Высшая школа как социальный институт общественного воспроизводства

Обновлено: 03.07.2024

«Школа (от греч. schole)первоначально означала покой, отдых, досуг, приятное времяпровождение в свободное время. Вслед за этим прямым смыслом данным словом стали обозначать фило­софские беседы с учениками, а далее — занятия общеразвивающего характера. Именно в последнем смысле это слово перешло в латинский и затем в новые европейские языки.

Школа определяется также как общественно-государственная система, призванная удовлетворять социальные запросы обще­ства, государства, личности. Применительно к такому ее пони­манию один из деятелей Великой Французской революции Ж. Дантон говорил, что после хлеба самое важное для народа — школа, которая является кладезем знаний, духовным храмом для человека, связующим звеном между личностью и обществом, человеком и человечеством, во многом определяет судьбу наро­дов и государств.

Однако чаще всего под школой подразумевается учебное заве­дение, общеобразовательное или профессиональное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, приро­де, обществе и художественной культуре. В силу этого цель школы как социального института — всесторонне подготовить человека к жизни в определенных общественных условиях, к осознанному выбору рода профессиональных занятий, к успешной самореали­зации в конкретной сфере деятельности.

По характеру реализуемых программ школы делятся на общеобразовательные и профессиональные. По уровню даваемого образо­вания они бывают начальными, неполными средними (основны­ми), полными средними и высшими.

В зависимости от ориентации на религию школы делятся на светские и конфессиональные, от места нахождения — на город­ские и сельские, от изучаемого языка и культуры — на русские, армянские, корейские и т.д.

Для того чтобы школа как воспитательная организация успеш­но решала поставленные перед ней задачи, ей должны быть при­сущи следующие качества:

- открытость, непринужденность общения;

- понимание, небезучастное отношение к человеку;

- гласность, равенство в межличностных отношениях;

- ориентация на проблему;

- сослагательность, а не категоричность.

Кроме того, современная общеобразовательная школа как ин­ститут воспитания является социально-психологической группой, влияние которой значимо в процессе свободного общения.

Школа, таким образом, обеспечивает передачу социального опыта учащимся, создание благоприятных условий для их полно­ценной самореализации, ориентации их в мире ценностей, спо­собствует сохранению традиций, преемственных связей, самовос­питанию, формированию особой воспитывающей среды.

В ситуации кризиса детства, социальной неустроенности боль­шой части населения страны, нарастающего семейного неблаго­получия значительно усиливаются социальные функции школы:

а) социально-адаптивная и социально-стабилизирующая —
обеспечивает включение школьника в социальные отношения,
поддерживает его социальную мобильность, ориентирует на смяг­чение социальной напряженности и конфликтов как в детской
среде, так и в окружающем микросоциуме в условиях растущего
социального расслоения общества;

б) социально-преобразующая — направлена на подготовку
новых поколений к жизни в демократическом государстве, их
конкурентоспособность в условиях транзитивного общества;

в) социально-защитная — связана с обеспечением прав детей
на благополучие, нормальные условия для жизни и развития;

г) реабилитационная и ресоциализирующая — ориентирована
на восстановление утраченных и усиление имеющихся социальных
потенциалов личности, способствующих преодолению затруднений, возникающих в процессе социализации;

д) инкультурационная — обеспечивает приобщение детей и
подростков к культурному наследию человечества.




«Школа (от греч. schole)первоначально означала покой, отдых, досуг, приятное времяпровождение в свободное время. Вслед за этим прямым смыслом данным словом стали обозначать фило­софские беседы с учениками, а далее — занятия общеразвивающего характера. Именно в последнем смысле это слово перешло в латинский и затем в новые европейские языки.

Школа определяется также как общественно-государственная система, призванная удовлетворять социальные запросы обще­ства, государства, личности. Применительно к такому ее пони­манию один из деятелей Великой Французской революции Ж. Дантон говорил, что после хлеба самое важное для народа — школа, которая является кладезем знаний, духовным храмом для человека, связующим звеном между личностью и обществом, человеком и человечеством, во многом определяет судьбу наро­дов и государств.

Однако чаще всего под школой подразумевается учебное заве­дение, общеобразовательное или профессиональное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, приро­де, обществе и художественной культуре. В силу этого цель школы как социального института — всесторонне подготовить человека к жизни в определенных общественных условиях, к осознанному выбору рода профессиональных занятий, к успешной самореали­зации в конкретной сфере деятельности.

По характеру реализуемых программ школы делятся на общеобразовательные и профессиональные. По уровню даваемого образо­вания они бывают начальными, неполными средними (основны­ми), полными средними и высшими.

В зависимости от ориентации на религию школы делятся на светские и конфессиональные, от места нахождения — на город­ские и сельские, от изучаемого языка и культуры — на русские, армянские, корейские и т.д.

Для того чтобы школа как воспитательная организация успеш­но решала поставленные перед ней задачи, ей должны быть при­сущи следующие качества:

- открытость, непринужденность общения;

- понимание, небезучастное отношение к человеку;

- гласность, равенство в межличностных отношениях;

- ориентация на проблему;

- сослагательность, а не категоричность.

Кроме того, современная общеобразовательная школа как ин­ститут воспитания является социально-психологической группой, влияние которой значимо в процессе свободного общения.

Школа, таким образом, обеспечивает передачу социального опыта учащимся, создание благоприятных условий для их полно­ценной самореализации, ориентации их в мире ценностей, спо­собствует сохранению традиций, преемственных связей, самовос­питанию, формированию особой воспитывающей среды.

В ситуации кризиса детства, социальной неустроенности боль­шой части населения страны, нарастающего семейного неблаго­получия значительно усиливаются социальные функции школы:

а) социально-адаптивная и социально-стабилизирующая —
обеспечивает включение школьника в социальные отношения,
поддерживает его социальную мобильность, ориентирует на смяг­чение социальной напряженности и конфликтов как в детской
среде, так и в окружающем микросоциуме в условиях растущего
социального расслоения общества;

б) социально-преобразующая — направлена на подготовку
новых поколений к жизни в демократическом государстве, их
конкурентоспособность в условиях транзитивного общества;

в) социально-защитная — связана с обеспечением прав детей
на благополучие, нормальные условия для жизни и развития;

г) реабилитационная и ресоциализирующая — ориентирована
на восстановление утраченных и усиление имеющихся социальных
потенциалов личности, способствующих преодолению затруднений, возникающих в процессе социализации;

д) инкультурационная — обеспечивает приобщение детей и
подростков к культурному наследию человечества.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Читайте также: