В чем проявилось милосердие старого почтальона кратко

Обновлено: 07.07.2024

1.Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.

2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения.

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.

Основные понятия: милосердие, сострадание, близкий (ближний), милостыня.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;

познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

I Организационный момент.

Вот и начался урок.

Он пойдет сегодня впрок.

Нам надо многое узнать

И ничего не упускать.

II 1) Вхождение в урок.

- Ребята, давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя.

2).Введение в тему.

- А теперь открой те глаза. Я очень рада была видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. Наш класс просто расцвёл от улыбок.

А сейчас послушайте одну притчу:

Если ты такой милосердный, то забирай даром

- От 30 до 50 рублей, - ответил продавец.

Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь.

- У меня только 2 рубля сейчас, - грустно сказал он.

- Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, - с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.

- Скажите, а что с этим котенком? - спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.

- Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, - добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался.

- Вот его-то я и хотел бы приобрести.


- Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам,- сказал продавец.

Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.

- Нет, я не хочу брать его даром, - напряженным голосом произнес ребенок.

- Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, - твердо добавил он.

Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло.

- Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята.

При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца.

- Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик.

Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза. Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.

- Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

- О чём эта притча?

-Как назвал продавец мальчика?

- Каким качеством обладал мальчик?

На уроке мы попытаемся увидеть истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.

III Работа по теме урока.

-Обратимся за помощью к словарям. Самостоятельная работа учащихся со словарями.

Милосердие - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие - взывать к чьему-нибудь милосердию.

- Как вы считаете, что можно назвать милосердием?

Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это "сердце-болие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность".

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье.

В наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание многим кажутся пережитком старины. Попрание нравственных законов привело к тому, что чувства эти забыты.

Думаю, наше поколение сможет возродить забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему, сделать их главными в жизни. Надежным помощником вам будет наш курс ОРКСЭ, освещающий путь к светлому будущему. Ведь он учит делать добро так, чтобы оно стало естественным в жизни человека, стало обыкновенным.

2) Работа в группах.


Со- страдание.

Со- чувствие.

Со- переживание.


4) Самостоятельная работа с учебником, стр.45, 47.

-Найти и прочитать определения: Что такое милосердие? Что такое сострадание?

IV. Физминутка

Релаксация (музыка)

Упражнения на расслабление мышц.

- Закройте глаза. Представьте, что вы на лесной полянке, а сострадание и милосердие, доброта , любовь - это цветы. Какого они цвета? Почему вы выбрали эти цвета? Расскажите?

Вывод из прочитанного:

Из сострадания, человеколюбия мы готовы помочь нуждающемуся в помощи человеку, проявить свое милосердие.


. Милость означает прощение, пощаду. Милосердие и сострадание всегда проявлялось и поощрялось в русских семьях

. И в наши дни сохраняется традиция в последнее воскресенье Масленицы - Прощёное воскресенье - просить у родных и близких прощение.

2) Работа над сказкой- притчей:

- рассказ учителя;

- Что делал старик на берегу моря? (см. рисунок с. 48)

-Чему удивился юноша?

(Нельзя помочь всем людям, но можно облегчить участь одного конкретного человека.)

Беседа по вопросам:

-В чем проявилось милосердие старого почтальона?

-Как вы думаете, почему Иван Васильевич не съел шоколад, чтобы спасти свою жизнь?

-Можно ли сказать, что Иван Васильевич был порядочным человеком, с чувством собственного достоинства? Приведите доказательства.

VI. Подведение итогов урока.


Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.

6) Вопросы и задания 1,2 на стр. 50

VII. Работа с пословицами, высказываниями и афоризмами.

- Ребята, давайте прочитаем высказывания мудрых людей. (с классной доски)

- Как вы их понимаете? (Выслушиваются высказывания детей)

- Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших.

Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких и ближних людей.

Ведь ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи.

VIII. Рефлексия.

1 .Самооценка учащихся.

- Поднимите руку те учащиеся, которым:

Урок понравился, мне было интересно.

Мало узнал на уроке, только время потерял.

Много узнал на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме.

Мне пришлось по душе…

2.Задание по парам.

Составить синквейны со словами: сострадание, милосердие, долг, любовь.

Возможные синквейны учащихся:

1. Сострадание. 1. Милосердие.

2. Любящий, отзывчивый. 2. Добрый,переживающий.

3. Сочувствовать, переживать, помогать. 3. Проявлять,поддерживать,

4. Мы должны проявлять сострадание. 4. Помогать нуждающимся

5. Необходимо. 5. Забота.

1. Долг. 1. Любовь.

2. Ответственный, стремительный. 2. Красивая, искренняя

3. Служить, дорожить. 3. Любить, заботиться.

4. Долг каждого служить Родине. 4.Любовь - это большое

5. Обязанность. 5. Благодать.


Заканчивая урок, я обращаюсь к вам, ребята: Будьте внимательными, вдруг кому- то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся. По капле, по кирпичику - медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать. Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца и души.










Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1.Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.

2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения.

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.

Основные понятия: милосердие, сострадание, близкий (ближний), милостыня.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;

познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

I Организационный момент.

Вот и начался урок.

Он пойдет сегодня впрок.

Нам надо многое узнать

И ничего не упускать.

II 1) Вхождение в урок.

- Ребята, давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя.

2).Введение в тему.

- А теперь открой те глаза. Я очень рада была видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. Наш класс просто расцвёл от улыбок.

А сейчас послушайте одну притчу:

Если ты такой милосердный, то забирай даром

– От 30 до 50 рублей, – ответил продавец.

Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь.

– У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он.

– Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.

– Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.

– Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался.

– Вот его-то я и хотел бы приобрести.

hello_html_m56de5bfa.jpg

– Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам,– сказал продавец.

Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.

– Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок.

– Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он.

Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло.

– Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята.

При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца.

– Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик.

Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза. Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.

– Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

- О чём эта притча?

-Как назвал продавец мальчика?

- Каким качеством обладал мальчик?

На уроке мы попытаемся увидеть истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.

III Работа по теме урока.

-Обратимся за помощью к словарям. Самостоятельная работа учащихся со словарями.

Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие - взывать к чьему-нибудь милосердию.

- Как вы считаете, что можно назвать милосердием?

Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это “сердце-болие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность".

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье.

В наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание многим кажутся пережитком старины. Попрание нравственных законов привело к тому, что чувства эти забыты.

Думаю, наше поколение сможет возродить забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему, сделать их главными в жизни. Надежным помощником вам будет наш курс ОРКСЭ, освещающий путь к светлому будущему. Ведь он учит делать добро так, чтобы оно стало естественным в жизни человека, стало обыкновенным.

2) Работа в группах.

hello_html_m5a3d3c46.jpg

Со- страдание.

Со- чувствие.

Со- переживание.

hello_html_124184b2.jpg

4) Самостоятельная работа с учебником, стр.45, 47.

-Найти и прочитать определения: Что такое милосердие? Что такое сострадание?

IV . Физминутка

Релаксация (музыка)

Упражнения на расслабление мышц.

- Закройте глаза. Представьте, что вы на лесной полянке, а сострадание и милосердие, доброта , любовь – это цветы. Какого они цвета? Почему вы выбрали эти цвета? Расскажите?

V . Продолжение работы по новой теме

Вывод из прочитанного:

Из сострадания, человеколюбия мы готовы помочь нуждающемуся в помощи человеку, проявить свое милосердие.

hello_html_m63c323ce.jpg
hello_html_m517fc691.jpg

. Милость означает прощение, пощаду. Милосердие и сострадание всегда проявлялось и поощрялось в русских семьях

. И в наши дни сохраняется традиция в последнее воскресенье Масленицы – Прощёное воскресенье – просить у родных и близких прощение.

2) Работа над сказкой- притчей:

- рассказ учителя;

- Что делал старик на берегу моря? (см. рисунок с. 48)

-Чему удивился юноша?

(Нельзя помочь всем людям, но можно облегчить участь одного конкретного человека.)

Беседа по вопросам:

-В чем проявилось милосердие старого почтальона?

-Как вы думаете, почему Иван Васильевич не съел шоколад, чтобы спасти свою жизнь?

-Можно ли сказать, что Иван Васильевич был порядочным человеком, с чувством собственного достоинства? Приведите доказательства.

VI . Подведение итогов урока.

Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию:

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.

Приведите свои примеры милосердных дел.

6) Вопросы и задания 1,2 на стр. 50

VII . Работа с пословицами, высказываниями и афоризмами.

- Ребята, давайте прочитаем высказывания мудрых людей. (с классной доски)

Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм)

Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций)

Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире (Зигфрид Ленц)

- Как вы их понимаете? (Выслушиваются высказывания детей)

- Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших.

Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких и ближних людей.

Ведь ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.

VIII . Рефлексия.

1 .Самооценка учащихся.

- Поднимите руку те учащиеся, которым:

Урок понравился, мне было интересно.

Мало узнал на уроке, только время потерял.

Много узнал на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме.

2. Как вы думаете, почему Иван Васильевич не съел шоколад, чтобы свою жизнь?

3. Можно ли сказать, что Иван Васильевич был порядочным человеком, с чувством собственного достоинства ? Приведите докозательства.

4. Рассмотрите фотографию "В блокадном Ленинграде" как вы думаете, почему Ленинградцы ходили за водой на замёрзшую Неву?
Учебник Основы светской этики тема "милосердие и сострадание"

Изображение Ответ

Ответы

Ответ

1. Милосердие старого почтальона проявилось в том, что несмотря на то, что он сам испытывал голод, решил отнести шоколадку детям, а не съест её.
2. Потому что он посчитал, что ему лучше спасти другую жизнь и проявил тем самым благородство.
3. В образе Ивана Васильевича — героя рассказа "После бала" — Л. Н. Толстой показал нам типичного человека того времени, студента, можно сказать, обывателя, стоящего в стороне от больших дел, живущего скромно и ничем не отличающегося от других внешне. Вместе с тем за этой безликой фигурой стоит нечто большее: через характер Ивана Васильевича Толстой показывает отношение каждого честного и порядочного человека к тому, что творится в стране. Писатель гневно обличает в доступной и изящной форме пороки того времени, когда был написан рассказ, отождествляя их с прошлым.
4. Потому что у них дома не было воды и они ходили на Неву набрать пресной воды. Зимой 1941-го воду брали из Невы, Фонтанки и других рек Ленинграда. Делали проруби, и обессилевшие ленинградцы занимали очередь, тащили, расплескивая, ведра.

Читайте также: