Восприятие музыки как средство развития музыкальности детей младшего школьного возраста

Обновлено: 01.07.2024

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования способностей к восприятию музыки, так как характеризуется высокой чувствительностью нервной системы, эмоциональной отзывчивостью. В этом возрасте ребенок обладает достаточно большим потенциалом в развитии специальных способностей к восприятию музыки. Важно не упустить эту благоприятную возможность, так как компенсировать этот пробел в позднем возрасте не всегда возможно.

Таким образом, объектом нашего исследования является процесс активизации восприятия музыки детьми младшего школьного возраста.

Предмет исследования – нахождение связей и взаимоотношений между использованием приема пластического интонирования и активизацией процесса восприятия музыки детьми.

В результате нами была выдвинута следующая гипотеза – если применять на уроках музыки прием пластического интонирования, то можно ожидать, что восприятие музыки детьми станет более глубоким и осознанным.

Цель работы – выявить, каковы возможности и система использования пластического интонирования в формировании активного восприятия музыки детьми младшего школьного возраста.

1. Проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.

2. Выявить и обосновать целесообразность использования пластического интонирования в развитии у детей способности к восприятию музыки.

1. Теоретический анализ педагогической и психологической литературы.

2. Наблюдение за детьми по специально разработанной программе.

Глава I. Роль пластического интонирования в активизации восприятия музыки детьми начальной школы.

Особенности восприятия музыки младшими школьниками.




Музыкальное восприятие – это, прежде всего слушание и слышание музыки, то есть осознание, понимание услышанного.

Как добиться у детей осознанного слушания музыки понимания ее содержания? Прежде всего, необходимо обратиться к особенностям восприятия музыки детьми.

Как дети воспринимают музыку, что они при этом слышат, переживают, о чем думают? Отвечая на этот вопрос, исследователи традиционно выделяют два уровня восприятия музыки: сенсорный и эмоционально-семантический.

Сенсорный уровень предполагает анализ элементарных качеств музыкальных звуков (высоты, длительности, громкости, тембра) и их взаимодействий между собой.

Под эмоционально-семантическим уровнем подразумевается эмоциональная значимость музыки для человека. Основная оценка музыкального произведения происходит именно на этом уровне восприятия. Но если сенсорный уровень восприятия музыки детьми выявить достаточно просто, то эмоционально-сенсорный уровень проанализировать трудно, так как дети зачастую не могут дать развернутую словесную характеристику своих переживаний, впечатлений от прослушанной музыки. Однако здесь могут помочь такие формы работы, как выражение впечатлений по поводу прослушанной музыки в рисунках или передача ее настроения в музыкальном движении.

Еще одной важной особенностью восприятия музыки младшими школьниками является его синкретичность: в сознании ребенка в органичном единстве переплетены явления жизни и искусства, зрительные, слуховые, вербальные, моторно-пластические впечатления. Учителя, наблюдая за первоклассниками, отмечают, что зрительно – двигательная сторона доминирует не только в музыкально-бытовых впечатлениях детей, но даже в специально организованной учебой ситуации жизненного восприятия. Дети ищут зрительный образ, реальное движение, события за звучанием, интерпретируя музыку как часть более привычной для них зрелищно-образной картины жизни.

Музыка – искусство эмоционально-образное. Для начинающего слушателя эмоциональная сторона музыки и ее предметный первоисточник (природа, жизненные события и т.д.) неразрывно связанны. В процессе воспроизведения музыки они предстают в единстве. То есть постижение музыкального содержания школьниками кроется в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений на основе жизненных прообразов музыкального искусства и, прежде всего, его собственной речи и движения и в целом носит синкретичный характер.

Оглавление.

Введение 3

Глава I. Роль пластического интонирования в активизации восприятия музыки детьми начальной школы. 5

1.1 Особенности восприятия музыки младшими школьниками. 5

1.2 Связь музыкальной интонации и движения. 8

1.3 Пластическое интонирование. 9

Глава II. Практическая часть (констатирующий эксперимент). 13

Заключение 15

Библиография 16

Приложение I


Введение

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования способностей к восприятию музыки, так как характеризуется высокой чувствительностью нервной системы, эмоциональной отзывчивостью. В этом возрасте ребенок обладает достаточно большим потенциалом в развитии специальных способностей к восприятию музыки. Важно не упустить эту благоприятную возможность, так как компенсировать этот пробел в позднем возрасте не всегда возможно.

Таким образом, объектом нашего исследования является процесс активизации восприятия музыки детьми младшего школьного возраста.

Предмет исследования – нахождение связей и взаимоотношений между использованием приема пластического интонирования и активизацией процесса восприятия музыки детьми.

В результате нами была выдвинута следующая гипотеза – если применять на уроках музыки прием пластического интонирования, то можно ожидать, что восприятие музыки детьми станет более глубоким и осознанным.

Цель работы – выявить, каковы возможности и система использования пластического интонирования в формировании активного восприятия музыки детьми младшего школьного возраста.

1. Проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.

2. Выявить и обосновать целесообразность использования пластического интонирования в развитии у детей способности к восприятию музыки.

1. Теоретический анализ педагогической и психологической литературы.

2. Наблюдение за детьми по специально разработанной программе.

Глава I. Роль пластического интонирования в активизации восприятия музыки детьми начальной школы.

Особенности восприятия музыки младшими школьниками.

Музыкальное восприятие – это, прежде всего слушание и слышание музыки, то есть осознание, понимание услышанного.

Как добиться у детей осознанного слушания музыки понимания ее содержания? Прежде всего, необходимо обратиться к особенностям восприятия музыки детьми.

Как дети воспринимают музыку, что они при этом слышат, переживают, о чем думают? Отвечая на этот вопрос, исследователи традиционно выделяют два уровня восприятия музыки: сенсорный и эмоционально-семантический.

Сенсорный уровень предполагает анализ элементарных качеств музыкальных звуков (высоты, длительности, громкости, тембра) и их взаимодействий между собой.

Под эмоционально-семантическим уровнем подразумевается эмоциональная значимость музыки для человека. Основная оценка музыкального произведения происходит именно на этом уровне восприятия. Но если сенсорный уровень восприятия музыки детьми выявить достаточно просто, то эмоционально-сенсорный уровень проанализировать трудно, так как дети зачастую не могут дать развернутую словесную характеристику своих переживаний, впечатлений от прослушанной музыки. Однако здесь могут помочь такие формы работы, как выражение впечатлений по поводу прослушанной музыки в рисунках или передача ее настроения в музыкальном движении.

Еще одной важной особенностью восприятия музыки младшими школьниками является его синкретичность: в сознании ребенка в органичном единстве переплетены явления жизни и искусства, зрительные, слуховые, вербальные, моторно-пластические впечатления. Учителя, наблюдая за первоклассниками, отмечают, что зрительно – двигательная сторона доминирует не только в музыкально-бытовых впечатлениях детей, но даже в специально организованной учебой ситуации жизненного восприятия. Дети ищут зрительный образ, реальное движение, события за звучанием, интерпретируя музыку как часть более привычной для них зрелищно-образной картины жизни.

Музыка – искусство эмоционально-образное. Для начинающего слушателя эмоциональная сторона музыки и ее предметный первоисточник (природа, жизненные события и т.д.) неразрывно связанны. В процессе воспроизведения музыки они предстают в единстве. То есть постижение музыкального содержания школьниками кроется в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений на основе жизненных прообразов музыкального искусства и, прежде всего, его собственной речи и движения и в целом носит синкретичный характер.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глава 1. Восприятие музыки как средство развития музыкальной культуры младших школьников.

1.2 Особенности развития музыкального восприятия у младших школьников

1.3 Этапы восприятия музыки в младшем школьном возрасте

1.4. Музыкальный репертуар

Выводы по 1 главе

Глава 2. Практическая реализация элементов системы работы в период прохождения практики

2.1. Анализ программ по музыке в начальной школе

2.2. Проведение анкетирования

2.3. Планирование форм работы по развитию музыкальной культуры младших школьников

Выводы по 2 главе

Список использованной литературы

Актуальность исследования. Музыкальное искусство имеет большое значения для формирования эстетического вкуса и духовной культуры человека. Формирования активного восприятия и оценивания музыки – уникальное средство развития единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики, поскольку она оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие личности. Музыкальное искусство, содержащее в себе огромный мир идей, мыслей, образов и чувств, становится достоянием только при условии специальной организации его познания. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слушания музыка как искусство не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Определением значимости музыкального воспитания в развитии детей, формированием их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях О.А.Апраксина, Д.Б. Кабалевский, М.Г.Рыцарева, Б.М.Теплов, Т.В.Челышева и другие. В педагогике музыкального образования, проблемами, связанными с начальным этапом музыкального воспитания детей, занимались А.Д.Артоболевская, Ю.Б.Алиев, М.Г.Головина, Н.М.Черноиваненко и другие. В области развития музыкальной культуры в условиях профессиональной подготовки учителя музыки оставили свой труд Т.А Колышева, Н.В.Соколова и другие.

Практическая значимость заключается в разработке конспектов и сценариев уроков с использованием нетрадиционных форм, и приемов, обеспечивающих формирование музыкальной культуры младших школьников на уроках по дисциплинам музыкально-теоретического цикла

Объект исследование – учебно-воспитательный процесс, развивающийся в общеобразовательной организации, процесс музыкального воспитания младших школьников

Предмет - формы и методы развития активного восприятия музыки как основы музыкального воспитания младших школьников.

Для успешного проведения исследования нами была сформулирована гипотеза: если систематически проводить работу по развитию активного восприятия музыки, то это будет способствовать повышению уровня музыкальной культуры младших школьников.

Целью нашей курсовой работы является обоснование педагогических путей эффективного развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста на уроках музыки и определение роли музыкального восприятия в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1.Выявить адекватные методы развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста

2. Определить средства формирования музыкального репертуара у младших школьников

3. Разработать и экспериментально обосновать методики работы по развитию музыкальной культуры младших школьников

4. Обобщить результаты исследования;

5. Сделать вывод по проблеме исследования.

Этапы работы:

При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:

-отбор и чтение методической литературы;

-сопоставление данных из различных источников;

-анкетирование

База исследования – учащиеся, педагоги

Структура работы- титульный лист, продуманное содержание, сформулированное введение, основной текст, который разбит на определённые главы, параграфы, подведённое заключение, оформленный список литературы.

Музыкальная культура и музыкальное восприятие является неотъемлемой частью эстетического воспитания. В педагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в различные формы музыкальной культуры.

В исследовании Г.В. Шостак под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки -- пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.

Согласно деятельностному подходу к культуре М.С. Кагана, культура, является проекцией человеческой деятельности (субъектом которой может быть индивидуум, группа или род) и включает три модуса: культуру человечества, культуру социальной группы, культуру личности. Музыкальную культуру личности можно рассматривать как специфическую субкультуру определённой социальной группы. В ней можно выделить два компонента:

· индивидуальная музыкальная культура, включающая музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

· музыкальная культура определенной социальной возрастной группы, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей.

Понятие возрастной музыкальной субкультуры может быть представлено как набор музыкальных ценностей, которым следуют представители данного возрастного слоя. Исследователи указывают на такие её составляющие, как: внутреннее приятие или неприятие определённых жанров и видов музыкального искусства; направленность музыкальных интересов и вкусов; детский музыкально-литературный фольклор и пр.

Основой индивидуальной музыкальной культуры ребёнка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. Музыкально-эстетическое сознание - компонент музыкальной культуры, представляющий собой музыкальную деятельность, осуществляемую во внутреннем идеальном плане.

Некоторые аспекты эстетического сознания исследовались в педагогическом и психологическом аспектах С.Н.Беляевой-Экземплярской, Н.А.Ветлугиной, И.Л.Дзержинской, М.Нильсон, А.Катинене, О.П.Радыновой, С.М.Шоломович и др.

Элементы музыкально-эстетического сознания, выделяемые О.П. Радыновой:

· потребность в музыке - отправная точка формирования эстетического отношения ребёнка к музыке; возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде; развивается с приобретением музыкального опыта и уже к 6 годам может сформироваться устойчивый интерес к музыке;

· музыкальный вкус - способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой; не является врожденным, формируется в музыкальной деятельности;

· оценка музыки - сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям.

· уровень развития художественных предпочтений;

· участие школьников в какой-либо сфере художественного творчества;

· информированность в области художественной культуры общества.

Аналогичные компоненты выделяет Л.В. Школяр:

· музыкальный опыт школьников;

· музыкально-творческое развитие школьников.

Критериями наличия музыкального опыта могут выступать:

· уровень общей осведомлённости о музыке;

· наличие интереса, определённых пристрастий и предпочтений;

· мотивация обращения ребёнка к той или иной музыке - что ребёнок ищет в ней, что ждёт от неё.

Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, для того, чтобы разучить песню, ее надо сначала послушать, исполняя песню, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность ее звучания; двигаясь под музыку, необходимо следить за ее изменением, развитием и передавать в движении свое отношение к произведению.

Вместе с тем восприятие музыки является и самостоятельным видом деятельности на уроке. В методической литературе он определяется как слушание или слушание-восприятие. Здесь учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами. Однако процесс слушания таких произведений не сводится лишь к знакомству с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.

Таким образом, основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов учащихся, формированию музыкального вкуса.

Музыкальное восприятие характеризуется определенными свойствами. Некоторые из них специфичны именно для музыкального восприятия (эмоциональность, образность), другие являются общими для всех видов восприятия (целостность, осмысленность, избирательность). Свойства музыкального восприятия в настоящее время еще только исследуются как теоретически, так и экспериментально. Судить о них можно опираясь на высказывания музыкантов теоретиков, педагогов и на наблюдения за конкретными проявлениями этих свойств при восприятии музыки.

М.П. Тараканов также считает, что в первую очередь важно сформировать y детей элементарные навыки восприятия музыкальных структур, поскольку анализ музыкальных произведений углубляет их эмоциональное восприятие. Вместе c тем Б.М. Теплов писал, что одной из педагогических трудностей при развитии восприятия музыки является сохранение эмоционального отношения при всевозрастающей сознательности

1.2 Особенности развития музыкального восприятия у младших школьников

Воспитание и развитие личности ребенка – основная цель начального общего образования. Достижение этой цели невозможно без изучения искусства в целом и музыкального искусства в частности.

С самых первых уроков необходимо воспитывать в детях умение слушать музыку и размышлять о ней. При этом, всемерно развивая различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное её восприятие.

Первый шаг в процессе музыкального воспитания младших школьников – развитие музыкального восприятия, поскольку настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке. Особенности развития восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания младших школьников и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, для того, чтобы разучить на уроке песню, её сначала необходимо прослушать. Затем, исполняя её, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность её звучания и т.д.

Говоря о музыкальном восприятии у ребенка именно младшего школьного возраста, необходимо отметить следующие, характеризующие его черты:

1. Преобладание неспецифических музыкальных средств в слуховом образе музыки над высотно-ритмическими отношениями;

2. Единый и неделимый характер образа, где все аспекты звучания, как бы сливаясь в сознании, фокусируются на чем-то одном (например, на тембровой или темпо-ритмической стороне музыки);

3. Фрагментарность, когда музыкальное целое воспринимается не как система, но как совокупность отдельных фрагментов;

4. Тяга к повторению коротких фраз в качестве ведущего ориентира музыкальной мысли и боязнь незнакомого материала (как следствие детской приверженности к копированию).

Об успешном развитии музыкального восприятия свидетельствует достаточный слушательский опыт и информационный базы. Особенностью восприятия музыки школьниками является отличие восприятия музыки у взрослого человека. Так, у взрослого человека музыка способна вызвать более жизненные ассоциации, чувства, а также возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить музыкальное воспроизведение. Но при этом, уже в младшем школьном возрасте у детей наблюдаются значительные успехи в развитии музыкального восприятия, сравнивая с теми детьми, с кем работа по развитию восприятия музыки целенаправленно не проводится.

М.П. Тараканов также считает, что в первую очередь важно сформировать y детей элементарные навыки восприятия музыкальных структур, поскольку анализ музыкальных произведений углубляет их эмоциональное восприятие. Вместе c тем Б.М. Теплов писал, что одной из педагогических трудностей при развитии восприятия музыки является сохранение эмоционального отношения при всевозрастающей сознательности.

Этапы восприятия музыки в младшем школьном возрасте

В процессе восприятия музыки в младшем школьном возрасте мы можем выделить несколько этапов:

-этап возникновения интереса к произведению, которое предстоит услышать, и формирования установки на его восприятие,

-этап понимания и переживания,

-этап интерпретации и оценки,

Осознавая, что это деление условно, поскольку последовательность этапов может меняться, один период восприятия может сливаться с другим.

Выделяют 3 стадии восприятия, наиболее характерных для формирования музыкальной культуры младших школьников. Которые характеры для формирования музыкальной культуры

Первая стадия музыкального восприятия при первом, а часто и последующих прослушиваниях музыкального произведения отличается смутностью, нерасчлененностью. Воспринимая произведение в первый раз, младший школьник, получает лишь общее представление о музыкальном образе.

Вторая стадия музыкального восприятия связана с повторными прослушиваниями музыкального сочинения целиком или в отрывках.

Анализ содержания произведения может происходить в процессе пропевания его основных тем, пластического выражения отношения к музыке через поиск выразительных жестов, движений, мимики, соответствующих интонационной природе образа, привлечения несложного инструментария для выделения каких-либо средств выразительности. Следовательно, акцент на второй стадии восприятия как бы перемещается с непосредственно эмоционального на слуховой и мыслительный акты. Целостное восприятие, свойственное первой стадии, уступает место дифференцированному, аналитическому, осмысленному.

Третья стадия музыкального восприятия - это повторное обращение к музыкальному сочинению, обогащенное возникшими ранее музыкально-слуховыми представлениями и ассоциациями. На третьей стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыки, полученное при первом прослушивании, и осмысленное ее восприятие, связанное с проведенным анализом средств музыкальной выразительности. Именно на третьей стадии восприятия становится возможным творческое восприятие музыки, которое окрашивается индивидуальным отношением ребёнка к произведению, его личностной оценкой.

Психолого-педагогическое обоснование развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки. Понятие музыкальности и её признаки. Экспериментальное исследование развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста.

Рубрика Педагогика
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 16.11.2009
Размер файла 623,7 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие музыкальности и ее признаки. Характеристика музыкального развития детей младшего дошкольного возраста. Проведение опытно-экспериментальной проверки эффективности технологии развития детей дошкольного возраста средствами классической музыки.

дипломная работа [198,0 K], добавлен 22.05.2014

Психолого-педагогические основы развития музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе элементарного музицирования. Восприятие как основа развития музыкальности ребенка. Обучение игре на детских музыкальных инструментах на уроках музыки.

дипломная работа [109,6 K], добавлен 26.06.2011

Изучение роли музыки как основы личностного становления ребенка, способствующей эмоционально-эстетическому развитию. Психолого-педагогическое обоснование развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки.

курсовая работа [175,7 K], добавлен 13.12.2014

Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития движений.

дипломная работа [67,3 K], добавлен 12.06.2012

Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства. Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства. Выявление музыкально одаренных детей и особенности взаимодействия с ними.

курсовая работа [81,7 K], добавлен 07.12.2010

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста. Использование художественной литературы как средства развития словарного запаса детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры с наглядным материалом, их применение в младшей группе.

курсовая работа [43,9 K], добавлен 21.12.2012

Особенности изограмотности как основы изодеятельности. Закономерности развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста. Методы и приемы обучения. Состояние проблемы развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста.


Музыкально-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста в общеобразовательных учреждениях

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Музыка — это один из видов искусства, который дает возможность познать окружающий мир и в процессе этого познания развиться личности ребенка.

Музыка в нашем сознании закономерно ассоциируется с самой жизнью. Ее связь с другими видами искусств дает человеку ключ к пониманию мира прекрасного, и, таким образом, правильное формирование музыкального вкуса ведет к правильному восприятию этого мира.

Для детей любого возраста важна гармоничность музыкально- эстетического воспитания, но дети младшего школьного возраста нуждаются в этом больше всего. Те музыкальные впечатления, которые они получат в детстве, останутся у них надолго, иногда на всю жизнь [4,28].

Задача преподавателя музыки проложить путь ребенку от простого эмоционального восприятия красоты к ее пониманию и способности оценивать и обсуждать. Эта работа требует от педагога умения ненавязчиво внести в жизнь ребенка красоту и облагородить его окружение. [7,20]

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но формируются в условиях социального окружения и педагогического руководства. В процессе развития этих свойств дети постепенно осваивают эстетическую культуру, формируют свое эстетическое восприятие, свои интересы, потребности и суждения. [12,75]

Важный признак музыкальности — это способность определять характер и настроение музыкального произведения, видеть музыкальный образ и проявлять эмоциональное отношение — сопереживать услышанному. Музыка должна вызывать реакцию, рождать ассоциации у маленького слушателя.

Еще один признак проявления музыкальности — это способность вслушиваться, оценивать и сравнивать яркие и понятные моменты в музыке. Для этого ребенку нужно научить элементарной музыкально-слуховой культуре, умению внимательно слушать.

Третий признак музыкальности — творческое отношение к услышанному, способность ребенка передать музыкальный художественный образ в песне, рисунке, рассказе, танце, игре. [10,83]

В процессе развития общей музыкальности у детей совершенствуется слух, развивается творческое воображение, появляется особое эмоциональное отношение к звучащей музыке. Восприятие музыки приобретает эстетическую окрашенность. Дети начинают переносить свои музыкальные впечатления в свою творческую деятельность, и, таким образом формируются склонности и интересы, развивается вкус. [11,88]

Важную роль играет развитие эстетического отношения детей к окружающей природе. Это может достигаться различными способами, но немаловажную роль среди них играют средства музыкальной культуры. Музыкальные образы способны вызывать у детей разнообразные эмоции: чувства радости, грусти, нежности и доброты. То же самое делают образы природы. Музыка подчеркивает эмоциональный отклик на красоту природы, бережное отношение ко всему живому, развивает способность оценить прекрасное и в природе и в искусстве (оценить гармоничные сочетания красок, линий и звуков) [7,93]

Формирование у детей умения воспринимать красоту природу и творчески отражать ее в своей художественной деятельности в большой степени зависит от педагога, помогающего ребенку эстетически оценить окружающий мир и постичь его красоту и гармонию через красоту и гармонию музыкальных звуков. Воспитывая эмоциональное отношение к образам природы средствами музыки, педагог побуждает ребенка к осознанию эстетической и нравственной ценности природы для людей [6,225]

Этот процесс требует от учителя музыки широты собственных музыкальных взглядов, умения художественно воплотить взаимосвязь между природными явлениями и звучащей музыкой. Прежде всего нужно развить у ребенка способность различать эмоциональное содержание и характер музыкального произведения, научить понимать, что музыка отражает окружающую действительность. [9,161]

Чтобы сформировать подлинный музыкальный вкус, нужно уделять огромное внимание слушанию и восприятию музыки. Детей нужно постепенно знакомить с различными жанрами и стилями музыки, показать возможность изобразить при помощи музыки различные аспекты окружающей среды и жизни человеческого общества. Нужно постепенно изучать творчество композиторов и накапливать знания о произведениях музыкальной классики.

Таким образом детей можно научить находить решения и средства для своей художественной деятельности.

Младшим школьным возрастом принято считать возраст ребенка с 7 до 10-11 лет, то есть годы обучения в 1-4 классах. В эти годы начинается формирование личности, закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и начинает формироваться общественная направленность личности ребенка.

Основной формой обучения в школе является урок. Именно на уроках музыки происходит систематическое и целенаправленное музыкально-эстетическое воспитание ребенка. Специфика урока музыки состоит в том, что кроме музыкально-образовательных задач на нем ставятся также художественно-исполнительские. Важную роль на уроке играют чувства и эмоции, вызываемые у учеников.

Другой спецификой является коллективность урока, наличие достаточно большого количества детей с различными интересами и способностями.

Для определения степени проявления интереса к музыке как искусству, предпочтений и отношения к видам музыкальной деятельности детям младшего школьного возраста можно предложить нижеследующие творческие задания. Задания предполагают выявление трех основных музыкальных способностей: развитость ладового слуха, развитость музыкально-слуховых представлений и чувство ритма.

Развитый ладовый слух предполагает способность ребенка эмоционально отзываться на общий характер музыкального произведения, смену в нем настроений. При диагностике ладового слуха выполняются задания на определение характера музыки и различий в настроении, задание на дополнение окончаний мелодий, прервавшихся на неустойчивых звуках.

Музыкально-слуховые представления развиваются, прежде всего, в пении, в процессе восприятия и воспроизведения музыкального произведения. Для их диагностики используются следующие задания: повторить мелодию песни или музыкального произведения, отметить в них ритмические и мелодические изменения, подобрать мелодию и другие подобные.

Чувство ритма формируется, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях. Для его диагностики используются задания на различение ритмического рисунка музыкального произведения, различные музыкально-игровые задания, связанные с движением под музыку.

Критерии развития музыкального вкуса можно представить в виде нижеследующей таблицы:

- точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых музыкальных образах;

- стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром;

- умение анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки;

- умение оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом.

- осознанно воспринимают простые, статичные, однозначные музыкальные образы;

- стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир;

- анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность;

- умение устанавливать причинно-следственные связи между музыкальным образом и средствами выразительности;

- при интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт.

- отсутствует интерес к восприятию музыкального образа;

- восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное;

- способ анализа содержания музыкального образа и средств выразительности характеризуется неустойчивостью;

- в познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность.

Детей с высокими показателями музыкально-эстетического развития характеризуют целенаправленность и активное восприятие музыки. Они понимают средства музыки и способны установить связь между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. Например, точно передать настроение музыки в рисунке, правильно подобрав соответствующую гамму красок.

Дети со средними показателями не так точны, но они способны более точно описать музыку красками или словами, если им сказать название музыкальной композиции.

Дети с низкими показателями музыкально-эстетического развития обычно поверхностно воспринимают музыку, и часто не в состоянии передать музыкальный сюжет словами или рисунком.

Разнообразие в уроки вносит активная музыкальная деятельность учащихся начальных классов: движения под музыку, музыкальные ритмические игры и пр. Они помогают детям ощутить темп произведения, его динамику, почувствовать характер.

Продолжением музыкально-эстетического воспитания младших школьников являются внеклассные и внешкольный занятия и кружки. Эстетическое воспитание, организуемое во внеурочное время, способствует не только решению проблемы свободного времени, но и духовному обогащению ребенка.

К данному виду деятельности можно отнести различные хоровые и фольклорные кружки, школьные ансамбли, театральные кружки. Сюда же входят периодические музыкальные праздники и фестивали, организованные внутри школы, музыкальные конкурсы и викторины. Немаловажную роль играет посещение классами концертов и театральных представлений.

Картина музыкально-эстетического развития детей была бы неполной без уточнения позиции их родителей о роли музыкальной культуры в жизни их ребенка. Для ее уточнения стоит провести среди родителей анкетирование, которое бы выявило предпочтения в семьях воспитанников. Многие семьи хотели бы видеть своего ребенка эстетически образованным и культурным. Для этого родители организуют совместные с детьми посещения культурных мероприятий, стараются дать им образование в различных школах искусств. Таким образом нужно учитывать, что процесс соприкосновения с культурой происходит не только внутри школы, но и вовне.

Подводя итог, хочется сказать, что без должного духовного и эстетического воспитания развитие личности ребенка будет неполноценным. Чтобы обеспечить в будущем становление высоконравственной, духовно богатой и высокоинтеллектуальной личности, нужно полноценно реализовать эстетическое воспитание ребенка, частью которого является его музыкально-эстетическое развитие.

Список литературы

1. Бекина С.И. Музыка и движение. - М.: Просвещение — 2008.

2. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. М.: 1991.

3. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2006.

4. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. - Минск, 2004.

5. Гофман Э. – Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. 1992. №2. с. 51-54.

6. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 2005. - 346 с.

7. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М., 2006.

8. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Воронеж, 2007.

9. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 2005.

10. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М., 2006.

11. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2008.

12. Педагогический словарь под редакцией Б.М. Бим - Бад. - М.: Большая российская энциклопедия. Просвещение, 2003.

13. Радынова О.П. Слушаем музыку. М.: Просвещение, 1990.

14. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. – М.: Музыка, 1972

15. Учите детей петь/ Сост. Орова Т.М., Бекина С.И. - М.: Просвещение, 2009.


Мир искусства, доступный для понимания и интересный для малыша, привлекает в детские объединения художественно-эстетической направленности Дворца большое число детей. В музыкальных студиях обучается около трехсот учащихся. Общеизвестно, что музыка раньше других искусств находит эмоциональный отклик в душе ребенка. Как часто мы наблюдаем оживленную реакцию самых маленьких детишек при звуках веселой музыки, а мягкий и тихий мамин голос успокаивает малыша. Музыка оказывает очень сильное воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Она не только преобразовывает эмоциональное состояние, но и меняет поведение детей. [1]

Музыка — квинтэссенция звука. В музыке вся палитра человеческих эмоций, чувств, состояний пережитых человечеством за миллионы лет. Она организована таким образом, чтобы человек воспринимал музыку как некое живое существо, как голос, обращенный непосредственно к нему. Эксперименты последних лет в области музыкальной психологии доказали, что люди действительно общаются с музыкой. Слушание музыки — это коммуникация, восприятие речи другого человека и наша внутренняя реакция на нее. Эстетическое переживание, выраженное музыкой способно вызвать у маленького слушателя сопереживание, сочувствие радости, горю, дружбе или вражде. А значит восприятие музыки не просто коммуникация, как, например, Интернет, а эмоциональная коммуникация, способная преодолевать не только пространство, но и время.

С древнейших времен звук был носителем информации. Восприятие музыки и есть получение информации об очень важном компоненте человеческого существования, об эмоционально — чувственных состояниях человека. Это постижение ребенком прекрасного в самой действительности. Вероятно у истоков возникновения языка, музыка и язык представляли собой одно целое, имели один корень. Для общения человек пользовался полусловами — полузвуками, в которых как носитель информации преобладала интонация. Мать баюкала дитя, враги устрашали друг друга криком, рыком, завыванием, одобрение выражали кратким успокаивающим звуком, несогласие — резким и сильным. Интонационный словарь музыки содержит в себе все известные интонационные обороты человеческой речи, но, можно сказать даже не речи, а движений человеческой души. [2]

Научные исследования показали, что слышать ребенок начинает еще во внутриутробном состоянии, слышать и реагировать на интонацию человеческой речи, на звуки музыки. С самого раннего детства язык музыки понятен ребенку. Он еще не понимает смысла речи, но уже реагирует на эмоциональную составляющую музыки. Как важно с самого раннего детства окружить маленького ребенка атмосферой добра и взаимопонимания, ласки и сочувствия, окружить яркими и эмоциональными музыкальными звуками. Эмоции, переживаемые при прослушивании музыки или при исполнении ее самим ребенком, остаются с ним, как его собственный душевный, эмоциональный опыт, обогащая и формируя его. Детские песенки, инструментальная музыка для детей, детские музыкальные спектакли, балеты, танцевальная музыка могут стать для малыша проводником в большой и прекрасный мир искусства.

Музыка должна стать активной деятельностью для ребенка сразу, с первых шагов, когда по нашим, взрослым, представлениям, он еще в ней ничего не умеет. Деятельностью, в которой функции творца, исполнителя и слушателя, еще не выделившись, свободно перетекают одна в другую. Здесь — музыкальный материал для создания собственных вариантов, обновления, отыскивания лучших. Здесь музицирование неотделимо от движения и речи. Здесь место звукоподражаниям, шумам и звучаниям самодельных инструментов. Так начинало музицировать человечество, что сохранил и сберег до сих пор фольклор всех народов мира. Так начинает музицировать ребенок. [3]

Движение в онтогенезе по пути развития музыкального мышления человечества отливается в следующие закономерности развития детской музыкальности:

– от ритмичного движения в пространстве и ритма в слове музыкальному ритму;

– от многообразной и выразительной речевой интонации к пению;

– от музицирования на шумовых, в том числе, самодельных инструментах к профессиональным звуковысотным инструментам;

– от спонтанной импровизации к фиксации в записи;

– от графического моделирования всех параметров музыкального языка к традиционной нотации;

– от музицирования и пения в 2–3 звучных звукорядах к тональной системе;

– от кластера к унисону;

– от слушания музыки в движении к слушанию музыки как самостоятельному феномену.

  1. Белобородова В. К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса). О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников.— В кн.: Музыкальное восприятие школьников. М., 1975.
  2. Горюнова Л. В. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников.— В кн.: Музыкальное воспитание в школе. М., 1975, вып. 10, с. 202–212.
  3. Радышова ОП. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М. Владос, 1994. — 223 с.
  4. Бывальцева М. В. Развитие творческих способностей ученика в процессе создания художественного образа человека // Начальная школа. 2002. № 4.

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, ребенок, слушание музыки, восприятие музыки, маленький ребенок, музыкальная одаренность, народ мира, носитель информации, самое раннее детство, человеческая речь.

Похожие статьи

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки.

Восприятие музыки — ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных

Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером

У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания.

Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка.

Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей

В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребёнок получает не столько от

В целом восприятие музыки представляет для дошкольников большую трудность, что связано.

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале.

Опыт многих преподавателей музыки подтверждает, что музыкально одаренные дети, как правило, проявляют большие способности и

Само по себе слушание музыки будит фантазию ребенка. Он создает в своем воображении новые эмоциональные связи в соответствии с.

Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности

музыка, ребенок, музыкальная деятельность, музыкальное произведение, характер, музыкальное восприятие детей. Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности. детское музыкальное творчество, дошкольный возраст.

Основы развития музыкального восприятия детей старшего.

Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности детей: пении

Слушание музыки — один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной

Музыка волнует маленького слушателя, рождает определенные ассоциации.

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного.

В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.

Музыка как средство духовно-нравственного воспитания.

Восприятие музыки — это вид музыкальной деятельности младших школьников с умственной отсталостью, организуемый музыкальным педагогом, предполагающий не созерцание, а активную деятельность, где сначала происходит накопление музыкальных впечатлений.

Роль музыки в психическом развитии дошкольника

Одна из главных задач музыкального воспитания дошкольников — развитие эмоциональной отзывчивости, воспитание интереса, любви к музыке. Задача эта связана с проблемой развития музыкального восприятия детей.

Художественное слово как средство восприятия музыкального.

Музыка — уникальный вид искусства, воздействующий на всестороннее развитие личности

Восприятие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности для каждого

Короткий образный рассказ используется перед слушанием музыкального произведения и.

Читайте также: