Высшая школа стратегического анализа и прогнозирования

Обновлено: 06.07.2024

Директор – Фурсов Андрей Ильич, академик Международной академии наук (Инсбрук, Австрия).

Заместитель директора – Пономарева Елена Георгиевна, доктор политических наук.

Руководитель спецпроектов – Фурсов Кирилл Андреевич, кандидат исторических наук.

Деятельность Института отражает сдвиги, происходящие в мировой науке об обществе. В последние 10–15 лет в исследовательской социально-исторической сфере и несколько запаздывающей по отношению к ней образовательной отчётливо наметились следующие сдвиги:

1. Узкий страноведческий подход уступает место:

а) региональному (иногда – макрорегиональному), базовыми объектами исследования становятся не отдельные страны, а крупные комплексы производства и обмена, то, что Ф. Бродель когда-то назвал мир-экономиками; это, например, Северная Атлантика, индоокеанская зона (аль-Хинд), восточно-азиатская, Средиземноморье (с южной, арабской, частью), степная Евразия;

2. Логика развития современного мира смещает фокус исследований на проблематику современной (ХХ–XXI вв.) и новой (с XVI – начало XX в.) истории. Это не значит, что древность и средневековье находятся в небрежении. Однако приоритеты расставлены недвусмысленно (это очень чётко видно по научно-информационному потоку).

3. Для последнего десятилетия в развитии социально-исторической науки на Западе отчётливо видно возвращение интереса к теоретической проблематике, особенно в её марксистских версиях. Период 1980–1990-х годов отличался от предшествующего 30-летия в развитии социально-исторической науки тем, что практически сошли на нет теоретические дискуссии, столь бурные в 1950–1970-е годы.

Новая наука: как выросла политология в Узбекистане

Экскурс в историю

Политология как современная институционализированная наука для Узбекистана – явление сравнительно новое. Однако в историко-культурном плане политические учения и теории в Центральной Азии (и вообще на мусульманском Востоке) были достаточно широко распространены [1] .

Достаточно вспомнить таких авторов и их труды:

В конце ХIХ – начале ХХ вв. в Средней Азии сложилось движение джадидизма – мусульманского культурно-политического реформаторства. Его наиболее яркими представителями были: Махмудходжа Бехбуди, Мунавар-кары Абдурашидханов, Абдурауф Фитрат, Файзулла Ходжаев, Садриддин Айни, Муса Саиджанов и др. [2]. Джадиды в том числе занимались вопросами просвещения, культуры и политики.

В 1918 г. в Ташкенте был открыт Туркестанский народный университет, на базе которого в 1920 г. был создан Туркестанский государственный университет (впоследствии Средне-Азиатский, Ташкентский, с 2000 г. – Национальный университет Узбекистана) [3] . В структуре этого университета функционировали Социально-экономический и Историко-филологический факультеты , в рамках которых преподавались и основы политических знаний.

В 1924 г. Туркестанский восточный институт вошел в состав ТуркГУ на правах Восточного факультета. В 1926 г. был открыт Факультет местного хозяйства и права (с 1928 г. – Факультет советского хозяйства и права) в составе двух отделений – Экономики и Права. С 1947 г. в структуре университета был Философский факультет (ныне – Факультет социальных наук), с 1967 г. – Факультет журналистики.

Становление современной политологии

Важными институциональными формами политической науки в Республике Узбекистан стали Кафедра Политологии в ТашГУ (ныне – НУУз) и Ташкентском институте востоковедения (ныне – Университет Востоковедения), открытые в 1992 г. К середине 1990-ых гг. кафедры политологии открылись в большинстве вузов Узбекистана.

Политологи Узбекистана

Первое (и второе) поколения политологов Узбекистана, что вполне понятно, являются выходцами из смежных социально-гуманитарных дисциплин:

· из философии (Фазлиддин Шарипов, Сайфидддин Жураев, Рустам Джумаев, Баходир Иминов, Шавкат Мамадалиев, Ибодулла Эргашев, Карине Джавакова, Равшан Назаров),

· из истории (Шерзод Абдуллаев, Рахмон Фармонов, Равшан Абдуллаев, Алишер Сабиров, Назокат Касымова, Улугбек Идиров, Насриддин Назаров, Азиз Татыбаев, Севара Шарипова, Баходир Пасилов, Мирзохид Рахимов, Алексей Кустов),

· из востоковедения (Анвар Касымов, Захидулла Мунаваров, Шухрат Ёвкачев, Бахтиёр Бабаджанов, Рустам Махмудов, Хайрулла Умаров),

· из правоведения (Кучкар Ханазаров, Абдулхай Валиев, Мир-Акбар Рахманкулов, Владимир Норов),

· из психологии (Алишер Файзуллаев, Зухра Кадырова),

· из экономики (Дмитрий Тростянский, Нигора Рахимова, Юлий Юсупов, Нарзулла Обламурадов),

· из социологии (Маърифат Ганиева, Абдугани Холбеков, Арустан Жолдасов, Сарвар Атамуратов, Камил Каланов, Вилоят Алиева),

· из журналистики (Борис Бабаев, Расул Кушербаев, Лола Исламова, Наргиза Умарова, Анна Гриценко, Никита Макаренко).

Имеются и более интересные (даже – экзотические) профессиональные метаморфозы – доктор политических наук Ильхом Абдуллаев (математика), кандидат политических наук Фархад Толипов (физика), доктор философских наук Бахтиёр Каримов (физика), кандидат политических наук Владимир Парамонов (военное дело), Алексей Строков (химия) и др.

Сложности политологической науки

Политология в Узбекистане пережила очень тяжелые времена. В 2010г. прекратился набор студентов на соответствующую специальность, в 2013 г. были закрыты факультеты и кафедры политологии, Советы по защите диссертаций по политологии. В 2015 г. она была вообще лишена статуса научной дисциплины и выведена из учебных курсов вузов [10] . Это вызвало законное недоумение и протест внутри экспертно-аналитического сообщества [11] . В течение ряда лет политологам пришлось проводить свои исследования в рамках смежных дисциплин – новейшая история, социальная философия, социология, теоретическое правоведение, экономическая теория [12] .

Подготовка кадров политологов

В настоящее время ряд вузов Узбекистана готовят политологов и специалистов смежных специальностей, многие из которых впоследствии становятся политологами (цифры набора студентов на 2021-2022 учебный год):

1. УМЭД (Университет мировой экономики и дипломатии): Политология – 50 человек, Международные отношения – 25, МЭО – 100, Международное право – 75;

2. НУУз (Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека): Политология – 50, Социология – 50, Национальная идея, основы духовности и права – 25, Философия – 25, Журналистика – 25;

3. ТГУВ (Ташкентский государственный университет востоковедения): Политология – 50, Регионоведение – 50, Философия – 25, Международная журналистика – 25;

4. УЖиМК (Университет журналистики и массовых коммуникаций): Политология – 25, Международная журналистика – 50, ПиАр – 50; Военная журналистика – 25;

5. ТГЮУ (Ташкентский государственный юридический университет): Международное право и сравнительное правоведение – 150, Государственное управление – 50, государственно-правовая деятельность – 150;

6. ТГЭУ (Ташкентский государственный экономический университет): Мировая экономика и МЭО – 50;

7. ККГУ (Каракалпакский государственный университет): Журналистика – 50, Национальная идея, основы духовности и права – 25);

8. СамИИнЯз (Самаркандский институт иностранных языков): Международная журналистика – 25).

Исследовательские центры

Важным моментом исследовательских центров в Узбекистане является характер принадлежности – являются они государственными или негосударственными.

Как правило, негосударственные исследовательские и аналитические центры более динамичны и мобильны. Результаты их исследований публикуется в открытой печати и соцсетях, более доступны для исследователей, чем результаты исследований госструктур, которые в значительной степени носят закрытый (полузакрытый) характер.

Вместе с тем, при всех преимуществах негосударственных исследовательских центров, основной проблемой выступает естественная ограниченность кадровых, технических, финансовых ресурсов и, как следствие, неустойчивость.

Нередко негосударственные исследовательские и аналитические структуры в Узбекистане существуют сравнительно недолго.

Хотя и среди государственных структур немало тех, которые перестали существовать (или были слиты с другими) по разным причинам:

2. Центр политических исследований (расформирован в 2015 г.);

Государственные исследовательские и аналитические институты обладают очевидно большими возможностями с точки зрения аккумулирования человеческих, финансовых, технологических ресурсов. К ним относятся ведущие аналитические центры Узбекистана:

– ИСМИ – Институт стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан (функционирует с 1992 г.);

– НЦПЧ – Национальный центр по правам человека (с 1997 г.);

– Центр новейшей истории Узбекистана (в 2012-2017 гг. – при Минвузе РУз, с 2017 г. – при Академии наук РУз),

– МИЦА – Международный институт Центральной Азии (функционирует с 2020 г.).

Публикационные площадки

Исследовательские центры Узбекистана в мировых рейтингах

1. Центр экономических исследований (ЦЭИР) – 10 место,

2. Институт стратегических и межрегиональных исследований – 26 место

В национальный Топ-15 по итогам 2020 года вошли следующие центры Узбекистана [17] :

1. Центр экономических исследований и реформ (ЦЭИР),

2. Институт стратегических и межрегиональных исследований (ИСМИ),

4. Институт проблем законодательства и парламентских исследований (ИПЗПИ),

5. Институт прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМЭИ),

6. Информационно-аналитический центр международных отношений (ИАЦ МО),

9. Исследовательский институт правовой политики (ИИПП),

11.Центр изучения правовых проблем (ЦИПП),

12.Центр по вопросам массовых коммуникаций (ЦВМК),

13.Центр содействия экономическому развитию (ЦСЭР),

15.Высшая школа стратегического анализа и прогнозирования

Так что, политология в Узбекистане и как академическая наука, и как учебная дисциплина, и как экспертно-аналитическая практика имеет основания для дальнейшего развития.

Список литературы:

5. Моховикова Н.Н. Взаимодействие государства и негосударственных некоммерческих организаций в Узбекистане. Дисс. … к.полит. н. М.: МГИМО, 2016. – 218 с.

13. Сморгунов Л.В. Региональные политологические сообщества в советское время// Политическая наука. 2015. № 3. С. 125-137.

14. Собрание постановлений правительства СССР (отдел первый). М., 1987. № 24.

15. Сюкияйнен Л.Р. Средневековая мусульманская политико-правовая мысль // История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1987.

16. Таишева В.Б. Процессы институционализации и деинституциализации политической науки в Центральной Азии на примере Казахстана, Таджикистана и Узбекистана// Вестник РУДН. Сер. Политология. 2017. Том 19. № 2. С. 174-182.

22. Эргашев Б.Х. Из истории становления и развития общественно-политических идей джадидизма. Идеология младобухарцев. Дисс. доктора филос. наук. Бухара: БГУ, 1993. – 316 с.

23. Эргашев И.Э., Жураев С.А. Становление политической науки в Узбекистане// Политическая наука. 2004. № 3. С. 72- 80.

[1] Сюкияйнен Л. Р. Средневековая мусульманская политико-правовая мысль // История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1987.

[2] Эргашев Б.Х. Из истории становления и развития общественно-политических идей джадидизма. Идеология младобухарцев. Дисс. д-ра филос. наук. Бухара: БГУ, 1993. – 316 с.

[4] Сморгунов Л.В. Региональные политологические сообщества в советское время// Политическая наука. 2015. № 3. С. 125-137.

[5] Собрание постановлений правительства СССР (отдел первый). М., 1987. № 24. - С. 498.

[8] Эргашев И.Э., Жураев С.А. Становление политической науки в Узбекистане// Политическая наука. 2004. № 3. С. 72- 80.

[12] Таишева В.Б. Процессы институционализации и деинституциализации политической науки в Центральной Азии на примере Казахстана, Таджикистана и Узбекистана// Вестник РУДН. Сер. Политология. 2017. Том 19. № 2. С. 174-182.

[16] Моховикова Н.Н. Взаимодействие государства и негосударственных некоммерческих организаций в Узбекистане. Дисс. … к.полит. н. М.: МГИМО, 2016. – 218 с.

Фото: Пресс-служба ГТК

Заместителем председателя Государственного таможенного комитета назначен Уткиржон Кодиров, возглавлявший до этого Главное управление стратегического развития и координации международного сотрудничества Минсельхоза.

Постановлением президента от 9 апреля Уткиржон Гайратович Кодиров назначен заместителем председателя Государственного таможенного комитета, сообщила пресс-служба ГТК.

Уткиржон Кодиров (1984 г. р.) — выпускник Университета мировой экономики и дипломатии, Высшей школы стратегического анализа и прогнозирования. В разные годы работал в Министерстве иностранных дел, Администрации президента, Институте стратегических и межрегиональных исследований при президенте, Министерстве инвестиций и внешней торговли.

До нынешнего назначения возглавлял Главное управление стратегического развития и координации международного сотрудничества Министерства сельского хозяйства.

Читайте также: