Воспитательная работа в классе как обязательная составляющая в деятельности школы

Обновлено: 30.06.2024

Основная функция любой школы - учебно-воспитательная деятельность. От того, на сколько эффективно работает эта система в образовательном учреждении, зависит качество образования и воспитания его учеников.

Роль школы и учителя в становлении личности

Школьное образование играет очень важную роль в жизни человека. Именно через него передаются нравственные и духовные идеалы, которые характеризуют нас как личность. В школе мы, как известно, получаем не только знания, мы учимся жить в обществе.

Одной из важных тенденций в современной педагогике является формирование творческой, самодостаточной и активной личности, которая будет способна жить в согласии с собой и обществом. Школа закладывает тот фундамент в сознании ребенка, благодаря которому впоследствии он сможет проявить свои индивидуальные качества.

Каждый ребенок – в первую очередь уникальная личность с неповторимым набором качеств и возможностей.

Для учителя важно организовать не только учебную деятельность, но и внеурочную, досуговую. Общение со школьниками играет для их всестороннего развития существенную роль. Оно помогает сблизиться с детьми, узнать разнообразные стороны их характера.

Для учителя важно расположить к себе ребенка, попытаться завоевать его доверие, помочь поделиться мыслями и сомнениями. Наконец, общение дает учителю ощущение необходимости его работы, востребованности.

Цели и задачи учебно-воспитательной работы

Итак, основной целью учебно-воспитательной работы в школе во все времена являлось и является создание условий, при которых происходит становление личности.

Для педагога очень важно воспитать правильно ребенка: развивать его моральные и нравственные ценности, творческий потенциал, способствовать умственному, эмоциональному и физическому здоровью. Важно, чтобы ребенок получил навыки, необходимые в жизни, чтобы в сложной жизненной ситуации он смог принять правильное решение, смог овладеть различными профессиями в зависимости от того, как сложится его путь.

Для реализации выше поставленной цели учебно-воспитательной работы в школе перед учителем стоят важные задачи:

  1. Всестороннее развитие ребенка, охватывающее различные стороны личности.
  2. Воспитание общительности и понимания общности с коллективом. Развитие желания взаимопомощи.
  3. Формирование навыков к труду.
  4. Повышение интеллектуального уровня ребенка, развитие навыков самообразования и познавательного интереса.
  5. Развитие творческих способностей как метода самовыражения ребенка, любви к прекрасному.
  6. Создание у детей ярких впечатлений о родном крае, о Родине в целом.

Поставленные задачи учебно-воспитательной работы в школе соответствуют направлениям формирования личности, особенно в младшем школьном возрасте. Ведь основными качествами гармонично развитой личности являются трудолюбие, самостоятельность, доброта, честность, сострадание, готовность защитить родную природу.

Формы и методы учебно-воспитательной работы

Формой учебно-воспитательной работы обозначают способ организации деятельности в школе. В практике учителя имеется большое разнообразие форм работы. Если попытаться их упорядочить, то можно выделить пять основных форм учебно-воспитательной работы в школе. В основе данной классификации лежат главные методы учебно-воспитательного воздействия: слово, переживание, деятельность, игра, психологическое воздействие.

  • Словесно – логические. Это беседы с детьми, собрания, обсуждение общих проблем.
  • Образно – художественные. Основой является совместное эстетическое переживание. Примером может послужить совместный поход на концерт, спектакль; школьный праздник.
  • Трудовые. Сюда можно отнести организацию уборки, субботника, ремонта класса. Совместный труд способен вдохновлять не меньше, чем поход в театр или на концерт.
  • Игровые. Это спортивные или интеллектуальные игры, конкурсы.
  • Психологические. Данная форма очень важна для работы учителя, хотя и требует специальной подготовки. Сюда можно отнести психологические беседы и упражнения.

Помимо того, можно выделить индивидуальные, групповые и массовые формы учебно-воспитательной работы в школе. Очень эффективна такая форма работы учителя, как классный час, основой которого является разговор с учениками на заранее приготовленную тему.

Планирование и анализ учебно-воспитательной работы в школе

В организации учебно-воспитательной работы особое место занимает план. Он является важной частью успеха в воспитании школьников. Быть учителем – значит нести ответственность за их развитие и здоровье. Учитель должен это осознавать и знать, к чему стремится.

Для того, чтобы педагог успешно выполнял свою работу и совершенствовался, он обязан выполнять аналитическую деятельность, оценивать свои поступки и решения.

При планировании учитель должен учитывать как нормативные документы, так и проблемы воспитания каждого из учеников. План должен быть четким и ясным. В школе необходимо календарное планирование, то есть все мероприятия должны быть спланированы по дням, неделям и четвертям.

Каждый из нас в своих воспоминаниях возвращается к событиям школьной жизни. В памяти часто возникает яркий образ, связанный с любимыми педагогами, интересными разносторонними личностями, общение с которыми доставило нам радость. Их любовь к детям, манеры, самоотдача остаются в нашей памяти на всю жизнь, порой становясь примером человеческих отношений.

Итак, главной целью работы учителя является воспитание самостоятельной, культурной, нравственной личности, осознающей свою ответственность перед семьей и обществом. Его работа является важнейшим звеном в воспитательной системе, действенным механизмом осуществления индивидуального подхода к ребенку. Учитель является своего рода посредником между воспитанником и обществом в освоении знаний и культуры.


Сущностная характеристика воспитательного процесса заключается в педагогическом взаимодействии. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса. Классный руководитель назначается директором школы из числа наиболее опытных и авторитетных учителей. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательной работой в классе. Как воспитатель учащихся, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе. Всю эту работу классный руководитель проводит не в порядке самодеятельности, а как официальное должностное лицо. Классный руководитель несёт ответственность перед руководством школы и органами народного образования за содержание и организацию воспитательной работы в порученном ему классе [4, с. 28].

Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса. На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на ученический коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При определении этих задач, он учитывает возрастные особенности учеников, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в классе, наличии таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, сознание общественного долга [4, с. 30].

Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.

Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия. Попытаемся рассмотреть основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы [3, с. 78].

Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения [5, c. 112].

Организация и воспитание классного ученического коллектива это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина — важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе [6, c. 10].

Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы– ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления — идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников. Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей. Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Задача классного руководителя — обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе [7, c. 65].

Следующий раздел деятельности классного руководителя — работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию [11, с. 252].

Вот, пожалуй, основные разделы деятельности классного руководителя. В своей совокупности они составляют сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя.

Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей и сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребёнком с учётом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя — содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

1. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. — СПб. КАРО, 2007

2. Дереклеева Н. И. Классный руководитель: основные направления деятельности. — М.: Верум, 2006

3. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя 5–6, 7–9 классы. — М.: ВАКО, 2007

4. Дик Н. Ф. Современный справочник классного руководителя в вопросах и ответах. — Ростов: Феникс, 2007

6. Коджаспирова Г. М. Педагогика. — М.: ВЛАДОС, 2004

8. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. — № 9, 1985

9. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. — М.: ЦГЛ,2003

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, класс, воспитательная работа, раздел деятельности, учебно-воспитательная работа, воспитательная деятельность, воспитательный процесс, задача воспитания, изучение учащихся, основной раздел деятельности.

Похожие статьи

Использование современных технологий в воспитательной.

классный руководитель, класс, воспитательная работа, учебно-воспитательная работа, раздел деятельности, задача воспитания, основной раздел деятельности, воспитательный процесс.

Классное руководство как целенаправленная система воспитания

Особенности воспитательной деятельности классного. Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса. Во-первых, изучение учащихся.

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном.

классный руководитель, класс, воспитательная работа, учебно-воспитательная работа, раздел деятельности, задача воспитания, основной раздел деятельности, воспитательный процесс.

Роль воспитательной системы классного руководителя.

Особенности воспитательной деятельности классного. Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью.

Особенности организации воспитательного процесса.

Воспитательная деятельность и физическое воспитание.

Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе.

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса.

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании.

Воспитательная работа может проводиться со стороны школы лишь в том случае, если это не навредит и не противоречит интересам и мечтам семьи.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

воспитательный процесс, воспитательная деятельность, воспитывающая среда, профессиональное воспитание, воспитательная работа, воспитательная система, педагогическая практика, личность студента.

Взаимодействие классного руководителя и родителей.

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Воспитательная работа в учреждениях НПО | Статья в журнале.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, мероприятия, человек, личность.

Воспитательная работа в учебных заведениях профессионального образования — это сложнейший процесс, имеющий свои особенности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система воспитательной работы

- механизм развития личности – это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела;

- успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность,

- успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации,

- активизация личности на самореализации, подкреплённая творческими успехами и достижениями, формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают позитивные тенденции в развитии личности, формируют готовность их к самостоятельному выбору в пользу личностного роста.

Главным направлением воспитательной деятельности становится развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с педагогом. Опорными моментами выступают:

- совместное планирование творческого дела,

- ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела,

- распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.

Коллективные творческие дела – это прежде всего, полнокровная жизнь педагога и учащихся. И чем богаче, целеустремленнее, организованнее жизнь, тем эффективнее воспитательный процесс. Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о друзьях.

что лучше сделать?

кто может помочь?

кому быть организатором?

какое дело проведем?

где его провести?

как лучше провести?

кто будет ответственным?

кто будет ведущим?

как развивать положительные качества детей?

как преодолеть отрицательные качества?

как включить всех в активный творческий поиск?

Проведение дела

как увлечь личным примером?

как создать перспективу успеха?

как выходить из затруднительного положения?

Подведение итогов

как научить коллективно подводить итоги работы?

как анализировать и оценивать проделанную работу?

как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?

Планирование воспитательной работы – это педагогическое моделирование деятельности классного руководителя, прогноз воспитательной ситуации в классе и поэтому составляет основу моей работы как классного руководителя.

Планирование – это процесс моделирования воспитательной деятельности на определенный период времени, когда необходимо представить мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:

Принципы моделирования воспитательного процесса:

Поэтому план работы состоит из следующих разделов:

анализ воспитательной работы за прошлый год

цели и задачи воспитательной деятельности

основные направления и дела классного сообщества

индивидуальная работа с учащимися

работа с родителями

изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

ПВР на год составляю в соответствии с графиком проведения предметных декад, ключевыми делами школы и с учетом особенностей психологического и социального развития ребят.

Цель: создание благоприятного нравственно- психологического климата, здоровых межличностных отношений.

создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка;

изучение потребностей, интересов, склонностей, личностных качеств учащихся;

определение уровня сформированности классного коллектива, состояния в нем деловых и межличностных отношений;

способствование повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности;

поддержка творческой и познавательной активности учащихся, вовлечение их в активную деятельность, развивающую личность.

Коллективное планирование жизнедеятельности класса, в котором участвуют классный руководитель, весь коллектив учащихся класса и родители, является следующим этапом воспитательной работы.

Варианты совместного планирования самые разнообразные – анкетирование, аукцион идей и предложений, практикум. Заключительным этапом в совместной деятельности является уточнение, корректирование и оформление плана воспитательной работы.

Известный педагог Газман О.С. (21.01.1936 – 30.08.1996, КПН) считал, что механизм воспитания заключается в оказании педагогом поддержки ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей; в создании условий для жизненного самоопределения школьников. Для более продуктивной работы по поддержке процессов самопознания и самостроительства личности ребенка О.С.Газман и его коллеги предложили разрабатывать целевые программы.

Работа ведётся по следующим направлениям:

Цель работы: - оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявить свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;

Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.

Виды деятельности:

Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;

Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;

Интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;

Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;

Сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся;

Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся.

Цель работы – использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психологического здоровья, для будущего самоутверждения.

Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;

Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Виды деятельности:

Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

Сотрудничество с родителями учащихся и учителями предметниками.

Сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможностей коррекции здоровья учащихся.

Сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися.

Формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья.

Организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физической культуры и спортом.

Цель работы в этом направлении – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

Формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;

Формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.

Виды деятельности:

Развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

Развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

Воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;

Знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выжить в трудных жизненных ситуациях;

Воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;

Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Цель работы – передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.

Знакомить учащихся с традициями и обычаями различных поколений.

Виды деятельности:

Изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики;

Изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений;

Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;

Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения;

Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Цель работы – создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности;

Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;

Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся;

Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности;

Просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, секций, клубов, обществ;

Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;

Развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям;

Использование активных форм внеклассной работы на основе учета возрастных особенностей учащихся.

Цель работы – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регулятора поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;

Обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;

Виды деятельности:

Изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;

Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

Формирование способностей руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.

Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;

Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;

Виды деятельности:

Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;

Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;

Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;

Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

План воспитательной работы с классом я строю согласно теории О.С.Газмана

Индивидуальная работа с учащимися

В своей работе классного руководителя я использую для определения индивидуальности учащихся типологии, предлагаемые профессором С.Д.Поляковым.

I. классификация строится на основании склонностей учеников к развитию в той или иной личностной сфере:

1. школьники с доминантой интересов в интеллектуальной сфере;

2. школьники, ориентирующиеся на художественную сферу;

3. Воспитанники, для которых привлекательна сфера практических задач и действий;

4. воспитанники с доминантой интересов в сфере отношений людей.

II. Классификация направлена на установление взаимосвязи между формами деятельности и общения учащегося, с одной стороны, и процессом развития его индивидуальности – с другой. Называются такие формы, как:

склонность к индивидуальной деятельности

склонность к совместной деятельности, групповой, коллективной деятельности

приоритетность межличностного общения

акцентирование на групповом общении

III. Классификация рассматривает индивидуальность с точки зрения решения специфических воспитательных задач при различных отношениях школьников к себе, своим проблемам, возможностям их решения:

школьники, которым достаточно подтверждения их мнения о себе и своих действиях

воспитанники, которым необходима поддержка в их стремлении что-то понять и изменить себя

школьники, которым требуется активное участие педагога в их отношениях с собой, такое, как формирование, создание нового понимания себя и активное подталкивание к соответствующей самореализации

воспитанники, которым нужно жесткое руководство их действиям и энергичное стимулирование их обращенности на себя.

Существует большое количество форм и способов индивидуальной работы с учащимися: психолого-педагогической диагностики, изучение медицинского и психологического обследования, составление индивидуальных характеристик воспитанников, ведение листков личностных достижений, создание ситуации успеха и выбора, индивидуальные консультации и беседы.

Отслеживание личностного развития учащихся

изучение индивидуальных особенностей учащихся.

установление межличностных контактов с каждым ребенком.

оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, в отношениях с учителями, в выполнении норм и правил поведения.

взаимодействие с родителями, администрацией, психологом с целью проектирования индивидуальной работы с учащимися.

содействия по самопознанию, самоопределению и саморазвитию.

диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет личностных достижений.

Отслеживание ведется с помощью карт воспитанности. Карты воспитанности – это документ, где перечислены качества личности, оцениваемые по 5 бальной шкале. По результатам можно судить об изменениях в личностном развитии учащихся в тот или иной возрастной период.

Информацию о себе самом воспитанник получает путем самонаблюдения, сравнения себя с другими, анализа результатов собственной деятельности. О характере самоизучения можно судить по результатам самоотчетности, самохарактеристики учащихся.

Изучение уровня воспитанности учащихся и познание ими себя – необходимое условие эффективного воспитания, перехода воспитания в самовоспитание.

Проведение сравнительных анализов уровней воспитанности, участие учащихся в различных мероприятиях, побед в олимпиадах, конкурсах, спортивных мероприятиях показывает эффективность этой работы.

Работа с родителями

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, поэтому в своей работе использую следующие направления:

изучение семей учащихся

педагогическое просвещение родителей

обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе

педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса

индивидуальная работа с родителями

информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Педагогическое просвещение родителей – планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, конкретными проблемами.

Обеспечение участия в подготовке и проведении коллективных дел в классе – осуществляю с помощью включения их в совместное планирование воспитательной работы в классе; праздники, вечера, концерты; поездки, походы, дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной кабинета.

Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса – выборы родительского совета, помощь в планировании и организации его деятельности.

Индивидуальная работа с родителями – посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями.

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся – осуществляется с помощью тематических и итоговых родительских собраний, индивидуальных консультаций, проверки дневников учащихся, составление таблиц результатов их учебной деятельности.

Реализация программы воспитанности

Взаимодействие учителей, работающих в классе и учащихся

Взаимопонимание и сотрудничество

Развитие качеств личности

Коллективное планирование, проведение дел, оценка

Формирование ведущих качеств личности

Выполнение целевых программ развития личности

Системность воспитательной работы с 5 по 11 класс

Формирование положительной Я-концепции

Вера в ребенка, помощь, стимулирование активности

Отношение ответственной зависимости

Учет активности ребят

Самоуправление в классе. Добровольность участия детей на основе интереса.

Творческая деятельность каждого

Организация разнообразных видов деятельности.

Занятия в свободное время. Использование возможностей среды.

Реализация программы воспитанности через систему часов общения, общественно полезную деятельность.

« Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это - наши слезы,

Воспитательная система школы - это форма интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс,в котором педагогические цели сориентированы с целями детей и где в конкретных социальных условиях обеспечивается реализация задач воспитания.

Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, творчества, общественной деятельности, самодеятельности и самоуправления.

Важнейшая задача современной школы – формирование гуманного человека. Наша цель – на основе овладения общечеловеческими ценностями, формирование свободной, духовной, творческой личности с качествами гражданина, патриота, семьянина, труженика. Становление этих качеств у учащихся происходит в ходе реализации основных направлений воспитательной работы в школе.

- гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание;
- формирование основ эстетической культуры и отношения к прекрасному;
- воспитание экологической культуры, профилактика здорового и безопасного образа жизни;
- воспитание трудолюбия, сознательного отношения к знаниям и образованию, труду и жизни, подготовка к осознанному выбору профессии;

Цель учебно-воспитательной работы– воспитание патриотизма и гражданской ответственности, высоких нравственных ценностей обучающихся, развитие их творческих способностей в условиях здоровьесберегающей среды. Цель предполагает целостность воспитательной системы, включающей в себя все сферы жизни обучающегося для формирование личности, способной производить свободный выбор деятельности, будь это учебная, художественная, трудовая, досуговая или научная.

Реализация воспитательного влияния происходит как в кратковременном эпизоде воздействия на детей, так и на протяженном этапе организуемой совместной деятельности, и основывается на принципах:

  • Школа – для ребенка. Высшим показателем оценки работы школы считать самочувствие в ней человека, каждого ребенка и взрослого.
  • Главная ценность и основной объект заботы для педагога и воспитателя – личность ученика.
  • Обучение и воспитание – это взаимосвязанные процессы, основанные на взаимодействии педагога, воспитателя и воспитанника.
  • Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны. Творчество учителя и воспитателя – важнейший признак педагогической культуры.
  • Воспитание эффективно, если оно системно.

Реализация программы основных направлений воспитательной работы школы осуществляется одновременно по всем четырём направлениям во всех возрастных группах с учетом их особенностей и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка.

Таким образом, для воспитательной системы школы характерно:

  • Построение учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода.
  • Индивидуализация учебно-воспитательного процесса.
  • Развитие личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия школы, семьи, учреждений дополнительного образования.

Воспитательная система школы успешно сочетает базовое школьное образование с дополнительным образованием, основным предназначением которого является удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и образовательных потребностей детей.

В образовательном процессе широко используются принципы личностно – ориентированного обучения:

  • Принцип самоактуализации, учитывающий, что в каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, художественных и др. способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению своих природных и социальных возможностей.
  • Принцип индивидуальности, требующий создания условий для формирования и развития личности учащегося.
  • Принцип субъектности, нацеливающий педагогический коллектив на помощь ребенку в становлении его как субъекта жизнедеятельности в классе, школе. Учебно-воспитательный процесс ориентирован на взаимодействия учителя-воспитателя с учеником-воспитанником.
  • Принцип выбора, позволяющий школьнику жить, учиться и воспитываться в условиях постоянного выбора цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе в целом.
  • Принцип творчества и успеха, предполагающий, что индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и группы в целом.
  • Принцип доверия и поддержки, подчеркивающий важность обогащения арсенала педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению приходят на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

Важным звеном воспитательной системы школы является организация дополнительного образования школьников.

Педагогический коллектив школы считает, что дополнительное образование дает школьнику реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. В условиях общеобразовательного учреждения получение школьником такой возможности означает не только включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и независимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Ценно то, что в дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Интеграция основного и дополнительного образования позволяет школе сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Воспитательная работа в нашей школе уже на протяжении ряда лет строится на основе методики коллективной творческой деятельности. Она позволяет реализовать идеи сотрудничества учителя и ученика, участие каждого обучающегося в улучшении окружающей его среды, раскрывать индивидуальные творческие способности школьников. Через коллективное творческое дело (КТД) происходит социализация личности ребёнка, его интеграция с обществом. Оно формулируется самим ребёнком как перспектива интересной жизни.

Такая организация воспитательного процесса предусматривает участие всех членов школьного коллектива в планировании, подготовке, проведении и обсуждении любого мероприятия. Коллективное дело - это фантазия, импровизация. Именно КТД на сегодняшний день - основная единица нашей системы воспитательной работы.

Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения. Она направлена на осуществление задач развития и формирования культуры личности будущих специалистов.

Главной целью воспитательной работы является: саморазвитие студентов, самореализация и самосовершенствование личности учеников за счет актуализации интеллектуальных, культурных и духовно-нравственных ценностей.

Данная цель достигается путем формирования личности будущего специалиста с высоким морально-этическим уровнем.

Какие существуют направления воспитательной работы

Выделяют 2 направления воспитательной работы:

  1. Организация творческих учебных коллективов в свободное от учебы время;
  2. Содействие ученикам в проведении досуга, экскурсий, встреч, собраний, а также помощь в организации мероприятий, посвященных благоустройству помещений в школе и на ее территории.

Психологи выделяют 2 формы воспитательной работы: коллективная и индивидуальная.

Основные интегрированные задачи воспитательной работы:

  • Формирование у студентов и учеников чувства уважения к закону, гражданской позиции, потребности к труду и жизни;
  • Становление у воспитанников определяющих качеств и свойств личности;
  • Принятие и освоение высших нравственно-культурных ценностей;
  • Удовлетворение воспитанников в культурном, интеллектуальном, физическом и нравственном развитии.

Учебно воспитательная работа многогранна. Она организовывается на учебных занятиях, а также в учебно-воспитательном процессе. При этом педагоги школы решают учебно-воспитательные задачи на уроках и приобщают воспитание посредством предмета и его содержания.

Некоторые педагоги могут организовывать воспитательную деятельность в школе вне учебы после занятий. Ученики могут посещать разнообразные тематические консультации, экскурсии, факультативы и пр. Координаторами подобной деятельности выступают классные руководители.

Преподаватель также определяет формы и методы проведения занятий. При выборе конкретного метода он опирается на специфику класса.

Критериями воспитанной личности являются объективные показатели готовности учеников к воспитанию и способности выполнять свои социальные функции. Также критериями могут выступать требование к личности, нормы поведения, деятельность в обществе, идеалы и т.д.

Система деятельности заместителя директора по воспитательной работе и классного руководителя

При работе с коллегами заместитель директора по воспитательной части, а также классный руководитель придерживаются следующей системы:

Методическое объединение классных учителей определяет приоритетное направление воспитательной работы на целый год, при этом сохраняются остальные компоненты воспитания.

Традиционно проводятся подобные мероприятия, как День Учителя, День Знаний, Посвящение в первоклассники, Международный день Матери, а также Последний звонок и Выпускной вечер. Школьные традиции объединяют педагогический коллектив с учениками, усложняют, закрепляют и развивают отношения и связи между членами педагогического коллектива. Подобные мероприятия всем очень нравятся, и к ним начинают готовиться заранее. Однако есть одна проблема: праздник должен отличаться от прошлогоднего.

После детального изучения потребностей не только педагогов, но и учащихся, методическое объединение классных руководителей составляет план работы обучающих занятий. План работы предполагает:

  1. Формулировку целей воспитания;
  2. Составление плана воспитательной работы;
  3. Выбор технологии КТД;
  4. Составление примерной программы воспитательной работы;
  5. Работу с учащимися, требующими повышенного внимания от педагогов;
  6. Выбор формы работы с родителями и т.д.

Создание условий для воспитательной работы классных руководителей имеет конкретные направления в образовательном учреждении.

Главная задача педагога заключается в организации развивающей и воспитательной деятельности. Эта задача важна, поскольку там, где нет организации, царствует хаос и стихийные обстоятельства. А при таких условиях развитие личности невозможно.

Второй задачей, которую должен решить классный руководитель, является организация и развитие коллектива.

Третья задача для классного руководителя в воспитательной работе предусматривает создание условий для проявления внутренних сил учащихся, советы в становлении его личности, разностороннем развитии его интересов и способностей.

План воспитательной работы

План воспитательной работы – это структура, которая имеет следующий вид:

  1. Характеристика коллектива школы, а именно:
    1. Состав класса и общая характеристика учеников (сколько девочек, сколько мальчиков, познавательный уровень и общее развитие учащихся, уровень работоспособности, успеваемость, интерес к коллективным делам, наличие детей из неблагополучных семей, которые нуждаются в повышенном внимании воспитателя);
    2. Взаимосвязь класса с общим коллективом учебного учреждения (участвует ли класс помимо своих дел в другой деятельности школы, предлагает ли идеи для улучшения жизни школы);
    3. Сплоченность (выделяется ли актив класса, способны ли ученики группироваться для осуществления различных видов деятельности).
    1. Жизнедеятельность класса;
    2. Работа с родителями;
    3. Индивидуальная работа школьников.

    Воспитательные задачи включают воспитательные задачи школы и задачи, которые ставит перед собой учитель на весь предшествующий год.

    Благодаря такому продуманному плану руководитель эффективно организует воспитательную деятельность, правильно координирует усилия учителей, школьников, родителей, создает условия для развития каждого учащегося.

    Читайте также: