Воспитательная деятельность функции школы социализация молодежи

Обновлено: 06.07.2024

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка?

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Или быть может потому что так решило наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.

Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.

Что это за факторы? Давайте вместе их рассмотрим, но для начала разберемся с тем, что такое социализация.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Социализация личности - это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в поведении личности. Они взаимосвязаны между собой и выступают в совокупности, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на личность ребенка.

Социализация - это процесс и результат усвоения и воспроизведения личностью социального и культурного опыта, присущего для данного общества, социальной общности, группы (то есть, усвоения и воспроизводства ценностей, норм, образцов поведения). Социализация человека может успешно изучаться только при условии объединения усилий многих наук - философии, истории, психологии, антропологии, культурологии, социологии, педагогики.

ШКОЛА, КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.

Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:

  • социально-психологическое - неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
  • социально-педагогическое - усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.

Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.

ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Одновременно с признанием школы, как одного из значимых инструментов социализации детей, специалисты констатируют тот факт, что школьная социализация сегодня имеет явную проблему. А именно, современные подходы к социализации личности в школе опираются преимущественно на теоретически-просветительском аспекте, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне.

Пути решения этой проблемы специалисты видят в:

  • постепенном внедрении в систему работы учебных заведений психолого-педагогического проектирования социального развития личности,
  • стимулировании социально-коммуникативной активности школьников,
  • создании единой системы воспитательных воздействий семьи и школы.

Помимо этого, чтобы вклад учебного заведения в социализации молодого поколения был действенным и влиятельным, необходимо внедрять новейшие социальные программы в теорию и практику социального воспитания молодежи. Поэтому формирование социальной зрелости личности в условиях современного образовательного пространства является одной из наиболее актуальных проблем педагогической науки.

Анализируется соотношение между воспитательной функцией института образования и реалиями современного отечественного социума. Обращено внимание на ситуацию социального диссонанса, когда общество задает одни требования к личности, а в ходе социализации молодежи прививается другой тип.

Дело здесь не ограничивалось и не замыкалось на коммунистических постулатах. Изгонялась идеология как таковая (включая идеологию повседневности — социальные смыслы профессиональной деятельности) [2] .

Более того, из виду упускалась и такая важная функция идеологии, как воспитательная. Идеология ведь не есть нечто исключительно абстрактное, существующее само по себе как некое облако над данным обществом, на которое можно указать: вот, это наша идеология! Нет, идеология всегда носит прикладной характер: это — одно из ее родовых, неотъемлемых качеств, прежде всего в социально-эпистемологическом смысле.

Сильно упрощая, можно сказать, что всякая идеология объясняет человеку три вещи: что и как в данном сообществе и в мире в целом было раньше, что есть сейчас и что должно быть в будущем.Предполагается, что эти объяснительные схемы должны носить универсальный характер, т.е. быть в равной степени приемлемыми для разных поколений данного общества. Такая объяснительная матрица должна выступать неким объединительным началом для всех социальных групп и всех поколений данного общества. Для всех абсолютно никогда не получается; разумеется, как правило, речь всегда можно вести о релевантном большинстве, т.е. таком большинстве, которое является определяющим для судеб данной страны.

Начнем с того, что из некоторых институтов изгнать ее крайне затруднительно. К таковым, прежде всего, относятся армия и институт образования.

Если под противоположностью идеологизированного состояния мы будем понимать такое состояние, при котором человеку внушено, что в принципе нет на свете ничего обязательного, ничего такого, к чему можно было бы испытывать некие чувства почтения и на этой основе требовать некоего подчинения, то мы получаем на выходе индивида, никому и ничем в принципе не обязанного. Но тогда само функционирование данных институтов становится проблематичным. Как внушать военнослужащему (равно как правоохранителю), что у него есть некий долг по отношению к стране, государству, предполагающий понятия чести и жертвенности? Как выстроить отношения между преподавателем и обучающимся, если последнему внушено, что подчинение и дисциплина — это атавизмы, а все, во что верили старшие поколения — бессмыслица?

Общество держится не только на неких образцах; оно держится в консолидированном виде и на известной доле насилия. Вообще это два столпа любой долговременной социальной солидарности: насилие и символы, они дополняют друг друга [7] . Насилие есть насилие, а символы — это те представления, которые присущи данному обществу, распространяются среди его членов, считаются полезными для его сохранения. В институте армии без насилия не обойтись, и в институте образования не обойтись, как ни коробит это либеральный слух.

И вот здесь-то и важно понять, что же усваивается молодежью через этот процесс? Можно спросить и по?другому: что передается молодежи в ходе образовательного процесса как элемента социализации?

¨ пафос как инверсированный престиж группы вкупе с ориентацией на сверхценность профессиональной деятельности;

¨ психотические реакции — состояние депрессии и / или повышенной возбудимости, связанной с ощущением утраты самоидентификации и самоуважения, потерей цели и веры, чувством одиночества и ненужности.

В этой связи симптоматично, что, по данным проведенного нами исследования, в адаптации к университетской жизни наибольшую роль для студентов играют однокурсники (ровесники), в приобретении необходимых для жизненного успеха качеств — друзья (ровесники), оттеснив на третье мест по значимости университет [9] .

Самый главный вывод, который можно сделать из вышесказанного, заключается в том, что для того, чтобы воспитать значимую и социально ответственную личность, необходим значимый и социально ответственный наставник. Как этого достичь — отдельный и болезненный вопрос. Конечно, не обойтись без соответствующей государственной политики, ориентированной на повышение статуса работников системы образования — и материального, и символического.

Государственная политика в сфере образования не должна ведь ограничиваться вопросами оплаты труда, к которым часто все сводят. Символический статус — это обладание социальным престижем. Не пафосом, который создает сама группа, а именно престижем как общесоциальным признанием важности данной группы для общества, выраженным как в общественном восприятии, так и в государственном стимулировании деятельности данной группы. Короче говоря, государственная политика должна отвечать тем же требованиям, что и сами группы — быть значимой и социально ответственной. Это возможно только в том случае, если государству (или, если угодно, политическому классу) есть дело до своей страны и своего общества, частью которого, пусть и возвышающейся, он является, хотя зачастую об этом и забывает.

Убедить человека в том, что он делает по?настоящему нужное и важное дело, или поддержать его в этой убежденности — дорогого стоит. По сути, именно так сохраняются сегодня профессионалы. Необходимо подкреплять эту пафосную составляющую и реальным качественным ростом, прежде всего повышением квалификации работников образования. В общем, надо не просто выживать и адаптироваться, а встраивать эти действия в формат рефлексивного развития как в отношении учебного заведения в целом, так и в отношении каждого отдельного работника. Только так мы сможем получить максимально адаптированного педагога, который будет в состоянии с успехом готовить столь же адаптированного выпускника и члена нашего непростого общества.

Нельзя идеализировать ни человека, ни мир, в котором он живет. Если и есть что-то полезное в крушении СССР, так это то, что мы перестали жить в очарованном мире, увидели мир во всей его беспощадной жесткости и неприкрытом отчуждении от человека. В пределе, в самой своей последней сути мир несправедлив, а ты никому не нужен, ни власти, ни потустороннему, кроме самого себя.

Это кредо иного отношения к жизни и самому себе — то, что может помочь человеку выжить в мире всеобщей хаотизации и брутализации. Нет ни сознательного и абсолютного Добра, нет ни сознательного и абсолютного Зла — все обусловлено ситуацией и нашим персональным выбором.

Спасешься — значит, станешь успешным во всех, а не только узкоматериальном значении этого сложного понятия. Число спасенных определяется уровнем рефлексии и ответственности. Если ты отвечаешь только за себя, никто, кроме тебя, не спасется. Если ты отвечаешь за собственную семью, ты спасешь, по крайней мере, ее вместе с собой.

Уровни рефлексии и ответственности могут простираться до коллектива, организации, предприятия, административной территории, государства. Важно, чтобы уровни рефлексии и ответственности совпадали, т.е. чтобы не случилось так, что за организацию отвечает человек, рефлексия которого дальше своей семьи не простирается, за государство отвечает человек, не мыслящий дальше рамок своей промышленно-финансовой группы. В таких случаях человек спасать будет то, на что хватает его рефлексии, а не то, за что он в действительности отвечает.

Рефлексивный прагматизм — вот что должно, на наш взгляд, стать основой педагогической стратегии и социализации. Данная категория подразумевает четкое осознание индивидом приоритетности своих персональных целей и определенный уровень их отождествления с задачами микро- и макросоциальных образований, элементом которых он является (семьи, коллектива, класса, нации, государства).

Рефлексивность такого подхода предполагает, во?первых, что индивидуализация носит не жесткий, раз и навсегда определенный характер, а всегда должна определяться конкретными условиями, подвергаемыми критической рефлексии. В случае, например, явной макросоциальной необходимости приоритет следует отдавать задачам именно такого уровня.

Во-вторых, она не исключает внимание к средовым условиям, в которых действует данный индивид, а именно к потребностям и целям окружающих людей. Короче, действуй в своих интересах, но в случае, если твое благо начинает зависеть от блага некоего социального целого, необходимо действовать именно в его интересах. Помогай родне и друзьям просто потому, что они родня и друзья, и помогай посторонним людям, если считаешь это полезным (последнее может включать и чувство элементарного удовольствия).

Главное — соответствуй в своей рефлексии уровню своей ответственности: тогда твои персональные цели и интересы не будут входить в противоречие с задачами структуры, составной частью которой ты являешься и за которую ты отвечаешь. Формирование у молодых поколений такого рода установки является, разумеется, задачей педагогов. Они, однако, должны сформировать ее прежде всего в себе.

[2] Подробнее см.: Кармадонов О.А. Социальная стратификация в дискурсивно-символическом аспекте // Социологические исследования. — 2010. — № 6. — С. 3—13.

[3] Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. — Избранные произведения в 3?х т. — Т. 1. — М.: Политиздат, 1985. С. 25.

[7] См.: Кармадонов О.А., Зверев М.К. Консолидация российского общества: потоки и преграды. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. — 223 с.

[9] См.: Кармадонов О.А. Социальная память и социализация // Социология. — 2007. — № 2. — С. 223—247.


Одной из важных задач, стоящих перед системой профессионального образования, является осуществление государственной национальной политики станы, заключающейся в успешной социализации молодежи, воспитании у молодых людей общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России.

Ключевые слова: образование; воспитание; социализация; культура; государственная образовательная политика; профессиональные образовательные организации.

Современный мир невозможно представить без проявления высокой активности и национального самосознания граждан как необходимого компонента гражданского общества. Поэтому одной из важных задач государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования, является успешная социализация молодежи, воспитание подрастающего поколения, заключающееся в формировании у молодых людей общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса. [1,2]

Россия всегда могла гордиться уровнем вовлеченности молодых людей в социальные процессы. Традиционно именно на профессиональную и творческую молодежь — будущее страны, общество и государство возлагает большие надежды. Возрождение российского общества требует большой научно-теоретической работы по созданию обновленных ценностных ориентиров с целью формирования жизнеспособного подрастающего поколения, что является одной из главных стратегических задач развития страны.

В современных социокультурных условиях профессиональная школа, используя новые подходы в решении проблем интеграции молодых людей в обществе, их успешной социализации, призвана оказывать помощь в реализации их потенциала, формировать у них качества личности, соответствующие ценностям российского общества.

Наряду с безусловными достижениями всех социальных институтов в области взаимодействия по молодежным вопросам, наблюдается и ряд существующих в этом направлении проблем. На современном этапе ведется мощная конкурентная борьба партий, общественно-политических движений и других организованных общественных сил за осуществление контроля над формированием молодежной политики в стране. Особенности социализации молодых людей, возраст которых, как правило, совпадает с обучением в профессиональных образовательных организациях, тесно связаны с особенностями их сензитивного развития, условиями социокультурной среды, развитием общественных институтов.

В этот возрастной период на социализацию молодых людей существенным негативным образом могут повлиять различные проблемы современного социума, такие, как сложность найти подходящую работу в связи с укрупнением организаций и сокращением рабочих мест (как следствие — вовлечение в противоправную деятельность); неэффективная миграционная политика и обостряющиеся межнациональные отношения; развитие зависимости от компьютерных технологий (как следствие — чувство отчуждения, оторванности); нестабильность семьи; коммерциализация всех звеньев системы образования; влияние средств массовой информации и т. д.

В связи с этим очевидна необходимость поддержки молодых людей в их социальной адаптации и выстраивание системной воспитательной работы на государственном уровне. Чрезвычайно необходимым в данном направлении является необходимость принятия Стратегии развития воспитания в РФ, важность которой лишь подчеркивается продолжительными дискуссиями различных социальных институтов о современных подходах в осуществлении воспитания детей и молодежи, опирающихся на ключевые приоритеты в области воспитания [3]:

 создание условий для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;

 обеспечение поддержки семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;

 повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования субъектов РФ;

 формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и молодежи и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;

 обеспечение равного доступа к инфраструктуре воспитания детей и молодежи, требующих особой заботы общества и государства, включая людей с ограниченными возможностями здоровья.

Социальные процессы, происходящие в российском обществе XXI века, оказывают существенное влияние на формирование личности и уровень социальной адаптации молодого человека. С одной стороны, это наиболее образованные, мобильные, восприимчивые к общественным переменам люди, с другой — недостаточно социально активные члены общества в вопросах преобразования реальной действительности.

Становление личности — сложный процесс, имеющий свои тенденции, перспективы самоопределения, самореализации. Этот процесс включает в себя этапы эволюционного развития (появление нового по сравнению с предыдущим этапом — новообразования возрастных периодов), инволюционные изменения (утрата ранее сформированных психических свойств и качеств, имевших место в предыдущем), особенности гетерохромного развития (проявление психических качеств в различное время: одни функции опережают в развитии другие функции), особенности биологического развития (наследственные и врожденные факторы), социального развития (под влиянием природной и социальной среды, исторического развития общества, национальной принадлежности и других факторов), специального развития (развитие психических функций, процессов, свойств личности в рамках профессиональной подготовки).

Проведенные социологические исследования Фонда общественного мнения на тему ценностей современной молодежи наглядно демонстрируют общественный взгляд на проблему становления молодежи в различные периоды развития российского общества.

Большинство респондентов (55 %) отметили, что в 90-е годы XX века в нашей стране среди молодежи было больше целеустремленных, ставящих перед собой определенные жизненные цели молодых людей, чем тех, кто плывет по течению, а в 70-е — 80-е годы XX века таких, по их мнению, было еще больше. [4]

Респонденты отметили также, что из четырех важных направлений деятельности государства в работе с молодежью, таких, как оказание молодёжи социальной поддержки, защиты её интересов; создание условий для самовыражения, самореализации молодёжи; обеспечение молодёжи доступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике; проведение воспитательной работы с подрастающим поколением, наиболее важными являются оказание молодёжи социальной поддержки, защиты её интересов и проведение воспитательной работы с подрастающим поколением.Таким образом, совершенно очевидно, что проблема становления молодежи волнует россиян и они подчеркивают важность проведения государственной работы по успешной социализация и воспитанию молодых людей. [4]

В нашей стране многое делается для того, чтобы профессиональные образовательные организации способствовали становлению личности человека, его эффективному развитию и занятию активной жизненной позиции. Реализуемая в России государственная молодежная политика направлена на содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, их воспитанию и образованию, созданию условий для реализации их инновационного потенциала в интересах государственного и общественного развития, создание условий для включения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

Это осуществляется посредством реализации образовательных программ, включения молодежи в общественно-значимую жизнь (волонтерство, молодежное самоуправление, участие в общественных советах, связанных с осуществлением управления, коллегиях, молодежных форумах, парламентах, мероприятиях и т. д.).

Важным, при этом, является обновление в профессиональных образовательных организациях как содержания (гибкость учебных планов, введение дуального образования и т. д.) и структуры программ и технологий профессионального образования с целью обеспечения их соответствия требованиям экономики страны и изменяющимся запросам населения, так и реализация механизмов для развития взаимодействия профессиональных образовательных организаций с образовательными организациями высшего образования и общественными организациями. На основе прогноза рынка труда и социально-культурного и экономического развития России все эти направления выступают приоритетами в развитии профессионального образования и способствуют успешной интеграции молодых людей в условиях современного социума.

Основные термины (генерируются автоматически): современная молодежь, российское общество, профессиональное образование, создание условий, государственная национальная политика, гражданская ответственность, межнациональное общение, общероссийское гражданское самосознание, современный социум, социальная адаптация.

Социальное воспитание в современной школе - главный элемент социализации человека . Направлено оно на формирование активной, зрелой личности.

Школа играет немалую роль в развитии ребенка. Дети не только учатся. В современном, перегруженном информацией мире они практически живут в учебном заведении. Иногда посещение школы становится способом сбежать от насущных проблем ( семейное насилие, неблагополучие).

Современная школа - единая система, целостный механизм, основание которого образует взаимодействие компонентов воспитания, обладающая собственным образом жизни, психологическим климатом. Это небольшое общество со своими законами и правилами, которые не противоречат установкам реального общественного строя.

Школа - действенный институт при становлении личности человека . Оптимальный набор факторов социализации, действующих на учеников, позволяет использовать их эффективно при патриотическом воспитании гражданина страны.

Особенности школьной социализации

Есть некоторые особенности социального воспитания в школе:

  • Результаты можно увидеть спустя длительное время;
  • Школа обязательна для всех. Она имеет элементы принуждения. Заказ на деятельность формируется обществом;
  • Учреждение образования - открытая система, связанная с другими институтами (спортивные, досуговые, культурные, социальные структуры);
  • Школа обладает автономией;
  • Для нее характерно наличие неустойчивых состояний (конфликты, неожиданности);
  • Сочетание традиций и инноваций;
  • Статус ученика временный;
  • Основные компоненты воспитания- его содержание, оценивание, групповое, статусное распределение.

Школа - транслятор факторов социализации. Влияние их может смягчаться или усиливаться. Факторы действуют на воспитанников в упрощенной, оптимальной форме, что способствует общей социализации с ранних лет.

На ребенка воздействуют три ценностные системы:

  • Группа сверстников, система взглядов, ценностей которой наиболее понятны ребенку. В ней часто срабатывают механизмы подражания, групповой коммуникации, характерные для детского коллектива;
  • Коллектив взрослых - педагогический коллектив, носитель основных принципов воспитания;
  • Школьное сообщество - ученики и педагоги, как носитель общешкольной культуры, принимающие условия учебного заведения, соблюдающие его правила, традиции.

Результаты и механизмы воспитания

Социальное воспитание формирует ценности, образцы поведения в различных ситуациях (поведение, общение со взрослыми, сверстниками, разрешение конфликтов, противостояние негативному влиянию). Ученики получают организационно-управленческую информацию (о подчиненности, особенностях статуса, системе управления заведением). Каждый ученик, используя подражание и идентификацию , усваивая нормы, правила школы, выясняет для себя положение во властной структуре заведения. Дети узнают об основных ценностях отношений (доверие, открытость), навыках духовно-практического характера (нормы, ценности общения, поведения и досуга).

Воспитание обеспечивается несколькими подходами:

  • Индивидуальный. Учет особенностей каждого учащегося;
  • Личностный. Раскрытие личностных возможностей школьников;
  • Возрастной. Зависит от возраста;
  • Гендерный. Учет различий по полу;
  • Дифференцированный. Принцип разделения проблем в различных сферах .

В коррекционной школе работа направлена на устранение конкретных отклонений в социализации ребенка.

Деятельность школы использует все механизмы социализации:

  • психологические: подражание, импринтинг, рефлексия;
  • социально-педагогические: институциональный, стилизованный, межличностный механизмы.

Современная школа может сама влиять на среду, в которой находится ребенок, она внедряет положительный опыт в семью, окружение, “педагогизируя” их.

Формы и методы

Применение форм и методов зависит от индивидуальных особенностей разных детей. Каждый детский возраст - оптимальный период формирования различных качеств ребенка:

  • Начальной школе соответствует благоприятный период для формирования основных социальных качеств. Ребенок учится переживать ситуации успеха, отношению к групповым нормам и правилам поведения;
  • 5-6 класс - лучший период для самоутверждения в общественной, спортивной, эстетической сферах деятельности;
  • 7-8 класс благоприятен для самоутверждения в коллективе, усвоения навыков здорового, ответственного образа жизни;
  • 9-11 классы формируют способности к самоопределению, культуру поведения, труда.

Методы социального воспитания делятся на группы:

  • Методы формирования сознания,
  • Методы организации деятельности,
  • Методы стимулирования, мотивации.

Формы воспитания бывают индивидуальными, групповыми, массовыми.

Индивидуальные формы работы создают комфортные условия для ребенка. К таким формам относят оказание индивидуальной помощи, разнообразные поручения, которые выполняет ученик и несет за них ответственность.

Групповые формы помогают межличностному общению, взаимодействию. Группа - небольшое общество, с характерными признаками всего общественного строя. Формы: дискуссия, диспут, форум-театр, КВН, литературные вечера, праздники, мероприятия по трудовому воспитанию.

Воспитанию содействует организация кружковой работы, самоуправления, просвещение родителей, привлечение государственных структур, создание центров психологической помощи.

Было полезно? Ставьте "Палец вверх" и подписывайтесь на наш канал. Спасибо Вам!

Читайте также: