Выполнение арифметических действий над элементами массива 10 класс план урока

Обновлено: 05.07.2024

Примеры решения задач

1. Найти произведение элементов одномерного массива, состоящего из n элементов. Элементы вводятся с клавиатуры.

2. Найти сумму элементов одномерного массива. Размер произвольный. Элементы вводятся с клавиатуры.

3. Найти сумму элементов массива с четными номерами, содержащего N элементов. Элементы вводятся с клавиатуры.

4. Сформировать и вывести на экран массив, элементы которого заданы датчиком случайных чисел на интервале [-19, 26] (размер произвольный). Найти произведение элементов с нечетными индексами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

файлы заготовки: ZD_1.pas; ZD_2.pas; ZD_3.pas; ZD_4.pas.

I. Организационный момент.

Учитель здоровается и производит краткий обзор темы и цели сегодняшнего урока.

II. Проверка полученных знаний.

Учитель обязательно проверяет выполнение домашнего задания.

ПРИМЕЧАНИЕ:

В том случае когда учащийся выполнил все домашнее задание и задачи №4* и 5* можно выставить хорошие оценки за урок.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Выставить оценки обязательно всем ученикам.

III. Физкультминутка..

Учитель предлагает выполнить небольшую разминку для снятия усталости у учащихся.

IV. Изучение нового материала.

Учитель начинает объяснение нового материала, где учащимся объясняет:

Алгоритм вычисления среднего арифметического элементов массива;

Алгоритм вычисления среднего геометрического элементов массива;

Алгоритм вычисления среднего арифметического четных элементов массива;

Алгоритм вычисления среднего геометрического элементов массива стоящих на четных местах.

VI. Практическая работа на компьютере.

Учитель предлагает решить две задачи на компьютере в среде СП Паскаль:

ПРИМЕР №1. Дан массив А(10) элементов. Заполните его целыми числами в интервале от [1;30].

Вычислите среднее арифметическое ВСЕХ элементов массива.

ПРИМЕР №2. Дан массив В(10) элементов. Заполните его целыми числами в интервале от [1;50].

Вычислите среднее арифметическое нечетных элементов массива;

ПРИМЕР №3. Дан массив С(10) элементов. Заполните его числами в интервале от [10;90].

Вычислите среднее геометрическое элементов массива стоящих на нечетных местах;


ПРИМЕР №4*,5* Дан массив D(10) элементов. Заполните его числами в интервале от [-50;50].

Вычислите разность суммы отрицательных элементов массива и среднего арифметического элементов этого же массива;

Вычислите среднее геометрическое элементов массива стоящих на местах кратные 5.

Учащимся успешно выполнившим задание ПРИМЕРОВ 4 и 5 выставляется оценка отлично.

VII. Домашнее задание.

[Электронный материал: §6 повторить, задачи в тетради.]

ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку

ПРИМЕР №1. Дан массив А(10) элементов. Заполните его целыми числами в интервале от [1;30].

Вычислите среднее арифметическое ВСЕХ элементов массива.

ПРИМЕР №2. Дан массив В(10) элементов. Заполните его целыми числами в интервале от [1;50].

Вычислите среднее арифметическое нечетных элементов массива;

ПРИМЕР №3. Дан массив С(10) элементов. Заполните его числами в интервале от [10;90].

Вычислите среднее геометрическое элементов массива стоящих на нечетных местах;


ПРИМЕР №4*,5* Дан массив D(10) элементов. Заполните его числами в интервале от [-50;50].

Вычислите разность суммы отрицательных элементов массива и среднего арифметического элементов этого же массива;

Вычислите среднее геометрическое элементов массива стоящих на местах кратные 5.

ПРИМЕР №1. Дан массив А(10) элементов. Заполните его целыми числами в интервале от [1;30].

Вычислите среднее арифметическое ВСЕХ элементов массива.

ПРИМЕР №2. Дан массив В(10) элементов. Заполните его целыми числами в интервале от [1;50].

Вычислите среднее арифметическое нечетных элементов массива;

ПРИМЕР №3. Дан массив С(10) элементов. Заполните его числами в интервале от [10;90].

Вычислите среднее геометрическое элементов массива стоящих на нечетных местах;


ПРИМЕР №4*,5* Дан массив D(10) элементов. Заполните его числами в интервале от [-50;50].

Вычислите разность суммы отрицательных элементов массива и среднего арифметического элементов этого же массива;

Вычислите среднее геометрическое элементов массива стоящих на местах кратные 5.

ПРИМЕР №1. Дан массив А(10) элементов. Заполните его целыми числами в интервале от [1;30].

Вычислите среднее арифметическое ВСЕХ элементов массива.

ПРИМЕР №2. Дан массив В(10) элементов. Заполните его целыми числами в интервале от [1;50].

Вычислите среднее арифметическое нечетных элементов массива;

ПРИМЕР №3. Дан массив С(10) элементов. Заполните его числами в интервале от [10;90].

Вычислите среднее геометрическое элементов массива стоящих на нечетных местах;


ПРИМЕР №4*,5* Дан массив D(10) элементов. Заполните его числами в интервале от [-50;50].

Вычислите разность суммы отрицательных элементов массива и среднего арифметического элементов этого же массива;

Вычислите среднее геометрическое элементов массива стоящих на местах кратные 5.

ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку

ZD_1.pas

ZD_2.pas

Дан массив А(10). Используя автозаполнение заполните его целыми числами в интервале от [1;30]. Найдите среднее арифметическое ВСЕХ элементов массива А.

  1. Воспитывать интерес к информатике, как к учебному предмету.
  2. Воспитание аккуратности, точности.
  1. Развитие представлений детей о программировании на языке Паскаль.
  2. Развитие психических процессов у детей, таких как внимание, мышление, память (произвольное запоминание, слуховая, зрительная память) с помощью различных методических приёмов на уроке.
  3. Формирование приемов логического и алгоритмического мышления, развитие познавательного интереса к предмету, развитие умения планировать свою деятельность;
  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение нового материала. Просмотр презентации с объяснением учителя.
  4. Закрепление изученного. Повторение базовых определений (кроссворд)
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

1. Понятие одномерного массива .

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Понятие одномерного массива и его описание
  • Виды массивов
  • Способы заполнение одномерного массива.
  • Виды задач.

Понятие одномерного массива и его описание

В жизни мы постоянно сталкиваемся с множеством объектов, объединенных по определенным признакам.

  • Семейство бабочек…
  • Поле цветов…
  • Таблица температур за неделю.

Такую таблицу называют линейной. В программировании линейная таблица называется одномерным массивом. Массив- это пронумерованная конечная последовательность однотипных величин. Массив характеризуется: типом, то есть все элементы массива имеют один и тот же тип; именем, массив имеет имя – одно для всех элементов; размером, Размер массива – это количество его элементов. Для обращения к конкретному элементу массива необходимо указать имя массива и в квадратных скобках индекс элемента: A[I].

Пример: Рассмотрим массив А.

Массив состоит из пяти целых чисел: 5, 10, 15, 20, 25.

Элементы массива пронумерованы. Порядковый номер элемента называется его индексом.

Например, 3 – номер элемента массива, по другому индекс. 15 – значение элемента массива.

Обозначаются элементы массива в квадратных скобках, А[2], А[3], А[4], А[5].

2 – номер элемента массива. 10 – значение элемента массива.

Рассмотрим описание массива на Паскале. Слово array буквально переводится как массив.

Где А имя массива. 1 – начальный индекс. 5 – конечный индекс. integer – тип элементов – целый. Границы индекса могут быть любыми целыми числами. Важно, чтобы нижняя граница была меньше верхней границы. И рассмотрим описание – размер через константу:

Const – это раздел описания констант, то есть постоянных величин, определяемых заранее и не изменяющихся по ходу выполнения программы. I – переменная, хранящая индекс элемента массива, к которому идет обращение.

Различают одномерные и двумерные массивы. Одномерные массивы имеют линейную структуру. Содержит одну строку или один столбец. Например: список учащихся в классе, квартиры в доме, школы в городе, данные о температуре воздуха за год, месяц, неделю…


Двумерные массивы задаются в виде таблицы. Например таблица умножения.

http://s44.radikal.ru/i105/1108/cc/eb3a3acaf617.jpg

Способы заполнение одномерного массива.

Рассмотрим заполнение массива. Существует несколько способов заполнения массива.

Мы рассмотрим три способа:

  • с клавиатуры;
  • с помощью датчика случайных чисел;
  • с помощью формулы.

1. Заполнение массива случайными числами .

Рассмотрим задание значений элементов массива как случайных чисел. Функция получения случайных чисел из заданного интервала [0, М-1] выдает целые числа из этого интервала: random (М). Можно использовать функцию получения случайных чисел без указания аргумента. Она выдает случайное вещественное число от нуля до одного: random

Функция получения случайных чисел из интервала [А, В] имеет вид random (b-a+1)+a

Заполним массив например десятью целыми числами из интервала [1,100] запишем фрагмент программы:

for i:=1 to 10 do

3. Заполнение массива с помощью формулы

Заполнить одномерный массив из 10 чисел по формуле b[i]:=i*3

Здесь массив из десяти целых чисел заполняется индексами элементов умноженными на три.

Заполнить массив десятью случайными числами и вывести его на экран.

mas: array [ 1..10 ] of integer ;

for i:= 1 to 10 do mas[i] :=random( 100 )- 50 ;

for i:= 1 to 10 do writeln (mas[i]);

Решение задач по обработке массива связано, как правило, с перебором элементов массива. Такой перебор происходит в цикле, в котором изменяются значения индексов от начальной до конечной величины. В практике работы по обработке массивов могут встречаться различные задачи, которые могут быть сведены в несколько наиболее характерных групп:

  • нахождение суммы (или произведения) элементов.
  • нахождение максимального (минимального) элемента;
  • нахождение номеров элементов, обладающих заданным свойством.
  • нахождение количества элементов, обладающих заданным свойством.
  • замена элементов массива.
  • удаление элементов из одномерного массива.
  • вставка элементов.
  • изменение значений некоторых элементов.
  • создание массивов.

IV. Закрепление изученного. Повторение базовых определений(кроссворд

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План – конспект урока по информатике на тему: Устройства ввода-вывода информации. 8 класс

Цели урока:познакомить учащихся с назначением внешних устройств ввода-вывода информации;познакомить учащихся с устройством и принципами работы различных устройств ввода-вывода информации;способс.


Конспект урока по информатике на тему Технология ввода текста. Редактирование текста вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.

Конспект урока по информатике на тему: Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк. Цель урока: научить техноло.


Конспект урока по информатике на тему "Высказывание.Логическая величина"

Конспект урока с использованием дидактических игр, цифровых образовательных ресурсов. Предмет "Информатика" 5 класс.

Конспект урока по информатике на тему "Кодирование информации"

Конспект урока информатики в 5 классе на тему "Кодирование информации" с использованием авторских цифровых образовательных ресурсов.



Конспект урока по информатике по теме "Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе"

Цели урока:научить правильно и безопасно организовывать своё рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия информации в живой и неживой природе, информатике;воспитание информацио.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 10 классе по прогроммированию. Рассматриваются одномерные массивы, способы ввода, описания и вывода. Приводятся примеры программ работы с массивами.

Учитель Емельянцева Наталья Александровна

1. Познакомить учащихся с понятием одномерного массива, формировать навыки решения задач с использованием одномерных массивов.

2. Развивать логическое и алгоритмическое мышление, учить устанавливать последовательность при решении задач.

3. Воспитывать инициативность, аккуратность, познавательный интерес к урокам информатики.

Оборудование: маркер, доска.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: словесный метод, практический метод.

Приёмы обучения: объяснение, рассказ, беседа, практическая работа.

2. Изучение нового материала.

В математике, экономике, информатике часто используются различные наборы данных: последовательности чисел, списки фамилий, таблицы. Для обработки наборов однотипных данных было введено понятие массива.

Дадим определение массива. Массивом называется упорядоченная совокупность величин, обозначенных каждая одним и тем же именем с различными целочисленными индексами, изменяющимися по порядку. Индекс определяет положение элемента в массиве.

Каждому массиву обычно присваивается имя, что даёт возможность различать массивы между собой и обращаться к ним по именам.

Различают разные виды массивов в зависимости от их внутреннего строения, взаимного расположения элементов. Так, элементы массива могут располагаться строго последовательно, например . Такие массивы называются одномерными. Каждый массив определяется именем и числом элементов и обозначается A(n), где A – имя массива, а n - число элементов массива.

Элементы, образующие массив, упорядочены таким образом, что каждому элементу соответствует номер (индекс), определяющий его местоположение в общей последовательности. Доступ к каждому элементу осуществляется путём индексирования.

Для описания массива используется словосочетание array of (массив из) и имеет вид:

Array[тип индекса] of .

Тип индекса – любой порядковый номер, определяющий границы изменения значений индекса.

Описание массива задаётся следующим образом:

: Array[тип индекса] of ;

Над элементами массива можно производить те же операции, которые допустимы для данных его базового типа.

Для ввода и вывода числовых значений массива используются циклы.

При решении задач массив чисел может быть задан различными способами.

Рассмотрим способы задания массива.

1 способ – с помощью оператора присваивания

Замечание: Если в программе не нужны конкретные числа, то их можно получить с помощью оператора Random.

Так как многократный ввод массива с клавиатуры при отладке программы занимает много времени, удобнее вводить элементы массива с помощью генератора(датчика) случайных чисел Randomize.

For i: =1 to n do

2 способ - ввод элементов массива с клавиатуры.

For i: =1 to n do

3 способ – элементы массива могут быть получены в результате выполнения программы.

3.Обобщение и систематизация.

Рассмотрим подробно несколько задач на работу с элементами массива.

Пример 1. Дан одномерный массив из 15 элементов, заполненный с клавиатуры. Подсчитать количество чётных элементов в массиве.

Var i, k, n: Integer;

a: array[1..15] of Integer;

For i: =l to 15 do

For i: =l to 15 do

If a[i] mod 2=0 then k:=k+1;

Writeln('Кол-во чётных элементов = ',k)

Пример 2. Подсчитать количество отрицательных и неотрицательных элементов массива, заданного датчиком случайных чисел.

Var a: array [1..100] of Integer;

i, k, n, l: Integer;

Writeln('Число элементов n=');

For i: =1 to n do

If a[i] =0 then k: =k+l else l:=l+1

Writteln(' неотриц.= k,' 'отриц.= ', l)

Пример 3. Дан одномерный массив a(50). Вычислить сумму тех элементов массива, которые удовлетворяют условию: модуль элемента массива меньше квадрата его порядкового номера.

Var a: array [1..50] of Integer;

For i: =l to 50 do

For i: =1 to 50 do

Пример 4. Даны целые числа a1, a2. an, Определить их произведение.

Читайте также: