Воспитательная деятельность в школе статья

Обновлено: 04.07.2024

В условиях перехода России к правовому государству, к демократическому обществу многие специфические проблемы вызваны сменой системы ценностей и социальных приоритетов, а также экономическими и политическими трудностями этого перехода. В этих условиях к воспитанию предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.

В контексте этих требований школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. В развивающемся обществе возрастает потребность в современно образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования призвана не только готовить людей, умеющих жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их, формировать в процессе обучения и воспитания.

Воспитательная система образовательного учреждения охватывает учебный процесс, внеурочную жизнь учащихся, их деятельность и общение за пределами учреждения, направленные на обеспечение возможно более полного всестороннего развития личности, формирования его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

Актуальность исследования проблемы возрастает и в связи с определенным усложнением воспитательного процесса в современных условиях (ослабление форм социального контроля, усиление социальной анонимности, увеличение потока беженцев и мигрантов, рост безнадзорности и беспризорничества). Усложнение воспитательного процесса связано и с такими социальными факторами, как бездуховность свободного времяпрепровождения, пассивность, потребительство, рост криминала, шовинистических и националистических настроений в молодежной среде.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В настоящее время в теории и практике учебно-воспитательной деятельности существуют многообразные технологии, различающиеся областью применения, целями и результатами. Г.К. Селевко и А.Г. Селевко предлагают их классификацию по сущностным, методологическим и инструментально значимым свойствам:

- по уровню применения (метатехнологии; отраслевые; модульно-локальные; микротехнологии);

- по философской основе (материалистические-идеалистические; диалектические-метафизические; сциентистские (от лат. scientia — знание, наука, в основе - представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности)

- по ведущему фактору развития (биогенные, социогенные, психогенные);

- по научной концепции освоения опыта (ассоциативно-рефлекторные; развивающие; социального научения; деятельностные; интериоризаторские; др.);

- по ориентации на сферы и структуры личности (информационные -формирование знаний, умений, навыков; операционные - формирование способов умственных действий; нравственно-этические; действенно-практические; физического развития, др.);

- по характеру содержания и структуры (светские-религиозные; общеобразовательные-профессионально-ориентированные; гуманитарные-технократические; валеологические-экологические, др.);

- по виду социально-педагогической деятельности (обучающие-воспитательные-развивающие; поддержки (сопровождения)- реабилитациипомощи; социализации-адаптации-автономизации-социального закаливания; психолого-педагогические, культурологические);

- по типу управления социально-воспитательным процессом (классическое обучения - воспитание; самоуправление; компьютерные технологии, др-);

- по организационным формам (классно-урочные; клубные; индивидуальные, групповые, др.);

- по преобладающим (доминирующим) методам и средствам (репродуктивные, развивающие, проблемно-поисковые, программирования, трудовые, игровые, др.).

Мы рассматриваем воспитание как процесс:

-целенаправленного формирования личности, в современном понимании - процесс эффективного взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на достижение заданной цели;

-где проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы;

-обусловленный динамичностью, изменчивостью, длительностью;

-непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников;

-комплексный: единство целей, задач, содержания, форм и методов подчиненных идее целостности формирования личности;

-имеющий двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).

Состав организаторов воспитательного процесса:

- заместители директоров по воспитательной работе,

- педагоги дополнительного образования.

Целью образования на современном этапе стало воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития ответственного, высоконравственного, инициативного, творческого, компетентного гражданина России. И именно начальная школа выступает фундаментом всего последующего обучения. Начальное образование имеет свои особенности, которые отличают его от всех последующих этапов школьного образования. Особенностью содержания современного начального образования является и результат: учащийся по окончании этой ступени образования должен приобрести набор не только определенных знаний, но и умений (применять полученные знания, уметь находить самостоятельно информацию, оценивать свои результаты и т. д.). По мнению А. В. Луначарского, «воспитание в процессе обучения — это только часть целостной воспитательной системы школы… осуществляется на уроке посредством четырех факторов, четырех источников или через четыре канала:

— через содержание образования;

— через методы и формы обучения;

— через использование случайно возникших или специально созданных воспитывающих ситуаций;

Свои специфические особенности воспитательного воздействия имеют различные предметы обучения: при изучении дисциплин естественно-научного цикла имеются возможности фундаментализации знаний, формирования чувства гордости за научные достижения отечественных ученых. Большими возможностями располагают специальные, технические предметы на основе осуществления принципа гуманизации. Гуманитарные дисциплины – проблемы воспитания напрямую связаны с осуществлением принципа гуманитаризации. В центре этих наук – человек, философски мыслящий, грамотный, физически здоровый, психологически подготовленный.

Целями воспитательной работы в начальной школе являются:

— формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;

— формирование целостной психологической основы обучения и, в частности, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению. Основные постулаты воспитательной работы — уважать и любить людей, делать добро. Мы обучаем детей поступать по отношению к другим так, как хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к ним.

Задачи учебно-воспитательной деятельности:

— создание условий для развития творческих возможностей личности;

— формирование основ нравственной и духовной культуры учащихся;

— воспитание культуры межнационального общения;

— воспитание гуманного отношения к окружающему миру, к своему ближнему;

— воспитание достойного гражданина страны;

— формирование классного коллектива как воспитательной системы, развитие ученического соуправления;

— работа над сохранением душевного здоровья и эмоционального благополучия каждого ребенка;

— оказание помощи ребенку в его интеллектуальном развитии, способствование повышению его интереса к учебной деятельности;

— оказание помощи каждому ребенку в реализации своего творческого потенциала, раскрытии своей индивидуальности;

— организация работы родительского комитета, направленной на сплочение коллектива обучающихся.

После реализации задач учебно-воспитательной деятельности мы ожидаем следующих результатов:

— повышения уровня воспитанности учащихся класса;

— создания сплоченного классного коллектива;

— проявления инициативы и ответственности учащихся начальных классов за порученное дело;

— наличия положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности ребенка;

— участия в конкурсах, концертах, утренниках, спортивных соревнованиях; — посещения спортивных секций, кружков по интересам;

— повышения уровня удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.

Итак, основными направлениями воспитательной работы с детьми, обучающимися в начальной школе, мы можем назвать познавательную, игровую, творческую, спортивную, коммуникативную (общение) деятельность, досуг. Данные направления воспитательной работы реализуются в ходе проведения классных часов, экскурсий, ролевых игр, конкурсов, походов, дискуссий.

Воспитание в рамках учебно-воспитательного учреждения, являясь педагогическим процессом, рассматривается как система. Рассматривать педагогический процесс системно – значит выделить структурные компоненты системы и процесса и функциональные связи между ними. Это помогает осознать специфику, сущность каждого компонента, их взаимодействие, изменение одного от изменения другого, например: от цели меняется содержание, а определенное качественное состояние ученика, его воспитанность меняют методы воспитания и т. д..

В. П. Симонов представляет педагогическую систему в схеме, которая позволяет лучше увидеть компоненты педагогического процесса.

Структура педагогического процесса – это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы.

Компоненты педагогического (воспитательного) процесса:

 целевой – определение целей воспитания;

 содержательный – разработка содержания воспитания;

 операционно-деятельностный – организация воспитывающей деятельности и взаимодействия участников процесса;

 оценочно-результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания, суждение об эффективности процесса.

– коммуникативный, он отражает наличие в воспитательной системе субъекта и объекта воспитания, проще – воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка и означает общение, взаимодействие их в процессе воспитания.

В ходе исторического развития человечества и педагогической наук
понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения.
На данном этапе социального развития общества воспитание предполагает:

- передачу социального опыта человечества и мировой культуры;

- непосредственное воспитательное воздействие на человека или группу людей;

- организацию жизни и деятельности воспитанника;

- создание условий для саморазвития личности воспитанника, и т.д.

В целом воспитание представляет собой процесс, основными компонентами которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса.

Организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих. В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.

Поставленные перед процессом воспитания цели могут быть решены
различными способами, но эффективность их решения зависит от следующих факторов:

- совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;

​​​​​​​- учета индивидуальных особенностей воспитанника;

- условий и обстоятельств проведения воспитательного процесса.

В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого. В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе.

2.Воспитательная работа в школе. Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений [Текст]. – М.: “Школьная пресса”.- 2004 г.

3.Данилюк А.Я., Кондаков, А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. –М., 2011.- С.8.

4.Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя [Текст] /Н.И. Дереклеева.- М., 2002.

5.Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Сов. педагогика. 1991. № 11. С. 61-64.

6.Организация воспитательной работы в школе. Пособие для директоров общеобразовательных учреждений[Текст].- М.: “Школьная пресса”, 2004 г.

7.Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. Дисс. доктора пед. наук. Ульяновск, 1993. С. 57.

8.Словарь-справочник по педагогике/ Авт.- сост. В.А.Мижериков; Под общ.ред. П.И.Пидкасистого.- М.,2004.- С.42-43.

9.Шилова, М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] /М.И. Шилова.- Красноярск: РИО КГПУ, 2007.

10.Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса [Текст] /Н.Е. Щуркова. -М., 1994.

Основная функция любой школы - учебно-воспитательная деятельность. От того, на сколько эффективно работает эта система в образовательном учреждении, зависит качество образования и воспитания его учеников.

Роль школы и учителя в становлении личности

Школьное образование играет очень важную роль в жизни человека. Именно через него передаются нравственные и духовные идеалы, которые характеризуют нас как личность. В школе мы, как известно, получаем не только знания, мы учимся жить в обществе.

Одной из важных тенденций в современной педагогике является формирование творческой, самодостаточной и активной личности, которая будет способна жить в согласии с собой и обществом. Школа закладывает тот фундамент в сознании ребенка, благодаря которому впоследствии он сможет проявить свои индивидуальные качества.

Каждый ребенок – в первую очередь уникальная личность с неповторимым набором качеств и возможностей.

Для учителя важно организовать не только учебную деятельность, но и внеурочную, досуговую. Общение со школьниками играет для их всестороннего развития существенную роль. Оно помогает сблизиться с детьми, узнать разнообразные стороны их характера.

Для учителя важно расположить к себе ребенка, попытаться завоевать его доверие, помочь поделиться мыслями и сомнениями. Наконец, общение дает учителю ощущение необходимости его работы, востребованности.

Цели и задачи учебно-воспитательной работы

Итак, основной целью учебно-воспитательной работы в школе во все времена являлось и является создание условий, при которых происходит становление личности.

Для педагога очень важно воспитать правильно ребенка: развивать его моральные и нравственные ценности, творческий потенциал, способствовать умственному, эмоциональному и физическому здоровью. Важно, чтобы ребенок получил навыки, необходимые в жизни, чтобы в сложной жизненной ситуации он смог принять правильное решение, смог овладеть различными профессиями в зависимости от того, как сложится его путь.

Для реализации выше поставленной цели учебно-воспитательной работы в школе перед учителем стоят важные задачи:

  1. Всестороннее развитие ребенка, охватывающее различные стороны личности.
  2. Воспитание общительности и понимания общности с коллективом. Развитие желания взаимопомощи.
  3. Формирование навыков к труду.
  4. Повышение интеллектуального уровня ребенка, развитие навыков самообразования и познавательного интереса.
  5. Развитие творческих способностей как метода самовыражения ребенка, любви к прекрасному.
  6. Создание у детей ярких впечатлений о родном крае, о Родине в целом.

Поставленные задачи учебно-воспитательной работы в школе соответствуют направлениям формирования личности, особенно в младшем школьном возрасте. Ведь основными качествами гармонично развитой личности являются трудолюбие, самостоятельность, доброта, честность, сострадание, готовность защитить родную природу.

Формы и методы учебно-воспитательной работы

Формой учебно-воспитательной работы обозначают способ организации деятельности в школе. В практике учителя имеется большое разнообразие форм работы. Если попытаться их упорядочить, то можно выделить пять основных форм учебно-воспитательной работы в школе. В основе данной классификации лежат главные методы учебно-воспитательного воздействия: слово, переживание, деятельность, игра, психологическое воздействие.

  • Словесно – логические. Это беседы с детьми, собрания, обсуждение общих проблем.
  • Образно – художественные. Основой является совместное эстетическое переживание. Примером может послужить совместный поход на концерт, спектакль; школьный праздник.
  • Трудовые. Сюда можно отнести организацию уборки, субботника, ремонта класса. Совместный труд способен вдохновлять не меньше, чем поход в театр или на концерт.
  • Игровые. Это спортивные или интеллектуальные игры, конкурсы.
  • Психологические. Данная форма очень важна для работы учителя, хотя и требует специальной подготовки. Сюда можно отнести психологические беседы и упражнения.

Помимо того, можно выделить индивидуальные, групповые и массовые формы учебно-воспитательной работы в школе. Очень эффективна такая форма работы учителя, как классный час, основой которого является разговор с учениками на заранее приготовленную тему.

Планирование и анализ учебно-воспитательной работы в школе

В организации учебно-воспитательной работы особое место занимает план. Он является важной частью успеха в воспитании школьников. Быть учителем – значит нести ответственность за их развитие и здоровье. Учитель должен это осознавать и знать, к чему стремится.

Для того, чтобы педагог успешно выполнял свою работу и совершенствовался, он обязан выполнять аналитическую деятельность, оценивать свои поступки и решения.

При планировании учитель должен учитывать как нормативные документы, так и проблемы воспитания каждого из учеников. План должен быть четким и ясным. В школе необходимо календарное планирование, то есть все мероприятия должны быть спланированы по дням, неделям и четвертям.

Каждый из нас в своих воспоминаниях возвращается к событиям школьной жизни. В памяти часто возникает яркий образ, связанный с любимыми педагогами, интересными разносторонними личностями, общение с которыми доставило нам радость. Их любовь к детям, манеры, самоотдача остаются в нашей памяти на всю жизнь, порой становясь примером человеческих отношений.

Итак, главной целью работы учителя является воспитание самостоятельной, культурной, нравственной личности, осознающей свою ответственность перед семьей и обществом. Его работа является важнейшим звеном в воспитательной системе, действенным механизмом осуществления индивидуального подхода к ребенку. Учитель является своего рода посредником между воспитанником и обществом в освоении знаний и культуры.

Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения. Она направлена на осуществление задач развития и формирования культуры личности будущих специалистов.

Главной целью воспитательной работы является: саморазвитие студентов, самореализация и самосовершенствование личности учеников за счет актуализации интеллектуальных, культурных и духовно-нравственных ценностей.

Данная цель достигается путем формирования личности будущего специалиста с высоким морально-этическим уровнем.

Какие существуют направления воспитательной работы

Выделяют 2 направления воспитательной работы:

  1. Организация творческих учебных коллективов в свободное от учебы время;
  2. Содействие ученикам в проведении досуга, экскурсий, встреч, собраний, а также помощь в организации мероприятий, посвященных благоустройству помещений в школе и на ее территории.

Психологи выделяют 2 формы воспитательной работы: коллективная и индивидуальная.

Основные интегрированные задачи воспитательной работы:

  • Формирование у студентов и учеников чувства уважения к закону, гражданской позиции, потребности к труду и жизни;
  • Становление у воспитанников определяющих качеств и свойств личности;
  • Принятие и освоение высших нравственно-культурных ценностей;
  • Удовлетворение воспитанников в культурном, интеллектуальном, физическом и нравственном развитии.

Учебно воспитательная работа многогранна. Она организовывается на учебных занятиях, а также в учебно-воспитательном процессе. При этом педагоги школы решают учебно-воспитательные задачи на уроках и приобщают воспитание посредством предмета и его содержания.

Некоторые педагоги могут организовывать воспитательную деятельность в школе вне учебы после занятий. Ученики могут посещать разнообразные тематические консультации, экскурсии, факультативы и пр. Координаторами подобной деятельности выступают классные руководители.

Преподаватель также определяет формы и методы проведения занятий. При выборе конкретного метода он опирается на специфику класса.

Критериями воспитанной личности являются объективные показатели готовности учеников к воспитанию и способности выполнять свои социальные функции. Также критериями могут выступать требование к личности, нормы поведения, деятельность в обществе, идеалы и т.д.

Система деятельности заместителя директора по воспитательной работе и классного руководителя

При работе с коллегами заместитель директора по воспитательной части, а также классный руководитель придерживаются следующей системы:

Методическое объединение классных учителей определяет приоритетное направление воспитательной работы на целый год, при этом сохраняются остальные компоненты воспитания.

Традиционно проводятся подобные мероприятия, как День Учителя, День Знаний, Посвящение в первоклассники, Международный день Матери, а также Последний звонок и Выпускной вечер. Школьные традиции объединяют педагогический коллектив с учениками, усложняют, закрепляют и развивают отношения и связи между членами педагогического коллектива. Подобные мероприятия всем очень нравятся, и к ним начинают готовиться заранее. Однако есть одна проблема: праздник должен отличаться от прошлогоднего.

После детального изучения потребностей не только педагогов, но и учащихся, методическое объединение классных руководителей составляет план работы обучающих занятий. План работы предполагает:

  1. Формулировку целей воспитания;
  2. Составление плана воспитательной работы;
  3. Выбор технологии КТД;
  4. Составление примерной программы воспитательной работы;
  5. Работу с учащимися, требующими повышенного внимания от педагогов;
  6. Выбор формы работы с родителями и т.д.

Создание условий для воспитательной работы классных руководителей имеет конкретные направления в образовательном учреждении.

Главная задача педагога заключается в организации развивающей и воспитательной деятельности. Эта задача важна, поскольку там, где нет организации, царствует хаос и стихийные обстоятельства. А при таких условиях развитие личности невозможно.

Второй задачей, которую должен решить классный руководитель, является организация и развитие коллектива.

Третья задача для классного руководителя в воспитательной работе предусматривает создание условий для проявления внутренних сил учащихся, советы в становлении его личности, разностороннем развитии его интересов и способностей.

План воспитательной работы

План воспитательной работы – это структура, которая имеет следующий вид:

  1. Характеристика коллектива школы, а именно:
    1. Состав класса и общая характеристика учеников (сколько девочек, сколько мальчиков, познавательный уровень и общее развитие учащихся, уровень работоспособности, успеваемость, интерес к коллективным делам, наличие детей из неблагополучных семей, которые нуждаются в повышенном внимании воспитателя);
    2. Взаимосвязь класса с общим коллективом учебного учреждения (участвует ли класс помимо своих дел в другой деятельности школы, предлагает ли идеи для улучшения жизни школы);
    3. Сплоченность (выделяется ли актив класса, способны ли ученики группироваться для осуществления различных видов деятельности).
    1. Жизнедеятельность класса;
    2. Работа с родителями;
    3. Индивидуальная работа школьников.

    Воспитательные задачи включают воспитательные задачи школы и задачи, которые ставит перед собой учитель на весь предшествующий год.

    Благодаря такому продуманному плану руководитель эффективно организует воспитательную деятельность, правильно координирует усилия учителей, школьников, родителей, создает условия для развития каждого учащегося.


    Сущностная характеристика воспитательного процесса заключается в педагогическом взаимодействии. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

    Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса. Классный руководитель назначается директором школы из числа наиболее опытных и авторитетных учителей. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательной работой в классе. Как воспитатель учащихся, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе. Всю эту работу классный руководитель проводит не в порядке самодеятельности, а как официальное должностное лицо. Классный руководитель несёт ответственность перед руководством школы и органами народного образования за содержание и организацию воспитательной работы в порученном ему классе [4, с. 28].

    Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса. На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на ученический коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При определении этих задач, он учитывает возрастные особенности учеников, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в классе, наличии таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, сознание общественного долга [4, с. 30].

    Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.

    Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия. Попытаемся рассмотреть основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы [3, с. 78].

    Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения [5, c. 112].

    Организация и воспитание классного ученического коллектива это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

    Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина — важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе [6, c. 10].

    Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы– ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления — идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников. Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей. Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Задача классного руководителя — обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе [7, c. 65].

    Следующий раздел деятельности классного руководителя — работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию [11, с. 252].

    Вот, пожалуй, основные разделы деятельности классного руководителя. В своей совокупности они составляют сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя.

    Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей и сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребёнком с учётом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя — содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

    1. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. — СПб. КАРО, 2007

    2. Дереклеева Н. И. Классный руководитель: основные направления деятельности. — М.: Верум, 2006

    3. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя 5–6, 7–9 классы. — М.: ВАКО, 2007

    4. Дик Н. Ф. Современный справочник классного руководителя в вопросах и ответах. — Ростов: Феникс, 2007

    6. Коджаспирова Г. М. Педагогика. — М.: ВЛАДОС, 2004

    8. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. — № 9, 1985

    9. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. — М.: ЦГЛ,2003

    Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, класс, воспитательная работа, раздел деятельности, учебно-воспитательная работа, воспитательная деятельность, воспитательный процесс, задача воспитания, изучение учащихся, основной раздел деятельности.

    Похожие статьи

    Использование современных технологий в воспитательной.

    классный руководитель, класс, воспитательная работа, учебно-воспитательная работа, раздел деятельности, задача воспитания, основной раздел деятельности, воспитательный процесс.

    Классное руководство как целенаправленная система воспитания

    Особенности воспитательной деятельности классного. Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса. Во-первых, изучение учащихся.

    Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном.

    классный руководитель, класс, воспитательная работа, учебно-воспитательная работа, раздел деятельности, задача воспитания, основной раздел деятельности, воспитательный процесс.

    Роль воспитательной системы классного руководителя.

    Особенности воспитательной деятельности классного. Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью.

    Особенности организации воспитательного процесса.

    Воспитательная деятельность и физическое воспитание.

    Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе.

    Проблемы современного учебно-воспитательного процесса.

    Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании.

    Воспитательная работа может проводиться со стороны школы лишь в том случае, если это не навредит и не противоречит интересам и мечтам семьи.

    Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

    воспитательный процесс, воспитательная деятельность, воспитывающая среда, профессиональное воспитание, воспитательная работа, воспитательная система, педагогическая практика, личность студента.

    Взаимодействие классного руководителя и родителей.

    Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

    Воспитательная работа в учреждениях НПО | Статья в журнале.

    Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, мероприятия, человек, личность.

    Воспитательная работа в учебных заведениях профессионального образования — это сложнейший процесс, имеющий свои особенности.

    Читайте также: