Риски в деятельности школы

Обновлено: 06.07.2024

В образовательном процессе риски существуют и роль их очень важна. Основная задача педагога - управление рисками, т. е. их предупреждение.

В системе дополнительного образования первым я бы назвала риск потери контингента (обучающихся). Одним из критериев эффективности деятельности учреждения дополнительного образования является критерий сохранности контингента. Если в системе общего образования обучающиеся обязаны посещать уроки, то в дополнительном образовании дети приходят в учреждение по собственному желанию, по желанию посещают занятия.

Предупреждение этого риска строится на профессионализме педагога. Очень важно правильно подбирать форму проведения занятий, образовательные методы и приемы, форму общения с обучающимися, учитывать интересы и запросы детей, их возможности, т. е. осуществлять личностный и индивидуальный подход. Применять методы стимулирования, поощрения, повышать самооценку обучающихся. Своевременно выявлять проблемы обучения и производить корректировку образовательной программы.

Предупреждение этих рисков строится на профилактической работе педагога: проведение инструктажей по технике безопасности, проведение воспитательных мероприятий, направленных на усвоение норм социальной этики (правила поведения), бесконфликтного общения, формирования здорового образа жизни, профилактику правонарушений среди несовершеннолетних. Своевременное проведение педагогом инструктажей по пожарной безопасности, дорожной безопасности, антитеррористической безопасности и чрезвычайных ситуаций, изучение правил поведения и техники безопасности при участии в массовых мероприятиях, общественных местах.

К рискам неординарных ситуаций я бы отнесла риски межличностного общения. В детском объединении возможны конфликтные ситуации между обучающимися, обучающимися и педагогом, родитель-педагог-ученик. Чтобы избежать их, необходимо поддерживать доброжелательные отношения, проявлять неравнодушие к проблемам детей, родителей. Проводить мероприятия, направленные на сплочение коллектива: приглашать на мероприятия родителей, совместно проводить экскурсии, походы, детские праздники.

Существует риск нанесения вреда здоровью как физическому, так и психическому. Предупреждение этого риска – правильное распределение физической нагрузки, учет физиологии, возраста ребенка. Психологические перегрузки связаны у некоторых детей с неуверенностью в себе. В образовательном процессе необходимо использовать методы поощрения и одобрения, хвалить детей даже за маленькие победы, создавать для каждого ситуацию успеха, повышать уровень самооценки.

Риск имеет место при разработке авторской образовательной программы, когда прежние типовые программы утратили эффективность, а новые не апробированы, не внедрены в социальную практику, что порождает неясность, нечеткость, размытость.

Профилактика этого риска – изучение нормативной документации, современных требований к разработке авторской программе, обобщение передового педагогического опыта, постановка четких ориентиров на ожидаемые результаты.

Существуют экономические риски, но управляют ими руководители.

Если педагогу не удалось предотвратить какую-нибудь ситуацию, то для её разрешения необходим только педагогический, компетентный подход, по необходимости, с привлечением специалистов учреждения, и по решению руководства, специалистов других ведомств. ( В соответствии с Российским законодательсьвом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Роль межличностных отношений в образовательном процессе

Рассмотреть структуру педагогического общения и осуществить практический поиск форм эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса.


Роль концертмейстера в успешной организации образовательного процесса на музыкальном отделении педагогического колледжа

Данная работа рассматривает различные области концертмейстерской деятельности в образовательном процессе педпгогического колледжа.


Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения

Среди факторов, способствующих формированию творческой активности обучающихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. По федеральному государственному образовательному станда.


Презентация "Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения"

Презентация к докладу "Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения".


Роль самостоятельной работы в образовательном процессе

Статья: "Роль самостоятельной работы в образовательном процессе".


Роль мотивации и психологически-комфортной атмосферы в коррекционно-образовательном процессе

Статья, в которой раскрывается значимость и ведущая роль мотивации в коррекционно-педагогическом процессе, семейных отношениях между родителями и детьми. Рассмотрены способы установления психологическ.


доклад на тему "Современный урок". Его роль в развитии базовых компетентностей участников образовательного процесса

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо учебных заведений, являлась.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методы управление рисками в общеобразовательном учреждении.

Риски и связанные с ними неопределенности постоянно окружают нас в обыденной жизни. Мы часто воспринимаем это понятие на интуитивном уровне как нечто угрожающее если не нашей жизни, то реализации наших жизненных планов. Для того чтобы управлять рисками, необходимо, прежде всего, выяснить, а чем мы собственно собираемся управлять

Риск – не само событие здесь и сейчас, а предполагаемое событие, способное принести кому-либо ущерб.

Исходя из того, что событие заранее не предопределено, то есть оно может быть, а может и не быть, поэтому в риск-менеджменте выделяется первичная область задач:

- спрогнозировать предполагаемые негативные события;

- определить условия, повышающие вероятность наступления события.

Аксиомы риск-менеджмента образовательной среды.

В реальной образовательной деятельности всегда присутствует риск.

2. Риски в той или иной степени всегда присутствуют во всех элементах и сферах деятельности внешней и внутренней среды образовательной организации.

3. Любые риски могут возникать, развиваться и функционировать только в пространстве и времени.

4. Любые риски обладают своим пространством и временем.

5. Время существования рисков не может быть бесконечно большим и не может равняться нулю.

6. Всякий риск имеет вероятностно-динамическую природу [1,с.11].

В качестве примера того, что любые риски обладают своим пространством и временем, можно привести распределение риска суицида у подростков города Уфы по временам года, первый пик приходится на осень, еще больший подъем наблюдается весной, в том числе распределение по месяцам, пик суицидов приходится на апрель, далее в сентябре и ноябре.

hello_html_m14eae47a.jpg

Распределение завершенных суицидов в г.Уфа среди детей 0-14 лет и 15-18 лет по времени года, % [2,с.3].

hello_html_69b6422f.jpg

Распределение завершенных суицидов в г. Уфа среди детей 0-14 лет и 15-18 лет по месяцам, %. [2,с.4]

Суицид имеет свое пространство. Как показано на таблице нижний часть столбца – суициды, совершенные дома, выше – на улице, возле дома, на крыше дома. Далее место в подъезде дома, еще выше – в лесном массиве, верхняя часть столбца – прочие места – гараж, сарай, чердак.

hello_html_22d8c35e.jpg

Структура завершенных самоубийств среди детей 0-14 и 15-18 лет по месту совершения, %. [2,с.7]

В развитии рисков наблюдаются своеобразные эффекты времени.

1. Если нужно понять, почему происходят те или иные изменения, необходимо анализировать не финальные цифры, а промежуточные показатели по всем направлениям. И, к тому же, во временной динамике. Это касается любых рисков.

2. С течением времени даже незначительные воздействия могут накапливаться, создавая кумулятивный эффект, который потом очень трудно объяснить.

3. Кумулятивные эффекты могут с течением времени разрушить не только людей, но и технику, предметный мир.

5. Если вам кажется, что ничего не меняется, вы, скорее всего, ошибаетесь. И пока просто не заметили изменений. Они происходят всегда. Просто быстрые изменения – это катастрофы, чрезвычайные ситуации. И они хорошо видны. А маленькие изменения постоянны и незаметны. И с течением времени приводят к большим изменениям.

Основных методов управления рисками всего несколько

В практике работы образовательной организации существуют риски, уменьшить которые бывает просто невозможно. Поэтому наилучшим методом борьбы с ними может быть попытка совершенно избежать их. В этом и состоит метод уклонения от рисков. К примеру, определение обучающихся с асоциальным поведением в летний период в лагерь отдыха, определение в период весенних, осенних каникул на лечение в стационар, санаторий позволяет полностью избежать риска противоправных действий в данный период.

Сокращение риска, когда действия образовательной организации способствуют уменьшению неблагоприятных последствий. Данная процедура предполагает, что организация оставляет риски на своей ответственности, поэтому ее называют принятием рисков на себя . В качестве примера можно привести алгоритм мероприятий в школе в случае завершенного суицида учащимся школы с целью уменьшения негативных следствий.

Снижение вероятности риска. Суть этого метода состоит в проведении предупредительных (превентивных) мероприятий, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятного события. Примерами конкретных мероприятий могут служить проведение учений (отработка действий при пожаре, к примеру), тренингов (тренинг повышения стрессоустойчивости выпускников перед экзаменами), определение индивидуального образовательного маршрута обучающегося (вид обучения), разработка и регулярное ознакомление обучающихся с инструкциями по технике безопасности и прочее. Использование данного метода связано с разработкой и внедрением программы базовых превентивных мероприятий, выполнение которой должно постоянно контролироваться и периодически пересматриваться.

Разделение риска, когда определенная совокупность мер позволяет переложить часть ответственности за снижение возможности возникновения неблагоприятных событий на другого субъекта. Примеры: направление обучающегося с риском суицида на консультацию специалиста – пстхотерапевта, психиатра. Рекомендация специалистов школьного ПМПК родителям уже является разделением риска, если данная рекомендация правильно задокументирована. Ознакомление учащихся с инструкциями по технике безопасности, кроме того, что это является методом снижением риска, в то же время является и разделением риска, если учащийся ознакомлен под роспись.

Дробление риска – разновидность разделения риска, когда определенная совокупность мер позволяет переложить часть ответственности за снижение возможности возникновения неблагоприятных событий на ряд других субъектов. Мы можем раздробить риск, переложив часть ответственности за стойкое асоциальное поведение подростка на родителей, органы опеки и попечительства, врача-специалиста, реабилитационный центр, районный центр социально-психологической помощи, Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Передача риска. Например, передача некоторых рисков на аутсорсинг (обеспечение безопасности школы частным охранным агентством, страхование детей по случаю смерти, травм и т.п.).

Внесение вектора силы в систему – схожа с разделением риска, когда определенная совокупность мер позволяет переложить часть ответственности за снижение возможности возникновения неблагоприятных событий на другого субъекта. Применяется когда разделение риска по формальному признаку произошло, но результата нет. К примеру, мы можем разделить риск суицида у ребенка выдав направление на консультацию психотерапевта. Здесь произошло формальное разделение риска, но родитель отказывается консультировать ребенка у психотерапевта, либо, по различным мотивам, уклоняется от этого. В этом случае необходимо применить метод внесения вектора силы в систему ребенок-родитель влияя на родителя методом не простого консультирования и дачи рекомендаций, а используя активные методы убеждения, разъяснения и, таким образом, мы можем добиться нужного решения. Можно использовать данный метод влияния, на других взрослых членов семьи убеждая их, разъясняя им наличную, опасную для ребенка ситуацию, что может привести к разрешению ситуации в пользу ребенка. Также, письменно сообщая в органы опеки и попечительства, Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о злоупотреблении родительскими правами со стороны законного представителя ребенка, мы можем добиться нужного результата, внеся дополнительное влияние на его решение. В крайнем случае, если ребенку грозит опасность для жизни и здоровья, а законный представитель не применяет мер по обеспечению ребенка квалифицированной медицинской помощью и исчерпаны все другие способы влияния в рамках метода внесения вектора силы в систему, социально-психологическая служба должна расценивать это как факт жестокого обращения с ребенком и открыть случай, согласно действующих инструкций о фиксировании случаев жестокого обращения с ребенком. Внесение вектора силы не значит формального отношения к проблеме и к ребенку. Необходимо помнить, что ребенок это не автономная, самодостаточная личность, а система ребенок – родитель. В любом случае необходимо использовать все меры убеждения, просвещения, в том числе правового, разъяснения. Внося вектор силы, необходимо избегать формального и силового давления, но, в тоже время, всеми возможными и законными способами защищать права и интересы ребенка.

Таким образом, данный метод значительно отличается от метода консультирования, который имеет исключительно рекомендательный и, соответственно, необязательный для законного представителя ребенка характер. Метод внесения вектора силы основывается на активных методах воздействия: разъяснение, убеждение, влияние со стороны специалистов органов по защите прав и законных интересов ребенка с целью изменения позиции, принятия нужного решения, выполнения определенных действий законным представителем ребенка в интересах ребенка.

Естественно, что при проведении данных мероприятий в образовательное учреждение должен быть внесен алгорит по соблюдению прав на конфиденциальность ребенка и его законных представителей, согласно Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О персональных данных".

1. Макарова Н.Н. Риск – менеджмент (методология управления рисками в организации): учебное пособие / Н.Н.Макарова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета,2009. – 88 с.

В современных условиях образовательной среды деятельность педагогов насыщена множеством стрессогенных факторов. Последствия происходящей интенсификации образования сказываются не только на учащихся, но и на педагогических работниках. Статья посвящена анализу точек зрения ряда исследователей на существующие риски профессиональной педагогической среды, рассмотрению подходов к решению проблемы сохранения здоровья учителей и преподавателей в условиях профессиональной деятельности. Проблема здоровья педагогов обусловлена различными объективными особенностями трудовой деятельности; отношением к своему здоровью; низкой осведомленностью о факторах риска и способах профилактики профессиональных заболеваний; низким уровнем культуры здоровья и профессионального самосознания педагогов. Показано, что выявление и профилактика факторов риска, влияющих на здоровье педагогов в профессиональной среде, имеют огромное значение не только для педагогических работников, но и играют значительную роль в вопросах сохранения здоровья учащихся.


1. Ахмерова С.Г. Здоровье педагогов: профессиональные факторы риска // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2001. – № 4. – С. 28–30.

2. Бабанов С.А. Диагностика и профилактика синдрома эмоционального выгорания / О.Н. Ивкина // Сестринское дело. – 2010. – № 7. – С. 11–12.

3. Бабанов С.А. Профессия и стресс: синдром эмоционального выгорания // Главврач. – 2011. – № 9. – С. 50–57.

4. Бардахчьян А.В. Гигиеническая оценка состояния здоровья учителей и его влияние на здоровье учащихся средних общеобразовательных учреждений: дис. . канд. мед. наук: 14.00.07. – Ростов-на-Дону, 2007. – 174 с.

6. Васильева Е.Ю. Влияние социально-психологических факторов на качество деятельности преподавателей вуза // Экология человека. – 2006. – № 1. – С. 42–48.

7. Вишневский В.А. Теория и технология построения внутришкольной системы оздоровления в специфических условиях природной и социальной среды. – Сургут: СурГУ, 2005. – 224 с.

8. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: дидактика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.

9. Глушкова Н.И. Аномальная изменчивость личности учителя в условиях современной социальной среды // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 1. – С. 58–58.

10. Гончарова, Н.В. Формирование культуры профессионального здоровья будущего учителя: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. – Волгоград, 2005. – 202 с.

11. Звягина В.В. Качество жизни педагогов юга Тюменской области / В.В. Звягина // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 5. – С. 59–60.

12. Звягина В.В. Возрастные особенности качества жизни педагогов, связанного со здоровьем // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 4 – С. 29–33.

13. Земцов Е.В. Гигиенические особенности условия труда и состояние здоровья учителей школ г. Пятигорска / Е.В. Земцов, B.C. Серкерова, С.Л. Асиновская // Здоровье населения и среда обитания. – 2004. – № 5 (134). – С. 18–22.

14. Состояние здоровья учителей по результатам самооценки и дополнительной диспансеризации / Е.Н. Илькаева, Р.М. Такаев, Е.Г. Степанов, Р.М. Фасиков, Г.С. Степанова // Здоровье населения и среда обитания. – 2009. – № 1. – С. 25–28.

15. Ильченко Ю.Г. Гигиеническая оценка состояния здоровья учителей общеобразовательных учреждений: дисс. … канд. мед.наук: 14.00.07. – Ростов н/Д. – 2006. – 183 с.

16. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 192 с.

17. Кокаева И.Ю. Роль учителя в сохранении и укреплении здоровья младших школьников // Здоровье населения и среда обитания. – 2004. – № 9 (138). – С. 8–10.

18. Максимов О.Л. Взаимосвязь показателей здоровья школьных учителей и учащихся 5–6 классов / О.Л. Максимов, А.В. Бардахчьян // Состояние биосферы и здоровья людей: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. – Пенза, РИОПСГХ, 2007. – С. 132–134.

19. Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л.М. Митина, Е.А. Асмаковец. – М.: Флинта, 2001. – 192 с.

20. Николаева А.Д. Гигиеническая оценка и оптимизация условий труда учителей начальных классов общеобразовательных школ: автореф. дис. … канд. мед.наук: 14.00.07. – М., 2005. – 22 с.

21. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. – Ярославль, 1999. – С. 76–97.

22. Как протекают и каков исход профессиональных заболеваний в современной России / С.А. Степанов, В.А. Пилишенко, Н.Ю. Глушкова и др. // Здоровье населения и среда обитания. – 2009. – № 4. – С. 10–12.

24. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23, № 3. – С. 85–95.

26. Фатыхова Р.М. Психическое здоровье учителя в современных условиях // Материалы Всероссийской конференции 26-28 ноября 1996 г. – Екатеринбург, 1996. – С. 118–119.

27. Щербакова Т.Н. Профессиональные установки педагога и здоровье личности // Валеология, 1998. – № 2. – С. 12–13.

28. Cooper C.L. Organizational Stress / C.L. Cooper, P.J. Dewe, M.P. OʼDriscoll. – Thousand, London, New Dehli, 2001. – 334 p.

29. Dierzel L.C. Predictors of emotional exhaustion among nonresiden-tial staff persons / L.C. Dierzel, R.D. Coursey // Psychiatric Rehabilitation Journal. – 1998. – Vol. 21, № 4. – P. 340–348.

30. Downie R. Heals Promotion / R. Downie, C. Tannahill, A. Tan-nahill. – Oxford, New York, Melbourne, Toronto: Oxford University Press, 1996. – 218 p.

31. Fejgin N. Work environment and burnout of physical education teachers / N. Fejgin, N. Ephraty, D. Ben-Sira // Journal of Teaching in Physical Education. – 1995. – Vol. 15, № 1. – P. 64–78.

32. Felton J.S. Burnout as a clinical entity – its importance in health care workers / J.S. Felton // Occupational medicine. – 1998. – № 48. – P. 237–250.

33. Gerengalss E.R. The impact of social support on the development of burnout in teachers: Examination of a model / E.R. Gerengalss, R.J. Burke, R. Konarski // Work and Stress, 1997. – Vol.11, № 3. – P. 267–278.

34. Grunfeld E. Cancer care workers in Ontario: prevalence of burnout, job stress and job satisfaction / E. Grunfeld, T. Whelan, L. Zitzelsberger // Canadian Medicfl Association Journal. – 2000. – Vol. 163. – Issue 2. – P. 166–169.

35. Von Oncuil J. ABC of work related disorders: stress at work / J. Von Oncuil // British Medical Journal. – 1996. – № 313. – P. 745–748.

Педагоги по своему положению, профессиональной и социальной роли являются не только носителями специальных знаний, но образцом поведения и отношения к здоровью. Вместе с тем современные исследования указывают на крайне низкие показатели физического и психического здоровья учителей как профессиональной группы, которые снижаются по мере увеличения стажа работы [14, 16, 22]. Профессия ставит педагога в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов. Государственная система, многие годы финансирующая образование и здравоохранение по остаточному принципу, превратила сферу педагогическую деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. Однако трудно ожидать результатов в решении проблемы сохранения и укрепления здоровье учащихся без изменения отношения к качеству жизни и, в частности, здоровью учителя.

Профессиональное здоровье педагога – основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема, значимость и неослабевающую актуальность которой отмечают многие исследователи [7, 10, 19]. Некоторые авторы рассматривают ее в контексте общей концепции охраны здоровья нации, так как именно от учителя в значительной степени зависит здоровье подрастающего поколения [4, 17]. С учетом продолжительности учебно-воспитательного периода в жизни ребенка неблагополучное психоэмоциональное состояние педагога, несомненно, может являться фактором риска ухудшения психического и соматического здоровья детей и подростков. Не случайно в последние годы появились исследования, посвященные выявлению взаимосвязей между состоянием здоровья учителей и учащихся [4, 10, 18].

Среди ведущих факторов риска, влияющих на здоровье педагогов, называют: высокое психоэмоциональное напряжение; необходимость переключать внимание на самые разнообразные виды деятельности; повышенные требования к вниманию, памяти; постоянную нагрузку на речевой аппарат; гиподинамию; ортостатические нагрузки; неудовлетворенность своей трудовой деятельностью; продолжительное пребывание в аудитории; низкий уровень психологической культуры; недостаточное развитие коммуникативных способностей и навыков самоорганизации у некоторых педагогов; индивидуальные психофизиологические свойства (например, слабую нервную систему); слабую профессиональную подготовленность [23, 24, 26]. Работа в режиме непрестанной ответственности за учащихся, неограниченной продолжительности рабочего времени, высокой плотности межличностных контактов, постоянного возникновения непредсказуемых ситуаций с детьми отрицательно сказывается на здоровье учителя, приводя к появлению ряда профессиональных заболеваний [10, 15].

Последствия происходящей интенсификации образования не лучшим образом сказываются не только на учащихся, но и на педагогах. В современной образовательной среде деятельность учителей школ и преподавателей вузов насыщена множеством стрессогенных факторов. Именно с неблагополучным нервно-психическим состоянием педагогов многие исследователи связывают большой процент в этой профессиональной группе хронических заболеваний нервной, сердечно-сосудистой, иммунной и пищеварительной систем, органов дыхания и др. [4, 9, 20].

Первые годы работы в школе, связанные с адаптацией к трудовой деятельности, характеризуются частыми простудными заболеваниями, аллергическими реакциями и формированием нейроциркулярной дистонии [1]. У многих педагогов даже при небольшом стаже педагогической деятельности формируются различные патологии голосообразования. Некоторые исследователи устанавливают различия в уровне и структуре заболеваемости учителей, преподающих разные дисциплины. Так, по данным С.Г. Ахмеровой (2003) наиболее высокий уровень заболеваемости зафиксирован среди преподавателей общественных дисциплин и лингвистов. Невротические изменения в большей степени проявлены у русского языка учителей и литературы, в меньшей степени – у преподавателей физической культуры и труда [7]. Исследования показывают, что те или иные жалобы на состояние здоровья предъявляют практически все учителя [13, 15].

Эмоциональное выгорание педагога обус­ловлено целым рядом факторов, исследование причин и профилактика которых необходимы для сохранения здоровья не только педагогов, но и учащихся, так как это состояние неизбежно сказывается на взаимоотношениях со школьниками и студентами. Эмоциональное выгорание является специфическим состоянием психики педагога, возникающим в результате напряженного ежедневного взаимодействия учителя с учениками и проявляющимся в ограничении эмоционального реагирования на необходимые в работе контакты. Симптомами этого относительно устойчивого состояния являются малообоснованная конфликтность, снижение мотивации к работе, ощущение недовольства своим трудом, чувство почти не проходящей усталости и раздражительности [2, 21].

Невысокий уровень психологической грамотности современных педагогов не позволяет сохранять внутреннее равновесие в многочисленных проблемных ситуациях школьной жизни, свести к минимуму дидактогенные воздействия на учащихся и работать в школе без разрушения своего и детского здоровья. В идеале профессионалу, работающему с детьми, необходимо проходить в процессе подготовки в вузе не просто образовательную программу по психологии, но и личную психотерапию.

При отсутствии грамотной помощи по преодолению состояния хронического стресса в профессиональной деятельности у педагогов формируется стойкий комплекс негативных переживаний, представляющих угрозу для его личного здоровья и для коллектива в целом. В этой связи по опыту многих европейских стран необходимо регулярно проводить диагностику эмоционального состояния педагогов, внедрять систему профилактики и помощи [32, 33]. Сложный характер синдрома профессионального выгорания, неизбежность проявления у людей коммуникативных профессий делают необходимым исследование данного состояния среди педагогов в каждом учебном заведении [25, 26, 29].

Существенную роль в развитии негативных психоэмоциональных состояний педагогов играет организационный стресс, значительную долю ответственности за который несет администрация образовательных учреждений. Неблагополучная психологическая атмосфера во многих педагогических коллективах, особенности стиля руководства, взаимоотношения с коллегами также могут являться источником эмоциональной напряженности и непосредственно влиять на развитие психологического переутомления [19, 28]. Исследования показывают, что серьезными стрессовыми воздействиями являются организационные проблемы и изменения в учебных учреждениях [28]. Происходящие в течение многих лет реформы образовательной среды имеют непосредственное отношение к развитию организационного стресса, так как требуют от педагогов постоянного освоения новых видов деятельности, что, по мнению ряда авторов, может являться одной из основных причин повышенного психического напряжения [3, 28]. Многолетний поток изменений в сфере образования с частыми нововведениями не оставляет педагогам возможности к ним адаптироваться, критически осмыслить, приобрести полезный опыт.

Из неблагоприятно воздействующих в последние годы на здоровье педагогов факторов, выделяют также:

– повышенные рабочие нагрузки, обус­ловленные смещением акцента деятельности от непосредственной работы с учащимися на необоснованно высокую отчетность;

– введение системы последипломной аттестации педагогов, отнимающей огромное количество времени и явно понижающей качество взаимодействия с учащимися в аттестационный период;

– существующий социальный дискомфорт из-за невысокого размера заработной платы педагогов и падения роли профсоюзов;

– ухудшение возможностей заботы педагогов о личном здоровье из-за финансовых трудностей, сложности получения квалифицированной (и, прежде всего, профилактической) медицинской помощи, путевок для лечения и т.п.;

– недостаточно представленную в педагогических вузах подготовку в сфере здоровьесбережения всех участников образовательного процесса.

В результате воздействия объективно существующих трудовых проблем и личностных особенностей их восприятия формируется различное отношение учителей к требованиям профессии. Если педагогом избираются стратегии поведения, не приводящие к разрешению трудностей, не способствующие дальнейшему развитию человека как личности и как профессионала, то происходит накопление психоэмоционального и физического напряжения, развитие негативных состояний, в частности, эмоционального выгорания [27, 30, 31]. Как показывают многочисленные исследования, проблема здоровья педагогов обусловлена не только объективными особенностями трудовой деятельности, но и отношением к своему здоровью, низкой осведомленностью о факторах риска и способах профилактики профессиональных заболеваний [6, 1, 7, 5, 19]. Серьезной проблемой является низкий уровень культуры здоровья и профессионального самосознания педагогов. Еще в процессе учебы в вузе необходимо формировать культуру здоровья будущих педагогов, включающую в себя: грамотность по вопросам здорового образа жизни; понимание основ сохранения здоровья в процессе профессиональной деятельности; высокий уровень психологической грамотности; знание стратегий поведения в профессиональной среде, способствующих психическому здоровью и личностному росту. К сожалению, в российском обществе значимость педагогической деятельности во многом обесценивается низкой заработной платой. В этой связи при изучении проблемы сохранения здоровья педагогов возникает необходимость исследования не только профессиональных факторов риска, но также и качества жизни, так как социально-психологические факторы оказывают значительное влияние на здоровье и эффективность деятельности [6, 11, 12]. Исследовать существующие риски профессиональной педагогической среды необходимо практически в каждом коллективе, так как это позволит точно определить наиболее эффективные профилактические мероприятия. Изучение и профилактика факторов риска, влияющих на здоровье педагогов в профессиональной среде, имеют огромное значение не только для педагогических работников, но и играют большую роль в вопросах сохранения здоровья учащихся.

Со стороны администрации трудовая деятельность педагога сегодня может поддерживаться соблюдением элементарных гигиенических и физиологических требований к педагогическому рабочему пространству и времени; созданием кабинетов психологической разгрузки и релаксации; предоставлением психологической поддержки и консультативной помощи психолога по различным профессиональным вопросам. Администрация школ и вузов должна предоставлять педагогам возможность посещения групп личностного роста, что является мощным средством профилактики эмоционального выгорания; привлекать психологов-специалистов в области проведения, так называемых Балинтовских групп, специально ориентированных для этих целей. Организация данных тренингов позволяет улучшить психологическую атмосферу в коллективе, повысить компетентность ее участников в сфере межличностного общения, толерантность к конфликтным ситуациям и устойчивость к стрессам.

Основным социальным механизмом, обеспечивающим сохранение здоровья педагогов, является соблюдение нормативно-правовой базы в области охраны профессионального здоровья. Необходимо регламентировать систему профилактических мероприятий по охране здоровья педагогов, формировать у руководителей образовательных учреждений отношение к здоровью учителей и преподавателей, как одному из основных механизмов повышения результативности образовательного процесса и качества трудовой деятельности в целом. Необходима подробная разработка современных стандартов и норм, регламентирующих условия педагогического труда.

Рецензенты:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации я делюсь опытом своей работы в роли куратора школы с низкими образовательными результатами.С чего мы начинали и как добились успехов.

Организация работы по рисковым профилям.

Из опыта работы куратора ШНОР

Азизова Б.Ш.учитель начальных классов,

заместитель директора

 Перемены происходят лишь тогда , когда мы идём наперекор тому, к чему привыкли. ( Высказывания успешных людей ) . .

Перемены происходят лишь тогда , когда мы идём наперекор тому, к чему привыкли. ( Высказывания успешных людей )

 Анализ исходного состояния школы МБОУ Араблинская средняя общеобразовательная школа расположена в центре села Араблинское, здание школы 1970.года постройки, капитальный ремонт не проводился. Общая площадь школы составляет 1147 кв.м, 1 этаж. Школа располагает 13 учебными кабинетами. В школе имеются спортивный зал, библиотека и пришкольный участок . Количество обучающихся на 1 сентября 2020 года - 407 человек . Численность детей по ступеням образования: Начальное общее образование - 198 уч.; Основное общее образование- 176 уч.; Основное общее образование- 33 уч.; Школа работает в режиме пятидневной рабочей недели для обучающихся 1-х классов и шестидневной для обучающихся 2-11 классов Обучающиеся школы – это в основном дети из малообеспеченных и многодетных семей .

Анализ исходного состояния школы МБОУ Араблинская средняя общеобразовательная школа расположена в центре села Араблинское, здание школы 1970.года постройки, капитальный ремонт не проводился. Общая площадь школы составляет 1147 кв.м, 1 этаж. Школа располагает 13 учебными кабинетами. В школе имеются спортивный зал, библиотека и пришкольный участок . Количество обучающихся на 1 сентября 2020 года - 407 человек . Численность детей по ступеням образования: Начальное общее образование - 198 уч.; Основное общее образование- 176 уч.; Основное общее образование- 33 уч.; Школа работает в режиме пятидневной рабочей недели для обучающихся 1-х классов и шестидневной для обучающихся 2-11 классов Обучающиеся школы – это в основном дети из малообеспеченных и многодетных семей .

Положение о системе управления охраной труда за 10 минут! Не теряйте своих нервов и времени, переходите по ссылке.

оценка профессиональных рисков в школе

Оценка профессиональных рисков в школе: за что накажет инспектор?

С оценкой профессиональных рисков мы побывали не на одном производстве, не в одной организации. За нашими плечами уже более десяти тысяч рабочих мест, сотни организаций, в которых проведена оценка. И образовательные учреждения в их числе. И сегодня мы хотим поговорить о том, что из себя представляет оценка профессиональных рисков в школе. За что накажет, а за что похвалит инспектор при следующей проверке.


Нет времени читать? Обязательно сохраните эту заметку в закладках своего браузера (сделать это быстро помогут клавиши Ctrl+D). Поделитесь и обсудите с коллегами.

Оценка профессиональных рисков в школе: закон

Уже не будем писать о том, как важна и нужна оценка профессиональных рисков. Достаточное большое количество статей (в частности, на нашем сайте) уже содержат эту информацию. Если коротко, то 212 статья Трудового кодекса и приказ Минтруда №438 – основные документы, которые регламентируют данную процедуру. Если подробнее, то, пожалуйста, прочтите здесь и здесь.

Особенности оценки профрисков в школе

Безусловно, в каждой организации есть свои особенности, которые потом находят отражение в результатах оценки профессиональных рисков. Образовательные учреждения тому не исключение. Взять хотя бы оформление документов.

Необходимый набор документов

А вот он, в сравнение с остальными организациями, будет стандартным. Напомним, что образовательное учреждение получает по итогам оценки профессиональных рисков:

  • три процедуры СУОТ (управление профессиональными рисками, информирование работников об условиях труда, реагирования на аварии и несчастные случаи);
  • отчёт о проведении профрисков (а внутри: и сведения об организации, и методика, перечень рабочих мест и матрица ОПР);
  • карты оценки профессиональных рисков на каждое рабочее место с учётом их аналогичности;
  • сводная ведомость и план мероприятий по снижению уровней профессионального риска.

Все дополнительные документы, приветствуются, но не являются обязательными. Задумываясь о том, чтобы сделать их, прикиньте, сколько это будет стоить или займёт времени.

Проводите оценку профессиональных рисков в школе заблаговременно, не дожидайтесь предписания инспектора. Относитесь к охране труда со всей ответственностью и берегите себя!

Читайте также: