Алексашкина преподавание истории в школе от педагогического проекта к практике
Обновлено: 30.06.2024
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Содержание
Задачи изучения истории в школе. Образовательные стандарты и учебные программы в конце 20 - начале 21 в.
Ключевые слова
дидактические материалы по истории
ЕГЭ по истории
история в школе
методика обучения истории
методика преподавания в школе
методика преподавания истории
организация урока
проверка знаний по истории
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования РАО.
Научная биография
В 1974 – 2014 г. – сотрудник Российской Академии образования (ранее – Академия педагогических наук СССР), в 1989 – 2014 гг. заведующий лабораторией истории Института содержания и методов обучения РАО. С 2015 г.– ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО.
Разрабатываемые научные проблемы:
- методологические основы школьных курсов истории;
- концептуальные основы и нормативные документы школьного исторического образования (стандарты 1998 – 1999 гг., 2003 – 2004 гг., 2010 – 2012 гг., учебные программы);
- создание и экспертиза школьных учебников истории (том числе – сопоставительный анализ учебников истории для отечественной школы и школ зарубежных стран);
- методика преподавания новейшей истории зарубежных стран;
- измерение достижений школьников по истории (концепция и измерительные материалы для Единого государственного экзамена по истории, 2001 – 2007 гг.).
Наряду с научной работой в течение ряда лет преподавала историю и обществоведение в школах и педагогическом училище в г. Москве. Вела многолетнюю работу с учителями истории в рамках системы повышения квалификации педагогических работников. Руководила исследованиями аспирантов и соискателей (под научным руководством Л.Н. Алексашкиной подготовлены и защищены три кандидатские диссертации). Прочла курс по методике преподавания истории в школе для студентов бакалавриата Школы исторических наук Высшей школы экономики (2015 г.).
Основные научные публикации
Публикации 2017 – 2019 гг. (общее количество публикаций на март 2019 г. – 230):
Монографии
Учебники
Методический аппарат учебников:
Учебно-методические пособия
Научные статьи
Остальные основные публикации за предыдущие годы:
I. Концепции
Концепция исторического образования в средней школе / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. –2009. – № 6.
II. Учебники
1. Новейшая история. ХХ век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 1999–2013.
2. Новейшая история: ХХ век – начало XXI века. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2002–2013.
3. Россия и мир в ХХ веке: Учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2003. Авторское участие – главы по истории зарубежных стран.
4. История. Всеобщая история. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Алексашкина, В.А. Головина. – М.: Мнемозина, 2008 – 2013.
5. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2012 – 2013.
Автор методического аппарата в учебниках:
- Отечественная история ХХ – начала XXI века: Учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. О. Чубарьян, А. А. Данилов и др.; Под ред А. О. Чубарьяна. М.: Просвещение, 2004.
- Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времен до начала XVI века: учебник для 6 класса общеобразоват. организаций / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин. – М.: Русское слово, 2015.
- Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России. XVI – XVII века: учебник для 7 класса общеобразоват. организаций / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин. – М.: Русское слово, 2015.
- Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIIIвек: учебник для 8 класса общеобразоват. организаций / В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов. – М.: Русское слово, 2015.
- Соловьев К.А., Шевырев А.П. История России. 1801 – 1914: учебник для 9 класса общеобразоват. организаций /К.А. Соловьев, А.П. Шевырев – М.: Русское слово, 2015.
III. Учебные пособия для учащихся
1. Новейшая история 1945–начала 1990-х годов: События, люди, проблемы: Учебные материалы /Л.Н. Алексашкина. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.
2. История зарубежных стран 1945–1996: Учеб. пособие. 9–11 кл./Л.Н. Алексашкина. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
3. Мир в ХХ веке: Дополнительные материалы и практикум к учебникам по новейшей истории: Пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений: 9–11 кл. /Л.Н. Алексашкина. – М.: Дрофа, 1997–1999.
4. Новейшая история. ХХ век: Рабочая тетрадь № 1 для 9 класса общеобразовательных учреждений/Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2001–2013.
5. Новейшая история. ХХ век: Рабочая тетрадь № 2 для 9 класса общеобразовательных учреждений /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2001–2013.
IV. Методические материалы и пособия для учителя
1. Самостоятельная работа школьников при изучении новейшей истории: Книга для учителя /Л.Н. Алексашкина. – М.: Просвещение, 1988.
2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории / Сост. Л. Н. Алексашкина. М.: Дрофа, 2000.
3. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории / Сост. Л. Н. Алексашкина; Под ред. А. Ф. Киселева. М.: Дрофа, 2000.
4. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по истории. 11 кл. / Сост. Л. Н. Алексашкина. М.: Дрофа, 2001.
5. Программа и тематическое планирование по новейшей истории. 9 кл. /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2001.
6. Единый государственный экзамен: История: Контрол. измерит. материалы / Л. Н. Алексашкина и др.; Под ред. Г. С. Ковалевой. М.: Просвещение, 2003.
7. Методика изучения истории ХХ века: диалог учителя и ученика /Л.Н. Алексашкина // История России ХХ века: Пособие для учителя / А. О. Чубарьян, Е. И. Пивовар и др.; Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2003. – С.50 – 59.
8. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 5 – 9 классы / Авт-сост. Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина 2009.
9. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 10 – 11 классы / Авт-сост. Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина 2009.
10. Методика преподавания всеобщей истории в 9 классе: пособие для учителя /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2010.
12. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: методическое пособие для учителя / Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2014.
13. История. Всеобщая история. 10 – 11 классы: методическое пособие для учителя / Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2014.
14. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина – М.: Просвещение, 2014.
V. Статьи в журналах
1. Изучение культуры новейшего времени / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. – 1984. – № 6.
2. Развитие умений на уроках новейшей истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. – 1986. – № 6.
3. Обобщения в курсе новейшей истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. – 1990. – № 7.
4. Дидактические аспекты преподавания истории / Л.Н. Алексашкина // Педагогика. – 1993. – № 3.
5. Школьникам о цивилизациях прошлого и современности. Проблемы взаимодействия курсов истории и обществознания / Л.Н. Алексашкина // Обществознание в школе. – 1997. – № 2.
6. Россия и мир в современную эпоху. Интегративный курс для выпускного класса / Л.Н. Алексашкина, А.Ю. Лазебникова // Обществознание в школе. – 1997. – № 3.
7. Стандарты по истории: путь в школу / Л.Н. Алексашкина // Педагогика. – 2000. – № 4.
8. История Второй мировой войны в школьных учебниках (дидактические аспекты) / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 1.
9. Школьные учебники истории: тенденции и перспективы / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 10.
10. О типологии учебников истории для основной и старшей школы / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 8, 9.
11. О результатах единого государственного экзамена по истории России / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 1.
12. Деятельностный подход при изучении истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. –2005. – № 8.
13. Курсы истории: информационное пространство и методология познания / Л.Н. Алексашкина // Педагогика.–2007. – № 7.
14. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. –2008. – № 4, 5.
15. Результаты изучения истории в основной школе и их измерение / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. –2010. – № 9.
16. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной и старшей школе / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2011. - № 5.
17. Учебные проекты по истории в основной школе / Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 9.
18. О мировоззренческом и познавательном потенциале школьного курса всеобщей истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. —2013. – № 4.
19. Школьные учебники истории в период общественной трансформации: исторический и дидактический аспекты / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. – 2014. – №1.
20. Итоговая проверка по истории в основной школе: общие подходы и вариативность / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2014. – №2.
Читайте также: