Всегда ли учебник может заменить объяснение учителя почему кратко

Обновлено: 01.06.2024

В данной работе рассматривается такой вопрос: какова роль учебника в учебно-методическом комплексе преподавателя?

ВложениеРазмер
rol_uchebnika.docx 18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учебника в УМК преподавателя.

Преподаватель: Архитекторова А.А.

Учебник играет важную роль в управлении учебным процессом. Поэтому важно понимать,

− из каких компонентов он слагается и как эти компоненты взаимодействуют,

− как выстроен учебник и отдельные его главы,

− по каким критериям учебник оценивать,

− и уметь определить, подходит ли тот или иной учебник Вашей целевой группе,

Составные части учебника

Когда мы говорим о современных учебниках, как правило, мы подразумеваем или представляем себе не просто одну какую-то книжку, а целые комплекты, комплексы − УМК. В состав УМК могут входить следующие элементы:

– книга для учителя,

– словари и справочники,

– сборники с дополнительными тренировочными упражнениями,

– электронные приложения к учебникам,

– оnline-задания и упражнения,

– материалы для интерактивной доски,

Функции учебника и рабочей тетради

Ядро УМК составляют: учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя. Вместе они должны:

− направлять и регулировать процесс обучения,

− вводить в темы обучения,

− давать необходимую для изучения этих тем информацию (термины, правила, страноведение),

− предоставлять задания и упражнения для закрепления материала,

− предусматривать виды работы для разных организационных форм урока (индивидуальную, в парах, в мини-группах, всем классом),

− способствовать развитию УУД,

− включать тексты или отрывки разных жанров,

− способствовать развитию коммуникации в классе,

− содержать тестовые задания, контрольные работы,

− давать учащимся возможность для самопроверки/самоконтроля/ самодиагностики и при необходимости подсказывать, какой материал усвоен не в полной мере, что нужно повторить, выучить, закрепить и т.д.

Как правило, основной учебный материал бывает изложен в учебнике, а в рабочей тетради бывают собраны материалы для самостоятельной работы дома. Важно, чтобы учебник и рабочая тетрадь были тесно связаны друг с другом, чтобы в учебнике были указания на то или иное упражнение или задание рабочей тетради, которое следовало бы выполнить в определенный момент. Кроме того, следовало бы обращать внимание на следующие пункты:

− Предлагаются ли в рабочей тетради задания на тренировку/закрепление материала, приведенного в параграфе учебника или же есть и углубленные задания, например креативные задания, темы проектов и т.д.?

− Есть ли в рабочей тетради указание на организационную форму, как выполнять задание: индивидуально или в группе?

− Приводятся ли в рабочей тетради объяснения материала? Это повторение правил, приведенных в учебнике, или же какой-то уточняющий, дополняющий материал.

− Есть ли дополнительный материал (например, информация по страноведению или информация о каких-либо открытиях, великих ученых)?

Все эти параметры разные учителя могут оценивать по-разному, в зависимости от того, что нужно и важно для конкретного класса. Поэтому одна и та же рабочая тетрадь может быть оценена разными учителями по-разному, их мнение может быть полностью противоположным.

Книга для учителя

Помочь учителям понять концепцию учебника призвана книга для учителя. Она объясняет устройство учебника и показывает, как работать с его составными частями. Традиционно книги для учителя издавались на бумаге, всё чаще их можно найти в электронном виде на соответствующих страничках издательств и загрузить на свой компьютер.

Начинающий педагог, безусловно, будет рад пошаговому описанию уроков, дидактическим советам для выполнения того или иного задания, диаграммам, дополнительным материалам и др. Опытному учителю подобная подробная, пошаговая информация может быть лишней. Его скорее заинтересовали бы какие-нибудь альтернативные, непривычные методы и приемы, идеи по применению дополнительных материалов, рабочие листки для повторения и игры. По идее, это должны быть две совершенно разные книги для учителя. Неудивительно, что кому-то такая напечатанная книга для учителя необходима, нужна, нравится, а кто-то может быть ею крайне недоволен. В отдаленной перспективе можно представить, что книга для учителя будет не готовым опубликованным изданием, а цифровым банком данных для учителей с советами, рекомендациями, дополнительными материалами; с описанием возможного урока или же с подборкой альтернативных материалов, чтобы учитель − в любой своей профессиональной стадии − мог ими пользоваться.

А пока книга для учителя традиционно включает в себя следующие части:

− общая информация о методической концепции учебника,

− обоснование/пояснение к структуре учебника,

− описание методических приемов для работы с параграфом/главой,

− описание учебных целей и задач,

− банк альтернативных видов работы с параграфом учебника: дополнительные тексты, задания и упражнения, темы для возможных проектов,

− дополнительная информация к параграфам, к фактам, перечисленным в учебнике,

− скрипты текстов для аудирования,

− ответы к заданиям, упражнениям,

Дополнительные материалы на уроке.

На уроке нередко встречается ситуация, когда одни ученики работают быстро, другим нужно время на обдумывание, когда возникают проблемы при изучении какой-то определенной темы. Учебник − один для всех. Количество упражнений и заданий в учебнике ограничено. В такой ситуации на помощь приходят дополнительные материалы.

Что такое дополнительные материалы? В широком смысле это всё, что учитель привлекает для урока в дополнение к учебнику, помимо него. Это может быть литературное произведение, томик стихов, газетная статья, упражнение или задание из сборника задач. Здесь видны следующие категории дополнительных материалов:

− материалы аутентичные (литературное произведение) или материалы дидактические (например, грамматическое упражнение),

− дополнительные материалы напечатанные (бумажные) или интерактивные (online, анимированные),

− материалы, привязанные к определенному учебнику или нет.

Важно, чтобы дидактические материалы актуализировались вместе с учебником.

Дополнительные дидактические материалы должны отвечать следующим требованиям:

− Дополнительные материалы представляют собой (обработанные) тексты для учеников определенного уровня и возраста и тем самым закрывают пробел в учебнике (если он не совсем соответствует целевой группе).

− В дополнительных материалах учебное содержание может быть представлено разнообразнее, чем в учебнике.

− В них представлены разнообразные виды учебной деятельности.

− Они дают возможность самостоятельной работы над тем или иным явлением.

− Они дают возможность выбора материала для определенных тем, могут использоваться для исследований и проектов.

− Дополнительные материалы делают возможным индивидуальный подход в преподавании.

− Дополнительные материалы обогащают урок.

− Дополнительные материалы помогают подготовиться к экзаменам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Роль преподавателя в профессиональном самоопределении студентов"

Статья посвещена всестареннему воздействию педагога на личность студента, для формирования последующего профессионального самоопределения будущего среднего медицинского персонала.


Роль преподавателя – тьютора в процессе обучения учащихся профессионального училища физике и информатике.

По данным диагностических исследований, проводимых в течение последних лет, уровень знаний учащихся, приходящих в училище, снижается. Ученик не только не.


Конспект урока . Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира.Эволюция человека. 9 класс ,биология.К учебнику Сонина.

Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

РОЛЬ И ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА


Роль презентации в методической работе преподавателя

Презентация -это дидактическое средство обучения состоящей из слайдов одной темы с использованием текстовой, графической ,звуковой информацией, др .Цели презентацииДидактически.


Диалог со студентами во время работы на лекциях и роль преподавателя в данном процессе

Данная статья относится к разделу: Проектирование индивидуальной самообразовательной деятельности по освоению методики диалогового взаимодействия со студентами “Готовлюсь к диалогу со студентами”.

ДИСКУССИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ЕЁ ЗАДАЧИ, ПРИЧИНЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ, РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В учебнике дана чёткая и точная информация о предмете. Но, по опыту, учащиеся усваивают информацию от учителя лучше, чем от учебника. Учитель приводит интересные примеры, проще объясняет выполнение заданий или правила. Для этого и существует учитель, чтобы, опираясь на учебные пособия, давать багаж знаний учащимся.

Учебник на мой взгляд должен не заменять, а дополнять учителя. Но это самый минимум, который ученик должен освоить по школьной программе. Ну а если ученик хочет знать больше, ему надо искать дополнительную информацию в разных источниках. Причём эти источники могут быть как на бумажном носителе( Книги, научно - популярная литература и т.д.), так и любые другие (ТВ. Читать далее

Когда вы что то читаете вы оперируете понятиями. Эти понятия у каждого человека интерпретируются иногда похожим способом, а иногда кардинально различающимся. Вот к примеру возьмем литературу. Если в тексте вы найдете слово "дурак" - вполне понятно, что это некий субъект, который имеет какие то отклонения в мышлении и воспринимает происходящее не правильно. Но если тоже. Читать далее


Задание 3 № 369

Выберите одну из предложенных тем беседы.

1) Велопоход всей семьёй. Опишите фотографию.

Не забудьте описать:

1. внешний вид и занятие людей, запечатлённых на фотографии;

2. атмосферу в этой семье;

3. природу, ландшафт;

4. преимущества активного отдыха всей семьёй.

2) Интересный школьный проект. Расскажите об интересном школьном проекте, в котором Вы

Не забудьте рассказать:

1. какой проект Вы готовили;

2. что для Вас было самым лёгким и интересным, а что – самым трудным;

3. как Вы защищали проект;

4. что Вам запомнилось в работе больше всего.

3) Каким должен быть современный школьный учебник?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

1. Какую роль в учебном процессе играет учебник?

2. Можно ли обойтись в школе без учебника? Почему?

3. Какой учебник удобнее, с Вашей точки зрения: бумажный или электронный?

4. Каким, по Вашему мнению, должно быть оформление учебника?

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.


Задание 4 № 370

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

1) Велопоход всей семьёй. Опишите фотографию.

1. Должны ли в семье быть общие увлечения?

2. Как активный образ жизни и свежий воздух влияют на здоровье человека?

3. Любите ли Вы проводить свободное время с семьёй? Как?

2) Интересный школьный проект. Расскажите об интересном школьном проекте, в котором Вы

1. Какие умения приобретает школьник во время подготовки проекта?

2. Какие проекты Вам интересны: групповые или индивидуальные? Почему?

3. Как Вы думаете, чему учат подготовка и защита проекта?

3) Каким должен быть современный школьный учебник?

1. Всегда ли учебник может заменить объяснение учителя? Почему?

2. Каким Вы видите учебник XXI века?

3. На каких уроках Вы чаще всего пользуетесь учебником? С какой целью?

Во время диалога правильно употребляйте слова, ставьте ударения, следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно. Обращайте внимание на правильность построения предложений. На это задание отводится 2−2,5 минуты.

При выборе одной из трёх предложенных тем монологического высказывания продумайте, какая из них Вам ближе. Какую бы тему Вы не выбрали, к ней предлагается план. Старайтесь не упустить ни один из пунктов плана. Добавить к указанным пунктам что-то самостоятельно вполне допустимо и приветствуется. Отведите на подготовку этого задания не более 1 минуты. На само высказывание можно отвести до 3-х минут.

Во время монолога правильно употребляйте слова, ставьте ударения, следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно. Обращайте внимание на правильность построения предложений.

При выборе темы № 1 Вам придётся создавать текст-описание по предложенной фотографии.

Описание — это тип текста, в котором называются, описываются признаки чего-либо или кого-либо: предметов, природы, мест, людей, животных. Эти признаки проявляются в один и тот же период времени. Большую роль в Вашем тексте-описании будет отведена объекту фотографии: неодушевлённый он или одушевлённый, возможно, это пейзаж, портрет или событие.

При выборе темы № 3 Вам необходимо будет составить текст-рассуждение. Рассуждение — это тип текста, в котором что-то объясняется или доказывается, говорится о причинах действий, событий, явлений, устанавливаются взаимосвязи между действиями, событиями, явлениями. Помните, что текст-рассуждение — это всегда единство трёх составляющих: тезиса, доказательства и вывода. Приветствуется наличие в тексте-рассуждении собственной точки зрения и умение её отстоять.


Уметь читать и анализировать исторические источники необходимо, чтобы полноценно понимать прошлое, но на уроках истории в школе этому почти не уделяют времени. Из-за этого ученики порой сталкиваются со значительными трудностями. Во-первых, они касаются олимпиадных заданий: на олимпиадах часто требуется хотя бы начальный навык источниковедческого анализа. Во-вторых, у школьников формируется не вполне правильное представление о прошлом: общепринятые трактовки исторических документов из учебника далеко не всегда формируют полное и корректное представление о них. Эти примеры покажут, почему никакая трактовка, представленная в учебнике или пособии, не сможет заменить работу с текстом первоисточника.

Несуществующий указ


(История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин и др.]; под ред. А. В. Торкунова. — 3-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2018. — С. 73.)

Программирование на поиск определённых словосочетаний


(История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин и др.]; под ред. А. В. Торкунова. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — С. 61.)


Подмена источника комментарием


(История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский и др.]; под ред. А. В. Торкунова. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — С. 17.)


Разные названия одного документа


(История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 1 / [М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.]; под ред. А. В. Торкунова. — 3-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2018. — С. 82.)

Только критический подход к восприятию информации, объем которой в наше время достиг титанических масштабов, позволяет человеку формировать собственное мнение о происходящем и учиться мыслить самостоятельно.

Читайте также: