Вовлечение родителей в театрализованную деятельность в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Взаимодействие ДОУ и родителей в театрализованной деятельности

Театр – это волшебный мир .

Он дает уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче,

тем успешнее идет развитие

духовного мира детей… (Б.М. Теплов)

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи , так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие .

Цель педагога – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ , сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи . Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Основные задачи работы с родителями :

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Одним из самых эффективных методов обучения при воспитании творческой и гармоничной личности является театрализованная деятельность .

В современной педагогике театрализованная деятельность все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникативных задач, а детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Театрализованная деятельность таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

Коллективная (воспитатель, ребенок и родитель) театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; развитие всех ведущих психических процессов; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости.

В моей педагогической деятельности большое внимание уделяется театрализации . Ставятся задачи : ввести каждого ребенка независимо от его возможностей в мир познания искусства, пробудить и утвердить в его душе благородные чувства, поверить в свои силы и возможности. Играя в игры-драматизации, ребенок входит в образ, перевоплощается в героя, действующее лицо, живет его жизнью. Воспитатель предлагает ребенку самому создавать образ с помощью интонации, мимики, движений, жестов. Игра-драматизация – это ступенька к более высокому уровню театрального творчества – спектаклю. Создание соответствующей предметно-пространственной среды обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества. При проектировании предметно- пространственной среды при организации театрализованной деятельности в группе учитываются :

• индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

• особенности эмоционально-личностного развития;

• интересы, склонности, предпочтения, потребности каждого ребенка;

• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

Что значит театрализованная деятельность для ребенка ?

Это помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств, у ребенка появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению, совершенствуется артикуляционный аппарат, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий.

Дети получают эмоциональный подъём, что способствует развитию элементов речевого общения : мимики, жестов, пантомимики, интонации и позволяет формировать опыт социального поведения. Стимулирует активную речь.

Главной целью нашей работы было привлечение родителей к театральному искусству , к театрализованной деятельности , что способствовало повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду . Это содействовало сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества и развитию творческих способностей родителей.

Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны : ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях.

Такого вида совместная театрализованная деятельность способствуют расширению кругозора, как детей, так и родителей, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию , сближает их. Во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью , коллектив детей, воспитателей и родителей.

Занимаясь с детьми театром , мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх , представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

Увлеченные привлекательным замыслом театральной постановки дети и родители учатся многому, учатся тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни. Очень важно, что у родителей постепенно появлялся интерес к жизни их детей в группе. Их начинали интересовать вопросы; касающиеся формирования личности ребенка, его внутреннего мира, отношений с окружающими. Такой подход к взаимодействию с родителями детей позволил повысить их ответственность за воспитание детей в семье , развить педагогическую активность – показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Была создана благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что позволило обеспечить в дальнейшем совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей.

Совместная деятельность родителей , педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье , о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности .

Таким образом, использование театрализованной деятельности с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. их собственного ребенка.

Где же совершается чудо превращения, которое так зачаровывает детей и взрослых, где волшебство преображается в сказочных, лирических, трогательно-наивных образах? Конечно же в театре. Кто хоть раз входил в этот мир, надолго его запомнил и не хотел его покидать.

Все доброе в человеке воспитывается через прекрасное. Так говорили древние греки. Нет другого такого занятия, которое объединяло бы в один дружный коллектив самых разнохарактерных людей с разными наклонностями и талантами. И главное, что театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. А в игре как бы нет возраста, а есть общая цель, которая реализуется в воплощении живых образов и действий, в выражении своих мыслей, чувств, идей и взглядов на жизнь, и в желании подарить радость своим друзьям и близким.

Совместная театральная деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни дошкольного образовательного учреждения, которому присущи зарегламентированность и искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченный спектр их общения друг с другом и взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества. Следует отметить, что подобная организация совместной деятельности способствует не только самореализации и взаимообогащению каждого ребенка, но и взрослых, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Таким образом, театральная деятельность является одним из результативных средств сближения взрослого и ребенка и способствует действенному эффективному эмоциональному развитию детей.

Дошкольное образование предполагает взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей. Признание приоритета семейного воспитания требует таких отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством и доверительностью.

Основные направления работы с родителями :

- Создание развивающей среды.

- Постановка кукольных представлений.

- Исполнение родителями ролей в праздниках.

- Постановка спектаклей – драматизаций

-Совместные интегрированные мероприятия по театрализованной деятельности.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности детей и в детском саду. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в совместных театрализованных постановках.

Участие родителей в организации развивающей среды для театрализованной деятельности дошкольников.

Родители принимают активное участие в создании развивающей среды для своих детей, как в группах, так и в музыкальном зале.

Воспитатели знакомят родителей с разными видами театров, рассказывают из чего и как можно их изготовить для детского сада и для дома.

В группах в доступной близости для детей расположены атрибуты, костюмы, декорации, игровые материалы для использования педагогами и детьми, как в образовательной и совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это игровое пространство пользуется большой популярностью у детей.

Очень удобны передвижные ширмы для декораций. Изготовление кукол и кукольные спектакли в исполнении родителей. Дети очень любят кукольный театр в исполнении взрослых и всегда с нетерпением ждут эти премьеры. Родители с энтузиазмом готовятся к представлениям, очень эмоционально играют свои роли, чем создают для детей атмосферу радости и подают пример актёрского мастерства.

А как счастливы дети, когда из-за ширмы появляются их мамы и бабушки со своими персонажами на руках! Родители рассказывают, что обсуждение увиденного и совместная игра в театр могут продолжаться весь вечер после детского сада дома.

Исполнение родителями ролей разнохарактерных персонажей в праздниках и развлечениях.

Практически в каждом мероприятии (будь то праздник, досуг или развлечение) роли некоторых персонажей исполняют родители.

Ни для кого не секрет, какую реакцию у ребёнка вызывает появление мамы, папы или бабушки в образе сказочного героя или литературного персонажа.

Разрабатывая сценарии мероприятий, музыкальный руководитель и воспитатели нередко пользуются приёмом включения родителей в игровую театрализованную ситуацию, смоделированную в рамках утренника.

Пожалуй, самым трудоёмким направлением в театральной жизни является постановка спектаклей совместно с родителями.

Помимо того, что нужно выучить текст, отработать все приёмы актёрской игры (мимику, жесты, интонации и т. д., необходимо продумать костюмы и декорации, всё это изготовить…

Просмотр таких постановок и участие в них даёт детям возможность в полном объёме перенимать опыт взрослых.

Интегрированные мероприятия по театрализованной деятельности

совместно с родителями.

В младших группах музыкальный руководитель, вместе с воспитателями используют интересную методику – интегрированные занятия и праздники по театрализованной деятельности совместно с родителями.

Преимущество таких мероприятий в том, что каждый ребёнок проживает ситуацию от имени своего героя вместе со взрослым (мамой, папой, бабушкой, ведётся индивидуальная работа по театрализации одновременно с каждым малышом.

Здесь могут использоваться разные виды театра в зависимости от поставленной педагогами цели. Дети учатся азам актёрства – эмпатии (сопереживанию своему персонажу, мимике, жестикуляции, интонации, кукловождению. Эта методика помогает ребёнку быстро и безболезненно адаптироваться к детскому саду.

Привлечь родителей к активному участию во взаимодействие помогли творческие мастерские это позволило преодолеть традиционный подход к общению друг с другом. Изготовление декораций, сценических костюмов, атрибутов для игр, масок, кукол – все это имело огромное значение в эмоциональном сближении детей, родителей и педагога.

А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Подражая интонационной выразительности речи взрослого, ребёнок сам выразительно передаёт содержание произведения, поддерживает диалог, старается точно отобразить события. Таким образом развивается у ребёнка диалогическая речь, её интонационная выразительность, а в дальнейшем усваивается литературный язык, что так необходимо в школе.

Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Таким образом, вовлекая родителей в активную театрализованную деятельность совместно с детьми и педагогами в ДОУ, мы создаём условия для укрепления эмоциональных связей ребёнка с его семьёй, что способствует более глубокому погружению детей в атмосферу игры, волшебства, праздника. Это позволяет нам эффективнее решать поставленные педагогические задачи, развивать художественно – эстетический вкус и творческие способности детей, а также поддерживать взаимосвязь детского сада с родителями в общем деле воспитания, образования и развития ребёнка.

1. Додокина Н. В, Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду :

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика–Синтез, 2008. [9].

2. Лыкова И. А. Проектирование образовательной деятельности

ИД Цветной мир, 2014. – [105 c].

Дошкольное образование предполагает взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей. Признание приоритета семейного воспитания требует таких отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством и доверительностью.

Основные направления работы с родителями:

- Создание развивающей среды.

- Постановка кукольных представлений.

- Исполнение родителями ролей в праздниках.

- Постановка спектаклей - драматизаций

- Совместные интегрированные мероприятия по театрализованной деятельности.

Участие родителей в организации развивающей среды для театрализованной деятельности дошкольников.

Родители принимают активное участие в создании развивающей среды для своих детей, как в группах, так и в музыкальном зале.

Воспитатели знакомят родителей с разными видами театров, рассказывают из чего и как можно их изготовить для детского сада и для дома.

В группах в доступной близости для детей расположены атрибуты, костюмы, декорации, игровые материалы для использования педагогами и детьми, как в образовательной и совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это игровое пространство пользуется большой популярностью у детей.

Очень удобны передвижные ширмы для декораций.

Изготовление кукол и кукольные спектакли в исполнении родителей.

Дети очень любят кукольный театр в исполнении взрослых и всегда с нетерпением ждут эти премьеры. Родители с энтузиазмом готовятся к представлениям, очень эмоционально играют свои роли, чем создают для детей атмосферу радости и подают пример актёрского мастерства.

А как счастливы дети, когда из-за ширмы появляются их мамы и бабушки со своими персонажами на руках! Родители рассказывают, что обсуждение увиденного и совместная игра в театр могут продолжаться весь вечер после детского сада дома.

Исполнение родителями ролей разнохарактерных персонажей в праздниках и развлечениях.

Практически в каждом мероприятии (будь то праздник, досуг или развлечение) роли некоторых персонажей исполняют родители.

Ни для кого не секрет, какую реакцию у ребёнка вызывает появление мамы, папы или бабушки в образе сказочного героя или литературного персонажа.

Разрабатывая сценарии мероприятий, музыкальный руководитель и воспитатели нередко пользуются приёмом включения родителей в игровую театрализованную ситуацию, смоделированную в рамках утренника.

Пожалуй, самым трудоёмким направлением в театральной жизни является постановка спектаклей совместно с родителями.

Помимо того, что нужно выучить текст, отработать все приёмы актёрской игры (мимику, жесты, интонации и т.д.), необходимо продумать костюмы и декорации, всё это изготовить…

Просмотр таких постановок и участие в них даёт детям возможность в полном объёме перенимать опыт взрослых.

Интегрированные мероприятия по театрализованной деятельности

совместно с родителями

В младших группах музыкальный руководитель, вместе с воспитателями используют интересную методику – интегрированные занятия и праздники по театрализованной деятельности совместно с родителями.

Преимущество таких мероприятий в том, что каждый ребёнок проживает ситуацию от имени своего героя вместе со взрослым (мамой, папой, бабушкой…), ведётся индивидуальная работа по театрализации одновременно с каждым малышом.

Здесь могут использоваться разные виды театра в зависимости от поставленной педагогами цели. Дети учатся азам актёрства – эмпатии (сопереживанию своему персонажу), мимике, жестикуляции, интонации, кукловождению. Эта методика помогает ребёнку быстро и безболезненно адаптироваться к детскому саду.

Таким образом, вовлекая родителей в активную театрализованную деятельность совместно с детьми и педагогами в ДОУ, мы создаём условия для укрепления эмоциональных связей ребёнка с его семьёй, что способствует более глубокому погружению детей в атмосферу игры, волшебства, праздника. Это позволяет нам эффективнее решать поставленные педагогические задачи, развивать художественно – эстетический вкус и творческие способности детей, а также поддерживать взаимосвязь детского сада с родителями в общем деле воспитания, образования и развития ребёнка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тематика – Вовлечение родителей в образовательный процесс посредством театрализованной деятельности.

Целевая группа : В проекте принимают участие дети дошкольного возраста с ОВЗ, дети инвалиды, воспитатели и родители.

Считаю, что одним из самых эффективных методов сотрудничества с семьей является совместная театрализованная деятельность. Детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка.

Обоснованность предлагаемого проекта. Я работаю в группе с детьми с ОВЗ, детьми инвалидами, детьми с тяжелыми нарушениями речи. У детей наблюдается неустойчивость эмоционально-волевой сферы. Дети не могут сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Это обусловливается низким уровнем произвольной психической активности. У детей наблюдаются трудности в установлении контактов со сверстниками, проявление негативных эмоций, агрессии. Дети испытывают страх, тревогу, склонны к аффективным реакциям, они не уверенны в себе, неадекватны в самооценке, их эмоции поверхностны и неустойчивы. Особые дети нуждаются в особом внимании. Передо мной встал вопрос, как максимально помочь таким детям?

Изучив педагогическую литературу, я пришла к выводу, что семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания. Благодаря партнерским отношениям семьи и детского сада, а также посредством театрализованной деятельности можно показать родителям особенности их детей, помочь принять ребенка таким, какой он есть. Совместная театрализованная деятельность детей и родителей вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость, уверенность в себе, повышает детскую самооценку. Перевоплощение в героя произведения помогает ребенку проявить себя в творчестве, улучшить память, попробовать себя в разных ролях, т.е. прочувствовать на себе разные варианты поведения и выбрать наиболее приемлемый.
Театрализованные игры формируют возможности, могут помочь общему формированию, любознательности, стремлению к постижению нового, усвоению чего- то нового и новейших методов действия, формируют понимание, вырабатывают упорство. Помимо этого, данные игры формируют креативные возможности и внутренние потребности, раскрепощают и увеличивают самомнение. Воспитательные способности театрализованной игры широки. Участвуя в ней, знакомятся с окружающим миром во всем его разнообразии посредством фигуры, окраски, звучания, а умело сформированные вопросы вынуждают их думать, исследовать, совершать заключения и обобщения.

Поэтому театрализованная деятельность является средством развития интереса родителей к деятельности детского сада, сплочения родителей и педагогов, а значит, способствует объединению семьи и детского сада в единый образовательный процесс.

Цель: Создание условий для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем совместной (родитель, ребенок, воспитатель) театрализованной деятельности, а также вовлечение родителей в жизнедеятельность группы, создание необходимых условий для развития партнерских отношений, обеспечивающих целостное и гармоничное развитие личности дошкольника.

Коллективная (воспитатель, ребенок и родитель) театрализованная деятельность направлена на решение следующих задач:

- Создание психологического комфорта;

- Общественная адаптация детей;

- Развитие эмоциональной сферы детей;

- Формирование адекватной самооценки у ребенка.

- Повышение педагогической компетентности родителей;

- Осознание родителями особенностей их взаимоотношений с детьми в формировании мотивации к их изменению;

- Получение родителями и детьми нового чувственного опыта;

- Пополнение знаний по театрализованной деятельности для совместных занятий с ребенком в семье;

- Сплочение родительского коллектива.

- Создание условий для адаптации, социализации в группе;

- Коррекция эмоционально-личностной сферы (тревоги, страхи, повышение самооценки, развитию положительных чувств, радости, удовлетворенности и т.д.);

- Развитие выразительности движений (мимики, пантомимики);

- Коррекция коммуникативных и речевых отклонений;

- Активизация имеющихся у ребенка возможностей;

- Развитие всех психических процессов.

Ожидаемые результаты:

- в коллективе создана благожелательная атмосфера свободного выражения своих чувств и мыслей;

- дети ближе знакомятся с театральной культурой;

- у детей в большей степени проявляются творческие способности;

- дети стали более раскрепощенными, уверенными в себе;

- дети стали более спокойными, терпеливыми к друг другу, воспитателям и родителям;

- союз детей, родителей и воспитателей стал сплоченней, родители понимают и принимают особенности своего ребенка и активно участвуют в его развитии.

Этапы проекта по взаимодействию педагогов и родителей .

1 этап. Диагностика

Цель: Выявить уровень развития эмоционально-личностной сферы детей, их творческие умения и навыки. Обобщение и анализ полученных данных. Анкетирование родителей. Разработка творческой модели взаимодействия педагогов, родителей, детей. Составление перспективного плана театрализованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей.

2 этап. Знакомство с эмоциями.

Цель: Учить детей узнавать и называть эмоции (пиктограммы), выражать и распознавать эмоциональное состояние через мимику, жесты, интонацию.

Участие педагога .

- Занятия (знакомство с базовыми эмоциями);

- Психогимнастика (проигрывание этюдов на развитие эмоций, развитие мимики и пантомимики, интонации).

Участие родителей : задания на дом: проигрывание этюдов, умение показать эмоцию мимикой, пантомимикой, интонацией.

3 этап. Театрализация.

Цель: Учить детей передавать ритмический рисунок слов, следить за соблюдением единства координации речи и выразительности движений (мимики, пантомимики).

Участие педагога :

- Коллективное, индивидуальное рече-двигательное исполнение потешек, стихов;

Участие родителей:

- Разучивание стихов к праздникам, ролей к потешкам, стихам, инсценировкам;

- Подготовка атрибутов, изготовление костюмов;

- Активное участие в праздниках (помощь ребенку в рассказывании стихотворения).

этап. Совместная театрализация. Участие детей, педагогов и родителей.

- Участие в репетициях;

- Подготовка костюмов, изготовление декораций;

Результаты проекта

Проведение театрализованной деятельности детей совместно с родителями принесло следующие результаты:

- так как при выступлении родители находились рядом с детьми, вместе произносили свои слова, дети были намного уверенней. В конце проведения проекта многие ребята изъявляли желание играть роли уже без родителей. Такая ситуация успеха наблюдалась не только на сцене, но и в повседневной жизни: в прошлом молчаливые дети стали много говорить, рассказывать стихи, петь песни;

- в детском саду была создана доброжелательная обстановка, роли подбирались с учетом желания и способностей детей;

- родители стали проявлять активность, интерес к образовательной деятельности: посещают родительские собрания, консультации, различные мероприятия, которые проходят в группе. Принимают активное участие в концертах, утренниках. Такая форма работы по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ повышает их ответственность за воспитание детей в семье, помогает развить педагогическую грамотность. Навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях, родители и дети смогут использовать в повседневной жизни.

В дальнейшем нашей задачей является продолжение поддержания партнерских отношений между семьей и детским садом, объединения совместных усилий для дальнейшего развития ребенка, создания атмосферы общности интересов, активации и обогащения воспитательных умений родителей, дальнейшего формирования гармоничной личности.

Читайте также: