Что такое доминанта в музыке определение кратко

Обновлено: 03.07.2024

Домина́нта (от лат. dominans — господствующий) в теории музыки — пятая ступень мажорного и минорного ладовых звукорядов. Доминантой также называют трезвучие, построенное на пятой ступени. Доминанта — одна из трёх основных (наряду с тоникой и субдоминантой) тональных функций. В аналитической разметке обозначается римской цифрой V или латинской буквой D.

В мажорно-минорной тональности пятой ступени (доминанте) традиционно отводится роль функционального контраста к первой ступени (тонике). Среди всех родственных тональностей доминанта считается господствующей (отсюда название), наиболее напряжённой тональностью, требующей разрешения.

Гармонический оборот, содержащий доминанту и тонику, называется автентическим.

  • I — тоника
  • II — верхний вводный тон
  • III — верхняя медианта
  • IV — субдоминанта
  • V — доминанта
  • VI — нижняя медианта
  • VII — нижний вводный тон
  • V — доминанта
  • VI — нижняя медианта (субмедианта)
  • VII — нижний (восходящий) вводный тон
  • I — тоника
  • II — верхний (нисходящий) вводный тон
  • III — верхняя медианта
  • IV — субдоминанта


Эта страница в последний раз была отредактирована 10 ноября 2020 в 14:02.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

  • Домина́нта (от лат. dominans — господствующий) — V ступень лада относительно тоники, одна из главных ступеней музыкального ряда. Доминантовое трезвучие относится к тональностям первой степени родства к тонике.

В европейской музыке тональности пятой ступени всегда выделялась особая роль, доминанта означала контраст к основной тональности.

Среди всех родственных тональностей доминанта считалась господствующей (отсюда название), наиболее напряжённой тональностью, требующей разрешения.

В натуральном мажоре доминанта мажорная (например, C-dur — G-dur), в натуральном миноре — минорная (например, a-moll — e-moll). В гармоническом миноре доминантовое трезвучие мажорное.

Гармонический оборот, содержащий тонику и доминанту, называется автенти́ческим. В отличие от плагальных оборотов, обороты с доминантой принято считать напряжёнными и неустойчивыми. Образуют интервал равный секунде относительно тоники.

Связанные понятия

То́ника (от нем. Tonika, восходит к др.-греч. τόνος — звук, тон) в теории музыки — первая (нижняя) ступень классико-романтического тонального лада (мажора и минора), его главный устой.

Разреше́ние (нем. Auflösung, англ. resolution, фр. résolution), в многоголосной музыке — переход от одного созвучия (интервала, конкорда, аккорда), трактуемого как ладовый неустой, к другому созвучию, трактуемому как ладовый устой (см. Устой и неустой). В качестве первого обычно выступает диссонантный интервал (обособленный или в составе аккорда), в качестве второго — консонантный интервал (см. Консонанс и диссонанс).

Доминантсептаккорд — септаккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Строится от V ступени (доминанты) мажора и гармонического минора. В классической гармонии он обозначается как D7, D2,D4.

Септакко́рд — аккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда его название.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Гармони́ческий мино́р — разновидность звукоряда минорного лада. Звукоряд гармонического минора отличается от звукоряда натурального минора повышенной VII ступенью. Причиной повышения VII ступени считается имитация вводного тона, который есть в звукоряде натурального мажора и отсутствует в звукоряде натурального минора.

Мажорное (большое) трезвучие — трезвучие, состоящее из большой терции внизу и малой — вверху, между крайними звуками которого образуется интервал чистой квинты. Мажорным трезвучием представлена тоника (основная ладовая функция) мажорного лада.

Классификация аккордов — разделение аккордов на группы на основании объективных и субъективных музыкальных критериев.

Минорное (малое) трезвучие — трезвучие, состоящее из малой терции внизу и большой — вверху, между крайними звуками которого образуется интервал чистой квинты. Минорным трезвучием представлена тоника (основная ладовая функция) минорного лада.

Ступе́нь (нем. Stufe, итал. grado, англ. scale degree) в теории музыки — характеристика относительной высоты музыкального звука по его местоположению в звукоряде.

Трито́н (лат. tritonus — состоящий из трёх тонов) — музыкальный интервал величиной в три целых тона.В элементарной теории музыки, ориентирующейся на мажорно-минорную тональность, тритон интерпретируется как.

Обращение — в теории музыки смена мелодических или гармонических соотношений, связанная с переносом нижних звуков вверх и наоборот. В русском языке отличают обращение интервала, обращение аккорда, и обращение темы.

Основной тон (нем. Grundton, англ. root) интервала и аккорда, в учении Пауля Хиндемита и некоторых позднейших музыкально-теоретических учениях (Карла Дальхауза, Ю. Н. Холопова) — сильнейший (вследствие дублирования одного из звуков разностными комбинационными тонами первого и второго порядка) тон созвучия — интервала или аккорда.

Линеа́рность (нем. Linearität, от лат. linearis линейный) в многоголосной музыке — качество голосоведения, состоящее в приоритете мелодических (линейных) связей между звуками в каждом из голосов перед гармоническими (акустическими) связями созвучий .

Транспози́ция (позднелат. transpositio — перемещение) — многозначный музыкальный термин, относящийся к организации исполнения музыкального произведения или его фрагмента с систематическим сдвигом высот всех звуков на заданный интервал.

Га́мма — это звукоряд из восьми нот, где первая и последняя совпадают по названию, но стоят друг от друга на октаву. Между двумя соседними нотами расстояние ограничено целым тоном или полутоном. В школьной исполнительской практике под гаммами подразумевают восходящие либо нисходящие звукоряды протяженностью в несколько октав.

Орга́нный пункт — звук, тянущийся или повторяющийся в басу, в то время как верхние голоса движутся и состав созвучий (интервалов, конкордов, аккордов) меняется как бы независимо от баса. Басовая разновидность педали.

Переменный лад в русском учении о гармонии — лад тонального типа, в котором функцию основного устоя (тоники) выполняют попеременно разные тоны одного и того же звукоряда, а также лад, звукоряд которого изменяется при одной и той же тонике. Переменный лад — дискуссионная тема музыковедческих исследований.

Буквенно-цифровое обозначение аккорда — метод упрощённой записи аккордов в музыкальном аккомпанементе, широко применяющийся в популярной музыке и джазе.

Ля (лат. la) в сольмизации (сольфеджио) — мнемоническое обозначение шестой ступени диатонического звукоряда. Аналогично обозначению A. Отстоит на целый тон от Соль и на целый тон от Си.

Квинтовый круг (или кварто-квинтовый круг) — геометрическое представление хроматической звуковой системы в виде последовательности кварт и/или квинт. В квинтовый круг входят 12 разных высот (высотных классов), при этом предполагается, что квинты/кварты темперированы — именно темперация обеспечивает замкнутость круга. Квинтовый круг традиционно используется в учении о гармонии для визуализации родства мажорно-минорных тональностей.

Тона́льность (фр. tonalité, от греч. τόνος — напряжение, натяжение; от лат. tonus тон) в учении о гармонии.

Модали́зм (от лат. modus, букв. мера, в терминологическом значении — ладовый звукоряд) — мелодический или аккордовый оборот с модальными тонами внутри мажорно-минорной тональности. Характерные модальные тоны и целостные звукоряды: дорийская секста, фригийская секунда, обиходное переченье уменьшённой октавы, целотоновая гамма, уменьшённый лад и т. д. Модальные аккорды — аккорды, содержащие характерные модальные тоны, например, оборот V3>5>–I (в доминантовом ладу), IV — конечный, заключительный , также лат. finis — окончание, конец) — функция модального лада, обозначающая конечный тон-устой в григорианском хорале.

Ква́рта (лат. quarta — четвёртая) — музыкальный интервал, один из совершенных консонансов. Название происходит из средневекового учения о контрапункте, где звук кварты описывался как четвёртый (quarta vox) от тенора (главного голоса, фундамента многоголосной музыки), считая по ступеням диатонического звукоряда вверх или вниз.

Мажо́р (лат. major — больший, также, большой) в музыке — один из двух ладов (наряду с минором) гармонической тональности. Характерная особенность мажорного звукоряда — его третья ступень, отстоящая от первой ступени на большую терцию. Кроме натурального, существуют также гармонический и мелодический мажор. Тоника (основая ладовая функция) мажора представлена мажорным трезвучием.

Интерва́л (от лат. intervallum — промежуток, расстояние; разница, несходство) в музыке — соотношение двух музыкальных звуков по их высоте. В европейской теории музыки мерой исчисления музыкальных интервалов на протяжении столетий был целый тон, по отношению к которому определялись и меньшие (например, полутон, четвертитон) и некоторые бо́льшие (например, дитон, полудитон, тритон) интервалы. Наименьшим музыкальным интервалом в европейской традиции считается полутон. Интервалы меньше полутона именуются.

Хромати́ческая га́мма — восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное, как правило, на основе мажорной или минорной гаммы. Трактуется как ладовая гамма, в которой все большие секунды заполнены проходящими полутонами.

Знаки альтерации, акциденции (нем. Versetzungszeichen, Akzidentien, англ. accidentals) — знаки музыкальной нотации (подразумевается, как правило, 5-линейная тактовая нотация), указывающие на повышение или понижение какого-либо звука без изменения его названия. Основные знаки альтерации — диез, бемоль и бекар. Диез повышает звук на полтона, бемоль понижает звук на полтона, а бекар отменяет действие диеза и бемоля.

Упоминания в литературе (продолжение)

Седьмая ступень в аккорде доминанты снимает резкость, смягчает и украшает его, переводя таким образом из одного состояния звука в другое. Точно так же и собственное усилие человека, направленное на достижение контроля над собой, смягчает и облагораживает грубые черты его характера и поднимает по ступеням Великой Белой Ложи.

Также можно определить доминанту самого витка Спирали Качеств в архитектуре конкретной личности. Люди с доминантами разных витков качеств воспринимают мир значительно разным способом.

Типы изображений в декоративно-прикладном искусстве. Круг символов в искусстве ограничен, но в ходе столетий постепенно видоизменяется, что связано с накоплением и преобразования идейного содержания и технологического опыта. Радикально изменяют перспективу развития искусства это рубеж I–II тыс. н. э. и вторая половина XIX в. В начале закладываются важнейшие эстетические доминанты образной системы, ведущей к ее переосмыслению, перестройке, изменению в иконографии благодаря христианскому духовному опыту. А критическая масса культуры XIX в. в условиях опромышливания процессов жизни определила светские черты художественных образов и соответствующее эстетическое начало.

Представленные Н. Н. Николаенко выводы строятся на исследовании характера композиционного построения респондентами с ярко выраженными формами психических расстройств. Встает вопрос о правомочности переноса данных наблюдений на практику психолога, работающего, как правило, с психически сохранными референтами. Действительно ли, предпочтение перспективного изображения свидетельствует о доминантах полушарий мозга, на что указывает Н. Н. Николаенко? Или же выбор пространства проработки композиции обусловлен культурными и индивидуальными особенностями творящего?

Современные теории гендерных доминант в деловых отношениях характеризуются четырьмя параметрами, выделенными и исследованными Л. Якокка [1990] и его помощниками. Так, голландский ученый Т. Санталайнен [1993] предложил разделение деловых культур в зависимости от готовности следовать закону ориентации на культуры универсальных и конкретных истин. Первый тип культур отличает высокое законопослушание, второй – незаконопослушание, действие в соответствии с конкретной ситуацией, невзирая на законы и правила. Наиболее высокие показатели законопослушания имеют Канада, США, Великобритания, ФРГ, скандинавские страны; наиболее низкие – страны Азии, Латинской Америки, Южной Европы, а также Россия и государства СНГ. Особая роль в этих культурах предписывается женщинам (материнская позиция при разводе, запреты на профессии и т. д.).

Представление о языке как некой духовной сущности в триипостасном проявлении системы, функции и стиля сложилось, по-видимому, окончательно, и в наши дни все больше говорят о доминантах, константах, концептах как мыслимых категориях именно языка – не речи и не речевой деятельности. Видимо, по этой причине и философия вплотную занялась проблемами языка, в то время как профессиональная лингвистика распадается на социолингвистику, которую интересует функция языка в обществе, на психолингвистику или стилистику с их интересом к стилю и стилям, на философию языка и т. д. Осмыслить это объективное движение к специализации лингвистического знания по предмету (формально явленному) при одновременном обобщении его по объекту (содержательной сущности) – наша задача сегодня. Не определив конечной цели такого развития событий, мы не сможем творчески влиять на качество и интенсивность работ лингвистического цикла.

Намечаются два главных вида развития процесса политогенеза: организационно-управленческий и военно-аристократический. Уже у ряда племен доколумбовой Северной Америки существовала практика выделения параллельно двух вождей с различными функциями – военного кацика и мирного кацика. Необходимость организации и надежного функционирования хозяйственной деятельности стимулировало развитие организационно-управленческой функции. В этом отношении особенно показательна роль храмов древнего Шумера как организационных центров земледельческого труда, начиная от обработки земли до уборки урожая и хранения продукции. Напряженная межплеменная ситуация с перемещением материальных ценностей и рабочей силы способствовала развитию внешней функции – от производства оружия и создания фортификационных сооружений до выделения группы людей, постоянно занимающихся военным делом, становящихся в этой области едва ли не профессионалами. Лидеры таких групп способствовали развитию военно-аристократического пути политогенеза, как это было в гомеровской Греции и ярко охарактеризовано Ф. Энгельсом[8]. В реальной истории различные управленческие функции, как правило, пересекались, но их определенная доминанта нередко выступает достаточно отчетливо.

В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая. Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая называется тоникой, четвёртая – субдоминантой, а пятая – доминантой.

В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только строчными, маленькими: t, s и d.

Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта). В тональности ре минор тоникой будет звук РЕ, субдоминантой – звук СОЛЬ, а доминантой – звук ЛЯ.

тоника, субдоминанта и доминанта в тональностях до мажор, ре минор

УПРАЖНЕНИЕ: определите главные ступени в тональностях Ля мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, фа минор. Не забывайте что в каждой тональности свои ключевые знаки – диезы и бемоли, и их нужно обязательно учитывать, когда вы называете звук, соответствующий нужной ступени.

главные ступени лада в разных тональностях

  • Ля мажор – тональность с тремя диезами (фа, до, соль), по буквенному способу обозначения – A-dur. Главные ступени – ЛЯ (T), РЕ (S), МИ (D).
  • Тональность Си-бемоль мажор – бемольная (B-dur), в ней два знака (си-бемоль и ми-бемоль). Тоника – звук СИ-БЕМОЛЬ, субдоминанта – МИ-БЕМОЛЬ, доминанта – ФА.
  • Ми минор (e-moll) – гамма с одним диезом (фа-диез). Главными ступенями здесь являются звуки МИ (t), ЛЯ (s) и СИ (d).
  • Наконец, фа минор (f-moll) – это звукоряд с четырьмя бемолями (си, ми, ля, ре). Главные ступени – ФА (t), СИ-БЕМОЛЬ (s) и ДО (d).

Почему эти ступени называются главными?

Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения.

Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники – ДО, МИ, СОЛЬ; трезвучие от субдоминанты – ФА, ЛЯ, ДО; трезвучие от доминанты – СОЛЬ, СИ, РЕ. Теперь посмотрим, какие конкретно ступени вошли в каждую из команд.

главные трезвучия в до мажоре

В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым. Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды – в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую. Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.

В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень – пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор.

Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности. А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные. Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад – мажорный или минорный.

Какие же функции выполняют эти группы и ступени?

Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента. Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения. Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.

Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.

Как называются все остальные ступени?

Все остальные ступени, которые не относятся к главным, называются побочными. Это второй, третий, шестой и седьмой звуки в гамме. И да, они тоже имеют свои особые названия.

Начнём со ступеней, которые ближе всего находятся к тонике. Это седьмая и вторая. Их именуют вводными ступенями. Дело в том, что они неустойчивы, и очень тянутся к тонике, как правило, в неё разрешаются и потому как бы вводят нас в самый главный звук тональности, служат своеобразными проводниками. Седьмая ступень называется нижним вводным звуком, а вторая – верхним вводным.

вводные ступени - седьмая и вторая

медианта - третья ступень, субмедианта - шестая

Знание главных ступеней и их функций, а также понятие о том, как звучат побочные ступени, очень помогает ориентироваться в тональности – слышать в ней построенные аккорды, интервалы, быстро подбирать аккомпанемент, правильно выстраивать фразировку и динамику во время исполнения.

Напоследок хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что главные ступени и устойчивые ступени – это разные вещи. Главные ступени – это первая, четвёртая, пятая, а устойчивые – первая, третья и пятая. Постарайтесь их не путать!

Видео: как звучат главные ступени в тональностях До мажор и ля минор

Устойчивые и неустойчивые ступени

Устойчивые ступени лада – это первая, третья и пятая (I, III, V), а неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI, VII).

Главные ступени и побочные ступени

Доминанта – это пятая ступень лада, субдоминанта – четвёртая. Тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V) – это главные ступени лада . Почему именно эти ступени называются главными? Да потому что именно на этих ступеньках строятся трезвучия, которые лучше всего характеризуют данный лад. В мажоре – они мажорные, в миноре – минорные:

Конечно, есть и другая причина, по которой названные ступени выделяются среди всех остальных. Она связана с некоторыми акустическими закономерностями. Но мы в подробности физики сейчас вдаваться не будем. Достаточно знать, что именно на I, IV и V ступенях строятся трезвучия-идентификаторы лада (то есть трезвучия обнаруживающие, или определяющие лад – мажорный он или минорный).

Функции каждой из главных ступеней очень интересны, они тесно связаны с логикой музыкального развития. Так, тоника в музыке является главным устоем, носителем равновесия, признаком завершённости, появляется в моменты покоя, а также, являясь первой ступенью, определяет собственно тональность, то есть высотное положение лада. Субдоминанта – это всегда уход, уклонение от тоники, момент развития, движение к большей неустойчивости. Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику.

Да, кстати, чуть не забыл. Тоника, доминанта и субдоминанта во всяких цифровках обозначаются латинскими буквами: T, D и S соответственно. Если тональность мажорная, то эти буковки пишутся большими (T, S, D), ну а если тональность минорная, тогда – маленькими ( t, s, d ).

Помимо главных ладовых ступеней есть ещё и побочные – это медианты и вводные тоны . Медианты – это промежуточные ступени (серединные). Медиантой называется III (третья) ступень, которая является промежуточной на пути от тоники к доминате. Есть ещё и субмедианта – это VI (шестая) ступень, промежуточное звено на пути от тонике к субдоминанте. Вводные ступени – это те, которые окружают тонику, то есть седьмая (VII) и вторая (II).

Давайте теперь соберём все ступеньки вместе и посмотрим, что из этого всего выйдет. А получается красивая симметричная картинка-схема, которая просто замечательно демонстрирует функции всех ступенек в ладе.

Мы видим, что в центре у нас – тоника, по краям: справа – доминанта, а слева – субдоминанта. Путь от тоники к доминантам лежит через медианты (середины), ну а ближе всех к тонике, окружающие её, вводные ступени.

Ну вот, информация, собственно говоря, исключительно полезная и актуальная (может быть, конечно, не для тех, кто прямо первый день в музыке, но тем, кто второй день, такие знания иметь уже необходимо). Если что непонятно – спрашивайте, не стесняйтесь. Вопрос можно написать прямо в комментариях.

Напоминаю, что сегодня вы узнали о том, что такое тоника, что такое субдоминанта и доминанта, разобрали устойчивые и неустойчивые ступени. В конце, пожалуй, подчеркну, что главные ступени и устойчивые ступени – это не одно и то же! Главные ступеньки – это I (T), IV (S) и V (D), а устойчивые – это I, III и V ступени. Так что, пожалуйста, не путайте!

Понравился материал? Тогда почему не делишься им с друзьями? Кнопочки внизу тебе в помощь!

Лучшее объяснение из найденного. Поклон.

Почему дезинформируете людей? 1/3/5 – устойчивые ступени, так вы написали, то есть это тоническая группа. Так как может доминанта – 5я самая не устойчивая из всех ступеней, присутствовать в тонической группе, когда она наоборот, образует свою группу ступеней – доминантную.

Получается, что тоника, доминанта и субдоминанта могут находиться в разных (и не обязательно соседних) октавах?

>Устойчивые ступени лада – это первая, третья и пятая
>Доминанта – это пятая ступень лада
>Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику

Найс противоречия подвезли.

помогите пожалуйста разобраться в ладовых оборотах в мажорных тональностях 1 класс сольфеджио

Уважаемый автор. Скажите, почему написано, что нижняя медианта – ступень между тоникой и СУБдоминантой, а верхняя медианта – между тоникой и просто доминантой? По-моему, обе медианты – меджу тоникой и доминантой..

Спасибо огромное! Очень познавательно и доходчиво!

В разных источниках основной тон аккорда называют то тоникой, то примой. Скажите, в итоге как правильно? Или в чём разница между тоникой и примой?

Здравствуйте! Основной тон аккорда никогда не называют тоникой – только примой. Тоникой называют первый тон звукоряда (например, первую ступень мажорной или минорной гаммы), иногда тоникой также называют “основной” аккорд какой-нибудь тональности (целый аккорд, не то чтобы основной, но главный, устойчивый, точное его название – тоническое трезвучие, а сокращённое – тоника). Аккорд и звукоряд – это не одно и тоже.

Еще раз: тоника – это первая ступень гаммы (ну и аккорд-трезвучие, построенный на этой первой ступени); прима (с латинского – первый) – это первый звук аккорда, т.е. звук от которого построен аккорд.

Например: возьмем гамму до мажор – до ре ми фа соль ля си до, в ней нота “до” – тоника, то есть первая ступень, с нее гамма началась и ей закончилась. Возьмем из этой гаммы три звука, три устойчивые ступени – 1-ю, 3-ю и 5-ю, это будут ноты до, ми и соль. Вместе они образуют тоническое трезвучие (аккорд из трех звуков). Сокращенное название тонического трезвучия – просто тоника. В этом тоническом трезвучии (до-ми-соль), каждый тон (звук) имеет свое название: до – прима (первый тон), ми – терция (третий тон), соль – квинта (пятый тон).

Егор и Таня, все там правильно. Считайте от тоники (в даном случае “До”) вверх. Чтоб понятнее – от той “До”, которую для наглядности симметрии не прописАли на дополнительной нотной линии внизу ;)

Тоже не пойму- почему четвертая ступень это доминанта, а пятая субдоминанта (на последнем рисунке)

На рисунке все правильно. Посмотрите внимательно на ноты. 5 нота доминанта. Просто обозначение 4 ноты пропущено. Смотрите на ноты.

Не перепутаны ли на последней иллюстрации доминанта и субдоминанта?

Доброго времени суток) Уважаемый администратор, очень хотелось бы узнать, как с помощью тоники и доминанты с субдоминантой построить аккорд? У меня есть мелодия, которая играется “одинокими” нотами и получается какое-то “голое” звучание =( Очень хотелось бы перейти на аккорды. Объясните, пожалуйста, заранее спасибо)

1.”УСТОЙЧИВЫЕ ступени лада – это первая, третья и ПЯТАЯ. 2.ДОМИНАНТА – это ПЯТАЯ ступень лада. 3. ДОМИНАНТА выражает КРАЙНЮЮ СТЕПЕНЬ НЕУСТОЙЧИВОСТИ и стремится разрешиться в тонику.” – Здесь всё в порядке? Или я чего-то не понимаю?

всё в порядке)) верьте на слово.

На самом деле почти все ступени бифункциональны (тут надо смотреть контекст). Так, пятая ступень входит одновременно и в тонические аккорды, и в доминантовые. В тонических аккордах она, безусловно, устойчивая, хотя и самая неустойчивая из трёх устойчивых. В доминантовых аккордах она неустойчивая. Или вот первая ступень – в тонических аккордах устойчивая, но в субдоминантовых – нет)) Чтобы это окончательно понять, нужно столкнуться с более сложными музыкальными явлениями.

Есть свойсва устойчивости-неустойчивости, а есть функции (тоника, субдоминанта, доминанта) – это категории разные, хотя и связанные. Вас смутило то, что функциональную роль я здесь присваиваю конкретной ступени, называемой главной. На самом деле функции в большей степени обнаруживают себя не тогда, когда мы рассматриваем одну ступень изолированно от других, а тогда, когда мы анализируем созвучия, гармонии (связь из нескольких звуков). Какие эти созвучия? Тонические, субдоминантовые или доминантовые? Так вот, неустойчивойсть и “желание” скорейшего разрешения в тонику имеют доминантовые аккорды, доминантовые созвучия. В свою очередь эти созвучия завязаны на доминанте – пятой ступени, но эта пятая ступень в них никогда не бывает одинока, она всегда появляется со своей свитой – с “неустойчивыми” ступенями. Например (все примеры в до мажоре):

доминантовое трезвучие – соль си ре (си и ре – неустойчивые и соль тоже, так как её окунули в ту же краску)
доминантовый септаккорд – соль си ре фа (си ре фа – неустойчивые и соль тоже, при разрешении она перейдёт в до – в тонику)

В ладу первичны всё-таки функции (t, s, d), они определяют, кому из ступеней быть устойчивыми, а кому – неустойчивыми. Три функции – три королевы, которые берут под свою опеку свиту из ступеней лада. Устойчивые ступени – до, ми, соль – это так называемое “ТОНИческое трезвучие” – дракон Тоника с тремя головами, главный авторитет, или пусть остаётся королевой с двумя помощницами, так вот соль у ней – волк, который смотрит в лес, или нет)) соль у ней – заместительница, которая иногда пытается в отсутствие Тоники руководить государством, но её свита (си и ре) чрезвычайно сонлива и слаба (пьяные стражники), поэтому всё у них идёт наперекосяк и в итоге они все месте плюхаются спать под ноги Тоники. Тоника отчитывает Соль, и соль, которая временами бывает неустойчивой, у Тоники по струнке ходит)).

Надо-таки попробовать подвести итог)) В общем, функции – тоника, субдоминанта и доминанта – это двигатели и делатели музыкального развития. Под каждой функцией вступает не одна-оденёшенька какая-нибудь, подумаешь главная, ступень, а некий союз ступеней или хотя бы последовательность их. А сами устойчивые и неустойчивые ступени – это бедные овечки, управляемые высшими силами тоники, субдоминанты и доминанты))

Извиняюсь, за многословный и малополезный ответ. Никак сегодня простые слова не находятся))

Тем не менее, спасибо вам за вопрос. Приятно, когда вникают и разбираются. Критический подход к информации – это верный подход.

Спасибо, что не загрузили разными незнакомыми терминами и теориями, а коротко, но подробно и понятно рассказали!

Читайте также: