Выполнение арифметических действий над элементами массива 10 класс план урока
Обновлено: 05.07.2024
Примеры решения задач
1. Найти произведение элементов одномерного массива, состоящего из n элементов. Элементы вводятся с клавиатуры.
2. Найти сумму элементов одномерного массива. Размер произвольный. Элементы вводятся с клавиатуры.
3. Найти сумму элементов массива с четными номерами, содержащего N элементов. Элементы вводятся с клавиатуры.
4. Сформировать и вывести на экран массив, элементы которого заданы датчиком случайных чисел на интервале [-19, 26] (размер произвольный). Найти произведение элементов с нечетными индексами.
файлы заготовки: ZD_1.pas; ZD_2.pas; ZD_3.pas; ZD_4.pas.
I. Организационный момент.
Учитель здоровается и производит краткий обзор темы и цели сегодняшнего урока.
II. Проверка полученных знаний.
Учитель обязательно проверяет выполнение домашнего задания.
ПРИМЕЧАНИЕ:
В том случае когда учащийся выполнил все домашнее задание и задачи №4* и 5* можно выставить хорошие оценки за урок.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Выставить оценки обязательно всем ученикам.
III. Физкультминутка..
Учитель предлагает выполнить небольшую разминку для снятия усталости у учащихся.
IV. Изучение нового материала.
Учитель начинает объяснение нового материала, где учащимся объясняет:
Алгоритм вычисления среднего арифметического элементов массива;
Алгоритм вычисления среднего геометрического элементов массива;
Алгоритм вычисления среднего арифметического четных элементов массива;
Алгоритм вычисления среднего геометрического элементов массива стоящих на четных местах.
VI. Практическая работа на компьютере.
Учитель предлагает решить две задачи на компьютере в среде СП Паскаль:
ПРИМЕР №1. Дан массив А(10) элементов. Заполните его целыми числами в интервале от [1;30].
Вычислите среднее арифметическое ВСЕХ элементов массива.
ПРИМЕР №2. Дан массив В(10) элементов. Заполните его целыми числами в интервале от [1;50].
Вычислите среднее арифметическое нечетных элементов массива;
ПРИМЕР №3. Дан массив С(10) элементов. Заполните его числами в интервале от [10;90].
Вычислите среднее геометрическое элементов массива стоящих на нечетных местах;
ПРИМЕР №4*,5* Дан массив D(10) элементов. Заполните его числами в интервале от [-50;50].
Вычислите разность суммы отрицательных элементов массива и среднего арифметического элементов этого же массива;
Вычислите среднее геометрическое элементов массива стоящих на местах кратные 5.
Учащимся успешно выполнившим задание ПРИМЕРОВ 4 и 5 выставляется оценка отлично.
VII. Домашнее задание.
[Электронный материал: §6 повторить, задачи в тетради.]
ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку
ПРИМЕР №1. Дан массив А(10) элементов. Заполните его целыми числами в интервале от [1;30].
Вычислите среднее арифметическое ВСЕХ элементов массива.
ПРИМЕР №2. Дан массив В(10) элементов. Заполните его целыми числами в интервале от [1;50].
Вычислите среднее арифметическое нечетных элементов массива;
ПРИМЕР №3. Дан массив С(10) элементов. Заполните его числами в интервале от [10;90].
Вычислите среднее геометрическое элементов массива стоящих на нечетных местах;
ПРИМЕР №4*,5* Дан массив D(10) элементов. Заполните его числами в интервале от [-50;50].
Вычислите разность суммы отрицательных элементов массива и среднего арифметического элементов этого же массива;
Вычислите среднее геометрическое элементов массива стоящих на местах кратные 5.
ПРИМЕР №1. Дан массив А(10) элементов. Заполните его целыми числами в интервале от [1;30].
Вычислите среднее арифметическое ВСЕХ элементов массива.
ПРИМЕР №2. Дан массив В(10) элементов. Заполните его целыми числами в интервале от [1;50].
Вычислите среднее арифметическое нечетных элементов массива;
ПРИМЕР №3. Дан массив С(10) элементов. Заполните его числами в интервале от [10;90].
Вычислите среднее геометрическое элементов массива стоящих на нечетных местах;
ПРИМЕР №4*,5* Дан массив D(10) элементов. Заполните его числами в интервале от [-50;50].
Вычислите разность суммы отрицательных элементов массива и среднего арифметического элементов этого же массива;
Вычислите среднее геометрическое элементов массива стоящих на местах кратные 5.
ПРИМЕР №1. Дан массив А(10) элементов. Заполните его целыми числами в интервале от [1;30].
Вычислите среднее арифметическое ВСЕХ элементов массива.
ПРИМЕР №2. Дан массив В(10) элементов. Заполните его целыми числами в интервале от [1;50].
Вычислите среднее арифметическое нечетных элементов массива;
ПРИМЕР №3. Дан массив С(10) элементов. Заполните его числами в интервале от [10;90].
Вычислите среднее геометрическое элементов массива стоящих на нечетных местах;
ПРИМЕР №4*,5* Дан массив D(10) элементов. Заполните его числами в интервале от [-50;50].
Вычислите разность суммы отрицательных элементов массива и среднего арифметического элементов этого же массива;
Вычислите среднее геометрическое элементов массива стоящих на местах кратные 5.
ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку
ZD_1.pas
ZD_2.pas
Дан массив А(10). Используя автозаполнение заполните его целыми числами в интервале от [1;30]. Найдите среднее арифметическое ВСЕХ элементов массива А.
- Воспитывать интерес к информатике, как к учебному предмету.
- Воспитание аккуратности, точности.
- Развитие представлений детей о программировании на языке Паскаль.
- Развитие психических процессов у детей, таких как внимание, мышление, память (произвольное запоминание, слуховая, зрительная память) с помощью различных методических приёмов на уроке.
- Формирование приемов логического и алгоритмического мышления, развитие познавательного интереса к предмету, развитие умения планировать свою деятельность;
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала. Просмотр презентации с объяснением учителя.
- Закрепление изученного. Повторение базовых определений (кроссворд)
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
1. Понятие одномерного массива .
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
- Понятие одномерного массива и его описание
- Виды массивов
- Способы заполнение одномерного массива.
- Виды задач.
Понятие одномерного массива и его описание
В жизни мы постоянно сталкиваемся с множеством объектов, объединенных по определенным признакам.
- Семейство бабочек…
- Поле цветов…
- Таблица температур за неделю.
Такую таблицу называют линейной. В программировании линейная таблица называется одномерным массивом. Массив- это пронумерованная конечная последовательность однотипных величин. Массив характеризуется: типом, то есть все элементы массива имеют один и тот же тип; именем, массив имеет имя – одно для всех элементов; размером, Размер массива – это количество его элементов. Для обращения к конкретному элементу массива необходимо указать имя массива и в квадратных скобках индекс элемента: A[I].
Пример: Рассмотрим массив А.
Массив состоит из пяти целых чисел: 5, 10, 15, 20, 25.
Элементы массива пронумерованы. Порядковый номер элемента называется его индексом.
Например, 3 – номер элемента массива, по другому индекс. 15 – значение элемента массива.
Обозначаются элементы массива в квадратных скобках, А[2], А[3], А[4], А[5].
2 – номер элемента массива. 10 – значение элемента массива.
Рассмотрим описание массива на Паскале. Слово array буквально переводится как массив.
Где А имя массива. 1 – начальный индекс. 5 – конечный индекс. integer – тип элементов – целый. Границы индекса могут быть любыми целыми числами. Важно, чтобы нижняя граница была меньше верхней границы. И рассмотрим описание – размер через константу:
Const – это раздел описания констант, то есть постоянных величин, определяемых заранее и не изменяющихся по ходу выполнения программы. I – переменная, хранящая индекс элемента массива, к которому идет обращение.
Различают одномерные и двумерные массивы. Одномерные массивы имеют линейную структуру. Содержит одну строку или один столбец. Например: список учащихся в классе, квартиры в доме, школы в городе, данные о температуре воздуха за год, месяц, неделю…
Двумерные массивы задаются в виде таблицы. Например таблица умножения.
Способы заполнение одномерного массива.
Рассмотрим заполнение массива. Существует несколько способов заполнения массива.
Мы рассмотрим три способа:
- с клавиатуры;
- с помощью датчика случайных чисел;
- с помощью формулы.
1. Заполнение массива случайными числами .
Рассмотрим задание значений элементов массива как случайных чисел. Функция получения случайных чисел из заданного интервала [0, М-1] выдает целые числа из этого интервала: random (М). Можно использовать функцию получения случайных чисел без указания аргумента. Она выдает случайное вещественное число от нуля до одного: random
Функция получения случайных чисел из интервала [А, В] имеет вид random (b-a+1)+a
Заполним массив например десятью целыми числами из интервала [1,100] запишем фрагмент программы:
for i:=1 to 10 do
3. Заполнение массива с помощью формулы
Заполнить одномерный массив из 10 чисел по формуле b[i]:=i*3
Здесь массив из десяти целых чисел заполняется индексами элементов умноженными на три.
Заполнить массив десятью случайными числами и вывести его на экран.
mas: array [ 1..10 ] of integer ;
for i:= 1 to 10 do mas[i] :=random( 100 )- 50 ;
for i:= 1 to 10 do writeln (mas[i]);
Решение задач по обработке массива связано, как правило, с перебором элементов массива. Такой перебор происходит в цикле, в котором изменяются значения индексов от начальной до конечной величины. В практике работы по обработке массивов могут встречаться различные задачи, которые могут быть сведены в несколько наиболее характерных групп:
- нахождение суммы (или произведения) элементов.
- нахождение максимального (минимального) элемента;
- нахождение номеров элементов, обладающих заданным свойством.
- нахождение количества элементов, обладающих заданным свойством.
- замена элементов массива.
- удаление элементов из одномерного массива.
- вставка элементов.
- изменение значений некоторых элементов.
- создание массивов.
IV. Закрепление изученного. Повторение базовых определений(кроссворд
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока по информатике на тему: Устройства ввода-вывода информации. 8 класс
Цели урока:познакомить учащихся с назначением внешних устройств ввода-вывода информации;познакомить учащихся с устройством и принципами работы различных устройств ввода-вывода информации;способс.
Конспект урока по информатике на тему Технология ввода текста. Редактирование текста вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.
Конспект урока по информатике на тему: Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк. Цель урока: научить техноло.
Конспект урока по информатике на тему "Высказывание.Логическая величина"
Конспект урока с использованием дидактических игр, цифровых образовательных ресурсов. Предмет "Информатика" 5 класс.
Конспект урока по информатике на тему "Кодирование информации"
Конспект урока информатики в 5 классе на тему "Кодирование информации" с использованием авторских цифровых образовательных ресурсов.
Конспект урока по информатике по теме "Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе"
Цели урока:научить правильно и безопасно организовывать своё рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия информации в живой и неживой природе, информатике;воспитание информацио.
Урок в 10 классе по прогроммированию. Рассматриваются одномерные массивы, способы ввода, описания и вывода. Приводятся примеры программ работы с массивами.
Учитель Емельянцева Наталья Александровна
1. Познакомить учащихся с понятием одномерного массива, формировать навыки решения задач с использованием одномерных массивов.
2. Развивать логическое и алгоритмическое мышление, учить устанавливать последовательность при решении задач.
3. Воспитывать инициативность, аккуратность, познавательный интерес к урокам информатики.
Оборудование: маркер, доска.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: словесный метод, практический метод.
Приёмы обучения: объяснение, рассказ, беседа, практическая работа.
2. Изучение нового материала.
В математике, экономике, информатике часто используются различные наборы данных: последовательности чисел, списки фамилий, таблицы. Для обработки наборов однотипных данных было введено понятие массива.
Дадим определение массива. Массивом называется упорядоченная совокупность величин, обозначенных каждая одним и тем же именем с различными целочисленными индексами, изменяющимися по порядку. Индекс определяет положение элемента в массиве.
Каждому массиву обычно присваивается имя, что даёт возможность различать массивы между собой и обращаться к ним по именам.
Различают разные виды массивов в зависимости от их внутреннего строения, взаимного расположения элементов. Так, элементы массива могут располагаться строго последовательно, например . Такие массивы называются одномерными. Каждый массив определяется именем и числом элементов и обозначается A(n), где A – имя массива, а n - число элементов массива.
Элементы, образующие массив, упорядочены таким образом, что каждому элементу соответствует номер (индекс), определяющий его местоположение в общей последовательности. Доступ к каждому элементу осуществляется путём индексирования.
Для описания массива используется словосочетание array of (массив из) и имеет вид:
Array[тип индекса] of .
Тип индекса – любой порядковый номер, определяющий границы изменения значений индекса.
Описание массива задаётся следующим образом:
: Array[тип индекса] of ;
Над элементами массива можно производить те же операции, которые допустимы для данных его базового типа.
Для ввода и вывода числовых значений массива используются циклы.
При решении задач массив чисел может быть задан различными способами.
Рассмотрим способы задания массива.
1 способ – с помощью оператора присваивания
Замечание: Если в программе не нужны конкретные числа, то их можно получить с помощью оператора Random.
Так как многократный ввод массива с клавиатуры при отладке программы занимает много времени, удобнее вводить элементы массива с помощью генератора(датчика) случайных чисел Randomize.
For i: =1 to n do
2 способ - ввод элементов массива с клавиатуры.
For i: =1 to n do
3 способ – элементы массива могут быть получены в результате выполнения программы.
3.Обобщение и систематизация.
Рассмотрим подробно несколько задач на работу с элементами массива.
Пример 1. Дан одномерный массив из 15 элементов, заполненный с клавиатуры. Подсчитать количество чётных элементов в массиве.
Var i, k, n: Integer;
a: array[1..15] of Integer;
For i: =l to 15 do
For i: =l to 15 do
If a[i] mod 2=0 then k:=k+1;
Writeln('Кол-во чётных элементов = ',k)
Пример 2. Подсчитать количество отрицательных и неотрицательных элементов массива, заданного датчиком случайных чисел.
Var a: array [1..100] of Integer;
i, k, n, l: Integer;
Writeln('Число элементов n=');
For i: =1 to n do
If a[i] =0 then k: =k+l else l:=l+1
Writteln(' неотриц.= k,' 'отриц.= ', l)
Пример 3. Дан одномерный массив a(50). Вычислить сумму тех элементов массива, которые удовлетворяют условию: модуль элемента массива меньше квадрата его порядкового номера.
Var a: array [1..50] of Integer;
For i: =l to 50 do
For i: =1 to 50 do
Пример 4. Даны целые числа a1, a2. an, Определить их произведение.
Читайте также: