Покажите как диалектика характера проявляется в изображении толстым князя андрея кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • Романтические мотивы. Сюжетные линии рассказывают о чувствах, моральных трудностях, жизненном кризисе персонажей;
  • Эпопея. Описание масштабных исторических событий, отображающих действительность военного времени;
  • Разнообразие проблематики. Автор раскрывает важные темы: душа, любовь, дружба, смысл жизни, отношения поколений, сравнение мирной и военной реальности.

Что такое диалектика души – формы проявления

Диалектика души – это в литературе доскональное воссоздание процесса формирования чувства, мысли, настроения, переходящего в другие формы, типы ощущений. Писатель характеризует весь путь:

  • Зарождение чувства;
  • Развитие;
  • Изменение под действием внешних, внутренних факторов;
  • Закономерная последовательность появления других эмоций;
  • Результат.
  • Князь Андрей Болконский, его духовные поиски;
  • Пьер Безухов со своими переживаниями, заблуждениями;
  • Наташа, страдающая от любовных неудач.

Диалектика проявляется в кризисных ситуациях, с которыми сталкиваются персонажи. Характерный пример – Наталья Ростова, переживающая разрыв отношений с князем из-за козней злых людей. Также автор использует литературный подход для описания состояния Николая после проигрыша, Пьера – в результате дуэли. Писатель рассказывает о ходе мышления героев, опираясь на сложные ассоциации, взаимосвязи.

В романе описывается не только русская земля, защита родины, менталитет персонажей, но и каждый герой отдельно. Автор говорит о духовном пути развития, динамичности внутреннего мира. Он проводит глубинный психоанализ, опираясь на основные принципы диалектики души. Перед описанием каждого исторического события писатель создавал толстый блокнот с записями из реальных источников.

На основании этой информации он выстраивал сюжетную линию для каждого персонажа. Методы диалектики души Толстого:

  • Использование снов с целью подачи ментального, подсознательного плана. Детализация впечатлений героев от происходящих событий. Пример – бал с Наташей Ростовой;
  • Создание непредсказуемых сюжетных поворотов, анализ реакции героя на случившееся;
  • Применение внутреннего монолога, подслушанные мысли;
  • Демонстрация динамичности взглядов. Толстой показывает, как одна ситуация способна кардинально изменить мировоззрение человека.

Лев Николаевич оценивает ход мыслей персонажей со стороны нравственности, выстраивает четкую последовательность. Данный подход являлся новаторским для девятнадцатого века. Писатель первым провел столь глубокое психологическое исследование личности.

Цель его жизни была разрушена, жизнь - окончена. Переломным моментом, изменившим этот взгляд, становится случайно подслушанный ночной разговор Наташи Ростовой с Соней. Эта тоненькая девочка, восхищающаяся красотой ночи, мечтающая о полете, смогла возродить в князе Андрее веру в возможность приносить пользу людям, в возможность счастья и любви. Вторая встреча с Наташей произошла на балу, первом балу Наташи Ростовой.

Андрея Болконского привлекало в ней то, что так отличало ее от светского общества: ее искренность, естественность, радость и робость, даже ее ошибки во французском языке. Он почувствовал, что чуждый ему мир этой девочки манил к себе. В Андрее стали сосуществовать противоположности: то бесконечно великое и непреодолимое, что жило в нем после Аустерлица, и то, чем была она - узкое и телесное.

После помолвки в какой-то момент герой испугался той преданности и доверчивости Наташи, того радостного и вместе с этим тяжелого чувства сознания долга. Наверное, именно поэтому князь Андрей уступает отцу, соглашается отложить свадьбу на год. За время его отсутствия страсть Наташи к Анатолю оказывается сильнее ее любви к Андрею. И князь Андрей, который говорил о прощении падшей женщины, сам оказался не в силах простить. Он становится одержим жаждой мести.

Но встреча с Анатолем не принесла Болконскому ожидаемого удовлетворения. Оба героя были ранены, и жалкий вид стонущего Анатоля разбудил в князе Андрее близкое и тяжелое чувство, которое связывало его с этим человеком. Он вспомнил свою нежность и любовь к Наташе и ощутил ее с еще большей силой. Он сумел не только простить, но и полюбить Анатоля любовью, которой любят братьев, любящих, ненавидящих, врагов.

Князь Андрей простил и Наташу и полюбил ее той новой, чистой, божеской любовью. Любовь земная уступила место христианской любви. Во время болезни, после ранения, в герое происходит борьба между жизнью и смертью. Он осмыслил свое новое чувство -любовь, которую проповедовал Бог на земле и которой учила его княжна Марья. Любовь есть Бог, есть жизнь. Любить все - любить бога во всех проявлениях. Болконский смог это понять, потому что полюбил. Страх перед смертью ушел, так как смерть стала означать для него возвращение частицы любви к вечному источнику.




Цель его жизни была разрушена, жизнь - окончена. Переломным моментом, изменившим этот взгляд, становится случайно подслушанный ночной разговор Наташи Ростовой с Соней. Эта тоненькая девочка, восхищающаяся красотой ночи, мечтающая о полете, смогла возродить в князе Андрее веру в возможность приносить пользу людям, в возможность счастья и любви. Вторая встреча с Наташей произошла на балу, первом балу Наташи Ростовой.

Андрея Болконского привлекало в ней то, что так отличало ее от светского общества: ее искренность, естественность, радость и робость, даже ее ошибки во французском языке. Он почувствовал, что чуждый ему мир этой девочки манил к себе. В Андрее стали сосуществовать противоположности: то бесконечно великое и непреодолимое, что жило в нем после Аустерлица, и то, чем была она - узкое и телесное.

После помолвки в какой-то момент герой испугался той преданности и доверчивости Наташи, того радостного и вместе с этим тяжелого чувства сознания долга. Наверное, именно поэтому князь Андрей уступает отцу, соглашается отложить свадьбу на год. За время его отсутствия страсть Наташи к Анатолю оказывается сильнее ее любви к Андрею. И князь Андрей, который говорил о прощении падшей женщины, сам оказался не в силах простить. Он становится одержим жаждой мести.

Но встреча с Анатолем не принесла Болконскому ожидаемого удовлетворения. Оба героя были ранены, и жалкий вид стонущего Анатоля разбудил в князе Андрее близкое и тяжелое чувство, которое связывало его с этим человеком. Он вспомнил свою нежность и любовь к Наташе и ощутил ее с еще большей силой. Он сумел не только простить, но и полюбить Анатоля любовью, которой любят братьев, любящих, ненавидящих, врагов.

Князь Андрей простил и Наташу и полюбил ее той новой, чистой, божеской любовью. Любовь земная уступила место христианской любви. Во время болезни, после ранения, в герое происходит борьба между жизнью и смертью. Он осмыслил свое новое чувство -любовь, которую проповедовал Бог на земле и которой учила его княжна Марья. Любовь есть Бог, есть жизнь. Любить все - любить бога во всех проявлениях. Болконский смог это понять, потому что полюбил. Страх перед смертью ушел, так как смерть стала означать для него возвращение частицы любви к вечному источнику.

В образе Пьера Безухова Толстой делает акцент на искренность и детскую доверчивость. Герой не имеет чёткого мировоззрения, но он уверен, что хочет людям добра, из-за чего поддаётся чужому влиянию и давлению.

Душевные поиски приводят Пьера к фигуре Наполеона. Молодого человека увлекают прогрессивные идеи и свершения Бонапарта. Толстой показывает нам, что погоня Безухова за идеалами и пренебрежение им реальной жизни вокруг заводят героя в тупик.

Из разговоров Пьера и Андрея Болконского в начале романа становится ясно, какими путями пойдёт жизнь каждого из них. Безухов рядом с другом кажется расплывчатым, недостаточно чётким и энергичным со своими философствованиями. Князь Андрей говорит как человек действия, обосновывая уход на войну, верит в своё высокое назначение и, должно быть, решил, вопросы миропорядка, чему поспособствовал его характер.

Череда разочарований в жизни Болконского меняют героя как характер героя, так и его взгляды. Главное в его натуре — искренность и честность. Честность в первую очередь с самим собой. Эти качества героя приобретают новый окрас. Он боится громких слов и обещаний. Лучше молчать и бездействовать, а если что-то делать, то без лишних слов. Ответственность за других людей Андрей считает тяжёлым бременем, а принятие за них решений – безответственностью и самовлюблённостью. Встреча с Наташей принесла Болконскому настоящую любовь, способность к состраданию.

Любовь — сущность характера Наташи Ростовой. Она жизнерадостна и открыта, свободолюбива и добродушна. Наташа способна на глубокие чувства, но она совершает ошибку в увлечении Анатолем Курагиным. Многое пережив и обдумав, героиня осознаёт свою вину перед Андреем и примиряется с ним.

Результатом диалектических изменений в характерах героев становится закономерное достижение гармонии. Пьер находит ответы на свои вопросы о добре и зле, находит своё счастье. Андрей проникается истинным патриотизмом, сближается с народом. Умирая, проникается великодушием и обретает способность к всепрощению и состраданию ко всем людям. Наташа становится примерной женой и матерью и находит в этом своё счастье. Таким образом, Толстой завершает формирование характеров любимых героев, своих идеалов.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Л.Н. Толстой является великим художником-реалистом. Из-под его пера вышла новая форма исторического романа: роман-эпопея. В этом романе наряду с историческими событиями, он изображает быт помещичьей России и мир аристократического общества. Здесь показаны представители различных слоев дворянства. Людьми передового, мыслящего дворянства являются Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель относится с большой симпатией.Впервые Толстой знакомит нас с Андреем Болконским в салоне Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы, и описывает его внешность. Писатель много внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице князя: у него был "усталый скучный взгляд", часто "гримаса портит его красивое лицо". Андрей Болконский получил хорошее образование и воспитание. Его отец - сподвижник Суворова, символ эпохи XVIII века. Именно отец научил князя Болконского ценить в людях такие человеческие достоинства, как верность чести и долгу. Отправляя сына на войну (имеется в виду война 1805-1807 гг.), старый князь говорит ему на прощание: "Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет, а коли узнаю, что повел не как сын Болконского, мне стыдно будет".Андрей Болконский с презрением относится к светскому обществу, это презрение ему передалось от отца. Людей, которые собираются в салоне А.П. Шерер, он называет "глупым обществом", так как его не удовлетворяет эта праздная, пустая, никчемная жизнь. Не зря он говорит Пьеру Безухову: "Жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне". И еще: "Гостиные, балы, сплетни, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти".Князь Андрей - богато одаренная натура. Он живет в эпоху французской революции и Отечественной войны 1812 года. В такой обстановке князь Андрей ищет смысл жизни. Сначала это мечты о "своем Тулоне", мечты о славе. Но ранение на Аустерлицком поле приводит героя к разочарованию. Вообще история его жизни - это цепь разочарований героя: сначала в славе, затем в общественно-политической деятельности, и, наконец, в любви.Далеко не случайно, что Андрею суждено умереть на героическом взлете русской жизни, а Пьеру пережить его; далеко не случайно, что Наташа Ростова останется для Андрея всего лишь невестой, а для Пьера будет женой.В разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения князь Андрей глубоко осознает народный характер этой войны. Князь Андрей говорит Пьеру о том, что успех сражения "никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции". "А от чего же?" - спрашивает Пьер. И слышит в ответ: "От того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате".Однако стать такими, как они, породниться душою с простыми солдатами Князю Андрею не суждено. В роковую минуту смертельного ранения князь Андрей испытывает последний, страстный и мучительный порыв к жизни земной: "совершенно новым завистливым взглядом" он смотрит на "траву и полынь". И потом, уже на носилках он подумает: "Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю."Глубоко символично, что под Аустерлицем князю открылось отрешенное от суеты мирской голубое, высокое небо, а под Бородиным - близкая, но не дающаяся ему в руки земля, завистливый взгляд на нее. В умирающем князе Андрее небо и земля, смерть и жизнь борются друг с другом. Эта борьба проявляется в двух формах любви: одна - земная, любовь к Наташе; другая - идеальная любовь ко всем людям. И как только любовь ко всем людям проникает в него, князь Андрей чувствует отрешенность от жизни, освобождение и удаление от нее. Любить всех – значит не жить земной жизнью, значит умереть.Земля, к которой страстно потянулся князь Андрей, так и не далась в его руки, уплыла, оставив в его душе чувство тревожного недоумения, неразгаданной тайны. Восторжествовало величественное, отрешенное от мирских треволнений небо, а вслед за ним наступила смерть.Князь Андрей умер не только от раны. Его смерть связана с особенностями характера и положения в мире людей. Его поманили, позвали к себе, но ускользнули, оставшись недосягаемыми, те духовные ценности, которые сделал судьбоносным 1812 год.

Сочинение на тему

Сочинение на тему

Читайте также: