Все произведения школьной литературы анализ произведения

Обновлено: 03.07.2024

В гуманитарных науках часто приходится сталкиваться с утверждением, что точная методика работы, определенные правила анализа ограничивают творческие возможности исследователя. Позволительно спросить: неужели знание формул, наличие алгоритмов, по которым решается данная задача, делают математика… менее творчески активным, чем человека, не имеющего представления о формулах?

Ключевые слова:

разбор, литературоведческий анализ, школьный литературный анализ, специфика школьного анализа, принципы анализа, составные элементы анализа, смысл, единство формы и содержания, восприятие, рефлексия, диалогизм, авторская концепция, контекстуальный анализ, имманентный анализ.

Особо следует остановиться на том вкладе, который внесла в разработку проблемы анализа художественного произведения психологическая школа в методике. Наиболее яркий ее представитель, В.В. Данилов, учитель и методист, разделявший литературоведческие взгляды А.А. Потебни, считал литературу не отражением жизни и истории, а искусством слова, продуктом психологии автора-творца. Поэтому и постигать ее возможно только с помощью образного мышления. Именно в концепции этой школы был сделан важный шаг к рассмотрению поэтики художественного текста: постижение законов художественной формы, установление ассоциативных связей в художественном тексте, приобщение к образной природе художественного слова и т. д.

В.В. Голубков выделил эти составные элементы, предложив тем самым определенную систему школьного анализа:

1. Характеристика эпохи создания произведения.

2. Определение темы.

3. Анализ системы образов и идеи.

4. Какими художественными средствами выражается содержание произведения.

5. Художественное значение произведения.

Современное решение проблемы школьного анализа художественного произведения связано сегодня с целым рядом вопросов: с местом классики в читательской судьбе современного школьника, с особенностями социокультурной ситуации и ее влиянием на процесс восприятия, чтения и понимания художественных произведений юными читателями, с обширным кругом научных проблем, решаемых современным литературоведением, с глубоким обновлением его научного языка, а значит, и методологии, что не может не влиять на изучение произведения в школе.

Сегодня словесник должен быть особенно внимателен к психологии современного подростка, особенности которой, во многом сформированные под воздействием современной социокультурной ситуации, влияют на восприятие художественного произведения и создают те трудности, которые мешают анализу классического произведения на уроке. Назовем некоторые из них:

? Конфликт времени. Герои, которые действуют в произведениях прошлых веков, сегодня не подходят под социально желаемые образы. По характеру своих реакций, чувств, ощущений, поступков они стали менее понятными для современного школьника. Так, например, господствующий культ силы не позволяет понять и принять слезы героя, которые считаются проявлением слабости и потому должны презираться.

? Ограниченность жизненного и эмоционального опыта юного читателя. Именно этот факт часто не позволяет понять внутренний мир героя, увидеть в произведении личность автора, проникнуться его мироощущением.

? Превалирование наглядного типа восприятия (визуализация восприятия). Зрелищность отодвигает Слово на задний план. Что легче: смотреть или читать и думать? Второе, разумеется, труднее. Поэтому картинка в тексте сразу привлечет внимание, а вот слово ускользает от глаз, не притягивает к себе, становится менее интересным и значимым.

Учитель в процессе анализа произведения не только учитывает непосредственное восприятие учащимися художественного произведения, но и опирается на него, тонко и искусно направляя мысль учащихся к обоснованным выводам и обобщениям. Сегодня довольно трудно понять, как тот или иной текст классического произведения влияет на ребенка, поэтому словеснику просто необходимо знать те особенности восприятия современного школьника, которые создают определенные трудности при анализе произведения.

Нередко молодые словесники, отягощенные грузом литературоведческих знаний, владеющие инструментарием литературоведческого анализа, бесспорно эрудированные в области науки о литературе, проводят блистательные уроки с тщательным научным разбором всех художественных достоинств текста, но ученики при этом остаются равнодушными к тому, что пытается столь виртуозно донести до них молодой словесник. Почему?

1. Общественно-исторические и социокультурные условия, в которых создавалось данное произведение, и основные проблемы, нашедшие в нем отражение.

2. Писатель, его концепция жизни и творчества, проявление ее в авторской позиции в тексте.

3. Тема и основная идейная направленность произведения.

4. Главные герои произведения, их характеры и поступки, их место и роль в решении основных проблем. Второстепенные герои, их связь с главными.

5. Композиция произведения. В какой степени ее своеобразие помогает раскрытию характеров и идейной направленности произведения?

6. Жанр произведения и его своеобразие.

7. Язык писателя как средство раскрытия образов и основной идеи произведения. Выразительный и изобразительный мир произведения.

8. Традиции и новаторство писателя. Диалог с другими авторами и произведениями. Интертекстуальные включения в произведение. Сквозные темы, мотивы, образы, повторяющиеся в данном произведении. Новые темы, мотивы, образы.

Анализируя художественное произведение на уроке литературы, словесник всегда опирается на какую-то определенную литературоведческую трактовку, что во многом удерживает и его самого, и его учащихся от искажений авторской мысли, от ее неверных трактовок. В этом проявляется принцип концептуальности школьного анализа. При этом способ постижения этой концепции (идеи художественного произведения) и движение к ее открытию будут иными, нежели в любом литературоведческом исследовании. Здесь важно другое: удержать мысли юного читателя в авторском ключе. Автор готовит читательскую позицию. Автор провоцирует определенный спектр адекватности интерпретации. Поэтому житейские мерки к художественному произведению не подходят. Главный принцип – ближе к тексту.

Заканчивая разговор об одном произведении, не торопимся закрывать его. Художественное произведение не может быть замкнуто только на себя, ибо живет в большом мире других голосов (авторов, произведений, читателей). Принцип диалогизма и сквозного проникновения литературного материала распахивает границы анализа и включает школьника в диалог авторов и читателей, в перекличку тем, проблем, мотивов, образов, сюжетов. Детское мышление ассоциативно. Реализация этого принципа позволяет еще более эффективно использовать это свойство сознания, расширяя систему связей искусства, культуры, жизни, Бытия.

Принцип меры анализа помогает решить проблему, насколько подробными должны быть проявления профессиональной литературоведческой детализации в школьном анализе как в средних, так и в старших классах. Очевидным является тот факт, что маленький читатель, испытывая воздействия от того или иного литературного приема, не задумывается о его художественной роли, не теоретизирует. Эстетическое осознание художественных явлений разовьется постепенно. Поэтому методически нецелесообразно применять, например, в средних классах излишне подробный и целенаправленный литературоведческий комментарий. То, что является необходимым в специальном научном анализе (историко-функциональном, лингвистическом, культурологическом, типологическом и т. д.), может стать избыточным в школьном анализе. Литературоведческие принципы и законы анализа в условиях школьного требуют вариативности и конкретизации (что невозможно в средних классах, вполне применимо в старших), ибо этот анализ оказывается включенным в живое читательское восприятие и приобретает личностно-ориентированный характер. В данном случае должен действовать принцип методической целесообразности, при котором уровень толкования, его глубина и характер должны быть соотнесены с уровнем общего развития и подготовленности учащихся. Тогда это толкование будет и экономным, и достаточным, и развивающим одновременно.

Вы находитесь на странице всех литературных произведений, которые изучаются в школьном курсе литературы. Мы подобрали для вас характеристики произведений с целью, чтобы вы лучше смогли понять тему, идею, проблематику произведений, лучше познакомиться с литературными героями. Мы не предоставляем текст произведений, у нас лишь анализ литературного произведения в детальном его содержании. По алфавиту у нас разбиты все авторы, то есть под буквой Л вы найдете автора с фамилией на букву Л: Лермонтов, Лесков.

У нас также есть замечательная теория литературы в схемах и таблицах, и мы предоставляем уникальную возможность подготовиться к ЕГЭ по литературе онлайн, у нас на сайте, прорешав большое количество тестов.

Екатерина Рожкова

Анастасия Донцова

Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее.

Мария Малышева

я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее.

Дарья Иванова

Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее.

Как правильно делать анализ произведения по литературе: план, приемы, схема, виды

Анализ произведения — одно из самых распространённых заданий по литературе в школе и вузе. От того, насколько хорошо учащийся делать этот вид работы, часто зависит его итоговый балл по предмету. Мы расскажем, как написать анализ произведения по литературе, а вам останется действовать по представленному плану.

Больше советов, которые помогут повысить оценки по любому предмету, вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале с лайфхаками и рекомендациями. А ещё советуем подписаться на интересную группу с акциями и выгодными предложениями.

Что значит анализ произведения

Под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять произведение, отследить не только его сюжетную линию, но и внутренний смысл.

Благодаря анализу литературного произведения, можно разобраться, что имел в виду писатель, какие идеи и мысли вложил в свой рассказ, пьесу или стихотворение.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Тем, кто интересуется, как делать анализ произведения, поможет план. Он подойдёт для разбора прозы, лирики или пьесы.

Схема анализа литературного произведения

Главный секрет успешного разбора — соблюдение плана анализа произведения по литературе:

  1. История создания.
  2. Смысл названия.
  3. Жанр произведения.
  4. Тема, идея и проблематика.
  5. Композиция и ключевые моменты сюжета.
  6. Конфликт в произведении.
  7. Система героев и образов.
  8. Позиция автора.
  9. Художественные средства.
  10. Выводы.

История создания

Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.

Смысл названия

В некоторых случаях этот пункт можно пропустить (например, если стихотворение называется по первой строке), но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения.

Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Определиться с жанром поможет форма произведения и его особенности (характер повествования, герои, тема и пр.).

Тема, идея и проблема

Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в стихотворении, рассказе, повести или романе. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.

Композиция и ключевые эпизоды

В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах:

  • экспозиции;
  • завязке;
  • развитии действия;
  • кульминации;
  • развязке;
  • постопозиции.

Конфликт

Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (героя и общества или протагониста и антагониста) либо внутренний (героя с самим собой). Этот конфликт зачастую выступает двигателем сюжета и находит разрешение в развязке.

Система героев и образов

В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев (как положительных, так и отрицательных) и образы, которые использованы в тексте.

Позиция автора

Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.

Художественные средства

Этот пункт чрезвычайно важен при анализе поэзии: языковые средства помогают даже в малой форме раскрыть ключевые мысли автора, понять, что стоит за тем или иным образом. Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности:

  • эпитеты и метафоры;
  • гиперболы и литоты;
  • метонимии и синекдохи и пр.

Выводы

Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём студент ещё раз отмечает ключевую идею стихотворения или прозы, даёт комплексную характеристику прочитанному.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


Сделать анализ и интерпретацию литературного произведения поможет чтение критики и рецензий

Виды анализа художественного произведения

Для разных видов разбора характерны разные приёмы анализа художественного произведения. Рассмотрим самые распространённые из них.

Анализ прозаического произведения

Специфика анализа прозы зависит от объёма произведения. Рассказы и повести анализировать проще: как правило, в них меньше героев и сюжетных поворотов, стройная и понятная композиция. При анализе романов очень важно умение выделить главные сюжетные линии и ключевых персонажей, не отвлекаться на второстепенное.

Лайфхак: чтобы проанализировать роман, совсем необязательно читать его полностью. Краткое содержание расскажет о сюжете и основном конфликте, а несколько цитат дадут представление об авторском стиле и героях.

Анализ поэтического произведения

План анализа лирического произведения может не содержать некоторых пунктов, нужных для понимания прозы: например, в стихотворении не всегда есть конфликт и конкретные герои, может не проявляться авторская позиция. В то же время, некоторые пункты придётся добавить: указать стихотворный размер и тип рифмы.

При анализе стихотворения или поэмы важную роль приобретают художественные средства, поэтому данному пункту нужно уделить особое внимание.

Пример краткого анализа лирического произведения можно увидеть на картинке.


Анализ драматического произведения

Анализ фольклорного произведения

При анализе фольклорного произведения (эпос, сага и пр.) важное значение приобретают истории и традиции конкретного народа. В фольклоре находят отражение мифы и религиозные представления разных наций, их менталитет, и эту взаимосвязь нужно отразить в анализе.

Если несмотря на наши советы, вы все ещё не разобрались, как писать анализ произведения, обратитесь в студенческий сервис. Его эксперты прекрасно справляются даже с самыми сложными учебными задачами.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Вы находитесь на странице всех литературных произведений, которые изучаются в школьном курсе литературы. Мы подобрали для вас характеристики произведений с целью, чтобы вы лучше смогли понять тему, идею, проблематику произведений, лучше познакомиться с литературными героями. Мы не предоставляем текст произведений, у нас лишь анализ литературного произведения в детальном его содержании. По алфавиту у нас разбиты все авторы, то есть под буквой Л вы найдете автора с фамилией на букву Л: Лермонтов, Лесков.

В данном материале даётся краткий анализ литературных произведений, изученных в рамках школьной программы.

ВложениеРазмер
Краткий анализ литературных произведений. Подготовка к ОГЭ по литературе. 26.88 КБ

Предварительный просмотр:

краткий анализ произведения

Тематика произведения
- справедливость и милосердие;
- доброта и жестокость;
- общепринятый кодекс чести и внутренний голос совести;
- долг и чувства.

Основная проблема — проблема чести и долга.

В произведении две сюжетные линии: Гринёв – Маша Миронова и Гринёв – Пугачёв.

Герои без чести

Пётр Андреевич Гринев
Андрей Петрович и Авдотья Васильевна Гринёвы
Савельич
Пугачёв Емельян
Машенька Миронова
Иван Кузьмич Миронов
Василиса Егоровна Миронова
Иван Иванович Зурин

Швабрин Алексей Иванович
Приспешники Пугачёва, бросившие его в момент неудач

краткий анализ произведения

Главные герои
-Сильвио;
граф Б.;
- подполковник И.Л.П. (рассказчик).

Тема
- тема дуэлей.

Проблематика
- проблема отмщения;
- проблема милосердия, сострадания и благородства.

краткий анализ произведения

Главные герои
-станционный смотритель Самсон Вырин;
-Дуняша (дочь Вырина);
- гусар Минский.

краткий анализ произведения

Главные герои
-Мцыри (молодой послушник в монастыре);
- cтарый монах.

Проблематика
-свобода как желанный идеал;
- противопоставление естественной (природной) жизни и жизни общественной с её нормами, догмами и условной моралью.

Анализ
Поведение Мцыри полностью определяется устремлениями к свободе. Главный мотив поэмы - противопоставление природы законам общества, которые стесняют свободу личности.
Мцыри свойственно стремление к яркой и полноценной жизни. В его романтическом образе поэт создал героический характер борца против гнёта и насилия над личностью. Мцыри противостоит монастырскому миру, так как монастырь - это символ действительности, враждебной природной естественности и простоте. Природа в поэме не только живописный фон, но и действенная сила. В ней - величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе. Природа заключает в себе грозную опасность, но она же приносит радость наслаждения красотой, дикой вольностью, позволяет герою в полной мере проявить себя.
Проблематика поэмы сходна с толстовской: представление о простой патриархальной жизни как общественной норме и трагическая невозможность героя реализовать своё стремление к ней.

краткий анализ произведения

Главные герои
- русский пленник;
- черкешенка.

Проблематика
-любовь к Родине;
- быт и нравы народов Кавказа.

Анализ
В поэме отразился живой и ранний интерес Лермонтова к быту и нравам кавказских горцев. Этому во многом способствовали детские впечатления поэта от Кавказа и рассказы родственников о нём.
Хотя пленник и романтический герой, он лишен черт разочарованности и пресыщенности жизнью. Герой тоскует по родине и свободе, ищет поддержки друзей.
Поэма наполнена картинами природы как олицетворения красоты, свободы, она лишена человеческих предрассудков.
У черкешенки решительный характер, она требует любви пленника, но, отвергнутая, не мстит, а всё же помогает пленнику бежать. Это доказывает её благородство и чистоту помыслов.
Лермонтов усилил драматичность развязки: у него погибают и герой, и героиня.
Следуя традиции романтической (в основном пушкинской) поэмы, юный поэт ввёл этнографический (характерный для определенной местности) материал (в том числе вставную песню).

краткий анализ произведения

Главные герои
-Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий;
-Анна Андреевна, жена его;
-Марья Антоновна, дочь его;
-Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ;
-Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья;
-Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений;
-Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер;
-Пётр Иванович Добчинский, городской помещик;
-Пётр Иванович Бобчинский, городской помещик;
- Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга;

-Осип, слуга его;
-Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь;
- Фёдор Иванович Люлюков, отставной чиновник, почётное лицо в городе;
- Иван Лазаревич Растаковский, отставной чиновник, почётное лицо в городе;
- Степан Иванович Коробкин, отставной чиновник, почётное лицо в городе;
-Степан Ильич Уховертов, частный пристав;
-Свистунов,полицейский;
-Пуговицын,полицейский;
- Держиморда, полицейский.

Проблематика
-чинопочитание;
-взяточничество;
- морально-нравственная проблематика.

краткий анализ произведения

Главные герои
- Акакий Акакиевич Башмачкин;
- значительное лицо.

Тема
- маленький человек.

Проблематика
-унижение маленького человека;
- бездуховность бюрократической системы по отношению к маленькому человеку.

краткий анализ произведения

Главные герои
- Иван Васильевич;
- полковник Пётр Владиславович Б. (отец Вареньки).

Проблематика
-идея социального неравенства;
- благополучие одних (богатых) основывается на угнетении других (бедных).

Толстой, являясь носителем гуманистической идеи , не только разоблачает жестокость полковника, но и показывает уродливость социальных условий, искажающих понятия долга, гуманности.
Толстой ведёт нас к мысли, что веселье, благополучие, праздная жизнь одних людей зиждутся на бесправии, угнетении, попрании человеческого достоинства других.
Юноша из богатой семьи, горячий, впечатлительный, даже восторженный, он, впервые в жизни столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и посвятил свои силы тому, чтобы помогать другим людям.
Почему И.В. отказался от государственной службы? Прав ли он был?
Для него служба ассоциировалась с источником несправедливости. Он чувствовал бы себя без вины постоянно виноватым.
Если не можешь ничего изменить, то хотя бы не участвуй в творении зла. Вне государственной службы герой ещё и принес обществу пользу: "мы знаем, как вы никуда не годились. Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было". То есть главный герой осознаёт свою личную моральную ответственность за всё происходящее.
Звучит мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее .
Почему потерпела крушение любовь И.В. к Вареньке?
Человек не должен быть равнодушен к жизни близких и "дальних" своих. Он должен чувствовать личную ответственность за всё, что совершается в мире. И с Варенькой он расстался, так как не мог жить и любить по-прежнему (слишком велико было эмоциональное потрясение).

краткий анализ произведения

Герои
- 2 друга-однокашника: Порфирий и Михаил.

Проблематика рассказа
- зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления;
- отречение от собственного достоинства.

краткий анализ произведения

Герои
-полицейский надзиратель Очумелов;
- собачка брата генерала Жигалова.

Проблематика
- зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления.

краткий анализ произведения

Герои
-Иван Дмитриевич Червяков;
-жена Червякова;
- генерал Бризжалов.

Основная тема – тема маленького человека.

Проблемы
- подавление человеческой личности;
- отречение от человеческого достоинства.

Читайте также: