Впр как инструмент внутренней системы оценки качества образования в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ.

В настоящее время оценочными процедурами Всероссийской системы качества образования являются: основной государственный экзамен, единый государственный экзамен, национальное исследование качества образования, Всероссийские проверочные работы (ВПР).

Прочитаю высказывание о предназначении ВПР главы Рособрнадзора Сергея Кравцова

"Всероссийские проверочные работы не являются аналогом государственной итоговой аттестации. Они проводятся на региональном или школьном уровне. В рамках ВПР будет осуществляться проверка наиболее значимых аспектов подготовки школьников как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования", - пояснил глава.

То есть ВПР позволят осуществлять мониторинг результатов введения ФГОС и послужат развитию единого образовательного пространства в РФ.

Всероссийские проверочные работы:

не ЕГЭ, они не являются государственной итоговой аттестацией;

Многие сравнивают ВПР и ЕГЭ. Конечно, они похожи тем, что оба события проводят проверку знаний школьников. НО, всё же, ВПР — не ЕГЭ. ЕГЭ прямо влияет на дальнейшую судьбу выпускника школы. От количества набранных баллов зависит выбор учебного заведения для продолжения обучения и шансы в него поступить. От ВПР дальнейшая судьба школьника не зависит. Все выпускники начальной школы будут зачислены в среднюю, без селекции, и будут продолжать учиться в том же классе, на общих основаниях.

вместо КИМ – варианты проверочной работы;

федеральные контрольные работы без заданий с выбором ответа;

можно сравнить с итоговыми контрольными работами, которые ранее традиционно проводились в школах, отличие в том, что ВПР разрабатываются на федеральном уровне в соответствии с государственными образовательными стандартами;

вместо демоверсии – образец проверочной работы;

единые подходы к составлению вариантов и единые критерии оценивания в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Зачем нужны ВПР?

Результаты проверочных работ нужны в первую очередь самим школьникам и их родителям. Они смогут оценить, насколько школа даёт хорошие знания. Стоит ли продолжать обучение в этой школе или лучше поискать другую.

Результаты интересны педагогам. Они получают оценку качества своей работы в сравнении с уровнем всей страны. И смогут понять, какие предметы у них получается преподавать хорошо, а над какими нужно ещё поработать, возможно, придумать какие-то иные подходы и методы преподнесения знаний своим подопечным. С этой точки зрения итоговый отчёт учителя является наиболее важным и полезным из всех информационных материалов, которые могут быть созданы на основе данных процедуры оценки и должен содержать следующую информацию:

описание целей, которые были достигнуты за счёт оценки;

описание содержания оценки (что измерялось) и обоснование, почему важно то, что было измерено;

краткая характеристика инструментария оценки;

объяснение, как результаты достижений учащихся были сгруппированы и обобщены;

представление полного распределения результатов достижений учащихся и того, как достижения варьируются среди различных групп учащихся;

описание факторов, которые оказывают влияние на результаты достижений учащихся;

определение, где это возможно, тенденций и закономерностей в результатах достижений учащихся;

формулирование сбалансированных выводов о возможных последствиях для образовательной политики и рекомендаций по повышению результатов обучения;

предоставление подробных статистических таблиц для проведения вторичного анализа.

Хочется отметить следующий момент. Так как ВПР были введены с 2016 года, то до этого времени проводилось подобное тестирование на уровне школы в виде итоговый контрольных работ, на уровне муниципалитета-ГКР, области-ОКР, а в декабре 2015 г прошла апробация ВПР.

Каким же образом влияет использование оценочных процедур и ГРК, и ОКР, и ВПР в повышении качества образования в начальной школе?

Что у нас получается? На диаграммах показана взаимосвязь результатов ГКР и качества образования по предметам учащихся начальной школы.


Русский язык- хорошая качественная подготовка к КР позволила повысить результат с 46% до 67% и параллельно повышается % качества образования с 48%до 54%.




Поэтому проводя кропотливый и подробный анализ ГКР, ОКР, пробной ВПР мы получим объективную картину достижений учащихся не только по итогам окончания основных этапов обучения, но и на промежуточных этапах. Также результаты используются для диагностики достижения планируемых результатов, корректировки образовательной программы начального общего образования в школе.

В 2015 году мой класс попал в выборку проведения Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS. Целью данного исследования является сравнительная оценка общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы по математике и естествознанию в странах с различными системами образования, выявление особенностей образовательных систем, определяющих различные уровни достижений учащихся. В данном исследовании участвуют около 60 стран мира.

В России исследование осуществляет Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования. В соответствии с программой исследования изучаются результаты обучения в начальной школе по математике и естествознанию. Кроме того, проводится анкетирование учащихся, их родителей, учителей, администрации школы, позволяющие выявить факторы, влияющие на качество начального образования в России, сравнить содержание образовательных стандартов, разрабатываемых в нашей стране, с требованиями, предъявляемыми к образовательным результатам в разных странах. При проведении международного тестирования в классе были соблюдены все требования к процедуре проведения. Результаты тестирования пока не опубликованы на официальном сайте, срок –декабрь 2016г.

Одним из эффективных использований результатов оценочных процедур является экспертное обсуждение с коллегами на школьном методическом совете, на городском семинаре.

Сравнивая результаты оценочных процедур с % качества образования учащихся в начальной школе, следует помнить, что качество образования - это не только система показателей знаний, умений и навыков, а это еще и востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни учащегося.

Таким образом, мы использовали свои знания, умения, навыки, участвуя и занимая призовые места в различных образовательных конкурсах регионального и федерального уровня.

Использование результатов оценочных процедур для повышения качества результатов образования в начальной школе имеет важное значение, так как создает базу для последующего освоения образовательных программ основной школы, обеспечивает целостное развитие личности, сохранение и поддержание индивидуальности каждого ребенка, формирование основ учебной самостоятельности и способности её организации, осуществление самоконтроля и самооценки результатов обучения (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, (2009г.).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

учитель начальных классов.

«Необходимо, чтобы школьники получали прочные

знания и на их базе смогли овладеть будущей

профессией, добиться успеха, и в жизни быть

Президент Российской Федерации В.В. Путин

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования.

Процедуры оценки действительно обеспечивают повышение качества образования, но только если используются для принятия адекватных и адресных решений, помогают учителям улучшить их педагогическую практику и вооружают родителей знаниями о том, насколько хорошо учатся их дети.

Результаты оценочных процедур должны служить основанием для совершенствования преподавания учебных предметов; для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.

Как же необходимо использовать результаты оценочных процедур в управлении качеством образования?

Каждая образовательная организация имеет в настоящее время основную образовательную программу, которая и определяет для педагогического коллектива главные ориентиры в достижении качества. Результаты оценочных процедур мы используем для решения задач, отражённых в основной образовательной программе школы, а также в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.

Сегодня в системе образования формируется комплексная система оценки качества образования, включающая ОГЭ, ЕГЭ, Всероссийские проверочные работы, национальные и международные исследования качества образования, а также исследования компетенций учителей.

В начальной школе оценочные процедуры проводятся в виде Всероссийских проверочных работ, позволяющих выявить уровень сформированности универсальных учебных действий.

Главная особенность ВПР заключается в том, что она комплексно позволяет взглянуть на результаты образования: оцениваются не только достижения планируемых результатов по отдельным предметам, в данном проекте по математике, русскому языку, окружающему миру, но и основные метапредметные результаты, важные для оценки готовности продолжать образование в основной школе.

Основная цель ВПР: своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения основных образовательных программ НОО и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы, то есть, цель ВПР - диагностика качества образования.

Результаты ВПР будут использованы для совершенствования методики преподавания в начальной школе, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ их развития.

Способы использования результатов многочисленны и разнообразны.
Они могут быть разделены на две категории – использование для принятий
решений о поддержке конкретных учащихся и педагогов, и использование
для принятий решений на разных уровнях систем образования.

Рассмотрим варианты возможных решений:

1. Решения относительно ученика.
- Здесь необходимо выяснить, на каком уровне освоена основная образовательная программа (базовый, повышенный, высокий, ниже базового, критический). Принимаются решения относительно продолжения обучения школьником на следующей ступени образования.
- Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для школьников-участников оценочной процедуры.
- Также готовятся педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки учащегося (какие имеются дефициты в необходимых для продолжения обучения знаниях и навыках, и каким образом их можно восполнить).

2. Решения относительно учителя.
- Полученные данные могут использоваться для аттестации педагога.
В этом случае результаты итоговой оценки учащихся должны служить одним из критериев деятельности педагога.
- Выработка плана профессионального развития и повышения квалификации с целью преодоления профессиональных дефицитов, выявленных в ходе итоговой оценки обучающихся, и повышения качества обучения школьников.

3. Решения относительно школы. Администрация образовательной организации:
- может учитывать результаты итоговой оценки в качестве одного из критериев результативности работы школы при проведении самооценки общеобразовательного учреждения.
- Использовать процедуры оценки в качестве одного из элементов системы внутришкольного мониторинга качества образования конкретного общеобразовательного учреждения.
- проектировать систему методической работы и повышения квалификации педагогов.
- совместно с педагогическим коллективом школы принимает решение относительно выбора учебно-методических комплектов, по которым проводится обучение.

Результаты Всероссийских проверочных работ также используются в контрольно-надзорной деятельности при:

• лицензировании образовательной деятельности;

• государственной аккредитации образовательной организации;

• разработке методических рекомендаций.

ВПР являются внешними оценочными процедурами.

Все внешние процедуры ОКО (оценка качества образования) являются четко регламентированными, их оценка независима, то есть эти процедуры - объективны.

Результаты внешней и внутренней оценок должны совпадать.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) - предлагаемая Рособрнадзором независимая оценочная процедура для объективного оценивания качества преподавания учебных предметов в образовательной организации.

Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях.

Рекомендации для учителей при подготовке к Всероссийским проверочным работам

1. Потренировать своих детей вы можете, используя интернет-сайты:

Здесь представлены примеры заданий и разбор решений.

Вы можете составить вариант из необходимого вам количества заданий по тем или иным разделам задачного каталога.

пройти тесты по ВПР в онлайн режиме на сайте Onlline Test Pad

2. ПОСОБИЯ (продемонстрировать).

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что использование результатов оценочных процедур позволяет администрации школы:

-разработать и внедрить программы повышения эффективности преподавания и обучения, внести изменения в основную образовательную программу;

-определить узкие места деятельности педколлектива и разработать соответствующие рекомендации для каждого педагога;

-выявить наименее подготовленных учащихся в целях предоставления им необходимой помощи;

-оказать соответствующую ресурсную, организационную и методическую поддержки неэффективно работающим учителям;

-иметь независимую оценку деятельности отдельного педагога, группы педагогов для организации работы с педкадрами.

Педагоги же используют результаты оценочных процедур для корректировки своих рабочих программ, а также при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории.

Обучающиеся и их родители на основе результатов оценочных процедур получают рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, а также перспективам получения дальнейшего профессионального образования.

Именно такая слаженная работа по использованию результатов оценочных процедур всеми участниками образовательного процесса и приводит к ежегодному повышению качества образования в школе.

Но не надо забывать, что учитель - ключевая фигура в образовании, непосредственно участвующая в формировании содержания образования, в его обновлении.

Автор: Дубчак Людмила Александровна

Организация: МБОУ СОШ № 7

Населенный пункт: Ставропольский край, город Георгиевск

Сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ.

Система оценки качества образования является одной из главных преимуществ развития образования в Российской Федерации

Предлагаю рассмотреть особенности опорных понятий ВСОКО и ВПР.

Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) - это установление соответствия имеющегося качества образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования, а также информирование заказчиков и потребителей образовательной услуги о степени этого соответствия. Заказчики образовательной услуги – это государство и родители. Потребители – обучающиеся, которые непосредственно получают образование. В оценке качества образования заинтересованы все: государство, общество, образовательные организации, учителя, ученики и их родители. У каждой из сторон свои способы использования полученных результатов. Важнейшим становится умение принимать грамотные и ответственные решения в ситуации неопределённости.

Содержание ВСОКО включает:

 качество образовательных результатов , к которым относятся предметные результаты обучения, метапредметные результаты обучения, личностные результаты, показатели социализации, результаты освоения учащимися основной общеобразовательной программы, здоровье учащихся, динамика, достижения на конкурсах, соревнованиях и олимпиадах, удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.

 качество реализации образовательного процесса . К нему относятся основные и дополнительные образовательные программы, реализация учебных планов и рабочих программ как составляющих образовательной программы, качество уроков и индивидуальной работы с учащимися, а также внеурочной деятельности, удовлетворённость учителей и родителей школьными уроками и условиями.

 это качество условий, которые обеспечивают образовательный процесс. К нему относится материально-техническое обеспечение, информационно-развивающая среда, санитарно-гигиенические и эстетические условия, медицинское сопровождение и общественное питание, психологический климат в образовательном учреждении, использование социальной сферы микрорайона и города, кадровое обеспечение, государственное общественное управление, программно-методические материалы, документооборот и локальные нормативные акты.

Своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов проводит измерение учебных достижений учащихся не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования. В этом нам сопутствуют ВПР, РПР, НИКО и другие оценочные процедуры. Остановимся на ВПР.

Всероссийские проверочные работы позволяют выявить уровень сформированности как предметных, так и метапредметных результатов, позволяют взглянуть на результаты образования комплексно: выявить важные аспекты оценки готовности обучающегося продолжать образование дальше. ВПР являются внешними оценочными процедурами, четко регламентированными, их оценка независима, то есть эти процедуры - объективны. Результаты внешней и внутренней оценок должны совпадать.

Правильное использование и интерпретация проведения оценочных процедур административным аппаратом ОО усиливает внутреннюю работу всей школьной образовательной системы. Принятие управленческих решений базируется на реальных фактах, что позволяет гибко подходить к реализации ПЛАНА ВШК.

Стратегия ВСОКО заключается в том, что не только осуществляется контроль и анализ качества знаний по предмету, но и оказывается своевременная поддержка как учителю, так и ученику. Заместитель директора по УВР, руководители методических объединений оказывают содействие в преодолении проблем через индивидуальное консультирование педагога, анализ результатов ВПР, выявление провальных моментов и причин несоответствия класса результатам, диагностирование процесса развития обучающихся через административные формы контроля (срезы, тесты, собеседования – с использованием практико-ориентированных заданий, включенных в ВПР).

Процедуры оценки качества, действительно, обеспечивают повышение качества образования, помогают учителям улучшить их педагогическую практику, глубже понять уровень современного образования, выявить механизмы его повышения. Вооружают родителей знаниями о том, насколько хорошо учатся их дети, способствуют объективному оцениванию предметных результатов своего ребенка.


Рассмотрим варианты возможных решений по результатам ВПР :

1. Решения относительно ученика.
- Здесь необходимо выяснить, на каком уровне освоена основная образовательная программа (базовый, повышенный, высокий, ниже базового, критический). Принимаются решения относительно продолжения обучения школьником на следующей ступени образования.
- Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для школьников-участников оценочной процедуры.
- Также готовятся педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки учащегося (какие имеются дефициты в необходимых для продолжения обучения знаниях и навыках, и каким образом их можно восполнить).

2. Решения относительно учителя.
- Полученные данные могут использоваться для аттестации педагога.В этом случае результаты итоговой оценки учащихся должны служить одним из критериев деятельности педагога.
- Выработка плана профессионального развития и повышения квалификации с целью преодоления профессиональных дефицитов, выявленных в ходе итоговой оценки обучающихся, и повышения качества обучения школьников.

3. Решения относительно школы.

Администрация образовательной организации:
- может учитывать результаты ВПР в качестве одного из критериев результативности работы школы при проведении самообследования школы.
- Использовать результаты в рамках ВШК по предмету и классу с низким % выполнения работы.
- проектировать систему методической работы и повышения квалификации педагогов.

Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях.

А чем полезны ВПР детям? Даже очень способному ученику будет сложно успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ, если в 4, 5, 8 классе у него образовался пробел в знаниях. Часто эти пробелы незаметны ни для учителей, ни для родителей, ни для самих детей. Выяснить во время судьбоносного экзамена, что ты несколько лет назад упустил что-то важное, мягко говоря, не слишком приятно. ВПР призвана вовремя выявить недоработки, указать на темы, которые по какой-то причине не были в полной мере усвоены. Таким образом, результат ВПР — это показатель индивидуального уровня подготовки учащегося, хороший инструмент для выявления проблемных зон, а также для принятия дальнейших решений при построении индивидуальной образовательной траектории. К тому же данные о результатах ВПР в целом по школе — отличный маркер уровня образовательной организации.

Анализ проблемных зон помог скорректировать вопросы контроля ВШК и скоординировать работу учителей по повышению качества знаний, что подтверждает динамика роста качества выполнения ВПР (слайд).

Проанализировав задания ВПР по русскому языку и математике, выявлены проблемные зоны. С 2016-2017 уч.г. в ВШК внесен контроль про проверке сформированности умений выполнять грамматические виды разборов ( 2-4 классы), контроль умений решать практико-ориентированные задания по математике (2-4 классы).

По окружающему миру недостаточно сформированы у учащихся следующие умения:

  • самостоятельно делать выводы по результатам эксперимента;
  • описать сам эксперимент;
  • использовать знаково-символические средства представления информации для построения высказывания в соответствии с учебными задачами (зад. 7);
  • излагать своё мнение и его аргументировать в соответствии с поставленными задачами коммуникации;
  • недостаточно сформированные знания по региональному компоненту.

Результаты ВПР 4-х классов являются базовой основой для дальнейшего обучения, помогают учителям-предметникам и учителям начальных классов строить дальнейшую стратегию образования с учетом реального положения.

Разделы: Обще педагогические технологии, иностранные языки.

Класс: 5-11.

“Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика.”
(Шарлотта Бронте (1816–1855) английская писательница)

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования. Процедуры оценки действительно обеспечивают повышение качества образования, но только в том случае, когда результаты оценочных процедур используются для принятия каких-то решений. Результаты оценочных процедур используются для решения задач, отражённых в основной образовательной программе школы, а также в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.

Сегодня в системе образования формируется комплексная система оценки качества образования, включающая ОГЭ, ЕГЭ, национальные и международные исследования качества образования, исследования компетенций учителей, а так же Всероссийские проверочные работы или ВПР.

ВПР - это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся.)

Всероссийская проверочная работа — это контрольная работа, проводимая по всей России. Указанные цели достигаются за счет проведения ВПР в единое время по единым комплектам заданий, а также за счет использования единых для всей страны критериев оценивания.

Изначально ВПР задумывались для добровольной проверки знаний школьников. Первые ВПР были написаны в 2015 году, а с 2016 года ВПР проводятся регулярно.

Впрочем, в варианты Всероссийских проверочных работ для старших классов включены и традиционные задания, которые встречаются в демоверсиях ОГЭ и ЕГЭ.

Все демоверсии заданий можно посмотреть на официальном сайте ВПР — ФИОКО.

К сведению, на сайте педсовет.ру был проведен опрос учителей, и на вопрос, кто должен составлять задания, большинство ответило, что это должны делать учителя.

На вопрос нужен ли ВПР? Коллеги ответили следующим образом: 34% да, но в другом виде, 23% не нужны 21% - да, безусловно. Какие проблемы создает ВПР? 40% ответили: создание стрессовых ситуаций.

Участники исследования так же отметили, что ВПР приводит к перегрузке учителей, пустой трате времени, ориентации на отчетность, а не на учебный процесс.

Что необходимо выполнять, чтобы ученик успешно выполнил ВПР? 43% ответили: нужно выполнять ВПР на уроках, 41% ответили, что нужно больше работать учителю.

Что должно быть сделано по итогам ВПР? Ответ 60% коллег - принять во внимание при разработке материалов.

Действительно, никаких кардинальных мер. И ведь даже в журнале эти результаты не отразить.

Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях. ВПР являются внешними процедурами ОКО (оценки качества образования).

На сайте нашей гимназии среди прочих локальных нормативных актов разместили Положение о внутренней системе оценки качества образования, к нему имеется дополнение, в котором сказано, что результаты ВПР засчитываются в качестве диагностической работы, для оценки индивидуальных достижений обучающихся по соответствующему предмету, что оценки по результатам ВПР в классные журналы не выставляются, мероприятие проводится в качестве урока по обобщению изученного материала.

Как выставляются оценки ВПР?

А дальше? А далее результаты Всероссийской проверочной работы можно обсудить в классе (вместе с разбором заданий) или проанализировать вместе с коллегами в школе.

Проблема в том, что если оценка не ставится в журнал, то есть риск, что у обучающихся пропадет стремление успешно написать ВПР.

А между тем, наша внутренняя система оценки качества направлена на обеспечение соответствия процедурам внешней оценки качества образования. (из локального Положения о внутренней системе оценки качества образования)

Как же можно внедрить внешнюю процедуру ВПР во внутреннюю систему оценки качества образования? Нужен некий симбиоз этих двух процедур.

Наши учителя английского языка нашли такой выход, к примеру, в 7 классе в рабочей программе в тематическом планировании в конце каждой четверти предусмотрен контроль в форме устного говорения. Мы включили в КИМ для 7 класса в устной части контрольной работы 3-е задание из ВПР (описание фотографии по плану). Оценивается устная часть по тем же критериям, что предусмотрены в ВПР. При этом оценки вносятся в журнал, и у обучающихся нарабатывается навык описания фотографии по плану, данному в задании. То есть подготовка к ВПР происходит непринужденно, не методом натаскивания.

То есть сам Рособрнадзор,НЕ рекомендует учителям:

- специально готовить класс к выполнению зданий ВПР,

- делать это во время каникул или после уроков,

- ставить оценки за федеральную контрольную в журнал,

- избегать элементов натаскивания на задания ВПР.

По логике ВПР - это инструмент диагностики качества обученности, поэтому готовиться к ней специально представляется бессмысленным, однако это не умаляет стресс, который испытывают все участники ВПР.

В целом, можно сказать, что ВПР — это экзамен не столько для детей, сколько для учителей. Рособрнадзор таким образом проверяет качество преподавания тех или иных предметов. Педагоги получат отчет о пробелах в знаниях учеников и поймут, на какие аспекты стоит обратить особое внимание. А если результаты высоки — это станет отличным подспорьем и мотивацией не только для обучающихся, но и для учителя!

И не стоит забывать главную особенность ВПР в том, что она комплексно позволяет взглянуть на результаты образования: оцениваются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Основная цель ВПР: своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что использование результатов оценочных процедур позволяет администрации школы:

- разработать и внедрить программы повышения эффективности преподавания и обучения, внести изменения в основную образовательную программу;

- определить узкие места деятельности пед коллектива и разработать соответствующие рекомендации для каждого педагога;

- выявить наименее подготовленных учащихся в целях предоставления им необходимой помощи;

- оказать соответствующую ресурсную, организационную и методическую поддержки неэффективно работающим учителям;

- иметь независимую оценку деятельности отдельного педагога, группы педагогов для организации работы с педкадрами.

Педагоги же используют результаты оценочных процедур для корректировки своих рабочих программ, обучающиеся и их родители - получают рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план. Именно такая слаженная работа по использованию результатов оценочных процедур всеми участниками образовательного процесса и приводит к ежегодному повышению качества образования в школе.

«Необходимо, чтобы школьники получали прочные

знания и на их базе смогли овладеть будущей

профессией, добиться успеха, и в жизни быть

Президент Российской Федерации В.В. Путин

Формирование внутренней системы оценки качества образования

является одним из ключевых приоритетов развития образования в

Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что

измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей

мониторинга, но и для повышения качества образования.

Процедуры оценки действительно обеспечивают повышение качества

образования, но только если используются для принятия адекватных и

адресных решений, помогают учителям улучшить их педагогическую

практику и вооружают родителей знаниями о том, насколько хорошо учатся

Результаты оценочных процедур должны служить основанием для

совершенствования преподавания учебных предметов;

для повышения информированности,

развития моделей родительского оценивания,

принятия обоснованных решений о выборе образовательной

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные

работы, проводимые по отдельным учебным предметам для оценки уровня

подготовки школьников с учетом требования ФГОС. Они не являются

аналогом государственной итоговой аттестации, а проводятся на

региональном или школьном уровне.

Результаты ВПР могут использоваться для формирования программ

развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по

стране, для совершенствования методики преподавания предметов в

конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися по

устранению имеющихся пробелов в знаниях. Работы выполняются по

заданиям, разработанным на федеральном уровне, и проверяются по единым

ВПР проводятся в форме контрольных работ. Выполняя задания ВПР,

школьники не могут пользоваться никакими вспомогательными

Все ВПР проводятся в той же школе, которую посещает ученик.

Рособрнадзор не рекомендует использовать результаты ВПР для выставления

годовых отметок учащимся.

Зачем нужны ВПР?

Ежегодное тестирование учеников позволит:

выявить недостатки учебной программы

проверить качество и уровень знаний, даваемых конкретной школой, в

сравнении с результатами других школ

дать ученикам возможность подготовиться психологически к ЕГЭ (т.к.

способы проведения ВПР похожи на ЕГЭ, а значит, ребёнок будет

чувствовать себя спокойнее, выполняя похожую работу не в первый

заставить школьников заниматься на протяжении каждого учебного

года, а не только в выпускном классе.

2. Как подготовить ребенка к ВПР?

Самое главное — настроиться на положительный лад, не создавать

нервозную ситуацию, успокоить ребенка и объяснить, что это всего

лишь часть учебного процесса.

В целом ВПР - это не так страшно и не так сложно. Уже выпускаются

различные пособия для подготовки, а с примерными вариантами работ

можно познакомиться на сайтах.

Как готовиться к ВПР.

3. Комплекс мер по подготовке к ВПР

1. Информирование родителей ( когда состоится, какие задания?)

Знание процедуры проведения ВПР, знакомство с сайтами.

2. Практическая отработка с обучающимися правил оформления

3. Анализ результатов проверочных работ ( 4 класс и 5 класс)-

выявляется проблемное поле, слабые учащиеся.

4. Составление плана отработки пробелов в знаниях учащихся.

Главный совет по подготовке к ВПР

Итак, у нас осталось совсем немного времени. Все, что можно было выучить

и отработать, уже отработано, но оставшиеся уроки можно провести с

большой пользой, если не заучивать, а дать детям кейсы, ситуации, в

которых они смогут разумно использовать данный алгоритм работы. Чтобы

систематически готовить детей и к осенней, и к весенней проверочной

работе, достаточно уделять этой задаче не более 5 минут от каждого урока.

Вам потребуется всего лишь одно предложение, в котором вы можете:

а) найти грамматическую основу,

б) определить части речи,

в) разобрать по составу слово или сделать фонетический анализ,

г) если это деформированный текст – быстро напомнить детям, как с ним

работать, и дать им для самостоятельного списывания.

Сейчас, накануне ВПР, старайтесь не нагнетать обстановку и не пугать

учащихся. Просто постарайтесь эффективно и точно дать им алгоритм

работы по каждому заданию, напомнить о возможных нетипичных

ситуациях, подготовить к тому, что многие слова и предложения в русском

языке выходят за рамки привычного шаблона.

«Для успешного обучения нужно не принуждение, а возбуждение

Читайте также: