Введение предмет курса светскость и основы религиоведения урок план

Обновлено: 30.06.2024

Я, думаю смысл данной притчи вы прекрасно знаете, поэтому каким будет наш урок, зависит от нас всех. Все в наших руках.

2. Актулизация знаний учащихся

Почему на родине иудаизма появилась новая религия- христианство?

3. Изучение нового материала рассказ учителя:

Состав христианского общества

Широкое распространение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самых разных слоев населения, различного образовательного уровня привели к ожесточенным вероучительным спорам.

Учение о иконопочитании было окончательно сформированно в 8 веке.

Разработано учение Церкви о священнодействиях и таинствах. Важнейшие христианские таинства: крещение, исповедь в грехах, причастие Тела и Крови Христа, венчание (брак) и другие. Постепенно сформировались различия между восточными и западными христианами, которые в 11 веке привели к разделению церкви на восточную православную и западную католическую.

Иисус Христос и Евангелие

Изображение Иисуса Христа, страдающего на кресте, остается главным символом христианской религии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 6 класс

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 6 класс.

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 7 класс

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 7 класс.

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 8 класс

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 8 класс.

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 9 класс

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 9 класс.

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 10 класс

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 10 класс.

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 11 класс

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 11 класс.

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока всемирной истории 6 класс

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока всемирной истории 6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Светскость и светское государство: определение понятия, ее значение и характер.

Цель: Раскрыть сущность понятия светскость ее значение и характер. Понятия: Светскость, свобода мысли, совести и религии, являющимися составной частью борьбы за свободу и демократию. Продолжить формирование толерантного отношения к людям, придерживающимся иных взглядов, исповедующих иную религию.

Оборудование, наглядность: постер, стикеры, маркеры, интерактивная доска.

Тип урока: объяснение нового материала.

Формы и методы: интерактивное обучение

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организа-ционные

Используемые модули

Работа на создание коллаборативной среды.

Приветствие. Психологический настрой на урок.

Работа на создание коллаборативной среды.

Приветствие. Предлагает учащимся прием «Солнце светит всем одинаково, в особенности тем кто

Учащиеся образуют круг, количество стульев на один меньше чем количество учеников, один из учеников говорит слова «Солнце светит всем одинаково, в особенности тем кто…кто согласен должен пересесть на чужой стул в том числе и ведущий, кто не супел становится ведущим.

Формативное оценивание (похвала)

Оценивание для обучения

Пробуждение интереса к получению новой информации. Постановка учениками собственных целей обучения

Просмотр видеоролика выход на новую тему урока:

Работа с ментальной картой выход на цели урока

Хорошо мы с вами закончили все задания МОЛОДЦЫ, а сейчас для того чтобы выйти на новую тему урока я предлагаю вам просмотреть видеоролик…какая тема урока?

Для того чтобы вы поняли о чем мы будем сегодня говорить я хочу вам предложить задание с ментальной картой, пожалуйста напишите ваши ассоциации с понятием светское государство….

Ну чтож молодцы вы посмотрели видеоролик, заполнили ментальную карту а теперь скажите как вы думаете какие цели и задачи мы должны сегодня рашить на уроке, какие вопросы решить….замечательно

1. Определение понятия светскость и его понимание.

2. Понятие свободы мысли и вероисповедания.

3. Светское государство.

Формативное оценивание (похвала)

Для того чтобы изучить материал и раскрыть сущность понятия светское государство я предлагаю вам выполнить задание на составление кластера по теме. Но прежде чем приступить к выполнению задания давайте разделимся на малые группы с помощью приема ПАЗЛ, ваша задача выбрать ПАЗЛ собрать исторический лозунг и в какой период он возник, т.о. мы сформируем малые группы…

Замечательно займите свои места, у вас на партах я положил критериальные карты по самооцениванию в конце урока вы их заполните и на их основе будут выставлены оценки. И так приступаем к выполнению задания с кластером, время на выполнение и презентацию 10 мин.

Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт с новой информацией.

1. Просмотрите данные рисунки по теме, изучите текстовый материал стр. 7-12.

2. Выделите главные идеи, рисунки, ключевые слова, которые будете использовать в кластере.

3. Разработайте кластер в вашем видении. Помните, что это опора для вашего рассказа и опора для слушателей. Все слова, рисунки, символы должны быть видны ребятам.

Молодцы а теперь давайте пороведем взаимооценивание на основе стикеров, где вы можете написать свой отзыв о работе соседней группы.

Ученики рассаживаются по группам, распределяют роли для работы в группе: спикер, лидер, секретарь, наблюдатель. Организауют работу по составлению концептуальной карты.

Группы презентуют кластер, задают вопросы, оценивают работу других групп.


Ромашка Блума

Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Простые вопросы – фактические Что? Где? Когда?

Уточняющие – ты так считаешь? То есть ты сказал?

Объясняющие – Почему?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Светскость и светское государство,определение понятие,значение и характер.

Рабочая тетрадь

для 9 класса

факультативный курс


§1. Тема: Введение. Светскость и светское государство: определение понятия, значение и характер.


1. Вставь пропущенные слова:

А) В нашей республике определились две основные традиционные религии.

В) Применительно к государственно-правовой сфере, светскость – это.

D) В современном мире существует государства двух типов:……………………………………………….

Е) Для современного независимого Казахстана его светский характер означает, что в суверенном государстве нет и не может быть ……………………………………………………………………………..

2. Работа с метальной картой












3. Назовите признаки светскости в Казахстане

А) полная изоляция религиозных объединений от общественной жизни

В) существование официальной религии

С) свобода вероисповедания

D) не вмешательство государства в дела религии

E) не вмешательство религии в дела государства

F) религиозные объединения являются частью, институтами казахстанского общества

G) государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания

H) светский характер государственной системы образования.

4. 7(семь) принципов взаимоотношений государства с религиозными организациями:

§2. Тема: Светское государство и религия


1. Вставь пропущенные слова:

А) Согласно статьи 1 раздела I Конституции РК, закреплен основополающий принцип построения и функционирования казахстанского госдарства как светского, в котором отстутствует ……………………

В) Светские основы государственного устройства республики ни в коей мере не противоречат принципам…………………………………………..

С) В республике запрещены создание и деятельностьь общественных объединений, цели или действия которых направлены на…………………………………………………………………………………………

D) Таким образом, государство не вмешивается в определение гражданами своего отношения к религии: никто не может…………………………………………………………………………………

E) Государство также не вмешивается в воспиатние детей родителями или иными их законными представителями согласно своим убеждениям, если ………………………………………………………

2. Приведи в соответствие:

2. Деятельность политических партий на религиозной основе не допустима

3. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам. отноешния к религии, убеждений.

3.Тест Да/нет

4. На чем формируются основы светской этики: на законе или религии?

СВЕТСКОСТЬ И ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ учебная программа для 9-класса уровня основного среднего образования

Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 июля 2014 года №281.

Светскость и основы религиоведения: Учебная программа для 9-классов уровня основного среднего образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 201 4 . –5с.

© Национальная академия образования

им. И.Алтынсарина, 2014.

к приказу Министра образования

и науки Республики Казахстан от

от 15 июля 2014 года №281.

1. Пояснительная записка

1. Учебная программа была разработана в соответствии с государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование) , утвержденным П остановлением Правительства Республики Казахстан №1080 от 23 августа 2012 года.

3. Современная политика Казахстана направлена на укрепление межэтнического, межконфессионального уважения и толерантности между многочисленными этносами и культурами в стране, достижение согласия и дружбы между ними и формирование целостной системы духовно-нравственных ценностей.

4. Знание истории взаимоотношении религии и культуры, религии и государства, религии и цивилизации является проявлением познания духовности многовекого опыта человечества.

5. Известные казахские мыслители – аль-Фараби, Ходжа Ахмет Ясауи, Абай, Ыбырай, Шакарим в своих духовных наследиях на основе исторического разума и практики показали роль и место религии в истории государства и всестороннем развитии личности.

6. Цель обучения предмета :

1) довести до обучающихся принцип светскости как ценности , и научить их принимать его как самый важный фактор стабильности государства, изучать и понимать религию на фоне светско сти;

2) дать всесторонние знания о свободе совести, об истории и современном состоянии мировых и традиционных религий, новых религиозных движений, деструктивных религиозных течений и запрещенных религиозных организаций ;

3) научить учеников не принимать идеологию экстремизма, терроризма и религиозного радикализма, на основе духовно-нравственных ценностей воспитывать у них чувство толерантности и формировать гуманистическое мировоззрение.

7. Задачи обучения предмета :

1) дать обучающимся системные знания о значении религии, истории и ее роли в обществе ;

2) формировать представление по принятию светскости как основу государственности и независимости , дать знания в этом направлении;

3) с позиции светскости формировать навык и сравнения основ религиозного сознания, религиозной веры, религиозно го познания и религиозного воспитания;

4) разъяснение мировоззрен ческих, культурных и нравственных значений религий ;

5) формировать навыки уважения свободы совести, привитии толерантности и построение светского отношения к религиозным течениям современного общества;

6) показать межнациональное и межконфессиональное согласие Казахстана в ключе светскости, воспитывать у обучающихся чувство гражданской зрелости и ответственности;

7) разъяснять опасность для национальной безопасности, принципам светскости и общественной стабильности идеологий глобальных провялений экстремизма, терроризма, религиозного радикализма, воспитывать чувство уважения к положениям светского государства;

8) сформировать у обучающихся культур ы и навык ов критического анализа и оценивания, сравнения материалов религиозной литературы, электронных ресурсов и СМИ;

9) р азъяснять важность правовой грамотност и в обществ енной жизни и постоянно ее повышать , воспитывать уважени е к правам и свободам граждан Республики Казахстан;

8. Объем учебной нагрузки:

9 класс - 1 (один) час в неделю, 34 часа в учебном году.

2. Базовое содержание учебного предмета

9. Содержание учебного предмета включает в себя следующие темы:

2) Светскость и светское государство: определение понятия, ее значение и характер. Светское государство и религия. Основы светской этики. Принципы светскости в системе образования (3 часа) ;

3) Значение религии, ее определение, социальное предназначение, генезис, классификация. Структура и функции религии. Формирование и развитие науки о религии – религиоведения. Основные религиозные понятия, институты. Религия как духовно-культурный феномен (2 часа) ;

4) Источники и исторические формы религии. Формы древних веровании и национальные религии. Религии в Древнем Египте, Греции, Риме. Индуизм. Конфуцианство. Даосизм. Синтоизм. Иудаизм. Танах и Талмуд. Божество. Роль божества в древне-тюркском мировоззрении (3 часа) ;

5) Мировые религии. Буддизм: основы учения, история, практика (опыт) и регионы распространения. Основные направления буддизма (1 час) ;

6) Христианство: основы вероучения, история, практика (опыт) и регионы распространения. Иисус Христос и Евангелие. Основные направления христианства (православие, католицизм, протестантизм). Христианство в современном мире (4 часа) ;

7) Ислам: основы вероучения, история, практика (опыт) и регионы распространения. Пророк – Мухаммед. Сакральная книга – Коран. Направления в исламе. Основные школы мусульманского права (мазхабы). Исторические условия распространения и укоренения в Казахстане ханафитской богословско-правовой школы. Ее связанность с национальной культурой. Особенности и историческая роль школы Матуридийа. Школы суфизма. Ислам, наука и культура ( 5 часов) ;

8) Религии в Казахстане. Ислам в Казахстане: распространение ислама в Казахстане. Религиозная философия Ходжа Ахмета Йасауи (хикметы). Роль ислама в формировании и развитии казахской государственности. Ислам в ХХ веке и в современном Казахстане. Распространение в Казахстане ханафитских правовых норм и практики (3 часа) ;

9) Распространение христианства в Казахстане. Православная церковь в Казахстане. Католицизм и протестантизм в Казахстане. Культура христианства в Казахстане (2 часа) ;

10) Культура ислама в Казахстане. Исламское архитектурно-монументальное искусство в Казахстане. Памятники исламской рукописной культуры. Философско-просветительские и религиозные взгляды ал-Фараби, Жусупа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ахмета Йугинеки, Хусам ад-дина Сыгнаки. Богословы ХІХ-ХХ вв. Духовное наследие Абая и Шакарима (3 часа) ;

11) Новые религиозные движения. Учение, формы и особенности новых религиозных движений. Дилемма новых религиозных движений и традиционных религиозных систем: познавательные, психологические и бытовые противоречия. Признаки и последствия деятельности деструктивных течений. Запрещенные религиозные объединения. Религиозный экстремизм и терроризм: определение, признаки проявления и последствия. Терроризм – чуждое для религии явление. Опасность религиозного экстремизма и терроризма для национальной безопасности (3 часа) ;

12) Казахстан – страна межрелигиозного мира и согласия. Религиозное законодательство Республики Казахстан. Светскость – платформа государственно й системы и национальной безопасности. Понятие о свободе религиозного вероисповедования. Платформа межрелигиозного согласия и диалога в современном Казахстане (3 часа) ;

13 ) Политика Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по установлению межрелигиозного диалога, мира и согласия в Казахстане и мировом сообществе ( 1 часа).

3. Требования к уровню подготовки учащихся

10 . Предметные результаты .

По окончании 9-го класса обуча ю щиеся должны зна ть :

1) основны е религиозны е понятия;

2) соотношения между светским и религиозным,

3) истори ю религии и особенност и вероисповедания;

4) специфически е черт ы новых религиозных течений;

5) опасности экстремизма и терроризма;

6) казахско-мусульманск ие позн а вательн ые мысли;

8) взаимоотношения между религиозными организациями, государством и культурой в Республике;

9) политик у Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по укреплению межконфессионального согласия, сохранению общественной стабильности, проявлению уважительного отношения к истинным религиозным чувствам верующих в стране и мировом сообществе .

11. Личностные результаты .

1) познать религиозные явления с научной точки зрения;

2) понять сущность отношений между государством, религиозными объединениями и культурой;

3) уметь различать религиозное сознание, религиозную веру, религиозный опыт и религиозную мысль;

4) знать историю познавательной миссии религии и веры в жизни общества;

5) познать и уметь объяснять морально-этические ценности религии;

6) уметь различать религию и терроризм с позиций светскости;

7) знать особенности проявления нетрадиционных течений экстремистского и террористического характера;

8) уметь различать религию и науку, светскость и право, религию и псевдорелигиозные течения.

12. Системно-деятельностные результаты .

1) овладеть важными сведениями и системными знаниями в области религиоведения;

2) овладеть культурой и способностями критического анализа информаций ;

3 ) ориентироваться и уметь анализировать полученную информацию, использовать ее при выполнении учебно-творческих проектов и других видов исследовательских работ;

4 ) сформировать иммунитет против влияния идеологий и практики экстремистских, террористских религиозных групп и течений;

5 ) владеть современной информационно-коммуникационной технологией;

6 ) быть готовым к дискуссиям, обмену мнений по вопроса м религии, быть осведомленным по особенностя м разных культур и религиозных систем.

Читайте также: