Возникновение и развитие педагогической науки кратко презентация

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " План: 1.Возникновение и развитие педагогики. 2.Объект, предмет и функции педагогики. 3.Основные педагогические категории. 4.Система." — Транскрипт:

2 План: 1. Возникновение и развитие педагогики. 2.Объект, предмет и функции педагогики. 3. Основные педагогические категории. 4. Система педагогических наук.

4 Цель : воспитание гармонически развитого человека Афинское воспитание (VIIIIV вв. до н.э.) Мусическое воспитание Умственное НравственноеЭстетическое Гимнастическое воспитание Физическое Этапы воспитания мальчиков : До 7 лет – семейное воспитание. С 7 лет – посещение школы грамматиста (обучение чтению, письму, счету) и кифариста (пение, музыка, декламация стихов). С лет – переход в палестру (школу борьбы) (физические упражнения – пятиборье, беседы по политическим и нравственным вопросам). С лет обеспеченная молодежь обучалась в гимнасиях (философия, полемика, литература, сочинительство, гимнастика). С – переход в эфебию (военное и политическое воспитание)

5 В Академии обучались чистокровные афиняне-аристократы. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Основным методом обучения была диалектика (диалог). Платон

8 Практика воспитания и образования в средние века (V-XIV вв.) в Европе Цель воспитания – самосовершенствование человека в духе морали Христианства. Монастырские школы Готовили мальчиков, в основном, будущих приходских священников и монахов. Изучение основ католического вероучения, молитв, псалмов, церковные песнопения. Обучение на латыни чтению, грамматике, письму, счету. Кафедральные (соборные) школы Воспитание также носило богословский характер. Изучали латинскую грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

9 Рыцарское воспитание (XI-XII века) Воспитание сыновей светских феодалов: -до 7 лет в семье; -при дворе сеньора до 14 лет пажи; -до 21 года оруженосцы. Семь рыцарских добродетелей: 1 - верховая езда, 2 - фехтование, 3 - владение копьём, 4 - плавание, 5 - соколиная охота, 6 - сложение стихов в честь сюзерена и дамы сердца, 7 - игра в шахматы. Будущие рыцари получали и религиозное воспитание. В 21 год оруженосцы проходили обряд посвящения в рыцари.

10 Педагогическая мысль эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) Гуманитстический идеал – человек образованный и просвещенный, высоко нравственный, физически развитый и душевно стойкий. Витторино да Фельтре, Италия Франсуа Рабле, Франция Томас Мор, Англия Мишель Монтень, Франция

14 Система воспитания джентльмена. Физическое воспитание способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучение детей к обрядам, а на формирование любви и почтения к Богу как высшему существу Нравственное воспитание - воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности

16 2. Объект, предмет и функции педагогики Каждая наука существует для того, чтобы давать описание, объяснение, прогнозирование изучаемых ею процессов и явлений на основании законов, открытых этой наукой имеет свой предмет, объект, задачи и функции

17 Объект – это та область реальной действительности, которую исследует данная наука. Предмет – это те процессы и явления, которые описывает, исследует, объясняет, прогнозирует наука на основании своих законов. Р Д Объект Предмет 1 Предмет 2 Предмет – наиболее существенная часть объекта Предмет n

18 Объектом педагогики ученые считают образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Предмет педагогики – педагогический процесс как организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников в специально созданных для этого учреждениях (дошкольных, общеобразовательных, профессионального или дополнительного образования).

19 Функции педагогики Общетеорети- ческая Практическая (прикладная) Накопление научных знаний о закономерностях воспитания, образования, описании педагогич. фактов, процессов, объяснении, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают На основе теоретических знаний совершенствуется практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения и воспитания, которые применяются в учреждениях образования Обоснованное предвидение развития пед. реальности (например, школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т.п). На основе научного прогноза более успешно планирование Единство всех функций позволяет более полно решать задачи педагогического процесса в различных типах ОУ Прогности- ческая

20 3. Основные педагогические категории В широком социальном смысле, воспитание – передача накопленного опыта от старших поколений к младшим с целью подготовки к жизни и труду. В узком социальном смысле, воспитание – направленное воздействие на человека со стороны различных социальных институтов (учреждения образования, культуры, религии, СМИ и др.) с целью формирования знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, подготовки человека к жизни. Воспитание.

21 Воспитание. В широком педагогическом смысле, воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в специальных образовательных учреждениях в результате взаимодействия воспитателя и воспитанников. В узком педагогическом смысле, воспитание – специальная воспитательная деятельность, направленная на формирование определенных качеств, свойств и отношений воспитанников.

22 Обучение – это специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия между учителем и учащимися с целью формирования у последних системы знаний, умений и навыков (ЗУН). Это двусторонняя деятельность, включающая преподавание (руководство учением) и учение (усвоение содержания обучения). Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.

24 4. Система педагогических наук Общая педагогика является базовой, изучает общие закономерности воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов. Содержит 4 больших раздела: общие основы педагогики; теория обучения (дидактика); теория воспитания; управление педагогическими системами.

25 Возрастная педагогика изучает специфику обучения и воспитания определенных возрастных групп: преддошкольная (ясельная) педагогика; дошкольная педагогика; школьная педагогика; педагогика профессионального образования; андрагогика – теория обучения взрослых людей.

26 В зависимости от конкретных видов человеческой деятельности выделяют: военную, инженерную, пенитенциарную, спортивную, театральную, музыкальную педагогику и др.

27 К педагогическим дисциплинам также относятся: история педагогики ; сравнительная педагогика ; этнопедагогика ; социальная педагогика ; специальная педагогика.

28 Специальная педагогика: сурдопедагогика – закономерности развития и воспитания слабослышащих детей; тифлопедагогика – слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика – умственно отсталых; логопедия – детей с нарушениями речи.

29 Частные (предметные) методики исследуют закономерности преподавания и изучения отдельных дисциплин: методика обучения русскому языку; методика обучения математике; методика обучения технологии и другие.

1. История педагогики, становление педагогики как науки.

2. Основные исторические этапы развития педагогической науки

Основные исторические этапы развития
педагогической науки
Этап
I.Эмпирический этап
(основанный на
опыте)
Характеристика
Потребность готовить детей к жизни возникла у
человечества в глубокой древности. Это осуществлялось в
семье, общине, когда старшие учили, показывали, прививая
необходимые навыки. В античные времена существовали две
школы: спартанская и афинская. В период Средневековья
церковь монополизировала духовную жизнь общества,
направляя воспитание в религиозное русло.
II.Этап
формирования
педагогики как науки
Педагогика как самостоятельная отрасль стала оформляться
в 17 в. К этому времени ощутилась острая потребность в
науке. Становление научной педагогики связано с именем
чешского мыслителя-гуманиста, педагога
Яна Амоса
Коменского. 19 в. был благоприятен для развития пед.
науки. В это период она интенсивно развивается в качестве
самостоятельной научной дисциплины.
III. Этап развития
педагогики в XX в.
20 в с его бурным социально-политическими изменениями
во многих странах, поставил перед педагогикой проблему
воспитания человека в новом обществе.

3. Ян Амос Коменский (1592-1670)

4. Для организации обучения Коменский предложил:

Для организации обучения
Коменский предложил:
классно-урочную систему, которая
предполагает:
• ✓ неизменный состав учащихся одного
возраста;
• ✓ проведение занятий в точно
определенное время по расписанию;
• ✓ одновременную работу учителя со всем
классом по одному предмету.

• ✓ наглядность - предполагает усвоение учащимися знаний
путем наблюдений за предметами и явлениями, т. е. благодаря
чувственному восприятию;
• ✓ последовательность и систематичность. Обучение
должно вестись последовательно. Это значит, что все
последующее в обучении необходимо основывать на
предыдущем.
• ✓ прочность усвоения учебного материала.Коменский
считает упражнения полезными тогда, когда материал понят
учеником. Следующим условием, обеспечивающим прочность
усвоения, являются упражнения в практической
деятельности;
• ✓ самостоятельность и активность. Нужно, чтобы "каждый
ученик все изучал сам, собственными чувствами", обдумывал
самостоятельно и применял знания на практике.

6. Материнская школа

• В “Великой дидактике” Коменский создает
образ материнской школы, как первой ступени
образования. Цель школы Коменский видел в
развитии и упражнении преимущественно
внешних чувств, чтобы дети приучались
обращаться правильно с окружающими их
предметами и распознавать их. Семейное
воспитание (материнская школа) является
первым и одним из самых главных этапов
детского воспитания и обучения.

7. Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778)

8. Существуют три источника воспитания

• ✓ природа - природные данные ребенка, которые он
имеет от рождения. Это развитие мало поддается
влиянию воспитателя, но следует воспитывать ребенка
согласно его природе;
• ✓ вещи - окружающий мир, от которого ребенок
получает много. Ребенок появляется на свет и получает
различные впечатления от окружающего; по мере роста
у него накапливается все больше знаний, они
расширяются и укрепляются;
• ✓ люди - родители, воспитатели, учителя. От них
зависит основное воспитание. Им предстоит
позаботиться о том, чтобы природа человека
проявилась наиболее полно.

9. Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827)

Иоганн Генрих Песталоцци (1746 1827)
Уделял большое внимание
открытию приюта для
бедных детей. Цель школы, с
точки зрения Песталоцци, всестороннее гармоничное
развитие; оно предполагает
обеспечение единства
умственного, нравственного
и физического развития и
подготовку к труду.

10. Мария Монтессори (1870—1952)

Мария Монтессори (1870—1952)
1.Главная форма воспитания и обучения по
системе Монтессори — самостоятельные
индивидуальные занятия детей или
специально разработанный Монтессори
индивидуальный урок, основа которого —
сжатость, простота и объективность (т. е.
максимальное сосредоточение ребенка на
предмете занятия).
2. . Основа обучения в дошкольном и
младшем школьном возрасте, по
Монтессори, — сенсорное воспитание,
которое осуществляется с помощью
организации окружающей среды и занятий с
дидактическим материалом.

11. Дидактические материалы

• Блоки цилиндров - представляют
собой четыре набора с девятью
цилиндрами в каждом. Первый
набор состоит из цилиндров
различных по высоте; второй цилиндры различные по диаметру;
два других включают цилиндры
различные по высоте и по диаметру.
Подбор цилиндра к
соответствующему отверстию
помогает в различении размера и
развивает мелкую мускулатуру рук
необходимую при письме.
Развитие речи
Буквы, вырезанные из песчаной
бумаги, позволяют ребенку узнать
очертание каждой буквы через
прикосновение и ассоциировать звук
буквы с ее очертанием.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ Выполнила студентка I курса Отделения ШО и ПИ Вер.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ Выполнила студентка I курса Отделения ШО и ПИ Вер.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ Выполнила студентка I курса Отделения ШО и ПИ Веремеенко В. С.


Древний мир Уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо.

Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мысли.

Эпоха возрождения

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, пе.

Средние века Ж.Ж. Руссо(1712 – 1778 г.г.) В основе педагогических воззрений Р.

Русская педагогика В.Г. Белинский(1811 – 1848 г.г.) А.И. Герцен (1812 – 1870.

Русская педагогика В.Г. Белинский(1811 – 1848 г.г.) А.И. Герцен (1812 – 1870 г.г.) Н.А. Добролюбов (1836 – 1861 г.г.) Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 г.г.)

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Возникновение и развитие педагогики. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Основное назначение воспитания - передача подрастающим поколениям накопленных знаний и общественно-исторического опыта Основное назначение воспитания - передача подрастающим поколениям накопленных знаний и общественно-исторического опыта В процессе воспитания новые поколения должны овладеть знаниями, определенными трудовыми умениями, усвоить нормы поведения в обществе, выработать определенную систему взглядов на жизнь.

В позднем периоде развития первобытной формации, когда усилилась власть вождей, старейшин, жрецов, воспитание видоизменяется и некоторых детей стали готовить к выполнению особых функций, связанных с ритуалами, обрядами, управлением.

Рабовладельческое общество (Древний Восток) существовали жреческие школы, где преподавали чтение и письмо, начала математики и основы религиозного культа, а также школы писцов, в которых учили грамоте и счету и подготавливали мальчиков к ведению дел, связанных с управлением государством, присмотром за рабами.

Народная педагогика выражается в виде традиций, пословиц, поговорок, обрядов, песен, прибауток, мифов, сказаний, преданий, потешек и других фольклорных форм.

Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании и образовании послужило основой для разработки подлинно демократической марксистской педагогики, сформулировавшей основные принципы воспитания и обучения в социалистическом обществе.

А. С. Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги

Наиболее обоснованным является подход Л. С. Выготского, который предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии

К. Д. Ушинский Важное значение придавал воспитанию у детей чувства патриотизма, любви к родному языку как лучшему, выражению народности, формированию нравственных качеств, воспитанию уважения к труду. Много сделал К. Д. Ушинский для совершенствования содержания и методики начального обучения, а также для подготовки учительских кадров

Исследования Д. Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество — эмоциональное общение; ранний возраст — предметная; дошкольный возраст — игра).

Читайте также: