Восток и запад как культурные типы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Восточная и западная культуры всегда представлялись полярными друг другу. Это деление учитывает не только территориальное и географическое положение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.

К восточной цивилизации относятся такие культуры, как культура еврейского народа, Китая, Индии и арабо-мусульман-ского мира. В философско-историческом осмыслении Восток представляется в качестве первой исторической ступени всемирного развития человечества. В теориях замкнутых культур и локальных цивилизаций линейная историческая схема была отброшена и казавшийся однородным восточный мир предстал россыпью самобытных культурных образований. В современных типологических системах китайская, индийская и ближневосточная цивилизации были осознаны в качестве трех основных и самостоятельных форм культуры и общества.

Согласно этой точке зрения именно Восток в широком смысле этого слова стал колыбелью мировой цивилизации и человеческой культуры. Для всех его локальных социокультурных образований было характерно стремление к сохранению жесткой нормы, устойчивого социального порядка и религиозных и моральных стандартов поведения. Сущность этих социальных систем определяется азиатским способом производства и сводится к консервативной стабильности. Это концепция Л.С. Васильева.

Другая точка зрения на эту проблему – концепция Р. Гено-на, по которой восточные цивилизации сущностно не противоречат друг другу в силу следования изначально общему высшему принципу.

При обоих объяснениях мы видим, что в современном мире, с одной стороны, цивилизации, оставшиеся стоять на традиционных позициях (таковы цивилизации Востока), с другой стороны, откровенно антитрадиционные цивилизации или цивилизация Запада.

Л.С. Васильев выделяет три гигантские структуры: китайскую, индо-буддийскую и арабо-мусульманскую. Р. Генон представлял восточный мир следующей классификацией: Дальний Восток – китайская цивилизация, Средний Восток – индуистская, Ближний Восток – исламская.

В работах Л.И. Седова, принявшего социологическую концепцию Т. Парсонса, на базе тезиса о возможности гипертрофированного развития одной из четырех социальных подсистем с превращением ее в фундамент общества – цивилизации – данная классификация получила новое основание.

Для западного типа культуры характерна ориентация на:

1) ценности технического развития;

2) динамичный, деятельный образ жизни;

3) совершенствование культуры и общества. Конституционно закреплены идея значимости личности, приоритет творчества и инициативы.

Характерные черты социодинамики западной культуры: неравномерность, волнообразность.

Переход к новому обозначает ломку существовавших ранее или устаревших систем ценностей, общественно-политических и экономических систем.

Восток, напротив, не отвергает старого, традиционного, органично вписываясь в него. Характерные черты восточной культуры:

1) погруженность во внутренний мир человека;

2) убеждение в том, что усовершенствование мира основано на обретении человеком целостности и гармонии в самом себе;

3) гармония с природой;

4) развитие не с помощью техники и технологии, а естественным путем.

Сегодня восточные культуры утрачивают свою замкнутость и закрытость, воспринимая влияние западной культуры, но оставаясь при этом индивидуальными и самобытными.

Если Восток представлен в культуре целым рядом локальных цивилизаций или тремя основными, то Запад представляется рядом сменяющихся эпох:

1) классической эллинской культурой;

2) эллинистически-римской ступенью;

3) романо-германской культурой христианского Средневековья;

4) новоевропейской культурой.

Три последние ступени можно рассматривать и как своеобразные вариативные формы вестернизации традиционной культуры римлян и германцев, а затем и всей романо-германской Европы.

У истоков и в самих основаниях всех обществ и культур европейской цивилизационной традиции находится нечто невообразимое: хозяйство, общество, государство, культура, целиком лежащие на плечах одного единственного человека: человека – общества, человека – государства, человека – мировоззрения, действительно целостной личности, свободной и самостоятельной в мыслях, словах и поступках.

Важнейшими изобретениями европейской культуры являются философия и наука, как способ познания мира. Очень часто выделяют лишь два периода в развитии европейской культуры: 1) от середины I тысячелетия до н. э. до ХVII в.;

2) период ХVII–ХХ вв. Для его обозначения используются два основных термина: период новоевропейской культуры или период техногенной цивилизации.

С учетом других критериев эта периодизация усложняется. Говорят об эпохах античной, греческой, о римской культуре, о культуре Средневековья и о культуре Возрождения. В рамках второго большого периода часто выделяют культуру Просвещения, романтизма и классическую немецкую культурную эпоху конца ХVIII – начала ХХ вв.

Вторая половина ХIХ–ХХ вв. характеризуется по-разному. Но совершенно очевидно, что за эти полтора столетия ситуация в культуре и общественных сферах западной техногенной цивилизации стабилизируется, в т. ч. и в отношении широкого охвата ценностными ориентациями западной цивилизации неевропейских культур.

Типология культур может производиться по различным основаниям. Один из наиболее распространенных способов: по географическому принципу. В частности через выделение двух регионов: Запада и Востока.

Основу данной типологии составляет специфика способов и методик познания окружающего мира, ценностных ориентаций, мировоззрения, общественного, политического и экономического устройства. Но все же особенность культур Запада и Востока во многом объясняется именно географическим положением.

На Востоке тепло, и, следовательно, там легче выживать. Иными словами в этой части света природные условия более комфортны для человека

Благодаря ландшафту планеты, который представлен огромным многообразием гор, островов, водных пространств, диалог культур в древние времена был крайне затруднен. Поэтому традиционные культуры Запада и Востока развивались обособленно и сохранили свою уникальность.

В течение длительного периода истории все достижения Востока воспринимались сквозь призму ценностных ориентаций Запада, из-за чего сформировался стереотип, что восточная цивилизация является варварской, отсталой и провинциальной. Однако в современном мире мы называем Японию, Южную Корею, Тайвань и Китай восточными вариантами техногенного общества.

Интересно, что отношения между государством и гражданином, а также уникальная система ценностных ориентаций, сохранились в том первозданном виде, который характерен традиционному восточному обществу. Именно это помогло восточным государствам освоить западные достижения, сохранив при этом собственную идентичность

Отличительные особенности культур Запада и Востока

Спецификой восточного общества является нехарактерное для Европы сосуществование традиционных начал и техногенного. Также Восток в своем историческом развитии двигался равномерно и устойчиво, в то время как Запад развивается хаотично – рывками, когда одна система ценностей разрушается и на смену ей приходит другая. На Востоке наоборот – культура устойчива, незыблема, а возникающие новые ценности органично внедряются в уже существующие.

Различия культур также видны в религиозном отношении. Запад в большинстве своем исповедует христианство, а на Востоке практически в равных пропорциях сосуществует несколько религий: буддизм, мусульманство, конфуцианство, синтоизм и христианство.

На Западе люди менее склонны соблюдать традиции, более стремятся к материальному благополучию, когда на Востоке жители свято чтут традиции и склонны к аскетизму. Познание мира на Западе также отличается от такового на Востоке: Запад практикует рациональность (холодная логика), а Восток – иррациональность (мысль образна, условность, символизация и ритуализация имеют огромное значение).

Западное искусство характеризуется множеством различных стилей и направлений. Прослеживается четкое разграничение художественных форм, видов и жанров, в то время как на Востоке они синтезированы и перетекают друг в друга.

Западный человек возвышает себя над природой: потребляя ее дары, он мнит себя ее хозяином. Восточный человек един с природой, преклоняется перед ее величием.

Для западного типа личности характерна активность, волевые качества, утилитаризм и индивидуализм, для восточного – самосовершенствование, спокойствие, созерцательность.

Запад и Восток для мировой культуры

Конечно, в современных условиях глобализации восточная культура не могла не перенять определенных черт западной культуры, однако она вобрала в себя только те формы жизни, которые не вступают в противоречие с социально-политическими, экономическими и культурными установками Востока.

И Запад, и Восток в своем духовном развитии придерживались своих уникальных путей. Нельзя ставить одну культуру выше или ниже другой. Ведь и восточная, и западная культуры являются частью единой мировой культуры и всячески ее дополняют.

Запад подарил мировой культуре научные достижения техники и способы организации экономической и политической жизни. Восток привнес немалое развитие в духовную жизнь мира. Сегодня особенно популярны в мировом сообществе восточная философия, медицина, религия и этика

Страны АТР, к которым относятся государства Восточной - (Китай, Корея, Япония, Дальний Восток России) и Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Таиланд, Кампучия и др.) – один из самых динамично развивающихся регионов мира. Россия заинтересована в сотрудничестве с этими странами, ей есть чему у них поучиться, т.к. это страны древней и высокой культуры, успешно прошедшие через эпоху экономической и политической модернизации, достигшие высоких показателей во всех областях жизни. Страны АТР обладают ярко выраженным культурным своеобразием и без учета этой специфики невозможно строить эффективную стратегию экономического и политического сотрудничества, развивать личные и культурные контакты. Таким образом, изучение основ культуры стран АТР в дальневосточных вузах вполне оправдано и актуально.

В современной культурологии принято различать три типа развития и, соответственно, три типа культуры: циклический тип развития (Восток), прогрессивный тип развития (Запад), непрогрессивный тип (дописьменные сообщества).

В европейской культурологии для описания и научного анализа культурные типы использовались обычно парами, объединенными/разделенными по принципу бинарных оппозиций: Европа и Россия, открытое и закрытое общество, традиционная и инновационная культуры и др.

К типологиям, построенным по принципу бинарной оппозиции, относится и деление культур на Запад и Восток. Следует подчеркнуть, что ни одна из реально существующих культур не может быть безусловно причислена к Западу или Востоку, это не более чем научный конструкт. Любая реальная культура включает элементы и восточного, и западного типа, а также отдельные уникальные, нигде больше не встречаемые феномены, которые в совокупности и создают ее своеобразие. В некоторых случаях можно утверждать, что культура страны или региона в определенный исторический период в основном относится к восточному или западному типу. Так, к Востоку относят обычно Древний Китай и др. страны АТР, а к Западу – современные культуры США, Великобритании, Новой Зеландии.

Следует также четко понимать, что Восток и Запад как типы культуры не имеют отношения к географии, нельзя также утверждать, что Восток – это прошлое человечества, а Запад – его будущее. Восток и Запад – это прежде всего две различные системы ценностей, которые связываются отношением не только противоположности, но и дополнительности.

Противопоставление Запад – Восток возникло уже в античности. В античной Греции было принято противопоставлять культуру греческих полисов и культуру древних цивилизаций Востока – Египта, Персии. Греки противопоставляли свободу граждан полиса и рабство подданных восточных деспотий. Подчеркивалась разница в образе жизни: умеренность и воздержанность греков и роскошь, изнеженность азиатов; чистота нравов, моногамия греков и разврат, многоженство на Востоке. Именно превосходством греческой культуры объяснялись и оправдывались военные походы Александра Македонского.

Античный полис является первоначальным образцом Запада как типа культуры и противопоставляется Востоку, ядром которого являются обобщенные характеристики древних цивилизаций – Египта, Китая, Индии, Шумера и др.

Восток и Запад как типы культуры различаются по многим характеристикам:

· По условиям возникновения и хозяйственной базе. Цивилизации Востока зарождаются в долинах великих рек на базе ирригационного земледелия. Это аграрные общества, основанные на натуральном хозяйстве. Преобладает государственная собственность на землю и основные средства производства.

Культура западного типа возникает в прибрежной зоне, на архипелаге и ее экономической основой является мореплавание, рыболовство, торговля, пиратство, денежная экономика. Преобладает частная собственность.

· По типу власти и управления. В цивилизациях Востока возникает централизованное государство с развитым бюрократическим аппаратом, сакрализацией власти правителя, сложным придворным церемониалом. Подданные не участвуют в принятии решений.

Запад – демократический тип организации власти, с большой долей самоуправления граждан, большим количеством выборных должностей в управлении. Граждане имеют механизмы воздействия на власть.




· По типу социальной организации. В восточных культурах роль индивидуального начала ослаблена, существуют различные типы личной зависимости (рабство, крепостничество, власть старейшин и т.п.). Преобладают приписанные (врожденные) статусы, которые включают индивида в коллективы разного уровня – род, семью, племя, касту, клан, сословие, секту, религиозную или территориальную общность и т.д. Существует сложная социальная иерархия (соотношение высших, средних и низших слоев общества) – типа системы каст в Древней Индии. Социальная мобильность затруднена и обычно возможна только в строго определенных социальных областях – на воинской или гражданской службе, в церкви, через брак. Преобладает большая (несколько поколений, живущих вместе) семья с дискриминацией прав женщин и детей. Очень высокая рождаемость и детская смертность.

В западных культурах форм личной зависимости не существует. Развиваются индивидуальные права и свободы, личная инициатива не скована. Социальная мобильность высокая и затрагивает все сферы общества, главный канал социального продвижения – образование. Иерархичность общества уменьшается, преобладает средний класс. Западная семья обычно малая, состоит из супругов с детьми. Отношения в семье в идеале равноправные. Рождаемость регулируемая и невысокая.

· По типу личности. В культурах Востока нет понятия прав человека, индивидуальности. Ценится конформизм, исполнение своей социальной роли. Личная инициатива не поощряется. Идеальный человек на Востоке – это почтительный сын (покорная дочь), исполнительный чиновник, добросовестный слуга. Добродетель правителя – следовать традиции, заветам предков, исполнять все обряды. Главное достоинство человека – честное исполнение своего долга перед семьей, кланом, начальством, государством и Богом.

В западной культуре существует понятие индивидуальности, неотъемлемых правах личности на жизнь, свободу, безопасность и развитие. Личная инициатива поощряется. Идеал личности – победитель, революционер, ученый-исследователь, завоеватель, путешественник. Существует культ успеха, победы в любой области деятельности; конкуренция, борьба, соревнование воспринимаются как норма.

Страны АТР, к которым относятся государства Восточной - (Китай, Корея, Япония, Дальний Восток России) и Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Таиланд, Кампучия и др.) – один из самых динамично развивающихся регионов мира. Россия заинтересована в сотрудничестве с этими странами, ей есть чему у них поучиться, т.к. это страны древней и высокой культуры, успешно прошедшие через эпоху экономической и политической модернизации, достигшие высоких показателей во всех областях жизни. Страны АТР обладают ярко выраженным культурным своеобразием и без учета этой специфики невозможно строить эффективную стратегию экономического и политического сотрудничества, развивать личные и культурные контакты. Таким образом, изучение основ культуры стран АТР в дальневосточных вузах вполне оправдано и актуально.

В современной культурологии принято различать три типа развития и, соответственно, три типа культуры: циклический тип развития (Восток), прогрессивный тип развития (Запад), непрогрессивный тип (дописьменные сообщества).

В европейской культурологии для описания и научного анализа культурные типы использовались обычно парами, объединенными/разделенными по принципу бинарных оппозиций: Европа и Россия, открытое и закрытое общество, традиционная и инновационная культуры и др.

К типологиям, построенным по принципу бинарной оппозиции, относится и деление культур на Запад и Восток. Следует подчеркнуть, что ни одна из реально существующих культур не может быть безусловно причислена к Западу или Востоку, это не более чем научный конструкт. Любая реальная культура включает элементы и восточного, и западного типа, а также отдельные уникальные, нигде больше не встречаемые феномены, которые в совокупности и создают ее своеобразие. В некоторых случаях можно утверждать, что культура страны или региона в определенный исторический период в основном относится к восточному или западному типу. Так, к Востоку относят обычно Древний Китай и др. страны АТР, а к Западу – современные культуры США, Великобритании, Новой Зеландии.

Следует также четко понимать, что Восток и Запад как типы культуры не имеют отношения к географии, нельзя также утверждать, что Восток – это прошлое человечества, а Запад – его будущее. Восток и Запад – это прежде всего две различные системы ценностей, которые связываются отношением не только противоположности, но и дополнительности.

Противопоставление Запад – Восток возникло уже в античности. В античной Греции было принято противопоставлять культуру греческих полисов и культуру древних цивилизаций Востока – Египта, Персии. Греки противопоставляли свободу граждан полиса и рабство подданных восточных деспотий. Подчеркивалась разница в образе жизни: умеренность и воздержанность греков и роскошь, изнеженность азиатов; чистота нравов, моногамия греков и разврат, многоженство на Востоке. Именно превосходством греческой культуры объяснялись и оправдывались военные походы Александра Македонского.

Античный полис является первоначальным образцом Запада как типа культуры и противопоставляется Востоку, ядром которого являются обобщенные характеристики древних цивилизаций – Египта, Китая, Индии, Шумера и др.

Восток и Запад как типы культуры различаются по многим характеристикам:

· По условиям возникновения и хозяйственной базе. Цивилизации Востока зарождаются в долинах великих рек на базе ирригационного земледелия. Это аграрные общества, основанные на натуральном хозяйстве. Преобладает государственная собственность на землю и основные средства производства.

Культура западного типа возникает в прибрежной зоне, на архипелаге и ее экономической основой является мореплавание, рыболовство, торговля, пиратство, денежная экономика. Преобладает частная собственность.

· По типу власти и управления. В цивилизациях Востока возникает централизованное государство с развитым бюрократическим аппаратом, сакрализацией власти правителя, сложным придворным церемониалом. Подданные не участвуют в принятии решений.

Запад – демократический тип организации власти, с большой долей самоуправления граждан, большим количеством выборных должностей в управлении. Граждане имеют механизмы воздействия на власть.

· По типу социальной организации. В восточных культурах роль индивидуального начала ослаблена, существуют различные типы личной зависимости (рабство, крепостничество, власть старейшин и т.п.). Преобладают приписанные (врожденные) статусы, которые включают индивида в коллективы разного уровня – род, семью, племя, касту, клан, сословие, секту, религиозную или территориальную общность и т.д. Существует сложная социальная иерархия (соотношение высших, средних и низших слоев общества) – типа системы каст в Древней Индии. Социальная мобильность затруднена и обычно возможна только в строго определенных социальных областях – на воинской или гражданской службе, в церкви, через брак. Преобладает большая (несколько поколений, живущих вместе) семья с дискриминацией прав женщин и детей. Очень высокая рождаемость и детская смертность.

В западных культурах форм личной зависимости не существует. Развиваются индивидуальные права и свободы, личная инициатива не скована. Социальная мобильность высокая и затрагивает все сферы общества, главный канал социального продвижения – образование. Иерархичность общества уменьшается, преобладает средний класс. Западная семья обычно малая, состоит из супругов с детьми. Отношения в семье в идеале равноправные. Рождаемость регулируемая и невысокая.

· По типу личности. В культурах Востока нет понятия прав человека, индивидуальности. Ценится конформизм, исполнение своей социальной роли. Личная инициатива не поощряется. Идеальный человек на Востоке – это почтительный сын (покорная дочь), исполнительный чиновник, добросовестный слуга. Добродетель правителя – следовать традиции, заветам предков, исполнять все обряды. Главное достоинство человека – честное исполнение своего долга перед семьей, кланом, начальством, государством и Богом.

В западной культуре существует понятие индивидуальности, неотъемлемых правах личности на жизнь, свободу, безопасность и развитие. Личная инициатива поощряется. Идеал личности – победитель, революционер, ученый-исследователь, завоеватель, путешественник. Существует культ успеха, победы в любой области деятельности; конкуренция, борьба, соревнование воспринимаются как норма.

В основу типологии культур могут быть положены разные основания. Это может быть и географический принцип, выделяя два региона – Запад и Восток.

В основе данной типологии лежат и особенности методов и способов познания мира, мировоззрения, ценностных ориентаций, общественно-экономического и политического устройства. Однако особенность культур этих цивилизаций во многом обусловлено именно географией. Так, на востоке легче выживать – там тепло, т.е. на Востоке природные условия для человека более комфортны. Кроме того, ландшафт, в котором чередуются горы, острова и водные пространства, затрудняли диалог культур, что обусловливало развитие и сохранение своеобразие своей традиционной культуры.

Долгое время все, чего достиг Восток, воспринималось только через ценностную ориентацию Запада, и, как следствие, восточная цивилизация воспринималась как варварская, отсталая, провинциальная.

Между тем, сегодня мы можем говорить о таких странах, как Япония, Южная Корея, Тайвань, Китай как о восточном варианте техногенного общества. При этом особенность отношений между государством и личностью, своеобразие системы ценностных ориентаций была ими сохранена такой, какой была в традиционном обществе. Это помогло восточным государствам, осваивая западные достижения, сохранять свою идентичность.

В этом и есть неевропейское своеобразное сосуществование техногенного и традиционного в структуре восточного общества.

Своеобразие культур Запада и Востока

Запад развивается рывками, тогда как для Востока характерно устойчивое историческое развитие. Западной культуре свойствен динамичный образ жизни, когда на месте предыдущей разрушенной системы ценностей возникает другая. На Востоке культура устойчива, незыблема, а новые ценности органично вплетаются в уже существующие.

В религиозном отношении на Западе главной является христианство, а на Востоке сосуществуют мусульманство, буддизм, синтоизм, конфуцианство и христианство.

Готовые работы на аналогичную тему

Запад отличается расшатыванием традиций, стремлением к материальному благополучию, тогда как на Востоке традиции свято чтут и сохраняют, а человеку присущ аскетизм.

Запад познает мир рационально (холодная логика западной науки), а Восток – иррационально: мысль образна и поэтична, роль церемонии велика, отдается предпочтение условности, символизации, ритуализации.

В западном искусстве много разных течений и стилей. Художественные формы, виды и жанры разграничены, тогда как в восточном они синтезированы и перетекают друг в друга.

Быстрая смена и огромное разнообразие течений и стилей. В тематике и идейном содержании отражается конкретная эпоха. Художественные жанры, формы, виды дифференцированы друг от друга.

Западный человек стоит над природой: он потребитель, считая себя ее хозяином, тогда как Восток слит с ней. Западный тип личности отличается активностью, волевыми качествами, утилитаризмом и индивидуализмом, восточный – самосовершенствованием, спокойствием, созерцательностью.

Процессы глобализации современного общества коснулись и восточной культуры, но она взяла из нее только те формы жизни, которые не противоречат их социально-политическим, экономическим и культурным установкам.

Сегодня признается, что Восток и Запад шли уникальными путями в своем духовном развитии. Нельзя одну культуру ставить выше или ниже другой. Обе эти культуры дополняют и обогащают мировую. Так, Запад повлиял, прежде всего, в технике и способе организации как экономической, так и политической сферах жизни. Восточное влияние ощущается в духовной жизни. Сегодня весь мир интересуется восточной философией, медициной, религией, этикой.


Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа мировых культур Востока и Запада, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Эти явления сложились очень давно, и, присутствуют, и по сей день, они касаются непосредственно прошлого, настоящего, будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить вопрос, касающийся влияния процесса глобализации на современную культуру, взаимодействия людей в процессе межкультурной коммуникации. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, касающегося знания социокультурных реалий способствует пониманию культуры и менталитета русского и английского народов. Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей межкультурной коммуникации.

Ключевые слова:суеверия, культура, межкультурная коммуникация, традиции, этнос, приметы, языки.

Понятия “культура Востока” и “культура Запада” весьма условны. Образно говоря, Восток (под которым обычно понимают Азию) и Запад (представленный Европой и Северной Америкой) ― это две ветви одного дерева, развивающиеся каждая в своем направлении, в одно время, параллельно, но по-разному [1]. Ни одна из них не возвышается над другой. Им присуще определенное сходство, но и различий при этом найдется достаточно. Какие существуют основные различия?

Что такое культура Востока и культура Запада?

Культура Востока — культура таких стран, как Китай, Индия, Япония, а также других азиатских государств, отличающаяся устойчивостью, традиционностью, незыблемостью.

Культура Запада — культура стран Европы и Северной Америки, воплощающая динамичный образ жизни, бурное развитие, в том числе и в технологической сфере [2].

С древних времен люди и ученые сравнивали культуру Востока и культуру Запада.

В чем же разница между культурой Востока и культурой Запада?

Человек Запада, в отличие от человека Востока, имеет свой менталитет, свои взгляды на жизнь, бытие, природу и многое другое. Культуры Востока и Запада отличаются по религиозным, философским, временным рамкам, научным и другим вопросам. Основные культурные различия между Востоком и Западом представлены в таблице.

Характерные особенности

Главенствует идея небытия. Истину невозможно выразить словами. Истинная мудрость демонстрируется не на словах, а на личном примере. Творчество — удел богов и неба.

Главенствует идея бытия. Стремление подобрать точные слова для выражения истины. Мудрый человек обязательно владеет даром убеждения. Творчество — удел человека и Бога.

Ислам, буддизм, языческие культы.

В общественной жизни

Приоритет религиозно-нравственных традиций и установок. Консерватизм. Отношение к природе — созерцательное. Нераздельность человека и природы, их единство.

Опора на экономику в решении общественных задач. Динамизм. Отношение к природе — потребительское. Человек противопоставляется природе, он повелевает ей.

Незыблемость художественных традиций. Вневременная, “вечная” тематика. Различные виды искусства синтезируются, “перетекают” один в другой.

Быстрая смена и огромное разнообразие течений и стилей. В тематике и идейном содержании отражается конкретная эпоха. Художественные жанры, формы, виды дифференцированы друг от друга.

Основа — жизненный опыт, интуиция, наблюдение. Большое внимание — развитию и приложению практических знаний (в медицине и прочем).

Основа — эксперимент, математические методы. Выдвижение фундаментальных теорий.

Строгое следование поведенческим нормам, церемониальность. Пассивность, созерцательность. Уважение к традициям и обычаям. Аскетизм. Человек как представитель целого, служение коллективному.

Разнообразие норм поведения в социуме. Активность, ускоренный ритм жизни. Расшатывание традиций. Стремление к “благам цивилизации”. Индивидуализм, автономность, уникальность личности.

Сравнительный анализ культур Запада и Востока показал, что они относятся к разным цивилизациям, имеют сложную многовековую историю существования. Разная история, условия жизни и производство материальных благ, религии, климатические условия и т. д. привели к формированию иного мировоззрения, менталитета и культуры в целом [3].

1. Культуре Востока свойственно устойчивое историческое развитие, Запад движется вперед рывками.

2. Западная культура характеризуется динамическим образом жизни, разрушается предыдущая система ценностей — возникает другая. Восточная культура отличается незыблемостью, непротивлением, устойчивостью. Новые веяния гармонично встраиваются в существующую систему.

3. В восточной культуре уживаются рядом множество религий. В западной главенствует христианство.

4. Восточная культура основывается на древних обычаях, устоях. Западу свойственно расшатывание традиций.

5. Для Запада характерно научное, технологичное, рациональное познание мира. Восток иррационален.

6. Человек западного мира оторван от природы, он повелевает ей. Человек Востока слит с природой [4].

Проанализировав особенности культур Запада и Востока, мы можем смело отнести себя к людям с западным мировоззрением. С нашей точки зрения, часто приверженность восточной цивилизации к традициям тормозит ее развитие. С другой стороны, мы не можем не принять того факта, что западный путь развития — это разрушение старых, отживших свое устоев — не всегда верный и правильный. Возможно, что наиболее жизнеспособный и устойчивый вариант — это сочетание деятельной активности и инициативности Запада с восточным уважением к опыту предыдущих поколений [5].

В плане мировоззрения нам чужды как радикальный западный рационализм, так и восточная ориентация на исключительно чувственное восприятие. Тем не менее, мы не считаем, что один из этих подходов исключает другой, и, возможно, человек будущего должен опираться на оба способа познания окружающего мира в равной мере [6].

Исходя из теории и практики глобализации культур, мы будем свидетелями того, как цивилизации Запада и Востока станут единым целым уже в XXI веке. Будет ли это соединение из каких-либо их особенностей или одна поглотит другую, неизвестно. В наши дни на планете не существует государств, неподверженных влиянию извне, уже сейчас имеются глобальная экономическая система, связывающая весь мир. Это, возможно, и означает, что рано или поздно произойдет объединение всех мировых цивилизаций и культур [7].

К сожалению, западная цивилизация в лице Америки и Европы стремится к доминированию и подчинению народов Востока, пользуясь экономическим и военным превосходством, хотя все разногласия между Западом и Востоком устранимы мирным путем. Несмотря на различия в менталитете, мировоззрениях, традициях и обычаях, люди этих цивилизаций имеют одну природу и общие проблемы. Итак, сходства между ними, вытекающие из этого родства, являются ключом к решению проблем, связанных с недопониманием и взаимным отторжением.

1. Булдакова Е. И. “Буферно-синергийные зоны” в пространстве межкультурной коммуникации: автореф. дис…..канд.филос.наук / Е. И. Булдакова. — Ростов н/Д, 2008. —23 с.

2. Быстрова A. Н. Мировая культура. (Основы мирового общества): уч. — пособие; Новосибирск, — 2002. — 124 с.

4. Гутарева Н. Ю. Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”. — Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.

5. Гутарева Н. Ю. Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”. — Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.

6. Гутарева Н. Ю. Обучение английскому языку в социокультурной реальности. Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Научно-инновационный центр, № 1(21), 2015. — 301 с. — С. 215–218.

7. Гутарева Н. Ю. English language training in the social and cultural reality. “Современные исследования социальных проблем”. № 1 Красноярск: НИЦ, 2015. — 196 с. — С. 215–218.

8. Ильин. А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления: Монография. — Омск: Амфора, 2010. — 376 с.

9. Тумаркин, П. С. Русские и японцы: актуальные проблемы межкультурной коммуникации / П. С. Тумаркин // Вестник Московского Университета.Сер.13. Востоковедение.1997. № 1. — С.13–17.

10. Пер. с англ. В. В. Зверевой. Массовая культура: современные западные исследования. — М.: Фонд научных исследований Прагматика культуры, 2005. — 339 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Запад, Восток, Культура Востока, культура Запада, межкультурная коммуникация, Восточная культура, природа, Европа, расшатывание традиций, Северная Америка.

Читайте также: