Внеурочная деятельность 3 класс шахматы в школе

Обновлено: 04.07.2024

Представленная рабочая программа внеурочной деятельности разработана с учетом современных требований ФГОС НОО.
Программа тесно связана почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале: философский аспект, теория множеств, информатика, математика и в частности геометрия. Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления.

Оценить 395 0

Управление образования Администрации городского округа Чехов Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Крюковская средняя общеобразовательная школа

на заседании МС, протокол №

_________________ / ФИО, руководитель ШМО

_________________/Канунникова С.А., председатель МС

Директор МБОУ Крюковская СОШ ________ (Тюнькова Е.Н.)

по курсу внеурочной деятельности

Уровень образования, класс: 3 начальное общее образование, 3 А класс

Количество часов: 34 часа

Составитель: Суржик Василий Иванович, учитель начальных классов, первой квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009) с изменениями;

РАЗДЕЛ 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У обучающегося будут сформированы:

развитие любознательности и сообразительности;

развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

развитие наглядно-образного мышления и логики.

играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

Обучающийся получит возможность научиться

шахматную доску и её структуру;

обозначение полей линий;

ходы и взятия всех фигур, рокировку;

основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья,

ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение,

защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

Предметные результаты освоения программы курса

Познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом.

Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.

Сформировать умение ставить мат с разных позиций.

Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов.

Сформировать умение записывать шахматную партию.

Сформировать умение проводить комбинации.

Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Метапредметные результаты освоения программы курса

Регулятивные универсальные учебные действия:

освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,

соотнесение целей с возможностями

определение временных рамок

определение шагов решения задачи

видение итогового результата

распределение функций между участниками группы

планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

умение задавать вопросы

умение получать помощь

умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами

умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №10

Заместитель директора по УВР /Попова Е.С./

УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ Домодедовской СОШ №10

Шматкова Н.А. ____________

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Параллель 3-х классов

Составитель: Смирнова Мария Владимировна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

определять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;

Правильно расставлять фигуры перед игрой;

Сравнивать, находить общее и различие;

Уметь ориентироваться на шахматной доске.

Обучающийся получит возможность научиться:

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила;

Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

Бережное отношение к материальным и духовным ценностям;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Учащийся получит возможность сформировать:

Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты

Учащийся получит возможность научиться:

Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоить способов решения проблем творческого и поискового характера.

Сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Сформировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание программы

3 класс (34 часа;1 час в неделю)

Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Раздел №2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Раздел №3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Раздел №4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Раздел №5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Раздел №6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Календарно-тематическое планирование

3 класс (34 часа;1 час в неделю)

Ферзь против ладьи и слона.

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

Конь против ферзя, ладьи слона.

Знакомство с пешкой.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

Король против других фигур.

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий.

Повторение программного материала.

Повторение программного материала.

Учебно-методическое обеспечение:

Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле.— М.: ФиС, 1979.

Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.

Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.

Бареев И. Гроссмейстеры детского сада.— М.: Наш малыш, 1995.

Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992.

Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.

Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 1965.

Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.

Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра.Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.

Сухин И. Волшебная игра.

Булычев К. Сто лет тому вперед. Велтистов Е. Победитель невозможного. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Крапивин В. Тайна пирамид. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. Лагин Л. Старик Хоттабыч. Надь К. Заколдованная школа. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Раскатов М. Пропавшая буква. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.

Томин. Шел по городу волшебник. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.


Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В.А.Сухомлинский писал: "Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели". Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка. Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарёв, "внутренний план действий". Проблема формирования внутреннего плана действий остаётся одной из самых актуальных и на заре XXI века. Когда следует начинать его формирование? Разумеется, в сенситивный период, т.е. тогда, когда ребёнок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени. Идеальным инструментом для формирования умственных действий представляются шахматы.

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Цели программы:

- Обучить правилам игры в шахматы.

- Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.

- Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

- Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным

- Научить ориентироваться на шахматной доске.

- Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно

расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

- Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими

- Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.

- Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.

- Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фи­гур.

- Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.

- Сформировать умение записывать шахматную партию.

- Сформировать умение проводить элементарные комбинации.

- Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Результаты освоения курса

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

К концу учебного года дети должны знать/уметь:

- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фи­гур;

- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

Уметь: - записывать шахматную партию;

- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

- проводить элементарные комбинации.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:

Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Проговаривать последовательность действий.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

3. Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

Виды контроля:

текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.

Оценивание результатов:

По итогам тестирования каждому учащемуся выставляется отметка (в форме значка):

треугольник–удовлетворительно,
цветочек–хорошо,
звездочка – отлично.

Итоговая оценка выводится как средний балл из суммы оценок.

Содержание курса

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Программа по внеурочной деятельности

ü Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (далее – ФГОС начального общего образования) в редакции от 29.12.2012 г.;

ü Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом

ü ООП НОО МКОУ Леушинская СОШ, утвержденной приказом № 269-од от 31.08.2015.

ü Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”.

ü В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ , Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья программа создает условия для достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; выявления и развития способностей обучающихся , расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья .

ü Учебным планом МКОУ Леушинская СОШ на 2019 – 2020 учебный год.

Рабочая программа рассчитана на достижение целей и задач, предусмотренных авторской программой. В авторскую программу изменения не внесены.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума данного курса, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к шахматам.

Цели программы: Обучить правилам игры в шахматы. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Ø Познакомить с историей мировых и отечественных шахмат, с именами чемпионов мира и претендентами на шахматную корону, современных шахматистов.

Ø Научить разбираться в системах проведения шахматных соревнований, правилах судейства.

Ø Формировать умение самостоятельно следить за проходящими в настоящее время российскими и международными шахматными турнирами.

Ø Формировать умение уверенно владеть тактическими приемами, грамотно их комбинировать.

Ø Формировать умение строить и реализовывать стратегические планы, читать планы противника.

Ø Формировать умение, как разыгрывать основные дебюты и окончания, иметь в своем арсенале несколько наиболее проработанных дебютов.

Ø Участвовать в проводимых мероприятиях не только как участник, но и как организатор, проявлять инициативу, помогать начинающим, заниматься самостоятельно.

Ø Знать, что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

2. Общая характеристика организации учебного процесса.

3. Место курса в учебном плане

Программой предусматривается 34 шахматных занятия, поэтому для прохождения программного материала отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели.

В 3 классе определено следующее распределение часов:

количество часов в I четверти – 8

количество часов во II четверти - 8

количество часов в III четверти - 10

количество часов в IV четверти – 8

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Таким образом, шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением, самостоятельности. Шахматы способствуют освоению новых видов деятельности (дидактическим играм и заданиям, игровым упражнениям, соревнованиям).

5. Личностные, метапредметные, предметные результаты

· Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

· Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

· Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

· Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

· Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные:

· Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

· Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

· Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

· Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

· Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

· Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

· Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

· Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

· Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

· Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

К концу третьего года обучения дети должны знать:

· принципы игры в дебюте;

· основные тактические приемы;

К концу третьего года обучения дети должны уметь:

· грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

· точно разыгрывать простейшие окончания.

Формы контроля

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

6. Содержание учебного курса (34 часа)

I. Краткая история шахмат (5 часов).

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

II. Шахматная нотация (7 часов).

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.

Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.

Дидактические игры и игровые задания.

III. Ценность шахматных фигур (7 часов).

Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).

Дидактические игры и игровые задания.

IV. Техника матования одинокого короля (5 часов).

Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические игры и игровые задания.

V. Достижение мата без жертвы материала (5 часов).

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.

Дидактические игры и игровые задания.

Читайте также: