Анализ финальной сцены горе от ума кратко

Обновлено: 05.07.2024

Четвертое действие является заключительным в комедии “Горе от ума”.
Прием у Фамусова закончился, и гости покидают дом чиновника. Чацкий тоже собирается покинуть дом Фамусова.
Все его надежды рухнули.
Примечательна сцена, когда Чацкий и Софья становятся свидетелями страстных речей Молчалина, обращенных к служанке Лизе. Наконец-то с подхалима сорвана маска, и Софья видит, что преданный ухажер превращается в гнусного повесу. Молчалин беспечно утверждает, что его отец завещал “угождать всем людям без изъятья”. Чтобы добиться выгоды, Алексей принимает вид любовника “в угодность дочери такого человека”.
Никаких сомнений не остается, что под личиной угодливого и бесхарактерного Молчалина скрывается выжига и плут, который думает лишь о своем благе и пренебрегает всеми принципами. Софья поняла, что была лишь игрушкой в руках ничтожного человека. Она с позором прогоняет Молчалина из дома и приказывает ему ни при каких обстоятельствах не упоминать об их отношениях.
Но Чацкому было обидно не меньше Софьи. Он понял, что восхищался девушкой приземленной, которая полюбила плута и бесхребетного подхалима. У Чацкого открылись глаза. Напоследок он желает Фамусову “дремать в неведеньи счастливом” и найти достойного низкопоклонного зятя, который будет похож на свекра-чиновника.
Александр Андреевич уезжает из Москвы, погрязшей в чинопочитании, неискренности и невежестве. Он разочарован светским обществом и Софьей, конечно.
Ну вот и день прошел, и с ним
Все призраки, весь чад и дым надежд…
Чего я ждал? Что думал здесь найти?
Где прелесть встреч? Участье в ком живое?
Крик! Радость! Обнялись! Пустое…
И пусто, и мертво…
Досадно, мочи нет, чем больше думать станешь.

Четвертое действие- развязка произведения. В ней происходит разоблачение
героев. Каждый получил сполна. Каждый расплатился за свои ошибки, притом и отрицательные персонажи, и положительные. И как в жизни: кто лучше,
достойнее, честнее- тот страдает больше .А лжец, хитрец - и тут "вывернется".
Здесь Чацкий узнаёт, что Софья любит Молчалина; во- вторых, что именно она распустила слух о безумии друга детства)
Одновременно быть отвергнутым обществом и узнать о нелюбви и
предательстве девушки, из- за которой он и приехал в Москву.
Мильон терзаний…
Эти слова произнес Чацкий на балу в доме Фамусова. Эти слова можно отнести
и к настоящему положению героя.



Вай спасибо добрый человек, но сам не могу, ибо времени нет. Зачем я помощи прошу? Не из-за лени, поверь.

Четвертое действие является заключительным в комедии “Горе от ума”. Прием у Фамусова закончился, и гости покидают дом чиновника. Чацкий тоже собирается покинуть дом Фамусова. Все его надежды рухнули.

Примечательна сцена, когда Чацкий и Софья становятся свидетелями страстных речей Молчалина, обращенных к служанке Лизе. Наконец-то с подхалима сорвана маска, и Софья видит, что преданный ухажер превращается в гнусного повесу. Молчалин беспечно утверждает, что его отец завещал “угождать всем людям без изъятья”. Чтобы добиться выгоды, Алексей принимает вид любовника “в угодность дочери такого человека”.

Никаких сомнений не остается, что под личиной угодливого и бесхарактерного Молчалина скрывается выжига и плут, который думает лишь о своем благе и пренебрегает всеми принципами. Сложно представить, как себя чувствовала Софья. Она поняла, что была лишь игрушкой в руках ничтожного человека. Она с позором прогоняет Молчалина из дома и приказывает ему ни при каких обстоятельствах не упоминать об их отношениях.

Но Чацкому было обидно не меньше Софьи. Он понял, что восхищался девушкой приземленной, которая полюбила плута и бесхребетного подхалима. У Чацкого открылись глаза. Напоследок он желает Фамусову “дремать в неведеньи счастливом” и найти достойного низкопоклонного зятя, который будет похож на свекра-чиновника.

Александр уезжает из Москвы, погрязшей в чинопочитании, неискренности и невежестве. Он разочарован светским обществом и не желает больше находиться в этой клоаке разврата и неразвитости.

Примечательно, что Фамусова вовсе не тронули колкие обличения Чацкого. Он заботился лишь о том, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”. Разумные речи Чацкого не были понятны человеку, который думал не о нравственности, а о своем положении в обществе.

Авторская ремарка указывает нам, что на шум прибегает Фамусов и толпа слуг со свечами. Павел Афанасьевич видит свою дочь и Чацкого. Он в запале думает, что у них произошло здесь свидание. Фамусов, не стыдясь никого, начинает ругать Софью на чем свет стоит. Причем этот человек не стесняется в выражениях:

Бесстыдница! где! с кем! Ни дать, ни взять она,

Как мать ее, покойница жена.

Фамусов уверен, что он раскрыл заговор против себя, в котором участвовали все, включая гостей. Ведь все его убеждали (и Софья первая), что Чацкий безумен, что этого человека с его идеями нужно посадить в сумасшедший дом. А тут - свидание!

После этой пылкой речи Фамусова настает очередь Чацкого. Его слова — это и разрешение двух конфликтов, и ответ всей фамусовской Москве, и завершение сюжета произведения.

Финальная речь героя как бы делится на три части, отличающиеся по интонации и настроению, с которым герой их произносит. Сначала он находится в замешательстве, все еще не может поверить в то, что услышал и узнал. Первые его слова были обращены к Софье. Это, как мне кажется, доказывает, что отношения с этой девушкой, любовь к ней были главными для героя. Именно это чувство привело его в Москву и заставило вступить в конфликт со старомосковским обществом.

Теперь же сердце Чацкого разбито. Он не только убедился в том, что Софья его не любит, но и понял, в какой смешной и унизительной ситуации находился все это время. Чацкий верил и надеялся, чего-то добивался, а оказалось, что это были лишь пустые иллюзии. Именно в том, что она давала ему мнимые надежды, и обвиняет Александр Андреевич Софью:

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Кроме того, он глубоко оскорблен выбором героини — его предпочли ничтожеству Молчалину, который, к тому же, оказался еще и подлым человеком.

Последнее слово в комедии принадлежит Фамусову — он сетует на то, что о скандале теперь узнает вся Москва, и переживает, что о его семействе будут говорить московские авторитеты.

Что же Чацкий? Думаю, со временем и его душевная рана затянется. Он станет мудрее, научится реальнее смотреть на жизнь. Мне кажется, его идеалы, его натура не позволит этому человеку превратиться в простого обывателя. Он будет и далее действовать, воплощать свои идеи в жизнь, но, возможно, другими способами.





ДЕЙСТВИЕ 4. Действие происходит в парадных сенях дома Фамусова. Гости, недовольные балом, собираются разъехаться по домам. Другие только приезжают.



ЯВЛЕНИЯ 1–2. Платон Михайлович и Наталья Дмитриевна Горичи уезжают в числе первых. Горич жалуется жене, что ему вообще не хочется ходить на балы. В это время с крыльца забегает Репетилов. Он падает, затем быстро поднимается и выражает радость от встречи с Чацким, а потом подробно рассказывает о себе.




Явление 10. Тем временем гости продолжают беседовать. Одни уходят, другие приходят, а герой слышит, какую характеристику дают ему люди. С горечью он понимает, что в словах окружающих содержится не просто насмешка, а самая настоящая злоба. Чацкий понимает, что он здесь лишний, и прячется в швейцарской. Когда все разошлись, Чацкий размышляет о том, как горько слышать обидные слова в свой адрес. В это время появилась Софья со свечкой и окликнула Молчалина, думая, что это внизу он. Чацкий спрятался за колонну



Софья несчастна потому, что ей приходится пережить разрушение идеального образа Молчалина, который сложился у нее в голове. Она становится свидетельницей разговора Молчалина со служанкой Лизой. Основная трагедия Софьи состоит в том, что она полюбила подлеца. Молчалин играл роль любовника Софьи Фамусовой лишь потому, что благодаря этому он мог получить очередную награду или чин. Ко всему прочему, разоблачение ее возлюбленного происходит в присутствии Александра Чацкого. Это еще сильнее ранит девушку. Молчалин, увидев Софью, бросается перед ней на колени, но девушка не слушает его оправданий. Чацкий укоряет Софью, что она его забыла ради такого ничтожного человека



4- е действие – финал отношений Чацкого и Софьи. Они оба оказываются в сходных ситуациях: обманывается Софья – обманывается Чацкий. В результате и герой, и героиня переживают крах своих идеалов. Чацкий упрекает Софью, что она предпочла его этому низкопоклоннику и дельцу. Он оскорблен, досадует, что приехал сюда, где толпа недостойных людей прославила его безумным. Чацкий говорит, что общаясь с ними, трудно не потерять рассудок и что сейчас же он покинет Москву.



Читайте также: