Возникновение кочевого скотоводства 5 класс план урока

Обновлено: 03.07.2024

К учебнику: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. 3-е изд. - М.: 2015 - 303с.

ВложениеРазмер
vozniknovenie_zemledeliya_i_skotovodstva.docx 419.46 КБ

Предварительный просмотр:

дата, номер урока, время проведения: 25.06.2018 г. 5 урок

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: комбинированный

Цель урока: получение систематических знаний о причинах перехода от присваивающего к производящему хозяйству за счет расширения понятийной базы и выявления причинно-следственных связей, продолжить формирование навыков работы с картой.

  • Образовательные: Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока: серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы.
  • Развивающие: Развивать умение - составлять учебную задачу, развивать монологическую речь, образное и творческое мышление, навыки анализа, сравнения, описания; развивать умение работать с текстом учебника, находить нужную информацию, анализировать объекты, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; формировать собственную точку зрения; Развивать и совершенствовать навыки совместной деятельности в группе.
  • Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учению

Планируемые результаты урока:

Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности. Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Регулятивные: Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления ремёсел в жизни общины.

Коммуникативные: Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать освоенные древним человеком ремёсла.

Познавательные: Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

Личностные: Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей

Литература: Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2010.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Краткосрочный план урока

ФИО учителя: Каримова А.П.

Участвовали:

Не участвовали:

Возникновение кочевого скотоводства

Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

5.4.1.2 – объяснять формирование кочевого скотоводства и земледелия.

Уровень мыслительных навыков

Критерии оценивания

Объясняет формирование кочевого скотоводства и земледелия.

Все: объясняют причины возникновения кочевого скотоводства и земледелия;

Большинство: различают факторы возникновения кочевого скотоводства и земледелия;

Некоторые: объясняют, почему кочевое скотоводство стало основным видом хозяйства древних жителей Казахстана, и приводят доводы в пользу эффективности кочевого скотоводства.

Языковые задачи

Основные термины: тебеневка, кочевое скотоводство, производительность труда, разводимые виды скота кочевниками.

Языковые навыки: чтение письмо, чтение-говорение.

Воспитание ценностей

На основе изучения кочевничества воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природе

Межпредметная связь

Казахский язык, искусство, трудовое обучение

Предыдущие знания

Учащиеся имеют некоторые сведения о видах разводимого скота

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Приветствие учащихся учителем.

Создание колоборативной среды на уроке.

Супер физминутка для урока.

Актуализация субъективного опыта учащихся

Назовите хронологические рамки эпохи железа

Какие изменения в хозяйственной деятельности происходят в период железного века?

Какие факторы способствовали формированию пастбищного животноводства в 1-м тыс. до н.э.?

Привести 2-3 аргумента как изменилась жизнь людей в железном веке?

Дескрипторы

Правильно называют хронологические рамки эпохи железа.

Правильно перечисляют изменения в хозяйственной жизни, произошедшие в период железного века.

Назовите хронологические рамки эпохи железа

Какие изменения в хозяйственной деятельности происходят в период железного века?

Приводит 2-3 аргумента к вопросу: Как изменилась жизнь людей в железном веке?

Одной из особенности эпохи железа является формирование кочевого скотоводства и земледелия.

Формирование целей урока совместно с учащимися

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Постановка перед учениками учебной проблемы

К концу урока мы должны с вами ответить на вопрос:

Изучение нового материала

Работа с учебником.

Задание 1.

Верно определяют причины перехода к кочевому скотоводству

Раздаточный материал с вопросами

Карточки трех цветов (зеленый, желтый и красный)

Работа в группах

Задание 2.

Дескрипторы:

Обсуждают в группе

Пишут эссе от группы по картине

Задание 3.

Виды животных: верблюды, лошади, овцы, коровы.

Каждая группа работает по своей картинке

Правильно заполняют кластер

ФО: Светофор, обратная связь

Задание 4.

Дескрипторы:

Правильно заполняют таблицу

Записывают преимущества каждого вида разводимых кочевниками животных

ФО: Светофор, обратная связь

Задание 5.

Ответить на вопросы:

Какую продукцию получали кочевники от домашнего скота?

Какой из 4 видов скота особо ценился кочевниками?

Как вы думаете, в чем было преимущество животных способных к тебеневке?

Дескрипторы:

Правильно определяют, какую продукцию получали кочевники от домашнего скота

Правильно называют вид скота, который особо ценился кочевниками.

Правильно выделяют преимущество животных способных к тебеневке.

ФО: Волшебная линеечка.

Ученики на полях тетрадей чертят шкалу и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнено задание. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик, ниже или выше.

Первичная проверка новых знаний.

Задание 6 (работа по учебнику)

Дескрипторы:

ФО: Словесная оценка (устная обратная связь) .

Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

Работа с рисунком

на интерактивной доске

Карточки с вопросами

Карточки трех цветов (зеленый, желтый и красный)

Карточки с трех цветов (зеленый, желтый и красный)

Карточки с вопросами

Домашнее задание: прочитать параграф

Итог урока. Рефлексия

-Какие цели ставили?

-Достигли вы своей цели? Почему?

-Почему не получилось?

-Над чем стоит еще поработать?

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Задания по уровням сложности от простого к сложному.

Например делают вывод о преимуществах каждого животного, способных к тебеневке?

После каждого задания применяется формативное оценивание в ввиде приемов:

Проведение физминуток в начале урока

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиесы достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.

Итоговая оценка

Какие две вещи прошли действительно хорошо (в том числе преподавание и учение)?

Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (в том числе преподавание и учение)?

Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 678 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.02.2018 6210
  • DOCX 221.7 кбайт
  • 177 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Каримова Анастасия Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей.

Универсальные учебные действия:

регулятивные:

познавательные: формирование представлений об изменениях жизни первобытного общества с появлением земледелия, скотоводства и земледелия; расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками.

Оборудование:

Организационный момент

2. Введение в тему, создание проблемной ситуации.

- О чём шла речь на предыдущих занятиях? (о собирательстве и скотоводстве /о присваивающем типе хозяйства первобытных людей)

- Правильно, теперь мы обсудим, как осуществлялся переход к следующему типу хозяйства – производящему, т.е. занятию земледелием и скотоводством. Но для начала следует изучить вопрос возникновения земледелия и скотоводства.

3. Объяснение нового материала: просмотр учебного фильма, беседа.

Какие наблюдения первобытных женщин привели к возникновению земледелия? (Они заметили, что упавшие на землю семена давали всходы)

Где возникло земледелие? (Западная Азия, показать на карте)

Первые орудия труда для земледелия (Мотыга, серп, топор). Каких использовали?

Что привело к возникновению скотоводства? (С охоты приносили детёнышей убитых животных и приручали их)

Какое животное было одомашнено первым? Как оно помогало людям? (Собака, охраняла жилище, помогала охотиться)

Кто был одомашнен после собаки? (Свинья, коза, корова, овца)

Как появилось гончарное ремесло? (Обмазанная глиной плетёная посуда попадала в огонь, прутья сгорали, а глина становилось прочной)

Из чего делали нити для ткачество? (Из шерсти и льна)

К чему привело возникновение ремесел? (Появилась одежда из льна и шерсти, у первобытных людей появилась прочная посуда)

3.3 Объяснение учителя, запись в тетрадь основных понятий, процессов.

Заниматься скотоводством и земледелием в одиночку было очень трудно, поэтому существовал определённый уклад: несколько родов во главе старейшин объединялись в племя. Племенем управлял совет старейшин. Самым страшным наказание было – изгнание из общины.

Для первобытных людей все в природе было одушевленным. Мир, по их мнению, был населен духами. Самые могущественные духи назывались богами. Люди обращались к богам с просьбами о благоприятной погоде, хорошем урожае. Своих богов люди вырезали из дерева, лепили из глины, высекали из камня и т.д.

Изображения богов назывались идолами. С идолами проводились специальные обряды, ритуалы, приносились жертвы.

4. Динамическая пауза.

Да – нет (да – хлопаем в ладоши, нет – топаем ногами)

Земледелие возникло из собирательства. (да)

Скотоводство возникло из рыболовства. (нет)

Лошадь – первое животное, которое приручил человек. (нет)

В земледельческих работах применяли каменный топор. (да)

Родовые общины объединялись в государства. (нет)

В племени были запрещены браки внутри рода. (да)

Племенем управлял совет стаейшин. (да)

5. Закрепление материала

1.10 тыс. лет назад в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.

2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее.

3. Повысился уровень жизни, возникли ремёсла.

4. Первобытные люди жили в родовой общине, во главе – старейшина. Общины объединялись в племя, во главе – совет старейшин.

6. Подведение итогов, домашнее задание

7. Рефлексия. (красный, жёлтый, зелёный).

Самоанализ урока истории в 5 классе

в соответствии с требованиями ФГОС ООО

сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей; новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах;

охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей.

Развить навык индивидуальной работы и работы в коллективе, умение анализировать, аргументировать свою точку зрения в беседе с учителем и одноклассниками, развивать речевые и творческие навыки детей;

Сформировать знания об первобытном обществе с производящим типом хозяйства.

Универсальные учебные действия:

регулятивные:

познавательные: формирование представлений об изменениях жизни первобытного общества с появлением земледелия, скотоводства и земледелия; расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками.

Структура урока соответствует требованиям ФГОС:

1.Ориентация на новые образовательные результаты.

2.Нацеленная деятельность на формирование УУД.
Планируемые результаты:

Предметные: Понимание смысла основных понятий. Изучение роли возникновения земледелия и скотоводства для жизни первобытных людей.

Метапредметные: Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Личностные: Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

3.Использование современных образовательных технологий – проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (физкультминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся).

Нажмите, чтобы узнать подробности

продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты.

Создать условия для воспитания у пятиклассников навыков культуры чтения: читать вдумчиво, понимать прочитанное, выделять в нем главное, размышлять над ним.

1. Организационный момент.

Как была найдена впервые пещерная живопись?

Что произошло в пещере Альтамира в северной Испании с археологом Саутуолой?

Почему древние люди чаще всего изображали животное, которого поразил своим оружием человек?

Почему в могилы люди клали различные предметы?

Изучение новой темы.

Итак, мы знаем, что миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тысяч лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, т.е. перешел к производящему хозяйству.

Задание на урок. Как появилось земледелие и скотоводство? Что это дало людям?

Заполните таблицу и сделайте вывод:

Что явилось главной причиной появления новых отраслей хозяйства ?


1.Появление мотыжного земледелия.

Однажды люди заметили, что зерна просыпанные у входа в пещеру дали всходы.

Женщины стали рыхлить землю при помощи мотыги и бросать в землю зерна. Так появилось земледелие. Кроме мотыги в земледелии применялись каменный топор и серп.


При помощи топора вырубали деревья и кус тарник, затем выкор-чевывали пни, и все сжигали. Пепел перемешивали с землей.Он выступал в качестве удобрения. Урожай собирали при помощи серпа, изготавливавшегося из кости. В серп вставляли каменные лезвия.

Полученное зерно перети рали в муку, затем ее смешивали с водой и полученную массу вы пекали у костра на углях.

Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотится в одиночку было очень трудно, поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин.

Первые земледельцы появились В Передней Азии, так как именно там были наиболее благоприятные климатические условия для выращивания хлебных культур. Земледелие приводит к возникновению новых форм общественной организации, так как возникает необъодимость масштабных коллективныхдействий.

2.Приручение животных. Самостоятельно прочитать пункт 2 и ответить на вопрос.

Появление земледелия и скотоводства стало возможным, потому что у людей появились излишки продуктов. Почему?

Хозяйство постепенно стало превращаться из присваивающего в производящее.

Теперь благосостояние людей зависело только от их труда.

3.Появление ремесла.

Скотоводы начали разводить коз и овец, которые одновременно давали мясо, шерсть, молоко. Возникали и ремесла.


С развитием хозяйства люди стали больше уделять внимание изготовлению орудий труда и домашней утвари.

Издавна люди плели корзины из прутьев и обмазывали их глиной. Глина размокала, если в корзину попадала вода.


Однажды, когда корзина попала в огонь, глина обгорела и стала твердой.

В это же время появилось ткачество. Был изобретен простейший ткацкий станок.

Нити делали изо льна, или пряли из шерсти животных.

У людей появилась льняная и шерстяная одежда, и они стали более защищенными перед непогодой.

Древние люди освоили довольно сложные для того уровня технологии.

На слайде изображен первобытный сверлильный станок.

При его помощи люди сверлили отверстия в каменных топорах и затем вставляли в них древко.

4.Род и племя. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотится в одиночку было очень трудно, поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин.

Первые земледельцы появились В Передней Азии, так как именно там были наиболее благоприятные климатические условия для выращивания хлебных культур. Земледелие приводит к возникновению новых форм общественной организации, так как возникает необъодимость масштабных коллективныхдействий.

Читайте также: