Выступление как разновидность ораторской прозы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель работы – многоаспектное рассмотрение выступления как разновидности ораторской речи, описание основных моментов его подготовки.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
проанализировать существующие в научной литературе классификации выступления, обобщить имеющиеся достижения для формирования теоретической и методологической базы работы;
описать основные этапы подготовки к выступлению, а именно композицию и содержание;
охарактеризовать источники информации для подготовки публичного выступления;
продемонстрировать специфику контакта оратора с аудиторией

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЫСТУПЛЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ 5
2. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ 7
3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ 11
4. КОНТАКТ С АУДИТОРИЕЙ 12
5. КОММУНИКАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРАТОРА 14
6. КОНТАКТОУСТАНАВЛИВАЮЩИЕ РЕЧЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОРАТОРА 23
7. ЛИЧНОСТНЫЙ ТИП ОБЩЕНИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

8493 Ораторская речь Вар. 3 СИП 2013.doc

Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь - это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, добиться принятия аудиторией своих идей.

Нельзя забывать и еще об одной стороне риторической подготовки - воспитании не только хорошего оратора, но и сознательного слушателя. Не секрет, что в настоящее время неумение и нежелание слушать и анализировать речь другого подчас приводит к трагическому непониманию между участниками общения, напоминая больше разговор слепого с глухим. Поэтому важно научиться понимать коммуникативные намерения выступающего, а также видеть те случаи, когда оратор обманывает слушателей, прибегает к нечестным ораторским приемам.

Цель работы – многоаспектное рассмотрение выступления как разновидности ораторской речи, описание основных моментов его подготовки.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

  1. проанализировать существующие в научной литературе классификации выступления, обобщить имеющиеся достижения для формирования теоретической и методологической базы работы;
  2. описать основные этапы подготовки к выступлению, а именно композицию и содержание;
  3. охарактеризовать источники информации для подготовки публичного выступления;
  4. продемонстрировать специфику контакта оратора с аудиторией;
  5. описать коммуникативное состояние выступающего;
  6. рассмотреть контактоустанавливающие речевые действия публичного выступления;
  7. охарактеризовать личностный тип общества.

При определении особенностей выступления как разновидности ораторской речи мы учитывали положения, представленные в работах Т. В. Анисимовой, В. А. Ефремова, С. Ф. Ивановой, Н. Н. Кохтева, В. В. Одинцова и др. [1; 3; 4; 6; 9].

1. ВЫСТУПЛЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

В науке нет не только более или менее четкой классификации риторических жанров, но даже всеми признаваемых принципов их выделения. Вот, например, такая классификация жанров деловой речи: деловая беседа, ведение заседаний, публичные выступления, ведение дискуссий, споров, ведение переговоров, телефонные переговоры, деловая переписка, разрешение конфликтов.

Для практического обучения искусству публичного выступления они подразделяются на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор. Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления. Различаются виды публичных выступлений по цели: информационные, протокольно-этикетные, развлекательные, убеждающие.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться. В этом случае выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешанные типы.

Лекция – связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции обычно бывают по длительности от 20 – 30 мин до 1 – 1,5 ч (вузовская лекция).

2. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

В какой же последовательности оратор должен работать над речью? С чего начать, если необходимо создать текст публичного выступления? Ответ на эти вопросы дает античный риторический канон, служивший своего рода схемой работы над речью, указывавший последовательность действий будущего оратора.

1. Изобретение (инвенция) предполагало работу над мыслью речи, отбор содержания будущего выступления. На этом этапе оратор задавался вопросом: что сказать?

2. Расположение (диспозиция) представляет работу над композицией речи, уточнение соположения частей. На этом этапе шла работа над ответом на вопрос: где сказать?

3. Выражение (элокуция) – это этап редактирования речи, когда оратор шлифовал текст, удаляя неудачные выражения и добавляя те, которые были бы более уместны. На этом этапе давался ответ на вопрос: как сказать?

4. Запоминание (мемория) – это технический этап подготовки, когда оратор размышлял над тем, как донести созданный текст до слушателя: выучивал наизусть, составлял заметки и т. п.

5. Произнесение (акция) – общение оратора с аудиторией, кульминация всей ораторской деятельности.

На этом античный канон заканчивался, но современная риторика считает, что должен быть выделен еще один этап:

6. Рефлексия. Здесь оратор размышляет над произнес енной речью, анализирует удачи и просчеты, делает выводы на будущее о том, как в следующий раз улучшить свою речь.

Первые три части канона представляют собой докоммуникативный этап, когда идет работа над текстом речи. Произнесение - коммуникативный этап, взаимодействие оратора и аудитории. Рефлексия может быть охарактеризована как посткоммуникативный этап – анализ проделанной работы и выводы на будущее.

Прежде всего, в рамках общей темы собрания или ситуации, в которой предстоит выступать, начинаем определять предмет и концепцию своего выступления.

Процесс создания речи начинается с вопросов, которые оратор задает себе с тем, чтобы определить 1) интересы аудитории и 2) интересы и возможности оратора. На пересечении этих двух линий и в рамках ситуации будет находиться предмет будущего выступления.

Для начала необходимо выявить проблему, подлежащую обсуждению в речи. Изучив со всех сторон предполагаемую проблему, выбираем в ее рамках предмет будущей речи - конкретный фрагмент, подлежащий обсуждению. Затем исследуем себя, свое отношение к предполагаемому предмету речи, ищем ответы на поставленные вопросы, вырабатываем свою позицию.

В процессе выработки концепции и с учетом ситуации общения определяется тема будущего выступления. Четкое и конкретное формулирование темы существенно облегчит дальнейшую работу, так как поможет автору сосредоточиться именно на том аспекте проблемы, который будет рассматриваться в речи.

Уточняя тему выступления, оратор руководствуется следующими требованиями:

1. Тема должна быть актуальной и интересной как для оратора, так и для аудитории. Это правило относится не только к выбору предмета речи, но и к определению ее конкретной темы.

2. Тема должна быть сформулирован а как можно более узко и конкретно. Особенно это важно, если предполагается небольшое по времени выступление.

3. Поставленная проблема должна иметь решение и находиться в компетенции собрания. На это требование к теме как отдельных выступлений, так и собрания в целом указывал еще Аристотель, когда писал, что ставить можно лишь те вопросы, от обсуждения которых предполагается практическая польза.

Составление характеристики предполагаемой аудитории - непременный этап разработки замысла речи. Умение точно определить характеристики аудитории позволяет говорящему более точно выбирать нужный жанр в схожих ситуациях.

Все параметры анализа аудитории можно разделить на объективные и субъективные.

Объективные параметры не зависят от оратора и его речи, являются неотъемлемым признаком аудитории. К ним относятся:

1. Демографическая характеристика; 2 Интеллектуальная характеристика;

3. Количественная характеристика одна из самых важных, пожалуй, характеристик: какое количество слушателей предполагается и в какой мере они знакомы выступающему.

Параллельно с выработкой концепции речи оратор должен размышлять над ситуацией общения. Прежде всего, сюда относится повод, по которому собрались люди и которому обязательно должна соответствовать предполагаемая речь. Речевая ситуация - это совокупность условий и обстоятельств, создающих такие отношения между ее участниками, которые требуют от них определенных (по ситуации) речевых действий.

Расположение – второй этап работы над речью, следующий за этапом изобретения и во многом влияющий на содержание речи. Разрабатывая структуру речи, оратор выбирает оптимальный способ развертывания и обоснования тезиса, наиболее правильный порядок следования содержательных компонентов. В результате такой работы получается композиция речи.

Речь удобнее всего делить на три крупные функционально- структурные части: вступление, основную часть и заключение. У каждой из них свои функции в раскрытии главной мысли (тезиса): во вступлении тезис заявляется, то есть мы как бы договариваемся с аудиторией обсудить некий вопрос; в основной части – раскрываем, доказываем, обсуждаем его; а в заключении – подводим итоги совместного его обсуждения. Каждая из частей может быть подразделена на более мелкие, которые представляют собой разработку относительно самостоятельного вопроса в общем деле аргументации главной мысли, т. е. микротемы [8].

После того как структурирована и продумана основная часть будущей речи, разработана основательная и исчерпывающая аргументация главного тезиса, следует подумать о вступлении и заключении.

Вступление – это первая часть в композиции речи, представляющая собой несколько вводных замечаний, во многом определяющая успех выступления.

Во вступлении оратор должен: 1) показать себя человеком, которому можно доверять, заинтересованным в деле, убежденным и т. д.; 2) настроиться сам и настроить аудиторию на общение.

Н.Н. Кохтев выделяет две функции начала речи (контактоустанавливающую и проспективную) и для их реализации предлагает делить его на две части – зачин и собственно вспупление. Под зачином обычно понимаются этикетные формулы, приветствия, несколько слов оратора, относящиеся скорее к ситуации и обстановке, чем к тезису речи [6].

С классических времен в риторике выделяются два типа начала: естественное и искусственное. Естественное начало сразу же, без предварительной подготовки вводит слушателя в суть дела. Искусственное начало, или, как говорили риторы прошлого, начало с предосторожностью.

Традиционное риторическое учение состояло из пяти частей. В учении о нахождении рассказывалось о содержательной разработке текста. Учение о расположении разрабатывало вопросы композиции воздействующего текста. Учение о выражении – центральная часть риторического учения, здесь давалось представление о таких качествах речи, как правильность, ясность, четкость, точность, уместность. Одновременно вырабатывались навыки художественной обработки речевого материала, обращалось внимание на форму и приемы подачи содержания. Эта часть риторики включала в себя раздел о тропах и фигурах. Учение о запоминании имело целью развить профессиональные навыки оратора, связанные с работой памяти. Учение о произнесении разрабатывало теорию звучащей речи. Именно сам акт произнесения воспринимался как действие оратора, требующее определенного результата.

Для общества в целом основная цель обучения языку состоит в том, чтобы научить каждого члена общества облекать любую социально значимую информацию в соответствующую речевую форму. В этих условиях естествен рост интереса к проблемам старой риторической науки, к теории убеждающей речи вообще

§ 1. Выступление как разновидность ораторский прозы Содержание и композиция

Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации – разновидность ораторской прозы. Задача выступающего никогда не сводится к изложению некоторого объема информации. Выступающий вынужден, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к ее принятию, убеждать в своей правоте и т. п. Выступления различаются по тематике, объему, различны цели выступающих, различны аудитории, перед которыми они выступают. Однако существуют устойчивые, типовые приемы речевой разработки текста выступления. Совокупность этих приемов можно изложить в виде набора следующих рекомендаций.

1. К выступлению обязательно нужно подготовиться. Не следует рассчитывать на удачную импровизацию, если существует хотя бы малейшая возможность для подготовки.

2. Прежде всего следует четко сформулировать тему выступления, спросив себя: что я хочу сказать? Не следует самоуверенно полагать, что говорящему это всегда и так ясно. Однако многие выступающие только после того, как они начали говорить, приходят к осознанию того, что все же не представляют достаточно четко, какую мысль они стремятся донести до слушателей, которые, как правило, понимают неподготовленность выступающего раньше его.

3. Определите цель выступления. Чего бы вы хотели добиться? Поставить новую проблему? Опровергнуть чужую точку зрения? Переубедить. аудиторию? Изменить ход обсуждения? Внести существенные дополнения в обсуждаемую проблему?

4. В начале выступления сразу же сформулируйте основную мысль выступления, основной тезис. Не следует затягивать введение тезиса. До тех пор пока слушатели не поймут, о чем вы собираетесь говорить, их внимание будет рассеянным, несосредоточенным. Помните, что если вы затягиваете изложение сути дела, то раздражение аудитории растет в геометрической прогрессии.

5. Определите главную мысль, расчлените ее на отдельные составляющие. Это членение должно быть проведено последовательно на основе одного принципа. Составляющие главную мысль компоненты должны быть соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое. Каждая составляющая вашей главной мысли будет представлять отдельную часть вашего выступления, которая может быть названа по ключевому слову этой части выступления.

6. Начинайте изложение содержания с самых главных, основополагающих тезисов. На конец оставьте второстепенные, дополнительные компоненты. Если внимание аудитории ослабнет, притупится, то это произойдет на наименее важных частях вашего выступления.

7. В случае необходимости подберите к каждому тезису соответствующую информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты социологических опросов и т. п.

8. Свое мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы и т. п.

9. Высказываемая мысль будет более убедительной, если вы подкрепите ее примерами.

10. Приводя аргументы в обоснование своего мнения, расположите их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Поставьте самые сильные аргументы в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.

11. Оцените непротиворечивость всего текста в целом. Проверьте, насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала вашего выступления.

Наиболее типичные погрешности выступления: значительные отступления от основного содержания, непоследовательность, несоразмерность отдельных частей, неубедительные примеры, повторы.

Каждому выступлению свойственна своя специфика подготовки, но это не означает, что общие принципы работы над текстом выступления отсутствуют.

2. Я живо тронут вашим решением присудить мне вашу премию. Принимаю ее с благодарностью и с сознанием долга перед тем высоким человеческим понятием, которое звучит, содержится, заключено в названии вашей организации, в символе, соединившем нас сегодня здесь. Этого символа естественно коснуться и в моем ответном слове.

3. В такой ситуации, как сегодня, легче всего поддаться декламации о мрачных пропастях тоталитаризма и восхвалению светлых твердынь западной свободы. Гораздо трудней, но и плодотворней посмотреть критически на самих себя. Если область свободных общественных систем на Земле все сужается и огромные континенты, недавно как будто получавшие свободу, утягиваются в область тираний, то в этом виноват не только тоталитаризм, для которого проглатывать свободу есть функция естественного роста, но, очевидно, и сами свободные системы, что-то утерявшие в своей внутренней силе и устойчивости.

4. Наши с вами представления о многих событиях и явлениях опираются на несходный жизненный опыт, поэтому могут заметно разниться, однако именно этот угол между лучами зрения и может помочь нам объемнее воспринять предмет. Я осмелюсь обратить ваше внимание на некоторые аспекты свободы, о которых не модно говорить, но от этого они не перестают быть, значит, и влиять.

5 Понятие свободы нельзя верно охватить без оценки жизненных задач нашего земного существования. Я сторонник того взгляда, что жизненная цель каждого из нас – не бескрайнее наслаждение материальными благами, но: покинуть Землю лучшим, чем пришел на нее, чем это было определено нашими наследственными задатками, то есть за время нашей жизни пройти некий путь духовного усовершенствования. (Сумма таких процессов только и может назваться духовным прогрессом человечества.) Если так, то внешняя свобода оказывается не самодовлеющей целью людей и обществ, а лишь подсобным средством нашего неискаженного развития; только возможностью для нас – прожить не животным, а человеческим существом; только условием, чтобы человек лучше выполнил свое земное назначение. И свобода – не единственное такое условие. Никак не меньше внешней свободы нуждается человек – в незагрязненном просторе для души, в возможностях душевного сосредоточения.

6. Увы, современная цивилизованная свобода именно этого простора не хочет оставить нам. Увы, именно за последние десятилетия само наше представление о. свободе снизилось и измельчилось по сравнению с предыдущими веками, оно свелось почти исключительно к свободе от наружного давления, к свободе от государственного насилия. К свободе, понятой всего лишь на юридическом уровне – и не выше.

7. Свобода! – принудительно засорять коммерческим мусором почтовые ящики, глаза, уши, мозги людей, телевизионные передачи, так чтоб ни одну нельзя было посмотреть со связным смыслом. Свобода! – навязывать информацию, не считаясь с правом человека не получать ее, с правом человека на душевный покой. Свобода! – плевать в глаза и души прохожих и проезжих рекламой. Свобода! – издателей и кинопродюсеров отравлять молодое поколение растительной мерзостью. Свобода! – подростков 14–18 лет упиваться досугом и наслажденьями вместо усиленных занятий и духовного роста. Свобода! – взрослых молодых людей искать безделья и жить за счет общества. Свобода! – забастовщиков, доведенная до свободы лишать всех остальных граждан нормальной жизни, работы, передвижения, воды и еды. Свобода! – оправдательных речей, когда сам адвокат знает о виновности подсудимого. Свобода! – так вознести юридическое право страхования, чтобы даже милосердие могло быть сведено к вымогательству. Свобода! – случайных пошлых перьев безответственно скользить по поверхности любого вопроса, спеша сформовать общественное мнение. Свобода! – сбора сплетен, когда журналист для своих интересов не пожалеет ни отца родного, ни родного Отечества. Свобода! – разглашать оборонные секреты своей страны для личных политических целей. Свобода! – бизнесмена на любую коммерческую сделку, сколько б людей она ни обратила в несчастье или предала бы собственную страну. Свобода! – для террористов уходить от наказания, жалость к ним как смертный приговор всему остальному обществу. Свобода! – целых государств иждивенчески вымогать помощь со стороны, а не трудиться построить свою экономику. Свобода! – как безразличие к попираемой дальней чужой свободе. Свобода! – даже не защищать и собственную свободу, пусть рискует жизнью кто-нибудь другой.

8. Все эти свободы юридически часто безупречны, но нравственно – все порочны. На их примере мы видим, что совокупность всех прав свободы – далеко еще не есть Свобода человека и общества, это только возможность, она обращаема по-разному. Все это – невысокий тип свободы. Не та свобода, которая возвышает человеческий род. Но – истерическая свобода, которая достоверно может его погубить.

9. Подлинно человеческая свобода – есть от Бога нам данная свобода внутренняя, свобода определения своих поступков, но и духовная ответственность за них. И истинно понимает свободу не тот, кто спешит корыстно использовать свои юридические права, а тот, кто имеет совесть ограничить самого себя и при юридической правоте. Не тот, кто спешит выиграть благоприятный судебный процесс, но кто имеет благородство отказаться от него, – напротив: публично открыть свои промахи или проступки. То, что называлось стародавним и теперь уже странным словом – честь.

11. Однако я глубоко верю в неповрежденность, здоровость корней великодушной мощной американской нации, с требовательной честностью ее молодежи и недремлющим нравственным чувством. Я своими глазами видел американскую провинцию – и именно поэтому с твердой надеждой сегодня высказываю здесь это все.

Виды ораторской речи

Ораторское искусство - это особое мастерство публичного выступления с целью убеждения аудитории в чём-либо. Риторика, ораторское искусство, красноречие - равнозначные понятия. Основы ораторского искусства - в насущной необходимости решения возникающих общественно-политических проблем посредством публичного обсуждения, выбора и доказывания определённой точки зрения, воздействия на мнение слушателей, способности изменить их позицию по обсуждаемому вопросу.

Свойства публичного выступления

Различные ораторские навыки вырабатываются в процессе соответствующих занятий, тренингов, а их проявлением является публичное выступление, которое имеет следующие основные свойства:

1) особая структура речи, соотношение языковых и неязыковых (мимика, жесты) средств убеждения аудитории;

2) направленность выступления на получение ответной реакции от слушателей, поскольку его целью является не простое донесение информации, а убеждение;

3) эффективность, зависящая от психологического настроя и состояния выступающего, его авторитета в глазах публики.

Виды ораторской речи

В риторике выделяются виды ораторских выступлений, которые нужно знать для того, чтобы успешно выступать в каждой конкретной ситуации.

Поскольку ораторское искусство зародилось еще в Древней Греции, имеются устаревшие роды и виды ораторского искусства, которые на сегодняшний день утратили своё значение.

Современная классификация сводится к следующему:

1) Социально-политическое ораторское искусство предусматривает такие формы выражения, как доклад на какие-либо экономические, социально-политические темы, дипломатическую и политическую речь, агитаторскую и митинговую речь, военно-патриотическую речь, а также политическое обозрение.

3) Судебное ораторское искусство встречается в различных судебных процессах и отличается аргументированностью, объективностью, доказательностью, иногда имеет оценочный характер. Этот вид включает следующие жанры ораторской речи: обвинительная речь, защитная речь.

4) Социально-бытовое ораторское искусство имеет несколько основных форм, причём ораторские приемы, используемые в данном виде красноречия, отражают определённые общественные, родственные, семейные отношения. Наиболее распространенные роды и виды ораторской речи данного вида - это юбилейная, поздравительная, похвальная речь, тосты, поминальная, надгробная речь;

5) Богословско-церковное ораторское искусство представляют ораторские жанры проповеди и других церковных речей. Этот вид также имеет собственные особенности, выраженные в отсутствии аргументированности, логичности и доказательности, причём само содержание речи не предполагает необходимости наличия в ней перечисленных свойств, аудитория также не ждёт появления каких-либо аргументов.

Как выбрать вид ораторской речи?

В качестве специальной разновидности выделяются диалогические формы ораторского искусства, которые выражаются в дискуссии, диалоге и полемике. Они также обладают определёнными особенностями, связанными с необходимостью воздействия на единственного собеседника или нескольких участников беседы.

В частности, существенно снижается роль эмоциональных, психологических приёмов, повышается значение аргументированности, поскольку отсутствует толпа.

Методы ораторской речи

Существуют также определённые методы ораторского искусства, которые сформировались достаточно давно. Они представляют собой правила ораторского выступления и заключаются в следующем:

1) речь оратора должна быть структурированной, ясной для аудитории, перед которой он выступает;

2) оратор должен сообщать полезную для слушателей информацию (по мнению самих слушателей), при этом она также должна быть объективной и правдивой, хотя некоторые современные приемы ораторского искусства выходят за рамки данного требования;

3) продолжительность выступления следует сделать оптимальной, поскольку длительное время удерживать внимание большой аудитории достаточно тяжело;

4) речь должна быть эмоциональной, а также отражать проблемы, заботы основной части аудитории, для чего ещё при подготовке необходимо эту аудиторию изучить, связь эмоций и интонации безусловна, поэтому оратор должен уметь интонировать;

5) основное внимание необходимо уделить началу речи и завершению - именно эти моменты запоминаются присутствующим больше всего;

6) речь должна быть культурной, но учитывать специфику аудитории, уровень её образования, особенности общения.

Существуют и другие приемы ораторского мастерства, которые выделяются отдельно для каждого из перечисленных выше видов ораторского искусства.

Следует учитывать, что методы построения речи и подготовки к выступлению не являются догмами, поскольку, в конечном итоге, всё зависит от вида выступления, особенностей аудитории, цели оратора и целого ряда других обстоятельств. Конкретные правила вырабатываются уже на стадии подготовки к выступлению с учётом перечисленных факторов, но, пожалуй, одно правило остается неизменным: без тренировки дикции нельзя стать выдающимся оратором. Запишитесь на онлайн-курс ораторского мастерства.

Традиционное античное риторическое учение состояло из пяти частей. В учении о нахождении рассказывалось о содержательной разработке текста. Учение о расположении разрабатывало вопросы композиции текста. Учение о выражении — центральная часть риторического учения, здесь давалось представление о таких качествах речи, как ясность, четкость, точность, уместность. Одновременно вырабатывались навыки художественной обработки речевого материала, обращалось внимание на форму и приемы подачи содержания. Эта часть риторики включала в себя раздел о тропах и фигурах. Учение о запоминании имело целью развить профессиональные навыки оратора, связанные с работой памяти. Учение о произнесении разрабатывало теорию звучащей речи.

Для общества в целом основная цель обучения языку состоит в том, чтобы научить каждого члена общества облекать любую социально значимую информацию в соответствующую речевую форму. В этих условиях естественен рост интереса к проблемам старой риторической науки, к теории убеждающей речи вообще.

5.2 Выступление как разновидность ораторской прозы

Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации — разновидность ораторской прозы. Задача выступающего, как правило, состоит не только в изложении некоторого объема информации, но и в отстаивании своей точки зрения, убеждении в своей правоте и т.п.

Выступления различаются по тематике, объему, поставленным целям, характеру аудитории слушающих и т.п. Вместе с тем существуют устойчивые типовые приемы речевой разработки текста выступления. Совокупность этих приемов можно изложить в виде набора следующих рекомендаций:

1. К выступлению необходимо подготовиться. Не следует рассчитывать на удачную импровизацию, если существует хотя бы малейшая возможность для подготовки.

2. В первую очередь сформулируйте тему и цель выступления. Чего бы Вы хотели добиться — поставить новую проблему, опровергнуть существующую точку зрения, переубедить аудиторию, изменить ход обсуждения?

3. В самом начале выступления сформулируйте его основную мысль, главный тезис. До тех пор, пока слушатели не поймут, о чем вы собираетесь говорить, их внимание будет рассеянным, несосредоточенным.

4. В случае необходимости подберите для выступления соответствующую информацию: сведения по истории вопроса, статистические данные, результаты социологических опросов и т.п.

5. Собственные выводы можно подкрепить ссылкой на мнение авторитетных лиц (цитаты, пересказ другого текста, элементы личной беседы и пр.).

6. Приведите примеры, подтверждающие ваши высказывания. При использовании аргументов следите за тем, чтобы их доказательная сила возрастала. Самые сильные аргументы желательно поставить в конце текста, конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.

7. Оцените непротиворечивость всего текста в целом, соответствие материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной ситуации, сложившейся к моменту начала вашего выступления.

Наиболее типичными погрешностями выступления являются: значительное отступление от основного содержания, непоследовательность, несоразмерность отдельных частей, неубедительные примеры, повторы.

5.3 Работа над композицией выступления

Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать каждому оратору:

Принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.

Принцип усиления — значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы приводятся, как правило, в заключительной части выступления.

Принцип органического единства — распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.

Принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий.

На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Поэтому важно сразу определить, какие конкретно вопросы предполагается осветить. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и отбирать фактический материал для выступления.

После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи.

При составлении плана важно соблюдать основное требование: план должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

После написания плана необходимо поработать над построением отдельных частей речи. Наиболее распространенной структурой выступления считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение.

Эффективное средство завоевания внимания слушателей — вопросы . Они помогают оратору втянуть аудиторию в мыслительную деятельность, активизируют слушателей.

Хорошее начало выступления очень важно, однако следует стремиться к тому, чтобы интерес и внимание слушателей не ослабевали на протяжении всего выступления. Наиболее ответственной в этом плане является главная часть выступления. В главной части излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, выстраивается система аргументации. В построении главной части речи важно не допускать следующих ошибок:

нарушения логической последовательности в изложении материала;

перегрузки текста теоретическими рассуждениями;

отсутствия доказательности основных положений, неубедительных примеров;

обилия затронутых вопросов.

Оратору не следует освещать много вопросов в своем выступлении. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3—4 вопросов.

Публичное выступление не должно содержать фактов, примеров и т.п., не относящихся к обсуждаемому предмету. Необходимо, чтобы речь оратора была лаконичной и целесообразной.

Важной композиционной частью является заключение . Убедительное и яркое заключение запоминается, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь.

5.4 Информационное обеспечение выступления

Информационное обеспечение выступления включает не только словесную информацию, но и цифровой, графический материал, формулы, иллюстрации и т.п.

В научных выступлениях часто используются разного рода графики, таблицы, рисунки. Графический материал должен быть аккуратно выполненным, наглядным и не слишком объемным.

При подготовке выступления с использованием цитат необходимо определить их назначение. Одни цитаты могут быть рассчитаны на эмоции, другие апеллируют к сознанию, третьи опираются на авторитет источника. Цитату необходимо проверить, т.е. сверить ее с оригиналом, не полагаясь на память. Неверно процитированная фраза может испортить впечатление от вашего выступления и навредить вашей репутации. Смысл цитат должен быть самостоятелен и устойчив, вместе с тем они не должны быть громоздкими. Если цитируется очень малый объем речевого материала, то не следует жалеть времени, чтобы разъяснить аудитории смысл цитируемых слов. Усеченное цитирование — один из способов манипулирования общественным мнением.

5.5 Контакт с аудиторией

Постоянный контакт с аудиторией — ключевая проблема ораторского выступления. Если этого контакта нет, то либо теряет смысл само выступление, либо резко снижается его эффективность.

О контакте с аудиторией следует помнить, начиная с момента подготовки текста выступления. Существуют специальные речевые действия, назначение которых — установление и поддержание контакта. К ним относятся: приветствие, комплимент, прощание.

Для успешного общения с аудиторией важно внести в выступление элементы диалога.

Диалог — основная коммуникативная форма речи. Монологический текст воспринимается всегда труднее, чем диалог, поэтому ораторская речь, как правило, использует основные приемы диалогизации текста. К таким приемам относятся:

Чтобы достичь взаимопонимания со слушателями, в публичном выступлении используются также следующие приемы: прием сопереживания (оратор выражает свое сочувствие слушателям по поводу каких-либо событий, переживает вместе с ними), прием соучастия (оратор ссылается на совместное со слушателями участие в каких-либо мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах), апелляция к речи предыдущего оратора (выступающий соглашается или не соглашается с мнением предыдущего оратора по обсуждаемому вопросу, цитирует его, обыгрывает его слова и т.п.), апелляция к событиям (оратор обращается к событиям, значимым для аудитории, помогающим осмыслить суть рассматриваемой проблемы), апелляция к интересам аудитории (оратор, рассматривая тот или иной вопрос, подчеркивает актуальность, значимость данной проблемы для слушателей, говорит о практической направленности принимаемых решений, о важности приобретения соответствующих знаний, умений и навыков).

Контакт с аудиторией будет более успешным при использовании личностного типа общения . Этот тип общения предполагает, что выступающий четко обозначает свое авторское Я: свое отношение к предмету речи, к собеседнику. В качестве выражения авторского Я особенно подходят местоимения, частицы, вводные слова. Частицы ( лишь, даже, вот, же и др.) не только указывают на присутствие в тексте голоса автора, но и часто выражают авторское отношение. Некоторые частицы очень экспрессивны, выразительны ( знай себе, взял да и и др.). С той же целью используются вводные слова ( так или иначе, разумеется, скорее всего, конечно и т.п.).

5.6 Лексические и синтаксические особенности выступления

Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза, воспринималась слушателями. Обязанности выступающего — свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические и лексические особенности.

1. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными.

2. Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи, имеют разговорную интонацию. Длинные предложения, т.е. значительно распространенные и осложненные причастными и деепричастными оборотами, вставными конструкциями, затрудняют восприятие, поэтому они не приемлемы для ораторского воздействующего выступления.

3. Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования — официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохранение информации, а не на воздействие. Сравним две конструкции: 1) Когда на одной из шахт Воркуты Гостехнадзар пригрозил отобрать лицензию из-за нарушений техники безопасности, горняками это было воспринято как покушение на права человека. 2) На одной из шахт Воркуты Гостехнадзар пригрозил отобрать лицензию из-за нарушений техники безопасности. Горняки восприняли это как покушение на права человека. При работе с массовой аудиторией следует предпочесть вторую конструкцию.

5. При подготовке к выступлению нельзя также злоупотреблять использованием специальных терминов.

Таким образом, готовясь к выступлению, мы должны позаботиться об убедительной содержательной разработке темы, о ее хорошем информационном обеспечении. Речевое оформление выступления должно обеспечивать постоянный контакт с аудиторией и способствовать быстрому и надежному усвоению содержания.

5.7 Эстетические качества речи

Важнейшим качеством публичной речи является выразительность. Воздействующая сила выступления увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно-вырази-тельные средства . Они обращены к миру чувств и эмоций слушающих, и это способствует установлению более тесного контакта с аудиторией. Приведем наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, используемые в публичной речи.

Читайте также: