Волонтерское движение в доу как средство духовно нравственного воспитания
Обновлено: 02.07.2024
В современном мире мало обеспечить присмотр и уход ребенку. Мы должны развивать и формировать ребенка как личность, применяя инновационные технологии. Пример одной из таких технологий – технология эффективной социализации Волонтерство. С ее помощью мы можем опосредованно воздействовать на личность ребенка, развивая морально-нравственную сферу личности, поддерживать самостоятельность и инициативность каждого ребенка.
Мы привыкли к тому, что волонтерские движения организовываются на базе школ, социальных центров, партийных и религиозных организаций. Но, именно, детский сад обеспечивает базу морально-этических норм человека, учит милосердию, состраданию, ответственности, подает пример верного и доброго взаимодействия с миром, формирует самостоятельность и личностный позитивизм.
Волонтер – любой человек, который вносит свой вклад в развитие волонтерства, осуществляя волонтерскую деятельность.
Волонтерская деятельность – широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия. Деятельность осуществляется волонтерами на безвозмездной основе, добровольно, на благо широкой общественности. Следовательно, основным мотивом волонтерских движений и акций является не материальная прибыла, а удовлетворение социальных и духовных потребностей.
Волонтерская деятельность это: посадка цветов, кустов, деревьев; помощь таким категориям граждан как: беспризорные дети, многодетные семьи, бездомные люди и люди с ограниченными возможностями и т.д.; помощь животным, благоустройство различных территорий (парки, скверы, берега рек и озер, очистка леса от мусора и т.д.); благотворительные концерты; пропаганда здорового образа жизни и т.д..
В России ежегодно будет отмечаться День волонтера (5 декабря).
Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования определяет ряд целевых ориентиров, таких как:
- проявлять эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто нуждается;
- проявлять уважение к старшим и заботу о младших.
Это и есть, те самые, добрые дела, которым учат идеи волонтерского движения.
Технология "Дети-волонтеры".
Цель:Организация в ДОУ волонтерского движения через объединение активных и творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.
Задачи технологии:
- Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
- Развитие самостоятельности и ответственности у детей;
- Создание ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.
Этапы внедрения практики волонтерства в ДОУ:
- Подготовительный : изучение теоретических аспектов детского волонтерства, планирование практической деятельности в рамках проекта.
- Организационный: мотивирование детей, родителей, педагогов на волонтерскую деятельность.
- Практический: конкретные акции и проекты команды волонтеров.
Работа по внедрению волонтерского движения в практику работы детского сада предполагает три направления:
Работа с детьми
Работа с родителями
Воспитание потребности к ЗОЖ;
Формирование бережного отношения к природе;
Формирование доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми.
Формирование волонтерского движения в детском саду (формирование представлений о понятии "волонтер");
Социально-психологическая подготовка волонтеров (разработка атрибутов, правил, плана);
Развитие волонтерского движения
(проведение акций, мероприятий и т.д.).
Волонтерские акции – это не только большие мероприятия с привлечением различных организаций, но и маленькие добрые дела, которые может сделать каждый ребенок в детском саду и на участке. Например:
"Украсим наш сад" – уход за растениями на участках детского сада;
"Подари праздник" – участие в утренниках других групп, подготовка подарков к праздникам.
"Трудовой десант" – наведение порядка на прогулочном участке, веранде, группах детского сада, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, украшений для праздников.
"Научи меня" – дети обучают друг друга новым способам рисования, лепки, играм, рассказывают стихи и сказки.
Одной из форм организации работы по введению волонтерского движения в ДОУ является "Книга добрых дел", куда вписываются и зарисовываются добрые дела, которые совершили ребята за неделю в детском саду. Так же, можно предложить родителям, дома, вместе с детьми вести "Дневники добрых дел", куда бы записывались добрые дела, которые сделал ребенок дома.
В условиях внедрения ФГОС ДО происходит поиск эффективных и целесообразных форм, технологий работы с детьми, которые позволили бы сформировать человека с необходимым набором качеств, требуемых современными условиями труда. На сегодняшний день актуальными умениями являются: умения работать над проблемами, находить разные способы решения проблем, работать в команде. Формирование таких умений должно происходить с учетом принципов дошкольной педагогики и в адекватных возрасту ребенка формах.
В настоящее время педагогические коллективы детских садов интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
-развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;
-создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
-возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;
Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.
При выборе оптимальной частоты посещения детьми-волонтерами младших групп, необходимо было определить частоту мероприятий. Принимаю во внимание длительность подготовительного периода и объемы изучаемого материала, оптимальный период был определен, как один раз в две недели.
Дети волонтерское движение приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа 5-6 человек, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Другие присматривались. Но после того, как волонтеры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес и желание сначала попробовать, а потом тоже активно включались в работу.
Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети получают внутреннее удовлетворение, чувствуют гордость за проделанную работу. Не ждут материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.
— участие детей в волонтерском движении помогает им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить — коммуникативный навык;
— дети учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
— дети учатся решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.
Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.
Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.
Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.
Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников.
Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС ДО.
Актуальность волонтерского движения в дошкольном учреждении, объединяющего родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:
- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;
- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде;
- к повышению рейтинга образовательного учреждения.
- развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
- развитие самостоятельности и ответственности;
- создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.
Организация практики волонтерства в детском саду осуществляется поэтапно.
Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ.
Второй этап – организационный, задачи которого заключаются в мотивировании детей на волонтерскую деятельность и организацию команды.
Важный момент в организации волонтерского движения – это обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Можно разработать план с детьми-волонтерами по проведению волонтерских акций, а также правила команды.
Следующий этап – практический. На этом этапе реализуются конкретные дела волонтерской команды. Активно внедряется в практику работы ДОУ проведение акций. Тематика их самая разнообразная, но необходимо соблюдать правило - она должна быть актуальна в данный момент для самих детей, их родителей, социума.
Например, можно организовать работу по оказанию посильной помощи детям младших групп. Утром – проведение и разучивание пальчиковых игр, днем – оказание помощи при одевании детей на прогулку, совместные игры на прогулке. Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, умываний, закаливающих процедурах, совместная продуктивная деятельность, совместные сюжетно-ролевые игры и прочее.
Также можно, например, предложить детям-волонтерам изготовить подарки для малышей, которые первый раз пришли в детский сад и поздравить их, рассказать как здорово в нашем детском саду.
Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности после ее осуществления. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность.
Четвертый этап – диагностический . Диагностика помогает исследовать и определить эффективность применения технологии волонтерства на определённом временном отрезке.
Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.
Дошкольники учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, они готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У детей развиваются коммуникативно-речевые умения и навыки.
Волонтеры осознают свою важную миссию – считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.
Дошкольники приходят к пониманию, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.
У детей формируется потребность в проявлении инициативы по выбору мероприятий и их количеству.
Участие дошкольников в волонтерском движении оставляет отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.
Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение адаптироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерское движение - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
В заключении хочу предложить вашему вниманию упражнение, которое помогает формировать такие качества как доброта, сострадание, сочувствие, чувствительность. Его можно использовать на этапе мотивирования детей на волонтерскую деятельность.
Я предлагаю вам вырезать из цветной бумаги силуэт человека.
Ваша задача увидеть его характер, рассказать о нем, представить добрые или злые поступки, основываясь на цвете листа бумаги, который вы выберете.
Присаживайтесь за столы. Приступайте к работе.
Итак, наши человечки готовы.
Первой о своем человеке расскажу я:
мой человечек появился на свет из листа бумаги ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие, умение дарить тепло и добро другим.
А теперь давайте познакомимся с вашими героями.
Последним дается описание человечка черного цвета:
а этот человечек появился на свет из листа бумаги черного цвета, он зол, проявляет агрессию к другим, ему трудно среди других, у него нет друзей, ему одиноко.
- Как вы думаете, мы должны помочь этому человечку?
- Что мы можем для него сделать?
Да, вы все правы, мы должны окружить его вниманием, заботой, добротой. Только вместе мы можем посеять росточки добра в его сердце.
Пожалуйста, возьмите своих человечков и с помощью клея, приклейте их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, оберегая друг друга и окружая своей добротой черного человека.
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно — нравственных качеств личности дошкольников.
Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.
Задачи педагогической технологии:
1) развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
2) развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;
3) создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу воспитателя.
4)способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребенка
5) развивать навыки общения детей.
6) вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
7)отслеживать развитие духовно-нравственных качеств воспитанников.
Проблема: Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии
Вид проекта : образовательный –творческий .
В нашем детском саду понятие "Волонтерство" мы стали использовать 2 года назад, но традиция помогать ближним существует уже много лет.
А самые близкие нам - это малыши младших и средних групп, которые нуждаются в помощи взрослых или старших дошкольников.
В дальнейшей работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада, я выделили 4 этапа:
1этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров
2 этап. Формирование волонтёрского движения.
3 этап. Путешествие в мир добрых дел и поступков
4этап. Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.
Таким образом, после проведенной предварительной работы из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности сформировались команды детей – волонтеров.
Воспитанники старшей группы волонтерское движение приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа 6-7 человек, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Другие присматривались. Но после того, как волонтеры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес.
Дети – волонтеры регулярно посещают свои подшефные группы раз в неделю, в определенный день с различными добрыми делами.
Старшие дошкольники, как и все дети, любят игры: подвижные, сюжетно-ролевые и игры по правилам, где они понимают свою значимость в качестве наставника научить партнёра игре.
Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, умывании, закаливающих процедурах, совместная продуктивная деятельность, сюжетно — ролевые игры с использованием русского народного фольклора.
Слайд 13 , 14, 15
Старшие дети дарят подарки своим подшефным группам , сделанные своими руками, лепят и рисуют, помогают мыть игрушки, посещают малышей во время прогулки, помогают дойти им до участка и обратно, расчищают снег, помогают собрать игрушки.
4этап. Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий
Вместе отмечают праздники (Осенины, Рождество, Колядки, Масленицу, Праздник русской берёзки, Пасху и т.д.).
Читайте также: