя, свою личность и происходит это именно через отношение к другим детям, что является более высоким уровнем по сравнению с более младшим возрастом, в котором понимание своих возможностей осуществляется через практическую деятельность.

Движущей силой развития межличностных отношений в игре, по мнению Н. В. Краснощековой, является то, что в ней естественная потребность ребенка к общению сталкивается с неумением контактировать и согласовывать свои действия с действиями партнеров по общению. Возникает внутренняя борьба, конфликтность противоречий и в результате нее дети, для того, чтобы остаться равноправными членами игрового коллектива учатся уступать, отказываться от личных интересов и желаний ради общего интереса, что формирует основу для развития межличностных отношений [3].

По мнению Т. А. Репиной, чем инициативнее и самостоятельнее партнеры, тем быстрее возникает игра, тем ярче проявляется творчество детей, разнообразнее содержание игры, глубже представления детей и ярче отражены события и отношения персонажей [6].

В игре существуют два вида взаимоотношений — игровое и реальное. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения — это взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело. Находясь в среде детей, ребенок, естественно, тянется к ним, возникает соприкосновение, то или иное взаимодействие: побуждение достать игрушку, принять участие в действии другого и так далее. Это взаимодействие на первом этапе еще механическое — люди и вещи для играющего ребенка как будто находятся в равных условиях. Такое взаимодействие исчерпывается, когда удовлетворяется простая потребность в механическом контакте.

Взаимодействия становятся глубже, когда игра соседа заинтересовывает ребенка своим содержанием, когда он стремится катать, бросать, ловить какие-то предметы, играть с куклой так, как это делает другой ребенок. Еще более сложный характер приобретает взаимодействие играющих детей по мере того, как возникает интерес к личности того или другого ребенка, рождаются симпатии и даже привязанности друг к другу. На этой основе возникают играющие группы детей и играющие коллективы. Это целая жизнь детской группы, детского коллектива.

По мнению Д. Б. Эльконина, большую ценность представляют собою коллективные игры. В игре с другими детьми у ребенка возникают новые отношения, порождающие новые запросы, более многообразные взаимовлияния. Игра сообща — это не сумма игр трех-четырех детей, а новое образование, сложившееся как результат взаимоотношения детей друг с другом, где они высказывают свои суждения, желания [7].

Сфера реальных взаимоотношений остается скрытой тем больше, чем больше дидактизирована игра. В играх с правилами эти взаимоотношения как бы нейтрализуются; у детей нет возможности самостоятельно строить свои взаимоотношения и приобретать социальный опыт, необходимый для развития их как членов детского общества, дошкольного коллектива. Требуется такая организация игр, которая удовлетворяла бы социальной потребности детей и являлась бы для них практикой общественных взаимоотношений.

По мнению В. С. Мухиной положительные качества детей, проявленные в игре, служат основой для формирования дружеских отношений, в которых развиваются такие качества личности детей как доброта, терпеливость, смелость, умение разрешать конфликты [5]. В группе сверстников формируется определенное общественное мнение, взаимная оценка, которая оказывает большое влияние на развития ребенка.

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что развитию межличностных отношений в игре у дошкольников могут способствовать следующие условия: стимулирование проявления активности и инициативности в отношении сверстников в игре; развитие навыков выполнения определенной роли и использования для этого комплекса вербальных и невербальных средств, формирование умений регулировать свои действия в соответствии с действиями сверстника.

  1. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца [Текст] / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 2005. — 367 с.
  2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2007. — 418 с.
  3. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. 4-е изд. [Текст] / Н. В. Краснощекова. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 251 с.
  4. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой [Текст] / Д. В. Менджерицкая. — М., 2012. — 145 с.
  5. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина // Учебник для студ. вузов 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2009. — 456 с.
  6. Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т. А. Репина. — М.: Педагогика, 2008. — 148 с.
  7. Эльконин, Д. Б. Психология игры. 2-е изд. [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М.: гуманит. центр ВЛАДОС, 2009. — 360 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, игра, ребенок, отношение, взаимоотношение, развитие, содержание игры.

Читайте также: