Высоцкий братские могилы анализ стихотворения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче.

Весь стих пронизан идеей патриотизма .
В первые четыре строки умещено невероятное количество страдания, тоски, необъятного горя. В каждом слове горечь утраты самых мужественных и отважных, имена которых неизвестны и образ которых не сохранился, о которых мы можем говорить только в общем, обо всех разом. Их подвиги на расписаны, но героизм их от этого не уменьшен.
В следующих строках автор подчёркивает патриотизм каждого солдата, воевавшего за одно, за нашу землю, за нашу Родину. И каждый солдат с потерянным именем -герой.
Бесстрашие воевавших победило врага и не сломлен дух ни каким горем, ни каким поражением.
В последнем четверостишие Высоцкий горит о невосполнимой, необъятной утрате, которая касается не каждого по-отдельности, а всех вместе. И нет меры великой скорби о смерти неизвестных героев.

Свои выступления В. Высоцкий начинал стихотворением “Братские могилы”, которое было написано им в 1964 году. В. Высоцкий часто писал о войне, писал глубоко и проникновенно, хотя сам никогда в боевых действиях не участвовал. Секрет такой проникновенности, такой яркости образов, кроется в невероятном чувстве гражданственности поэта.

Композиция произведения

Композиционно стихотворение состоит из четырех катренов. Кроме того, повторение первых двух начальных строф в конце стихотворения указывает на то, что композиция кольцевая.

Сюжет поэтического произведения

Как такового сюжета нет. На первом плане – переживания пота. Его собственное, субъективное, переосмысление событий.

Ритм и интонация

Стихотворение написано амфибрахием. Оно торжественно и строго. В тексте присутствуют многогранные идиоглоссы, которые взаимодействуя друг с другом, образуют неповторимый поэтический мир произведения.

Детальный разбор катренов
1 катрен

Строки первого катрена очень лаконичные, строгие, четкие. Почти в каждой строчке присутствует

глагол (ставят, рыдают, приносят, зажигают), с помощью которого образуется фонетически правильная стихотворная форма. Все предложения неопределенно-личные.

Это подчеркивает масштабность произошедшей трагедии – братские могилы, солдаты без имен, общая боль утраты, общая скорбь. Также с помощью этого приема подчеркивается особенность места – нет крестов, нужен особый памятник, особый символ памяти – Вечный огонь, здесь не плачут, так как боль утраты так велика, что можно только молча скорбеть, отдавая дань памяти букетами цветов. Передавая реальную картину, автор старается пробудить в читателе эмоции, заставить вспомнить и сопереживать.

2 катрен

С помощью метафоры (“земля вставала на дыбы”) автор пытается передать весь накал произошедших здесь когда-то событий. Также здесь есть противопоставление (фонетически достигается с помощью “игры” глаголов – в одной строке он есть, а в другой нет). Сначала шум и грохот, а потом тишина могильных плит.

В третьей и четвертой строках присутствует смысловая перекличка, подчеркнутая моноритмом – разные судьбы сливаются в одну. Также в двух последних строфах присутствует аллитерация и ассонанс.

3 катрен

В третьем катерне на передний план выдвигается слово “горящий”. С помощью этого слова создается главный образ, образа Вечного огня, в котором мелькают отблески горящих хат и горящих сердец солдат, погибающих за свою Родину.

4 катрен

В последнем катрене важно обратить внимание на вопрос. Вопрос не требует ответа, ответ ясен. Вопрос занимает ключевую, сильную позицию в тексте.

Понимаешь, что солдаты ушли молодыми, сгорели в пламени войны, но предать их память невозможно…

Анализ стихотворения — Братские могилы. Русский язык и литература

Композиция произведения

Композиционно стихотворение состоит из четырех катренов. Кроме того, повторение первых двух начальных строф в конце стихотворения указывает на то, что композиция кольцевая. Такой тип композиции концентрирует внимание читателя на стихотворном пространстве.

Сюжет поэтического произведения

Как такового сюжета нет. На первом плане – переживания пота. Его собственное, субъективное, переосмысление событий.

Ритм и интонация

Стихотворение написано амфибрахием. Оно торжественно и строго. В тексте присутствуют многогранные идиоглоссы, которые взаимодействуя друг с другом, образуют неповторимый поэтический мир произведения.

Детальный разбор катренов

1 катрен

Строки первого катрена очень лаконичные, строгие, четкие. Почти в каждой строчке присутствует глагол (ставят, рыдают, приносят, зажигают), с помощью которого образуется фонетически правильная стихотворная форма. Все предложения неопределенно-личные. Это подчеркивает масштабность произошедшей трагедии — братские могилы, солдаты без имен, общая боль утраты, общая скорбь. Также с помощью этого приема подчеркивается особенность места — нет крестов, нужен особый памятник, особый символ памяти – Вечный огонь, здесь не плачут, так как боль утраты так велика, что можно только молча скорбеть, отдавая дань памяти букетами цветов. Передавая реальную картину, автор старается пробудить в читателе эмоции, заставить вспомнить и сопереживать.

2 катрен

3 катрен

4 катрен

В последнем катрене важно обратить внимание на вопрос. Вопрос не требует ответа, ответ ясен. Вопрос занимает ключевую, сильную позицию в тексте. Понимаешь, что солдаты ушли молодыми, сгорели в пламени войны, но предать их память невозможно…

Композиция произведения

Композиционно стихотворение состоит из четырех катренов. Кроме того, повторение первых двух начальных строф в конце стихотворения указывает на то, что композиция кольцевая. Такой тип композиции концентрирует внимание читателя на стихотворном пространстве.

Сюжет поэтического произведения

Как такового сюжета нет. На первом плане – переживания пота. Его собственное, субъективное, переосмысление событий.

Ритм и интонация

Стихотворение написано амфибрахием. Оно торжественно и строго. В тексте присутствуют многогранные идиоглоссы, которые взаимодействуя друг с другом, образуют неповторимый поэтический мир произведения.

Детальный разбор катренов

1 катрен

Строки первого катрена очень лаконичные, строгие, четкие. Почти в каждой строчке присутствует глагол (ставят, рыдают, приносят, зажигают), с помощью которого образуется фонетически правильная стихотворная форма. Все предложения неопределенно-личные. Это подчеркивает масштабность произошедшей трагедии - братские могилы, солдаты без имен, общая боль утраты, общая скорбь. Также с помощью этого приема подчеркивается особенность места - нет крестов, нужен особый памятник, особый символ памяти – Вечный огонь, здесь не плачут, так как боль утраты так велика, что можно только молча скорбеть, отдавая дань памяти букетами цветов. Передавая реальную картину, автор старается пробудить в читателе эмоции, заставить вспомнить и сопереживать.

2 катрен

3 катрен

4 катрен

В последнем катрене важно обратить внимание на вопрос. Вопрос не требует ответа, ответ ясен. Вопрос занимает ключевую, сильную позицию в тексте. Понимаешь, что солдаты ушли молодыми, сгорели в пламени войны, но предать их память невозможно.

Анализ стихотворения Братские могилы по плану

Братские могилы

Возможно вам будет интересно

Цикл стихов Персидские мотивы был подобен яркой вспышке, которая порой озаряет горящий факел прежде чем он полностью потухнет. Поездка Есенина на Кавказ и в Азию, начавшаяся в 1924 году принесла поэту немало положительных

Тема смерти в один момент становится ключевой в повествованиях Афанасия Фета, особенно после 50-х годов в 19-ом веке. Причиной данной темы становится пессимистические настроения автора

Б. Л. Постернак очень хорошо получалось в своих работах передавать образы окружающего мира, они выходили, поистине живы и ярки. Но автор никогда не любил преувеличить реальность

1) Тема: поэт размышляет о людях, которые погибли в жестокие дни войны и были похоронены в братских могилах. Суровая правда жизни состоит в том, что из-за отсутствия времени и большого количества погибших, всех пришлось хоронить в одной могиле.

2) Идея: автор скорбит, он чувствует какую-то бесконечную боль, которая только многократно усиливается от осознания того, эта боль не имеет границ - ни личностных, ни временных. В братских могилах покоится боль и горе всего русского народа.

3) Художественные средства.

  • постоянные: братские могилы, вечный огонь.
  • метафорические: горящее сердце.
  • выразительные: заплаканные вдовы, вспыхнувший танк.

jiJIpri4K9wMeciUgujtL9EO59L0r6l.jpg

Параллелизм: в начале и в конце стихотворения повторяется одна и та же фраза, создающая единый поэтическое впечатление:

TC0Svb92YawPIuTob1doqiqkyaEt1YDh.jpg

BuvFGTAeYhOkNsWPUnhFdWXJsYznc2.jpg

Аллегория: братские могилы олицетворяют для автора такие понятия как доблесть и честь.

Риторический вопрос, которым заканчивается стихотворение, устанавливает контакт с читалем.

FMCg6zn9WzDqnBupClEfMu9u6dt5vFG2.jpg

Преклоняюсь перед обоими поэтами.

Когда-то, в классе седьмом, я написала в сочинении, что А.С.Пушкина ставлю выше всех поэтов, никто до него не дотягивает, ибо больше никто, кроме него не написал романа в стихах. Учительница литературы написала мне тогда под оценкой, что "Нельзя быть столь категоричной и каждый поэт важен и нужен по-своему".

А в выпускном классе я узнала о В.Высоцком, влюбилась в его песни и стихи, многие выучила наизусть, была поражена его талантом, его юмором и сарказмом, но Пушкина все равно считала выше.

Пока не прочитала братьев Стругацких, которые в своей фантастической повести написали про визит инопланетян в СССР, которые решили сделать землянам подарок и воскресить любого, особенного важного и нужного советским людям человека. Нужно было просто всем дружно подумать именно про этого человека в определенный день и час, и он появится живым в спец коробке-лифте.

Политбюро долго заседало (дело было при Брежневе) и решали, как повлиять на мысли людей, о ком должны были дружно подумать все партийные и как заставить "правильно" подумать всех беспартийных. Сталина и Дзержинского они сами боялись, перед Лениным было стыдно, но все же решили воскресить его, а в случае несоответствия приказа мыслям людей - дать приказ снайперам расстрелять эту машину времени.

Так в заветный миг все люди задумались и в проеме коробки-лифта появился Владимир Высоцкий! А через минуту всё было закончено и машина времени была взорвана.

Это произведение заставило меня задуматься о том, что о Пушкине никто ведь и не подумал.

Да и я сама бы думала о Высоцком.

То есть В.Высоцкий возможно ближе и нужнее многим людям, чем А.Пушкин.

Владимир Семёнович Высоцкий сыграл около тридцати ролей в кино. Но их могло бы быть гораздо больше.

Так, мог бы сыграть роль сотника Степана в фильме Тарковского "Андрей Рублёв".

В фильме Алексея Германа-старшего "Проверка на дорогах" мог бы сыграть перебежчика, бывшего военнопленного Александра Лазарева.

В роли Остапа Бендера в обоих фильмах "Золотой телёнок" и "Двенадцать стульев" мы могли бы увидеть также Владимира Высоцкого.

текст при наведении

В фильме "Емельян Пугачёв" главнуроль тоже мог бы сыграть. Но сыграл Евгений Матвеев.

И даже на роль Д*Артаньяна в фильме Юнгвальда-Хилькевича "Д*Артаньян и три мушкетера" Владимир Семёнович пробовался.

Причины называют разные, но, в основном, это две: режиссёры знали о пристрастии актёра к спиртному, даже во время съёмок; и вторая- команда "сверху", запрещающая снимать актёра.

Читайте также: