Вправе ли кандидат в депутаты осуществлять предвыборную агитацию в день голосования ответы кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

2. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

2.1. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

3.1. Особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов могут быть установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.

4. Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

5. Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.

6. Запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.

7. Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Указание в агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

е) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

е.1) международным организациям и международным общественным движениям;

ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности;

з) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона.

8.1. Лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить агитацию по вопросам референдума, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

8.2. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, об избирательном объединении, выдвинувшем список кандидатов, кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о кандидате (кандидатах), по вопросу референдума не допускается.

9. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в пункте 8.2 настоящей статьи, о кандидате, об избирательном объединении, по вопросу референдума допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в избирательную комиссию, комиссию референдума вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию, комиссию референдума по ее требованию. Представление указанного документа не требуется в случаях:

а) использования избирательным объединением на соответствующих выборах высказываний выдвинутых им кандидатов;

б) использования обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;

в) цитирования высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных на соответствующих выборах иными избирательными объединениями, кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом.

9.1. При проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:

а) использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;

б) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.

9.2. В случаях, указанных в пункте 9.1 настоящей статьи, получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется.

9.3. При проведении референдума использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только с письменного согласия этого физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию референдума вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в комиссию референдума по ее требованию.

9.4. Агитационный материал кандидата, являющего физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, должен содержать информацию о том, что данный кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом. Агитационный материал избирательного объединения, выдвинувшего на соответствующих выборах кандидата (в том числе в составе списка кандидатов), который является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, должен содержать информацию о том, что избирательным объединением выдвинут (в том числе в составе списка кандидатов) такой кандидат. Данная информация должна быть ясно видимой (ясно различаемой на слух) и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.

1. В период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов (федеральные списки кандидатов) или против него (них) либо за кандидата (кандидатов) или против него (них);

2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 60 настоящего Федерального закона);

3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов, избрания того или иного кандидата;

4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидату (кандидатам).

2. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности и указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него либо за кандидата (кандидатов) или против него (них), а действия, указанные в пунктах 2-6 части 1 настоящей статьи, в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

3. Предвыборная агитация может проводиться:

1) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;

ГАРАНТ:

См. практические рекомендации Роскомнадзора от 19 января 2018 г. для редакций средств массовой информации по соблюдению требований законодательства РФ о выборах

2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 9 марта 2021 г. - Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 43-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 9 марта 2021 г.

3) посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) другими не запрещенными настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами методами.

Информация об изменениях:

Статья 62 дополнена частью 3.1 с 9 марта 2021 г. - Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 43-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 9 марта 2021 г.

3.1. Особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов могут быть установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона.

5. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать к проведению предвыборной агитации иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. При проведении агитационных мероприятий от имени политической партии вправе выступать кандидаты, уполномоченные на то политической партией, а также уполномоченные представители и доверенные лица политической партии (далее также - представители политической партии), от имени кандидата - его доверенные лица.

7. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

1) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

2) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Указание в предвыборном агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета;

3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

4) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении ими обрядов и церемоний;

5) избирательным комиссиям и членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;

6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным организациям;

7) международным организациям и международным общественным движениям;

8) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности;

9) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 92-ФЗ в часть 8 статьи 62 настоящего Федерального закона внесены изменения

8. Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 92-ФЗ статья 62 настоящего Федерального закона дополнена частью 8.1

8.1. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) не допускается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 92-ФЗ часть 9 статьи 62 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

9. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в части 8.1 настоящей статьи, о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами предвыборных агитационных материалов, представляемых в соответствии с частью 5 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Представление указанного документа не требуется в случаях:

1) использования политической партией высказываний кандидатов, включенных ею в федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам;

2) использования обнародованных высказываний о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;

3) цитирования высказываний о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах), обнародованных иными политическими партиями, кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 92-ФЗ статья 62 настоящего Федерального закона дополнена частью 9.1

9.1. Использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:

1) использование политической партией изображений выдвинутых ею кандидатов (в том числе в составе федерального списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;

2) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 92-ФЗ статья 62 настоящего Федерального закона дополнена частью 9.2

9.2. В случаях, указанных в части 9.1 настоящей статьи, получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется.

Информация об изменениях:

Статья 62 дополнена частью 9.3 с 20 апреля 2021 г. - Федеральный закон от 20 апреля 2021 г. N 91-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20 апреля 2021 г.

9.3. Агитационный материал кандидата, являющегося физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, должен содержать информацию о том, что данный кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом. Агитационный материал политической партии, выдвинувшей кандидата (в том числе в составе федерального списка кандидатов), который является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, должен содержать информацию о том, что политической партией выдвинут (в том числе в составе федерального списка кандидатов) такой кандидат. Данная информация должна быть ясно видимой (ясно различаемой на слух) и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в часть 10 статьи 62 внесены изменения

10. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательного фонда политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, избирательных фондов ее региональных отделений (при наличии таких избирательных фондов), избирательных фондов кандидатов в порядке и формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Оплата расходов на проведение предвыборной агитации за федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, из средств избирательных фондов других политических партий, их региональных отделений, избирательных фондов кандидатов запрещается. Оплата расходов на проведение предвыборной агитации за кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных фондов политических партий, их региональных отделений запрещается. Допускается оплата расходов из средств избирательного фонда политической партии, избирательных фондов ее региональных отделений на изготовление предвыборных агитационных материалов, размещаемых выдвинутым этой политической партией кандидатом на каналах организаций телерадиовещания и в сетевых изданиях.

11. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, не позднее чем за 20 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, размещает ее в сети "Интернет" и в течение этого же срока представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копию указанной публикации, а также сообщает адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещена предвыборная программа данной политической партии. Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая политической партии в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии.


Особое внимание в избирательном законодательстве уделяется информационному обес­печению выборов, включающему в себя информирование избира­телей и непосредственно саму предвыборную агитацию. Послед­няя, в свою очередь, способствует гласности проведения выборов, а также осознанному волеизъявлению граждан.

Информирование избирателей осущест­вляют органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с законо­дательством о выборах.

Размещаемые в средствах массовой информации или распро­страняемые иными способами информационные материалы должны подаваться в доступной для избирателя форме, не нарушать равен­ство кандидатов и, что самое главное, быть достоверными и объективными.

Право на предвыборную агитацию представляет собой относи­тельно самостоятельное правовое явление.

Выделяют следующие основные признаки предвыборной агитации:

1. призывы голосовать за кандидата или кандидатов, список кандидатов, либо против него (них);

2. выражение предпочтения какому-либо кандидату или избира­тельному объединению, за исключением случаев опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения;

3. описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран;

4. распространение информации, где преобладают сведения о каком-либо кандидате или кандидатах, избирательном объединении в сочетании с положительными или отрицательными комментариями в их адрес;

5. распространение информации о деятельности кандидатов не связанных с их профессиональной деятельностью или исполнение ими своих должностных обязанностей;

6. деятельность, способствующая созданию позитивного или нега­тивного отношения избирателей к какому-либо кандидату, избирательному объединению, выдвинувшего кандидата или список кандидатов.

Важно отметить, что перечисленные в пунктах 2-6 признаки предвыборной агитации, признаются таковыми, если указанные действия совершаются средствами массовой информации неоднократно и с целью вызвать у избирателя желание голосовать за вышеназванных субъектов.

Избирательное законодательство устанавливает следующие ос­новные формы проведения предвыборной агитации:

- на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях;

- посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

- посредством выпуска и распространения печатных, аудиови­зуальных и других агитационных материалов;

- иными не запрещенными законом методами.

Избирательным законодательством Российской Федерации вы­деляются следующие виды предвыборной агитации, которые осу­ществляются через средства массовой информации:

- выступление – личное обращение кандидата к избирателям с изложением предвыборной программы;

- интервью – ответы кандидатов, других субъектов агитационной деятельности на вопросы, заданные журналистами в ходе личной встречи;

- пресс-конференция - изложение кандидатом своей предвыборной программы перед представителями средств массовой информации, включая ответы на вопросы журналистов;

- предвыборные дебаты - публичный обмен мнениями двух и более кандидатов по широкому кругу общественно-значимых проблем, решение которых прилагается в соответствующих предвыборных программах;

Предвыборная агитация, по своей сути предоставляющая широкую возможность субъектам правоотношений участвовать в агита­ционном процессе, выделяет две группы субъектов права на предвы­борную агитацию, которые занимают различное правовое положение.

К таким разновидностям относят общий и специальный субъекты предвыборной агитации. К первой категории субъектов избирательное законодательство относит всех граждан Российской Федера­ции, обладающих избирательными правами.

К числу специальных субъектов права на предвыборную агитацию избирательное законодательство причисляет – кандидатов, их доверенных лиц и уполномоченных представителей.

Правовое положение субъектов агитационной деятельности при ее претворении в жизнь также различно.

Например, избирательное законодательство предоставляет спе­циальным субъектам дополнительные права:

- право на доступ к средствам массовой информации для прове­дения предвыборной агитации;

- право выпуска агитационных печатных и аудиовизуальных материалов;

- право на получение от органов государственной власти и ме­стного самоуправления содействия в организации собраний и встреч с гражданами и т.д.

В агитационной деятельности не могут участвовать члены из­бирательных комиссий, государственные органы и органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объ­единения, а также лица, замещающие государственные и муници­пальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или слу­жебных обязанностей или с использованием преимуществ должно­стного или служебного положения.

Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности; пре­дотвращению изготовления подложных и незаконных предвыбор­ных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соот­ветствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

Субъекты агитационной деятельности вправе самостоятельно опре­делять форму, вид, характер и содержание своей предвыборной агитации, соблюдая при этом требования законодательства о выборах и средствах массовой информации. Не допускается изменение текста агитационного материала редакцией средств массовой информации без согласования с автором. Журналисты, другие творческие работники, а также должност­ные лица средств массовой информации, являющиеся кандидатами либо доверенными лицами кандидатов, не вправе участвовать в освещении из­бирательной кампании через средства массовой информации.

Действенным инструментом определения электоральных настрое­ний граждан при подготовке к предвыборной агитации является прове­дение социологических опросов общественного мнения, их политиче­ских приоритетов и взглядов. Опубликование в средствах массовой информации результатов таких социологических опросов с одной сто­роны может способствовать ознакомлению избирателей с предпочте­ниями и настроениями электората, с другой оказать влияние на формирование убеждений и конкретной позиции избирателей.

Агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в избирательную комиссию муниципального образования списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

В средствах массовой информации предвыборная агитация начинается по завершении регистрации кандидатов.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с Федеральным законом и размещенные в установленном законом порядке на специальных местах, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.

Со сроками агитации тесно связаны и запретительные нормы, согласно которым в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается. За нарушение правил проведения предвыборной агитации средства массовой информации несут ответственность в установленном законом порядке.

Средства массовой информации не вправе допускать публикации, пере­дачу в эфир информации, которые способны нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации кандидатов. Они обязаны предоставить возможность опубликовать, пере­дать в эфир опровержение или иные разъяснения лица, понесшего моральный ущерб, до окончания срока предвыборной агитации. На­рушение этих норм закона может повлечь судебную ответствен­ность этих средств массовой информации и их должностных лиц.

Государственные органы и органы местного самоуправления должны предоставлять всем кандидатам помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на безвозмездной основе для проведения предвыборной агитации.

Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать безопасность при проведении агитационных публичных мероприятий.

Субъекты агитационной деятельности вправе на договорной основе арендовать здания и помещения любой формы собственности и для проведения агитационных публичных мероприятий.

Митинги, демонстрации, уличные шествия на практике проводят­ся в разрешительном порядке. Заявки организаторов этих предвыбор­ных мероприятий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выпуск таких материалов иными лицами и организациями (что нередко встречается на практике) является грубым нарушением из­бирательного законодательства. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии должны представляться в избирательную ко­миссию, зарегистрировавшую кандидата.P>

Органы местного самоуправления по предложению избиратель­ной комиссии, комиссии референдума не позднее, чем за 30 дней до дня голосования обязаны на территории каждого избирательного участка обору­довать места для размещения агитационных печатных материалов, причем таким образом, чтобы избирателям было удобно подходить к ним и знакомиться с информацией. Очень важно, что закон требует обеспечения кандидатам равной площади для размещения таких материалов.

Предвыборные агитационные печатные материалы могут вывешиваться (расклеиваться) также в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия собственников или владельцев этих объектов. Размещение таких материалов без согласия собственников, а также на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, в помещениях избирательных комиссий у входа в них и в помещениях для голосования запрещается.

Граждане Российской Федерации вправе в допустимых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата. При этом запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования.

Однако, при проведении агитации избиратели могут пользоваться не всеми её формами, предусмотренными законом. Например, избиратели не имеют права выпускать печатные агитационные материалы, права доступа к средствам массовой информации. Данные ограничения для избирателей обусловлены тем, что оплата теле- и радио эфирного времени, печатной площади, агитационных печатных материалов должна осуществляться исключительно из средств избирательных фондов кандидатов.

Финансирование предвыборной агитации осуществляется исключительно из средств избирательных фондов. Факт признания обязательности финансирования предвыборной агитации исключительно из средств избирательного фонда является принципиально важным фактором в первую очередь для обеспечения равенства прав граждан, избирателей и непосредственно самих кандидатов.

Законодательство России о выборах предусматривает определённые ограничения при проведении предвыборной агитации, выражающиеся в качестве требований о недопустимости злоупотребления правом на проведение агитации. Так, например, запрещена агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны, предвыборная агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности и иные формы злоупотребления свободой массовой информации. Данные меры берут своё начало из конституционных норм.

При проведении агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей в любых формах.

В арсенале предвыборного воздействия на граждан не должны иметь место обещания передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставление услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом.

Председатель ЦИК Карелии, руководитель Карельского регионального отделения АЮР встретился с директором Северного института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)

--> Председатель ЦИК Карелии, руководитель Карельского регионального отделения АЮР встретился с директором Северного института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)

Состоялось заседание ЦИК Карелии

03.03.2022
Состоялось заседание ЦИК Карелии

Члены ЦИК Карелии провели встречу со студентами ПетрГУ

03.03.2022
Члены ЦИК Карелии провели встречу со студентами ПетрГУ

от 13 августа 1999 года N 8/52-3

О разъяснениях по некоторым вопросам проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации третьего созыва

2. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и в "Российской газете".

Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.Вешняков

Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
О.К.Застрожная

УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 13 августа 1999 года N 8/52-3

РАЗЪЯСНЕНИЯ
о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период
избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва

С 10 августа 1999 года началась избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва. На телевидении и радио, в периодических печатных изданиях широко освещается начало избирательной кампании, а также деятельность политических

общественных объединений, граждан, связанная с выборами.

В связи с многочисленными обращениями Центральная избирательная комиссия Российской Федерации считает необходимым разъяснить наиболее важные вопросы, связанные с проведением предвыборной агитации в период избирательной кампании.

2. Согласно пункту 1 статьи 53 Федерального закона предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов и завершается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Действия граждан, политических общественных объединений, подпадающие под признаки предвыборной агитации и совершаемые со дня официального опубликования Указа Президента Российской Федерации о назначении выборов депутатов Государственной Думы до регистрации кандидатов, списков кандидатов, осуществляются в нарушение Федерального закона. В соответствии с подпунктами "б" и "е" пункта 2 статьи 91 Федерального закона проведение предвыборной агитации до регистрации кандидата, федерального списка кандидатов является основанием для отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов.

3. Предвыборная агитация может проводиться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий, выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, в иных не запрещенных законом формах.

4. На соответствующей стадии избирательного процесса граждане Российской Федерации и политические общественные объединения имеют право в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

Согласно пункту 3 статьи 52 Федерального закона запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные материалы:

федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения;

воинским частям, военным учреждениям и организациям;

благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;

избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" лицами, замещающими государственные должности категории "А", являются Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие лица, замещающие государственные должности, установленные для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Федеральный закон предусматривает возможность отказа от публикации каких бы то ни было предвыборных агитационных материалов при условии их полного неучастия в агитационной деятельности в какой бы то ни было форме для средств массовой информации, указанных в пунктах 4 и 8 статьи 55 Федерального закона, а также для специализированных организаций телерадиовещания и специализированных средств массовой информации (культурно-просветительские, детские, технические, научные и другие), которые при этом не вправе освещать избирательную кампанию в какой бы то ни было форме.

Согласно пункту 8 статьи 55, пункту 12 статьи 56, пункту 9 статьи 57 Федерального закона не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий обязаны опубликовать сведения о размере и условиях оплаты эфирного времени и печатной площади, предоставляемых для целей предвыборной агитации. Указанные размер и условия должны быть едиными для всех субъектов, имеющих право на проведение предвыборной агитации через средства массовой информации.

Организация телерадиовещания должна опубликовать эти сведения в одном из массово распространяемых периодических печатных изданий, опубликование в которых является официальным, например, в "Российской газете". Оплата таких публикаций осуществляется по договоренности между организацией телерадиовещания и печатным изданием. Редакция периодического печатного издания осуществляет вышеуказанную публикацию в своем периодическом печатном издании.

За проведение агитации, когда она запрещена, за нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации, за изготовление или распространение анонимных агитационных материалов, за умышленное уничтожение, повреждение агитационных печатных материалов участники избирательного процесса, в том числе должностные лица средств массовой информации, журналисты, несут ответственность в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

В случае нарушения организацией телерадиовещания установленных Федеральным законом правил проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия имеет право обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания и ее должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

В случае опубликования (обнародования) материалов, содержащих призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны либо возбуждающих социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, организации телерадиовещания и периодические печатные издания на основании Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" несут ответственность за злоупотребление свободой массовой информации.

Читайте также: