Возникновение государства в китае план урока

Обновлено: 06.07.2024

Тема урока : Древний Китай. Создание объединенного государства. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения.

Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

- Познакомить учащихся с географическим положением и природными условиями Древнего Китая, показать взаимосвязь природных условий с занятиями жителей страны, помочь сформировать представления о религиозных верованиях китайцев; подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретения китайцев; продолжить формирование умений строить рассказ на основе текста, навыков соотношения исторических фактов во времени.

- Развивать творческие способности учащихся, монологическую речь, историческое мышление.

- Воспитывать интерес к истории Древнего Китая, уважение к труду и культуре древних людей.

Планируемые результаты:

Личностные : формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные : умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение;

Коммуникативные : умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Предметные : использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Тип урока: усвоение и первичное закрепление новых знаний.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный диалог, эвристический, системно-деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Основные понятия, изучаемые на уроке: империя, император, конфуцианство.

Деятельность учителя

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

2. Актуализация знаний

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

С историей какого государства мы с вами познакомились на прошлом уроке? (ответ Мы познакомились с историей Индии).

Перед тем как переходить к новой теме мы должны вспомнить ранее изученное.

Расскажите о Древней Индии, когда началось заселение этой территории

3. Постановка учебной задачи.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Ребята, а вы хотите дальше знакомиться с историей Древнего мира?

Тогда двинемся дальше на восток.

Работа по карте.

В какой стране мы оказались? (Китай)

Создание эмоционального настроя: просмотр музыкального видео про Китай.

Сформулируйте тему урока . Государство Китай.

Древний Китай. Создание объединенного государства.

-А что вы хотите узнать про это древнее государство?

(Ответы учеников: 1. Узнать более точное географическое расположение этого государства, 2. Как управлялось государство, 3. Чем занимались древние китайцы).

Это и будут задачи нашего урока.

Учитель пишет план урока на доске, ученики в свою тетрадь.

По мере решения каждой учебн.задачи, учитель крепит напротив него магнит (журавля).

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

4. Построение проекта выхода из затруднения

Географическое положение Китая.

Для решения первой учебной задачи нам понадобится карта

Работа с исторической картой и учебно-методическим пособием стр. 80

(История. 5 класс. ВПР. 10 тренировочных вариантов:/ О. А.Чернышева. Легион: 2019 г .)

- Опишите, где находится Китай? (Китай это Восточная Азия). Ученик показывает на карте, остальные на местах работают в своей тетради.

- С какими древними государствами он граничит?

- Какими морями омывается Китай? ( Китай омывается водами трех морей – Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского, являющимися окраинными морями Тихого океана. Реки, которые протекают по этой территории Хуанхе и Яндцы. (Дети подписывают и обводят Китай на карте.)

- Какие реки протекают на территории Древнего Китая?

Древнейшие государства в Китае возникли на б ерегах реки Хуанхэ в период бронзы. В VI веке до н.э. китайцы начали обрабатывать железо. Это позволило вырубить густые леса в долине Янцзы — второй великой реки Китая. Теперь царства образовались и в отдалении от больших рек . (Ученики подписывают р.Хуанхэ и Янцзы).

Первую учебную задачу мы решили. Я отмечу это вот таким символом. Учитель крепит журавлика.

Государственной управление.

Давайте посмотрим внимательно на карту Древнего Китая.

Одинаковым ли цветом окрашена территория.

Это говорит о том, что Китай представлял собой совокупность разных царств.

Как вы думаете, это хорошо, что Китай представляет собой разные царства, или не очень. Почему? (Царства могут между собой воевать).

Почему требовалось объединение Китая?

Границы между ними разъединяли людей, препятствовали их ку льтурным и хозяйственным связи .Между китайскими царствами постоянно велись кровопролитные войны, разорявшие страну. Раздробленный Китай не мог успешно обороняться от внешних врагов.

Горестное положение Китая болью отзывалось в сердцах лучших людей страны.

В VI веке до н.э мудрец по имени Конфуций призывал китайцев человечности и уважению старших. Впоследствии его учение стало очень популярным и было назвал конфуцианством.

Конфуцианство – учение о добродетели .(запись в исторический словарь)

Объединение страны оказалось возможным только с наступлением железного века. Орудия труда усовершенствовались, население увеличилось, государственная власть и армии окрепли. В результате крупные царства подчиняли себе мелкие.

Чтобы защитить себя от врагов нужно было не только объединиться.

- Что ещё поможет государству защитить себя от врагов? (сильная армия)

И такая армия была создана.

Одним из крупных царств было царство - Цинь. Его правители создали сильную армию, вооружённую железным оружием. Основу армии составляла пехота с мечами и арбалётами (самострелами или улучшенными луками). Циньские воины были защищены доспехами, но не имели щитов: им полагалось нападать, а не обороняться. Вместо отрядов колесниц была организован а многочисленная конница, в армии введена строжайшая дисциплина.

Записываем в словарь определение

По его приказу срыли укрепления на границах прежних царств и страну поделили на 36 областей во главе с наместниками. Цинь Шихуан ввёл единую для всего Китая монету, единые меры веса, установил единые законы и одинаковоенаписание иероглифов. Цинь Шихуана люто ненавидела многочисленная знать покорённых царств. Тогда он приказал переселить более 100 тысяч знатных семей в новую столицу — Саньян. Всех, кто выражал недовольство, казнили, а их родственников обратили в рабство. Вместо старой знати, передававшей свои должности по наследству, Цинь Шихуан возвысил чиновников, полностью зависевших от него.

На жизнь властителя Китая не раз совершали покушения. Цинь Шихуан выстроил в столице 37 дворцов, соединявшихся длинными переходами, и не ночевал дважды в одном и том же помещении, опасаясь, что его убьют. Он умер ещё не старым человеком.

Император Цинь Шихуана известен, не только объединение страны.

Что же археологи обнаружили? (В гробнице обнаружили: тысяч глиняных статуй конных и пе ших воинов в полном вооружении. Непобедимая армия ЦиньШихуана должна была охранять его и после смерти. )

И это ещё не всё!

Чтобы защитить государство император создал необычное сооружение и это была …… стена.

Это самый крупный архитектурный памятник, который когда-либо был возведён человеческими руками.

Вы хотите узнать об этом грандиозном сооружении?

Целевая установка для детей: ответить на вопросы письменно в тетради.

(ответы пишут в тетради)

1 . Какова протяженность укрепления?

2. Сколько метров высота стены?

3. Каким способом китайские воины передавали сигнал об опасности?

4.Сколько всадников и пеших воинов могло пройти по стене вряд?

Вывод: Великую китайскую стену называют ещё и "восьмым чудом света". Этот шедевр архитектуры таит в себе множество загадок. Кто знает, может кто- нибудь из вас отгадает загадку Китайской стены….

Государственные преобразования, содержание большой армии, невиданное по размаху строительство требовали огромных средств. Налоги и повинности возросли во много раз. Не уплативших налоги обращали в рабство. После смерти ЦиньШихуана в Китае начались волнения. династия Цинь была свергнута. Вожди восставших превратились в новую знать, а безродный староста маленькой деревушки стал основателем новой царской династии.

Ну а мы решили ещё одну учебную задачу.

Учитель напротив второго пункта крепит журавлика.

Игра: если утверждение верное – шагаем, неверное - хлопаем

6.Великое защитное сооружение – гробница.

3. 3. Изобретения древних китайцев.

А мы переходим к третьей задаче.

Занятия китайцев:

Давайте подумаем, чем могли заниматься древние китайцы, если они жили по берегам рек?

Изобретения китайцев.

Ни один наш день, не проходит без огромного количества изобретений, созданных много тысячелетий назад. Мы настолько заняты повседневными делами, что в суете не задумываемся о том, что этого могло и не существовать.

Давайте познакомимся с изобретениями древних китайцев. А поможет нам вот эта китайская коробочка.

Существует легенда, что однажды, когда китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца, с ветки тутового дерева, что красиво свисала тут же, в чашку неожиданно упал кокон бабочки. Острым, накрашенным, длинным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех давних пор прошло уже более пяти тысяч лет.

(Что же такое обнаружила императрица- ответ шелк)

Из паутинных мешочков (коконов), которые создают шелковичные черви, китайцы научились изготовлять шёлк , красивую и прочную ткань, которая высоко ценилась во всём древнем мире. Главный торговый путь через Азию, начинавшийся на севере Китая под защитой Великой Китайской стены, получил название Великий шёлковый путь.

В конце I тысячелетия до н.э. в Китае появилось другое замечательное изобретение — бумага. Её изготовляли из волокон бамбука, коры деревьев и тряпья. Их превращали в кашицу и заполняли ими специальную рамку с сетчатым дном. Форму встряхивали, при этом волокна переплетались, а лишняя вода стекала. Полученный лист бумаги сушили и прессовали. Так же Китайцам принадлежит немало выдающихся изобретений. Это компас, фарфор, порох и многое другое. Китайцы первыми в мире стали выращивать чай. Китайцы изобрели первыми бумажные день г и и игральных карт.

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;смысловое чтение;

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные : формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира

5. Первичное закрепление.

Закрепление .

Теперь давайте выполним зад. 6 на стр.80

Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей Древнего Китая?

Каждый ученик работает индивидуально в своей рабочей тетради.

Осуществляется проверка

Давайте посмотрим, ответили ли мы на все вопросы, которые ставили перед собой в начале урока?

- Что вы запомнили сегодня на уроке?

- Что вас удивило?

- Как вы оцениваете личность императора?

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

7. Рефлексия деятельности

На новый год в Китае принято запускать воздушные фонарики. На столе у вас фонарики разных цветов (по степени сложности материала урока, учащиеся выбирают фонарик нужного цвета) Например: Красный-материал был слишком сложным и непонятным, желтый- у меня остались вопросы, зеленый- я всё понял и узнал много нового.

Ученики крепят фонарики на доску.

Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.

регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки,

Инструктаж домашнего задание

параграф 20 вопросы устно.

Письменно в тетрадь: Почему Конфуция почитали китайцы?

Поразмышляйте над его высказыванием: Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.

Напишите на доске слова и устно объясните их значение:

Перечисли, что из созданного индийцами в древности используется людьми и в наше время:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Юрий ЮШКЕВИЧ

Возникновение государства в Китае

Всемирная история, V класс

1.Образовательные:

- продолжить формирование понятий страна и государство

- проанализировать условия возникновения единого государства в Китае

- определить особенности жизни древних китайцев и их хозяйственного уклада

2. Воспитательные:

-на примере изречения великого мыслителя Конфуция и деятельности первого императора Китая Цин Шихуанди, выяснить, в чем губительна неограниченная власть в одних руках для государства и подданных.

3.Развивающие:

- развивать коммуникативную культуру учащихся, умение рассуждать, обобщать, делать выводы, работать с текстом, анализировать исторические события.

- формировать познавательный интерес к предмету, к истории народов мира.

План урока

І. Этап проверки домашнего задания.

І I . Организационно-мотивационный этап.

ІІІ. Этап изучения нового материала.

Создание единого Китайского государства

Династия Хань

Занятия древних китайцев

Страна и население

IV. Этап рефлексии.

V. Этап информирования о домашнем задании.

І. Этап проверки домашнего задания.

До начала урока каждому учащемуся раздаётся шаблон - таблица

Приложение 1

Учитель обращает внимание учащихся на записанные на доске понятия:

Хараппа, Шива, варна, Инд, Сарасвати, арии, дасы, варна, Ашока, Веды, брахманы, кшатрии, Митра, шудры, индуизм, буддизм, Индра, Агни, Будда, Ганг, Варуна.

Учащимся предлагается разделить понятия на три разных группы. К каждой группе необходимо подобрать общее понятие. Результаты проделанной работы учитель просит учеников прокомментировать.

Пример выполненной работы:

С целью диагностики степени усвоения материала прошлых уроков (темы Древняя Индия, Культура Индии), учитель может организовать фронтальный опрос по обозначенным понятиям.

Учитель акцентирует внимание на понятие государство и страна . Учащиеся высказывают свои суждения о их отличии.

Учитель просит учащихся вспомнить и показать на карте древние государства мира, о которых они узнали на предыдущих уроках истории.

(Древний Египет, государства Междуречья, Финикия и Палестина, государство Хеттов, древний Иран, Индия.)

І I . Организационно-мотивационный этап.

Учитель просит дать свое определение понятия, после сверить его со словарем исторических терминов и понятий в конце учебника.

(Государство-система власти, которая управляет обществом на определенной территории. с. 116 учебного пособия.)

Учитель демонстрирует изображение древнего мыслителя Китая Конфуция.

Приложение 2

Конфуций очень много уделял внимание принципам нравственного и морального устройства государства.

Учитель дает задание учащимся выделить условия существования государства, необходимые по мнению философа Конфуция.

Пища .

Оружие .

Доверие народа .

Учитель продолжает цитировать Конфуция .

Затем учитель просит учащихся подумать, что мог ответить Конфуций своему ученику. Какими столь необходимыми условиями существования государства можно пожертвовать в первую очередь, во вторую очередь…………?.

Выслушиваются и обсуждаются высказывания учащихся. Но своих комментариев учитель не дает!

Учитель отмечает. К высказыванию Конфуция мы вернемся чуть позже. А теперь обратим внимание на другие важные для нас вопросы .

ІІІ. Этап изучения нового материала.

Учитель ставит задачу коллективно изучить материал, обсудить и ответить на поставленные вопросы после текста.

Приложение 3

Текст

Терракотовая армия – находка, которая потрясла мир.

На протяжении веков жители окрестностей города Сианя постоянно находили кусочки из глины – черепки. Брать в руки они их боялись, так как считали, что за этим может последовать проклятие.

Тайна глиняных черепков открылась в 1974 году, когда Янь Джи Ван, человек, который возделывал землю, на своем участке, вблизи горы Лишань, решил выкопать колодец. Копнув всего лишь на глубину 5 метров, земледелец наткнулся на что-то странное. Рассмотрев свою находку он обнаружил, что это голова воина, выполненная из терракота. Археологи и историки были потрясены найденным предметом. Археологические раскопки начались в 1978 году и продолжаются до сих пор (40 лет). Территория, которую занимает знаменитая терракотовая армия, равна 1,5 километра.

Терракотовая армия включает в себя более 8000 воинов, но это далеко не предел, так как раскопки ещё продолжаются, и с каждым годом их количество увеличивается.

1. Кому нужна была эта армия?

2. Кого она охраняла?

3. Зачем нужно было тратить столько сил и средств, для создания этой армии?

Выслушиваются предположения учащихся.

Приложение 4

Создание единого Китайского государства

Учитель предлагает узнать более детально о направлениях деятельности императора по созданию государства в Китае.

Группам раздаются матрицы с пропусками.

Приложение 5

1. В III веке до н. эры подчинил… .

2. Издал единые… .

3. Ввел общую… .

4. Даже … изменил таким образом, чтобы ее понимали во всех концах Китая.

5. Для защиты от кочевников строил ….

6. Для себя строил…………………..

Учащиеся самостоятельно работают с материалом учебника. (Параграф 26, пункт 3. Создание единого китайского государства страница 100.) Заполняют пропуски.

Пример заполнения матрицы:

1. В III веке до н. эры подчинил… (Китай).

2. Издал единые… (законы).

3. Ввел общую… (монету).

4. Даже … (язык) изменил таким образом, чтобы ее понимали во всех концах Китая.

5. Для защиты от кочевников строил …(Великую стену).

6. Для себя строил………………….(подземную гробницу).

Организовывается проверка результатов работы групп.

Учитель обращает внимание на то, что личность Цин Шихуанди, первого императора Китая, овеяна тайнами и разными мифами. А время его правления до сих привлекает историков. Попробуем более глубоко погрузиться и почувствовать эту эпоху. Помогут нам в этом исторические тексты-задания.

Тексты – задания переформулировать.

Группа 1

Карточка 1

Предположите, о каких событиях ведется речь? Почему могло появиться высказывание. … Как дешево ценили труд народа…?.

Группа 2

Карточка 2

Можно ли догадаться по легенде, о каком сооружении идет речь? Почему люди считали (верили), что строить его помогали сверхъестественные существа?

Группа 3

Карточка 3

Цинь Шихуанди начал строительство своей усыпальницы сразу через год после восхождения на престол в 13-летнем возрасте. По свидетельству придворных историков, к созданию мавзолея было привлечено 700 тысяч рабочих и ремесленников, которые работали непрерывно на протяжении долгих лет.

О чем свидетельствует это грандиозное строительство? Ценой чьих усилий и стараний оно было возможно?

Группа 4

Карточка 4

Цинь Шихуанди мечтал о бесмертии. Он постоянно искал тайну эликсира бессмертия. Конфуцианские учёные видели в этих поисках пустое суеверие, за что жестоко поплатились. Как гласит предание, император велел закопать 460 из них живыми в землю.

Выскажите свое отношение к этому поступку императора.

Группа 5

Карточка 5

Современные китайцы говорят, каждый камень в Великой стене - это чья-то жизнь.

Выскажите предположения, почему они так говорят ?

Группа 6

Карточка 6

За время правления Цинь Шихуанди было построено около 270 дворцов и все они принадлежали только императору.

Предположите, кто строил эти дворцы. ? Ценой чьих усилий и стараний было возможно грандиозное строительство ?

Группа 7

Карточка 7

Во время своего правления Цинь Шихуанди ввел исключительно тяжелый поземельный налог на крестьян достигавший 2/3 их ежегодного дохода земледельца.

Как вы думаете, почему? К каким последствиям мог привести непомерный поземельный налог?

Учитель дает время на обсуждение вопросов текстов-задач в группах. Затем представители от группы зачитывают материал. Группы дают свои ответы. Дополняют ответы друг друга.

Важно подвести учащихся к пониманию того, что великое строительство по всей империи, вызванное как объективными (борьба с кочевниками севера) так и субъективными причинами (мания бессмертия), непомерные поземельные налоги и трудовые повинности тяжким бременем ложились на плечи подданных.

Учитель возвращается к цитате древнекитайского мудреца Конфуция. Демонстрируется изображение. Приложение 2.

После прочтения цитаты обсуждается вопрос, на сколько близки были учащиеся к мысли Конфуция.

Учитель сообщает: Цинь Шихуанди, одержимый идеей личного бессмертия. В поисках чудесного эликсира дающего вечность, исследовал древние рукописи, допрашивал мудрецов, посылал экспедиции на больших кораблях в поисках чудесных островов, где все вечно молоды. В конце концов, он издал указ о том, что император будет жить вечно. Поэтому и после смерти его тело еще долго оставалось в тронном зале и церемонии проводились так же, как если бы он был жив.

Цинь Шихуанди хотел, чтобы его потомки правили 10 тысяч лет, а они правили всего 3 года, сразу после смерти императора вспыхнули народные восстания.

……… ..Ведь без доверия народа государство не может существовать. Великий Конфуций .

2. Династия Хань

Учитель. Практически сразу после смерти Цинь Шихуанди, народные восстания, уничтожили империю Цинь. И на ее смену пришла новая династия Хань .

Организуется комментированное чтение материала учебника (пункт 4. Династия Хань c. 100.) После чтения учащиеся обсуждают вопросы.

1. В чем причины затяжных войн с соседями императоров династии Хань.

2.Причины возникновения Великого шелкового пути.

3. Значение Великого шелкового пути в экономическом расцвете Китая времен империи Хань.

3.Занятия древних китайцев

Учащимся демонстрируется небольшой черный мешочек. В мешочке рис .

( Примерный ответ учащихся: В мешочке рис. Древние китайцы освоили выращивание риса. Рис собирали 2-3 раза в год. Высокие урожаи способствовали росту числа жителей.)

Далее учитель цитирует древнекитайскую пословицу. Вода - душа риса.

Просит учащихся объяснить, в чем смысл этой пословицы.

(Примерный ответ: Основная культура Китая - рис требует много влаги.)

Учитель просит учащихся найти в тексте параграфа название великих рек Китая, которые являются основными источниками влаги.

( Ответ учащихся: Влагу давали великие реки Хуанхе и Янцзы.)

Делается вывод о том, что цивилизация Китая так же как древнего Египта и Месопотамии была основана на орошаемом земледелии в зоне великих рек.

4.Страна и население

Демонстрируется схема эволюции изображения китайского иероглифа Вода.

Ставится вопрос: Почему в древнем Китае слово несчастье изображается иероглифом водной стихии.

Приложение 6

hello_html_75a981cc.jpg

Учащиеся самостоятельно работают с 1 пунктом материала параграфа Страна и население. c тр.97-98. Находят ответы на поставленный вопрос.

(Предполагаемые ответы: Часто в сезон дождей вода переполняла реку Хуанхэ и она, выйдя из берегов, губила десятки и сотни поселений.)

Задания учащимся: Найдите и обозначьте на карте:

1. Реки Хуанхе и Янцзы.

2. Территорию Древнего Китая.

3. Место нахождения Великой Китайской Стены.

4. Начало Великого шелкового пути в Китае.

Стадия совместной работы учащихся и учителя с исторической картой.

Этап III. Рефлексия.

Учащиеся вместе с учителем выполняют задание:

В 221 г. до н. э. правитель царства Цинь объединил разрозненные государства Китая под своей властью. Это государство просуществовало всего 14 лет и распалось через 3 года после смерти правителя. В каком году умер правитель?

На доске лента времени. Расставляем даты:

221 г. до н. э. 210 г. до н.э . 207 г. до н.э. 0 наша эра

221 г. до н. э. - 14 = 207 г. до н.э. – Окончание правления династии Цинь .

207 г. до н.э. + 3 =210 г. до н.э.- Смерть императора Цинь Шихуанди.

Цинь Шихуанди умер в 210 г. до н.э.

Выслушиваются ответы учащихся .

3. К доске – работа с картой – учитель стр. 101.

  • Великая Китайская равнина.
  • р. Хуанхе и Янцзы(разлив).
  • Древнейшее государство.

Дети в учебнике показывают пальчиком в карте.

4. Листки о мудреце Конфуции, что является высшей добродетелью.

Дети разгадывают Китайские иероглифы

К доске ученик - монологический рассказ об отношении к старикам.

6. Задание: «КАК правильно звучит старая китайская пословица?

Дети отгадывают. Ребёнок проходит, проверяет на компьютере.

Где записывали китайцы эти изречение?

7. Учитель: Давайте вспомним учение Конфуция.

Историческая физминутка: Просьба к девочкам и мальчикам – сядьте как учтивые китайцы.

8. Практическая работа.

Еда – палочки с рисом.

9. Демонстрация мод Китая.

Прически (девочки демонстрируют прически).

II. Переход к новой теме

Учитель: НО, не все в Китае соблюдали эти правила, и следовали учению Конфуция. В 3 веке до н. э. появился человек, правящий государством Цинь, смог подчинить себе весь Китай.

Задание Читают №1 - как его звали ? - что он думал о созданном им государстве.

Мотивация: Династия Цинь создавшая величайшее из творений на планете Земля и превратившая Китай в грозное и мощное государство была свергнута через 3 года после смерти императора восстанием народа.

Задача: к концу урока вы должны объяснить почему это произошло?

Запись в тетрадь:

  • Император Цинь Шихуан;
  • Дата 221 год до н. э. – объединение Китая.

Работа с картой стр. 101.

Рассказ учителя: главная опасность извне – кочевники гунны.

- Кто такие кочевники?
- Как обезопасить себя?
Ответ учащихся: построить стену.

Театрализация о строительстве Великой Китайской стены.

1. Сценка (сравнить с расстоянием до Москвы 6500 км).

2. Видеофрагмент (способ изготовления стены).

- Почему стена стоит до сих пор?
- Какими методами она строилась?

3. Запись в тетрадь схемы об оборонительной функции.

Рассказ учителя: Император очень боялся заговоров – ночевал в разных дворцах. Ещё в начале правления. Он построил себе гробницу, равной которой нет.

Армия (рисунок стр. 109).

Видеофильм о гробнице Цинь Шихуана.

- Вспомните, что произошло со всеми египетскими захоронениями?
- Почему его гробница до сих пор не открыта?
- Зачем вокруг гробницы поставлена 6- тысячная армия терракотовых воинов?

Рассказ учителя: Когда император умер – мало кто печалился … Через 3 года народ поднял восстание и сверг ненавистную династию Цинь?

III. Решение задачи

  • Силы народа истощены.
  • Успехи ценой невероятных жертв и усилий.

Но, несмотря на страдания китайский народ очень талантлив. В эту эпоху было сделано очень много изобретений и открытий.

- На слайде изобретения – в древнем мире и в эпоху средних веков. Какие из них сделаны в древности?

Запись изобретений в тетрадь.

  • шелк (Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет.);
  • кокон ;
  • фото;
  • шелковый путь;
  • чтобы путешествовать – компас;
  • чтобы записывать – бумага.

Закрепление материала: весы – руки учителя на одной чаше все позитивное, на другой – негативное.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ресурсы: компьютер, презентация, тетрадь, раздаточный материал, учебник.

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

1. Проверка домашнего задания

Организует работу по проверке домашнего задания

Демонстрируют навыки работы с исторической картой, текстом учебника, историческими источниками

Применяют исторические понятия

Исправляют неточности в ответах по домашнему заданию

- умение находить нужную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя исторические термины и понятия

- готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения;

-дать оценку ответам одноклассников

2. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Постановка проблемного вопроса

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Что принесло китайцам объединение страны: пользу или вред?

Работая с историческими картинами, определяют тему урока

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

- выделение основной мысли и постановка проблемы

- отображение информации, обсуждение

-умение выбора способов решения учебной задачи

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

- умение доказывать свою точку зрения

- умение давать оценку суждениям одноклассников

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие группы и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

- перевод информации в схему

4. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

-умение договариваться и приходить к общему решению

5. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

-- умение принять ошибки

- умение оценивать свои действия

6. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

- обсуждение, анализ, принятие решения

- самооценка, оценка в группе

Задает домашнее задание, комментирует его:

Воспринимают информацию, осознанно записывают домашнее задание

- выбор элементов домашнего задания

- выстраивание стратегии выполнения домашнего задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель приветствует учащихся, настраивая их на продуктивную работу.

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя

2. Проверка домашнего задания

3.Постановка учебной задачи

Ребята, давайте вспомним государства древнего мира, которые мы с вами уже изучили? Назовите их.

Что общего в географическом положении этих государств

Ребята, а вы знаете я хочу загадать вам одну видеозагадку ( слайд 1. на экране по очереди возникают картинки, относящиеся к истории Китая, учащиеся должны отгадать о какой стране мы сегодня будем говорить)

Итак, о каком же государстве мы сегодня с вами будем говорить.

А что мы знаем о Древнем Китае?

Давайте вспомним географическое положение Китая

К карте вызывается 1 ученик, который будет отвечать на вопросы одноклассников, если ученик не может ответить на вопрос, то тот кто вопрос задавал сам отвечает.

А что мы хотим узнать о Китае? ( слайд 2)

Египет, Междуречье, Сирия, Палестина, Финикия, Индия, Китай.

Образовались в течении рек Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Хуанхэ и Янцзы.

Географическое положение и основные занятия: земледелие, скотоводство, торговля

Покажи государство, которое находится на юго-востоке Азии

Покажи реку, которая протекает в Китае (Хуанхэ )

Как жили китайцы, какое у них было управление, с кем воевали китайцы, какой след в истории оставили

5. Решение частных задач

6. Контроль на этапе окончания учебной темы.( рефлексия)

7. Домашнее задание

Итак, возникновение государства в Китае очень напоминает историю Индии. Давайте вспомним почему с наступлением железного века в Индии возникли государства там, где их раньше не было?

А как вы думаете для того что бы раззвиваться дальше, что должны сделать маленькие государства

А теперь давайте с вами сформулируем тему урока.

А что же произошло в Китае? Как там началось объединение страны? (читаем п.1 на стр 115 отвечаем на вопросы 1 и 2 на стр.116)

Итак в Китае возникли государства в долине реки Хуанхэ. (показывает реку на карте)

Рассказ учителя о династии Цинь.(обратить внимание на даты 221 г. До н.э – объединения Китая и понятия арбалет – самострел_)

Ребята, а сейчас мы немного поиграем.

Учитель читает утверждения, если оно верно, то учащиеся поднимают руки в верх, если нет, то приседают.

Нил протекает в Африке

Мемфис - столица Междуречья

Цинь Шихуан – египетский фараон

Хуанхэ протекает в Китае

Буддизм – религия древней Индии

Читаем текст на стр117-118 отвечаем на вопрос 2 на стр.118

Ребята, а давайте вместе прочтем текст ( задание №1) и ответим на вопросы

Что сделали для гробницы Цинь Шихуана?

Что поместили внутрь гробницы?

Что приказал сделать наследник престола?

Сколько было погибших?

Сколько воинов и для чего поместили в гробницу?

Что и зачем приказали сделать мастерам?

Как поступили с теми, кто строил гробницу?

Как замаскировали гробницу?

Рассказ учителя о Великой китайской стене (показ по карте)

С какой целью строилась великая китайская стена?

Рассказ о свержении династии Цинь

Как вы думаете, а почему династия Цинь была свергнута?

Открытия и изобретения китайцев

Учитель организует работу в группах ( группы получают задание рассказать о важности китайских изобретений: зонт, компас, шелк, фарфор, чай, бумага)

Вот и заканчивается наше путешествие по Китаю. Итак, что же мы узнали на сегодняшнем уроке

Давайте ответим на вопросы ( на слайде появляются вопросы и затем правильные ответы)

Параграф 20, ответить на вопросы, работа с картой

*составьте рекламный ролик китайского изобретения

С наступление железного века в Индии начали создавать железные орудия труда с помощью которых можно было вырубить труднопроходимые леса – джунгли.

Читайте также: