Вопрос 7 кто создал единственную школу для крестьянских детей без телесных наказаний

Обновлено: 28.06.2024

Яснополянская школа – начальная школа, открытая для крестьянских детей Л. Н. Толстым осенью 1859 года в его имении Ясная Поляна близ Тулы.

150 лет назад в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны. Осенью 1859 года писатель Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.

Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного, да ленивого. Но вскоре все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую – ни на убогие училища, ни на тягостные, с зубрёжкой, ругательствами и побоями уроки грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата.

В Яснополянской школе обучалось 37 детей в возрасте 7-15 лет (32 мальчика и 5 девочек). Ученики были распределены на два класса и далее в каждом классе — на два отделения по возрасту и уровню подготовки. В старшем классе обучалось 12, в младшем — 25 учеников. В школе училось и несколько взрослых. Обучение было бесплатным и совмещенным для мальчиков и девочек. Занятия проводились с 8 до 12 ч. и с 15 до 18 ч.

В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. Но главное – школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело.

В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру. На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.

Осуществляя свою идею о том, что школа должна отвечать потребностям трудового народа, Толстой ввел в Яснополянской школе занятия по труду (столярное дело и сельско.-хоз. работы), которыми он сам руководил. Вводя в труд элементы игры, он стремился сделать его увлекательным и радостным. Большое значение Толстой придавал и физическому развитию.

В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей “Азбуку”. Вышла она в 1872 году. В “Азбуке” Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названием “Новая азбука”. Несколько позже были изданы четыре тома “Русских книг для чтения”. Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 произведений различных жанров. Это рассказы, сказки, были, очерки, басни и др. “Новая азбука” учитывала возрастные особенности детей. Сначала шли небольшие рассказы всего в несколько строк.

В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительное общество. Его задача — открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавание и помощь учителям в их работе.

Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию, которая используется помещиками, фабрикантами и банкирами в своекорыстных интересах. Толстой подверг острой критике и современную ему школу, в которой учат тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы.

Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность.

Он также совершенно правильно критикует извращения в деле наглядного преподавания в земских школах и формализма в начальном обучении в казенных училищах.

Выработав свое представление о содержании и методике работы народных школ, Л. Н. Толстой в 70-е годы выдвигает свою кандидатуру в состав земства Крапивенского уезда. Будучи избранным, он развертывает здесь разнообразную деятельность по созданию земских школ и усовершенствованию их работы. Толстой становится руководителем школ большого уезда.

Каждому из нас сегодня кажется, что грамотность сродни безусловному рефлексу, как чихание, кашель или отдёргивание руки от горячего чайника. Чтение и письмо входит в нашу жизнь естественно, как обыденный процесс, над которым мы даже не задумываемся. Между тем, ликвидацию безграмотности в Советском Союзе провозгласили лишь в 1959-м – всего 61 год назад. А за столетие до этой даты только-только начинались разговоры о необходимости реформ, которые будут направлены на просвещение детей крестьян, рабочих, разночинцев, мещан и другого простого сословия. Огромную роль в просветительском процессе тотально безграмотной страны, сыграли энтузиасты. Люди, которые задолго до введения всеобщего среднего образования взялись обучать детвору бедноты. Одним из таких людей был писатель, мыслитель, классик русской литературы, граф Лев Николаевич Толстой. В своём имении Ясная Поляна в 1859 году он организовал школу, педагогические приёмы которой впору осваивать и современным учебным заведениям.

Вопрос о всеобщей народной грамотности поднимался ещё в конце XVIII века, при Екатерине II. Её эксперимент по внедрению на огромной имперской территории народных училищ потерпел крах. В частности из-за недофинансирования, но в большинстве из-за банальной нехватки преподавательского состава. Не имели успеха и предпринятые реформы императора Александра I по разделению училищ на приходские, уездные, губернские (гимназии) и университеты.

Как свидетельствуют историки, самые нужные учебные заведение – приходские – не открывались вовсе. Причиной неудач можно считать несколько факторов: отсутствие субсидирования и квалифицированных кадров, бюрократия, казнокрадство. Но в большей степени процесс тормозило общественное мнение.

Поначалу местные отнеслись к бесплатному образованию с недоверием. В первый учебный день порог школы перешагнули лишь 22 ребёнка. Спустя пару недель добрая весть подтвердилась, и количество учеников увеличилось в три раза. Из дневниковых записей Софьи Андреевны Толстой (жены писателя) можно узнать, что детей в имение привозили аж за 50 вёрст. Что же это была за школа такая необычная? И почему её так полюбили сами ученики?

Лев Толстой на уроке в собственной школе. Ясная Поляна

Свобода равно ответственность. Начало занятий было плавающим – с 8 до 9 утра. Детям нужно было дать возможность дошагать несколько вёрст до имения. Полдень – перерыв на обед. Уходить с уроков домой было позволено в любое время, даже до перемены. Толстой понимал, что крестьянские дети обременены домашними обязанностями наравне с взрослыми. Рассадка в классе отсутствовала, каждый садился, где хотел – кто на лавку, кто на подоконник, а кто и вовсе на полу. Распределяли ребят не по возрасту, а по степени подготовленности – на младшую, среднюю и старшую группы. Атмосфера в классе царила непринуждённая. Каждый из учеников мог спросить учителя о чём угодно, мог советоваться с соседом, ребята заглядывали друг другу в тетрадки. Уроки напоминали скорее беседу, нежели лекцию. А иногда и увлекательную игру. Заданий на дом не задавали. Как мог маленький крестьянин делать уроки в переполненной тёмной избе?

Крестьянин Василий Морозов (справа), бывший ученик школы Л.Н. Толстого в имении Ясная Поляна. Портрет неизвестного художника

Учебная программа, опередившая время. Закон Божий, письмо да азы арифметики – это всё, на что могли надеяться крестьянские дети, обучающиеся у попа или дьячка. Толстой считал, что любой ребёнок должен иметь широкий кругозор. Он ввёл в программу 12 предметов: чтение, письмо, грамматику, русскую историю, арифметику, географию, природоведение, черчение, Закон Божий. А ещё были беседы из естественных наук, рисование и даже пение. В старшую группу постепенно вводили математику, физику и мировую историю, который Толстой, судя по дневниковым записям, любил преподавать лично. Подачу материала талантливый педагог варьировал в зависимости от постепенного развития подопечных. Чаще всего его уроки имели формат увлекательного рассказа, полного сравнительных примеров, эмоциональности и контраста.

Поощрял наставник и физический труд. Рядом с флигелем он выделил для ребят участок земли, на котором они выращивали овощи и злаковые, добиваясь высоких урожаев. С пользой проходили и перемены. Сегодня их можно было бы отнести к урокам физкультуры: Толстой учил ребят гимнастическим упражнениям, играл в городки, боролся с учениками, бегал наперегонки, летом все вместе плавали, зимой – ходили на лыжах или катались на коньках.

1) Этот писатель – Лев Толстой. Большую часть жизни он провел в своем имении под Тулой, в Ясной Поляне. Там он открыл школу для детей из крестьянских семей, обучал их грамоте, чтению, письму и счету. Он написал Азбуку, а также множество рассказов, сказок, басен для маленьких детей.

2) М. Лермонтов прожил короткую, но яркую и трагичную жизнь. Он родился в 1814 году и погиб на дуэли на двадцать седьмом году жизни, в 1841 году. Поэт оставил ряд прекрасных произведений, в которых отразились не только личные, но и философские, и гражданские мотивы.

Как учили детей рабочих и крестьян до революции? Как родилась современная школа? Чем приходская школа отличалась от земской? Ответы на эти вопросы — в нашей статье.

Ученики крестьянской школы в Ясной Поляне Л.Н. Толстого. Оригинал фото находится в музее Ясной поляны.

Ученики крестьянской школы в Ясной Поляне Л.Н. Толстого. Оригинал фото находится в музее Ясной поляны.

Нужно ли детям крестьян и рабочих образование? Должны ли они уметь читать, писать и считать? В дореволюционной России многие считали, что да. Иначе откуда бы взялись новые Ломоносовы? Крестьянские школы давали шанс каждому ребенку, независимо от его происхождения, постичь науку и пойти дальше. И пусть это очень маленький шанс, некоторые им все же смогли воспользоваться.

Итак, как же были устроены школы для представителей нисшего сословия в дореволюционной России?

Школа Рачинского

Седой благородный учитель. Мальчики в холщовых рубахах и лаптях. Доска, на которой мелом начерчена задача. Изразцовая печь. Картина с Девой Марией. Так запечатлел школу Рачинского для крестьян художник Богданов-Бельский, некогда обучавшийся там.

Сергей Александрович Рачинский был ученым, академиком, а также надворным советником. Он выстроил школу с общежитием в селе Татеве, где у него было имение. Картину Богданова-Бельского любят помещать в учебники истории. Но большинство учебных заведений для крестьян и рабочих в Российской Империи были совершенно иные.

Массовое образование

Прежде чем рассказать о школах, надо объяснить про сам феномен массового образования в России. В аграрном обществе крестьянам, которые составляли большую часть населения планеты, чтение и письмо не требовались. Археологи находят глиняные таблички шумеров, папирусы египтян, пергаменты древних римлян, берестяные грамоты новгородцев. Но все это было создано тонкой прослойкой городских образованных жителей. Их доля была невелика по отношению к тем, кто работал на земле и обучался неписаным премудростям от отца и матери.

"Цифирные школы"

Реформы Екатерины II

В этих школах могли учиться все дети всех сословий, кроме крепостных крестьян. Дети казаков, государственных крестьян или мещан имели право получить образование. Именно тогда появились первые единые учебные планы.

Реформы Александра I

Следующая реформа образования состоялась при Александре I. Именно при нем получили широкое распространение школы в сельской местности, именуемые приходскими училищами. Закончив их, можно было поступать в училища уездные, которые служили подготовкой к гимназии. При этом дети дворян обычно до гимназии обучались на дому. Дети же крестьян, мещан и рабочих ограничивались первыми двумя ступенями.

Земская школа

Несмотря на трехлетнее обучение, в школах был всего лишь один класс, но поделенный на три группы. Численность такого класса достигала пятидесяти человек. В школу детей отдавали в восемь лет или раньше: крестьянам и рабочим было важно, чтоб ребенок скорее мог вернуться к домашнему хозяйству или пойти в ученики по какому-либо делу.

Школьная система в императорской России была очень запутанной. Она охватывала далеко не все население. Обязательное всеобщее образование (всеобуч) появилось только после Октябрьской революции. Впрочем, и без большевиков страна рано или поздно бы перешла к тотальной ликвидации безграмотности.

Автор текста — читатель нашего канала, учитель истории. Если у вас есть интересный опыт школьной жизни и вы хотите им поделиться на страницах нашего канала — свяжитесь с нами .

Читайте также: